Эксплуатация электропитающих установок связи — Электростанции с автоматизированными дизель-генераторными установками
Содержание материала
Глава 3
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С АВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫМИ УСТАНОВКАМИ
Общие положения по автоматизации дизельных электростанций
На предприятиях междугородной связи в качестве резервных электростанций применяются в основном дизель-генераторные установки (ДГУ), автоматизированные по III степени. Это означает, что дизель-генераторные установки запускаются автоматически или дистанционно и могут работать при отсутствии дежурного персонала в помещении дизельной электростанции (ДЭС) в течение определенного времени (не менее 150 ч для установок мощностью до 110 кВт и не менее 240 ч для установок мощностью свыше 110 кВт). При этом в помещении ДЭС автоматически поддерживается необходимый температурный режим.
При автоматизации по III степени автоматически выполняются следующие операции:
поддержание двигателя в «горячем» состоянии, подготовленного к пуску и быстрому подключению нагрузки;
пуск (или дистанционный пуск) с выполнением предпусковых операций; подготовка к подключению и подключение нагрузки;
поддержание стабильной частоты вращения (оборотов); поддержание установленной температуры воды и масла;
остановка (или дистанционная остановка) с выполнением послеостановочных операций;
аварийные остановки при: повышении температуры воды в системе охлаждения на 5—10% максимальной рабочей; понижении давления масла в системе смазки двигателя на 10—20% минимального рабочего давления; повышении оборотов коленчатого вала двигателя на 15—25% номинального значения;
защита, сигнализация, подзаряд аккумуляторных батарей;
пополнение топливных, масляных, водяных расходных баков и воздушных пусковых баллонов;
управление работой вентиляции помещения ДЭС;
управление системой отопления ДЭС.
Для обеспечения параллельной работы агрегатов друг с другом или с сетью предусматриваются устройства синхронизации.
Дизельные электростанции с агрегатами АСДА
НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Стационарные автоматизированные по III степени дизельные электроагрегаты АСДА-100 и АСДА-200 предназначены для использования в качестве постоянно действующих или резервных источников электроснабжения потребителей с номинальным напряжением 380 В при частоте тока 50 Гц. Условное обозначение агрегатов АСДА-100/Т-400-ЗРМ или АСДА-100/Т-400-ЗДМ расшифровывается следующим образом: АСДА—агрегат стационарный дизель-электрический, автоматизированный; 100 — номинальная мощность, кВт; Т — трехфазный переменный ток; 400 — номинальное напряжение генератора, В; 3 — степень автоматизации; Р — радиаторная система охлаждения дизеля; Д — двухконтурная система охлаждения дизеля; М — модернизированный. Обозначение агрегатов АСДА-200 расшифровывается аналогично.
Электроагрегаты АСДА-100/Т-400-3ДМ (АСДА-200/Т-400-3ДМ) предназначены для работы в установках, которые имеют достаточное количество проточной воды для нормальной работы внешнего контура системы охлаждения дизеля. Основные технические данные электроагрегатов следующие:
СОСТАВ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА, КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ СИСТЕМАХ ДИЗЕЛЯ
Электроагрегат АСДА-100 состоит из дизель-генератора, шкафа управления, шкафа вспомогательной аппаратуры, пульта дистанционного управления и вспомогательного оборудования (стартерных аккумуляторных батарей, топливного и масляного баков, электронасосов дозаправки топлива и масла и др.).
Шкаф управления и пульт дистанционного управления обеспечивают ручное или автоматическое управление пуском, остановкой и нормальной работой электроагрегата, а шкаф вспомогательной аппаратуры и вспомогательное оборудование—автоматическую дозаправку топливом, маслом и подзаряд аккумуляторных батарей.
В качестве первичного двигателя в агрегатах АСДА-100 применен шестицилиндровый быстроходный дизель типа 6415/18 заводской марки 1Д6КС (радиаторное охлаждение) или 7Д6ДС (двухконтурная система охлаждения). В агрегатах АСДА-200 применен двенадцатицилиндровый V-образный двигатель 12415/18 заводской марки 1Д12КС (радиаторное охлаждение) или 1Д12ДС (двухконтурная система охлаждения).
Номинальная мощность двигателя АСДА-100—150 л. с., АСДА-200—300 л. с., номинальное число оборотов—1500 об/мин. Охлаждающая жидкость — вода с присадкой эмульсола. Система иуска дизеля: основная — от электростартера, вспомогательная — сжатым воздухом.
Топливная система дизеля служит для подачи точно дозированных порций топлива под высоким давлением в камеры сгорания цилиндров дизеля и регулирования количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки дизеля.
Установленное число оборотов дизеля автоматически поддерживается всережимным центробежным регулятором числа оборотов. Регулятор воздействует на дозирующий механизм топливного насоса высокого давления и устанавливает подачу топлива, соответствующую нагрузке. В дизеле предусмотрена возможность изменения числа оборотов вручную с помощью рукоятки и с помощью механизма дистанционного управления топливоподачей (автоматически при получении сигнала на изменение оборотов или при нажатии на шкафу управления кнопок «частота генератора больше (меньше)»). При получении сигнала на изменение оборотов включается электродвигатель, вращение которого передается через червячный редуктор и дифференциальный механизм на рычаг управления топливного насоса.
Дозаправка топливом расходного бака производится автоматически электронасосом, включение и отключение которого происходит по импульсам датчиков промежуточного и верхнего уровней топлива.
Система смазки служит для подачи масла ко всем трущимся поверхностям деталей дизеля и фильтрации загрязненного масла во время работы. Она состоит из внутреннего контура (узлы и детали конструкции дизеля) и внешнего контура, который включает в себя расходный масляный бак, электромаслопрокачивающий насос, масляный радиатор (или водомасляный холодильник) и электронасос для дозаправки маслом расходного бака. В системе смазки установлены датчики: температуры масла 113о С (сигнал перегрева масла); давления масла на 9,8·104 Па (сигнал на пуск дизеля); давления масла на 49·104 Па (сигнал низкого давления масла в системе); нижнего уровня масла в расходном баке (сигнал аварийного уровня); промежуточного уровня (сигнал на включение электронасоса дозаправки); верхнего уровня (сигнал на отключение электронасоса для дозаправки).
Электромаслопрокачивающий насос для прокачки масла и создания давления в магистрали подачи смазки перед пуском подсоединен параллельно нагнетающей секции масляного насоса дизеля.
Система охлаждения и подогрева предназначена для поддержания определенного теплового режима работающего дизеля и заданной температуры воды и масла в системах агрегата, находящегося в состоянии горячей готовности. Система охлаждения и подогрева дизеля 1Д6КС — радиаторная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и масла.
В систему включен дополнительный контур, состоящий из водяной полости и змеевика масляного бака. Для облегчения условий пуска и быстрого включения нагрузки электроагрегатом в водяной полости масляного бака установлен электронагреватель мощностью 3,5 кВт, который питается от сборных шин напряжением 220 В, включается автоматически при температуре воды +37° С и отключается при +45° С. Циркуляция воды происходит за счет разности температур.
В системе охлаждения и подогрева установлены следующие датчики температуры воды: 108° С (сигнал перегрева воды); 75° С (сигнал на остановку дизеля); 45° С (сигнал о возможности включения нагрузки); 45° С (сигнал на отключение электронагревателя и остановку дизеля при самопрогреве); 37° С (сигнал на включение электронагревателя); 30° С — сигнал на запуск дизеля для самопрогрева; датчик дистанционного термометра воды.
Для автоматического управления и защиты по температуре и давлению в системах охлаждения и смазки дизеля использованы комбинированные реле типа РК, которые состоят из чувствительного элемента (датчика) и исполнительного реле, коммутирующего своими контактами соответствующие цепи управления и сигнализации.
Нормальная автоматическая остановка дизеля осуществляется перекрытием топлива путем воздействия на рычаг управления топливного насоса. Аварийная автоматическая остановка дизеля при «разносе» или при неудавшейся нормальной остановке производится перекрытием воздуха с помощью аварийного стоп-устройства, которое представляет собой воздушную заслонку с электромагнитным приводом. При получении сигнала на аварийную остановку привод втягивает стопор и выводит его из прорези валика заслонки. Под действием пружины и потока воздуха заслонка перекрывает доступ воздуха в цилиндры дизеля.
ГЕНЕРАТОР ГСФ-100М
Трехфазный переменный ток вырабатывает синхронный генератор типа ГСФ-100М с самовозбуждением. Исполнение генератора— фланцевое, защищенное, с самовентиляцией. Генератор сопрягается с дизелем посредством фланцевого подшипникового щита.
