Art epoxy эпоксидная смола инструкция по применению

Жидкая эпоксидная смола

Жидкая эпоксидная смола – вид искусственного олигомера. Разработка датирована еще 50-ми годами прошлого столетия, но только недавно она начала использоваться для творчества. Причина – улучшение физических, химических свойств, благодаря которому материал стал подходить не только для решения утилитарных задач, вроде производства клея, компаунда для ремонта, соединения деталей, поверхностей.  У универсального компаунда есть и другое назначение — творчество, например, рисование в технике “Резин Арт”.

жидкая эпоксидная смола

Характеристики и особенности

Жидкая прозрачная эпоксидная смола, востребована, во-многом, из-за оптических свойств. После кристаллизации состав не преломляет световые лучи, позволяет со всех ракурсов рассмотреть заключенный внутри декор. Прозрачность помогает на 100% раскрыть потенциал пигментов, красителей, колеров, имитировать разливы металла, добиться матовости или, наоборот, глянца. Также важно следующее:

  • Текучесть. За счет текучести материал подходит даже для сложных ювелирных изделий, в отличии от густого, этот тип материала идеально заполняет форму, формирует сложный рельеф, миниатюрные элементы поверхности без дополнительной обработки. Характеристика также облегчает выход пузырьков, они не образуются ни у поверхности, ни внутри созданной детали;
  • Химическая инертность. Реакции с кислотами, щелочами отсутствуют, нет ограничений по используемым красящим, декоративным веществам;
  • Стойкость к ультрафиолету. После кристаллизации эпоксидка не мутнеет, не приобретает некрасивый желтоватый оттенок даже при постоянном воздействии солнечного света. 

Надежный партнер

В ArtEpoxy только выгодные предложения по сравнительно низким ценам. Товары можно купить в интернет-магазине с доставкой по Москве и в другие регионы России. Оплата возможна несколькими удобными способами.  Для покупки достаточно добавить наборы (из двух компонентов) в корзину и перейти к оформлению. Компания реализует двухкомпонентную жидкую эпоксидную смолу для декорирования, заливки столешниц, полов и других крупных поверхностей, жидкие сорта для мелких украшений, в том числе объемной заливки. Подбор текучести помогает добиться результата, исключить формирование пузырьков, добиться возможности за один заход заливать толстый слой. 

Если бы мой первый опыт работы с эпоксидной смолой начался с такого фейла, я бы никогда больше к ней не прикоснулась.

Раньше мне казалось, что можно смело брать первую попавшуюся. И первый схваченный материал был настолько удачным, что я с радостью заказывала его снова и снова.

Но когда в очередной раз его не было в наличии, я купила просто то, что дешевле. Так у меня и появилась эпоксидная смола для творчества ArtEpoxy помогла мне все дома изляпать, испортить кучу вещей, поделок, а заодно и мое настроение.

Цена 1290 рублей

Упаковка

Картонная коробка в уголок которой запихан жалкий клочок пупырки. Пластиковые бутылки с закручивающимися крышками вполне стандартные для такого материала.

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

Пластик не слишком тонкий, но я очень много видела отзывов, что банки разбиваются или давятся при доставке. Это вызывает множество неудобств потому, что её фиг отмоешь. И хоть мне повезло, все пришло целое, хотелось бы бОльшего внимания к упаковке.

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

Т.е. смола очень жидкая и не застывает, она моментально все изляпала. Бутылки прилепили к себе все, что только можно. Часть как-то протекла в коробку.

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

Словом, все это нужно каким-то образом утилизировать и не вымазаться самой по уши.

Что входит в комплект?

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

  • Основа;
  • Отвердитель;
  • Инструкция;
  • Одна палочка для размешивания;

А вот никаких перчаток, тары для перемешивания в наборе не было.

Объем

1 кг

Как выбрать эпоксидную смолу?

Обращайте внимание на описание. Подходит ли ли она для ваших целей.

Так в описании к моей написано вот что:

Эпоксидная смола для творчества ArtEpoxyРазработана для всех видов творческих работ (создания ювелирных украшений, картин, значков, заливки столешниц, столов, микарт. Также подходит для грунтовки стен). 
Подходит для грунтовки дерева и других пористых поверхностей. Может служить глянцевым защитным или декоративным покрытием. Хорошо проникает в поры заливаемых предметов благодаря своей низковязкости. Отвержденная смола Выдерживает нагревание до 160 градусов.

Бегло глянув описание я подумала, как и ее предшественник универсальная. И только дома почитав инструкцию увидела, что она подходит для тонких заливок. Это меня не очень то и расстроило. Кроме молдов кристаллом, у меня как раз были маленькие и тоненькие формы для изготовления снежинок, закладок итд.

Какие бывают эпоксидные смолы и для чего они подходят:

  • толстых заливок (вы смело можете делать не только кулончики, но и столешницы.
  • рисования картин в технике Resin Art. Вы смешиваете смолу со специальными красками, наслаждаетесь творчеством и в итоге получаете абстрактные картины украшающие ваш интерьер.
  • тонких заливок.

Они все отличаются по густоте и времени застывания Последнее качество очень важно. Тут я тоже привыкла к быстрому результату. Но даже увидев, что эпоксидка от Артэпокси застывает аж за

48 час

не очень расстроилась.

Что понадобится для работы?

  • Весы;
  • Перчатки;
  • Респиратор;
  • Емкость для замешивания;
  • Место которое не жалко заляпать;
  • Силиконовые формы (молды) для эпоксидной смолы.

Цвет

Абсолютно прозрачная. Это позволяет легко окрашивать её и добиваться кристальной прозрачности.

Процесс смешивания мне показался неудобным и через чур долгим.

Очень важно помнить, что количество основы и отвердителя отмеряется не на глаз и не по мл, а на весах. Все должно быть точно.

Так что для начала я отмерила нужное количество и того и другого на весах, перелила все в одну пластиковую емкость и начала неторопливо перемешивать палочкой.

Пузырьков в результате осторожного перемешивания образуется не очень то много. Зато перемешивается весь состав для однородного состояние очень долго. Это было видно по появившимся перламутрово-белесым нитям в моем стаканчике. Состав никак не хотел становиться однородным и мне показалось, что я мешаю его целую вечность.

Почему лучше не экспериментировать с пропорциями.

Что будет если добавить слишком много отвердителя?

Теоретически, тогда итоговое изделие станет слишком хрупким и просто сломается у вас в руках. Если же его будет слишком мало, то вы прилипнете к нему как муха на клей. Это очень мерзко.

Консистенция

По консистенции она очень текучая. Жидкая как смола. Казалось бы, это должно помогать заполнять пустоты в сложных формах, но в основном доставляет неудобства. Такая склонность к побегу означает, что одно неосторожное движение и она изляпает буквально все. А учитывая тот факт, что она то застывает, то не застывает, устанете от нее избавляться.

Что касается силиконовых форм, то когда я залила молд мармеладных мишек, а затем достала бедолаг из формы, все они были калеками без лап.

Что касается пузырьков воздуха, то тут нет чудес. Их нужно выгонять насильно или смиряться с их наличием. Мне все равно, я их терплю.

Застывание

Этот процесс длился невыносимо долго. Отвердела эпоксидка от Артэпокси на третьи сутки и то избирательно и не до конца. Я заливала формы в одно и тоже время, но при этом одни застыли внутри и были липкими снаружи, другие как были помесью слизи и химического меда, так и остались.

Все бы ничего, я могла бы всю ответственность скинуть на свои кривые руки и на то, что я не рассчитала граммовку. Но это была одна партия изготовленная из одного и того же материала.

