Актуализация сведений об объектах негативного воздействия инструкция

Заполнение раздела «Воздействие объекта на окружающую среду» заявки на постановку объекта НВОС на учет.

Заполнение раздела «Воздействие объекта на окружающую среду» начинается с выбора, какие виды воздействия на окружающею среду имеются в результате функционирования нашего объекта.

Выбор воздействия оказываемого объектом НВОС

Информация об источниках выбросов на объекте.

При наличии на объекте НВОС стационарных источников выбросов нажимаем соответствующею кнопку «Присутствуют», потом «Сохранить» и переходим в древовидном меню к заполнению информации об источниках выбросов.

Добавление источника стационарного выброса загрязняющих веществ

Нажимаем кнопку «+ Добавить источник выбросов» и заполняем информацию по конкретному источнику. Информацию по источникам выбросов, нужно брать из проекта «Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух».

Заполнение информации по источнику

Наименование источника – в этом поле необходимо кратко и ёмко охарактеризовать источник. Написать просто «Труба» маловато. Добавьте к названию немного конкретики к примеру «Котельная №1,  Котел ДКВР,  дымовая труба». Если писать чуть подробней у проверяющих не возникает желания отправлять отчет на доработку.

Далее заполняем номер источника. Пишите ровно так, как указана в проекте инвентаризации, к примеру «0001 или 6001».

Поле «ИСКИ» источника выбросов можно заполнить если он присвоен. У 99% предприятий такого кода нет, так что смело оставляем данное поле чистым. 

В графе «Тип направленности», из выпадающего списка выбираем тип источника «организованный или неорганизованный». Тип источника можно посмотреть в проекте инвентаризации или определить по номеру источника. Организованные источника номеруются с 0 (к примеру 0001), а неорганизованные с 6 (к примеру 6001).   

Далее указываем адрес источника НВОС и ОКТМО (в общем то адрес и ОКТМО  непосредственно объекта НВОС).

Теперь переходим к заполнению  параметров нашего источника. Первым делам выбираем тип нашего источника «Площадной, точечный, линейный». Данная информация также имеется в проекте инвентаризации. В большинстве случаев все организованные источники являются точечными, а неорганизованные площадными.

Следующем параметром источника является его географическое расположение (координаты).  Введение географических координат источника осуществляется точно также, как мы рисовали контур объекта НВОС. Тость, либо мы переносим точку — маркер в нужное место на карте,  либо непосредственно указываем координаты источника (или угловых точек площадного источника).

Добавление координат ИЗАВ

Далее заполняются параметры источника, такие как: высота, длинна, ширина, диаметр, проектная тепловая мощность, Температура ГВС, скорость ГВС, Расход ГВС, Доля сжигания ПНГ (попутного нефтяного газа), фактическая масса выбросов углекислого газа.   Практически все необходимые параметры по источнику берутся из таблицы «Параметры выбросов загрязняющих веществ» проекта инвентаризации выбросов.

Фактическую массу выбросов углекислого газа вам придется высчитать самостоятельно. Расчет осуществляется согласно методикам описанным в приказе МПР от 30 июня 2015 г. N 300 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И РУКОВОДСТВА ПО КОЛИЧЕСТВЕННОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМА ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ И ИНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Заполнение параметров источника выбросов

В конце данного раздела необходимо указать технологический процесс или применяемую технологию. Для этого нажимаем кнопку «+ Добавить технологический процесс, применяемую технологию» и в открывшемся поле кратко описать проводимую операцию (К примеру «сжигание угля в котлах»).

После этого сохраняем нашу работу. Таким же образом заносим в систему все стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Оставить заявку на актуализацию НВОС

Объектом НВОС по закону является объект, или же их совокупность, имеющие единое назначение, либо неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

  1. Когда требуется актуализация НВОС
  2. Как актуализировать сведения об объекте НВОС
  3. Сроки и возможные штрафы

Когда требуется актуализация НВОС

Несколько лет назад все объекты негативного воздействия на окружающую среду были поставлены на учет. Но практически сразу встал вопрос – как изменить сведения о своем объекте в государственном реестре? Ведь производственные объекты развиваются, расширяются, меняют технологию, переезжают, продаются и покупаются. Все это нужно отразить в сведениях об объекте НВОС.

Объект НВОС может изменить свою категорию либо характеристики производства и воздействия на окружающую среду, в результате чего становится необходимо актуализировать сведения о нем в реестре таких объектов, который ведет государство.

