Амфитон у 101 1 инструкция по эксплуатации

Изготовитель: Львовское ЛПО им. Ленина.

АМФИТОН-У-101-1 стерео АМФИТОН-У-101-1 стерео

Назначение: усилитель «Амфитон-У-101-1» первой группы сложности предназначен для двухканального усиления и коммутации сигналов низкой частоты от различных источников звуковых программ при работе в помещении.

АМФИТОН-У-101-1 стерео

Схема находится в архиве на Яндекс.Диске нашего сайта.

Основные технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц: ±1,5 дБ

Сопротивления подключаемых АС: 4 Ом

Номинальная мощность: 25 Вт/4 Ом

Коэффициент нелинейных искажений: 0,3 %

Коэффициент гармоник в диапазоне 40-12500 Гц: 0,3 %

Коэффициент общих интермодуляционных искажений: 0,6 %

Переходные затухания между каналами на частотах 1-10 кГц: 30 – 40 дБ

Рассогласование АЧХ каналов: не более 2 дБ

Относительный уровень шумов для входов:

звукосниматель: 60 дБ

магнитофон: 70 дБ

Пределы регулировки тембра на частотах:

63 Гц: ±12 дБ
3200 Гц: ±10 дБ
16000 Гц: ±15 дБ

стереобаланса: ±20 дБ

Потребляемая мощность от сети: 125 Вт

Размер усилителя (ШхВхГ): 430х125х405 мм

Вес усилителя: 11,5 кг

АМФИТОН-У-101-1 стерео АМФИТОН-У-101-1 стерео

Описание:

Корпус усилителя выполняется в двух модификациях: металлические с цветофактурным решением передней панели и в деревянном кожухе, отделанном под ценные породы дерева. Все органы управления (регуляторы громкости, тембра, баланса, кнопки переключения рода работ, индикатор и выключатель сети) расположены на лицевой панели.

180071465_4_644x461_pdsilyuvach-usilitel-amfiton-u-101-1-stereo-hi-fi-elektronika

118741629_8_1000x700_usilitel-amfiton-u101-1-hi-fi-

118741629_7_1000x700_usilitel-amfiton-u101-1-hi-fi-

118741629_3_1000x700_usilitel-amfiton-u101-1-hi-fi-usiliteli-resivery

Амфитон-А1-01 ldsound.info (5)

Амфитон-А1-01 ldsound.info (4)

Амфитон-А1-01 ldsound.info (6)

Гнезда для подключения датчиков входных сигналов, акустических систем, предохранители и колодки питания выведены на заднюю панель. Конструктивно усилитель собран из отдельных узлов. Все блоки выполнены печатным монтажом на отдельных платах.

АМФИТОН-У-101-1 стерео АМФИТОН-У-101-1 стерео

АМФИТОН-У-101-1 стерео АМФИТОН-У-101-1 стереоАМФИТОН-У-101-1 стерео

Первая статья цилка о воскрешениях и реинкарнациях была о «Радиотехнике У-101»: Аудиоусилитель Радиотехника У-101. Возвращение к жизни. Сегодня займёмся её братом «Амфитоном».

Давно, в 80-е, когда я был студентом, я часто захаживал в ЦУМ в отдел «Радиотовары», чтобы полюбоваться новой аппаратурой. Цены для студента были высоковаты, поэтому тогда не мог себе позволить, но времена изменились, я вырос, тогдашняя аппаратура постарела, подешевела, и вот теперь можно с ней познакомиться и поближе.

Недавно по сходной цене был приобретён усилитель «Амфитон У-101-1». Внешний вид на твердую «4».

Есть предположение, что внешний вид усилителя был содран с «Aurex», но утверждать не буду.

Вообще-то, приобретён он был в качестве донора, ради его огромного корпуса и блестящих алюминиевых ручек на передней панели. Нравится мне его внешний вид. Хотел туда воткнуть датагорский кит «QUAD-405» от Кости Gutmanа, но сначала решил послушать голос «Амфитона».

Содержание статьи / Table Of Contents

Итак, вскрытие, очистка сжатым воздухом от пыли и включение. Заработал один канал, во втором — тихий хрип. Не пойдёт. Срочно в реанимацию!

Далее, как всегда поиск схемы, её распечатка, проверка напряжений блока питания. Скажу немного о схеме. Поиски в Сети дали кучу схем, но всё было не то. В те далёкие 80-90 годы, видать, выживали, как могли, поэтому и комплектовались тоже чем могли. Наконец-то был найден скан подходящей схемы и дело пошло.
Схемки на всякий случай прикладываю:

🎁11.pdf
 925.88 Kb ⇣ 281

🎁21.pdf
 985.24 Kb ⇣ 244

Оговорюсь сразу, восстанавливать будем в стоковом заводском варианте с небольшими доделками согласно «фэн-шую» и по современным требованиям по эксплуатации.

Трансформатор добротный, для заявленных 2 по 20Вт вполне сносен. В ТТХ (тактико-технических характеристиках) в паспорте указанно – потребляемая мощность 125 Вт.
Намотан под «двойное моно», т.е. каждый усилитель имеет свою вторичную обмотку.
Тут вроде бы как плюс. Но не давали мне покоя слабые диодные мосты и резисторы R37 = 1 Ом в средней точке. Да и предохранителей по питанию в данной модификации не было. Видать, расчёт был на сгорание того самого R37. В подтверждение моих высказываний даю фото самопальных резисторов. Мы их удалим.

Ввиду наличия свободного места, было решено собрать отдельный блок питания с другими диодами, конденсаторами фильтра и предохранителями в каждом плече. Выпрямитель собран по классической схеме.

Так и собираем «двойное моно».

Надо отдать должное, родные конденсаторы фильтра К-50-4 оказались вполне работоспособные и прошли «одобрям-с» моего ESR-метра, поэтому были оставлены на своих местах. В итоге получилось для каждого канала – 2 шт. по 4700 + 2200 мкФ. Так как мощность небольшая, все соединения делаем проводом 0,75 мм2. Предохранители ставим на 3.15 А. Теперь с питанием полный порядок!

Обычный ремонт, похвастаться особо нечем. Замена поджаренных эмиттерных резисторов R32 и R33, замена вышедших из строя транзисторов, подбор их в пары, замена подстроечных резисторов на многооборотные, замена «глиняных» конденсаторов на трубчатые и плёночные, замена ВСЕХ электролитических конденсаторов, замена конденсатора ООС С5 = 50 мкФ на неполярный, какой был под руками = 220 мкф.

Закорачиваем вход. Устанавливаем «0» на выходе оконечника. Затем выводим ток покоя выходных транзисторов. В данном усилителе я выставил 50 мА. По выработанной годами привычке я пользуюсь автомобильными лампами, включёнными в разрыв проводов питания. Так спокойнее. В этом случае использовались лампы 24 В на 21 Вт, соединённые последовательно (в каждом плече питания).

И, естественно, замена выходных разъёмов.

Я посчитал, что мне хватит и одной пары выходов, поэтому одно реле на защиту и одну пару старых гнёзд пришлось удалить.

Из плюсов данной операции — меньше коммутационных проводов по выходам, к тому же кнопка переключения «Основных и дополнительных АС» превратилась в MUTE.
Да, ещё заменил хрипящий регулятор громкости на новый (благо нашёл у себя в закромах).

Классика. Замена конденсаторов на новые. С1 — неполярный!
Забегая вперёд скажу, что позже при прогоне и прослушке усилителя пришлось выкусить провод на одну из защит. А именно – провод «Щ» на 6 контакте платы защиты. Надоело отключение выходного реле в самый неподходящий момент. Я и сам знаю, что надо сделать тише при загорании красного светодиода «Перегрузка». В конце концов, это мой усилитель.
Читателям этого делать не советую. «Защита от дурака» должна быть, мало ли у кого шаловливые ручки.
Мутные светодиоды советского производства сменил на яркие «no-name».

