Аукцион в электронной форме по 223 фз пошаговая инструкция

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Описание электронного аукциона по 223-ФЗ
  • Виды электронных аукционов по 223-ФЗ
  • 7 шагов проведения электронного аукциона по 223-ФЗ
  • Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ
  • Время и шаги проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ не менее важны, чем другие составляющие данной процедуры. Четкая регламентация позволяет оптимизировать весь процесс закупок, то есть сделать его более эффективным.

С другой стороны, если этот момент оставить без внимания, то могут пострадать все: и потенциальный исполнитель, и заказчик. Первый, к примеру, может вовсе «пролететь» мимо торгов, второму же будет грозить административная ответственность.

Описание электронного аукциона по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 устанавливает общий порядок торгов в формате электронного аукциона. Помимо этого, существует определенный набор требований к организации подобной закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно нормам интересующего нас ФЗ, в данном случае допускаются только электронные торги. Также в законе 223-ФЗ устанавливаются правила для открытого аукциона (в том числе на повышение), закрытого, электронного (опять же включая торги, проводимые на повышение).

В актуальном тексте данного законодательного акта любые закупочные процедуры постепенно переводятся на электронные площадки. Это же правило относится к торгам, организуемым среди субъектов МСП.

Описание электронного аукциона по 223-ФЗ

Так, закон 223-ФЗ фиксирует, что для субъектов МСП проводятся электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений. А значит, прежде чем подавать заявку на тендер для предпринимателей данной категории, важно уточнить площадку, на которой он должен состояться.

Поясним, что закупки по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ могут осуществляться только на ЭТП, прошедших особый отбор.

Виды электронных аукционов по 223-ФЗ

По закону № 223-ФЗ, электронные аукционы могут проходить в открытом либо закрытом формате.

При проведении открытых тендеров организатор вносит их в план-график и размещает сведения о предполагаемом мероприятии на едином портале госзакупок. После чего любой поставщик получает право подать заявку, при условии, что он зарегистрирован на данном портале.

Для организации закрытой процедуры не предполагается работа с планом-графиком, публикация материалов с открытым доступом. На такой аукцион исполнители получают приглашение от заказчика.

Однако нужно понимать, что закрытая форма подходит лишь для проведения аукционов, отвечающих таким требованиям:

  • данный формат установлен решением Правительства РФ;
  • договор заключается не более чем на 100 тысяч рублей, если годовой доход компании не более 5 миллиардов, либо в пределах 500 тысяч рублей при готовом показателе выше 5 миллиардов;
  • затрагиваются сведения, относящиеся к государственной тайне.

Виды электронных аукционов по 223-ФЗ

Также существует разделение аукционов на базовые и двухэтапные.

Первые состоят из одного этапа, поэтому предложения поставщиков оценивают непосредственно после завершения срока их приема. Выигрывает в таком электронном аукционе по 223-ФЗ исполнитель, чья цена оказалась ниже других.

Когда предполагается приобретение сложных ТРУ, заказчики чаще всего останавливают свой выбор на двухэтапном аукционе. Данный формат предполагает, что для подачи предложения есть два этапа. Покупатель сам решает, какие сведения поставщики должны будут отобразить в разных частях подаваемых документов. Обычно в первой части прописывается техническая информация о ТРУ, сроки, условия поставок по итогам электронного аукциона по 223-ФЗ, пр. Тогда как на втором этапе рассматривается коммерческая сторона вопроса и учредительная документация.

За счет поэтапного формата, проведенного с соблюдением всех нормативных отборочных процедур, удается выбрать предложение, которое устраивает заказчика по всем критериям.

7 шагов проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Открытый электронный аукцион предполагает такие этапы:

1. Подготовка.

В первую очередь организатор вносит мероприятие в план закупок, размещенный в ЕИС, – так о процедуре смогут узнать все желающие подать на нее заявки. Лишь после этого закон позволяет проводить торги.

Победителем аукциона становится исполнитель:

  • соответствующий требованиям заказчика;
  • готовый выполнить работы по самой низкой цене;
  • оплачивающий свое право исполнить договор при условии, что в процессе торгов цену снизили до нуля.

Также покупателю важно помнить об аукционном перечне – включенные в него товары могут закупаться исключительно при помощи электронных торгов.

2. Формирование документации.

Организатору необходимо сформировать извещение, документацию, проект контракта с исполнителем. В первом указываются сведения:

  • о покупателе;
  • о необходимых ТРУ, условиях закупки;
  • о самой процедуре, а именно о формате ее проведения, то есть аукционе по 223-ФЗ, сроках приема заявок, адресе ЭТП, процессе подведения итогов;
  • об обеспечении, если такое требование зафиксировано Положением либо НМЦК превышает 5 миллионов рублей.

В процессе подготовки документации опираются на положения извещения. Тонкость тут в том, что в этих бумагах необходимо предоставить более подробное описание ТРУ, условий заказчика, прописав:

  • требования к исполнителям;
  • правила составления заявки;
  • порядок, предусмотренный для разъяснения положений документации;
  • шаг аукциона;
  • этапы, принципы выбора исполнителя;
  • день, когда будет назван победитель;
  • сроки, порядок корректировки документации.

7 шагов проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

В проекте договора, помимо информации из двух обозначенных выше типов документов, фиксируют ответственность участников соглашения и условия приемки работ.

