Абакус как на нем считать инструкция

На чтение 6 мин Просмотров 22.4к. Опубликовано 08.12.2017

Содержание

  1. Как выглядит абак?
  2. Распределяем числа
  3. Как проводить сложение и вычитание на абакусе?
  4. Как умножать и делить на абакусе?
  5. Насколько быстро можно работать на абакусе?

Многие люди слова абакус и соробан слышат, чуть ли не впервые. А ведь эта система подсчетов использовалась в Древней Греции, Риме и Китае еще за пять веков до нашей эры. Легкая система подсчета положила начало нашим классическим счетам с костяшками, но абак намного проще и понятней в использовании.

Детям система устного счета абакус полезна не только тем, что они научатся быстро считать и понимать цифры, со временем они обучаются ими пользоваться ментально, в воображении. Эта «игра» позволяет научить даже первоклашку очень быстро считать и выполнять абсолютно все арифметические действия, сначала с помощью специального прибора, а потом и в уме, для этого ему нужно будет только научиться считать до десяти.

Как выглядит абак?

Специальные счеты, используемые в системе ментального счета абакусе, называются абак, линейка или также абакус. Они имеют классический вид:

Абакус

Это рамка со спицами, на которые надеты костяшки, по пять штук на каждой. Количество спиц на разных абакусах отличается, а вот костяшек на каждой из них пять, кроме того, одну костяшку на каждой спице отделяет поперечная планка.

Считающий в воображении сам рассчитывает название каждой спицы, на рисунке выше подписано распределение без десятичных знаков, но если они нужны, то первые левые спицы отводятся под них, а уже потом начинаются единицы. (Абакус и абакус с десятичными знаками)

АбакусАбакус

Распределяем числа

Чтобы понять, как считать на абакусе, надо просто разобраться, как на нем распределяются цифры. В дальнейшем мы будем использовать распределение на спицах, начиная с единицы, так как будем работать с целыми числами. Чтобы работать с десятичными, нужно для начала разобраться в элементарной арифметике.

Первая правая спица, когда одна костяшка сверху – наименьшее десятичное значение, в подсчетах, если мы считаем миллиарды, значит, наименьшее – миллиард, если десятичные дроби, то тысячные. Далее спицы считаются с умножением на 10.

Для пользования спицами надо запомнить, как распределяется число на абакусе:

  • на спице пять костяшек;
  • костяшка над планкой это 5, если она опущена – это говорит что число больше пяти, если поднята, значит меньше;
  • костяшки ниже планок – 1, 2, 3, 4, сколько поднято костяшек, столько и надо учесть;
  • если костяшка 5 опущена, то прибавляется число костяшек, поднятых снизу, если они не подняты, то значит на спице 5.

Например, число 15 будет выглядеть вот так:

Абакус

66 вот так:

Абакус

А 81549 вот так:

Абакус

Кажущаяся сложность пропадает практически через пять минут, ребенок очень быстро начинает разбираться в самых сложных числах. Главное – понять принцип работы этого прибора.

Как проводить сложение и вычитание на абакусе?

Считать на абакусе достаточно просто. Для понимания возьмем пример 26+34 и сложим его на линейке абаке.

Устанавливаем первое число 26 :

Абакус

Раскладываем все числа на простые цифры, не забывая, к какой спице они относятся: 2 и 3 к десяткам, а 6 и 4 к единицам. Производим сложение простых чисел. 6+4 и 2+3.

Теперь сдвигаем единицы на первой спице 6+4 =10, то есть на 1 спице надо показать 0, и развести все костяшки по местам, а к двум костяшкам на второй спице добавить еще одну, получим 30:

Абакус

Но мы добавляли не 4, а 34, поэтому на второй спице надо добавить еще 3 костяшки и показать цифру 6, для этого опускаются снизу 2 костяшки и «5». Итого мы получаем 60.

