Как я зарядил аккумулятор
«Тоже мне! Нашел, чем хвастаться», — вполне может сказать любой мало-мальски опытный мотолюбитель, прочитав заголовок этой заметки. И он, конечно же, во многом будет прав. Операция эта подробно описана в каждой инструкции по эксплуатации, прикладываемой заводом-изготовителем как к новому мотоциклу, так и к новой батарее. Да и редкая мотоциклетная книга обходит молчанием затронутый мною вопрос. И все же… Одно обстоятельство, по моему мнению, дает основание выйти со столь расхожей темой к широким кругам отечественных мотоциклистов.
Все началось почти 15 лет назад, когда в руки мне впервые попал 12-вольтовый мотоциклетный аккумулятор 6МТС-9. Сразу же возник вопрос: «А чем же его заряжать?» То, что электрическим током, понятно, но какое зарядное устройство для этого использовать? Вопрос выглядит просто, а вот ответа на него я не знаю до сих пор. За эти уже немалые истекшие годы я не читал и даже не слыхивал о зарядных устройствах промышленного изготовления, специально предназначенных для 12-вольтовых мотоциклетных аккумуляторов, хотя для 6-вольто-вых они выпускаются давно и всегда были в продаже.
Конечно же, и тогда имелась (а сейчас и подавно есть) уйма зарядных устройств, выпускаемых целым рядом заводов для 12-вольтовых автомобильных батарей. Те из них, что имеют принудительную регулировку зарядного тока, могут быть использованы для заряда малоемкой мотоциклетной батареи без каких-либо доработок и переделок. Любые другие для
этой цели также годны, если последовательно с батареей включить подходящий реостат-сопротивление, снижающее зарядный ток до требуемой величины. Не мудрствуя лукаво, я так и поступил. По ряду причин, на которых вряд ли стоит задерживать внимание читателей, этот способ нельзя назвать удачным, но, худо-бедно, я обходился им до нынешнего года, когда в очередной раз возникла необходимость зарядить батарею 6МТС-9.
На сей раз автомобильного подзарядника у меня под рукой не оказалось. Понятно, что можно было собрать самодельное зарядное устройство по одной из схем, которые можно найти в интернете. Бывадт даже очень простые и вместе с тем вполне работоспособные схемы, собранные из весьма распространенных радиодеталей. И тем не менее, торопиться отыскивать их я не стал, задавшись вместо этого нехитрым вопросом: «А нельзя ли еще проще?» И с мыслью: «Где бы мне взять 12 «постоянных» вольт?» я умозрительно окинул взором свое несложное «техническое хозяйство». Очень скоро взгляд мой остановился на блоке питания БП-12/5 от старого и никому не нужного кассетного магнитофона. Аккуратная черно-белая коробочка небольших размеров. Уточнил по описанию его выходную мощность (5 Вт) и номинальный ток нагрузки (0,ЗА) — для мотоциклетной батареи вполне подходят и то и другое. Да вот только выходное напряжение…
Да, оно равно 12 В. На первый взгляд это выглядит вполне пригодным, но ведь известно, что для заряда батареи необходимо не ее номинальное напряжение, а несколько большее, хотя бы 13,5—14 В для 6МТС-9. В противном случае напряжение батареи быстро поднимется до уровня зарядного устройства, ток в цепи станет близким к нулю, и всякая зарядка пре-
кратится. Так, значит, не годится… Однако не будем спешить. Из схемы устройства и текста описания становится ясным, что привлекаемый мною для зарядки блок питания состоит из 3-х основных функциональных частей: понижающего трансформатора, выпрямителя и стабилизатора выходного напряжения. Последний и обеспечивает постоянство выходного напряжения строго 12 В при любой нагрузке, лишь бы она была в пределах мощности, на которую рассчитан блок. А как добиваются такого постоянства? Да очень просто — уменьшением напряжения, полученного на выходе выпрямителя. Эту задачу и выполняет стабилизатор напряжения. Он, можно сказать, «срезает» верхушку выпрямленного напряжения на величине 12 В и этим его стабилизирует. Но для заряда аккумулятора стабилизированное по величине напряжение вовсе не обязательно, достаточно, чтобы оно было просто выпрямленным, пусть даже и пульсирующим. А раз так, то интересно бы знать: сколько вольт выдает выпрямитель? Померил напряжение на его выходе тестером — ровно 20 В. Уже лучше — это же без нагрузки (то есть при отключенных потребителях), а сколько будет, если к выпрямителю напрямую подключить аккумуляторную батарею?