Согласно ст. 69.2 ФЗ № 7, актуализация сведений об объекте НВОС может понадобиться, если:

  • произошла замена, реорганизация, изменение других данных о юридическом лице или ИП, которые эксплуатируют объект;
  • изменился адрес местонахождения самого объекта негативного воздействия;
  • изменились технологические процессы и/или параметры источников загрязнения окружающей среды;
  • изменились параметры ГОУ, очистных сооружений, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов.

Как актуализировать сведения об объекте НВОС

Обязанность подать заявление через Личный кабинет природопользователя об актуализации сведений наступает разу, подать его нужно в течение 30 дней с момента регистрации изменений адреса, наименования, собственника и других реквизитов. Если дело касается изменения технологии производства и других технических параметров, то подать заявление желательно сразу после их появления, так как срок для таких случаев не указан. Сведения об изменениях нужно подтвердить соответствующими документами.

Кроме указанных оснований для актуализации, она может понадобиться в связи с тем, что изменились критерии постановки на учет объектов и присвоения им категорий. Ранее критерии устанавливались Постановлением Правительства РФ № 1029, теперь его заменило Постановление Правительства РФ № 2398.

Со сменой НПА изменились и сами критерии, поэтому необходимо проверить, актуальна ли сейчас категория вашего объекта. Согласно Письму Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет», в случае изменения критериев отнесения объектов, НВОС к объектам I, II, III и IV категорий для изменения категории ранее поставленного на учет объекта НВОС можно обратиться в Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта с предоставлением конкретной информации по объекту, согласно которой нужно сменить категорию. При этом можно сменить не только категорию объекта, но и уровень надзора (федеральный или региональный).

Если вы обнаружили ошибку, опечатку в прошлом заявлении о постановке на учет, которое подавали ранее, то исправление таких ошибок тоже можно провести через процедуру актуализации сведений в соответствии с п.2.2 Письма Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Форма заявления на актуализацию сведений об объекте НВОС не установлена, подача производится через Личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора. Возможна подача заявления в бумажном виде согласно Административному регламенту Росприроднадзора по госучету объектов НВОС, утвержденному Приказом Росприроднадзора № 104. Не забудьте, что заявление подается в ту же инстанцию, в которой была проведена постановка на учет.

Сроки и возможные штрафы

После актуализации НВОС в течение 10 рабочих дней природопользователь получит новое свидетельство об актуализации учетных сведений. Плата за проведение актуализации не взимается.

Актуализация сведений об объекте НВОС – не право, а обязанность. Если она не выполнена вовремя, наступят санкции в соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ, а именно штрафы до 100 тысяч рублей для юрлиц.

Чтобы актуализировать все сведения и отчетность по экологии вовремя, достаточно заказать экологическое сопровождение в ЭкоПромЦентре. Наши экологи своевременно заполнят все формы отчетности и подадут документацию в надзорные органы за вас. Это оптимальный вариант для экономии времени и средств на поиск эколога в штат.

Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию по телефону +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!

Оставить заявку

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами:

о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

11. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

14. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и 12 настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.

В каком интересном и практически безвыходном положении находится сегодня природопользователь, когда речь идет о категории объекта НВОС[1], которая вне зависимости от самого природопользователя и его неизменной на протяжении многих лет деятельности взяла и резко с 01.01.2021 сменилась на другую. Такое положение ему обеспечило само российское законодательство в то время, как вступили в силу Критерии № 2398[2], а основания для актуализации учетных сведений об объекте НВОС остались прежними.

Присвоение объекту НВОС категории 

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами (далее — ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах. Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС в зависимости от уровня НВОС согласно критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. ЮЛ и ИП самостоятельно определяют категорию своего объекта и указывают ее в заявке о постановке на государственный учет. Далее ЮЛ и ИП получают свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС с указанием в нем присвоенной категории.

До 01.01.2021 действовали Критерии № 1029[3], в соответствии с которыми ЮЛ и ИП на протяжении чуть более пяти лет определяли категории своим объектам НВОС и вставали на государственный учет. Однако с 01.01.2021 некоторые виды деятельности, осуществляемые ЮЛ и ИП на своих объектах НВОС, стали уточненными новыми критериями, определяющими иную категорию объекта НВОС, отличающуюся от определяемой Критериями № 1029. Так, многие уже поставленные на государственный учет объекты НВОС с полученными до 01.01.2021 свидетельствами перешли в статус несоответствия действующим критериям в части уровня НВОС. Поэтому сейчас появляются вопросы о необходимости прохождения процедуры актуализации учетных сведений об объекте НВОС в связи с вступлением в силу новых критериев, а также вопросы о реализации данной процедуры на практике.