Первая часть (которая схватывалась лучше) на четвертые сутки застыла. Изделия получились красивые, прозрачные, но такие хрупкие, что буквально разваливались в руках. Причем для этого не нужно было применять никакую физическую силу, просто взять в руки.

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

Даже не знаю, что меня разочаровало больше, то что часть наших работ сразу должны отправиться на помойку или то, что вторая часть изгадила множество вещей.

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

Подождав еще неделю или больше, периодически их трогая и видя, что процесс застывания так и не начался и нет положительных сдвигов, я решила провести эксперимент. Просто залила отвердителем не желающую застывать фигурку. Результат был удивительный. Она еще больше раскисла.

Насколько критично то, что некоторые фигурки так и не застыли, покажу на примере одной из снежинок. Я залила её как только купила смолу: 22 октября. Она до сих пор оставляет липкий мерзкий след на бумаге и это при том, что некоторым из изделий я устроила экспериментальный душ из отвердителя.

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

Можно было бы все свалить на не стабильные внешние условия… Температуру, влажность итд. Но все процесс я провожу не в гараже или на улице, а дома. У меня очень тепло и сухо.

Что у меня получилось?

Готовые изделия из эпоксидной смолы ArtEpoxy

ArtEpoxy - Эпоксидная смола для творчества фото

Итак, что мне не понравилось:

  • Нестабильное качество;
  • Плохая упаковка;
  • Расходник (стаканчик, перчатки) не входят в комплект;
  • Непредсказуемый результат;
  • Изделия не застывают;

Я видела, что на смолу Арт эпокси есть и положительные отзывы. Так что могу предположить, что у них просто нестабильное качество. Но тратить деньги и время на такие эксперименты больше не хочется. Тем более, что других вариантов которые никогда не подводят, полно.

Сегодня на обзоре двухкомпонентная ювелирная эпоксидная смола АртЭпокси. Я пользуюсь этим материалом очень давно, это одна из моих любимиц. Приходит смола в обычной картонной коробке с инструкцией по применению. Стоимость на Озоне за 300 г составляет 665 р. Полгода назад я покупала такое же количество за 400 р. с копейками. Подорожала, конечно, но не намного.

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

Густая эпоксидная смола Artepoxy

Особенности смолы

Я пользуюсь жидкой смолой, но у данной фирмы вы можете найти и другой материал. Эпоксидка подходит для создания украшений и картин, но в направлении абстракции. Благодаря жидкой структуре ее можно использовать для более крупных изделий.

Данную смолу можно заливать слоем 1,5 см, это важно. Если ваша заготовка толще, то эпоксидка может не застыть. Если слой ниже 5 мм, то материал лучше прогреть. На самом деле, я смолу подвергаю термообработке всегда, когда выпускаю пузыри.

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

Так как смола очень густая, при заливке она часто проливается, и капли стекают по бутылке. Из-за этого обязательно нужно смешивать компоненты в перчатках. Я дополнительно помещаю тары в пакетики, чтобы грязи было минимальное количество. Другие особенности:

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

  1. Замешивается смола так – 10 мл на 3мл отвердителя. Проще говоря, вы наливаете любое нужное количество и просто умножаете его на 0,3. Например, вам нужно 5 мл вместо 10 мл. Значит, 5 умножаем на 0,3, и получается 1,5 мл отвердителя. Всё просто, хотя, конечно, удобнее было бы делить на 2 части.
  2. В стаканчике, до начала перемешивания компонентов, хочу показать вам, что плохо перемешанная смола, или вовсе не тронутая, имеет разводы. Компоненты словно «слоями» лежат друг на друге.
  3. Размешивать нужно, как обычно, около 5 минут. Пару раз необходимо перелить из формы в форму, чтобы состав распределился.
  4. При замешивании компонентов смола минимизирует появление пузырей, а те, что образовались, быстро выходят даже самостоятельно. Как я уже упомянула ранее, я люблю прогревать смолу и выпускать пузыри.
  5. После прогрева и выпуска воздушных частичек мы можем наблюдать, что эпоксидка стала кристально чистая, как вода, по текстуре. Это позволяет достаточно легко обнаружить, если она плохо была замешана. Хочу также отметить, что смола почти не имеет запаха, что очень хорошо.
  6. Затвердевает данная эпоксидка за 48 часов при идеальных условиях, а именно в помещении со стабильной температурой 23℃. Если у вас, как и у меня, среда изменчива, может потребоваться чуть больше времени. После замешивания резиновое состояние смолы наступает только через сутки. Через 12 часов она будет максимально густой. Если вам просто нужно добиться вязкости, то после замешивания оставьте смолу на 7-8 часов.
  7. При работе с сухими или жидкими красителями материал ведет себя прекрасно. Комков не образует, цвета не меняет, отлично работает с разными производителями.  Хорошо ведет себя при заливке сухой органики и любых других наполнителей. Отмечу, что при использовании сухоцветов смола создает очень мало пузырей.

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

Сейчас вы можете видеть мои самые первые работы, которые я делала полгода назад. Видите, там, где есть сухоцветы, пузырей практически нет. На пушинках есть мелкие вкрапления, но не могу сказать, что они портят композицию. Несмотря на небрежную заливку фиолетового цветка, он смотрится очень интересно.

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

Подстаканник был залит с фиолетовым и рыжим жидким спиртовым красителем и глиттера. Вы можете видеть, что пузырей нет.

Хочу отметить, что если вы будете добавлять в данную смолу сухие пигменты, их не должно быть больше 5% от общей массы замешенной смолы. Если вы переборщите, материал может не застыть.

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

Кстати, для меня очень важно, как эпоксидка себя ведет при заливке в форму. Эта смола не пузырится. Я бы, наверное, даже сказала, что от слова совсем не пузырится. Если вдруг вы капнули мимо, то смола втечет обратно в форму, либо, если есть место, она втянется. Это безумно удобно. Такие же качества имеет смола ЭпоксиМакс.

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

Посмотрите, какие красивые украшения получились. Хочу отметить, что ни на одном нет пустот, даже там, где был добавлен цветной пигмент. От изогнутой формы довольно часто бывают пузыри, здесь в прозрачном изделии нет ни одного вкрапления. Под углом можно видеть, что смола немного осела, но это не страшно и легко исправляется.

Обзор эпоксидной смолы густая Artepoxy

Эпоксидка отлично поддается шлифовке и полировке. После застывания она твёрдая и прочная.

Давайте подведем итог и выделим основные плюсы и минусы смолы АртЭпокси:

ПЛЮСЫ   МИНУСЫ  
— не пузыриться при заливке в молд;
— после замешивания быстро выводит пузыри даже без дополнительного нагрева;
— хорошо взаимодействует с разными наполнителями, красителями и пигментами;
— при излишке в форме не растекается, держит форму до последнего (если проливается, словно магнитом втекает обратно);
— прозрачная и глянцевая;
— после застывания крепкая;
— практически не имеет запаха.  
— очень жидкая (легко пачкает тару и всё вокруг, работать с ней нужно исключительно в перчатках);
— после застывания может оседать (на самом деле, многие смолы дают усадку, данный продукт не сильно оседает, изделие легко поправить полировкой);
— лично мне не очень нравится система расчета 10 к 3, но для кого-то это может быть и плюсом.
Я, конечно, люблю больше расчет 10 к 5.  

В завершение обзора я хочу сказать, что я всеми руками за эту смолу. В моем рейтинге эпоксидок она борется за первое место с ЭпоксиМаксом. Но надо учесть, что Макс у нас стоит гораздо дороже, чем АртЭпокси. Этой смолой я пользуюсь очень давно и очень ей довольна как при работе, так и результатом. Выбирать, из какого материала создавать изделия, исключительно вам.