Сказано — сделано. Подпаиваю два проводка и подсоединяю их к аккумулятору, соблюдая полярность. Последовательно с аккумулятором включаю в цепь амперметр (см. схему), так как для процесса зарядки гораздо важнее знать величину тока, нежели напряжения. Задаюсь вопросом: «Сколько выдает на аккумулятор привлеченный мною блок питания?» Однако, вполне подходяще — 0,4 А! Величина эта не превышает максимальный ток нагрузки, указанный в характеристике блока, теперь есть уверенность, что его выпрямляющие элементы не выйдут из строя; можно заряжать. Для аккумулятора 6МТС-9 это практически зарядный ток второй ступени. Хотя время заряда при таком токе и возрастает, тем не менее, аккумулятор удастся зарядить на полную емкость в соответствии с инструкцией. А на время зарядки, чтобы не «гонять» понапрасну стабилизатор, его лучше отключить от выпрямителя, отпаяв один из двух соединяющих их проводков.
Вот так магнитофонный блок питания освоил у меня «вторую профессию». Полагаю, что, вообще, для заряда мотоциклетного аккумулятора можно использовать любой блок питания от бытовой переносной радиоаппаратуры. Лишь бы он имел подходящее выходное напряжение и развивал достаточную мощность. Ведь принципиально все они устроены одинаково. Уже после описанного случая мне попался на глаза 12-вольтовый блок питания от телевизора «Электроника». Я тут же замерил напряжение на выходе его выпрямителя — 19В без нагрузки — и решил в следующий раз попробовать зарядить аккумулятор с его помощью, благо, выходная мощность у него на одну треть выше, значит, выше должен быть и зарядный ток.
Автор: Дмитрий Подоляко
Зарядка аккумулятора.
-
555
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: 11 окт 2006, 08:00
- Откуда: Москва (ЮАО)
Зарядка аккумулятора.
Вопрос впрочем наверное очень бестолковый, но все же как правильно зарядить аккумулятор 6МТС-9, каким током? Сколько по времени его нужно заряжать? В интернете приводятся разные данные, заряжает кто как.
ИЖ Планета Спорт
1976 г.
-
mixanik31
Сообщение
mixanik31 » 04 июл 2007, 08:38
А я на пример вообще не заряжаю!Дистилированую воду долеваю и всё.А если акум начинает вымахиваться то выкинул и купил новый.Но это моё личное мнение,так что…
-
Dima
- Сообщения: 3549
- Зарегистрирован: 13 сен 2003, 08:00
- Откуда: г. Георгиевск, Ставропольский кр.
-
Контактная информация:
Сообщение
Dima » 04 июл 2007, 20:42
Езжу на необслуживаемом аккуме от UPS-a (чего и тебе советую) и не заряжаю его.
Ни гвоздя Вам, ни жезла!
Чтобы не было дождя.
-
Sven
- Бронзовый призер СТОК 2008
- Сообщения: 848
- Зарегистрирован: 18 янв 2007, 09:00
- Откуда: Беларусь. Бобруйск
Сообщение
Sven » 04 июл 2007, 23:20
555, заряжаю током 0,9А десять часов, и всё гут. Свинцовые акумы заряжают током который соответствует 10% от выдаваемого акумом.
-
555
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: 11 окт 2006, 08:00
- Откуда: Москва (ЮАО)
Сообщение
555 » 04 июл 2007, 23:41
Sven, огромное спасибо!!! Буду должен!
ИЖ Планета Спорт
1976 г.
-
Detonator
- Победивший зиму
- Сообщения: 8769
- Зарегистрирован: 12 июн 2007, 08:00
- Откуда: Украина, Запорожье
- Контактная информация:
Сообщение
Detonator » 05 июл 2007, 12:36
Да, 10% от ёмкости. Нет, 10 часов маловато будет для полной зарядки. Имеем ёмкость 9а/ч, соответственно ток заряда 0,9А. Но энергия пропускаемая через АКБ расходуется не только на электрохимические реакции в пластинах, но и на электролиз Н20, воды тоесть. Я свою АКБ независимо от того ездил я часто или нет (помимо периодических плановых подзарядок) гоняю по КТЦ — контрольно-тренировочному циклу раз в 3 месяца. Сначала разряд а потом полный заряд порядка 14 часов. При этом ток перестаёт расти только к концу этого времени.
-
len4ik-40
Сообщение
len4ik-40 » 05 июл 2007, 14:57
А у меня на зарядке вообще силу тока регулировать нельзя, то есть воткнул в разетку, подключил клемы и сиди жди. До полной зарядки акум заряжается примерно сутки.