Изменение категории объекта НВОС 

Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, однако прохождение данной процедуры возможно по весьма ограниченному перечню оснований, закрепленных п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[4].

Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации при условии представления ЮЛ и ИП следующих сведений:

• о замене ЮЛ или ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

• реорганизации ЮЛ в форме преобразования; изменении наименования ЮЛ; адреса (места нахождения) ЮЛ;

• изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) ИП; места жительства ИП; реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП;

• об изменении места нахождения объекта НВОС; характеристик технологических процессов основных производств; характеристик источников загрязнения окружающей среды; характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ; характеристик технических средств по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ; технологий использования отходов производства и потребления; технологий обезвреживания отходов производства и потребления; технологий размещения отходов производства и потребления.

Пока ЮЛ и ИП не представят указанные выше сведения об объекте НВОС, их актуализация не состоится. Однако абсолютно не важно представление ЮЛ и ИП других сведений, которые, очевидно, могли бы повлиять на категорию объекта НВОС, если такого основания нет в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, как случилось с «неоснованием» в виде новых критериев.

Позиции Минприроды и Росприроднадзора 

Законодатель мог бы предусмотреть еще на стадии вступления в силу Критериев № 2398:

• право или обязанность ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на поставленном на государственный учет объекте НВОС, представить в течение определенного времени заявку об изменении категории в случае изменения критериев

 или

• неприкосновенность и актуальность присвоенных до 01.01.2021 категорий объектов НВОС до наступления какого-либо определенного события.

Все это время позиции Минприроды России и Росприроднадзора в отношении сложившейся ситуации несколько отличались друг от друга.

Минприроды России выражало свое мнение в разъяснительных письмах[5], сообщая, что изменение категории из-за вступления в силу Критериев № 2398 чисто гипотетически возможно, если обратиться в Росприроднадзор, но, т.к. именно Росприроднадзор является оператором государственного реестра объектов НВОС, по всем вопросам данного характера следует обращаться к нему.

Росприроднадзор, напротив, считает, что законом не предусмотрены подобные основания, поэтому миссия невыполнима. Отсюда множественные отказы в актуализации и открыто размещенные обоснования такой позиции на официальном сайте Росприроднадзора[6].

Попытки разрешения существующей неясности 

При этом практика по всей России складывается со всевозможным разнообразием результатов. Успешные случаи изменения категории в рамках логично присутствующего, но официально отсутствующего на то основания, безусловно, радовали. Однако природопользователи также сталкивались с отказами по причинам, уже приведенным выше.

Здесь же можно сказать, что по букве закона отказы в актуализации в связи с изменениями критериев обоснованы, но ведь одной из целей государственного учета объектов НВОС посредством ведения государственного реестра объектов НВОС является получение достоверной информации об объектах НВОС. За этот период времени приоритет данной цели был определенно приглушен. Хотя природопользователи самостоятельно шли навстречу достоверности сведений в реестре и готовы были переработать всю свою документацию в порыве желания соответствовать новой категории, и все же большинство столкнулось с противостоянием такой инициативы.

Опять же действия природопользователя при подаче заявления об актуализации в связи с изменениями категории более чем обоснованы, ведь ответственный природопользователь всегда будет обеспокоен наличием корректной и актуальной в соответствии с природоохранным законодательством документации, а на категории завязано слишком много предъявляемых к объекту НВОС требований. Именно от категории зависит вид разрешительной документации, перечень и состав отчетности, способ исчисления платы за НВОС, особенности контрольной (надзорной) деятельности. При государственном экологическом надзоре могут возникнуть соответствующие вопросы, которых бы хотелось избежать заранее.

О недостаточности существующих оснований для актуализации учетных сведений об объекте НВОС мы уже говорили на страницах журнала[7] и пришли к этому выводу довольно обосновано. Остается непонятным только то, почему законодатель не предусмотрел возможность изменения категории в связи с выходом Критериев № 2398 хотя бы не в виде актуализации, а, например, в виде уточнений сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов НВОС.

Уделим внимание некоторым проектам нормативных правовых актов, карточки которых размещены на федеральном портале таких проектов regulation.gov.ru.