Схема соединения обмоток—«звезда» с выведенной нулевой точкой. В генераторе ГСФ-100М применена статическая система возбуждения, которая часть электроэнергии, вырабатываемой генератором, после выпрямления подает для питания обмоток ротора. Статическая система возбуждения состоит из блока управления (БУ), блока корректора напряжения (КН), сопротивления уставки напряжения (СУН), электродвигателя (ДУН) привода, сопротивления уставки, кнопок увеличения и уменьшения напряжения.
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ АВТОМАТИКИ
Система автоматического регулирования напряжения генератора при установившемся тепловом режиме электроагрегата обеспечивает поддержание установившегося выходного напряжения с точностью ±2% от среднерегулируемого значения. В переходных режимах при внезапном включении или отключении нагрузки мгновенное отклонение напряжения не превышает 10% установленного значения. Время стабилизации системы не более 0,5 с.
Система автоматического регулирования частоты в режиме автоматического управления при любом изменении нагрузки в пределах номинальной мощности обеспечивает автоматическое поддержание установившейся частоты с точностью ± 1 % номинальной, т. е. в пределах 49,5—50,5 Гц.
Электроагрегаты допускают: работу при несимметричной нагрузке по фазам в пределах ±25% номинального тока; длительную работу при нагрузке не менее 40% номинальной мощности. Длительная работа при нагрузке менее 40% номинальной мощности не рекомендуется. Электроагрегат АСДА-100 может устойчиво работать параллельно с промышленной сетью напряжением 400 В и частотой 50 Гц или с аналогичными электроагрегатами.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА АСДА-100
В общей электрической схеме установки, рассмотрение которой не входит в задачу настоящей книги, можно выделить следующие цепи: силовую, возбуждения и регулирования напряжения генератора, аварийной защиты и сигнализации и др.
Схема силовой цепи АСДА-100 показана на рис. 3.1. В силовую цепь входят: синхронный генератор ГСФ-100М, фидер генератора ФГ, фидер сети ФС, автоматический выключатель генератора АГ, автоматический выключатель сети АС, контактор фидера генератора КФГ, контактор фидера сети КФС. Автоматические выключатели генератора АГ и сети АС включаются вручную и предназначены для защиты силовой цепи от короткого замыкания и перегрузок. Контакторы КФГ и КФС предназначены для дистанционной и автоматической коммутации силовой цепи.
При резервировании внешней сети одним электроагрегатом потребитель получает питание от внешней сети через фидер сети, автоматы АГ, АС и контактор КФС включены, контактор КФГ отключен. При исчезновении или снижении напряжения сети на время, превышающее 10 с, автоматически запускается резервный агрегат. Если в течение 10 с напряжение в сети не восстановится, то контактор КФС отключается, а контактор КФГ включает агрегат на нагрузку. После восстановления напряжения сети на время более 30 с контактор КФГ отключает резервный электроагрегат от нагрузки, а контактор КФС включает внешнюю сеть. Резервный агрегат останавливается.
Рис. 3.1. Схема силовой цепи агрегата АСДА-100
При необходимости перейти на резервный источник при наличии внешней сети запускается электроагрегат (в автоматическом режиме), синхронизируется с сетью и включается на параллельную работу с сетью. После этого внешняя сеть отключается, а нагрузка получает питание от дизель-генератора.
АВТОМАТИКА ПУСКА И ОСТАНОВКА АГРЕГАТА
Для автоматического управления электроагрегатом в шкафу управления имеются блоки пуска и остановки, контроля напряжения, синхронизации. Каждый блок предназначен для выполнения определенных функций при работе агрегата в автоматическом режиме. Автоматические пуск и остановку электроагрегата производит блок пуска и остановки, который обеспечивает выполнение в заданной технологической последовательности следующих операций:
включения маслопрокачивающего насоса на время не более 30 с, с одновременным выводом рычага управления топливного насоса в положение, соответствующее 1000—1200 об/мин;
включения стартера (до трех попыток) по импульсу давления в системе смазки дизеля, равного 9,8·104 (1 кгс/см 2 ).
Время включения стартера 2,5 с, длительность пауз — 7,5 с. После пуска дизеля стартер отключается по импульсу датчика скорости вращения 500—700 об/мин;
прогрева дизеля при работе на оборотах 1000—1200 об/мин до температуры охлаждающей жидкости 45° С;
вывода рычага управления топливного насоса по импульсу датчика температуры охлаждающей жидкости 45° С в положение номинальных оборотов и возбуждения генератора по импульсу датчика скорости вращения 1400—1500 об/мин;
приема автономной нагрузки (т. е. включения контактора КФГ), в случае необходимости синхронизации и включения на параллельную работу и распределения нагрузки между работающими электроагрегатами.
Технологическая последовательность остановки электроагрегата следующая: отключение нагрузки (т. е. контактора КФГ); вывод рычага управления топливного насоса в положение, соответствующее 1000—1200 об/мин и охлаждение дизеля до температуры охлаждающей жидкости 75° С; вывод рычага управления топливного насоса до положения нулевой подачи топлива по импульсу датчика температуры охлаждающей жидкости 75° С.
Для аварийной остановки при падении давления масла ниже 49х104 Па (5 кгс/см 2 ) рычаг управления топливного насоса выводится в положение нулевой подачи топлива и включается электродвигатель маслопрокачивающего насоса на время 30 с. При аварийной остановке электроагрегата в случае «разноса» дополнительно включается привод воздушной заслонки. Аварийная остановка при «разносе» и снижении давления масла в системе смазки производится без предварительного охлаждения дизеля.
Источник
Дизельный генератор асда 100
Инструкция по эксплуатации дизль-генератора АД-100/400
Инструкция по эксплуатации дизль-генератора АД-100/400 (ДЭС) ПС Западнокрымская
Настоящую инструкцию должны знать:
1. ИТР гр. ПС Западнокрымская
2.Дежурный диспетчер гр. ПС Западнокрымская
3.Дежурный электромонтер тр. ПС Западнокрымская.
Технический паспорт.
Марка — АД – 100 – Т/400 1Р №9276532.
Мощность — 100кВт.
Напряжение — 0,4кВ.
Частота — 50гц.
Двигатель тип ЯМЗ – 238. № 675295.
Генератор тип ГС – 100. № 84775.
Год выпуска 1992.
1. Назначение.
1.1.Электростанция АД-100-Т/400 далее ДЭС мощностью 100кВт предназначена для питания потребителей собственных нужд ПС Западнокрымская-330кВ трехфазным переменным током напряжением 0,4кВ частотой 50Гц при полном погашении подстанции.
1.2. ДЭС предназначен для работы в условиях:
— температура окружающего воздуха от -10 до + 550С.
— пыли – с запыленностью воздуха, не более – 0,5г/м3.
2. Технические данные.
2.1. Обозначение ДЭС — АД — 100 – Т/400.
2.2. Обозначение дизеля ЯМЗ-238.
2.3. Обозначение генератора — ГС-100.
2.4. Соединение дизеля с генератором – упругая муфта.
2.5. Система пуска ДЭС — стартером.
2.6. мощность ДЭС номинальная — 100кВт.
—\— —\— максимальная в течении 2хчасов 110кВт.
2.7. Род тока — переменный трехфазный.
2.10. Сила тока при Рном – 180А.
2.11. Частота вращения Рном — 1500 об/мин. На Х/х 1545об/мин.
2.12. Удельный расход топлива — 175г/ л. с./час.
2.13. Удельный расход масла — 0,38г/л. с./час.
2.14. Давление масла дизеля — 4 – 7 кгс/см2.
2.15. Температура масла рекомендуемая +800 — +900 С.
Максимальная температура — 980С.
2.16. Температура охлаждающей жидкости 800 – 950С, максимальная — 950С.
2.17. Допустимая перегрузка генератора на 10% сверх номинального в течение 1 часа.
2.18. Система регулирования обеспечивает плавное регулирование напряжения.
2.19. Генератор допускает длительную работу при симметричной нагрузке фаз до 25% номинального тока. При этом коэффициент небаланса линейного напряжения не превышает 10% номинального.
2.20. ДЭС обеспечивает длительную работу при нагрузке не менее 20% номинальной мощности.
3. Устройство, пуск и работа ДЭС.
3.1. ДЭС состоит из: двигателя с системой охлаждения и управления, генератор с системой возбуждения и управления, а все это смонтировано на раме.
3.2. Со стороны прицепа установлен масляный радиатор, радиатор охлаждения двигателя, двигатель, соединительная муфта, генератор, пульт управления и возбуждения генератора, над пультом топливный бак. С левой стороны находится панель управления двигателя, на подножке установлены аккумуляторы. Все оборудование ДЭС закрывается открывающимся металлическим капотом.
3.3. Пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки «СТАРТЕР», предварительно установить обороты двигателя ниже средних, после пуска отрегулировать по работе двигателя. Дальнейшая регулировка оборотов при помощи нажатия кнопки «управления обороты двигателя». Убедиться в наличии давления масла в системе двигателя по показанию прибора, прогреть двигатель до температуры 400С
3.4. Система охлаждения двигателя жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости.