-
Dima
- Сообщения: 3549
- Зарегистрирован: 13 сен 2003, 08:00
- Откуда: г. Георгиевск, Ставропольский кр.
- Контактная информация:
Сообщение
Dima » 05 июл 2007, 15:18
len4ik-40, значит это у тебя не зарядное, а ПОДзарядное устройство. Если оно девяти амперчасовый аккум заряжает сутки, то автомобильный почти неделю заряжать должен
Ни гвоздя Вам, ни жезла!
Чтобы не было дождя.
-
Ed
- Злобный Модератор
- Сообщения: 8405
- Зарегистрирован: 09 сен 2003, 08:00
- Откуда: Донбасс Луганская.
- Контактная информация:
Сообщение
Ed » 05 июл 2007, 18:44
объясните мне, какова хрена вы их заряжаетеподзаряжаете ?
купити нармальный АК и забудте что он у вас существует на мотоцикле.
например mutlu или с упса.
Кто ищет тот всегда найдёт !
Сисадмины делятся на тех, кто не делает бэкапы, и тех кто, их уже делает =)
-
Sven
- Бронзовый призер СТОК 2008
- Сообщения: 848
- Зарегистрирован: 18 янв 2007, 09:00
- Откуда: Беларусь. Бобруйск
Сообщение
Sven » 05 июл 2007, 23:48
Ed, Ну я например давал дружбану акум поездить, а у него зарядка оказалась не работает, вот он мне его и посадил до нуля
Общие сведения
Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные на номинальное напряжение 12 В предназначены для запуска двигателей мотоциклов, мотороллеров и мопедов и питания их бортовой электросети.
Структура условного обозначения
ХМТС-ХА:
Х — количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
МТ — мотоциклетная, мотороллерная, мопедная;
С — стартерная;
Х — номинальная емкость, А·ч;
А — исполнение в моноблок с общей крышкой.
Если на аккумуляторную батарею (на одной из перемычек или на крышке) нанесен знак — буква «Д», то это значит, что в аккумуляторную батарею введена поверхностно активная добавка «ГОМОЛ-АВТО». Технические условия ЖТШИ560094.002 (003) ТУ.
Добавка прошла широко масштабные испытания в условиях эксплуатации и рекомендована к применению отраслевым аккумуляторным институтом (НИАИ,С.-Петербург). Добавка «ГОМОЛ», обладая десульфатирующими свойствами и комплексным действием на электрохимические процессы, протекающие в свинцовом аккумуляторе, позволяет:
упростить обслуживание батареи за счет снижения саморазряда и выкипаемости электролита;
повысить прием заряда батареи на 30-40% и эффективность запуска двигателя при низких температурах;
снизить коррозию на 10-15% и оплывание активной массы положительного электрода;
повысить эксплуатационный срок службы батарей на 20-30%.
Через 1,5-2 года эксплуатации батареи или при замене электролита рекомендуется повторить введение добавки.
Условия эксплуатации
Аккумуляторные батареи имеют климатические исполнения У или Т, категорию размещения 2 и эксплуатируются в рабочем интервале температур окружающей среды от минус 40 до 60°С (для 6МТС-9 и 6МТС-9А) и от минус 50 до 60°С (для 6МТС-18А) и при минимально допустимой температурой электролита минус 25°С.
Батареи являются механически прочными и выдерживают испытания на синусоидальную вибрацию при частоте колебаний 50 Гц и при ускорении 6 g в течение 1 ч в нормальных климатических условиях.
По технике безопасности батареи соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.007.12-75 «ССБТ. Источники химические. Требования безопасности». ЖТШИ.560094.002 ТУ;ЖТШИ.560094.003 ТУ
Технические характеристики
Гарантийный срок сохраняемости не залитой электролитом батареи — 2 года (для 6МТС-9) и 3 года (для 6МТС-9А и 6МТС-18А), эксплуатации батареи — 1,5 года (для 6МТС-9) и 2 года (для 6МТС-9А и 6МТС-18А) с момента ввода в эксплуатацию.
Батареи собираются в моноблоках из полиэтилена холодостойкого полипропилена и других плас-тических масс. Сепараторы для батарей изготовляются из кислотостойких микропористых материалов. Батареи герметизированы в выводах и зазорах между крышками и стенками моноблока. Герметизирующие средства или сварочные швы термостойки при изменении температуры от минус 35 до 60°С и батареи выдерживают испытание при давлении, пониженном или повышенном по сравнению с атмосферным на (20 + 1,33) кПа (150+10 мм рт. ст.). При наклоне батарей от нормального положения на угол 45° электролит не выливается.