Одним из них[8] в изначальной версии предлагалось внести в Правила № 572[9] изменения, которые могли бы в какой-то мере разрешить существующую неясность в действиях путем изложения п. 39 Правил № 572 в следующем виде:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки, а также по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, вправе изменить категорию объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) принять решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в случае изменения критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий[10].

Другим проектом нормативного правового акта[11] предлагалось утверждение новых правил создания и ведения государственного реестра объектов НВОС взамен Правил № 572, в соответствии с которыми могла бы быть создана новая процедура — изменение присвоенной объекту НВОС категории в зависимости от уровня НВОС в случае изменения критериев отнесения объектов  НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Проектом предусматривалось обеспечение приведения уполномоченным на ведение государственного реестра объектов НВОС органом (далее — уполномоченный орган) сведений, содержащихся в государственном реестре, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу изменений: по заявлению ЮЛ, ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте НВОС, и (или) по инициативе уполномоченного органа.

Минэкономразвития России в Заключении об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления ‎Правительства РФ «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие ‎на окружающую среду» негативно отнеслось к предложенному Минприроды России сроку и посчитало необходимым разграничить случаи и установить сроки изменения сведений государственного реестра отдельно для каждого. Также Минэкономразвития России совершенно справедливо заметило, что в некоторых случаях срок в 6 месяцев для подачи заявления представляется завышенным, а в некоторых случаях — недостаточным, т.к. возникнет необходимость приведения документации предприятия в соответствие с требованиями законодательства для новой категории (как, например, с переходом со II на I категорию). На основании этого Минэкономразвития России дополнительно предложило включить в проект акта положение, которое позволит гарантировать хозяйствующим субъектам возможность осуществления деятельности в соответствии с уже присвоенной категорией НВОС до момента получения ‎и согласования всей необходимой документации.

Правила № 830 

Эти пункты заключения Минэкономразвития России к данному проекту акта интересны потому, что с 01.09.2022 вступят в силу новые правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС (далее — Правила № 830[12]), которые введут случаи корректировки уполномоченным органом учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, среди которых будет изменение Критериев № 2398.

Данная корректировка будет осуществляться по инициативе уполномоченного органа и (или) по заявлению ЮЛ или ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте НВОС.

Заглянем в будущее и постараемся разобраться, что потребуется от природопользователя после вступления в силу Правил № 830.

1. С 01.09.2022 ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, будут вправе со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 подать заявление о корректировке присвоенной объекту НВОС категории в зависимости от уровня НВОС в связи с изменениями Критериев № 2398.

2. Если ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 не подадут соответствующее заявление, уполномоченный орган направит ЮЛ и ИП уведомление о необходимости такой корректировки.

3. Если ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, по истечении 3 месяцев с даты направления уведомления в очередной раз не направят соответствующее заявление, уполномоченный орган самостоятельно осуществит корректировку учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями и выдаст свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.

Таким образом, Минприроды России учло предложение Минэкономразвития России в части разграничения случаев и установления для каждого из них сроков изменения сведений государственного реестра. При этом природопользователь сможет «оттянуть» корректировку присвоенной объекту НВОС категории максимум на полгода со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 и в течение этого времени заниматься приведением документации предприятия в соответствие с требованиями законодательства для новой категории. По истечении 6 месяцев при нарушении соответствующих требований природопользователь будет нести административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ[13].

Правила № 830 не отвечают на вопрос, будет ли распространяться данное право на тех природопользователей, категория объектов НВОС которых изменилась еще с 01.01.2021 вместе с вступлением в силу Критериев № 2398. Или природопользователю необходимо будет ждать выхода новых изменений Критериев № 2398 после 01.09.2022, чтобы подать заявление о корректировке присвоенной категории? Разумеется, покажет только практика, однако есть риск, что природопользователь снова столкнется с отсутствием оснований уже для корректировки учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.

Ответственность 

В любом случае раньше 01.09.2022 природопользователь не приобретет право на подачу заявления о корректировке присвоенной категории, поэтому следует порассуждать на тему того, что именно нарушает и нарушал все это время природопользователь, осуществляющий деятельность на объекте НВОС с присвоенной категорией до 01.01.2021 при отсутствии оснований актуализации учетных сведений об объекте НВОС, и как он может себя обезопасить?


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (утратило силу с 01.01.2021).

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[5] Письмо Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет».

[9] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (в ред. от 20.04.2022).

[10] Выделено автором.

[12] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830.