Замена электролитических конденсаторов на новые. Причём, С3 вместо 2200 мкФ установил 4700 мкФ. На выходе подстроил +41

Вольт

, согласно схеме.

Всё то же. Замена электролитов. По питанию С1 и С18 установил с несколько большей ёмкостью, 22 и 47 мкФ соответственно. С другой стороны платы зашунтировал их плёнкой. Схемные изменения не проводились!
ПатиФон-корректор тоже изменений не пережил, кроме новых конденсаторов. С3 – неполярные.

Мой любимый процесс! Эквивалент нагрузки — мощный реостат, намотанный толстенным нихромом на керамических трубах. Выставил для каждого канала по 4 Ом.
На вход подал сигнал 1 кГц с генератора. Время прогона минут по 15 на каждый канал.

Нагрузочный резистор пищит, греется, радиаторы греются, трансформатор греется.
Но своих 13,5-14,0 Вольт на выходе при ровной, неизломанной синусоиде Амфитон выдал!

После получасового прогона в экстремальных условиях (по 15 мин на каждый канал) трансформатор разогрелся до 60С. Сюда бы помощнее трансформатор прикрутить! На этом благоразумно эксперимент прекратил.

Не буду лукавить, звук меня не очень порадовал. Вроде бы всё нормально, но чего-то не хватает. Динамики, что ли. Не умею я описывать звук. Хотя сами оконечники весьма неплохо играли. Пред подкачал.

Всё-таки думаю, что это не последняя модернизация этого усилителя. Видать, QUAD-405 в него войдёт!
Потенциал у Амфитона хороший: огромный корпус, хорошие радиаторы. Из минусов – слабенький, по моему мнению, трансформатор и неважный пред.

Встречают по одёжке. Ну, нравится мне его внешний вид! Всё по-советски надёжное, толстая алюминиевая передняя панель, тяжёлые алюминиевые ручки.

Передняя панель была отмыта нежными руками девственниц в полнолуние в чистых водах реки Прут, что в Ивано-Франковской области, в восточных Карпатах. Шутка!
Стиральный порошок сделал своё чистое дело. Ручки были прокипячены в растворе порошка «Автомат» минут пятнадцать, а после обильно промыты проточной водой и вытерты насухо. Вычитал где-то на просторах Сети такой способ. Надо сказать, дельный совет!

В заключение статьи повторюсь, скорее всего, кишки я из него выну. Или оставлю в своей коллекции как есть. Но это будет уже совсем другая история и статья.

Спасибо за внимание!
Творите!




Амфитон-У-101-1, усилитель мощности

Усилитель выпущен Львовским ПО имени Ленина. Начинка данного усилителя практически 1:1 повторяет следующие модели того же предприятия:

— Амфитон-У-101, и разновидности;

— Амфитон А1-01, и разновидности;

— Амфитон 25у-101с;

— Амфитон AJ-01-У.

Общая информация приведена здесь:


http://rw6ase.narod.ru/000/rez2/amfiton_a1_01st.html

Схема — нечто среднее между следующими схемами:

http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=35407&filename=amfiton__101s.djvu

http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=35406&filename=am_u101.djvu

До обновления ГОСТ 24388-83 данный усилитель считался усилителем высшей группы сложности.

По информации прошлого владельца, данный экземпляр пролежал в шкафу около 7 лет, а до закладки в шкаф был полностью работоспособен, ремонту не подвергался. Действительность внесла коррективы.

Ещё при покупке я обратил внимание на то, что он явно вскрывался. При детальном рассмотрении замечено, что до меня был заменен один выходной транзистор, и сильно паяный трансформатор. Если с первым всё понятно, то что делали с трансформатором — до конца не ясно. У меня только два варианта:

— возможно подключали дополнительные обмотки, для повышения питающих напряжений усилителей мощности, и соответственно — увеличения выдаваемой мощности;

— возможно полностью меняли трансформатор, либо перематывали какую-либо из обмоток.

Больше следов вмешательства не заметил.

В таком виде усилитель включался, защита не срабатывала (что уже радовало), один канал работал, но играл тихо, второй — молчал.

Что сделал в общем и целом:

— заменил все электролитические конденсаторы (полярные и не полярные) на не музыкальные импортные, по питанию все 2200мФ заменил на 3300мФ;

— заменил все красные круглые пленочные конденсаторы (так называемые «флажки», которые часто «дребезжат», т.е. плавает емкость) на современные импортные;

— заменил выходные транзисторы: КТ818ГМ на MJ2955, КТ819ГМ на 2N3055;

— заменил все 4 подстроечных резистора в усилителях мощности на многооборотные импортные, настроил ноль постоянного напряжения на выходах, и ток покоя в пределах 50-53мА;

— заменил шнур на новый, с более крупным сечением и розеткой евро образца;

— проверил все точки соединения «земли», пропаял развалившуюся пайку контактов 5-ти штырьковых DIN гнезд входного сигнала;

— переменные резисторы громкости, баланса и частот — на рынке пока не нашел, поэтому смазал силиконом и отложил до лучших времен.

По пути прозванивал попадающиеся под руку транзисторы, в основном без выпаивания, те что выпаивал — прозвонил, проверил коэффициент усиления мультиметром, запаял обратно (в блоках усилителей мощности прозвонил абсолютно все транзисторы).

После вышеуказанных действий, аппарат собрал, включил:

— начал работать второй канал;

— мощность звука на выходе — в порядке (пока ремонтировал в качестве нагрузки использовал: 2 динамика по 8Ом, 0,5Вт), был слышен периодический треск/хрип/шум;

— был слышен «фон» в обоих каналах;

— напряжения на усилителях мощности в норме: 34В и 33,9В;

— постоянное напряжение на выходах левого и правого канала в норме: по 0,04-0,05В.

Пока настраивал ток покоя — случайно замкнул щупом две ножки транзистора в одном из УМ, в итоге сжег один выходной транзистор и один КТ814 узла усилителя тока в УМ. Обошлось малой кровью. Восстановил УМ достаточно быстро, сравнивая с рабочим каналом.

Далее, случайно замкнул выход одного из каналов, защита не сработала — сгорел только один из выходных транзисторов.

Фон и посторонний треск исчезает после того, как закрывается экранирующая крышка, в основном его «ловит» плата темброблока.

В общем, в конце-концов усилитель отремонтировал, выставил «0» постоянного напряжения на выходе (реально 0,0000В до 0,0040В), настроил ток покоя 50-53мА. На слух посторонних звуков нет на любой громкости (слушал как музыку, так и тестовые диски).

Ток покоя выставил по падению напряжения на резисторах R32 и R33 (в моем случае по 0,13Ом, 1Вт). Для тех, кто не знает как — описываю процесс:

— на вход ничего не подаем, даем усилителю прогреться;

— выставляем мультиметр на измерение напряжения в мВ;

— одним щупом прикасаемся к одному выводу резистора, вторым — ко второму;

— далее по закону Ома, подстроечным резистором R18 выставляем нужное напряжение (например 7мВ, чтобы получить 7/0,13=53,85мА).

Ток покоя с завода обычно выставляют 40мА, но мастера советуют 50-100мА.

Если настраивать только на слух (вообще следует настраивать при помощи осциллографа, но он не у каждого есть) — необходимо, чтобы ток покоя был такой величины, чтобы на малой громкости не было слышно хрипа и посторонних звуков. Перегибать с величиной тока покоя нельзя, иначе можно сжечь УМ, и имейте в виду, что при прогреве усилителя ток необходимо проверить, так как он возрастает.

Нулевое напряжение на выходе канала выставляется при помощи R5.