Абакус

Сложение всегда начинается с меньшего числа с переходом к большему. Если костяшек на спице получается больше чем 9, тогда на соседней спице добавится еще одна.

В случае с вычитанием система та же, начинаем с меньшего, только если вычитается от меньшей цифры большая, тогда они меняются местами, а с соседней спицы убирается костяшка.

Например, 15-13:

Эта система расчетов при должной сноровке занимает около двух-трех секунд. Со временем сама линейка уже будет не нужна, она сама будет возникать в мыслях.

Как умножать и делить на абакусе?

Умножение на линейке тоже достаточно простое, для этого нужно только освоить таблицу умножения от 1 до 10 и запомнить одно правило: десятки умножаем на единицы, потом единицы умножаем на единицы. Если ребенок уже разобрался, как считать на абакусе, все действия будут занимать не больше минуты.

Для примера возьмем простое задание 11х5, которое решается в два действия:

  1. 10х5=50.
  2. 1х5=5.

Для начала на абакусе набирается ответ на первый пример, 50:

Абакус

потом к нему добавляется ответ на второй пример, 5:

И в результате мы видим на абаке ответ 55.Абакус

Для проведения более сложных действий, когда берутся более сложные примеры, тогда задание решается в последовательности: десятки умножаются на десятки, единицы на десятки, десятки на единицы, единицы на единицы. То есть, сначала все цифры, постепенно от большего к меньшему перемножаются и набираются последовательно на абаке.

Например, 611 Х24:

Решается это так, нули прячутся и берутся цифры без них, а их количество определяет, на сколько спиц надо сдвинуться влево, кроме того, если результат получился двузначный, значит надо сместиться еще на одну спицу:

  1. 6х2=12 – при умножении результат набираем на той спице, к которой относится число и сдвигаемся вправо на столько спиц, сколько нулей в числе, на которое умножают, в нашем случае в 20 один ноль, то есть результат 12 набирается не на сотнях, а на тысячах. Но если результат имеет две цифры, тогда надо сместиться еще на одну спицу. То есть, в нашем случае 12 набирается на спицах, отвечающих на десять тысяч и тысячи.(12000) Абакус
  2. 1х2=2 – единица относится к десяткам, в 20 один ноль, то есть сдвигаемся на одну спицу и добавляем ответ в сотнях.(12200) Абакус

1х2=2 единица относится к единицам, а в 20 один ноль, то есть исходя из правил, добавляем ответ в десятках.(12220) Абакус

  1. Теперь переходим к следующему порядку и умножаем сотни на единицы, десятки на единицы и единицы на единицы.
  2. 6х4=24 – в 4 нет нолей, мы сдвигаемся только на одну спицу, так как в ответе две цифры, и добавляем 2 костяшки к тысячам и 4 к сотням. (14620) Абакус
  3. 1х4=4 – добавляем в десятки 4 костяшки. (14660) Абакус
  4. 1х4=добавляем теперь 4 костяшки в единицы. (14664) Абакус

Последнее действие можно не делать, но сначала нужно проверить: берем калькулятор, умножаем 611х24, получаем 14664 и радуемся своей сноровке.

Деление проводится по такому же принципу, только производится не сложение результатов на линейке, а вычитание. Сдвигание по спицам происходит слева направо.

Насколько быстро можно работать на абакусе?

Даже на самые сложные действия ребенок, как и взрослый, потратит не больше одной минуты, главное во всем этом деле – практика и понимание, как считать на абакусе. Чем чаще и больше заниматься, тем проще будет перейти на систему ментального вычисления, без каких либо приспособлений. Для начала со сложными примерами понадобится еще ручка и бумага, чтобы расписать последовательность действий и не запутаться, но пара дней практики – и ничего кроме абака уже не понадобится.

Главное – не стесняться перепроверять результат и показывать маленькие победы. Это позволяет стимулировать желание пользоваться этой древней системой. А она, в свою очередь, развивает память, фантазию и логику.

