175 инструкция по охране труда с изменениями 2020

28 июня 2020 г. вступили в силу изменения в порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Об основных изменениях расскажем в данной статье.

Основные изменения, внесенные в Инструкцию № 175

  1. В п. 5 Инструкции № 175 добавлено требование о необходимости прохождения стажировки по вопросам охраны труда работниками, исполняющими обязанности временно отсутствующих работников.

Круг лиц, к которым применяется данное требование, ограничен и стал применяться только к работникам, а именно к физическим лицам, которые работают по трудовым договорам.

  1. В п. 6 Инструкции № 175 дополнительно введено требование к специалистам о прохождении ими стажировки при выполнении работ по профессиям рабочих, а также при выполнении отдельных видов работ с повышенной опасностью.

Также появилось новое требование о том, что не только специалисты, но и руководители проходят обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессиям рабочих или отдельным видам работ с повышенной опасностью в случае их выполнения.

  1. В п. 7 Инструкции № 175 появилось новое требование: работники-надомники при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование, проходят инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175.
  2. В п. 8 Инструкции № 175 установлено требование о проведении обучения «основам законодательства об охране труда» перед началом трудовой деятельности обучающимися. В то же время исключено требование о том, где и кто проводит обучение основам законодательства об охране труда (ранее действовавшая редакция Инструкции № 175 предусматривала, что обучение проводится в учреждениях образования).
  3. В п. 9 Инструкции № 175 требования распространяются только на период прохождения практики, производственного обучения обучающихся, а также:
  • исключена необходимость проведения обучающимся стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • неопределенный термин о проведении какого-то «обучения» заменен на более понятный термин «обучение безопасным методам и приемам работы в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы прохождения практики, производственного обучения учащихся в учреждениях образования».

 Справочно:

аналогичное требование по организации проведения обучения по вопросам охраны труда установлено подп. 11.9 п. 11 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, с изменениями от 30.04.2020 № 42.

  1. В п. 11 Инструкции № 175 установлено, что организация обучения по вопросам охраны труда возлагается на службу охраны труда. В п. 5 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было установлено, что «обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров».
  2. В п. 16 Инструкции № 175 добавлено требование о проведении вводного инструктажа с обучающимися, проходящими в организации производственную практику.

В требованиях новой Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий» для соответствующих различных случаев проведения вводного инструктажа.

  1. В п. 18 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Допускается совмещать проведение вводного инструктажа с проведением противопожарного инструктажа при условии, что рассмотрение вопросов программы вводного противопожарного инструктажа согласно приложению 1 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 мая 2018 г. № 36, предусмотрено программой вводного инструктажа по охране труда в полном объеме».
  2. В п. 20 Инструкции № 175 расширены:
  • круг лиц, на которых можно возлагать обязанности по проведению вводного инструктажа при территориальной удаленности структурного подразделения, а именно на любое уполномоченное должностное лицо нанимателя. Ранее обязанности по проведению вводного инструктажа можно было возлагать только на руководителя данного структурного подразделения;
  • возможность проведения вводного инструктажа на удаленных объектах любым уполномоченным должностным лицом нанимателя.
  1. В п. 22 Инструкции № 175 добавлены случаи проведения первичного инструктажа по охране труда до начала самостоятельной работы:
  • с работниками при поручении выполнения новой для них работы;
  • с работниками при временном переводе их к другому нанимателю;
  • с работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.

Исключено требование о проведении первичного инструктажа по охране труда с работниками, переведенными с одного объекта на другой.

Вместо этого требования установлено новое – о необходимости проведения с работником первичного инструктажа на рабочем месте при поручении выполнения новой для него работы.

В данном новом требовании заключается правовая неопределенность. Например, на вопрос о том, считается ли перевод работника с одного объекта на другой выполнением новой для него работы или не считается, однозначного ответа нет.

Для соответствующих различных случаев проведения первичного инструктажа на рабочем месте в требованиях Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий».

  1. В п. 31 Инструкции № 175 расширено изложение объема проверки усвоенных знаний по вопросам охраны труда, которой завершаются инструктажи по охране труда: «…содержащимся в инструкциях по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) или программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте <…> а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы» (в п. 60 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было только: «…проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы»).
  2. В п. 35 Инструкции № 175 установлено новое требование о том, что при наличии у должностных лиц, проводивших инструктаж по охране труда, и лиц, прошедших инструктаж по охране труда (в том числе принимаемых на работу), электронной цифровой подписи допускается регистрация вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажа и стажировки в электронном виде путем оформления в виде электронных документов журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструктажа по охране труда или личной карточки по охране труда (в случае ее применения) с соблюдением норм Закона об электронном документе.
  3. Пунктом 36 Инструкции № 175 установлено следующее: «Работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда (далее – стажировка) и последующей первичнойпроверки знаний по вопросам охраны труда».