— жидкость в радиаторе охлаждается принудительной циркуляцией, создаваемой помпой двигателя.
— температура охлаждающей жидкости контролируется указателем, установленным на пульте управления.
— система охлаждения предназначена для поддержания рекомендуемого теплового режима.
— в электроустановке установлен трехфазный генератор со статической системой возбуждения. Генератор служит в качестве источника электрической энергии.
Пульт управления включает аппаратуру и приборы, обеспечивающие управление и контроль за работой эл. установки. На приборной панели расположены: вольтметр, частотомер, амперметр, аппаратура контроля двигателя, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла, указатель тока аккумуляторной батареи, указатель уровня топлива в баке, выключатель стартера, переключатель управления оборотами двигателя, выключатель возбуждения генератора, потенциометр регулятора напряжения.
4. Общие указания по эксплуатацию.
4.1. К обслуживанию электроустановки допускаются лица, прошедшие обучение и подготовку по изучению устройства и инструкции по эксплуатации электроустановки.
Обслуживающему персоналу для надежной и безаварийной работы эл. установки необходимо:
— твердо знать устройство и правила эксплуатации эл. установки,
— твердо знать теоретические основы электротехники и механики в объеме, необходимом для правильной эксплуатации эл. установки.
— следить за техническим состоянием эл. установки и своевременно проводит техническое обслуживание.
— знать и соблюдать правила техники безопасности при эксплуатации дизель-генератора.
— аккуратно и правильно вести техническую документацию.
Перед пуском дизель-генератора необходимо проверить:
а) наличие масла в картере двигателя.
б) наличие охлаждающей жидкости или воды в системе охлаждения.
в) Проверить отключенное положение АВ – ДС.
5. Указание мер безопасности при эксплуатации.
5.1. При эксплуатации дизель-генератора должны соблюдаться меры безопасности:
а) правила устройства электроустановок (ПУЭ).
в) правила безопасной эксплуатации электроустановок (ПБЭЭ).
г) правила безопасности при обслуживании аккумуляторной батареи, генератора, двигателя внутреннего сгорания.
— к обслуживанию дизель-генератора допускаются лица с группой безопасности не ниже III.
— во время работы дизель-генератора не допускать посторонних лиц.
— следить за исправностью и наличием средств пожаротушения и содержать их всегда в готовности к применению.
— при заправке топливом и маслом запрещается пользоваться открытым огнем или курить.
— топливо и масло заливаются специальными воронками.
— следить чтобы не было течи масла и топлива, (при обнаружении течи немедленно устранить).
— следить чтобы во время работы дизель-генератора не было возле выпускной трубы (глушителя) легковоспламеняющихся материалов
Запрещается — при работе дизель-генератора производить ремонтные работы, производить смазку и т. п.
— открывать крышку заливной горловины водяного радиатора без рукавиц, во избежание ожога.
— обслуживающий персонал должен иметь специальную подготовку.
— знать правила оказания первой помощи пострадавшему при поражении эл. током, отравлении угарным газом, ожогах. Уметь практически оказывать первую доврачебную помощь.
5.2. Электроустановка, дизель-генератор, работает в сети с изолированной нейтралью.
— для предотвращения попадания обслуживающего персонала под напряжение корпус дизель-генератора должен быть заземлен.
— эксплуатация незаземленного корпуса электроустановки запрещена.
— сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 кОм.
Во время работы дизель-генератора необходимо соблюдать следующие правила:
— не прикасаться во время работы эл. установки к зажимам и неизолированным токоведущим частям.
— категорически запрещается производить ремонт и устранять неисправности элементов, находящихся под напряжением.
— проверять перед применением защитные средства его исправность.
— не допускать к работающей электроустановке посторонних лиц.
6. Подготовка к работе дизель-генератора.
6.1. Проверить наличие топлива в топливном баке. Контроль уровня топлива осуществляется указателем «ТОПЛИВО», на пульте управления (при включенной массе).
Проверить уровень масла в поддоне и воздушном фильтре двигателя, при необходимости заправить.
Заправить систему охлаждения.
Присоединить аккумуляторные батареи к схеме.
6.2.Подготовка и включение в работу (ПУСК).
— убедится в отсутствии течи: топлива, масла, воды.
— проверить прочность контактных соединений в электрической цепи.
— проверить степень натяжения приводных ремней.
— проверить наличие заземления электроустановки.
— установить автомат выключателя в положение “ОТКЛЮЧЕНО”.
— выключить включатель “МАССЫ”.
— установить выключатель “ОБОРОТЫ” в положение выше и выставить пусковые обороты.
— включить выключатель “СТАРТЕР” (продолжительность непрерывной работы стартера не должно превышать 10 сек. Если через 10 сек. двигатель не начнет устойчиво работать, выключить стартер и спустя 1-2 мин. Повторить пуск. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти причину и устранить).
— прогреть двигатель до температуры 40-50*С.
— установить переключатель “ОБОРОТЫ” в положение “ВЫШЕ” и через 4-5 сек. возбудить генератор включением на 2-5 сек. Выключатель “ВОЗБУЖДЕНИЕ”, вольтметр на пульте должен показать напряжение.
— переключателем “ОБОРОТЫ” установить частоту 52-54 Гц.
— резистором “УСТАНОВКА НАПРЯЖЕНИЯ” проверить и установить вольтметр с пределом измерения 500-400-430 В.
6.3. Работа дизель-генератора в режиме холостого хода и в режиме нагрузки.
— при работе дизель-генератора на холостом ходу проверить:
— показания указателя температуры воды, давления масла.
— следить за показаниями контрольно-измерительных приборов.
— поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 75-980С.
— не рекомендуется работа дизель-генератора под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 500С.
— не допускать подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости.
— следить за работой щеток на контактных кольцах генератора. О всех ненормальностях, замеченных во время работы дизель-генератора, дежурные обязаны сделать запись в сменном журнале и сообщить руководству подстанции.
6.4. Дизель-генератор должен быть немедленно остановлен:
— при недопустимом снижении давления масла.
— при недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости.
— при появлении резких необычных стуков.
— при недопустимом повышении частоты вращения вала двигателя (разнос).
6.5. Остановка дизель-генератора.
— установить на двигателе пусковые обороты и проработать не менее 5 минут.
— остановить двигатель устройством “ОСТАНОВ”.
— отключить выключатель массы.
6.6. Порядок и содержание дизель-генератора после окончания работы.
— проверить отключены ли выключатели и отсоединена ли кабельная сеть потребителей.
— установить дефекты, замеченные при работе.
— обтереть сухой ветошью двигатель, генератор, удалить подтеки масла, охлаждающей жидкости, топлива.
— осмотреть крепление основных составных частей электроустановки и устранить замеченные дефекты.
— допускается оставлять систему охлаждения заправленной, при заправке низкозамерзающей жидкостью.
6.7. При обнаружении неисправностей во время эксплуатации электроустановки необходимо прежде всего установить, нет ли каких либо внешних причин вызывающих появление неисправностей, и проверить нет ли обрывов проводов и нарушения контактов в цепи потребителя. Коммутационные аппараты и эл. измерительные приборы в условиях эксплуатации ремонту не подлежат.
Основные возможные неисправности двигателя, генератора, прицепа и других органов и способы их устранения подробно изложены в эксплуатационной документации на них.
7. Техническое обслуживание.
Для обеспечения нормальной работы необходимо проводить техническое обслуживание ТО.
ТО обеспечивает поддержание ДЭС в постоянной готовности к работе. Соблюдение сроков и порядка проведения ТО является обязательным условием длительной эксплуатации ДЭС.
ТО проводится обслуживающим и ремонтным персоналом подстанции.
При эксплуатации ДЭС для готовности в любое время дня и ночи необходимо:
— еженедельно запускать ДЭС на 10 мин. в летнее время на 30 мин. в зимнее время.
— при выявлении неисправности необходимо устранять не дожидаясь очередного ТО.
— первое ТО проводится через каждые 125 часов работы.
-второе ТО проводится через каждые 500 часов работы.
Дефекты обнаруженные в процессе опробования устранять немедленно.
Объем работ выполняемые при ТО-1 и ТО-2 приведены в эксплуатационной документации.
— один раз в год проверять точность контрольно электроизмерительных проборов.
— один раз в год проводить ревизию автоматических выключателей, клемные соединения кабелей.
8. Техническая характеристика двигателя.
Номинальная мощность л. с. — 240.
Номинальное число оборотов/ мин —1500.
Емкость системы смазки —32л.
Емкость системы охлаждения (без радиатора) —30л.
Порядок работы цилиндров — 1-5-4-2-6-3-7-8.
Емкость аккумуляторной батареи — 165 а/ч.