Абакус – это один из основных инструментов, который используется на занятиях ментальной арифметикой. Он позволяет делать множество упражнений, чтобы научиться  быстрее  выполнять различные арифметические действия в уме.

Многие родители задаются вопросом о том, как считать на абакусе и научить этому ребенка. В этой статье мы рассмотрим, для чего стоит осваивать такие навыки и что они могут принести вам.

Что такое абакус и
как выбрать подходящий

Виды абакусов

По строению абакус представляет собой рамку, внутри которой
установлены спицы. На каждой  спице
установлено определенное количество косточек, которые могут свободно перемещаться
вверх и вниз.

В строении многих современных абакусов предусмотрена специальная
линейка-перекладина. Она позволяет отделить один ряд косточек, который  обозначает пятерки и помогает  выполнять больше арифметических упражнений.

Модели отличаются по нескольким основным параметрам:

  • Материал. В изготовлении могут использоваться
    металл, пластик, дерево и другие варианты материалов.
  • Количество косточек и спиц. Чем их больше, тем
    более сложными упражнениями можно будет заниматься.
  • Размеры. Обычно, чем младше ребенок, тем больше
    должен быть закупаемый для него абакус. Это связано с тем, что мелкая моторика
    только развивается и малышу будет значительно удобнее заниматься на крупных
    счетах.

Сегодня на рынке постоянно появляются новые модели с различными дополнительными функциями. К примеру, можно отыскать изделие с кнопкой обнуления. Но чтобы уменьшить затраты на покупку, можно заказать даже самые простые и недорогие счеты – эффект от занятий на них будет не меньше.

Основные правила
счета

Правила счёта

Чтобы понять, как считать на абакусе, стоит сначала запомнить несколько простых основных правил:

  • Каждая единица принимается за один разряд.
    Следовательно, чем их больше, тем с большими числами вы сможете работать.
    Распределение идет методом прибавления одного нуля в зависимости от разряда –
    1, 10, 100, 1000 и т.д.
  • Косточки, которые располагаются в нижней части,
    указывают числа от 1 до 4. При этом верхняя костяшка обозначает пятерки.
    Удобнее пользоваться абакусами, где пятерки отделены планкой.
  • Счет всегда ведется слева направо. Это позволяет
    автоматизировать действия ребенка и не запутаться, в том числе, при занятиях в
    группе.

Инструкция о том, как считать на счетах абакус достаточно проста. Ребенку нужно переводить костяшки по спицам от одной перекладины к другой. К примеру, если мы берем разряд с единицами, то для получения тройки, нам нужно передвинуть три косточки. Если добавить к ним одну костяшку из разряда с десяткой, то получится уже число 13.

Таким образом можно создавать любые числа в зависимости от
того, сколько разрядов на конкретном абакусе.

Чтобы добиться успеха, нужно проводить регулярные занятия, следить за временем, которое тратится на них. Если вы сравните, как дети считают на абакусе на первом уроке и на пятом, то увидите, насколько быстрее у них получается выполнять основные арифметические действия – сложение, вычитание, умножение и деление.

Как выполнять
сложение и вычитание

Сложение и вычитание на абакусе

Прежде чем переходить к более сложным действиям с
использованием счетной доски, лучше потренироваться на вычитании и сложении.
Принцип здесь достаточно простой. Все что нужно – отсчитать нужное количество
костяшек на первой и второй спицах. Затем просто посчитать, сколько у вас
получилось. Сначала набирается первое, затем второе число. Сложение начинается
с меньшего.

С вычитанием действия во многом похожи. Отличие в том, что
счет начинается с большего.

Таким образом, ребенок наглядно понимает сам смысл математических
действий. Это очень важно, чтобы в будущем он мог легко считать сам в уме.