Обзор эпоксидной смолы густая ArtEpoxy

Обзор эпоксидной смолы густая ArtEpoxy

1

Что такое эпоксидная смола

Эпоксидная смола является синтетическим соединением, двухкомпонентным термореактивным жидким полимером. Но здесь мы не будем использовать сложный язык химии. Если просто, речь идет о продукте, состоящем из двух раздельных компонентов, предлагаемых в жидком виде. Первый компонент эпоксидки – это смола, второй – отвердитель. Чтобы не усложнять жизнь, большинство производителей просто называют их компоненты А (смола) и B (отвердитель).

Если смешать эти два вещества в строго указанных пропорциях, запускается химическая реакция – смесь выделяет тепло и постепенно затвердевает. Этот процесс называется катализ. По завершении химической реакции вязкая смесь превращается в прозрачный и твердый материал, напоминающий пластик.

Эпоксидная смола для заливки

Простота технологии литья и масса завораживающих фото в интернете превратили эпоксидку в популярный материал для творчества. Должным образом отреагировали и производители, сделав смолу более безопасной для бытового использования и улучшив ее физические свойства. Тем же, кто еще не в курсе, насколько эффектным может быть творчество из эпоксидки, рекомендуем посмотреть картинки по запросу resin art.

Работать с эпоксидкой несложно, но на первых порах обязательно будут неудачи и серии дефектов – это нормально. Внимательно прочитав нашу инструкцию, вы узнаете, на какие грабли наступают все начинающие эпоксидчики — избежите ошибок новичков, сохраните собственные нервы и килограммы смолы.

2

Чистые и модифицированные смолы: в чем разница?

Новичков сразу введем в курс дела. Все эпоксидные смолы условно можно разделить на две большие группы: чистые и модифицированные. Чистая эпоксидка привлекает ценой, но о худо-бедно приемлемом результате творчества с ней можно сразу забыть. Также это не лучший вариант для отработки начальных навыков, на котором стоит экономить. И вот почему.

Чистые эпоксидки – классическим примером является смола марки ЭД-20 – используют для технических целей. Ими армируют стеклоткань, заливают печатные платы, стабилизируют крупные трещины в древесине и т. д. На первый взгляд, техническая эпоксидка ведет себя как обычная смола. Но она гуще, хуже льется, в ней обильно образуются пузыри воздуха, которые очень плохо выходят. Чтобы получить заливку без пузырей, застывших в толще смолы, состав нужно вакуумировать – это сложно и на 100% не решает проблему. Саму смолу можно готовить только ограниченными порциями. При единовременном замесе большого объема выделяется много тепла и состав может закипеть. К слову, этому подвержены любые смолы, но здесь риски выше.

Технические смолы быстро сохнут. Заливка способна затвердевать в среднем за два-три часа. Кто-то расценит это как плюс, но это не так. Во-первых, быстрая полимеризация не оставляет времени для естественного выхода пузырей. Во-вторых, происходит резкий дисбаланс внутренних напряжений, из-за чего заливки часто лопаются. С учетом всех этих факторов получить худо-бедно приемлемый результат можно только на очень тонких заливках до 4-5 мм. Но даже это не спасет от последней проблемы: чистые смолы не могут противостоять ультрафиолетовому излучению и быстро желтеют.

Модифицированные эпоксидки – это смолы с добавками, которые улучшают литьевые качества материала и эстетичность конечного результата. Мы рассказали о недостатках чистых смол, поэтому просто перечислим преимущества их конкурентов. Итак, вот основные достоинства модифицированных эпоксидок:

  • высокая текучесть и хорошие литьевые свойства (очень важно при заполнении пор и капилляров древесины);
  • высокая прозрачность;
  • низкое «запузыривание»;
  • универсальность: подходит для заливок толщиной от 1 мм до нескольких сантиметров;
  • высокая базовая прочность + минимальный риск самопроизвольных растрескиваний;
  • устойчивость к воздействию ультрафиолета (все эпоксидки со временем желтеют, но с качественными составами это происходит не так быстро, а само изменение цвета не столь интенсивно).
  • возможность замешивания больших объемов (хотя риск закипания смеси все же сохраняется).

Можно ли эпоксидной смолой залить живые цветы

Можно ли эпоксидной смолой залить живые цветы? Да, но чтобы результат был, действительно, качественным, нужно использовать состав, с высокой прозрачностью и текучестью.

Ну и куда же без недостатков — они есть у всех эпоксидок.

Свои сложности накладывает увеличенное время открытой выдержки. Даже у самых быстрых модифицированных смол высыхание занимает от 6 до 12 часов. На это время деталь нужно тщательно защитить от пыли, грязи и колебаний влажности. И если с относительно небольшими проектами это более-менее решаемо, то, например, с залитым слэбом все несопоставимо сложнее. Если этого не сделать, пылинки и мусор осядут на смоле, а того хуже – уйдут в ее толщу, и шлифовка уже не спасет. Резкий скачок влажности приведет к другой серьезной проблеме – образованию аминной пленки, о чем мы еще расскажем ниже.

Выходит боком и высокая текучесть смолы. Она лучше затекает во все неровности, впадины, трещины – это, безусловно, плюс. Но и расход материала становится в разы выше. Когда мы говорим о слэбах и других крупногабаритных заливках, решающее значение имеет герметизации опалубки и создание изолирующей подложки. Если модифицированная смола найдет малейшую трещину, она этим непременно воспользуется и начнет вытекать — вместо изделия будут залиты ваш верстак, пол и т. д. И, наконец, чем больше модифицирующих присадок, тем меньше итоговая прочность пластика. Об этом тоже не стоит забывать в погоне за смолой с идеальными качествами. А еще есть вопросы безопасности — об этом будет ниже.

Виды смол для творчества

Количество модифицирующих присадок определяет рабочие свойства эпоксидки. Когда-то все было менее замысловато и большую часть всех усовершенствованных смол просто назвали ювелирными (справедливости ради это термин и сейчас в активном ходу). Но спрос на эпоксидку растет, чем и пользуются производители, предлагая разные вариации своей продукции.

Сегодня можно встретить эпоксидку для рисования, для бижутерии, для малоформатных и крупных заливок разной толщины. Но такая классификация весьма условна. Нельзя сказать, что это маркетинговая уловка. Производители, действительно, корректируют присутствие конкретных модификаторов, чтобы сделать смолу более приспособленной для тех или иных задач. Например, эпоксидки для крупных заливок в меньшей степени подвержены закипанию при замешивании в больших объемах, а смола для украшений — прозрачнее и лучше «выпускает» пузырьки воздуха.

Woodschool рекомендует!

Эпоксидные смолы для рисования и создания украшений:

  • Creative ArtPro (750 г) — смола для рисования и объемных заливок среднего размера. Высокотекучая, быстросохнущая, не желтеет, хорошо высвобождает пузыри. Максимальная толщина единоразовой заливки – 10 мм.
  • Epoxy Crystal PLUS (580 г) — ювелирная смола с высокой текучестью и прозрачностью; не желтеет, не подвержена растрескиванию, хорошо высвобождает пузыри. Оптимальна для изготовления бижутерии и объемных заливок.
  • ResinArt №2 (1,5 кг) — высокопрозрачная смола средней вязкости, отлично подходит для рисования, обеспечивая хороший контроль при прорисовке сложных объектов. Также продукт оптимален для отливки небольших объемных изделий, заливок твердых наполнителей, создания тонких глянцевых покрытий.
  • Artline Monolith 5 Epoxy (1 кг) — эпоксидная смола для создания крупноформатных заливок; максимальная толщина единоразово заливаемого слоя – до 50 мм. Отличается медленной полимеризацией (до 5 дней).
  • EpoximaxX MixArt Resin (1,5 кг) — высокопрозрачная смола для рисования; благодаря своим самовыравнивающимся свойствам продукт отлично подходит для наведения тонких глянцевых покрытий.
  • ArtEpoxy (1 кг) — эпоксидная смола повышенной вязкости отлично подходит для рисования сложных объектов и плоских заливок с куполом. Может использоваться для изготовления украшений и объемных отливок небольшого размера.
  • Art-Pro Black 1,7 кг — очень густая смола, используемая главным образом для рисования абстрактных композиций типа «Море», «Космос», «Срез камня» и т. п. Эпоксидка обеспечивает хороший контроль рисования и предотвращает растекание картины в процессе полимеризации.