9. Меры ТБ при эксплуатации.
При эксплуатации электроустановки должны выполняться:
— Правила устройства электроустановок (ПУЭ).
— ПРАВИЛА ПБ в компаниях, на предприятиях в организациях энергетической отрасли Украины НАПБ В.01.034-2005/111.
При эксплуатации ДЭС необходимо соблюдать следующие правила:
— К обслуживанию ДЭС допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже 3гр. по электробезопасности.
— во время работы ДЭС не допускаются посторонние лица.
— следить за исправностью средств пожаротушения и содержать их в исправном состоянии.
— при заправке ДЭС топливом или маслом запрещается пользоваться открытым огнем и курить.
— следить, чтобы не было течей топлива и масла.
— запрещается во время работы ДЭС производить смазку, чистку или ремонт установки.
— открывать крышку радиатора во время работы ДЭС.
— доливку топлива производить после останова и отключения от элсети ДЭС с применением воронки для залива топлива.
Обслуживающий персонал должен:
— иметь специальную подготовку обеспечивающую правильную и безотказную работу ДЭС.
— знать правила оказания первой помощи пострадавшему.
Приложение 1. к инструкции по эксплуатации ДЭС
Действия оперативного персонала при полном погашении пс Западнокрымская
1. Доложить ДД СМЭС о ситуации на подстанции.
2. Проверить положение вводных автоматов ГЩУ ЩСН-0,4кВ от ТСН-1 и ТСН-2:
— АВ ввода от ТСН-1 — включено.
— АВ ввода от ТСН-2 – включено.
— СВ – 0,4кВ — отключен, АВР в положение – «выведено».
3. ЩСН-0,4кВ П 8, 9, 10, 11, 12 АВ — отключены.
4. ТСН-2 шкаф 0,4кВ отключить АВ-1 и АВ-2. АВ-2 перевести в контрольное положение.
5. АВ-3 перевести в положение «работа» и включить, при этом АВ ДЭС обязан находится в положении «отключен».
6. Пуск ДЭС производить согласно П – 6.2; 6.3. данной инструкции.
7. Поднять обороты ДЭС, нажатием кнопки «Возбуждение» на 2 сек. и возбудить генератор.
8. Поднять напряжение до 0,3кВ при помощи реостата.
9. Установить частоту вращения генератора 52-54Гц.
10. Отрегулировать напряжение 0,4 – 0,44кВ.
11. Включить АВ ДЭС на щите ДЭС.
12. ГЩУ ЩСН-0,4кВ П-7 проверить наличие напряжения на С-2 0,4кВ.
13. ЩСН-0,4кВ П-11 включить АВ-1 ВАЗП-2, поднять напряжение АБ 220В до 225в.
14. При необходимости включить потребители от С-2 0,4кВ.
15. Доложить ДД СМЭС о проведенных операциях.
16. Следить за работой ДЭС и напряжением на шинах 0,4кВ С-2.
17. При подачи напряжения на С-1 0,4кВ ДД ПС:
— отключает включенные АВ от С-2 0,4кВ.
— отключает АВ ДЭС и ведет на останов ДЭС согласно П 6.5 данной инструкции.
— отключает АВ-3, переводит в положение «ремонт»
— АВ-2 переводит в положение «работа».
— включает АВ-1 и АВ-2 ТСН-2 0,4кВ. в работу.
18. При отсутствии напряжения от Ф№8 «Кутур» отключить АВ ввода от ТСН-2 на ЩСН-0,4кВ П-7. Включить СВ-0,4кВ П-6.
19. При подаче напряжения от Ф№8 «Кутур» восстановить нормальную схему ЩСН-0,4кВ. подстанции.
Источник
АСДА-100/Т-400 3М
дизель 1Д6КС, генератор — ГСФ 100М
АСДА-100-Т/400-ЗРМ (в составе дизель-генератор ДГА-100-Т/400Р (УЧ1РМ))
Электроагрегат АСДА-100 состоит из
-
дизель — генератора,
-
шкафа управления,
-
шкафа вспомогательной аппаратуры,
-
пульта дистанционного управления и вспомогательного оборудования (стартерных аккумуляторных батарей, топливного и масляного баков, электронасосов дозаправки топлива и масла и др.).
Шкаф управления и пульт дистанционного управления обеспечивают ручное или автоматическое управление пуском, остановкой и нормальной работой электроагрегата,
шкаф вспомогательной аппаратуры и вспомогательное оборудование—автоматическую дозаправку топливом, маслом и подзаряд аккумуляторных батарей.
Номинальная мощность – 100 кВт
Мощность двигателя дизеля – 150 л.с.
Номинальная частота вращения — 1500об/мин
Род тока — переменный, трехфазный
Частота -50 Гц
Напряжение – 400 В
Сила тока – 180 А
Удельный расход топлива, — 278 г/кВт.ч
Работа блоков автоматики
Всего имеется шесть блоков автоматики:
-
синхронизации 4,
-
пуска и остановки 9,
-
контроля напряжения 5,
-
датчиков частоты и мощности 3,
-
сигнализации 2,
-
магнитных усилителей 10.
Блок синхронизации работает при автоматическом включении генератора на параллельную работу. Он выдает команды на подгонку напряжения и частоты синхронизируемого генератора к напряжению и частоте внешней сети, а затем — сигнал на включение контактора генератора на шины внешней сети;
Блок контроля напряжения выдает команды на автоматический пуск резервного агрегата при снижении напряжения сети до 340 В или на остановку генератора при увеличении напряжения в сети более 440 В. Кроме того, блок контролирует напряжение оперативного питания и аккумуляторных батарей. Возможна параллельная работа с однотипным агрегатом. При этом суммарная нагрузка должна быть не более 190 кВт. Электроагрегат АСДА-100 может устойчиво работать параллельно с промышленной сетью напряжением 400 В и частотой 50 Гц .
Блок сигнализации выдает сигналы об аварийном состоянии электроагрегата с помощью световой и звуковой сигнализации.
Блок датчиков частоты, мощности составляют систему коррекции частоты и мощности параллельно работающих агрегатов. При работе одного агрегата производится регулирование частоты тока (при ее отклонении от нормы) изменением частоты вращения дизеля. При параллельной работе двух агрегатов блоки датчиков частоты и мощности выдают сигнал, пропорциональный активной мощности.
Блок магнитных усилителей сравнивает частоту и мощность с эталонным (заданным) и автоматически распределяется между параллельно работающими агрегатами. Кроме того, блок магнитных усилителей служит для выдачи аварийного сигнала и отключения генератора при перегрузке или переходе его в двигательный режим работы.
Блок пуска и остановки коммутирует электрические цепи, обеспечивающие прогрев дизеля, включение насосов, возбуждение генератора, прием нагрузки или синхронизацию, включение на параллельную работу, отключение нагрузки и остановку электроагрегата
Шкаф управления для стационарных агрегатов АСДА
Рис 1.Электрическая схема АСДА-100
В общей электрической схеме установки, можно выделить следующие цепи: силовую, возбуждения и регулирования напряжения генератора, аварийной защиты и сигнализации и др.
Схема силовой цепи АСДА-100 показана на рис. 1.
В силовую цепь входят:
синхронный генератор ГСФ-100М,
фидер генератора ФГ,
фидер сети ФС,
автоматический выключатель генератора АГ,
автоматический выключатель сети АС,
контактор фидера генератора КФГ,
контактор фидера сети КФС.
Автоматические выключатели генератора АГ и сети АС включаются вручную и предназначены для защиты силовой цепи от короткого замыкания и перегрузок.
Контакторы КФГ и КФС предназначены для дистанционной и автоматической коммутации силовой цепи.
Рис.2
При резервировании внешней сети одним электроагрегатом потребитель получает питание от внешней сети через фидер сети, автоматы АГ, АС и контактор КФС включены, контактор КФГ отключен.
При исчезновении или снижении напряжения сети на время, превышающее 10 с, автоматически запускается резервный агрегат. Если в течение 10 с напряжение в сети не восстановится, то контактор КФС отключается, а контактор КФГ включает агрегат на нагрузку.
После восстановления напряжения сети на время более 30 с контактор КФГ отключает резервный электроагрегат от нагрузки, а контактор КФС включает внешнюю сеть. Резервный агрегат останавливается
Дизель 1Д6КС
В качестве первичного двигателя в агрегатах АСДА-100 применен шестицилиндровый быстроходный дизель типа 6415/18 заводской марки 1Д6КС (радиаторное охлаждение)
Дизель 1Д6КС предназначен для привода электрического генератора переменного тока мощностью 100 кВт в составе дизель-генератора ДГА-100-Т/400 (У41).