Токоотводы батарей выполнены в виде усиленного конуса или болтового соединения и расположены на общей крышке корпуса моноблока. Продолжительность стартерного режима разряда батарей при температуре электролита 18+1°С составляет не менее 3 мин (для 6МТС-9) и не менее 1,5 мин (для 6МТС-9А и 6МТС-18А).
Батареи 6МТС-9А и 6МТС-18А не требуют доливки воды в электролит в течение одного года эксплуатации.
Батареи выпускаются в сухозаряженном исполнении (по согласованию с потребителем могут выпускаться в несухозаряженном исполнении). Сухозаряженность батарей гарантируется в течение года с момента изготовления.
Наработка батарей определяется количеством циклов и составляет не менее 100 циклов.
Электролит для заливки батарей готовится из серной кислоты ГОСТ 667-83 и дистиллированной воды ГОСТ 6709-72. Плотность электролита измеряют аккумуляторным ареометром ГОСТ 18481-81.
Плотность заливаемого электролита (раствора серной кислоты), указанная в таблице, зависит от климатического района, в котором эксплуатируется аккумуляторная батарея.
Макроклиматические районы (ГОСТ 16350–80), среднемесячная температура воздуха в январе, ° С |
Плотность электролита, приведенная к 25° C, г/см3 |
|
заливаемого |
заряженной батареи |
|
Холодный: от минус 30 до минус 15 |
1,28 |
1,30 |
Умеренный: от минус 15 до минус 8 |
1,26 |
1,28 |
Жаркий: |
||
сухой от минус 15 до 4 |
1,23 |
1,25 |
теплый влажный от 0 до 4 |
1,21 |
1,23 |
Для получения электролита соответствующей плотности следует руководствоваться таблицей:
Требуемая плотность электролита при 25° C, г/см3 |
Количество воды и серной кислоты для получения 1 л электролита плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25° C, л |
|
воды |
кислоты |
|
1,21 |
0,849 |
0,211 |
1,23 |
0,829 |
0,231 |
1,26 |
0,800 |
0,263 |
1,28 |
0,781 |
0,285 |
Примечание:
При замерах плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры электролита на 1° C плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3 , а при понижении температуры электролита на 1° C, наоборот увеличивается на 0,0007 г/см3 .
Исходной считается температура 25° C.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 30°С. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15°С.
Количество электролита, необходимое для заливки батареи, приведено в таблице:
Тип батареи |
Ориентировочное количество электролита на одну батарею, л |
6МТС-9 |
0,55 |
6МТС-9А |
0,55 |
6МТС-18А |
0,65 |
Перед заливкой электролита извлекается из батареи блок пробок или отдельные пробки и с них удаляются герметизирующие детали (пленки, выступы и др.). Заливается электролит до линии верхнего уровня, указанного на корпусе моноблока или на 10-15 мм выше верхней кромки сепараторов.
Не ранее, чем через 20 мин, и не позже, чем через 2 ч после заливки электролитом, производится замер плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.
Если же плотность электролита понизится более, чем на 0,03 г/см3, то такие батареи следует зарядить согласно описанному ниже.
При необходимости срочного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию допускается установка их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года с момента изготовления и приведение в рабочее состояние производится при температуре батареи и заливаемого электролита не ниже 15°С.
В особых случаях, при необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, с момента изготовления которых прошло не более одного года и хранившихся на момент приведения в действие при температуре до минус 30°С, допус-кается приведение их в рабочее состояние путем заливки электролитом плотностью 1,27+0,01 г/см3 при температуре 40+2°С и с последующей выдержкой в течение 1 ч.
Указанным методом приводят в рабочее состояние только батареи для мотоциклов специальных служб.
После возвращения машины рекомендуется батареи, приведенные в рабочее состояние срочно, полностью зарядить и откорректировать плотность электролита.
Приготовление электролита производится в два этапа. Первый этап — предварительно готовят электролит плотностью 1,20-1,21 г/см3 при температуре до 15°С. (На 1 л дистиллированной воды добавляется 0,24 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см3.) Полученный электролит хранится в отапливаемом помещении. Второй этап — окончательное приготовление электролита плотностью 1,26-1,28 г/см3при температуре 25°С непосредственно перед заливкой. (На 1 л ранее полученного электролита плотностью 1,20-1,21 г/см3добавляется 0,13 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см3.)
Залитые электролитом батареи, тщательно протираются после одного часа выдержки, устанавливаются на машину.