3. Размещение документов в ЕИС.

Прежде чем выкладывать информацию, важно убедиться, что выполнены все требования актуальной редакции закона 223-ФЗ и Положения о закупках.

Документы необходимо опубликовать минимум за 15 дней до конца приема предложений. Если предполагается участие в торгах только субъектов малого, среднего предпринимательства, рекомендуется проверить сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ в таблице:

Количество дней

НМЦД

Не менее 7 дней

Меньше 30 млн руб.

Не менее 15 дней

Больше 30 млн руб.

4. Рассмотрение заявок.

Работа с заявками сопровождается составлением обязательного протокола. Его в первую очередь после открытия оператором ЭТП доступа к заявкам формируют организаторы и фиксируют процесс работы с первыми частями заявок. В данном документе прописывают список отклоненных предложений и причины для такого решения комиссии.

5. Проведение аукциона.

Допущенные к торгам поставщики действуют таким образом:

  • Снижают текущее минимальное предложение о цене в пределах «шага аукциона». Последний устанавливается на усмотрение заказчика и составляет 0,5–5 % от НМЦД.
  • Не могут подавать предложение по цене, которая выше или аналогична последнему. Также не допускаются предложение о цене, равной нулю.
  • Победителем становится поставщик, который смог назвать минимальную стоимость.

Проведение аукциона

6. Выбор исполнителя.

После того как были озвучены цены исполнителей, организаторы подготавливают итоговый протокол, в котором указывают:

  • информацию о победителе;
  • количество полученных заявок на тендер;
  • порядковые номера всех предложений, ранжированные по цене.

Отметим, что закон 223-ФЗ дает покупателю возможность отклонить заявку во время подведения итогов, но основания для таких действий необходимо указать в протоколе.

Если торги считаются несостоявшимися, то есть не было получено ни одной заявки либо в последних не выполняются требования заказчика, также составляется протокол. По закону, покупатель может признать тендер несостоявшимся в любой момент сразу после завершения приема заявок.

Составление протокола является обязательным, даже когда подана всего одна заявка. Если у комиссии не было причин для ее отклонения, заключается договор с единственным исполнителем.

7. Подписание контракта с победителем.

На данном этапе заказчику нужно:

  • внести в проект соглашения информацию о поставщике и предложенной им стоимости;
  • получить подпись продавца;
  • если участник увидел в документе недочеты, необходимо обработать протокол разногласий и устранить проблему;
  • подписать соглашение;
  • поместить контракт в ЕИС.

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Некоторые сроки, установленные для электронного аукциона по 223-ФЗ, содержатся в ч. 19 ст. 3.2 данного закона:

  1. Извещение о запланированной процедуре публикуется в ЕИС за 15 и более дней до конца приема предложений исполнителей. Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ
  2. Аналогичные сроки установлены для публикации документации.
  3. После внесения поправок в документы срок продляют – со дня изменений до конца подачи заявок должно быть от 15 дней.
  4. После того как в документацию были внесены изменения, информация о них должна отобразиться в ЕИС в течение трех дней с момента их внесения.
  5. Ответ на запрос участника, касающийся положений документации, занимает не более трех рабочих дней с момента его получения. Если после обработки запроса пришлось вносить изменения в документацию, действуют, опираясь на требования приведенного выше пункта.
  6. Сроки, отведенные на обработку заявок, фиксируются в документации. Если заказчик не указал необходимый ему временной отрезок, считается, что на данную работу отводится один рабочий день после завершения подачи предложений.
  7. Дата самих торгов фиксируется в извещении, документации либо мероприятие проводится спустя заранее выбранный срок после публикации в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок. Обычно это период занимает до трех рабочих дней с момента подписания протокола.
  8. Победителя определяют, исходя из результатов торгов и того, насколько вторая часть его заявки отвечает требованиям заказчика. Оператор ЭТП предоставляет организатору доступ ко вторым частям предложений в день торгов, далее они сразу проверяются.
  9. После объявления исполнителя составляется протокол подведения итогов, который должен быть внесен в ЕИС в день подписания, либо это допускается сделать на следующий день.
  10. Покупатель и продавец должны в течение 20 дней с момента подписания протокола заключить соглашение на предоставление ТРУ.

Время и шаги проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Время и шаги проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Оптимизация проведения аукциона возможна благодаря использованию регламента и применению строгих норм.

Одним из обязательно устанавливаемых положений является продолжительность торгов. Она может устанавливаться на основании двух таких принципов, как:

  • Фиксированное время. Например, для электронного аукциона по 223-ФЗ выделен срок с 9:00 до 18:00. Но такой подход может быть неэффективным, если участвует малое количество исполнителей, ведь им не требуется такой большой временной отрезок для выявления победителя.
  • «Плавающие» сроки – поступающее предложение продлевает торги на полчаса.

Не менее важно точно знать, что такое шаг на аукционе и каковы его размеры. Если вы не дадите определение понятия, цена может постепенно сдвигаться на крохотную сумму, из-за чего ваш «плавающий» аукцион будет длиться очень долго. Допускается использовать:

  • фиксированный шаг – скажем, 3000 рублей/процент от НМЦК;
  • нефиксированный шаг с диапазоном, например, 1–3 % от НМЦК;
  • с возможностью понижения – при небольшом числе заявок шаг сокращается, допустим, с 3 000 до 1 500 рублей.