Сколько стоит эпоксидная смола

Работа с качественными смолами – хобби не из дешевых, по крайней мере, если иметь дело с крупногабаритными проектами. В среднем цена качественной модифицированной смолы колеблется от 18 до 26 $ за килограмм. Да, с эпоксидкой всегда работают по весу, а не по объему, поэтому основная мера – граммы и килограммы.

Учитывая тот факт, что, например, на заливку полноформатных столешниц из слэбов расход смолы исчисляется десятками кг, дороговизна и высокая степень ответственности таких работ становятся очевидными. Большая часть косяков, возникающих при заливке смолы, являются необратимыми, поэтому перед тем как браться за те же столешницы, настоятельно рекомендуем выполнить три-четыре проекта поменьше.

3

Как сделать эпоксидную смолу

Пропорции эпоксидной смолы

Свойства эпоксидки сильно зависят от того, насколько правильно она приготовлена. В первую очередь очень важно выдержать нужные пропорции смолы и отвердителя, которые смешиваются непосредственно перед заливкой. Эти пропорции НЕ являются универсальными – у каждого продукта они свои, поэтому очень важно внимательно читать инструкцию и отмерять компоненты согласно указанным рекомендациям.

В среднем соотношение компонентов эпоксидки – 5:3 (пять частей смолы к трем – отвердителя). Повторимся, это цифры для примерного понимания пропорций. При расчете компонентов весовку можно округлять только до одного грамма (особенно на небольших объемах). Отклонившись от рекомендованных пропорций уже на 2 г и более, качества смолы будут нарушены. В лучшем случае она просто станет долго затвердевать, в худшем – снизит прозрачность или приобретет другой визуальный дефект.

Без точного взвешивания компонентов нельзя достичь правильных свойств смолы. Поэтому для замешивания небольших объемов, например, если вы изготавливаете бижутерию, рекомендуем обзавестись ювелирными весами. А для крупных заливок – использовать электронные кухонные весы.

Замешивание эпоксидной смолы

Для работы с эпоксидкой настоятельно рекомендуем использовать два комплекта пластиковой тары: емкость для предварительного замешивания и вторую – для чистовой заливки (лучше, если это будет мерная емкость с носиком).

Перед замешиванием эпоксидки обязательно оцениваем компонент А на предмет мутности и при необходимости восстанавливаем его прозрачность (см. ниже).

Оптимальный следующий алгоритм замешивания:

пропорции эпоксидной смолы

  1. Ставим на весы емкость для предварительного смешивания (чистую, обеспыленную и полностью сухую!). Сбрасываем вес.
  2. Наливаем нужное количество компонента А (смолы). Делаем это через палочку, чтобы избежать образования лишних пузырей. Сбрасываем весы в ноль.
  3. В смолу заливаем компонент B, строго контролируя цифры на весах. С отвердителем нужно быть особенно внимательным: лишние 2 грамма – уже перебор.
  4. Приступаем к замешиванию. Это нужно делать тщательно, но без чрезмерной интенсивности – так в массе не будет образовываться много пузырей.

работа с эпоксидной смолой

Для замешивания лучше использовать пластиковую или деревянную палочку, с плоским, квадратным или прямоугольным сечением. В отличие от круглых, они будут тянуть за собой меньше воздуха и не так сильно «запузыривать» смесь.

Мешаем сначала по часовой стрелке, затем – против. Тщательно снимаем материал со стенок и дна тары. Продолжаем делать это в течение 3-5 минут. На больших объемах можно использовать шуруповерт с миксером, вымешивая состав на самых низких оборотах.

  1. На этом этапе можно подкрасить смесь жидкими колерами или пигментами (подробнее см. ниже) и продолжить вымешивание.
  2. Как бы тщательно вы ни замешивали смесь, на стенках и дне емкости всегда останутся невымешанные излишки смолы. Таким образом в определенных местах конечной заливки образуются участки с неоднородным соотношением компонентов, что может привести к образованию нежелательных визуальных эффектов (помутнению или размытости).

как правильно сделать эпоксидную смолу

Чтобы избежать подобных дефектов, не соскребайте остатки смолы со стенок прямо в заливку, а используйте дополнительную чистовую тару. В нее переливают подготовленную смесь, слегка домешивают и уже из этой емкости отправляют эпоксидку в форму для заливки.

Обязательно читайте в инструкции, какой максимальный объем смеси можно готовить за один раз. Если переборщить, может начаться неконтролируемая химическая реакция – смола быстро нагреется, «закипит» и застынет в таком неприглядном виде, попутно испортив все, до чего успеет добраться. Если вам лень делать серию замешиваний для больших заливок, сразу после приготовления обязательно разделите смесь на более мелкие объемы.

Перед заливкой замешанной смеси желательно дать отстояться минут 5-7, чтобы успела выйти часть пузырьков. О том, что материал начнет затвердевать переживать не стоит. При работе с хорошей модифицированной смолой, от момента замешивания до заливки есть интервал в 20-30 минут, после этого начинается активная фаза реакции и смола постепенно полимеризуется.

4

Краска для эпоксидной смолы

Можно ли покрасить эпоксидную смолу? Да, конечно. Все эпоксидки по умолчанию бесцветные, но их можно колеровать на свое усмотрение. Для этого применяют специальные (!) жидкие колеры, сухие пигментные порошки и другие типы красителей.

Не пытайтесь использовать импровизированные красители, и уж тем более на водной основе. Даже минимальное количество жидкости в составе смолы приведет к необратимым дефектам при ее застывании. Допускается использование только специальных колеров. Еще лучше, если эпоксидка и колер будут одного и того же бренда – это гарантирует, что пигмент смешается до полной однородности и застынет без разводов.

Пасты и жидкие колеры дают однородный плотный окрас. Их используют, чтобы придать изделию глубокий ровный цвет. Жидкие колеры оставляют смолу полностью прозрачной, как на фото ниже, а пасты дают сплошную непроницаемую заливку.

Жидкие красители для эпоксидки

Пигментные красители расплываются мелкодисперсной взвесью и создают в застывшей смоле интересные эффекты жидкого подвижного цвета, напоминающие мазки кистью или переливы перламутра.

Пигментные красители для эпоксидной смолы

Флуоресцентные (неоновые) красители, с резкими яркими цветами, имеют свойство светиться в ультрафиолете. А составы с люминофором способны накапливать свет и давать мягкое свечение в темноте.

Флуоресцентные (неоновые) красители для эпоксидной смолы

Красители для смолы – это очень обширная тема, в которую придется вникать, если всерьез увлечься эпоксидным творчеством. Мы же напомним лишь базовые моменты. Процентное содержание красителя не должно превышать 5% от общего объема смолы. Вносить пигмент следует поэтапно, тщательно вымешивая смесь и проверяя насыщенность цвета. Не допускайте образования сгустков – это не только некрасиво, но и влияет на отверждение смолы. Если в проекте нужно использовать сразу несколько цветов, предварительно разлейте смолу по емкостям, чтобы каждую можно было подкрасить определенным цветом.