Для приготовления электролита применяют стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, эбонитовую, освинцованную), в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании серную кислоту.
Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается во избежание несчастного случая.
При приготовлении электролита и заливке батарей надевают очки, резиновые перчатки, сапоги, фартук или костюм из кислотостойкого материала.
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, осторожно снимают кислоту ватой, промывают пораженные места обильной струей воды, а затем 5%-ным раствором кальцинированной соды или аммиака.
Заряд батарей производится постоянным током в 1 А (для батарей 6МТС-9 и 6МТС-9А) и в 1,5 А (для батарей 6МТС-18А). Для этого присоединяют положительный полюсный вывод зарядного устройства к положительному выводу батареи, а отрицательный — к отрицательному.
Выключаются батареи на заряд, если температура электролита в них не выше 35°С.
Заряд батарей ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 1 ч. Напряжение на отдельных аккумуляторах контролируется вольтметром (ГОСТ 8711-78) класса точности 1, 0 со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В.
Во время заряда следует периодически проверять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45°С. В случае, если температура окажется выше упомянутых значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30 — 35°С.
В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки , будет отличаться от нормы, производится корректировка плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы.
После корректировки продолжается заряд в течение 30 мин для полного перемешивания электролита, затем отключают батареи и через 30мин производят замер его уровня во всех аккумуляторах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, то в аккумулятор добавляется электролит такой же плотности; при уровне электролита выше нормы — отбирается избыток электролита резиновой грушей. После заряда батареи сдаются в эксплуатацию.
Заряд батарей производится в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
Во время заряда и обслуживания аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым пламенем.
При эксплуатации мотоцикла (мотороллера, мопеда) необходимо контролировать зарядный режим аккумуляторных батарей, чтобы не допустить излишнего перезаряда или недозаряда, сокращающих срок их службы.
При эксплуатации величина зарядного напряжения должна соответствовать значению, указанному в техническом описании и инструкции по эксплуатации соответствующего транспортного средства. Эта величина составляет 14,6 В.
Не реже одного раза в две недели:
1) проверяются надежность крепления батареи в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. Наконечники проводов после их монтажа на полюсные выводы батарей смазываются техническим вазелином;
2) при необходимости следует очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверх-ность батареи, вытирают чистой ветошью, смоченной в растворе аммиака или кальцинированной соды (10%);
3) при необходимости прочищают вентиляционные отверстия; в пробках аккумулятора или в блоке пробок;
4) проверяется уровень электролита во всех аккумуляторах и, при необходимости, доливается дистиллированная вода до требуемого уровня. В холодное время года, во избежание замерзания, воду заливают непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом.
Доливать электролит в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность заливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.
Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверяется степень заряженности батареи по плотности электролита.
Батареи, приведенные в рабочее состояние и не установленные на транспортные средства, а также временно снятые с машин после небольшого периода работы, необходимо полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району. Такие батареи по возможности установите в помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура помещения должна быть не ниже минус 30°С.
В дальнейшем временное пребывание батарей в таком состоянии следует считать периодом «бездействия».
Установку батарей производят в один ярус, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним.
Если батареи в период «бездействия» будут находиться при положительных температурах, то ежемесячно производится их подзаряд.
При отрицательных температурах следует ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита более чем на 0,04 г/см3.
В разряженных батареях электролит при отрицательной температуре замерзает.
При проведении испытаний, обслуживания к эксплуатации батарей необходимо руководствоваться «Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными Госэнергонадзором от 12.04.69 г.
При работе с металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам аккумулятора.
Трещины мастики на батареях, находящихся в эксплуатации, должны устраняться только в аккумуляторных цехах с соблюдением мер предосторожности против взрыва.
Все работы по обслуживанию батарей должны производиться специально обученным персоналом, прошедшим инструктаж по технике безопасности. Аккумуляторные батареи комплектуются эксплуатационной документацией: паспортом и инструкцией по эксплуатации, ЗИПом.
На батарею нанесена маркировка, содержащая:
1) товарный знак предприятия-изготовителя;
2) условное обозначение батареи;
3) знаки полярности плюс «+» и «-» минус;
4) дату изготовления (месяц, год);
5) обозначение технических условий на батарею конкретного типа;
6) номинальную емкость в ампер-часах на батареях с общей крышкой;
7) номинальное напряжение в вольтах на батареях с общей крышкой;
клеймо технического контроля;
9) максимальная масса батареи по техническим условиям без электролита.
Нет комментариев. Ваш будет первым!