Также важно решить, какой временной промежуток без предложений будет свидетельствовать о том, что победитель выбран. Обычно речь идет о 15 или 30 минутах.

Если за это время не была озвучена новая цена, победителем становится участник, предложение которого оказалось последним и наиболее подходящим по стоимости.

Организатор прописывает в Положении о закупках принцип, на основе которого устанавливается продолжительность торгов. Только после этого использование конкретного подхода будет считаться законным.

Готовимся к проведению

Рассматривая открытый аукцион по 223 ФЗ, что это такое, законодатель определяет его как конкурентную процедуру, в ходе которой выбирается контрагент, готовый выполнить условия заказчика за наименьшее вознаграждение.

Пошаговая инструкция к открытому аукциону в электронной форме 223 ФЗ включает несколько подготовительных действий. Они не относятся к порядку проведения торгов напрямую, но создают условия для них:

  • у организации, проводящей торги по 223 ФЗ, принято и надлежащим образом опубликовано положение о закупках. Это внутренний документ организации-заказчика, он регламентирует порядок проведения электронного аукциона по 223 ФЗ. Положение о закупке содержит перечень закупочных процедур, которые проводит организация, и раскрывает их порядок. Если оно не издано либо не содержит упоминаний об электронном аукционе, результаты проведенных в такой форме процедур признают недействительными;
  • процедура запланирована и внесена в план закупок;
  • процедура проводится на электронной площадке. Выбор конкретной площадки предоставляется организации, закупающей в порядке конкурентных торгов товары, работы или услуги. Но если торги проводятся исключительно для СМП и ССП, необходимо позаботиться об организации торгов на одной из площадок по 44 ФЗ. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р: Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Российский аукционный дом (РАД), ТЭК-Торг, Электронные торговые системы (ЭТС), Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Электронная торговая площадка ГПБ.

Заказчик обладает значительной свободой в проведении торгов по 223 ФЗ — все основные правила он сам для себя устанавливает в положении о закупке. Положением может быть установлена даже возможность заключения договора с несколькими участниками процедуры. Поэтому принципиально важным является вдумчиво отнестись к разработке положения: одним из распространенных оснований обжалования результатов как открытого электронного аукциона, так и других видов торгов, является пренебрежение заказчиком правилами, которые он сам же для себя установил.

Пошаговая инструкция по проведению

Если уверены, что с Положением и плановой документацией все в порядке, можно переходить к организации процедуры. Пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года состоит из четырех этапов. На всем протяжении торгов, начиная с их объявления, заказчик публикует в ЕИС документы. Извещение, документация и проект договора должны быть опубликованы как минимум за 15 дней до наступления момента, когда истечет срок подачи заявок на участие в тендере, — это общее правило. Специальные правила установлены для процедур для СМП и ССП. Для них срок публикации зависит от начальной цены договора. Приводим сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

Начальная цена договора, в рублях Срок публикации документации, в днях до окончания подачи заявок
До 30 млн руб. 7
Свыше 30 млн руб. 15

Шаг 1: Разрабатываем и размещаем закупочную документацию

Организация должна четко понимать состав, технические характеристики, свойства, отличительные признаки необходимых товаров, работ или услуг. На основании этой информации заказчик формирует пакет документов, состоящий из:

  1. Извещения о проведении закупки. В нем указывается: наименование процедуры, данные организации, проводящей торги, что именно намерен приобрести заказчик с кратким описанием необходимого результата процедуры, начальная цена, порядок проведения закупки, наименование и адрес площадки, где она будет осуществлена. Если положением о закупке заказчика предусмотрено указание в извещении какой-либо дополнительной информации, она должна присутствовать.
  2. Документации о закупке. Она содержит описание предмета закупки, условия поставки, требования к потенциальному контрагенту, цену и порядок ее формирования.
  3. Проекта договора.

Готовая документация публикуется в ЕИС. С этого момента открыт прием заявок.

Шаг 2: Анализируем предложения участников

Задачей организации на этом этапе является анализ всех поданных заявок и выявление претендентов на участие в торгах, чьи документы соответствуют требованиям опубликованной документации и которые можно допустить к участию. По итогам составляется протокол, который должен содержать такую информацию:

  • дату подписания;
  • число поданных заявок;
  • результат рассмотрения поданных заявок: необходимо указать количество отклоненных и причины отклонения.

В ч. 12 ст. 4 223-ФЗ указано, что этот протокол нужно разместить в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

Шаг 3. Определяем победителя

После рассмотрения первых частей заявок заказчик получает ценовые предложения участников. Затем подводятся финальные итоги торгов.

Заказчик сравнивает цены и определяет самую выгодную. Участник, который ее предложил, объявляется победителем. Это решение отражают в протоколе подведения итогов. Его нужно также опубликовать в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

В ч. 14 ст. 3.2 указано, что в него включаются такие сведения:

  • количество заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • порядковые номера заявок, которые ранжированы по мере уменьшения степени их выгодности. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). Если имеются одинаковые ценовые предложения, первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. Сопоставляются цены с помощью функционала электронной площадки. Это указано в п. 2 ч. 10 ст. 3.3 223-ФЗ.

Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассмотрения и отклонения заявок, то в протокол нужно включить данные:

  • об итогах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
  • о поводах для отклонения каждой заявки с указанием положений документации, которым она не соответствует.

Шаг 4: Заключаем договор по итогам закупки

Заключительным этапом пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ является заключение договора. Он подписывается в промежутке между 10 и 20 днем после публикации протокола, содержащего финальные итоги проведения процедуры. Этот срок продлевают, когда результат торгов оспаривается в антимонопольной службе — заключение договора в такой ситуации должно состояться не позднее чем через пять дней со дня, когда организация, проводящая закупку, получила разрешение контролирующего органа.

Договор в обязательном порядке публикуется в ЕИС. Сделать это следует в течение трех дней после подписания. Это касается и изменений, вносимых в договор после заключения. Их публикация должна состояться в течение 10 дней с даты принятия.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

Федеральный закон № 223 ФЗ не устанавливает перечень случаев, когда торги признаются несостоявшимися.Заказчики сами определяют основания и прописывают их в положении о закупках. Наиболее распространены такие основания:

  • в ходе процедуры подана только одна заявка;
  • не подано заявок вообще;
  • все заявки не соответствуют условиям документации заказчика.

Если открытый электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик издает и публикует протокол.

Как отменить электронный аукцион по 223 ФЗ

Заказчик может отменить открытый аукцион в электронной форме 223 ФЗ, для этого установлены правила. Первое, что необходимо принять во внимание, — момент принятия решения об отмене.

Этап электронного аукциона Что нужно сделать для отмены
Заказчик еще не приступил к проведению торгов, но аукцион уже внесен в план закупок

Составления и публикации каких-либо специальных документов не требуется.

Единственное необходимое действие — внесение изменений в план закупки.

Этап подачи заявок Организация должна опубликовать официальное решение.
Период подачи заявок завершен Отменить можно, только если заказчика настигли обстоятельства непреодолимой силы. Под такими обстоятельствами принято считать события, имеющие чрезвычайный характер, наступление которых необычно в имеющихся обстоятельствах, непредсказуемо и не зависит от воли сторон. Например, природные стихии, террористические акты, блокады.

Решение об отмене электронного аукциона, даже принятое до окончания срока подачи заявок, должно быть обосновано. 223 ФЗ не предлагает перечня оснований для отмены процедуры, они должны быть перечислены в положении о закупке. Если основания отмены, которыми руководствуется организация, проводящая процедуру, не соответствуют положению, такая отмена будет оспорена как необоснованная.

Принимая решение об отмене электронного аукциона, заказчик должен оформить его письменно и разместить в ЕИС. Решение должно содержать: дату его принятия и причины отмены.

Образец документации на электронный аукцион по 233 ФЗ

Скачать

Об авторе статьи

Гольцова Полина

Гольцова Полина

юрист, специалист по госзакупкам

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223-ФЗ 2020 года:

  1. Готовим документацию, проект договора и формируем извещение.
  2. Выявляем участников и определяем победителя.
  3. Заключаем с победителем договор.

Разберем каждый этап подробно с образцами и рекомендациями.

Подготовительный этап

Заказчик, который приобретает товары, работы и услуги по нормам закона о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), вправе проводить открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ. Это конкурентная закупочная процедура, позволяющая электронно выбрать наиболее подходящего под требования заказа поставщика товаров, работ или услуг, предложившего наименьшую стоимость исполнения договора (ч. 3, 3.1 ст. 3, ч. 18 ст. 3.2 223-ФЗ). Но понимание, что это такое «открытый аукцион по 223-ФЗ», не поможет его провести. И прежде чем перейти к самой процедуре, понадобится подготовительный этап, причем некоторые действия не связаны напрямую с тендером, а сделать их нужно задолго до его начала. С этого и начнем.

Пошаговая инструкция к открытому аукциону в электронной форме 223-ФЗ подразумевает, что заказчик имеет максимальную информацию о технических, количественных, качественных и эксплуатационных характеристиках приобретаемой продукции и представляет их потенциальным исполнителям в аукционной документации.

Правила проведения электронной аукционной процедуры необходимо прописать в Положении о закупке — это обязательный документ для всех заказчиков по 223-ФЗ, проводить без него закупки нельзя. В положении необходимо указать о возможности проведения открытого аукциона, иначе проведенная процедура может быть признана недействительной (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 223-ФЗ).

Не допускается проводить заказ и заключать договор по позиции, которая не включена в план закупок организации-заказчика.

Аукционные процедуры, участниками которых признаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, могут проводиться строго на тех электронных площадках, которые утверждены Распоряжением Правительства. Это единственное отличие, которое содержит пошаговая инструкция для заказчика по проведению аукциона по 223-ФЗ для МСП. В списке 8 электронных площадок:

  1. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
  2. Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП).
  3. Российский аукционный дом (РАД).
  4. ТЭК-Торг.
  5. Электронные торговые системы (ЭТС).
  6. Сбербанк-АСТ.
  7. РТС-тендер.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.

Шаг 1: подготовка документации, проекта контракта и извещения

Пошаговая инструкция по аукциону в электронной форме по 223-ФЗ включает несколько этапов, первый из которых — формирование закупочной документации. В состав документов необходимо включать те, которые указаны в положении о закупке заказчика. По общему правилу, к аукционной документации относятся:

  • описательная часть — информационная карта, техническое задание, спецификация продукции и проч.;
  • извещение;
  • проект договора.