Появилось свое название для проверки знаний при приеме на работу, а именно новый термин «первичная проверка знаний по вопросам охраны труда».

Тем не менее в новой редакции Инструкции № 175 так и не устранена правовая неопределенность в применении критерия о необходимости прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.

Например, на вопрос о том, необходимо ли проводить стажировку и последующую проверку знаний по вопросам охраны труда или нет работнику, принятому на работу, при наличии у него перерыва в выполнении работы с повышенной опасностью менее одного года, не каждый руководитель или специалист даст правильный ответ.

  1. В п. 37 Инструкции № 175 конкретизирован термин для лица, под руководством которого проводится стажировка, – «руководитель стажировки».

Применяется более универсальный подход при выборе лиц, из числа которых назначается руководитель стажировки. Также указано, что ознакомление с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки необходимо проводить под роспись.

  1. В п. 39 Инструкции № 175 несколько изменений:
  • перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, объединен с перечнем должностей служащих;
  • снова появилось ранее отмененное правило о том, что продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах;
  • установлена возможность прохождения стажировки в другой организации для рабочих и специалистов, работающих не только в микроорганизациях.
  1. Новая редакция п. 41 Инструкции № 175 разрешает не проводить стажировку по решению руководителя организации в случае, если рабочий проходил производственное обучение в организации на оборудовании, на котором он будет впоследствии работать, непосредственно перед допуском к самостоятельной работе.
  2. В п. 43 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Руководители и специалисты, являющиеся членами соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда не позднее одного месяца со дня включения в состав комиссии, а также периодически, не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда».
  3. Требования п. 47 Инструкции № 175 ранее были установлены в п. 9 прежней редакции Инструкции № 175.

В ранее действовавшей редакции было установлено требование об уведомлении работников о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда не позднее чем за 15 дней, но не было конкретизировано:

  • каких дней: рабочих или календарных;
  • какой проверки знаний: первичной при приеме на работу, периодической, повторной или внеочередной.

В новой редакции Инструкции № 175 конкретизированы требования:

  • о количестве дней: «…за 15 календарных дней»;
  • о виде проверки знаний: «первичной и периодической».
  1. В п. 50 Инструкции № 175 установлено, что допуск работающих к самостоятельной работе осуществляется только приказом, и именно после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.

А это означает, что приказом необходимо допускать к самостоятельной работе только тех работающих, которые включены в соответствующие перечни для прохождения проверки знаний, установленные в требованиях пп. 42 и 52 Инструкции № 175. В ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 (п. 30) требование об оформлении допуска к самостоятельной работе относилось даже к тем рабочим, которые не выполняли работы с повышенной опасностью.

В действующей редакции Инструкции № 175 аннулировано требование о возможности допуска к самостоятельной работе записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда. Из-за этого во многих организациях возникнет необходимость создания новой процедуры:

  • определяющей лицо, ответственное за оформление проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе после прохождения им первичной проверки знаний по вопросам охраны труда (возникает вопрос: кого назначить?);
  • устанавливающей порядок оповещения данного лица об успешном прохождении работающим первичной проверки знаний по вопросам охраны труда и необходимости оформления проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе.
  1. В п. 11 прежней редакции Инструкции № 175 было установлено, что работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок, но до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

Из требований п. 54 новой Инструкции № 175 исключен ключевой критерий «до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний» – и соответственно возникает правовая неопределенность при решении вопроса о сроке проведения повторной проверки знаний работнику, не прошедшему периодическую проверку знаний.

Совет от автора: проводить повторную проверку знаний до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

  1. В п. 56 новой Инструкции № 175:
  • конкретизировано требование о том, что внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится независимо от срока проведения первичной или периодической проверки знаний;
  • включено право работников службы охраны труда требовать проведения внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда.

В новой Инструкции № 175 из восьми приложений осталось семь: аннулирован Типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов.

Рассмотрим изменения в приложениях.

  1. Типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда установлен в приложении 1 к новой Инструкции № 175.

В новом типовом перечне аннулированы вопросы:

  • «Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Способы защиты и действия в чрезвычайных ситуациях. Пожарная безопасность. Обеспечение пожарной безопасности и противопожарного режима в организации».