Woodschool рекомендует!

Наборы для творчества:

  • Poly Glass (580 г) — основу набора составляет прозрачная эпоксидная смола средней вязкости, продукт оптимален для создания украшений и небольших объемных заливок.
  • Artline Crystal Epoxy (1 кг) — набор универсальной смолы для творчества: рисования, изготовления украшений, создания объемных заливок. Рекомендуемая толщина плоских заливок за один раз – до 15 мм.
  • Gold Glass № 1 (1, 450 г) — универсальная прозрачная смола с высокой текучестью для создания украшений и крупных заливок толщиной до 30 мм (за один раз).
  • Magestic (3,75 кг) — комплект универсальной высокопрозрачной смолы высокой текучести + 10 красителей. Подходит для любых видов творчества: рисования, изготовления бижутерии, декоративной заливки столешниц. Рекомендованная толщина единоразовой заливки – до 30 мм.

5

Заливка эпоксидной смолы

После проделанных манипуляций тщательно вымешанную, при необходимости подкрашенную и немного «отдохнувшую» смолу можно заливать. Но не все так быстро…

Опалубка для заливки эпоксидной смолы

Мы уже упомянули, что модифицированная смола очень (!) текучая. Если вы используете силиконовые формы (молды) или арт-борды – это не должно беспокоить. Но когда речь идет о крупноформатных заливках – создание герметичной опалубки и правильной подложки очень важны. Если плохо загерметизировать форму, смола обязательно найдет возможность вытечь. Поэтому к подготовке относимся очень ответственно: делаем надежную опалубку, все стыки герметизируем, под низ укладываем силиконовый коврик или специальную самоклеющуюся пленку, наклеенную на твердое основание.

Подготовленная форма должна быть чистой, обеспыленной и полностью сухой. Чтобы минимизировать последующую обработку изделия, на внутреннюю поверхность формы предварительно наносят специальный разделительный воск, который обычно идет в виде аэрозолей. Он снижает сцепление материалов и позволяет без лишних сложностей извлечь затвердевший пластик из формы. Использовать какие-либо другие импровизированные смазки-разделители запрещено – они нарушат химическую реакцию и повлияют на качества смолы.

что сделать из эпоксидной смолы своими руками

Что касается самой заливки, то в ней нет ничего сложного (все наиболее ответственное было на предыдущих этапах). Просто аккуратно залейте заготовку нужным объемом смолы и оставьте ее в сухом и темном месте, предварительно защитив от попадания пыли. Время затвердевания зависит как от типа самой смолы, так и от залитого объема. Обычно на это уходит 24-36 ч (точные цифры вы всегда найдете в инструкции). Но если мы говорим о крупноформатных заливках, например, столешниц, где суммарный расход смолы доходит до 10-15 кг, на полный набор прочности здесь может уйти 5-7 дней.

Можно ли ставить горячее на эпоксидную смолу?

Обычная эпоксидка без последствий выдерживает температуры до 80-85 °C. Если превысить эти показатели, смола может размягчиться и на ней останутся следы от горячего предмета. Но стойкость к температурам можно существенно увеличить, если нанести на поверхность прозрачное термоустойчивое покрытие. Такие составы делают эпоксидки неуязвимыми перед температурами до 200 °C и дополнительно защищают от царапин и сколов.

Как убрать пузырьки из эпоксидной смолы

Во время замешивания в эпоксидке неизбежно появляются пузырьки воздуха. В модифицированных составах, с высокой текучестью и увеличенным временем открытой выдержки, они успевают подняться на поверхность и исчезнуть. В более дешевых вариантах смолы этого не происходит – пузырьки застывают в толще материала, оставаясь в ней навсегда в виде неприглядного дефекта.

Самый надежный способ решить эту проблему — вакуумирование. Действовать здесь можно по-разному. Первый вариант — откачивание воздуха из емкости с замешанной смесью. Физика этого процесса проста: образовавшиеся пузырьки увеличиваются в размерах, быстрее всплывают и лопаются, а оставшаяся микровзвесь после сброса давления становится еще меньше и неразличима на глаз.

Второй вариант – вакуумирование не смеси, а уже залитой детали. Этот способ более эффективен, т. к. исключает образование пузырьков во время самой заливки, но по понятным причинам технология менее практичная, и подходит по большей части для маленьких изделий, которые можно поместить в вакуумную камеру. Иногда этот способ используют и для больших проектов, применяя вакуумные мешки.

Когда нет возможности применить вакуумирование, прибегают к более простым способам борьбы с пузырями. Например, прогревают свежую заливку газовой горелкой или строительным феном — смесь разжижается, и пузырькам воздуха легче выйти на поверхность. Но этот способ не всегда дает на 100% желаемый результат. К тому же он может привести к ряду дефектов, например, появлению аминной пленки (см. ниже).

Поэтому нужно изначально стараться свести риск образования пузырей к минимуму:

  • аккуратно вымешивать смесь, используя для этого квадратную палочку;
  • давать составу «отдохнуть» 5-7 минут перед отправкой в форму;
  • аккуратно переливать смолу из емкости с носиком;
  • использовать на ответственных проектах «медленные» эпоксидки с низкой вязкостью.

В целом, проблема пузырения сложнее, чем может показаться, и одной только качественной эпоксидкой или вакуумированием она решается не всегда. Так пузыри непременно будут досаждать при работе со слэбами, которые имеют участки с рыхлой или подгнившей древесиной, где как в мочалке содержится много воздуха и он будет выходить по мере нагрева смолы. В этом случае могут понадобиться дополнительные манипуляции вплоть до механического извлечения больших пузырей с последующим точечным доливом смолы.

Woodschool рекомендует!

Эпоксидные смолы для столешниц и крупных заливок:

  • Resin Pro (1,6 кг) высокопрозрачная смола с самовыравнивающимися свойствами и хорошим механическим уплотнением. Оптимальна для плоских отливок толщиной от 1 до 30 мм.
  • SlabDoc Epoxy Art (3 кг) — низковязкая эпоксидная смола высокой прозрачности, оптимальна для создания тонких покрытий 1–3 мм и толстых заливок до 40 мм.
  • Epoxy Master Creative Craft (4 кг) смола для создания объемных заливок и столешниц; рассчитана на толстые отливки от 10 мм. Максимальная толщина заливки одного слоя – до 60 мм.
  • Gold Glass (4 кг) — универсальная смола для творчества и крупных заливок; рекомендуемая толщина заливаемого слоя – до 30 мм за один раз.
  • EpoximaxX Rivertek (4,05 кг) — низковязкая смола с высокой прозрачностью для плоских заливок; рекомендуемая толщина одного слоя – до 20 мм.
  • DIAMOND LITE (3 кг) — жидкая смола для крупноформатных заливок средней толщины; рекомендуемая толщина одного слоя – до 10 мм.
  • Magestic (1,25 кг) низковязкая прозрачная эпоксидная смола для создания столешниц; максимальная толщина заливки за один раз – до 20 мм.

6

Какие условия и средства защиты нужны для работы с эпоксидной смолой

Работать с эпоксидкой нужно в хорошо проветриваемом (а еще лучше вентилируемом) помещении. Это, действительно, важно. Чтобы не говорили производители, любая смола небезопасна пока находится в незастывшем состоянии. Поэтому защищаем себя вентиляцией, надетым респиратором, нитриловыми перчатками и очками (помимо прочего они оберегают слизистую глаз от раздражающих паров). Не забываем и о домочадцах: проводим работы подальше от кухни и детской комнаты.