[13] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации если:

  1. Произошла смена местонахождения объекта, а также какие-либо уточнения в адресе объекта (поменялся ОКТМО, добавилась литера и т.д.) 
  2. Сменился собственник (владелец, то есть юридическое лицо или ИП) объекта, либо предприятие сменило организационно-правовую форму, сменился адрес юридического лица. 
  3. Изменились характеристики технологических процессов основных производств и источников загрязнения на объекте. 
  4. Произошли изменения в характеристиках оборудования по обезвреживанию выбросов, сбросов и обезвреживания, использования, размещения отходов на объекте.
  5. Или изменились объемы используемого сырья. 

Заявку об актуализации сведений подают в течение 30 дней со дня введения изменений на объекте НВОС. Важно помнить, что заявка заполняется отдельно для каждого объекта компании.

В надзорном органе (федеральном или региональном) актуализация сведений происходит в течение 10 рабочих дней со дня получения документов о необходимости актуализации сведений, после чего выдается свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС (при этом ранее присвоенный код объекта не изменяется).
 

Уровни надзорных органов

Федеральный надзорный орган – это Росприроднадзор (например Севера-Западное МУ РПН).

Региональный уровень — это комитеты, министерства и департаменты охраны окружающей среды. 
 

Какая разница между ними? 

Разница в объекте, который мы ставим на учет, он может по критериям попадать под федеральный уровень надзора (это, например если объект находится на особо охраняемых землях или относится по критериям к 1 категории НВОС).

Во всех остальных случая это региональный уровень надзора.
 

Заявка на актуализацию постановки на учет

При актуализации ПУ может смениться категория объекта.

Это происходит в случае, когда актуализация делается в связи: 

  • с изменениями в объемах используемого сырья и производственной мощности объекта, 
  • и если изменились технологические процессы на предприятии (например, увеличилось/уменьшилось количество источников выбросов и состав выбрасываемых веществ). 

Соответственно категория объекта может измениться как большую, так и в меньшую сторону.

Для подачи заявки на актуализацию ПУ в обязательном порядке необходима авторизация в личном кабинете природопользователя через Госуслуги юридического лица (для которого делается актуализация). 

Так же важно, если подать актуальные сведения ПУ не через функцию актуализации, а заполнив новое заявление постановки на учет, объект будет ещё раз внесен в реестр НВОС под новым кодом и будет необходимо снимать не актуальную постановку с учета (ликвидировать). Как снять объект НВОС с постановки на учет читайте здесь.

Штраф

Статья 8.46 КоАП РФ гласит, — Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Смена владельца объекта НВОС (пошаговая инструкция).

Давайте пошагово разберем, что необходимо предпринять в случае смены юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность на объекте НВОС.

Важно знать, что заявка на актуализацию сведений о постановке на учет объекта НВОС осуществляется в учетной записи собственника (владельца), который передает объект НВОС в пользование другого владельца.

  1. Для начала необходимо создать учетную запись на портале Госуслуг. Заявление на актуализацию невозможно сделать без авторизации через Госуслуги.
  2. В личном кабинете природопользователя формируется заявка на актуализацию сведений о постановке на учет объекта НВОС.
  3. К заявке обязательно прикладываются все необходимые документы, доказывающие смену владельца объекта НВОС, например, договор купли-продажи и т.д.
    Неплохо было бы приложить к пакету документов сопроводительное письмо в свободной форме о направлении заявки, которое будет подписано двумя сторонами (передающей объект НВОС и принимающей). Это будет как еще один документ, подтверждающий обоюдное согласие на подачу заявки на актуализацию сведений о постановке объекта НВОС.
  4. Вы получаете свидетельство об актуализации сведений о постановке на учет объекта НВОС. 

Уведомление о рассмотрении заявки в личном кабинете получит только лицо, передающее объект НВОС. 

Можно также пойти по пути, что юридическое лицо, передающее объект – снимает с учета. А юридическое лицо, купившее ставит объект на учет.

Возникает вопрос, а кто вносит плату за НВОС: передающая сторона или принимающая?

Ответ: Передающая сторона обязана внести плату за период с начала календарного года до даты передачи объекта НВОС другой стороне (дата может быть отражена в договоре или в акте приема-передачи).

Видео-урок «Актуализация постановки на учет объекта НВОС»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Актрапид нм пенфилл инструкция по применению
  • Актрапид инсулин инструкция по применению взрослым
  • Актоцид биологичный инструкция по применению цена
  • Актофлор с инструкция по применению цена состав
  • Актофлор с инструкция по применению цена отзывы взрослым для лечения