В то же время в п. 18 новой Инструкции № 175 установлена возможность совмещения вводного инструктажа по охране труда с проведением вводного противопожарного инструктажа при условии, что вопросы программы вводного противопожарного инструктажа включены в программу вводного инструктажа по охране труда в полном объеме. В целях уменьшения объема документации логично включить вышеуказанный вопрос в программу вводного инструктажа по охране труда.

В типовой перечень добавлен новый вопрос «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности». Ранее данный вопрос включался в программу (инструкцию) вводного инструктажа в соответствии с требованиями пп. 4.2.8 и 4.2.9 ТКП 181-2009, которыми установлено, что неэлектротехнический персонал, выполняющий работу, при выполнении которой может возникнуть опасность поражения электрическим током, должен при приеме на работу пройти вводный инструктаж по охране труда с изучением вопроса «Представление об опасности поражения электрическим током и правила оказания первой помощи потерпевшим».

Вывод: объем вопросов программы вводного инструктажа остался таким же, как и ранее, за исключением двух вопросов по страхованию и расследованию несчастных случаев и профзаболеваний.

  1. Форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда установлена в приложении 2 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 3 указываются фамилия, инициалы уполномоченного должностного лица, проводившего вводный инструктаж по охране труда (раскрывать полностью «Фамилия, имя, отчество» не требуется).
  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  1. Форма журнала регистрации инструктажа по охране труда установлена в приложении 3 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  • в гр. 7 указывается «Название инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда или их номера (название программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте)». Ранее содержание графы излагалось обобщенно: «Названия документов или их номера»;
  • в гр. 11 продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах.

Аннулирована гр. 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделения), дата)», так как в соответствии с п. 50 новой Инструкции № 175 допуск работающих к самостоятельной работе оформляется приказом (распоряжением).

 Справочно:

срок хранения журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 571 Перечня типовых документов № 140).

Справочно:

срок хранения журнала регистрации инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 570 Перечня типовых документов № 140).

  1. Форма личной карточки по охране труда установлена в приложении 4 к новой Инструкции № 175.
  2. В Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 5 к новой Инструкции № 175), добавлен пункт о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.
  3. Форма удостоверения по охране труда установлена в приложении 6 к новой Инструкции № 175.
  4. Типовой перечень работ с повышенной опасностью установлен в приложении 7 к новой Инструкции № 175.

Количество работ с повышенной опасностью в перечне не изменилось, но имеются незначительные изменения в названиях видов работ, указанных в пп. 4, 6, 14, 16, 19, 36, 44, 45, 47, 62, 69, 73.

Отметим, что организациям, которые на основании типового перечня работ с повышенной опасностью утверждали свой перечень, следует привести его в соответствие с действующим законодательством, т.е. с новой Инструкцией № 175.

 Документы:

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).

Закон Республики Беларусь от 28.12.2009  № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Закон об электронном документе).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Технический кодекс установившейся практики «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденный постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 02.05.2009 № 16 (ТКП 181-2009).

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, с изменениями от 06.03.2018 № 56 (Перечень типовых документов № 140).

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 14.07.2022 N 45 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. N 175» вносятся изменения в порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по охране труда. Они вступят в силу с 01.09.2022.

К наиболее важным изменениям в Инструкции N 175 в новой редакции можно отнести следующие.

1. Скорректированы категории работников, с которыми можно не проводить некоторые виды инструктажей по охране труда.

Так, первичный инструктаж на рабочем месте (далее — первичный инструктаж) и повторный инструктаж по охране труда (далее — повторный инструктаж) можно будет по решению нанимателя не проводить с работниками, использующими по назначению офисное оборудование (ПЭВМ, копировально-множительная техника, сканирующие устройства, которые, анализируя какой-либо объект (изображение, текст), создают цифровую копию изображения объекта) (ч. 1 п. 26 Инструкции N 175 в новой редакции, подстрочное примечание <*> к п. 26 Инструкции N 175 в новой редакции).

По-прежнему вышеназванные инструктажи смогут не проводиться также с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью) (ч. 1 п. 26 Инструкции N  175 в прежней редакции, ч. 1 п. 26 Инструкции N 175 в новой редакции).

Обратите внимание!
Работников, работающих по профессиям рабочих, нельзя освободить от первичного и повторного инструктажей и включить в перечень, указанный в ч. 2 п. 26 Инструкции N 175 в новой редакции, поскольку такие работники всегда проходят данные инструктажи.