Эпоксидка очень требовательна к условиям окружающей среды. Работать с ней можно только при низкой влажности (не выше 30-40 %) в температурном диапазоне от 20 до 26-27 °C. В жидком состоянии смола очень уязвима перед влагой. Поэтому заливку нельзя делать после дождя, во время тумана, находясь вблизи рек и в сырых помещениях; также влаги не должно быть в формах и опалубках, которые контактируют с жидким материалом. Если пренебречь этими требованиями, при застывании на смоле с большой долей вероятности возникнет аминная пленка – дефект в виде маслянистого налета, как на забытой чашке черного чая. Это сильно подпортит внешний вид изделия.

Как бороться с аминной пленкой (помутнением) на поверхности застывшей смолы

Устранить аминный налет тяжело. Простые способы, про которые написано в интернете, дают слабый результат. Так, тщательное протирание застывшей смолы губкой и теплой водой, будет работать только на небольших поверхностях, и то не во всех случаях. При этом, даже если получится частично снять пятна таким методом, возникнет другая проблема — смола потеряет блеск.

аминная пленка (помутнение) на эпоксидной смоле

Самый эффективный способ устранить пятнистый налет заключается в том, чтобы тщательно ошлифовать всю смолу мелкозернистым абразивом (P280) и после этого нанести на заматованую поверхность тонкий слой эпоксидки или лака. Смола должна быть очень текучей, тогда она сможет заполнить все микроцарапины от шлифовки и поверхность приобретет идеальный глянец.

Естественно, если вы используете эпоксидку в качестве реставрационного слоя, нужно следить за тем, чтобы не повторить ошибок и не получить новый слой аминной пленки. Лак в этом случае более практичный, но нанести тонкий и однородный слой отделки (без наплывов и разводов) вряд ли получится без краскопульта. Свои сложности накладывает и межслойная шлифовка, особенно на больших поверхностях. Без нее не решить проблему пятнистости (пятна будут просматриваться под новым слоем), в дополнение к этому увеличатся риск расслоения, из-за низкой адгезии между слоями покрытия.

Как мы видим, устранение аминной пленки – это очень сложно, поэтому всегда нужно стараться избежать этого дефекта. Выше мы бегло перечислили основные причины, почему появляется мутная пленка:

  • несоответствие температуры в помещении необходимым нормам;
  • высокая влажность воздуха или попадание воды на поверхность/в заливочную форму.

Но это не все. Чтобы гарантированно обезопаситься от неприглядной пленки на изделиях, нужно знать следующее:

  • аминная пленка может возникать при работе с небольшими объемами смолы, когда низкая интенсивность химической реакции не обеспечивает нужного разогрева смеси;
  • дефект часто вызван неправильными пропорциями компонентов (обычно переливом отвердителя);
  • использование красителей и модификаторов, не рекомендованных производителем смолы, повышает риск возникновения пленки.
  • прогрев горелкой с целью высвобождения пузырей из смолы, также влечет свои риски. Высокая концентрация углекислого газа, выделяющегося в процессе горения, может привести к образованию вышеуказанной пленки – поэтому прогрев желательно проводить небольшими горелками, а еще лучше – строительным феном.

В ситуациях, когда все же приходится иметь дело с высокой влажностью – такое может случиться, например, если перед заливкой пошел дождь – уменьшить риск появления аминной пленки помогает техника предварительного катализа. Она заключается в том, чтобы оставить замешанную смолу до момента активизации реакции, и когда она начнет греться (контролируем температуру на ощупь через пластиковую тару) – начать заливать форму. Техника довольно рискованная, поскольку может привести к уже упомянутому «закипанию» смолы. Поэтому ее не рекомендуют проводить, если состава замешано больше, чем 150 г. Как вариант, можно сразу разделить большой объем, на безопасные фасовки.

Если влажность подскочила во время застывания смолы, все, что остается предпринять в этом случае – закрыть окна и, используя обогреватель или тепловентилятор, попытаться поднять температуру в помещении до максимально допустимых значений (обычно это 26-27 °C).

Дефекты и огрехи заливки неизбежны, если вы в первый раз работает с эпоксидной смолой. Поэтому для знакомства с этим материалом лучше выбирать небольшие поделки. В этом мастер-классе мы предлагаем как раз такой проект – деревянное кольцо с незамысловатым декоративным эффектом.

Можно ли наносить эпоксидную смолу на стекло?

Да, вполне. Эпоксидка обладает хорошими адгезивными качествами к этому материалу. Ей можно рисовать по стеклу, можно использовать как клей или делать сплошные заливки стеклянных поверхностей. Главное, чтобы эпоксидная смола обладала высокой прозрачностью.

Перед созданием сплошных заливок поверхность затирают мелкозернистым абразивом – стекло становится матовым, что улучшает сцепляемость материалов и предотвращает образование межслойных бликов. Не переживайте, после заливки смола заполнит все микроцарапины и глянец полностью восстановится. Но для этого, помимо прозрачности, эпоксидка должна обладать высокой текучестью.

7

Жидкая смола не прозрачная, а мутная. Что делать?

Компонент А всегда должен иметь кристальную прозрачность. Но часто бывает, что он становится мутным, густеет, а иногда в смоле и вовсе образуются осадок или хлопья. Если замешать компонент А в таком виде с отвердителем, он так и застынет, что совершенно неприемлемо. Но переживать не стоит. Самое сильное помутнение, вплоть до молочного цвета,  — это естественный и на 100% обратимый процесс. Оно возникает абсолютно со всей смолой из-за воздействия низких температур, соответственно чаще это происходит в холодное время года.

Чтобы вернуть смоле прозрачность, необходимо поместить плотно (!) закрытую тару с компонентом А в емкость с горячей водой (50-70 °С), и просто подождать от 30 мин. до полутора часов (в зависимости от исходного объема). Смола отогреется и полностью восстановит прозрачность, для этого ее не нужно ни перемешивать, ни взбалтывать.

Независимо от того в какое время года вы работаете со смолой, каждый раз перед использованием настоятельно рекомендуем проверять ее на предмет даже легких помутнений. В прозрачной таре это будет видно сразу. С пластиковыми канистрами сложнее – к ним можно вплотную приставить фонарик и оценить состояние содержимого через открытую крышку.

8

Вредна ли эпоксидная смола?

Да, любая эпоксидка вредна. Но только пока находится в жидком состоянии. После отвердевания эпоксидная смола становится безопасной, в том числе для постоянного контакта с кожей.

В незатвердевшем состоянии любая смола токсична для людей, животных и других организмов. Если быть точным, основную опасность для здоровья представляют не сами смолы, а компоненты отвердителей. Самые распространенные отвердители – аминные. Их используют во всех составах, полимеризующихся при комнатной температуре.

Аминные отвердители – сильные аллергены и раздражители, а при длительном (накопительном) воздействии могут оказывать на организм канцерогенное и мутагенное влияние. Тем не менее, здесь следует уточнить, что амины – это довольно обширная группа органических соединений. Наибольшую опасность для здоровья представляют ароматические амины, но их использование в непромышленных эпоксидках сильно ограничено. В смоле для творчества обычно используют более безопасные алифатические или циклоалифатические амины. Это весомый аргумент в пользу того, чтобы не иметь дела с ноунейм смолами и в целом дешевыми материалами. Но даже приобретая качественную эпоксидку, не лишним будет поинтересоваться о наличии сертификата безопасности.