Дизель 1Д6 является шестицилиндровым быстроходным бескомпрессорным двигателем с вертикальным расположением цилиндров в один ряд. Его номинальная мощность 150 л. с. при 1 500 об/мин коленчатого вала. Минимальное устойчивое число оборотов коленчатого вала 500 об/мин и максимальное на холостом ходу 1 700 об/мин.Удельный расход топлива при номинальной мощности 177 г/л.с.ч.
Рассмотрим устройство дизеля.
На картер, состоящий из нижней (и верхней частей, установлен и закреплен шпильками блок цилиндров. Внутри верхней части картера имеются семь перегородок, которые одновременно служат и опорами для подшипников коренных шеек коленчатого вала. В них вложены стальные вкладыши, залитые тонким слоем (0,5 мм) свинцовистой бронзы. Нижняя часть картера закрывает полость верхней части, и снаружи на ней укреплены механизмы приводов масляного насоса, топливоподкачивающего насоса и водяного насоса.
Картер двигателя
Кривошипно-шатунный механизм
Газо-распределительный механизм
По дну нижнего картера внутри него проложена трубка для откачивания масла из отстойников, куда стекает избыток масла со смазываемых поверхностей шатунно-кривошипного и других механизмов двигателя. На верхней плоскости верхней части картера имеется шесть расточек, в которые заходят выступающие из блока нижние части стальных гильз цилиндров, запрессованных в общий блок.
Поверхности гильз имеют антикоррозионное покрытие и омываются охлаждающей водой, заполняющей полость между гильзами и стенками блока. В местах прохода шпилек в целях уплотнения установлены резиновые кольца.
Сверху блок закрыт головкой из алюминиевого сплава. В головке имеется шесть углублений, расположенных над цилиндрами и образующих камеры сгорания.
В каждой камере сгорания в центре сделано гнездо для установки форсунки и по бокам от нее сделано по два гнезда с каждой стороны для двух впускных 20 и для двух выпускных клапанов.
В теле головки имеется полость, соединяющаяся через отверстия в плоскости разъема с полостью рубашки блока для прохода воды, охлаждающей головку, укрепленную к блоку шпильками.
На верхней части головки размещен распределительный механизм, состоящий из двух распределительных валов, из которых один служит для управления впускными клапанами, а другой — выпускными клапанами. Распределительные валы на своей поверхности имеют кулачки.
Они нажимают на тарели клапанов и, сжимая пружину, открывают в нужный момент клапаны.
Концы распределительных валов имеют соединяющиеся между собой шестерни; на конец одного из валов насажена коническая шестерня, вращающаяся от коленчатого вала при помощи вертикального и наклонного валиков от соответствующей шестерни.
Сверху головку блока закрывают чугунной крышкой, прикрывающей все механизмы газораспределения. С боков головки блока имеются коллекторы: с одной стороны — коллектор впуска, с другой — коллектор выпуска.
Коленчатый вал имеет шесть колен, расположенных попарно в трех плоскостях под углом 120° друг к другу, шесть шатунных и семь коренных шеек. Со стороны седьмой коренной шейки поставлен фланец, к которому на болтах прикреплен маховик.
Коренные и шатунные шейки полые; отверстия их с обеих сторон закрывают алюминиевые заглушки, стянутые болтами. Внутри имеются каналы для прохода смазки от одной шейки к другой. В полость первой шейки коленчатого вала запрессован полый хвостовик, внутрь которого поступает масло; оно последовательно проходит через все шейки коленчатого вала.
С наружной стороны хвостовик имеет шлицы, на которые садится коническая шестерня, передающая движение на приводы: к топливо-подкачивающему насосу, к масляному и водяному насосам, к генератору двигателя и к топливному насосу высокого давления.
Поршни двигателя штампованные из алюминиевого сплава. Днище поршня фигурное с вогнутой поверхностью для создания лучших условий сгорания топлива в камере.
На цилиндрической поверхности поршня имеется пять канавок с кольцами: четыре выше отверстия под поршневой палец и одно ниже. Верхние два кольца компрессионные.
Они имеют цилиндрическую хромированную поверхность, а три нижних — коническую. Это сделано для того, чтобы повысить удельное я давление колец на стенки цилиндра с целью улучшения снятия избытка смазки со стенок. Поршни комплектуются по весу и подбираются на один комплект дизеля с разницей не более чем в 10 г.
С головкой шатуна поршень соединен стальным полым пальцем плавающего типа, закрытым с торцов заглушками из алюминиевого сплава.
Шатун двигателя штампуется из высоколегированной стали. Он имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная. Посредством бронзовой втулки она посажена на палец поршня.
Нижняя головка шатуна разъемная с плоскостью разъема под углом 60° щ к оси шатуна. В разъемную головку заложены и зажаты стальные вкладыши, залитые по рабочей поверхности свинцовистой бронзой.
Шатуны так же, как и поршни, подбираются в комплект по весу с точностью до 10 г. Шатуны с поршнем в сборе подбираются так, чтобы разница в их весе была не более 40 г.
Системы дизеля
Топливная система дизеля служит для подачи точно дозированных порций топлива под высоким давлением в камеры сгорания цилиндров дизеля и регулирования количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки дизеля. Установленное число оборотов дизеля автоматически поддерживается всережимным центробежным регулятором числа оборотов.
Топливо в цилиндр подается следующим образом. Из топливного бака оно засасывается топливоподкачивающим насосом роторного типа с четырьмя полостями и подается через фильтр из войлочных колец в топливный насос высокого давления, который определенными порциями подает топливо по трубкам к форсункам.
Топливный насос высокого давления плунжерного типа имеет шесть секций по числу цилиндров дизеля
Регулятор воздействует на дозирующий механизм топливного насоса высокого давления и устанавливает подачу топлива, соответствующую нагрузке.
В дизеле предусмотрена возможность изменения числа оборотов вручную с помощью рукоятки и с помощью механизма дистанционного управления топливоподачей (автоматически при получении сигнала на изменение оборотов или при нажатии на шкафу управления кнопок «частота генератора больше (меньше)».
При получении сигнала на изменение оборотов включается электродвигатель, вращение которого передается через червячный редуктор и дифференциальный механизм на рычаг управления топливного насоса. Форсунка предназначена для впрыскивания в камеру сгорания топлива в сильно распыленном состоянии.
Она представляет собой стальной корпус, внутри которого имеется центральное отверстие, через которое проходит штанга.
Сверху штанга прижата пружиной; нижний ее конец нажимает на торец иглы распылителя и прижимает малый конус иглы к его гнезду, закрывая доступ топлива к выходным отверстиям.
В корпусе форсунки сделан вертикальный канал, по которому топливо подается к щелевому фильтру, состоящему из наружной и внутренней втулок, и, пройдя его, поступает в полость под большим конусом иглы распылителя.
В момент, когда давление топлива достигает 210 кгс/см2, топливо, действуя на большой конус распылителя, приподнимает его иглу, малый конус отходит от гнезда и топливо через выходные отверстия впрыскивается в камеру сгорания.
Проходя в очень короткий период через семь отверстий диаметром 0,25 мм, топливо поступает в цилиндр в сильно распыленном состоянии, облегчающем его сгорание.
Дозаправка топливом расходного бака(150 литров) производится автоматически электронасосом, включение и отключение которого происходит по импульсам датчиков промежуточного и верхнего уровней топлива.
Система смазки служит для подачи масла ко всем трущимся поверхностям деталей дизеля и фильтрации загрязненного масла во время работы. Смазка трущихся поверхностей имеет важное значение для работы двигателей; снижая износ трущихся поверхностей, она способствует лучшему отводу тепла
Она состоит из внутреннего контура (узлы и детали конструкции дизеля) и внешнего контура, который включает в себя расходный масляный бак, электромаслопрокачивающий насос, масляный радиатор ,электронасос для дозаправки маслом расходного бака..
Система смазки дизеля 1Д6 циркуляционная под давлением. Электромаслопрокачивающий насос для прокачки масла и создания давления в магистрали подачи смазки перед пуском подсоединен параллельно нагнетающей секции масляного насоса дизеля. Перед пуском дизеля масляную систему заполняют маслом посредством насоса, доводя давление масла до 2,5—3 кг/см2.Свежее масло из бака нагнетательной секцией масляного насоса подается в фильтр и, пройдя через него, поступает во внутреннюю систему смазки дизеля, т. е. ко всем механизмам привода, к коленчатому валу, а затем по его каналам к коренным и шатунным шейкам. Стекающее в картер масло откачивают шестеренчатым насосом. Имеющиеся в насосе две секции обеспечивают надежную откачку масла из картера.
В системе смазки установлены датчики: температуры масла 113 С (сигнал перегрева масла); давления масла на 1,0 кгс/см2(сигнал на пуск дизеля); давления масла на 5,0 кгс/см2 (сигнал низкого давления масла в системе); нижнего уровня масла в расходном баке (сигнал аварийного уровня); промежуточного уровня (сигнал на включение электронасоса дозаправки); верхнего уровня (сигнал на отключение электронасоса для дозаправки).