Также в ч. 3 п. 26 Инструкции N 175 в новой редакции закреплено, что первичный и повторный инструктажи не будут проводиться с дистанционными работниками. Это соответствует уже существующему на практике подходу, который Минтруда и соцзащиты ранее изложило в своем разъяснении.

2. Регистрация инструктажей и стажировки по охране труда по-прежнему допускается в электронном виде. Однако уточнено, что программные средства, с помощью которых такая регистрация осуществляется, должны позволять однозначно идентифицировать работников и момент времени внесения записей, а также быть защищены от несанкционированного доступа и внесения изменений в них (п. 35 Инструкции N 175 в новой редакции).

3. Изменился и порядок проведения некоторых видов проверки знаний по охране труда (далее — проверка знаний).

Так, с 01.09.2022 уведомлять о дате и времени проведения первичной проверки знаний наниматель будет, например, исходя из сроков стажировки, а не за 15 дней, как было ранее.

Уточнены основания для проведения внеочередной проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда. В частности, она будет проводиться при принятии НПА, в том числе ТНПА, ЛПА, содержащих требования по охране труда, соблюдение которых не только входит в должностные обязанности руководителей и специалистов, но и влечет изменение подходов к реализации этих обязанностей, — в течение месяца со дня их вступления в силу (абз. 3 п. 57 Инструкции N 175 в новой редакции).

Кроме самого порядка проведения проверки знаний, в новой редакции изложена и форма личной карточки по охране труда. Она дополнена п. 11, где необходимо будет отражать следующие сведения о прохождении проверки знаний (приложение 4 к постановлению Минтруда и соцзащиты N 175):

— номер и дату протокола проверки знаний по вопросам охраны труда;

— должность служащего (профессию рабочего, вид работы);

— вид проверки знаний (первичная, периодическая либо внеочередная).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

logo1.jpg

 
  • Главная
  • Контакты
  • Реквизиты предприятия
  • Электронные обращения
  • Опрос среди граждан (анкетирование)
 

Главное меню

  • Новости
  • О предприятии
  • График приема граждан
  • Руководство предприятия
  • Профсоюзный комитет
  • Порядок работы с обращениями граждан
  • Противодействие коррупции

Одно окно

  • Основные нормативные правовые акты по вопросам осуществления административных процедур
  • Перечень осуществляемых административных процедур
  • Справочно-информационная система Брестской области «Одно окно»

Участки

  • Котельное хозяйство
  • Водопроводно-канализационное хозяйство
  • Жилищный фонд
  • Саночистка
  • Обращение с вторичными материальными ресурсами
  • Благоустройство
  • Спецгараж
  • Банное обслуживание
  • Бытовое обслуживание населения
  • Сектор кадровой работы
  • Гостиница
  • Охрана труда
  • Расчетно-справочный центр
  • Сектор юридической работы

Изменения в вопросах обучения , стажировки и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда

Изменения в вопросах обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда

28 июня 2020 г. вступили в силу изменения в порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Об основных изменениях расскажем в данной статье.

Основные изменения, внесенные в Инструкцию № 175

  1. В п. 5 Инструкции № 175 добавлено требование о необходимости прохождения стажировки по вопросам охраны труда работниками, исполняющими обязанности временно отсутствующих работников.

Круг лиц, к которым применяется данное требование, ограничен и стал применяться только к работникам, а именно к физическим лицам, которые работают по трудовым договорам.

  1. В п. 6 Инструкции № 175 дополнительно введено требование к специалистам о прохождении ими стажировки при выполнении работ по профессиям рабочих, а также при выполнении отдельных видов работ с повышенной опасностью.

Также появилось новое требование о том, что не только специалисты, но и руководители проходят обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессиям рабочих или отдельным видам работ с повышенной опасностью в случае их выполнения.

  1. В п. 7 Инструкции № 175 появилось новое требование: работники-надомники при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование, проходят инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175.
  2. В п. 8 Инструкции № 175 установлено требование о проведении обучения «основам законодательства об охране труда» перед началом трудовой деятельности обучающимися. В то же время исключено требование о том, где и кто проводит обучение основам законодательства об охране труда (ранее действовавшая редакция Инструкции № 175 предусматривала, что обучение проводится в учреждениях образования).
  3. В п. 9 Инструкции № 175 требования распространяются только на период прохождения практики, производственного обучения обучающихся, а также:
  • исключена необходимость проведения обучающимся стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • неопределенный термин о проведении какого-то «обучения» заменен на более понятный термин «обучение безопасным методам и приемам работы в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы прохождения практики, производственного обучения учащихся в учреждениях образования».