В итоге, в сравнении с домашним ресивером Yamaha RX-V520 RDS — звук нравится, достаточная детализация, резкий и глубокий бас (заметно больше чем на моем ресивере), немного задраны высокие частоты, фон («белый шум») больше чем у ресивера, но незначительно, вполне можно мириться, может со временем попробую уменьшить. Также шелестят резисторы громкости и баланса, но это со временем поправимо.

Усилитель порадовал качеством звука, неприхотливостью и ремонтопригодностью.

В планах:

— заменить переменные резисторы;

— заменить кнопку включения;

— заменить реле;

— заменить провода.

UPDATE:

Исходные номиналы конденсаторов на сканах:




Амфитон-У-101-1, темброблок (конденсаторы)




Амфитон-У-101-1, предварительный усилитель (конденсаторы)




Амфитон-У-101-1, блок режимов работы (конденсаторы)




Амфитон-У-101-1, блок защиты (конденсаторы)




Амфитон-У-101-1, усилитель мощности (конденсаторы)

Примечание:

1) «+» указывает на расположение на плате «+» ножки конденсатора.

2) Отсутствие «+» обозначает, что конденсатор неполярный.

Неполярные конденсаторы находятся:

1) Блок предварительного усилителя:

— 2 штуки: 16В, 50мФ

2) Блок защиты:

— 1 штука: 16В, 50мФ

По желаниям трудящихся — фото в процессе ремонта:




Амфитон-У-101-1, фото в процессе ремонта




Амфитон-У-101-1, фото в процессе ремонта




Амфитон-У-101-1, фото в процессе ремонта

Разобраться в советском усилителестроении — это еще тем хороводоводоведом надо быть.
Одинаковые модели с разными названиями.
Разные модели под одним названием.
Всё это — реальность массового производства в Советском Союзе и постапокалиптическом СНГ.
Неужели это такой уродливый отпечаток плановой экономики? Видать, не всё так радужно было, как это сейчас принято вспоминать. Не всё.
То, что я возмущался относительно того, что японцы метят разные модели одинаковыми цифрами, как-то померкло и отошло на задний план. Всё таки, такого бардака у них не было.

Вся информация наскребена с просторов «необъятного», в частности — с замечательного портала LD_Sound.
Еще есть Отечественная радиотехника XX века. У них, видимо, какие-то перетрубации и часть ссылок, находимых Яндексом выдает «404». Причем, уже несколько месяцев.

================================================================================
Начну сразу с резюме и классификации?

Амфитон А1-01, А1-01-1
— не линеаризован входной дифкаскад (резкость),
— сильно кривая раскачка (чётные гармоники).
«Олды». Для истиной полуламповости надо линеаризовать вход и ГСТ в раскачке на резистор поменять. Т.е. допаять 3 резистора на канал.
СделатьУПТ: убрать конденсаторы со входа и ОООС, если не страшно. Благо, регулировка есть.
Пред «шумящий», но «олдовый». Оставить по вкусу для получения пущей ламповости.
Желательно сделать отключаемым.

Амфитон А1-01-2, -3, У-101-1, У-002 — модификация схемы А1-01:
— добавили петлевого второй каскад из линеаризованного ОЭ стал не линеаризованным ДК),
— та же «кривая» раскачка
ИМХО, ни то ни сё: кол-во гармоник удавили глубиной ОООС, их источник оставили на месте, удлинили их «хвост». На слух должно быть хуже А1-01.

Амфитон 002, 25У-202С, 50У-202С — вполне нормальные усилители начала 70х.
Раскачка однотактная, но более симметричная, чм у А1-01 и Ко.
+ Вход линеаризован,
+ отличный пред с полевичками (оторвать от него тембры и никогда о них не вспоминать, оставить усиление 1:3 — 1:7).
Должны звучать весьма недурственно. Даже в не переделанном виде.
Из этих трёх лучше 25У и 50У из-за дискретного РГ. Обычный начинает шуршать.
Есть ХОРОШИЙ потенциал для доработки.
Основное, что гадит — конденсаторы в сигнале и ОООС и тембры. Удалить — будет на 2 порядка лучше.
Варианты переделки:
— Переделать в УПТ, благо, регулировка есть, если не страшно: удалить конденсаторы в сигнале и ОООС
— Удалить тембры, предусилитель, который ведал темброблоком, использовать или как пред после РГ с Ку 5-7, или как входной буфер перед РГ.
— Раз теперь пред частично усиливает, то можно КУ УМ уменьшить для пользы дела (увеличить петлевое). Для этого надо уменьшить делитель ООС УМ.
— УМ перевести в инвертирующий.
— Уменьшить коррекцию.
— В идеале — совместить. входной каскад преда (на полевиках) с остальным усилителем. Сделать ООС по-Деноновски (когда конденсатор есть, но ток через него не идёт — он не «гадит»). Это уже проще на новых платах делать.
— Совсем в идеале — выкинуть УН_УМ, оставить только повторитель. Использовать пред как усилитель раскачки, далее влепить дискриминатор искажений (как в Денон РОА-1500, 3000Z, 2200, 4400, 6600, 7700, 790, 8000). Правда, неизвестно, как DDS будет сочетаться с честным АВ. В «Корвет 088С» и Вега 25У-122С как-то сочетается. В Денон — только РеалБиас модели (Супер-А).

Амфитон У-002М, 35У-002С, 75У-202С, 35У-202С, 35У-101С, 75У-101С, 75У-101С
— УМ те же, что у 002, 25У-202С, 50У-202С,
— преды уже на 544УД2,
— пластиковые морды, … .
— Говорят, хорошие, но редкие резисторы в РГ.

ИМХО, потенциал переделки ниже, чем у 002, 25У-202С, 50У-202С:
— никакой тебе брутальности — морда пластиковая.
— преды на ОУ — их только выдирать вообще. Ну, или оставлять, если у вас нет предрассудков относительно ОУ.

================================================================================

Итак, «Амфитонов» производилось пять с половиной принципиально разных видов:

Амфитон А1-01 Стерео Hi-Fi четырёх реинкарнаций (просто с 1981 года, -1 с 1982, -2 с 1983, -3 (нет информации)). В инструкции написано, что различались они только цветом передней панели и кожуха, по факту народ находил и разницу в топологии ПП и даже схеме.

Амфитон А1-01

Данные: 9,5(11,5) kg 125(155) W 430х125х405(395) 20W@4Ohm/0,3% 20Hz — 20 kHz
2У выпускалась на Ульяновском механическом заводе, просто 2 – Львовское ЛПО им. Ленина (будущая ЛОРТА)
Компоновка «так себе», а точнее, довольно бестолковая.

Схема УМ Амфитон А1-01

Схема простейшая, «короткая», но не-Лин-овская, достойная начала 70х, без особых «огрехов»:
вход — дифкаскад, не линеаризован (ой-ой).
далее сразу раскачка: линеаризованный ОЭ/100 (Ок, пусть, более-менее) -> ЭП (это даже хорошо!) -> ГСТ -> bias/protect -> трёхкаскадный квазикомплиментарный выходной повторитель.

От «классической» Лин-2 схему отличает наличие повторителя в каскаде раскачки. Что это дает? Это дает асимметрию выходного сопротивления каскада, и как следствие, разную СН (Скорость Нарастания) в «+» и в «-«. При корректировке усилителя он всё равно корректируется так, чтобы итоговая СН была +/- одинаковой. Потому для чего так сделано, мне не совсем ясно.

Тем не менее, любая асимметричность внутри УМ дает чётные гармоники на выходе, что может быть более благоприятно воспринято на слух, чем аналогичная конструкция, даже с меньшим кол-вом нечетных гармоник, но если они преобладают. Т.е. чётных еще меньше, и в общем и целом сильно меньше.

В принципе, схема более-менее стандартна для начала 70х …, асимметрична (больше чётные гармоники), но на ней не добиться нормальной ПСН.

Зачем нужна ПСН и МегаГерцы полосы усилеия — это смотрите, читайте, думайте сами. Я не готов объяснять. Уже есть статеечка. Смотрите у меня.

Тут человек намерил 5В/мкс. Если уменьшать коррекцию — вылезает явная асимметричность раскачки: в одну сторону она тянет хорошо, в другую — так себе. Симметризованные каскады раскачки мне нравятся гораздо больше — они и побыстрее и помощнее, что, в сущности, следствие одно другого. По ссылке человек получил порядка 20В/мкс, что гораздо интереснее.

ИМХО: весьма «олдовый» усилитель.
================================================================================

Амфитон У-101-1 — «это модернизированная версия А1-01. Отличия плат переключения среза фильтра, отличия платы защиты (у А1-01 на ней находится диодный мост оконечников, на У-101 диодный мост на платах УМ, на каждой свой), плата темброблока такая же(отличия только в схеме), платы оконечников тоже разные, ну и собственно трансформатор, на У-101 он мощнее и содержит по две обмотки для каждого УМ.В схемах тоже есть отличия. У 101-1 питание +-35 вольт, против +-27 вольт у А1.»
11,5 kg 125W 430х125х405 25W@4Ohm/0,3% 20Hz — 20 kHz
Внутренняя компоновка в общем, осталась прежней.
Схема на него дадена от Амфитон А1-01-2, а в этой схеме — только темброблок. Надо сказать, построенный в лучших традициях 50х — 60х. «Когда в стране деталей не хватало — …».

Схема предварительного усиления и темброблока Амфитон А1-01

Т.е. остаемся без схемы УМ. Если пред такой же во всех усилителях этой серии, то я в шоке.

Обратите внимание: темброблок ПОЛУ-ПАССИВНЫЙ. Т.е. находится в ОООС инвертирующего усилителя с довольно небольшой глубиной ОООС. А выглядит как пассивный т.к. на схеме находится между буферным и инвертирующим усилителями.

ИМХО: -//- предыдущему т.к. почти ничего не изменилось.

================================================================================

Амфитон 25У-101С-1
«Более модернизирован, чем У-101-1.
Схож внешне с АМФИТОН-А1-01-1 стерео Hi-Fi.
Не является аналогом Амфитона А1-01-1.
Это совершенно другой усилитель.
Оконечник у него, как у Амфитона У-002. А схему найти на 25У-101С не получится, ее как бы и нету.»

Отонокаконо … Думаю, где-то есть, искать не имею желания.

================================================================================

Амфитон 002

Амфитон 002

«Симметричная» Hi-End компоновка.
Транс посередине,
8 конденсаторов вертикально рядом с платами УМ,
обычный РГ,
переключалка АС на Ж задней панели между соотв. разъемов.
Разъёмы DIN 41529 (точка — тире). На 25У-002С дискретный РГ.
Выход на 1 паре КТ864/КТ865 в ТО-3.

Плата УМ Амфитон 002

Схема более традиционная и менее «косая»:
— схема сменила «полярность»: начинается с PNP дифкаскада.
— линеаризован входной ДифКаскад — КРУТО!
— схема, видимо, рассчитывалась на работу как УПТ (имеется регулировка симметричности входного дифкаскада), но на входе стоит конденсатор, и в ОС — тоже конденсатор. Это, как известно, звук не озонирует. Но есть варианты их безболезненно ампутировать …
— поменяли местами ЭП и ОЭ в каскаде раскачки. Теперь на ГСТ работает ОЭ с более высоким выходным сопротивлением, чем ЭП, что делает работу схемы симметричнее, а ЭП перед схемой с ОЭ понижает выходное сопротивление пред. каскада и таки делает должен сделать схему чуть быстрее.

dk_PNP100/1k2 -> ef_NPN/1k2 -> oe_NPN27/GST -> Bias/protect -> 3x_ef.

схема УМ Амфитон 002

Частотным св-вам внимания не уделено,
коррекция опять всё удушивает до 5В/мкс (доработка до 20В/мкс .
Получить более высокую ПСН, чем от А1-01, от данной схемы не получилось. Те же самые 20В/мкс. Видимо, ПСН ограничивает не переход ДК-Раскачка.

пред Амфитон 002

Зато имеем более чем интересный согласующий усилитель (предусилитель), которому не хватает пары транзисторов в каскаде раскачки (Cascode/IUI), он-же усилитель темброблока. Похожие применяли Марк Левинсон, Маранц, … .
Вот этот согласующий пред бы в качестве первых стадий в УМ … . «Губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича … «.
Выкинуть старую схему и сделать с нуля новую, проще. А конструктив данного УМ мне весьма нравится. ХайЭндовый.

================================================================================

АМФИТОН У-002 Стерео
Схема является скорее развитием схемы А1-01, чем АМФИТОН 002. Видите разницу? Амфитон 002 и Амфитон У-002. Одна буковка, а усилители весьма разные:
— опять «прямая полярность» — с NPN дифкаскадом на входе.
— второй каскад из ОЭ стал дифкаскадом,
— далее — тот самый асимметричный ЭП/ГСТ.
— Регулировка постоянки в базах входного ДК (это уже не симметричность).
— конденсаторы на входе и в ОООС остались, есть некий шанс от них избавиться. Не зря же регулировку постоянки сделали?
— Линеаризации ни одного каскада нет.
Налицо гонка за высоким петлевым. Мне такие усилители не нравятся.
Возможно, именно такая схема у УМ Амфитон 25У-101С-1 (т.к. он «вырос» из А1-01)

Схема УМ Амфитон У-002

dk_NPN/820 -> dk_PNP/1k3 -> ef_NPN/GST -> Bias/protect -> 2x_ef KT818ГМ/KT819ГМ (TO-3).

Согласующий усилитель (усилитель тембров) остались прежними (номиналы не смотрел).
Выход, безусловно, гораздо лучше, чем в просто 002, но в общем и целом УМ не представляет из себя ничего интересного.

ИМХО: хуже и А1-01 и Амфитон 002. Но надежда есть.

Переделки:
— Линеаризовать входной каскад (добавить 2 резистора).
— Избавиться от конденсаторов на входе и в ОООС
— сделать 2-тактную раскачку: неиспользуемую половинку сигнала со второго ДК перекинуть к минусовой шине через каскод (тр-р с ОБ, Базой на общую, Эмиттером к ДК, коллектором к «-«) и сделать ТЗ (Токовое Зеркало) к VT7, т.е. еще один КТ815 (лучше ставить пары из одной партии) в диодном включении и 120 Ом.
Т.е. всего 5 деталей добавляется: 2 резистора по 100 — 200 Ом во входной ДК, 2 тр-ра (каскод и ТЗ) и резистор 120 Ом в ТЗ.
А. Да. Можно линеаризовать и второй ДК. Туда резисторы по 10 Ом.

================================================================================

Амфитон 25У-002С

Получил дискретный РГ.
Возможно, отличаются преды (т.к. платы другие).
Платы УМ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ на оные от Амфитон-002 (не Амфитон У-002) (? — сам запутался).

ИМХО: наверное, самый аппетитный из вышеосмотренных (если пред такой же интересный).

Переделки, есссно, те же.

================================================================================

Амфитон 25У-202С, Амфитон 50У-202С, Лорта 50У-202 С — продолжение Амфитон 002 (не У-002), но с большими конденсаторами, лежащими горизонтально и с дискретным РГ.

Схема УМ Амфитон 25У-002С

Вот такие они хитрые, эти ребята в этом Львовском ЛПО им. Ленина. Чтоб враги не догадались :-).

ИМХО: интереснее, чем предшественник — Амфитон 002 (не У-002)

================================================================================

Амфитон У-002М (видимо, начальное название),
Амфитон 35У-002С (а был ли мальчик?),
Амфитон 35У-202С,
Амфитон 75У-202С,
Лорта 75У-202С.
Если верить Интернету, они все одинаковые (переименовка в соотв с ГОСТ).

Амфитон 35У-202С, Амфитон 75У-202С, Лорта 75У-202С

Пластиковая морда передняя панель, 3 тембра на КР544УД2, светодиодные индикаторы уровня сигнала, тороидальный трансформатор. Схема УМ аналогична Амфитон 002/25У-202С/50У-202С. 2 Конденсатора выпрямителя между трансформатором и задней панелью.

Схема УМ Амфитон 35У-202С, Амфитон 75У-202С, Лорта 75У-202С

================================================================================

Амфитон 35У-101С, Амфитон 75У-101С, Лорта 75У-101С Пластиковая морда передняя панель, эквалайзер, светодиодные индикаторы уровня сигнала, пред, естественно, на ОУ (вы хотели эквалайзер на рассыпухе?). Тороидальный трансформатор. Одна пара АС. Выходные терминалы — клеммы.

Амфитон 35У-101С, Амфитон 75У-101С, Лорта 75У-101С

Схема похожа на Амфитон 002/25У-202С/50У-202С, но с отличиями:

Схема УМ Амфитон 35У-101С, Амфитон 75У-101С, Лорта 75У-101С

— в раскачке добавился одинокий каскод.
— Конденсаторов явно пожалели.
— убрали балансировку входного дифкаскада, линеаризацию оставили.

В целом выглядит как упрощённый, но с увеличенным функционалом Амфитон 35У-202С / 75У-202С,

================================================================================

В общем, ничего, что я захотел бы себе оставить в непеределанном / заводском виде из интегральников «Амфитон», я не обнаружил.

Вот конструктив у них весьма брутальный, как и положено.

Если что-то где-то перепутал — ногами не пинайте. Вся информация «сборная» и крайне запутанная.

=============================== UPD ========================================

Посмотрел еще раз схемы.
Амфитон А1-01, А1-01-1 — не линеаризован входной дифкаскад (резкость), сильно кривая раскачка (чётные гармоники).
Амфитон А1-01, А1-01-1 — хорошие кандидаты. Для истиной полуламповости надо было еще ГСТ в раскачке на резистор поменять. Вход линеаризовать. Т.е. допаять 3 резистора на канал. СделатьУПТ (убрать конденсаторы), если не страшно. Есссно выкинуть к чёрту этот жуткий пред. Хотя нет. Оставить для получения пущей ламповости. Но сделать отключаемым.

Амфитон А1-01-2, -3, У-101-1, У-002 — добавили петлевого, кривая раскачка (ИМХО, ни то ни сё).

Амфитон 002, 25У-202С, 50У-202С — вполне нормальные усилители начала 70х. Асимметричные, но менее кривые, чем предыдущие. Есть потенциал. Вход линеаризован, отличный пред (оторвать от него тембры и никогда о них не вспоминать, оставить усиление 1:3 — 1:7).
Должны звучать весьма недурственно. Даже в не сильно переделанном виде (с оторванными тембрами).
Из этих лучше 25У и 50У из-за дискретного РГ. Обычный начинает шуршать, да и вообще, дискретник — это понтово.
Основное, что гадит — конденсаторы в сигнале и тембры. Удалить — уже будет на 2 порядка лучше.

Варианты переделки:
1. Удалить конденсаторы в сигнале и тембры, переделать в УПТ, благо, регулировка есть. Это если не страшно.
2. Т.к. пред должен что-то делать, а раньше он тембрами «занимался», можно отдать ему часть функции усиления напряжения. Раз теперь пред частично усиливает, то можно КУ УМ уменьшить для пользы дела (увеличить петлевое). Для этого надо уменьшить делитель ООС УМ. УМ перевести в инвертирующий. Уменьшить коррекцию.
3. В идеале — совместить. входной каскад преда (на полевиках) с остальным усилителем. Сделать ООС по-Деноновски (когда конденсатор есть, но ток через него не идёт — он не «гадит»). Это уже проще на новых платах делать.
4. Совсем в идеале — выкинуть УН_УМ, оставить только повторитель. Использовать пред как усилитель раскачки, далее влепить дискриминатор искажений (как в Денон РОА-1500, 3000Z, 2200, 4400, 6600, 7700, 790, 8000). Правда, неизвестно, как DDS будет сочетаться с честным АВ. В Денон — только РеалБиас модели.

Амфитон У-002М, 35У-002С, 75У-202С, 35У-202С, 35У-101С, 75У-101С, 75У-101С — УМ те же, что у 002, 25У-202С, 50У-202С, но преды уже на 544УД2, пластиковые морды, … . Говорят, хорошие, но редкие резисторы в РГ. ИМХО, потенциал переделки ниже, чем у 002, 25У-202С, 50У-202С:
— никакой тебе брутальности — морда пластиковая
— преды на ОУ — их только выдирать вообще. ну или оставлять, если у вас нет предрассудков отн. ОУ.

*******************************************************************************************************************
Список используемых мной сокращений.
Мои предыдущие публикации:
Made in USSR: Усилители «Электроника».
Made in USSR: RRR Radiotehnika — предусилители и оконечники.
Made in USSR: RRR Radiotehnika. Полные усилители.
Made in USSR: УНЧ50-8
Made in USSR: Усилители «Вега» — БРЗ
Made in USSR: компонентные системы «Амфитон» (преды и оконечники).
Made in USSR: Введение в Амфитоноведение. Интегральные усилители.
Denon всё. Каталог.
Denon: Потеряшки» от Денона. Ищем «родственников».
Denon: Весь «Optical Class A» в одной статье. Denon PMA-1520, 860, 1060, 1560, 980, 1080, 715R, 915R, 1315R, 725R, 925R, Denon POA-2400, 4400A, 6600A, 800, 3000RG, 5000, 2800.
Denon: Real Bias и Direct Distrtion Servo от Denon: как работают, что за приблуда на двух ОУ, и для чего?
Denon: «Взрослые дядьки» от Denon 1984-1987 — последователи POA-8000: NonFB & RealBias gen.2
Denon POA-3000Z (1984): Чей я сын ?
Denon POA-1500 ищет родственников.
Denon: Изучаем Denon POA-3000.
Denon: «взрослые дядьки» от Denon 1976 — 1977
Denon PMA-S1: правильный ли UHC MOS? Детективное расследование, или как собирать информацию.
Denon 1993 — настоящее время. Эпоха UHC-MOS: POA-1500 / 2000 (I, II, III, IV), POA-1500/2000AE, 1510/2010AE, 1520/2020AE, 1600/2500NE
DENON 1987 — 1992. Optical Class A: PMA-1520, PMA-1560, 1060, 860, PMA-1080R, 980R
DENON 1983 — 1986. Denon 1983 — 1986. Эпоха бюджетного Hi-End: Denon PMA-790, PMA-960, PMA-900V
DENON 1980 — 1981. Эпоха «New Class A»: PMA-550, PMA-950, PMA-970
DENON 1975 — 1980. «Полуламповая» эпоха: PMA-800 Z, PMA-701, эпоха симметричного входного каскада: PMA-630, PMA-830, PMA-850
Denon POA-8000. Монстр без ООС. Но с 7 ОУ в тракте.
DENON POA-S1. Что такое UHC-MOS (Ultra High Current-MOS), как оно должно выглядеть, и как оно работает.
Denon PMA-1500/2000. Что с ними не так, и правда ли он — удешевленная версия Denon POA-S1? Разберем конструкцию, схему и идею.
Amplifier Guide. Part 3. Глубоко философская. И совсем без картинок.
Amplifier Guide. Part 2. Исследование Сервис-Мануалов.
Amplifier Guide. Part 1. Почём фунт усиления, или что можно сказать об усилителе, изучив его ДатаШит (характеристики)?

В то же время ещё остались самые неплохие воспоминания о работе этого усилителя на самодельные 3-х полосные колонки в прошлом. Стоит ли возиться с этаким чудом?

Содержание / Contents

  • 1 1. Блок питания
  • 2 2. Оконечные усилители
  • 3 3. Плата защиты
  • 4 4. Стабилизатор питания предварительного усилителя
  • 5 5. Предварительный усилитель и фоно-корректор
  • 6 6. Пытка и тестирование
  • 7 7. Звук
  • 8 8. Внешний вид

Итак, вскрытие, очистка сжатым воздухом от пыли и включение. Заработал один канал, во втором — тихий хрип. Не пойдёт. Срочно в реанимацию!

Далее, как всегда поиск схемы, её распечатка, проверка напряжений блока питания. Скажу немного о схеме. Поиски в Сети дали кучу схем, но всё было не то. В те далёкие 80-90 годы, видать, выживали, как могли, поэтому и комплектовались тоже чем могли. Наконец-то был найден скан подходящей схемы и дело пошло. Схемки на всякий случай прикладываю:

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Оговорюсь сразу, восстанавливать будем в стоковом заводском варианте с небольшими доделками согласно «фэн-шую» и по современным требованиям по эксплуатации.

Трансформатор добротный, для заявленных 2 по 20Вт вполне сносен. В ТТХ (тактико-технических характеристиках) в паспорте указанно – потребляемая мощность 125 Вт. Намотан под «двойное моно», т.е. каждый усилитель имеет свою вторичную обмотку. Тут вроде бы как плюс. Но не давали мне покоя слабые диодные мосты и резисторы R37 = 1 Ом в средней точке. Да и предохранителей по питанию в данной модификации не было. Видать, расчёт был на сгорание того самого R37. В подтверждение моих высказываний даю фото самопальных резисторов. Мы их удалим.

Модификация УМЗЧ Амфитон-У-101.

Лёгкая доводка выходной части усилителя Амфитон-У-101. Описание рассчитано на подготовленного читателя. 1. Амфитон-У-101 В качестве донора корпуса и радиаторов был куплен и выпотрошен полный УМЗЧ Амфитон-У-101

Фото позаимствованы из сети, т.к. свой УМ был разобран до основания в первый же день. Естественно, о реставрации УМЗЧ (типа «я заменил все электролиты на новые» и т.д.) речь не шла: нужен только оконечный УМ. Изначально в планах было оставить родной трансформатор питания, но что-то пошло не так: по прибытию домой оказалось, что трансформатор сильно жужжит. Поэтому трансформатор пришлось выкинуть и заменить на стандартный ТПП-297.

Какие цели преследовались: — выкинуть всё лишнее из УМЗЧ, оставить только выходной УМ (т.е. превратить полный УМЗЧ в оконечник) — немного модифицировать выходные каскады (увеличить скорость нарастания выходного напряжения, Slew rate ака SR) — по возможности использовать имеющиеся радиодетали — заменить схему защиты АС — потратить какое-то количество времени на своё хобби

2. Программа-симулятор Multisim 10. Прежде чем браться за паяльник, в помощь была призвана программа-симулятор NI Multisim 10.0 (в прошлом Electronics Workbench). У этой программы есть некоторые особенности: — хорошо просчитывает АЧХ и ФЧХ пассивных фильтров и каскадов на транзисторах — хорошо просчитывает SR каскадов на транзисторах — по расчёту коэффициента гармоник Кг (THD) двояко: иногда NI «угадывает» всё идеально, а иногда — всё мимо.

Пример схемы, когда расчётный Кг (менее 0,01 % ) совершенно не совпадает с фактическими замерами.

Эта схема НЕ для повторения!

3.Оффтоп. Ещё одна хотелка (тоже нереализованная): очень хотелось собрать и послушать схему УМ Ланзар, но это требовало изготовления ПП с размерами аналогично родным платам Амфитона-У-101.

Пришлось «урезать осетра». Не говоря уже о том, что эксперимент затянулся на пару лет. А разобранный усилитель, разбросанный по квартире, уже порядком надоел.

4. Времени было потрачено немерено (см. схему в п. 2), а результаты не радовали.

Поэтому был сделан откат на исходные позиции: анализ оригинальной схемы УМЗЧ АМфитон-У-101.

Скорость нарастания выходного напряжения 5 В/мкс. Маловато.

Проверка THD (50 Вт на 4 Ом нагрузку, 1кГц)

А теперь самое интересное: АЧХ

5. Изменения в схеме. Удалены элементы: R3, C3, R4, R8, VD9, VD10, VT10, VT11, R22..R27. Изменены элементы: R2 — 100 Ом R9 — 20 кОм (0,5 Вт) R11 — 1 кОм R12 — подстроечный многооборотный резистор 470 Ом R13 — 9 кОм (т.е. коэфициент усиления был снижен до 20 дБ ) C4 — 15 нФ C5 — 15 пФ С7 — 22 пФ С0 — 10 пФ (не указан на заводской схеме; установлен параллельно R13) R32, R33 — 0,22 Ом (5 Вт). Дополнительно установлены конденсаторы 0,22 мкФ * 63 В параллельно электролитам C9 и C10.

Уменьшены токи ИСТ: R7 — 300 Ом, R19 — 200 Ом.

Транзисторы: VT1..VT3, VT7, VT8, VT13 — 2N5551 VT6, VT14 — 2N5401 VT15 — 2SC4793 VT16 — 2SA1837 VT17 — КТ864А VT18 — КТ865А VT19 — КТ815 (его удобно крепить на радиаторе винтиком М2,5)

Цоколёвка 2SC4793 (2SA1837) отличается от цоколёвки КТ814 и КТ815 (VT15, VT16), закреплённых на небольших радиаторах на ПП. Радиаторы необходимо выпаять из ПП и развернуть на 180 градусов. Это позволяет без проблем использовать их с парой 2SC4793, 2SA1837.

Блок питания — как на последнем рисунке в пункте 9 (трансформатор, диодный мост на 10А диодах, пара электролитов KEA II по 10000 мкФ*63 В ). Суммарная ёмкость конденсаторов по каждой полярности 14000 мкФ.

Чтобы как то отличать заводскую и изменённую схемы, вторая получила название «Амфитон-У-101М».

6. «Замеры» в симуляторе (Амфитон-У-101М).

АЧХ:

7. Реальные замеры (Амфитон-У-101М). Коэффициент гармоник Кг (RMS=10 В, 1 кГц) без нагрузки:

Фото рабочего места на этапе испытаний:

8. Подбор конденсатора Co. При замере скорости нарастания (меандр 10 кГц от функционального генератора), были замечены всплески на фронтах:

9. Разводка земли внутри УМЗЧ (Амфитон-У-101М). В оригинальном УМЗЧ Амфитон-У-101 (равно как и в его собрате — усилителе Амфитон-У-002) разводка земли выполнена странно: резистор Ra отсутствует, и вместо него установлена перемычка на ПП:

А силовая земля (от конденсаторов) соединена короткими перемычками с корпусом усилителя. Но каждой ПП присутствует резистор 1 Ом

, соединяющий средний вывод обмотки трансформатора с силовой землёй на ПП.

Джунгли из жгутов проводов, спрятанные в изолирующие кембрики и завязанное бантиком пропарафиненной монтажной нитью, не позволяют легко всё рассмотреть и срисовать. От данной разводки земли пришлось отказаться в пользу привычных решений. Резистор R36 (1 Ом) на ПП Амфитон-У-101М не используется.

За основу были использованы две схемы:

Резисторы Ra в количестве трёх штук установлены так: — один навесным монтажом в корпусе УМ — два других — на ПП вместо перемычки (фото ниже)

10. Приключения продолжаются. При включении усилителя Амфитон-У-101М на выходе наблюдается вот такой переходной процесс:

Естественно, при подключенной АС происходит неслабый такой «пук».