Документы для электронного аукциона надлежит подготовить и опубликовать в ЕИС не позднее чем за 15 дней до момента окончания приема заявок от потенциальных поставщиков. Представим сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ в таблице (сроки по процедуре для субъектов МСП).

Условие Сроки
Начальная (максимальная) цена договора меньше 30 млн руб. Извещение публикуется не менее чем за 7 дней до момента окончания подачи заявок
Начальная (максимальная) цена договора свыше 30 млн руб. Извещение публикуется не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок

Сведения, включенные в извещение, не должны расходиться с информацией, указанной в аукционной документации, а также с нормами 223-ФЗ и положениями о закупке. Данные, которые нужно включить в извещение, перечислены в ч. 8, 9 ст. 4 223-ФЗ:

  • наименование, адрес и контакты заказчика;
  • предмет договора и его основные условия;
  • сведения о самом заказе — способ определения поставщика, адрес ЭП в сети Интернет, сроки и регламент процедуры;
  • обеспечение заявки (при необходимости).

Аукционная документация должна содержать параметры, указанные в извещении, а также иную подробную информацию (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4 223-ФЗ):

  • о предмете заказа — его описание и все предъявляемые к продукции требования;
  • о предмете договора и основных условиях его исполнения — правила формирования цены, срок, адрес и порядок поставки и проч.;
  • требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона;
  • порядок описания предлагаемой продукции потенциальными поставщиками;
  • регламент предоставления разъяснений;
  • этапы электронного аукциона и шаг процедуры;
  • сроки и правила рассмотрения заявок, порядок внесения изменений в аукционную документацию.

Проект договора составляется на основании конкретных потребностей организации-заказчика. Все параграфы должны быть прописаны строго на основании ГК РФ, 223-ФЗ, положения о закупке, извещения и документации об электронном аукционе. В договор в обязательном порядке вносится порядок его исполнения: сроки и правила поставки, приемки и оплаты поставленных товаров, работ, услуг. Прописывается ответственность сторон.

Пример аукционной документации

Шаг 2: обработка заявок и определение победителя

Когда все заявки на участие в процедуре рассмотрены, формируется протокол рассмотрения первых частей заявок. Так выявляются участники электронного аукциона. В протокол рассмотрения первых частей заявок необходимо включить информацию, предусмотренную положением о закупке (ч. 13, 14 ст. 3.2 223-ФЗ):

  • количество поданных предложений от потенциальных поставщиков;
  • дата и время регистрации заявок.

Когда организации-заказчику направлены окончательные ценовые предложения, составляется протокол подведения итогов электронного аукциона. В нем фиксируются данные о количестве поданных заявок. Порядковые номера им присваивают в зависимости от выгодности предложения: самое выгодное будет первым. Затем в итоговом протоколе нужно отобразить сведения о победителе (ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ).

В ходе проведения аукционных процедур составляются и другие протоколы. Правила формирования можно найти в ч. 13, 14 ст. 3.2:

  • протокол признания электронного аукциона несостоявшимся;
  • протокол рассмотрения единственной заявки на участие в закупке.

Шаг 3: заключение договора с победителем

После выявления победителя заказчик включает сведения о поставщике и о предложенной им цене в ранее составленный проект договора. Контракт заключается в период от 10 до 20 дней после публикации протокола о подведении итогов заказа. Когда договор заключен, необходимо разместить соответствующие сведения в ЕИС не позднее 3 рабочих дней после даты заключения.

Заказчик вправе включить в положение возможность заключения контракта с несколькими участниками заказа (ч. 28 ст. 3.2 223-ФЗ).

Если для конкретной закупки требуется одобрение вышестоящего органа или решение ФАС по рассмотрению жалобы, срок заключения договора продлевается до 5 рабочих дней с момента получения одобрения или решения.

Если необходимо изменить существенные условия соглашения (цена, порядок и объемы поставки), то такую информацию надлежит разместить в ЕИС в десятидневный срок после утверждения коррективов (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Можно ли отменить электронный аукцион по 223-ФЗ

Да, при необходимости аукцион можно отменить. Порядок отмены нужно прописать в положении заказчика.

Аукцион можно отменить до окончания срока подачи заявок или в любой момент, если наступило обстоятельство непреодолимой силы. Необходимо подготовить решение об отмене электронного аукциона и опубликовать его в ЕИС в этот же день (ч. 5, 6, 7 ст. 3.2 223-ФЗ).

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Электронный аукцион с ограничениями для СМСП нужно проводить на электронных площадках, которые утверждены Распоряжением Правительства Распоряжение Правительства № 1447-р от 12.07.2018 Скачать
П. 5 информационного Письма № 24-06-08/70718 Минфина от 02.10.2018 Скачать
Документация не должна противоречить положению о закупке. Если эти документы друг другу противоречат, то нужно применять положение как основной документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика П. 21 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Скачать

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора

Государственный и корпоративный заказ — большой платежеспособный рынок. И многие субъекты бизнеса хотели бы получать на нем доход. Однако зачастую они попросту не знают, с чего начать. Наша инструкция поможет не заблудиться на пути к своему первому тендеру.