 Справочно:

аналогичное требование по организации проведения обучения по вопросам охраны труда установлено подп. 11.9 п. 11 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, с изменениями от 30.04.2020 № 42.

  1. В п. 11 Инструкции № 175 установлено, что организация обучения по вопросам охраны труда возлагается на службу охраны труда. В п. 5 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было установлено, что «обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров».
  2. В п. 16 Инструкции № 175 добавлено требование о проведении вводного инструктажа с обучающимися, проходящими в организации производственную практику.

В требованиях новой Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий» для соответствующих различных случаев проведения вводного инструктажа.

  1. В п. 18 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Допускается совмещать проведение вводного инструктажа с проведением противопожарного инструктажа при условии, что рассмотрение вопросов программы вводного противопожарного инструктажа согласно приложению 1 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 мая 2018 г. № 36, предусмотрено программой вводного инструктажа по охране труда в полном объеме».
  2. В п. 20 Инструкции № 175 расширены:
  • круг лиц, на которых можно возлагать обязанности по проведению вводного инструктажа при территориальной удаленности структурного подразделения, а именно на любое уполномоченное должностное лицо нанимателя. Ранее обязанности по проведению вводного инструктажа можно было возлагать только на руководителя данного структурного подразделения;
  • возможность проведения вводного инструктажа на удаленных объектах любым уполномоченным должностным лицом нанимателя.
  1. В п. 22 Инструкции № 175 добавлены случаи проведения первичного инструктажа по охране труда до начала самостоятельной работы:
  • с работниками при поручении выполнения новой для них работы;
  • с работниками при временном переводе их к другому нанимателю;
  • с работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.

Исключено требование о проведении первичного инструктажа по охране труда с работниками, переведенными с одного объекта на другой.

Вместо этого требования установлено новое – о необходимости проведения с работником первичного инструктажа на рабочем месте при поручении выполнения новой для него работы.

В данном новом требовании заключается правовая неопределенность. Например, на вопрос о том, считается ли перевод работника с одного объекта на другой выполнением новой для него работы или не считается, однозначного ответа нет.

Для соответствующих различных случаев проведения первичного инструктажа на рабочем месте в требованиях Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий».

  1. В п. 31 Инструкции № 175 расширено изложение объема проверки усвоенных знаний по вопросам охраны труда, которой завершаются инструктажи по охране труда: «…содержащимся в инструкциях по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) или программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте <…> а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы» (в п. 60 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было только: «…проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы»).
  2. В п. 35 Инструкции № 175 установлено новое требование о том, что при наличии у должностных лиц, проводивших инструктаж по охране труда, и лиц, прошедших инструктаж по охране труда (в том числе принимаемых на работу), электронной цифровой подписи допускается регистрация вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажа и стажировки в электронном виде путем оформления в виде электронных документов журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструктажа по охране труда или личной карточки по охране труда (в случае ее применения) с соблюдением норм Закона об электронном документе.
  3. Пунктом 36 Инструкции № 175 установлено следующее: «Работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда (далее – стажировка) и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда».

Появилось свое название для проверки знаний при приеме на работу, а именно новый термин «первичная проверка знаний по вопросам охраны труда».

Тем не менее в новой редакции Инструкции № 175 так и не устранена правовая неопределенность в применении критерия о необходимости прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.

Например, на вопрос о том, необходимо ли проводить стажировку и последующую проверку знаний по вопросам охраны труда или нет работнику, принятому на работу, при наличии у него перерыва в выполнении работы с повышенной опасностью менее одного года, не каждый руководитель или специалист даст правильный ответ.

  1. В п. 37 Инструкции № 175 конкретизирован термин для лица, под руководством которого проводится стажировка, – «руководитель стажировки».

Применяется более универсальный подход при выборе лиц, из числа которых назначается руководитель стажировки. Также указано, что ознакомление с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки необходимо проводить под роспись.

  1. В п. 39 Инструкции № 175 несколько изменений:
  • перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, объединен с перечнем должностей служащих;
  • снова появилось ранее отмененное правило о том, что продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах;
  • установлена возможность прохождения стажировки в другой организации для рабочих и специалистов, работающих не только в микроорганизациях.
  1. Новая редакция п. 41 Инструкции № 175 разрешает не проводить стажировку по решению руководителя организации в случае, если рабочий проходил производственное обучение в организации на оборудовании, на котором он будет впоследствии работать, непосредственно перед допуском к самостоятельной работе.
  2. В п. 43 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Руководители и специалисты, являющиеся членами соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда не позднее одного месяца со дня включения в состав комиссии, а также периодически, не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда».
  3. Требования п. 47 Инструкции № 175 ранее были установлены в п. 9 прежней редакции Инструкции № 175.