Не нужно забывать, что самая дорогая и качественная смола накладывает жесткие требования к соблюдению безопасности при работе с ней в жидком состоянии. Большинство смол для творчества не имеют резкого запаха, но это не повод терять бдительность – всегда соблюдайте весь перечень требований к безопасности и никогда не наклоняйтесь близко к залитым формам, пока они не застыли. Об условиях при работе с эпоксидкой и средствах индивидуальной защиты — читайте выше.

Можно ли работать с эпоксидкой детям и беременным?

Нет, нельзя. Хотя многие и будут уверять вас в обратном. Мы же настоятельно рекомендуем будущим мамам и детям занять себя более безопасными видами творчества, например, поработать с нетоксичной акриловой смолой.

Можно ли смоле контактировать с продуктами?

Абсолютному большинству эпоксидок нельзя контактировать с пищевыми продуктами. Ими не следует инкрустировать тарелки, заливать разделочные доски и другую посуду. Есть ограниченная серия эпоксидных смол, имеющих допуск на контакт с пищевыми продуктами, и то в строго холодном виде. Дополнительно для такой  посуды выдвигается весьма жесткий перечень требований к уходу (ее нельзя мыть в посудомоечной машине, разогревать в микроволновке и пр.).

9

Шлифовка и полировка эпоксидной смолы

Застывшая смола нуждается в дополнительной обработке. Исключение могут составлять лишь небольшие заливки в силиконовых молдах, и то, если сама форма была предварительно смазана восковым разделителем. В остальных случаях изделие из опалубки имеет, мягко говоря, не самый завершенный внешний вид и нуждается в финишной обработке – шлифовке и полировке.

как правильно шлифовать эпоксидную смолу

Для тех, кто работает с деревом шлифовка – хорошо знакомая процедура, и мало кто ее любит. Помимо того, что данный вид обработки – весьма утомительное занятие, оно требует специального оборудования и навыков. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут испортить всю проделанную работу на самом финише. Но от шлифовки обычно никуда не деться, поэтому — вкратце рассказываем, как все сделать просто и правильно.

Что нужно для шлифовки?

Без чего точно не обойтись – это набора шлифовального абразива разной зернистости. Шлифовку застывшей эпоксидки производят ступенчато: сначала работают крупным зерном и постепенно переходят к самому мелкому абразиву.

Весь цикл можно выполнить вручную, при помощи листов наждачки и шлифовальных колодок. В этом случае рекомендуем использовать технику мокрой шлифовки, когда поверхность смачивают водой и выполняют аккуратные круговые движения наждачкой; после смены зерна, плоскость тщательно вытирают, смачивают чистой водой и повторяют цикл.   Это оптимальный вариант деликатной шлифовки для новичков или тех, кто не часто работает с эпоксидкой. Но он подходит исключительно для проектов, где вся плоскость покрыта смолой и нет проступающих частей древесины.

Для шлифовки также можно использовать специальное оборудование: небольшие тарельчатые шлифовальные станки (для мелких изделий) и ручные орбитальные шлифмашинки (для больших поверхностей). Естественно, механизированные способы обработки менее утомительны и более эффективны, но целесообразность покупки такого оборудования – дело индивидуальное.

Говоря о шлифмашинках для эпоксидки, имеют в виду главным образом орбитальные модели. Сочетание эксцентриковых и вращательных движений их подошвы обеспечивает идеальный результат шлифования (и полировки) без удаления большого количества смолы. Подробнее об этих шлифмашинах – читайте в нашей короткой справке. Бонусом – обзор пяти моделей, проверенных на практике.

Для более кропотливой шлифовки и обработки труднодоступных поверхностей используют ручные машинки – граверы, с абразивными насадками разных размеров, формы и зернистости. А вот чем точно НЕ нужно пользоваться – это разного рода насадками на дрель и болгарку. Такое оборудование не предназначено для деликатной шлифовки и с большой долей вероятности испортит итоговое покрытие.

Важно!
Никогда не шлифуйте эпоксидку пока она полностью не затвердела. Схватившаяся поверхность еще не означает того, что материал полимеризовался по всей толщине. Об этом следует помнить, особенно при заливке больших поверхностей. Выше мы уже объяснили, что наибольшую опасность представляет назастывшая смола. Вдыхание химически неинертной пыли может привести к серьезным последствиям: от сильных раздражений слизистой до более серьезных проблем в будущем. И даже если вы шлифуете полностью затвердевший материал, никогда не  забывайте о респираторе.

Техники шлифовки

Грубую поверхностную шлифовку осуществляют зерном 100 или 120 единиц. Но необходимость в такой агрессивной обработке возникает не всегда. Это может понадобится, например, если нужно сошкурить фрагменты безнадежно приклеившейся опалубки или придать краям детали желаемую форму, сошлифовав много материала.

Чистовую шлифовку смолы проводят ступенчато, последовательно сменяя абразивы зерном:

180 → 240 → 320 → 500 →1000 → 2000 единиц

Это универсальная схема, которая подходит как для ручной шлифовки, так и для работы шлифмашинками. При желании ее можно упростить, вплоть до использования только трех абразивов (180 500 2000), но качество шлифовки из-за больших скачков между зернами будет хуже.

В этой таблице можно посмотреть, какую зернистость применять для разных шлифовальных задач и узнать о соотношении маркировок абразивов.

Смола шлифуется намного легче, чем дерево. Качества шлифмашинки здесь не играют особой роли. Но очень важно обеспечить хорошее пылеудаление, в противном случае налипающие на подошву кусочки смолы будут «писать» окружности. Второй принципиальный момент – использование специальной наждачной бумаги/кругов для ЛКМ или для пластиков.

Финальная полировка

После прохода последним абразивом смола становится гладкой, но сохраняет матовость. Чтобы сделать ее глянцевой и прозрачной можно нанести пульверизатором лак или налить сверху еще один слой эпоксидки (делать это пульверизатором строго запрещено). Но куда проще добиться зеркальности при помощи полировки.

Сама технология проста, понадобятся лишь специальные пасты и полировальные насадки. Последние представляют собой шерстяные круги, которые могут идти в виде насадок для шлифмашинок или как отдельная тарелка под дрель или ушм. Для этих целей можно использовать уже любое устройство, главное, чтобы в нем был регулятор, позволяющий работать на низких оборотах. Перед началом последнего этапа поверхность изделия тщательно обеспыливают, протирая влажной тканью (без растворителя!).

Для полировки эпоксидки используют две пасты № 45 и № 10. Номер обозначает фракцию абразива в микронах. При желании можно использовать пасты с другими более-менее близкими значениями. Полироль наносится на шлифовальную подушку в небольшом количестве. Полировку производят на низких оборотах, перемещая подошву круговыми движениями с легким нажатием. Каждой полиролью работают по 1-2 минуте, пока не будет достигнут желаемый блеск.

журнальный столик из эпоксидной смолы своими руками

Почитать на перемене:

Эпоксидная смола — это полимер термореактивного типа в жидком виде, который является двухкомпонентным.  Если избегать специализированных химических терминов, можно сформулировать, что эпоксидка является жидким веществом, которое в случае воздействия на него температуры минимум плюс 10°C градусов катализирует, отвердевая.

Полимер термореактивного типа в жидком виде

Приведем ряд основных моментов для всех людей, подходящих к эпоксидной смоле впервые.

Определение дозы

Двухкомпонентный состав включает 2 бутылки, это собственно эпоксидная смола с отвердителем. Взяв электронные весы, можно взвешивать все составляющие и контейнер, чтобы объединить жидкости.

Подобрав необходимый объем эпоксидной смолы, находящейся в первой бутылке, нужно стараться получить круглую цифру, к примеру, 200 граммов, для облегчения дальнейшего подсчета.