Вводная информация

Когда говорят о госзакупках, в первую очередь имеют в виду тендеры государственных заказчиков. Они проводятся в соответствии с законом 44-ФЗ. Частог в эту же категорию включают еще и так называемые корпоративные закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственным участием — их регулирует закон 223-ФЗ. Каждый из этих законов определяет круг заказчиков, которые обязаны осуществлять свою закупочную деятельность на его основании.

Главное различие между этими законами в том, что 44-ФЗ строго регламентирует все действия заказчика, тогда как 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки. Корпоративные заказчики сами разрабатывают Положение о закупке, в котором прописывают конкретные правила осуществления тендеров. Тогда как в рамках госзакупок все более унифицировано. На практике для поставщика это означает, что в госзакупках у заказчика меньше возможностей для нарушений. Вместе с тем закупки по 44-ФЗ более требовательны и к соблюдению правил самими поставщиками.

Торгами обычно называют аукционы в электронной форме. Это наиболее популярный способ определения поставщика, поскольку является самым прозрачным и довольно простым. Аукционы проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Наряду с аукционами, существуют и другие способы определения поставщика, которые проводятся как в электронном, так и в документарном («бумажном») виде. Однако с начала 2019 года все процедуры должны перевести в электронную форму и проводить на ЭТП.

Далее расскажем о том, как новичку войти в мир закупок.

Аукцион в электронной формеШаг 1. Анализ

На первом этапе придется провести подготовительную работу. Необходимо проанализировать сферу, в которой компания осуществляет деятельность, на предмет закупок. Вся необходимая для анализа информация есть в единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Эти данные открыты и бесплатны.

В ЕИС содержится информация о текущих, прошедших и будущих закупках. Данные для анализа можно отбирать по различным параметрам. Например, можно искать объекты закупки по ключевым словам, анализировать торги в интересующей сфере конкретного региона, ознакомиться с закупочной деятельностью основных заказчиков.

Будет полезно сразу посмотреть, как выглядит закупочная документация, а также изучить, какие требования обычно предъявляются к участникам в конкретной сфере. Возможно, будут нужны какие-то дополнительные документы — допуски, лицензии и так далее. Все это поможет сделать вывод о том, сможет ли компания поставить нужные заказчику товары или услуги.

В результате анализа будущий участник закупок должен ответить на вопросы:

  1. Каков объем рынка закупок в его сфере?
  2. Насколько высока на нем конкуренция?
  3. Кто является основными конкурентами, как часто они подают заявки и выигрывают тендеры?
  4. Каков разброс стоимости контрактов? Другими словами, сколько примерно можно на этом заработать?

Далее делаются такие выводы:

  • целесообразно ли принимать участие в закупках;
  • будет ли организация участвовать исключительно в государственных торгах (по 44-ФЗ) или также в корпоративных (по 223-ФЗ);
  • в каких регионах искать тендеры.

АнализШаг 2. Выбор площадок

Пришла пора определиться с тем, на каких площадках (ЭТП) компания будет искать торги и подавать заявки. Их существует множество. Но для проведения процедур по 44-ФЗ есть всего 6 федеральных ЭТП. Эти площадки рекомендуется выбрать в обязательном порядке. Помимо государственных торгов, они также проводят закупки и по закону 223-ФЗ.

При выборе площадок следует хорошенько познакомиться с их сайтами. Как правило, там дается исчерпывающая информация и о процессе аккредитации, и о процедуре торгов, и о том, куда обратиться, если возникли вопросы.

Шаг 3. Получение электронной подписи

Участие в торгах невозможно без получения электронной подписи (ЭЦП). Причем она понадобится уже на этапе подключения к торговым площадкам. ЭЦП — это набор файлов на USB-устройстве — токене. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре. ЭЦП выдается на конкретное лицо — представителя организации или предпринимателя — и полностью аналогична его собственноручной подписи.

При помощи электронной подписи проводится аккредитация на ЭТП, получается доступ в раздел для пользователей площадки, подписываются различные документы в процессе закупки — от заявки до контракта.

ТокеныПочему важно определиться с площадкой до получения ЭЦП? От этого зависит, какую именно подпись выбрать. Существуют такие, которые работают на большинстве площадок, но они стоят дороже. Если планируется участвовать только в государственных торгах (по 44-ФЗ), то можно ограничиться подписью для федеральных площадок. Также существуют подписи, которые предназначены только для тех или иных конкретных ЭТП.

Когда цифровая подпись получена, пришло время настроить свое рабочее место. Сертификат подписи и специальное ПО для его использования нужно установить на компьютер, с которого будет производиться участие в торгах. Подробные инструкции обычно даются вместе с ЭЦП.

Шаг 4. Аккредитация на ЭТП

Закупка проводится на определенной площадке по выбору заказчика. На какой именно — это поставщик может узнать из извещения о закупке, размещенного в ЕИС. Чтобы участвовать в процедурах на конкретной ЭТП, нужно пройти на ней аккредитацию.

Вся информация о прохождении аккредитации дается, как правило, на сайте ЭТП. Обычно нужно заполнить заявку в электронном виде, прикрепить к ней необходимые документы и подписать электронной подписью, которая получена на предыдущем этапе. Что касается набора документов, то он примерно такой:

  • устав (для юридических лиц);
  • выписка из соответствующего реестра — ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • ксерокопия страниц паспорта — для физических лиц, в том числе ИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • протокол или решение о назначении директора (для юридических лиц);
  • протокол или решение об одобрении крупной сделки (для юридических лиц).