Пришлось «инвертировать» схему защиты АС: в исходной версии реле обесточено (АС подключены); при постоянке на выходе реле срабатывают, и обе АС отключаются. Теперь в нормальном режиме реле под напряжением (АС подключены), а при постоянке на выходе реле обесточивается, и обе АС отключаются.

При этом обеспечивается неявная временная задержка при включении усилителя: переходной процесс заканчивается к моменту подключения АС.

11. Тестовое прослушивание

усилителя состоялось поздним вечером 2.12.2020. Исходные композиции — в формате flac. Регулировки тембров, баланс, тонкомпенсация отсутствуют в сетапе как класс.

До этого в сетапе несколько лет использовался УМЗЧ Амфитон-У-002, из которого было удалено всё лишнее (коммутация, регулировки громкости, тембров и прочее, т.е. оставлен только оконечный УМ). Поэтому сравнение именно с этим доработанным усилителем.

Амфитон-У-002 был отключен отодвинут в сторону. Его место занял доработанный Амфитон-У-101M (ещё без верхней крышки).

В собранном виде:

Субъективно Амфитон-У-101M звонче, добавилось верхов. Мелкая (тихая) детализация в области ВЧ улучшилась.

Композиции, которые сведены грамотным звукорежиссёром, звучат, как им положено, нейтрально. А вот композиции, которым звукорежиссёр накрутил высоких, звучат непривычно.

Чтобы разобраться со своими субъективными «измерениями», был использован измерительный микрофон. Тем более что в доме этих микрофонов — как гуталина.

О гуталине.

Измерительные микрофоны доступны на олх.

Суть эксперимента: 1) снимается АЧХ связки усилитель1-АС на розовом шуме 2) снимается АЧХ связки усилитель2-АС в тех же условиях

Получаются АЧХ1 и АЧХ2 в точке прослушивания. Затем выполняется вычитание АЧХ1 из АЧХ2 (deltaАЧХ = АЧХ2 минус АЧХ1 ).

Смысл прост: если АЧХ1 и АЧХ2 одинаковы, то при вычитании получится линейная deltaАЧХ. Что и было сделано. Как обычно, программа SpectraLab,:

deltaАЧХ в виде таблицы

;deltaFR 20.000000 1.102917 22.400000 1.124969 25.000000 0.840706 28.000000 -0.523540 31.500000 1.905727 35.500000 -0.165012 40.000000 -3.232986 45.000000 -1.548897 50.000000 -1.245209 56.000000 -0.344727 63.000000 0.150932 71.000000 1.056561 80.000000 -0.670925 90.000000 1.210686 100.000000 0.850288 112.000000 1.448544 125.000000 2.625668 140.000000 0.174507 160.000000 0.273689 180.000000 -0.801525 200.000000 -1.197544 224.000000 -0.526745 250.000000 -0.624901 280.000000 -1.174736 315.000000 0.940689 355.000000 0.828743 400.000000 0.771759 450.000000 0.155586 500.000000 0.029461 560.000000 0.946098 630.000000 0.640984 710.000000 -0.228455 800.000000 1.206032 900.000000 1.034935 1000.000000 0.002937 1120.000000 -0.535984 1250.000000 -0.404110 1400.000000 -1.249935 1600.000000 0.293610 1800.000000 -0.399372 2000.000000 -1.136749 2240.000000 -0.245285 2500.000000 0.195511 2800.000000 0.044769 3150.000000 -0.251690 3550.000000 -0.408184 4000.000000 0.780884 4500.000000 0.255253 5000.000000 -0.155567 5600.000000 0.750320 6300.000000 -0.745819 7100.000000 -0.643879 8000.000000 -0.572376 9000.000000 -0.796417 10000.000000 -0.346699 11200.000000 -0.497055 12500.000000 -0.358665 14000.000000 -0.595467 16000.000000 -0.286957 18000.000000 1.338181 20000.000000 3.746307 22400.000000 -3.135590

Странно конечно, что подъём на 20 кГц так заметен. Свой слух я проверял еще лет 25 назад, верхняя граница тогда была определена около 16-17 кГц. Много воды утекло, надо бы перепроверить свой слух, благо, что оборудование в дома это позволяет.

12. Выводы:

— качество звучания переделанного усилителя мне нравится; лично я не жалею потраченного времени и сил — увеличена скорость нарастания выходного напряжения до 20 В/мкс — получен коэффициент гармоник 0,01 %

Всем удачных экспериментов!

↑ 2. Оконечные усилители

Большой чёрный Амфитон-А1-01

УМЗЧ Амфитон-А1-01. Обзор из разряда «разломано руками». Рассчитано на увлечённых радиолюбителей. Интересных фото мало, а занудства много. 1.

Волею судьбы, а по другому и быть не может, 5 декабря 2021 попал ко мне в руки большой чёрный грязный усилитель Амфитон-А1-01.

Усилитель достался мне в нерабочем состоянии:

2.

К чему вся эта возня с нерабочим усилителем: — хобби — получить донор корпус+радиаторы для постройки усилителя JLH 1969 — оживить каналы выходного (оконечного) усилителя мощности, сделать интересующие замеры, послушать немного и… разобрать — написать обзор на Mysku

Следует пояснить, почему не ставилась задача восстановить усилитель. Конструктив усилителя ну очень неудобный: чтобы извлечь из корпуса радиаторы с закрепленными на них платами каналов, пришлось разобрать половину усилителя (чтобы добраться к некоторым винтиками крепления), отпаять входные цепи и откусить бокорезами все остальные провода, подходящие к платам. Зачем всё резать? Да потому, что иначе восстановить каналы не получится: к платам УМ, установленным в корпусе, невозможно подлезть ни щупами, ни паяльником.

Во вторых, восстанавливать-проверять все остальные узлы усилителя нет ни желания, ни времени. Плюс ко всему, никакого интереса они не представляют: регулировки тембров и баланса в домашнем сетапе отсутствуют как класс.

Примечание: в сетапе коммутация и регулирование громкости обеспечивается устройством на базе специализированной микросхемы TI PGA2311

3.

Восстановление каналов УМ. Схема:

Вот они платы оконечного УМ после извлечения из корпуса:

Список деталей, которые были заменены: — электролитические конденсаторы C2 и C6 — мощные транзисторы (на КТ818ГМ и КТ819ГМ) — эмиттерные резисторы R32 и R33

Удалены элементы: — R3 и R8 (балансировка нуля, об этом ниже); — VD9, VD10, R26, R27 (т.е. упразднил защиту по току, всё равно не спасла каналы от выгорания).

Остальные полупроводники и некоторые почерневшие резисторы, на удивление, были исправны.

4.

Блок питания усилителя Амфитон-А1-01. Качество сборки трансформатора никакое.

А вот это уродство (диодный мост из четырёх диодов КД202 на плате защиты) питало весь усилитель:

Для питания тестового стенда собрал на проводах мост BR610 и пара конденсаторов 10000 мкФ*63В:

5.

Патологии, обнаруженные в схеме. Ляп №1. Балансировка нуля на выходе УМ обеспечивается элементами R3, R4, R5, R6, R8, C8. Работает эта балансировка коряво: то ли электролит C8 начал протекать, то ли плохой контакт подстроечного резистора R6, но по выходу каждого канала наблюдалась странная болтанка. Поэтому и в этой схеме Амфитон-А1-01, и в схеме Амфитон-У-101М эти элементы были удалены. Без них на выходе каналов УМ получилось в пределах 30 мВ без болтанки. Имхо, нормально.

По нормальному, ставится интегратор (операционный усилитель), и на выходе сразу имеем смещение в пределах единиц милливольт. Дёшево и надёжно.