Как выполнять
умножение и деление

Умножение и деление на абакусе

Когда дети осваивают сложение и вычитание, стоит переходить к более сложным действиям. Как считать на абакусе, используя умножение и деление? Все достаточно просто.

Сразу отметим, что для использования абакуса, стоит знать
таблицу умножения от 1 до 10. Далее действуем по принципу от большего к
меньшему. Если упражнение предполагает использование двухзначных чисел, сначала
перемножаются десятки на единицы и потом уже единицы между собой.

Рассмотрим пример, при котором нужно умножить 11х7. Для
этого сначала умножаем 10х7 и получаем 70, затем 1х7 и получаем 7. Если бы у
нас было 18х3, то мы бы также умножали сначала 10х3 и потом 8х3.

Деление строится по схожему принципу, но полученные числа нужно не складывать, а вычитать друг от друга. Результат также набирается на абакусе и пересчитывается.

Для чего нужно
использовать ментальную арифметику

Существует множество причин начать заниматься ментальной арифметикой. Так, ребенок сможет получить сразу несколько результатов:

  • Математические способности станут лучше.
  • Усилится концентрация внимания.
  • Улучшится память.

Также регулярные занятия помогают улучшить логику и образное мышление.

Можно ли научиться
считать на абакусе самостоятельно

Самостоятельные занятия действительно возможны. В сети вы найдете множество инструкций, как считать на абакусе дома и сможете освоить большинство упражнений. Главное – не давить на ребенка и не торопить его, заниматься регулярно, не менее 20 минут в день, не отвлекаться на другие домашние дела. Обучение ментальной арифметике в профильном центре предполагает изучение большего количества упражнений по специальным методикам. Это помогает сделать процесс подготовки значительно эффективнее и улучшить закрепление новых знаний.

Записаться на ментальную арифметику

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Евгения Климкович. Я рада видеть вас на страничках блога «ШколаЛа»!

Чем сегодня займемся? Может быть, посчитаем? Не хотите? Да ладно вам! Это же очень интересно! Особенно если не просто ворон считать, а считать на абакусе. А вы, кстати, знаете, как считать на абакусе? Вот и я не знаю. Счеты в руках не держала, на курсы ментальной арифметики не ходила. Но понять, как же все-таки это делается, очень хочется. Вот и решила попробовать хотя бы немножко приоткрыть завесу тайны.

Вы со мной?

Тогда присаживайтесь поудобнее, включайте мозг. Наш ментально-арифметический поезд отправляется!

Предлагаю начать с главного! С абакуса или, как его еще называют, соробана. Что это за штуковина такая?

Что такое абакус?

Вот она – эта загадочная счетная машинка.

внешний-вид-абакуса

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. И, насколько я поняла, принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

абакус-и-счеты

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Расположение чисел

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

расположение-чисел-на-абакусе

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере. Я нарисовала абакус!

нарисованный-абакус

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на моем рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.

число-3-на-абакусе

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

число-15-на-абакусе

На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

А вот это какое число получилось? Догадаетесь?

число-53-на-абакусе

Это 53!

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

число-6482-на-абакусе

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Как складывать?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.

число-33-на-абакусе

К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.

прибавление-одного-десятка-на-абакусе

Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.

число-47-на-абакусе

В результате получилось 47! Может на калькуляторе проверим?) Шучу, и так ясно, что результат мы получили верный!

Дополнительная литература

В общем, примерно вот по такой схеме на абакусе и считают. Я показала все самое простое. А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста! Обнаружила в интернете инструкцию по работе с соробаном. Вот здесь ее можно скачать.

Если не поможет инструкция, то может быть стоит обратить внимание на книгу «Ментальная арифметика. Знакомство»? Насколько я поняла, она ориентирована на обучение детишек. Такой своеобразный учебник. Нашла я ее в магазине «My-shop». Ссылка на эту книжку чуть ниже.

Ментальная арифметика. Знакомство — Багаутдинов Р. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru
[urlspan][|urlspan]

Думаю, что и взрослым людям не повредят занятия с абакусом. Особенно бухгалтерам. Представляете, все коллеги на калькуляторах считают или на компьютерах. А вы такой деловой с абакусом) И батарейки-то не садятся, и кнопки не западают, и костяшки так приятно пощелкивают) Красота!

Уф, наверное, хватит на сегодня счета. Теперь давайте посмотрим, как другие считают. Настоящие маленькие абакус-мастера, только они уже на том уровне подготовки, когда хватает и воображаемых счет. Смотрим видео.

На сегодня, пожалуй, все. А завтра на блоге «ШколаЛа» вас ждет новая интересная информация!

Кстати, если есть желание каждое воскресение по почте получать анонсы статей на следующую неделю, то обязательно подпишитесь на новости блога. Тогда вы точно ничего не пропустите!

И не забудьте вступить в нашу группу «ВКонтакте», там вас тоже ждет много всего интересного!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам!

Евгения Климкович.

Счеты абакус или сорбан были изобретены в Японии. Они помогают обучить ребенка не только как пользоваться счетами дома, но и как легко выполнять задания по ментальной арифметике.

Как научить ребенка считать на абакусе

Содержание

  1. Что такое абакус
  2. Как пользоваться счетами
  3. Как набирать числа
  4. Как складывать
  5. Как вычитать
  6. Как умножать
  7. Как делить
  8. Как упростить деление
  9. Как пользоваться пальцами без использования счетов

Что такое абакус

Многим родителям интересно узнать, что такое абакус, и как в домашних условиях объяснить ребенку, как на нем считать. Счеты имеют прямоугольную форму и состоят из рамки, разделительной линии, палочек и поперечных перекладин с нанизанными на них деревянными бусинами.

Как научить ребенка считать на абакусе

Количество палочек может быть разным. Оно определяет скольки значное число вы можете набрать на счетах.

Как научить ребенка считать на абакусе

Есть 17-разрядные сорбаны – в них 17 спиц, которые обозначают единицы и расположены по центру. Существуют еще 13-разрядные. В этом случае единицы располагаются на второй помеченной спице справа.

Как научить ребенка считать на абакусе

От единичной спицы влево следуют десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Разделительная линия делит все косточки на две части: верхние или небесные и нижние или земные.

Как научить ребенка считать на абакусе

Но косточки отличаются не только названиями. Верхняя – это пятерка, и в ней сразу 5 единиц. Нижние бусины равны 1. Соответственно, на спице десятков каждая из 4 нижних бусин равна 10, а верхняя – пятидесяти.

Как научить ребенка считать на абакусе

Под перекладиной находятся 4 бусинки. Они поднимаются большим пальцем.

Как научить ребенка считать на абакусе

Бусинка над перекладинкой и под ней опускаются указательным пальцем. Ваши пальцы могут работать вместе, соединяя бусинки и разъединяя их.

Как пользоваться счетами

Для решения примеров следует научиться, как правильно считать на счетах: инструкция для дошкольников поможет быстрее освоить счеты для ментальной арифметики.Как научить ребенка считать на абакусе

Использование счетов делает детей в школе более усидчивыми и внимательными. Ознакомление с правильной работой абакуса начинается с приведения счетов в рабочее положение.

Как научить ребенка считать на абакусе

Встряхните abacus, поставьте вертикально на стол, опустите и поднимите все верхние косточки указательным пальцем.

Как научить ребенка считать на абакусе

Или же встряхните доску, опустите, сделайте пальцы клювиком и проведите по перекладине. Abacus готов к работе.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как набирать числа

Перед тем как считать на абакусе, нужно знать, как держать соробан и какими пальцами работать. Это будет зависеть от того, какой способ счета используется: симметричный или асимметричный. При любом виде счета правая рука работает на спице единиц, а левая – на спице десятков.

Как научить ребенка считать на абакусе

При симметричном счете abacus нужно держать левой рукой указательным и большим пальчиком. А в счете используется правая рука, большой палец которой поднимает косточки.

Как научить ребенка считать на абакусе

Пятерку поднимает и опускает указательный. Так же на левой руке: большим пальцем бусины переводятся вверх, а указательным – опускаются.

Как научить ребенка считать на абакусе

При асимметричном счете abacus держится левой рукой большим, безымянным пальцем и мизинцем. При этом указательный и средний освобождается для работы. Поэтому такой счет называется асимметричным, он особенно сильно укрепляет межполушарные связи.

Как научить ребенка считать на абакусе

За единицу принимается палочка в середине счетов. Чтобы показать 1, нужно большим пальцем поднять одну бусинку под перекладиной. Чтобы показать 2 – нужно, чтоб под перекладинкой было две бусинки.

Как научить ребенка считать на абакусе

Если вам нужно показать на счетах 3, вы поднимаете три бусинки, если 4, то – 4. Чтобы показать 5, нужно задействовать верхнюю бусинку. Она опускается указательным пальцем.

Как научить ребенка считать на абакусе

Например, чтобы показать число 6, пальцы работают вместе. Они опускают верхнюю и поднимают нижнюю. Такая комбинация обозначает 6.

Как научить ребенка считать на абакусе

Примеры:

  • если нужно показать 7, то берется пятерка и 2 снизу;
  • число 8 – это пятерка и 3 – снизу;
  • девятка – это пятерка и 4 – снизу;
  • чтобы показать 10, необходимо перейти на следующий разряд.

Вот вы уже освоили 1 уровень счета.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как складывать

При сложении косточки поднимаются к разделительной планке. Математические действия производятся слева направо.

Как научить ребенка считать на абакусе

Для поднятия бусин пользуйтесь большим пальцем, для опускания – указательным. Если закончились бусины в нижнем ряду, можно воспользоваться собратьями сверху, но они должны быть кратны 5.

Как научить ребенка считать на абакусе

Чтобы сложить, например, 14 и 22, проводят следующие манипуляции:

  1. Сначала на спицах откладывается число 13. Для этого в разряде десятков поднимается 1 косточка на нижнем ярусе. На костяшках, обозначающих единичные разряды – 3 костяшки.
  2. Для прибавления 23, в ряду единиц поднимаются 3 косточки, а в разряде десятков -2. Получилось 36.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как вычитать

При вычитании бусины возвращаются к разделительной перекладине. Вычитание начинается с большего разряда чисел.

Как научить ребенка считать на абакусе

Например, чтобы от 7 отнять 4 надо сначала от 7 отнять 5, а затем прибавить 1 бусинку, получилось 3. Следующий пример. От 2 отнять 2. Косточки возвращаются на прежнее место. Результат 0.

Как научить ребенка считать на абакусе

Чтобы от 10 отнять 2, вспомните хитрость, а именно: 2+8=10. Вычитая из 10 двойку, получается 8. Поэтому отнимаем 10 и прибавляем 8. Получился ответ – 8.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как умножать

Ментальная математика включает в себя умножение. Чтобы объяснить ребенку, как умножать на счетах, родителю нужно самому освоить это действие. Для примера, требуется умножить 11 на 23.

Как научить ребенка считать на абакусе

Выполняйте действия по алгоритму:

  • умножьте в уме десятки данных цифр, 10х20 = 200;
  • отложите это значение на абакусе;
  • те же действия проведите с единицами первого и десятками второго, 1х20 = 20;
  • перемножьте десятки первого и единицы второго, 10х3 = 30;
  • результат также выложите на счетах;
  • осталось перемножить единицы двух цифр 1х3 = 3, и отложить число на счетах;
  • получилось 253.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как делить

Учиться делить нужно после четкого понимания алгоритма умножения. Для обучения детей 6 лет делению, объясните им простые правила:

  1. Для получения правильного результата деления играет роль место отсчета.
  2. Пусть ребенок разделит абакус на 2 части воображаемой линией. Вышло 2 зоны: для знаменателя и ответа.
  3. Цифра для деления выставляется справа, а получившийся результат – слева.
  4. Итоговый результат деления считывается со столбца с краю.

Попробуйте для начала разделить двузначное число на одноразрядное.

Как научить ребенка считать на абакусе

Как упростить деление

Деление проводится по такому же принципу, только производится не сложение результатов на линейке, а вычитание. Сдвигание по спицам происходит слева направо.

Как пользоваться пальцами без использования счетов

Ментальная арифметика для детей является одной из методик, которая следует тенденциям современного образования.

Как научить ребенка считать на абакусе

После того как ребенок научился считать на абакусе, он представляет его в уме. То есть, считает в своем воображении – на внутреннем экране, и производит операции с числами. Используя 10 пальцев рук, можно складывать и вычитать в пределах сотни.

Как научить ребенка считать на абакусе

Для этого нужно научиться показывать числа на руках. Существуют 2 правила:

  1. Все пальцы правой руки от мизинца до указательного означают 1. Следовательно, если отгибать их, то к числу добавляется единица. Когда отгибается большой – к числу приплюсовывается пятерка. Ноль – это рука с зажатым кулаком. 9 – это открытая ладонь правой руки. Таким образом, с помощью правой руки можно кодировать числа от 0 до 9.
  2. Пальцы левой руки символизируют десятки. Соответственно, по аналогии с правой рукой, большой палец означает 50, а все остальные – по 10.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время. Предлагаем познакомиться с тем, что они собой представляют и как ими пользоваться.

Счеты абакус

Что это такое?

Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан». Эти счеты исполняли в древнейших государствах функции современных калькуляторов и помогали отсчитывать десятки. Впоследствии они стали использоваться в ментальной арифметике.

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. Вверху, над разделительной полосой, расположена всего одна линия, каждый элемент которой означает пять. Снизу находятся ряды с четырьмя косточками, обозначающими единицу.

Линии косточек означают поочередно единицы (первая правая), десятки (вторая правая), сотни, тысячи. Если первая правая косточка поднята, то на счетах выложена цифра 1 или наименьшее десятичное значение (если расчеты ведутся, например, в миллиардах). Распределение чисел таково:

  • нижние косточки – это 1,2,3 и 4, соответственно, если подняты 2 из них, то счеты показывают число два;
  • если верхняя косточка поднята, число меньше, чем 5; если опущена на разделительную линию – больше;
  • верхняя опущена, три нижние подняты – это число 8.

Аналогичным образом можно выложить любое число.

Ребенок считает с помощью абакуса

Преимущества использования

Работа со счетами не только помогает развивать мелкую моторику дошкольника, но и тренирует сразу оба полушария его головного мозга, позволяет наладить взаимосвязи между ними. Кроме того, можно выделить несколько достоинств методики:

  1. Интерес. Малышам нравится перебирать косточки, при правильном подходе родителей из абакуса можно сделать тренажер, занятия на котором будут искренне нравиться ребенку.
  2. Использование счетов позволяет избежать заучивания и стимулирует образное мышление.
  3. При регулярных тренировках со временем удастся перевести ребенка от работы с реальным абакусом к воображаемой.
  4. Дети учатся находить нестандартные варианты решения проблемы.
  5. Постепенно обретают уверенность в себе, становятся более самостоятельными.
  6. Очень хорошо развивается мышление.

Вот почему счеты считаются мощнейшим пособием в ментальной арифметике, то есть обучении быстрому счету.

Как работать?

Познакомимся с инструкцией по использованию абакуса в домашней работе со старшими дошкольниками и первоклассниками. В целом японские счеты могут заинтересовать детей от 5–6 до 10–11 лет. Они помогают научить совершать в уме различные арифметические действия: сложение, вычитание и даже умножение.