В ранее действовавшей редакции было установлено требование об уведомлении работников о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда не позднее чем за 15 дней, но не было конкретизировано:

  • каких дней: рабочих или календарных;
  • какой проверки знаний: первичной при приеме на работу, периодической, повторной или внеочередной.

В новой редакции Инструкции № 175 конкретизированы требования:

  • о количестве дней: «…за 15 календарных дней»;
  • о виде проверки знаний: «первичной и периодической».
  1. В п. 50 Инструкции № 175 установлено, что допуск работающих к самостоятельной работе осуществляется только приказом, и именно после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.

А это означает, что приказом необходимо допускать к самостоятельной работе только тех работающих, которые включены в соответствующие перечни для прохождения проверки знаний, установленные в требованиях пп. 42 и 52 Инструкции № 175. В ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 (п. 30) требование об оформлении допуска к самостоятельной работе относилось даже к тем рабочим, которые не выполняли работы с повышенной опасностью.

В действующей редакции Инструкции № 175 аннулировано требование о возможности допуска к самостоятельной работе записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда. Из-за этого во многих организациях возникнет необходимость создания новой процедуры:

  • определяющей лицо, ответственное за оформление проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе после прохождения им первичной проверки знаний по вопросам охраны труда (возникает вопрос: кого назначить?);
  • устанавливающей порядок оповещения данного лица об успешном прохождении работающим первичной проверки знаний по вопросам охраны труда и необходимости оформления проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе.
  1. В п. 11 прежней редакции Инструкции № 175 было установлено, что работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок, но до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

Из требований п. 54 новой Инструкции № 175 исключен ключевой критерий «до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний» – и соответственно возникает правовая неопределенность при решении вопроса о сроке проведения повторной проверки знаний работнику, не прошедшему периодическую проверку знаний.

Совет от автора: проводить повторную проверку знаний до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

  1. В п. 56 новой Инструкции № 175:
  • конкретизировано требование о том, что внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится независимо от срока проведения первичной или периодической проверки знаний;
  • включено право работников службы охраны труда требовать проведения внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда.

В новой Инструкции № 175 из восьми приложений осталось семь: аннулирован Типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов.

Рассмотрим изменения в приложениях.

  1. Типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда установлен в приложении 1 к новой Инструкции № 175.

В новом типовом перечне аннулированы вопросы:

  • «Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Способы защиты и действия в чрезвычайных ситуациях. Пожарная безопасность. Обеспечение пожарной безопасности и противопожарного режима в организации».

В то же время в п. 18 новой Инструкции № 175 установлена возможность совмещения вводного инструктажа по охране труда с проведением вводного противопожарного инструктажа при условии, что вопросы программы вводного противопожарного инструктажа включены в программу вводного инструктажа по охране труда в полном объеме. В целях уменьшения объема документации логично включить вышеуказанный вопрос в программу вводного инструктажа по охране труда.

В типовой перечень добавлен новый вопрос «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности». Ранее данный вопрос включался в программу (инструкцию) вводного инструктажа в соответствии с требованиями пп. 4.2.8 и 4.2.9 ТКП 181-2009, которыми установлено, что неэлектротехнический персонал, выполняющий работу, при выполнении которой может возникнуть опасность поражения электрическим током, должен при приеме на работу пройти вводный инструктаж по охране труда с изучением вопроса «Представление об опасности поражения электрическим током и правила оказания первой помощи потерпевшим».

Вывод: объем вопросов программы вводного инструктажа остался таким же, как и ранее, за исключением двух вопросов по страхованию и расследованию несчастных случаев и профзаболеваний.

  1. Форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда установлена в приложении 2 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 3 указываются фамилия, инициалы уполномоченного должностного лица, проводившего вводный инструктаж по охране труда (раскрывать полностью «Фамилия, имя, отчество» не требуется).
  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  1. Форма журнала регистрации инструктажа по охране труда установлена в приложении 3 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  • в гр. 7 указывается «Название инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда или их номера (название программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте)». Ранее содержание графы излагалось обобщенно: «Названия документов или их номера»;
  • в гр. 11 продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах.

Аннулирована гр. 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделения), дата)», так как в соответствии с п. 50 новой Инструкции № 175 допуск работающих к самостоятельной работе оформляется приказом (распоряжением).

 Справочно:

срок хранения журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 571 Перечня типовых документов № 140).

Справочно:

срок хранения журнала регистрации инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 570 Перечня типовых документов № 140).

  1. Форма личной карточки по охране труда установлена в приложении 4 к новой Инструкции № 175.
  2. В Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 5 к новой Инструкции № 175), добавлен пункт о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.
  3. Форма удостоверения по охране труда установлена в приложении 6 к новой Инструкции № 175.
  4. Типовой перечень работ с повышенной опасностью установлен в приложении 7 к новой Инструкции № 175.

Количество работ с повышенной опасностью в перечне не изменилось, но имеются незначительные изменения в названиях видов работ, указанных в пп. 4, 6, 14, 16, 19, 36, 44, 45, 47, 62, 69, 73.

Отметим, что организациям, которые на основании типового перечня работ с повышенной опасностью утверждали свой перечень, следует привести его в соответствие с действующим законодательством, т.е. с новой Инструкцией № 175.

 Документы:

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).

Закон Республики Беларусь от 28.12.2009  № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Закон об электронном документе).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Технический кодекс установившейся практики «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденный постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 02.05.2009 № 16 (ТКП 181-2009).

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, с изменениями от 06.03.2018 № 56 (Перечень типовых документов № 140).

Не за горами январь 2023 года и специалисту по охране труда предстоит актуализировать локальные нормативные акты. Очередь дойдет и до переработки инструкций по охране труда. Расскажем все по порядку.

Кто разрабатывает и утверждает ИОТ

1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н, однако действие документа приостановили до 1 января 2023 года (Приказ Минтруда РФ от 17.03.2022 № 140н). Именно в соответствии с требованиями этого документа работодателям и предстоит пересмотреть инструкции по охране труда.

О нюансах разработки инструкций по новым требованиям поговорим с экспертом Контур.Школы Андреем Любимовым на онлайн-конференции «Главные изменения в охране труда. Итоги-2022. Перспективы-2023». Участие бесплатно!Согласно ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций, с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа, если такой есть. Порядок действий установлен ст. 372 ТК РФ.

Количество инструкций в каждом конкретном случае зависит от специфики деятельности. Логичным будет передать полномочия по разработке инструкций руководителям структурных подразделений, но, скорее всего, работодатель делегирует эту задачу специалисту по охране труда.

Порядок утверждения документа так же регламентирован ст. 372 ТК РФ.  Шапка инструкции может выглядеть как на образце.

Что взять за основу при разработке

Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу надо брать государственные нормативные требования охраны труда и разработанные работодателем правила. А это не что иное, как правила по охране труда для безопасного проведения определенных видов работ, и система управления охраной труда в организации. Кроме того, при разработке инструкций за основу можно взять:

  • анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;
  • результаты СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • определение профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;
  • анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;
  • определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

При создании инструкций по охране труда важно учесть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей и технологической документации организации. Включая эту информацию в инструкции предусмотрите конкретные условия производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы.

Какие разделы включить в инструкции по охране труда

Пункт 21 раздела 3 Требований определяет перечень разделов, которые должна содержать инструкция по ОТ:

Бесплатная онлайн-конференция

Изменения в законодательстве. Практические ситуации.

Расписание вебинаров

  • Общие требования охраны труда.
  • Требования охраны труда перед началом работы.
  • Требования охраны труда во время работы.
  • Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
  • Требования охраны труда по окончании работы.

В разделе «Общие требования охраны труда» надо показать:

  • требование соблюдать ПВТР;
  • требования к режиму рабочего времени и времени отдыха при соответствующих работах;
  • перечень вредных или опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника;
  • перечень профессиональных рисков и опасностей;
  • перечень спецодежды, обуви и других СИЗ, выдаваемых работникам согласно госнормативам или ссылку на локальный нормативный акт (ЛНА);
  • порядок уведомления о травмировании работника или неисправности оборудования, приспособлений и инструмента — или ссылку на ЛНА;
  • правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

Пример раздела «Общие требования безопасности» инструкции по охране труда для работника, использующего ПЭВМ, вы найдете в шпаргалке. Используйте формулировки при составлении своего документа.

В конце статьи есть шпаргалка

В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» необходимо отразить порядок:

  • подготовки рабочего места;
  • проверки исходных материалов, заготовок или полуфабрикатов;
  • осмотра и подготовки работником СИЗ до использования;
  • проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения;
  • проверки предупреждающих и предписывающих плакатов или знаков.