На любом продукте обязательно указывается пропорция смешиваемых составляющих, как правило, на второй бутылке, хотя иногда — на обеих.

Определение дозы

Для получения пропорции 100 компонента А на 60 компонента B, масса смолы (А), полученная предварительно (200 граммов), умножается на 60, затем делится на 100, в результате получают объем отвердителя (B), в нашем случае 120, который добавляют в смолу для готовности продукта к применению.

Рассмотрим пример с пропорцией 100 на 60. Если есть 40 граммов компонента «A», то какое количество «B» нужно ввести. Решение выглядит так: 40 на 100 = 0,4 и 0,4 × 60 = 24, то есть 24 грамма отвердителя. Данную формулу нужно использовать для любых пропорций.

Приготовление

Когда определена правильная доза, смола должна смешиваться неравномерно, по этой причине смешивание происходит часто в разных направлениях. Аккуратно размешивать состав необходимо минимум 2-3 минуты.

Процесс приготовления

Данная часть инструкции является обязательной, так как, перемешивая в течение лишь нескольких секунд, невозможно достичь гомогенности на уровне молекул, поэтому состав остается мягким, непрозрачным во множестве мест.

Мнение эксперта

Олег Васильев

Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.

Задать вопрос мастеру

Современные смолы могут остаться прозрачными даже при таком неполном перемешивании. Главная беда не в этом. В последующем смесь будет затвердевать неравномерно, в зонах с избыточным содержанием отвердителя произойдет закипание с образованием пузырьков, а на поверхности могут быть более мягкие, неотвержденные области, которые потом будет невозможно отполировать.

Застывание

Твердость определяется составом, временем покоя, а также температурой катализации. Показатель механического сопротивления смолы непрерывно повышается на протяжении минимум четырех дней с момента ее нанесения.

В результате спустя сутки состав все еще выглядит мягким, однако в течение дальнейших дней продолжает отвердевать, в конечном итоге уподобляясь жесткому пластику.

Процесс затвердевания

Процесс затвердевания относится к экзотермическим явлениям, т.е. сопровождающимся выделением теплоты, возникающим при выливании смолы в толщину свыше 1 см. Молекулы смолы образовывают связи с отвердителем, выделяя теплоту, мгновенно рассеиваемую при незначительной толщине. Но в случае, если литье имеет толщину свыше 1 см, теплота пропадает менее быстро и начинается нагревание состава.

В результате такого нагрева ускоряется реакция, что ведет к еще более значительному нагреванию. Поэтому требуется избежание чрезмерно большого объема смолы для предотвращения появления трещин, пузырьков.

Мнение эксперта

Олег Васильев

Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.

Задать вопрос мастеру

Указанные толщины слоев заливки очень индивидуальны для смол разных торговых марок и назначение. Для заливки столов-рек, например, часто используют смеси с замедленным отверждением, то есть низкой скоростью полимеризации. В результате даже при слоях заливки 2-3 см перегрева и закипания смеси не происходит.

Пожелтение

Любая смола, в том числе имеющая рекламируемые фильтры УФ, со временем, будучи подверженной влиянию солнечных лучей, проявляет тенденцию к изменению цвета, чтобы приблизиться к янтарному оттенку. На это уходит иногда пара недель, а иногда — долгие годы. Срок определяется воздействием солнечных лучей, за пределами которых желтизна проявляется позднее, толщиной смолы, когда она является более толстой, желтый цвет появляется раньше, и особенностями окрашивания.

К примеру, когда смола имеет сильный оттенок, красный, синий, ее желтизна не заметна, а когда тон, розовый, голубой желтизна видна хорошо.

Рабочие моменты

Смола, как правило, желтеет слабо, благодаря чему возможно ее применение для тех артефактов, которые не должны изменять цвет на протяжении двух и более лет, в случае их хранения в доме.

Особой рекомендацией для покупателей изделий является избегание воздействия прямого солнечного света.

Борьба с непрозрачностью

Непрозрачные участки на поверхности возникают вследствие влияния влаги из внешней среды, в результате чего создается патина на отливке. Часто это происходит при заливке зимой. В первое время это не замечается, однако по ходу отвердения в отдельных участках можно заметить лишенные прозрачности ореолы.

Набор для творчества

Во избежание данного явления можно использовать следующие методы:

  • Работа в условиях невысокой влажности, либо в условиях качественного отопления.
  • Нагревать обе составляющих смеси до начала их литья, к примеру, при удержании этих компонентов на радиаторе.
  • Смешивание смолы и отвердителя и нанесение их лишь в момент начала нагревания. Чтобы начало реакции пришлось на время нахождения внутри контейнера. Данная манипуляция нужна, однако для нее потребуется некоторое внимание. Смола, с учетом ее объема, который был получен вследствие эффекта массы, иногда требует нескольких десятков минут на нагрев. Проверка ее должна осуществляться всякий раз спустя пять минут. Сразу после достижения температуры 40°C градусов вещество может ипользоваться. При этом поверхность более теплая, чем рука человека. В результате некоторые молекулы начинают реагировать, по этой причине эпоксидка является не столь уязвимой в отношении влаги из внешней среды. Но важное значение имеет соблюдение осторожности относительно времени ожидания, в противном случае смола отвердеет внутри контейнера.
  • Следует избегать использования продукта в вечернее время и во время дождя, по причине увеличения влажности.
  • Недопустимо нанесение на субстраты, в которых содержится влага, к примеру, на мокрое дерево.

Полирование

Существует несколько способов шлифовки и полирования. Выбор определяется размерами и формой поверхности, которая обрабатывается.

Набор для полировки изделия

Для более крупной поверхности, либо для нерегулярной, к примеру, для драгоценного камня или миниатюры, является более рациональным применение аэрозоля. Оптимальный вариант — спрей из полиуретана, который задействуется при лакировании мебельных изделий. При отсутствии подобной возможности можно пользоваться прозрачным спреем на основе акрила, продающимся в специализированном строительном магазине. Но нужно располагать минимум двумя распылителями для обеспечения приемлемого качества отделки.

Способ, определенно гарантирующий более высокую эстетичность, заключается в полировании с помощью абразивной бумаги, зернистость ее до 1500, и последующем классическом полировании специальной пастой, применяемой для пластиковых элементов авто. Данный способ требует терпения и аккуратности, в противном случае возможно появление неровностей и повреждений.

Шлифовка изделия

Еще один способ — нанести эпоксидку на кисть, после полировки до достижения уровня зернистости, равного 400.  Необходимо выждать, когда вязкость смолы повысится до достижения консистенции, подобной меду. Для чего ее оставляют внутри контейнера где она была приготовлена. В данный момент можно начинать нанесение эпоксидки кистью.

Мнение эксперта

Олег Васильев

Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.

Задать вопрос мастеру

Последний способ не позволит получить «зеркальную» поверхность на больших площадях. Все же без ручной шлифовки и полировки в большинстве случаев не обойтись.

Устранение пузырьков

Когда требуется удаление абсолютно всех пузырьков, нужно использовать дегазификаторы, однако есть определенные приемы, позволяющие минимизировать количество пузырьков:

  • смешивание смолы на протяжении более продолжительного периода, деликатное помешивание;
  • при вливании смолы нужно постараться исключить ее падение.

Устранение пузырьков

Как основное – использование небольшого количества смолы за раз во избежание ее химического перегрева и закипания, а также для более быстрого (до увеличения вязкости) выхода пузырьков на поверхность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Aroma diffuser инструкция на русском языке
  • Aroma diffuser user manual инструкция на русском
  • Aroma diffuser life of leisure инструкция на русском
  • Aroma at 101 тюнер для гитары инструкция
  • Arogyavardhini vati инструкция по применению на русском языке