Система охлаждения и подогрева дизеля 1Д6КС — радиаторная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и масла. Дизель охлаждают водой, которая центробежным циркуляционным насосом подается в полости рубашки блока цилиндров и головки. Поступая сначала в нижнюю часть рубашки цилиндров, а затем поднимаясь вверх, вода охлаждает цилиндры, головку, стенки камер сгорания, гнезда форсунок и после этого через выходной патрубок отводится в радиатор. Здесь, проходя через сотовые трубочки, обдуваемые потоком воздуха вентилятора, вода охлаждается и вновь подается насосом к двигателю.
Система охлаждения и подогрева предназначена для поддержания определенного теплового режима работающего дизеля и заданной температуры воды и масла в системах агрегата, находящегося в состоянии горячей готовности.
В систему включен дополнительный контур, состоящий из водяной полости и змеевика масляного бака. Для облегчения условий пуска и быстрого включения нагрузки электроагрегатом в водяной полости масляного бака установлен электронагреватель мощностью 3,5 кВт, который питается от сборных шин напряжением 220 В, включается автоматически при температуре воды +37° С и отключается при +45° С.
Циркуляция воды происходит за счет разности температур. В системе охлаждения и подогрева установлены следующие датчики температуры воды: 108° С (сигнал перегрева воды); 75° С (сигнал на остановку дизеля); 45° С (сигнал о возможности включения нагрузки); 45° С (сигнал на отключение электронагревателя и остановку дизеля при самопрогреве); 37° С (сигнал на включение электронагревателя); 30° С — сигнал на запуск дизеля для самопрогрева; датчик дистанционного термометра воды.
Пуск дизеля. Для пуска двигателя внутреннего сгорания необходимо, преодолев сопротивление трущихся деталей, основных и навешенных механизмов, сообщить коленчатому валу двигателя такую частоту вращения, при которой станет возможным осуществление основных тактов рабочего цикла.
Для автоматического управления и защиты по температуре и давлению в системах охлаждения и смазки дизеля использованы комбинированные реле типа РК, которые состоят из чувствительного элемента (датчика) и исполнительного реле, коммутирующего своими контактами соответствующие цепи управления и сигнализации.
Нормальная автоматическая остановка дизеля осуществляется перекрытием топлива путем воздействия на рычаг управления топливного насоса.
Аварийная автоматическая остановка дизеля при «разносе» или при неудавшейся нормальной остановке производится перекрытием воздуха с помощью аварийного стоп-устройства, которое представляет собой воздушную заслонку с электромагнитным приводом. При получении сигнала на аварийную остановку привод втягивает стопор и выводит его из прорези валика заслонки. Под действием пружины и потока воздуха заслонка перекрывает доступ воздуха в цилиндры дизеля.
Система пуска дизеля: основная — от электростартера, вспомогательная — сжатым воздухом.
ГЕНЕРАТОР ГСФ-100М
Синхронный генератор ГСФ-100М предназначен для выработки трехфазного переменного тока частотой 50 Гц. Генератор предназначен для установки на передвижных и стационарных электростанциях.
Исполнение генератора фланцевое, защищенное, с самовентиляцией на двух щитовых подшипниках. Генератор соединяется с дизелем при помощи муфты и фланцевого подшипникового щита.
Трехфазный переменный ток вырабатывает синхронный генератор типа ГСФ-100М с самовозбуждением.
Условное обозначение генератора ГСФ-100М расшифровывается следующим образом:
Г — генератор;
С — синхронный;
Ф — фланцевый;
100 — номинальная мощность в кВт;
М — модернизированный (на кремний органической изоляции)
Схема соединения обмоток — «звезда» с выведенной нулевой точкой. В генераторе ГСФ-100М применена статическая система возбуждения, которая часть электроэнергии, вырабатываемой генератором, после выпрямления подает для питания обмоток ротора.
Статическая система возбуждения состоит из:
-
блока управления (БУ),
-
блока корректора напряжения (КН),
-
сопротивления уставки напряжения (СУН),
-
электродвигателя (ДУН) привода,
-
сопротивления уставки,
-
кнопок увеличения и уменьшения напряжения.
АВТОМАТИКА ПУСКА И ОСТАНОВКА АГРЕГАТА
Для автоматического управления электроагрегатом в шкафу управления имеются блоки пуска и остановки, контроля напряжения, синхронизации. Каждый блок предназначен для выполнения определенных функций при работе агрегата в автоматическом режиме.
Автоматический пуск электроагрегата производит блок пуска и остановки, который обеспечивает выполнение в заданной технологической последовательности следующих операций:
включения маслопрокачивающего насоса на время не более 30 с, с одновременным выводом рычага управления топливного насоса в положение, соответствующее 1000—1200 об/мин;
включения стартера (до трех попыток) по импульсу давления в системе смазки дизеля, равного (1 кгс/см2). Время включения стартера 2,5 с, длительность пауз — 7,5 с. После пуска дизеля стартер отключается по импульсу датчика скорости вращения 500—700 об/мин;
прогрева дизеля при работе на оборотах 1000—1200 об/мин до температуры охлаждающей жидкости 45° С;
вывода рычага управления топливного насоса по импульсу датчика температуры охлаждающей жидкости 45° С в положение номинальных оборотов и возбуждения генератора по импульсу датчика скорости вращения 1400—1500 об/мин;
приема автономной нагрузки (т. е. включения контактора КФГ), в случае необходимости синхронизации и включения на параллельную работу и распределения нагрузки между работающими электроагрегатами.
Автоматическая остановки электроагрегата следующая:
-
отключение нагрузки (т. е. контактора КФГ);
-
вывод рычага управления топливного насоса в положение, соответствующее 1000—1200 об/мин и охлаждение дизеля до температуры охлаждающей жидкости 75° С;
-
вывод рычага управления топливного насоса до положения нулевой подачи топлива по импульсу датчика температуры охлаждающей жидкости 75° С.
Для аварийной остановки
при падении давления масла ниже (5 кгс/см2) рычаг управления топливного насоса выводится в положение нулевой подачи топлива и включается электродвигатель маслопрокачивающего насоса на время 30 с.
в случае «разноса» (обороты свыше 1700 об,мин) дополнительно включается привод воздушной заслонки. Аварийная остановка при «разносе» и снижении давления масла в системе смазки производится без предварительного охлаждения дизеля.
При контрольном ручном пуске агрегата
Проверяется давление масла (5—10,5 кгс/см2), выходные электрические параметры генератора.
Генератор должен возбуждаться после достижения частоты вращения 1500 об/мин.
Дизель должен работать на холостом ходу не больше 10 мин. Проводится контроль состояния аккумуляторных батарей (внешний осмотр, проверка напряжения, уровня и плотности электролита).
При квартальной профилактике (в течение 5 ч) кроме работ, проводящихся при декадной профилактике, проверяют уровень масла в корпусе регулятора топливного насоса, смазывают маслом МТ-16П привод рычага управления и опорные поверхности валика блока микровыключателей.
Проверяют затяжку контактных и клеммных гаек, болтов, винтов, надежность паек, качество разъемных соединений, состояние предохранителей, автоматов, производят удаление следов нагара на изоляционных частях, проверяют состояние контактных колец, щеток (отсутствие подгара) и щеткодержателей генератора и производят чистку щеточного аппарата.
Продувают пылесосом блок возбуждения генератора, шкаф управления, шкаф вспомогательной аппаратуры и выпрямители.
Проверяют срабатывание микровыключателей механизма дистанционного управления топливоподачей (оборотов дизеля) согласно заводской инструкции и привода воздушной заслонки.
Запускают дизель-генератор с помощью кнопки «Пуск» на ПДУ. Время работы под нагрузкой—1 ч, в течение которого контролируются напряжение, частота и ток нагрузки.
При выполнении годовой профилактики (норма времени 8 ч без учета времени контрольных разрядов) проверяют крепление дизеля и навесных агрегатов, блоков и шкафов, муфты привода топливного насоса, положение риски на ведущем фланце привода согласно инструкции, промывают дизельным топливом воздухоочиститель, проверяют сопротивление изоляции электрических цепей шкафов и блоков автоматики (сопротивление изоляции силовых цепей должно быть не менее 3 МОм, а цепей 24 В — не менее 1 МОм).
Кроме того, проверяют надежность срабатывания девяти датчиков температуры и двух датчиков давления реле РК-10М, а также реле уровня воды и уровня масла;
промывают чистым дизельным топливом топливный и масляный баки; проверяют затяжку стяжных шпилек головки блока и зажимов регулировочных втулок распредвалов;
проводят контрольный разряд стартерных батарей и батарей автоматики; проверяют аварийную защиту дизеля (не состоявшийся пуск, генератор не возбудился, снижение давления масла ниже (5 кгс/см2), перегрев воды выше 105° С, перегрев масла выше 110° С, защита сети и генератора, повышенные обороты дизеля) и сигнализацию (перегрузка генератора, напряжение ниже или выше нормы, сработало аварийное стоп-устройство, снижение напряжения батарей, отсутствие воды в системе охлаждения, самопрогрев дизеля).
Инструкция по эксплуатации дизль-генератора АД-100/400 (ДЭС) ПС Западнокрымская
Настоящую инструкцию должны знать:
1. ИТР гр. ПС Западнокрымская
2.Дежурный диспетчер гр. ПС Западнокрымская
3.Дежурный электромонтер тр. ПС Западнокрымская.
Технический паспорт.
Марка — АД – 100 – Т/400 1Р №9276532.
Мощность — 100кВт.
Напряжение — 0,4кВ.
Частота — 50гц.
Двигатель тип ЯМЗ – 238. № 675295.
Генератор тип ГС – 100. № 84775.
Год выпуска 1992.
1. Назначение.
1.1.Электростанция АД-100-Т/400 далее ДЭС мощностью 100кВт предназначена для питания потребителей собственных нужд ПС Западнокрымская-330кВ трехфазным переменным током напряжением 0,4кВ частотой 50Гц при полном погашении подстанции.
1.2. ДЭС предназначен для работы в условиях:
— температура окружающего воздуха от -10 до + 550С.
— пыли – с запыленностью воздуха, не более – 0,5г/м3.
2. Технические данные.
2.1. Обозначение ДЭС — АД — 100 – Т/400.
2.2. Обозначение дизеля ЯМЗ-238.
2.3. Обозначение генератора — ГС-100.
2.4. Соединение дизеля с генератором – упругая муфта.
2.5. Система пуска ДЭС — стартером.
2.6. мощность ДЭС номинальная — 100кВт.
—\— —\— максимальная в течении 2хчасов 110кВт.
2.7. Род тока — переменный трехфазный.
2.8. Частота -50 Гц.
2.9. Напряжение -400В.
2.10. Сила тока при Рном – 180А.
2.11. Частота вращения Рном — 1500 об/мин. На Х/х 1545об/мин.
2.12. Удельный расход топлива — 175г/ л. с./час.
2.13. Удельный расход масла — 0,38г/л. с./час.
2.14. Давление масла дизеля — 4 – 7 кгс/см2.
2.15. Температура масла рекомендуемая +800 — +900 С.
Максимальная температура — 980С.
2.16. Температура охлаждающей жидкости 800 – 950С, максимальная — 950С.
2.17. Допустимая перегрузка генератора на 10% сверх номинального в течение 1 часа.
2.18. Система регулирования обеспечивает плавное регулирование напряжения.
2.19. Генератор допускает длительную работу при симметричной нагрузке фаз до 25% номинального тока. При этом коэффициент небаланса линейного напряжения не превышает 10% номинального.
2.20. ДЭС обеспечивает длительную работу при нагрузке не менее 20% номинальной мощности.
3. Устройство, пуск и работа ДЭС.
3.1. ДЭС состоит из: двигателя с системой охлаждения и управления, генератор с системой возбуждения и управления, а все это смонтировано на раме.
3.2. Со стороны прицепа установлен масляный радиатор, радиатор охлаждения двигателя, двигатель, соединительная муфта, генератор, пульт управления и возбуждения генератора, над пультом топливный бак. С левой стороны находится панель управления двигателя, на подножке установлены аккумуляторы. Все оборудование ДЭС закрывается открывающимся металлическим капотом.
3.3. Пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки «СТАРТЕР», предварительно установить обороты двигателя ниже средних, после пуска отрегулировать по работе двигателя. Дальнейшая регулировка оборотов при помощи нажатия кнопки «управления обороты двигателя». Убедиться в наличии давления масла в системе двигателя по показанию прибора, прогреть двигатель до температуры 400С
3.4. Система охлаждения двигателя жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости.
— жидкость в радиаторе охлаждается принудительной циркуляцией, создаваемой помпой двигателя.
— температура охлаждающей жидкости контролируется указателем, установленным на пульте управления.
— система охлаждения предназначена для поддержания рекомендуемого теплового режима.
3.5. Генератор.
— в электроустановке установлен трехфазный генератор со статической системой возбуждения. Генератор служит в качестве источника электрической энергии.
3.6. Пульт управления.
Пульт управления включает аппаратуру и приборы, обеспечивающие управление и контроль за работой эл. установки. На приборной панели расположены: вольтметр, частотомер, амперметр, аппаратура контроля двигателя, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла, указатель тока аккумуляторной батареи, указатель уровня топлива в баке, выключатель стартера, переключатель управления оборотами двигателя, выключатель возбуждения генератора, потенциометр регулятора напряжения.
4. Общие указания по эксплуатацию.
4.1. К обслуживанию электроустановки допускаются лица, прошедшие обучение и подготовку по изучению устройства и инструкции по эксплуатации электроустановки.
Обслуживающему персоналу для надежной и безаварийной работы эл. установки необходимо:
— твердо знать устройство и правила эксплуатации эл. установки,
— твердо знать теоретические основы электротехники и механики в объеме, необходимом для правильной эксплуатации эл. установки.
— следить за техническим состоянием эл. установки и своевременно проводит техническое обслуживание.
— знать и соблюдать правила техники безопасности при эксплуатации дизель-генератора.
— аккуратно и правильно вести техническую документацию.
Внимание:
Перед пуском дизель-генератора необходимо проверить:
а) наличие масла в картере двигателя.
б) наличие охлаждающей жидкости или воды в системе охлаждения.
в) Проверить отключенное положение АВ – ДС.
5. Указание мер безопасности при эксплуатации.
5.1. При эксплуатации дизель-генератора должны соблюдаться меры безопасности:
а) правила устройства электроустановок (ПУЭ).
б) ТЭЭСС Правила.
в) правила безопасной эксплуатации электроустановок (ПБЭЭ).
г) правила безопасности при обслуживании аккумуляторной батареи, генератора, двигателя внутреннего сгорания.
— к обслуживанию дизель-генератора допускаются лица с группой безопасности не ниже III.
— во время работы дизель-генератора не допускать посторонних лиц.
— следить за исправностью и наличием средств пожаротушения и содержать их всегда в готовности к применению.
— при заправке топливом и маслом запрещается пользоваться открытым огнем или курить.
— топливо и масло заливаются специальными воронками.
— следить чтобы не было течи масла и топлива, (при обнаружении течи немедленно устранить).
— следить чтобы во время работы дизель-генератора не было возле выпускной трубы (глушителя) легковоспламеняющихся материалов
Запрещается — при работе дизель-генератора производить ремонтные работы, производить смазку и т. п.
— открывать крышку заливной горловины водяного радиатора без рукавиц, во избежание ожога.
— обслуживающий персонал должен иметь специальную подготовку.
— знать правила оказания первой помощи пострадавшему при поражении эл. током, отравлении угарным газом, ожогах. Уметь практически оказывать первую доврачебную помощь.
5.2. Электроустановка, дизель-генератор, работает в сети с изолированной нейтралью.
— для предотвращения попадания обслуживающего персонала под напряжение корпус дизель-генератора должен быть заземлен.
— эксплуатация незаземленного корпуса электроустановки запрещена.
— сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 кОм.
Во время работы дизель-генератора необходимо соблюдать следующие правила:
— не прикасаться во время работы эл. установки к зажимам и неизолированным токоведущим частям.
— категорически запрещается производить ремонт и устранять неисправности элементов, находящихся под напряжением.
— проверять перед применением защитные средства его исправность.
— не допускать к работающей электроустановке посторонних лиц.
6. Подготовка к работе дизель-генератора.
6.1. Проверить наличие топлива в топливном баке. Контроль уровня топлива осуществляется указателем «ТОПЛИВО», на пульте управления (при включенной массе).
Проверить уровень масла в поддоне и воздушном фильтре двигателя, при необходимости заправить.
Заправить систему охлаждения.
Присоединить аккумуляторные батареи к схеме.
6.2.Подготовка и включение в работу (ПУСК).
— убедится в отсутствии течи: топлива, масла, воды.
— проверить прочность контактных соединений в электрической цепи.
— проверить степень натяжения приводных ремней.
— проверить наличие заземления электроустановки.
— установить автомат выключателя в положение “ОТКЛЮЧЕНО”.
— выключить включатель “МАССЫ”.
— установить выключатель “ОБОРОТЫ” в положение выше и выставить пусковые обороты.
— включить выключатель “СТАРТЕР” (продолжительность непрерывной работы стартера не должно превышать 10 сек. Если через 10 сек. двигатель не начнет устойчиво работать, выключить стартер и спустя 1-2 мин. Повторить пуск. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти причину и устранить).
— прогреть двигатель до температуры 40-50*С.
— установить переключатель “ОБОРОТЫ” в положение “ВЫШЕ” и через 4-5 сек. возбудить генератор включением на 2-5 сек. Выключатель “ВОЗБУЖДЕНИЕ”, вольтметр на пульте должен показать напряжение.
— переключателем “ОБОРОТЫ” установить частоту 52-54 Гц.
— резистором “УСТАНОВКА НАПРЯЖЕНИЯ” проверить и установить вольтметр с пределом измерения 500-400-430 В.
6.3. Работа дизель-генератора в режиме холостого хода и в режиме нагрузки.
— при работе дизель-генератора на холостом ходу проверить:
— показания указателя температуры воды, давления масла.
— следить за показаниями контрольно-измерительных приборов.
— поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 75-980С.
— не рекомендуется работа дизель-генератора под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 500С.
— не допускать подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости.
— следить за работой щеток на контактных кольцах генератора. О всех ненормальностях, замеченных во время работы дизель-генератора, дежурные обязаны сделать запись в сменном журнале и сообщить руководству подстанции.
6.4. Дизель-генератор должен быть немедленно остановлен:
— при недопустимом снижении давления масла.
— при недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости.
— при появлении резких необычных стуков.
— при недопустимом повышении частоты вращения вала двигателя (разнос).
6.5. Остановка дизель-генератора.
— отключить автомат-I.
— установить на двигателе пусковые обороты и проработать не менее 5 минут.
— остановить двигатель устройством “ОСТАНОВ”.
— отключить выключатель массы.
6.6. Порядок и содержание дизель-генератора после окончания работы.
— проверить отключены ли выключатели и отсоединена ли кабельная сеть потребителей.
— установить дефекты, замеченные при работе.
— обтереть сухой ветошью двигатель, генератор, удалить подтеки масла, охлаждающей жидкости, топлива.
— осмотреть крепление основных составных частей электроустановки и устранить замеченные дефекты.
— допускается оставлять систему охлаждения заправленной, при заправке низкозамерзающей жидкостью.
6.7. При обнаружении неисправностей во время эксплуатации электроустановки необходимо прежде всего установить, нет ли каких либо внешних причин вызывающих появление неисправностей, и проверить нет ли обрывов проводов и нарушения контактов в цепи потребителя. Коммутационные аппараты и эл. измерительные приборы в условиях эксплуатации ремонту не подлежат.
Основные возможные неисправности двигателя, генератора, прицепа и других органов и способы их устранения подробно изложены в эксплуатационной документации на них.
7. Техническое обслуживание.
Для обеспечения нормальной работы необходимо проводить техническое обслуживание ТО.
ТО обеспечивает поддержание ДЭС в постоянной готовности к работе. Соблюдение сроков и порядка проведения ТО является обязательным условием длительной эксплуатации ДЭС.
ТО проводится обслуживающим и ремонтным персоналом подстанции.
При эксплуатации ДЭС для готовности в любое время дня и ночи необходимо:
— еженедельно запускать ДЭС на 10 мин. в летнее время на 30 мин. в зимнее время.
— при выявлении неисправности необходимо устранять не дожидаясь очередного ТО.
— первое ТО проводится через каждые 125 часов работы.
-второе ТО проводится через каждые 500 часов работы.
Дефекты обнаруженные в процессе опробования устранять немедленно.
Объем работ выполняемые при ТО-1 и ТО-2 приведены в эксплуатационной документации.
— один раз в год проверять точность контрольно электроизмерительных проборов.
— один раз в год проводить ревизию автоматических выключателей, клемные соединения кабелей.
8. Техническая характеристика двигателя.
Тип двигателя ЯМЗ -238.
Число цилиндров —8.
Общий литраж — 14,86
Номинальная мощность л. с. — 240.
Номинальное число оборотов/ мин —1500.
Емкость системы смазки —32л.
Емкость системы охлаждения (без радиатора) —30л.
Порядок работы цилиндров — 1-5-4-2-6-3-7-8.
Стартер типа —СТ-103.
Емкость аккумуляторной батареи — 165 а/ч.
9. Меры ТБ при эксплуатации.
При эксплуатации электроустановки должны выполняться:
— Правила устройства электроустановок (ПУЭ).
— ТЭЭСС Правила.
— ПБЭЭ.
— ПРАВИЛА ПБ в компаниях, на предприятиях в организациях энергетической отрасли Украины НАПБ В.01.034-2005/111.
При эксплуатации ДЭС необходимо соблюдать следующие правила:
— К обслуживанию ДЭС допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже 3гр. по электробезопасности.
— во время работы ДЭС не допускаются посторонние лица.
— следить за исправностью средств пожаротушения и содержать их в исправном состоянии.
— при заправке ДЭС топливом или маслом запрещается пользоваться открытым огнем и курить.
— следить, чтобы не было течей топлива и масла.
— запрещается во время работы ДЭС производить смазку, чистку или ремонт установки.
— открывать крышку радиатора во время работы ДЭС.
— доливку топлива производить после останова и отключения от элсети ДЭС с применением воронки для залива топлива.
Обслуживающий персонал должен:
— иметь специальную подготовку обеспечивающую правильную и безотказную работу ДЭС.
— знать правила оказания первой помощи пострадавшему.
Приложение 1. к инструкции по эксплуатации ДЭС
Действия оперативного персонала при полном погашении пс Западнокрымская
1. Доложить ДД СМЭС о ситуации на подстанции.
2. Проверить положение вводных автоматов ГЩУ ЩСН-0,4кВ от ТСН-1 и ТСН-2:
— АВ ввода от ТСН-1 — включено.
— АВ ввода от ТСН-2 – включено.
— СВ – 0,4кВ — отключен, АВР в положение – «выведено».
3. ЩСН-0,4кВ П 8, 9, 10, 11, 12 АВ — отключены.
4. ТСН-2 шкаф 0,4кВ отключить АВ-1 и АВ-2. АВ-2 перевести в контрольное положение.
5. АВ-3 перевести в положение «работа» и включить, при этом АВ ДЭС обязан находится в положении «отключен».
6. Пуск ДЭС производить согласно П – 6.2; 6.3. данной инструкции.
7. Поднять обороты ДЭС, нажатием кнопки «Возбуждение» на 2 сек. и возбудить генератор.
8. Поднять напряжение до 0,3кВ при помощи реостата.
9. Установить частоту вращения генератора 52-54Гц.
10. Отрегулировать напряжение 0,4 – 0,44кВ.
11. Включить АВ ДЭС на щите ДЭС.
12. ГЩУ ЩСН-0,4кВ П-7 проверить наличие напряжения на С-2 0,4кВ.
13. ЩСН-0,4кВ П-11 включить АВ-1 ВАЗП-2, поднять напряжение АБ 220В до 225в.
14. При необходимости включить потребители от С-2 0,4кВ.
15. Доложить ДД СМЭС о проведенных операциях.
16. Следить за работой ДЭС и напряжением на шинах 0,4кВ С-2.
17. При подачи напряжения на С-1 0,4кВ ДД ПС:
— отключает ВАЗП-2 П 11 АВ-1.
— включает ВАЗВ -1 П 3 АВ-10.
— отключает включенные АВ от С-2 0,4кВ.
— отключает АВ ДЭС и ведет на останов ДЭС согласно П 6.5 данной инструкции.
— отключает АВ-3, переводит в положение «ремонт»
— АВ-2 переводит в положение «работа».
— включает АВ-1 и АВ-2 ТСН-2 0,4кВ. в работу.
18. При отсутствии напряжения от Ф№8 «Кутур» отключить АВ ввода от ТСН-2 на ЩСН-0,4кВ П-7. Включить СВ-0,4кВ П-6.
19. При подаче напряжения от Ф№8 «Кутур» восстановить нормальную схему ЩСН-0,4кВ. подстанции.
Электростанция ЭСДА-100-Т/400-1РК Руководство по эксплуатации 1ДИ.650.081-02 РЭ.
Год издания 1985 страниц 163
Состав объекта: Электростанция выполнена на шасси прицепа МАЗ-5207ВШ, КУНГ-П6М, Дизельгенераторная установка У41М, которая, в свою очередь, состоит из дизеля 1Д6КС и генератора ГСФ-100М
Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения, правильной эксплуатации передвижной автоматизированной дизельной электростанции ЭСДА-100-Т/400-1РК и поддержания ее в постоянной готовности к использованию.
Скачать книгу в формате DjVu
К сожалению, в моем распоряжении нет приложения : «Электростанция ЭСДА-100-Т/400-1РК. Руководство по эксплуатации. 1ДИ.650.081-02РЭ. Приложение. Альбом рисунков.» При появлении этого издания — будет добавлено к раздаче.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.