В шпаргалке вы найдете пример соответствующего раздела.

В конце статьи есть шпаргалка

В требования охраны труда во время работы необходимо включить:

  • способы и приемы безопасного выполнения работ и использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов и иных приспособлений;
  • требования безопасного обращения с исходными материалами — сырьем, заготовками или полуфабрикатами;
  • указания по безопасному содержанию рабочего места;
  • действия, которые помогут предотвратить аварийные ситуации;
  • требования к использованию СИЗ.

Пример раздела «Требования охраны труда во время работы» — в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» должен включать:

  • перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, а также их возможные причины;
  • порядок извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом несчастном случае;
  • действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
  • действия по оказанию первой помощи пострадавшим при различных повреждениях здоровья, исходя из результатов оценки профрисков.

Пример раздела «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» вы также найдете в конце статьи. На его основе вы можете составить свою инструкцию.

В конце статьи есть шпаргалка

В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» надо указать:

  • порядок приема и передачи смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования;
  • последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования и аппаратуры;
  • действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
  • требования соблюдения личной гигиены;
  • порядок извещения руководителя работ об обнаруженных недостатках, влияющих на безопасность труда.

Пример такого раздела поможет вам правильно составить свой документ.

В конце статьи есть шпаргалка

Как ознакомить работника

Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода. 

Разобраться в новых требованиях к проведению и оформлению инструктажей поможет бесплатный вебинар Натальи Герасименко «Новые порядки обучения по охране труда и пожарной безопасности. Отвечаем на вопросы работников и работодателей»Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах. Их можно хранить в любом удобном месте, главное — обеспечить простой доступ сотрудников, если им надо будет обновить знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо сформировать лист ознакомления.

Пример листа ознакомления с ИОТ:

Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций

В соответствии с пп. в) п. 16 разд. 2 Правил обучения (Постановление от 24.12.21 № 2464), внеплановый инструктаж по охране труда проводится, если меняются локальные нормативные акты организации, затрагивающие требования охраны труда в организации — а это не что иное, как инструкции по охране труда работников.

Внеплановый инструктаж поручают непосредственному руководителю работ на конкретном рабочем месте только с теми сотрудниками, которых касаются изменяемые инструкции. И не забудьте про регистрацию в журнале учета инструктажа на рабочем месте.

Как часто пересматривать 

Работодатель не может продолжать работу по ИОТ, в которых не учел требований нового Приказа № 772н. Поэтому придется нарушить периодичность пересмотра инструкций и внепланово обновить документы к 1 марта 2023 года.  Сделать это можно двумя способами: внести изменения в действующие инструкции по охране труда или издать их заново.

Новые требования не регламентируют срок пересмотра. Единственное, что указано — они должны быть актуальными. Если НПА, на основе которых разрабатывают ИОТ, утратят силу или изменятся, это станет основанием скорректировать инструкцию. Следовательно, инструкция действует, пока есть необходимость в ее применении, и обязательных требований к сроку проверки нет.

Можно утверждать, что работодатель должен сам определить порядок актуализации инструкций и закрепить это в своей системе управления охраной труда: определить сроки, ответственных за пересмотр и поддержание инструкций в актуальном состоянии.

Что грозит, если не разработать 

Административная ответственность за нарушения в этой сфере описана в ст. 5.27.1 КоАП. За нее работодателю грозит или предупреждение, или штраф — на усмотрение территориального отделения государственной инспекции труда.

Размер штрафа варьируется:

  • от 1 000 до 5 000 рублей — для должностного лица, нарушившего правила трудового законодательства;
  • от 30 000 до 50 000 рублей — для юрлица.

Образцы инструкций по охране труда, разработанные с учетом новых правил, найдете в разделе «Образцы документов».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Лист ознакомления
    377.1 КБ

  • Общие требования безопасности
    401.9 КБ

  • Требования охраны труда во время работы
    401.7 КБ

  • Требования охраны труда в аварийных ситуациях
    385.5 КБ

  • Требования охраны труда до начала работ
    391.9 КБ

  • Требования охраны труда после окончания работ
    368.5 КБ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 174 н инструкция по бюджетному учету 2010 год
  • 157н инструкция по бюджетному учету действующая редакция 2022
  • 174н инструкция по бюджетному учету с изменениями 2023 год
  • 173н инструкция по бюджетному учету
  • 157н инструкция для каких учреждений