В течение 5 дней с даты отправки заявки ЭТП должна ответить на электронную почту, указанную будущим участником торгов при регистрации. Исходов может быть два:

  • аккредитация успешно пройдена, и теперь заявитель может принимать участие в закупках;
  • с документами что-то не в порядке, и на этом основании в аккредитации отказано (при этом обязательно должна быть указана причина отказа).

Шаг 5. Поиск закупок

С процессом поиска в ЕИС вы должны были познакомиться еще на этапе анализа. При поиске торгов для участия подход тот же. В поисковой строке можно указывать наименование объекта закупки, код по ОКПД2, любые ключевые слова, которые как-то могут характеризовать товар или услугу. Закупки можно отсортировать по региону, закону, в соответствии с которым они проводятся, по уровню цен, по этапу проведения и так далее. Все это возможно в разделе «Расширенный поиск». Таким образом, можно будет найти закупки, условия которых максимально соответствуют интересам участника.

ЕИС, поиск закупок

Расширенный поиск в ЕИС

Для более удобного поиска торгов можно использовать специальные сервисы, например, Контур.Закупки.

Когда процедуры отобраны, нужно познакомиться с общей информацией о каждой из них. Здесь поставщика должны интересовать преимущественно такие вопросы:

  1. На какой ЭТП она проводится. Нужно удостовериться, что аккредитация на этой площадке пройдена.
  2. Дата начала и окончания приема заявок. Следует убедиться, что хватит время на вдумчивое ознакомление с закупочной документацией и подготовку заявки.
  3. Какова сумма обеспечения заявки. Это сумма, которая блокируется на ЭТП при подаче заявки. Она служит залогом того, что поставщик имеет серьезные намерения участвовать в процедуре. Впоследствии при любом исходе (кроме уклонения победителя от подписания контракта) эта сумма будет возвращена.
  4. Какова сумма обеспечения исполнения контракта. Как и обеспечение заявки, это залог, но теперь уже на случай, что выигравший закупку поставщик добросовестно исполнит условия контракта.
  5. Какие ограничения или преференции есть в закупке в части состава исполнителей. Например, некоторые закупки по 44-ФЗ предназначаются специально для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а по 223-ФЗ — для субъектов среднего и малого предпринимательства. Существуют также иные преференции и ограничения.

После ознакомления с общей информацией о закупке следует перейти к изучению документации. Особое внимание уделяется техническому заданию (ТЗ), где описаны конкретные характеристики объекта закупки и предъявляемые к нему требования. Это поможет поставщику реально оценить свои возможности по исполнению контракта.

Если в документации к аукциону встречаются противоречивые характеристики, неточные описания и прочие несуразности, поставщик имеет право подать запрос на разъяснение. Заказчик обязан дать ответ по существу.

Упомянутые выше ошибки и неточности в закупочной документации могут быть допущены специально. Иногда представитель заказчика сговаривается с поставщиком и предпринимает действия для увеличения его шанса на победу. При этом преследуются собственные корыстные интересы. Чаще всего конкурентное преимущество «своего» поставщика обеспечивается через запутывание условий закупочной документации в надежде на то, что другие участники не смогут или не захотят в ней разобраться. Таким образом искусственно ограничивается конкуренция, что является нарушением законодательства.

Шаг 6. Обеспечение заявки

Итак, закупка выбрана. Но прежде чем подать заявку, нужно позаботиться о ее обеспечении. Сумма обеспечения заявки на госконтракт в общем случае не превышает 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Если процедура проводится для субъектов малого бизнеса и НКО, то обеспечение заявки не может быть больше 2% от НМЦК.

Денежные средства, которыми будет обеспечиваться заявка, переводятся на ЭТП и попадают на баланс участника. Все подробности об оплате обеспечения можно получить на площадке.

После того как закупка будет окончена, сумма обеспечения будет возвращена на баланс участника для использования в других торгах. ЭТП разблокирует средства в течение суток после того, как подписан итоговый протокол аукциона.

РублиШаг 7. Подготовка заявки

Процесс формирования заявки можно назвать наиболее трудным и ответственным этапом. Особенно тяжело он дается новичкам, поэтому может занять довольно много времени.

Заполнять заявку нужно в точном соответствии с инструкцией. Если возникают вопросы, целесообразно обратиться к заказчику за разъяснением.

Готовая заявка подписывается ЭЦП и подается на площадку в соответствии с ее регламентом. В этот момент денежные средства в размере обеспечения заявки будут заблокированы.

Шаг 8. Торги

Вот и наступил этап, ради которого все затевалось — проведение самого аукциона. В назначенный день и час все участники заходят в аукционный зал ЭТП и начинают торги, то есть подают свои ценовые предложения. Аукцион проводится на понижение цены, то есть лучшую позицию занимает тот участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто не сделает нового, аукцион будет завершен.

В процессе первых торгов у поставщиков, как правило, возникает немало вопросов. Лучше заранее познакомиться с информацией для участников, которая размещена на площадках, и тогда процесс не вызовет трудностей.

Когда аукцион завершен, формируется протокол. В нем определяются участники-лидеры, подавшие заявки с наименьшими ценами. Однако это еще не окончательный результат. Так что если вы оказались на позиции 2 или 3, шанс получить контракт все еще сохраняется.