Ляп №2. Источник тока (ИСТ) на транзисторе VT8. Реальное значение тока ИСТ -около 6 мА (падение напряжения 0,75В на R19=120 Ом). При питании схемы +-30 В мощность на коллекторе VT8 0,19 Вт

! Для корпуса TO-92 (в СССР данный тип корпуса носил обозначение КТ-26) мощность 0,2 Вт — явный перегиб. Типичное значение теплового сопротивления переход-окружающая среда для корпуса TO-92 составляет 200 К/Вт. Температура перехода Т = 40°C + 0,2Вт * 200К/Вт = 80 ( °C) +40°C — это температура в закрытом корпуса усилителя при условии, что +30°C в квартире.
А что удивляться?
В наших краях за бортом в тени бывает почти +42°C

До предельной температуры перехода 125 °C не дотянули. В обычных бытовых условиях платы покрываются слоем пыли или шерстью домашних любимцев.

Реальная история с моей работы.

Главный инженер НПП, в котором я работал в 90-х, имел привычку в начале каждого рабочего дня выполнять обход лабораторий, позадавать вопросы разработчикам, выдать указания и т.д. На моём рабочем столе стоял рабочип прототип 4-канального пневмо-электропреобразователя (0-100 кПа -> 4-20 мА). В ИСТ стояли обычные КТ817Г, просто запаянные в плату, т.е. без всяких радиаторов. Мощность на каждом КТ817Г — 0,25 Вт. Если потрогать их пальцами, они были ощутимо горяченькие.

Что и сделал главный инженер: потрогал. (Часть текста удалена цензурой.) После чего мне вставили клизму выдали ЦУ немедленно установить транзисторы в корпусе ТО-220, т.к. на плате попросту не было места, чтобы добавить радиаторы. Да и первая партия плат для приборов лежала уже готовая на складе.

После этого случая долго хихикали о том, как главный инженер получил «ожог» от четверти ватта. )))

Для чистоты эксперимента я оставил ИСТ без изменений. Естественно, в схеме Амфитон-У-101М эта ошибка исправлена. )

Ляп №3. Отсутствие предохранителей в цепях питания оконечных усилителей. При пробивании выходных транзисторов ток (от линии +30В на линию -30В) идёт почти без ограничений. К чему это приводит, смотрите на фото выше. Сэкономили на предохранителях. (

Ляп №4. Почему защита по току (VT10 и VT11 с обвязкой) не спасла схему от выгорания. Да всё просто. Из-за того, что «оптимизаторы» подняли напряжение питания каналов с +-22,5В до +-30В и вместо КТ818-819 в корпусах ТО-3 поставили «облегчённый вариант» в корпусах ТО-220, транзисторы попросту получили тепловой пробой. Смотрим справочник:

Ляп №5. Конденсаторы по питанию оконечный УМ. Тут экономия во всей красе. По паре электролитов 2200 мкФ*63 на каждой плате УМ. Т.е. суммарно 4400 мкФ по плюсовой полярности и 4400 мкФ по минусовой. Без комментариев.

6.

Дальше всё обычно. Фото с рабочего места:

Тестовый стенд с установленными двумя каналами:

7.

Замеры и прослушивание. Выход УМ (перереходный процесс при включении):

Коэффициент гармоник (ЛК) без нагрузки:

Коэффициент гармоник (ПК) без нагрузки:

Скорость нарастания выходного напряжения без нагрузки:

Теперь, чтобы послушать восстановленные каналы УМ, всего два пути: 1) снова запихнуть их в корпус, подпаивая проводники и нецензурно ругаясь; 2) оставить восстановленные каналы УМ на тестовом стенде и в таком виде послушать.

Как человек разумный ленивый, выбрал вариант №2. ))

Этажерка (снизу — нижняя часть корпуса усилителя с блоком питания, сверху — тестовый стенд) была перемещена поближе к сетапу и установлена на две табуретки.

Прослушивание состоялось 7.12.2020 при минимальном количестве «слухачей» (всего двое). Субъективно усилитель Амфитон-А1-01 — самый обычный УМЗЧ, равно как его заводские собратья Амфитон-У-101 и Амфитон-У-002. Думаю, всему виной частотная коррекция, выполненная с запасом. Поэтому и скорость нарастания всего 5 В/мкс. В области НЧ ситуация улучшилась (всё-таки пара новеньких 10000 мкФ в БП).

8.

Площадь радиаторов в УМЗЧ Амфитон-У-101 и Амфитон-А1-01. Есть мнение, что в интернете есть всё. Не верьте этому. © Потребовалось мне как-то найти данные по радиаторам усилителя Одиссей-010: не нашёл. Фото радиаторов из УМЗЧ Амфитон-А1-01:

Формулы для расчёта площади радиатора:

9.

Выводы: УМЗЧ Амфитон-А1-01 — типичный продукт электронной промышленности бывшего СССР. Соответствует заявленным характеристикам.
По звуку — ничего выдающегося.
За 15-20уе получаем набор запчастей для опытного радиолюбителя: корпус, радиаторы, печатные платы, что-то из радиодеталей. И трансформатор, с гулом которого можно повоевать.

Чтобы получить бОлее интересный звук, не достаточно в старом усилителе просто поменять электролиты на новые. Потребуется или полностью перелопатить схему, или вообще заменить УМ на другой, по звучанию которого есть достоверная информация.

О чужих мнениях.

Пиар TDA7294 начался, когда интернет ещё не пришёл в наши дома. Отзывы об этой микросхеме — только положительные. Начитавшись хвалебных отзывов, мой коллега, в компании которого было прослушивание Амфитона-А1-01, слентяйничал и собрал усилитель на TDA7294. Мечта для лентяев: ПП 5*5см, микросхема и щепотка обвязки. Свежесобранный усилителем слушали вдвоём. По результатам совместного прослушивания микросхема TDA7294 была признана уг была раз и навсегда занесена в чёрный список. А история для нас двоих стала показательной. Так что будьте осторожны, прислушиваясь к чужому мнению. ;)

Не врут только измерительные приборы.

Всем удачных экспериментов и запусков усилителей.

↑ 3. Плата защиты

Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C

Я этого делать не стал чуть ниже расскажу почему.

Схемы усилителей

Сообщение от rippi выкинуть из головы заумные мысли,слова Может сразу выпотрошить его и использовать как неплохой корпус с готовым трансформатором для усилителя — самоделки?

Действительность внесла коррективы. Замена реле схемы защиты и изменение функциональности этой схемы. Мой «Амфитон 25У 002С»

↑ 6. Пытка и тестирование

Мой любимый процесс! Эквивалент нагрузки — мощный реостат, намотанный толстенным нихромом на керамических трубах. Выставил для каждого канала по 4 Ом. На вход подал сигнал 1 кГц с генератора. Время прогона минут по 15 на каждый канал.

↑ 8. Внешний вид

Встречают по одёжке. Ну, нравится мне его внешний вид! Всё по-советски надёжное, толстая алюминиевая передняя панель, тяжёлые алюминиевые ручки.
Передняя панель была отмыта нежными руками девственниц в полнолуние в чистых водах реки Прут, что в Ивано-Франковской области, в восточных Карпатах. Шутка! Стиральный порошок сделал своё чистое дело. Ручки были прокипячены в растворе порошка «Автомат» минут пятнадцать, а после обильно промыты проточной водой и вытерты насухо. Вычитал где-то на просторах Сети такой способ. Надо сказать, дельный совет!

В заключение статьи повторюсь, скорее всего, кишки я из него выну. Или оставлю в своей коллекции как есть. Но это будет уже совсем другая история и статья.

Спасибо за внимание! Творите!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амурский бархат инструкция по применению
  • Амтолметин гуацил инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Амтерсол сироп цена инструкция по применению
  • Амтерсол сироп инструкция по применению взрослым
  • Амтерсол сироп инструкция от кашля