Как же пользоваться таким пособием?

  1. Положить счеты на поверхность стола, добившись того, чтобы никакие посторонние предметы не мешали нормальному движению косточек.
  2. Поставить их «на ноль» — ни один из шариков не должен касаться разделительной полосы.

Далее на конкретном примере рассмотрим суть работы. Допустим, нам необходимо сложить 1 и 2. Для этого при помощи большого пальца перемещаем к разделительной полосе сначала одну косточку. Потом – две. Считаем результат – 3.

Но как быть, если надо сложить, например, 5 и 3. Цифр гораздо больше, чем косточек. Действовать следует так: косточка, расположенная над разделительной полосой – это 5. Поэтому ее следует опустить. А три косточки из нижнего ряда, наоборот, поднять. Получится 8.

На счетах можно отложить и трехзначные числа. Например, 175 будет выглядеть так:

  1. На первой линии опускается верхняя (пятерка).
  2. На второй – опускается верхняя (5) и поднимаются две нижние (2).
  3. На третьей – поднимается одна нижняя (1).

Сначала может показаться, что все слишком сложно и научиться будет нереально не только дошкольнику, но и взрослому. Но на практике зачастую бывает достаточно показать ребенку пару примеров, он довольно быстро разберется и начнет считать.

Как складывать и вычитать?

После того как малыш научился выкладывать числа, можно приступать к обучению простейшим арифметическим действиям.

Сначала рассмотрим сложение, к примеру, 36+23:

  1. Устанавливается первое число, 36.
  2. Далее его следует разделить на простые цифры – 3 и 6.
  3. После этого на соответствующих линейках провести сложение единиц с единицами, десятков и десятками. Получается: 3+2 (десятки) и 6+3 (единиц).
  4. Кости на линейках перемещаются соответствующим образом.

Если бы косточек получилось больше 9, нужно было прибавить единицу на соседней линейке.

Вычитание проводится по такой же системе, начиная с меньшего порядка. В случае, если из меньшего числа вычитается большее, происходит следующее: их переставляют, а на соседней линейке убирают косточку.

Такая система счета кажется сложной только при описании, на деле же стоит попробовать – и ребенку непременно понравится.

Умножение и деление

Они также не вызовут особых затруднений у тех, кто знает таблицу умножения (от 1 до 10). Рассмотрим пример. Надо умножить 13х3. Сначала пример делится на два действия:

10 х 3 = 30

3 х 3 = 9.

На счетах сначала набирается 30, потом добавляется еще 3. И становится понятно, что ответ на пример – 39.

Деление полностью аналогично, однако результаты не складываются, а вычитаются.

Девочка считает на абакусе

Правила

Специалисты по ментальной арифметике разработали ряд правил, которых следует придерживаться при занятиях с абакусом.

  1. Ставить пальцы необходимо определенным образом. Работают только большой и указательный, остальные сжаты в кулак. Большим поднимаются косточки по одной, указательным – опускаются. Оба движутся по направлению слева направо.
  2. «Набор» чисел ведется одной рукой. Вторая придерживает счеты таким образом, чтобы не закрывать обзор.
  3. Верхнюю косточку поднимает и опускает исключительно указательный палец.

Занятия проводятся дважды в неделю, действовать следует по принципу «от простого к сложному», не допуская переутомления ребенка.

Интересно, что при желании счеты можно изготовить своими руками, работа не отнимет много сил и времени.

Таков абакус, научиться считать на котором могут как дети, так и взрослые. Самое главнее правило успеха – регулярные занятия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Абактерил хлор инструкция по применению 2022
  • Абактерил форте инструкция по применению
  • Абактерил таблетки концентрат инструкция по применению
  • Абактал 400 инструкция по применению таблетки
  • Абактал 400 инструкция по применению отзывы