Шаг 9. Рассмотрение вторых частей заявок и определение результатов

На этом этапе заказчик будет оценивать вторые части заявок лидеров торгов. Если заявка участника № 1 соответствует требованиям, то победителем закупки будет признан он. Если же нет (например, не хватает каких-то документов или выяснилось, что представлена недостоверная информация), то первенство перейдет к участнику № 2 и так далее.

В торгах по 44-ФЗ все строго регламентировано. На выбор победителя заказчику дается не более 4 рабочих дня с даты, когда был размещен протокол проведения аукциона. В этот срок заказчик должен выложить результаты в виде протокола итогов электронного аукциона.

В отношении процедур, которые проводятся по 223-ФЗ, все процессуальные моменты закрепляются в Положении о закупке заказчика и документации.

Шаг 10. Проверка контракта

Победившему участнику заказчик через функционал ЭТП направляет контракт. Необходимо убедиться, что он полностью соответствует проекту, который был размещен в закупочной документации. Также нужно обратить внимание на то, правильно ли заказчик указал данные исполнителя.

В результате проверки победитель аукциона принимает решение:

  • о подписании контракта в том виде, который направил заказчик (если не найдено ошибок или разночтений);
  • о составлении протокола разногласий (если неточности присутствуют).

Важно понимать, что в торгах по 44-ФЗ поставщик не может по своему усмотрению корректировать какие-либо условия контракта. Закон запрещает менять его существенные условия за исключением ограниченного набора случаев. Отказаться от подписания контракта исполнитель также не может. Поэтому прежде чем участвовать в аукционе, следует тщательно изучить условия проекта контракта.

Если найдены разночтения в положениях контракта и его проекта либо заказчик ошибся в реквизитах поставщика, эти ошибки указываются в протоколе разногласий. После их устранения заказчик вновь направляет контракт поставщику на подпись. Если учесть замечания невозможно, в отдельном документе он должен изложить причины этого. За поставщиком же остается право повторно составить протокол разногласий. Если требования поставщика правомерны, а заказчик не хочет их исправлять, можно жаловаться в ФАС.

Федеральная антимонопольная служба

Например, в проекте контракта было указано, что срок его исполнения 25 дней. Однако в контракте заказчик вместо этого прописал 20 дней. Поставщик указывает на эту неточность в протоколе разногласий. Если заказчик не соглашается придерживаться срока, указанного в проекте контракта, поставщик может жаловаться в ФАС. Основание: срок исполнения контракта является его существенным условием и не подлежит изменению.

С торгами по 223-ФЗ все немного иначе — во главу угла ставится Положение о закупке заказчика. В нем прописывается в том числе и порядок урегулирования споров по проекту договора.

Шаг 11. Обеспечение исполнения контракта

Во многих случаях заказчики предусматривают внесение обеспечения исполнения контракта (ОИК). Это финансовая страховка на случай, если поставщик не исполнит условия контракта в полном объеме и в заявленные сроки либо поставленный товар (услуга) не будет соответствовать требованиям.

Внести ОИК можно двумя способами:

  • перевести на счет заказчика денежные средства;
  • предоставить банковскую гарантию.

Обеспечение исполнения контракта — это сумма в размере 5-30% от НМЦК. Она повышается в полтора раза, если в ходе торгов цена снизилась более чем на четверть от первоначальной.

Сумма обеспечения будет возвращена поставщику после того, как он добросовестно исполнит свои обязательства по контракту. Если контракт предусматривает поэтапное исполнение, то после реализации отдельного этапа сумма обеспечения может снижаться.

В случае нарушения поставщиком условий контракта или их неисполнения заказчик может удержать сумму обеспечения полностью или частично в зависимости от понесенного им ущерба.

Шаг 12. Подписание контракта

Когда обеспечение переведено (или оформлена гарантия банка), можно подписывать контракт. Делается это при помощи электронной подписи прямо на ЭТП. К контракту прилагается документ, свидетельствующий о внесении поставщиком обеспечения его исполнения.

Важно понимать, что отказаться от подписания контракта поставщик не может без негативных для себя последствий. А они таковы:

  • потеря обеспечения заявки — эти средства будут переведены заказчику;
  • включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Вот почему важно еще до подачи заявки тщательно изучить документацию и проект контракта.

Такие же последствия наступят, если поставщик не успеет подписать контракт в установленный срок или не внесет обеспечение его исполнения. В этом случае его признают уклонившимся от подписания контракта.

Угодив в РНП, поставщик в ближайшие два года не сможет принимать участие в торгах. Более того, если учредитель или директор недобросовестного поставщика является собственником доли в другом лице или занимает там должность руководителя, это лицо также не сможет участвовать в закупках.

Подписанный контракт направляется заказчику. После того как он поставит свою подпись, контракт будет считаться заключенным. Теперь дело за поставщиком — он должен добросовестно исполнить свои обязательства.

О проблемах, с которыми сталкиваются поставщики в закупках:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Аудитор лекарство инструкция по применению
  • Аудит отдела кадров пошаговая инструкция
  • Аудиосистема 965603u500wk инструкция на русском
  • Аудиоплеер ruizu x50 инструкция на русском
  • Аудиометр аа 02 биомедилен инструкция по применению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии