Должностная инструкция ассистента учителя в школе образец

Обновлено: 12.07.2023

Изменение 1/2021 ОКЗ, принятое Приказом Росстандарта от 18.02.2021 N 83-ст, введено в действие с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 мая 2019 года.

5312 Помощники учителей

Помощники учителей выполняют обязанности, не связанные с преподаванием, в целях оказания содействия преподавательскому персоналу, обеспечивают уход и присмотр за детьми в школах и дошкольных заведениях.

В их обязанности входит:

— демонстрация, надзор и участие в видах деятельности, способствующих физическому, социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию детей в школах и дошкольных заведениях;

— подготовка помещений и открытых площадок к учебным и оздоровительным мероприятиям;

— оказание помощи детям, испытывающим интеллектуальные, физические, поведенческие и другие затруднения в ходе учебного процесса;

— оказание детям помощи в овладении социальными навыками на индивидуальной основе;

— помощь в подготовке учебных материалов, а также копирование и подшивка письменных и печатных материалов;

— эксплуатация аудиовизуальной аппаратуры, компьютеров и других средств обучения;

Должностные обязанности, приведенные ниже, содержат перечень основных требований и ожиданий от ассистентов учителей. Ассистенты учителей должны сообщать учителю о своих повседневных наблюдениях, а также о том, что вызывает обеспокоенность.

Обязанности ассистентов учителей и ассистентов в сфере обучения: резюме

  • Должностные обязанности.
  • Личный уход.
  • Поддержка безопасности и управление поведением.
  • Ожидания от работы.
  • Ожидаемое поведение и результат (связанные с работой).
  • Отчет об учениках.
  • Личный уход

Если в процессе планирования программы определено, что ученик не может или не должен выполнять те или иные виды деятельности самостоятельно, ассистент под руководством учителя должен:

  • помогать ученикам с физическими недостатками и ограниченной мобильностью выполнять физические упражнения и передвигаться;
  • организовывать безопасное окружение для удовлетворения потребностей учащихся в сфере личного ухода;
  • помогать ученикам выполнять ежедневные бытовые задачи (например, пользоваться туалетом, переодеваться, питаться, соблюдать личную гигиену);
  • помогать использовать вспомогательное оборудование, в том числе лифты и другие вспомогательные средства;
  • помогать принимать лекарства и средства для ингаляций согласно медицинским рекомендациям;
  • проводить медицинские процедуры (например, катетеризацию, парентеральное питание) в соответствии с устоявшейся политикой или руководством;
  • помогать выполнять учебную программу, когда это требуется и контролируется учителем.

Рекомендовано, чтобы специальные услуги для удовлетворения гигиенических потребностей школьника оказывал ассистент учителя того же пола, что и ученик.

Поддержка безопасности и управление поведением

Под руководством учителя или команды по планированию программы ассистент учителя способствует достижению определенных ориентиров по управлению поведением. Если ученик не может регулировать свое поведение, ассистент учителя должен:

  • применять надлежащие физические действия, как это определено командой и указано в плане ученика;
  • развивать и поощрять уважение к себе и к другим;
  • способствовать положительному взаимодействию всех детей;
  • записывать данные и наблюдения в соответствии с определенными задачами о частоте определенного поведения, а также о времени, в течение которого ученик может не отвлекаться от выполнения задания;
  • оказывать помощь в выполнении учебной программы по требованию и под контролем учителя.

Ожидания от работы

Ожидается, что ассистенты учителей будут сотрудничать как члены школьного коллектива, в том числе:

  • демонстрируя этическое поведение;
  • решая конфликтные ситуации с уважением ко всем участникам;
  • способствуя развитию уважения к ученикам и взрослым;
  • уважая права учащихся и их продвижение;
  • понимая роль ассистента учителя;
  • разрабатывая соответствующие способы решения проблем и конфликтных ситуаций;
  • переадресовывая информацию соответствующим работникам;
  • передавая учителю информацию об ученике;
  • принимая участие в тренинге и получении сертификации согласно требованиям по внедрению определенных интервенций (например, вспомогательных технологий, перевода на язык жестов, специфического медицинского ухода);
  • соблюдая требования приватности и конфиденциальности;
  • эффективно общаясь с учителями, которые занимаются персоналом и учащимися;
  • знакомясь с политиками и процедурами школы и их соблюдением.

Контакт с учениками

Ассистенты учителей должны установить и поддерживать позитивные отношения с учениками через:

  • отношение к школьникам с уважением, признанием их достоинства, учитывая физическое, социальное и психологическое развитие учащихся;
  • развитие независимости и способности защищать собственные интересы, благодаря выделению времени для ожидания, подсказок, просмотра и закрепления;
  • уважение к сильным сторонам и проблемам учащихся;
  • поддержание эффективных отношений, основанных на сотрудничестве;
  • демонстрации надлежащей реакции на взаимодействие, инициатором которой являются ученики.

Чего ассистент учителя не должен делать и за что не должен нести ответственность

  • участвовать в планировании учебной программы, а должен помогать учителю, но не работать самостоятельно;
  • выбирать учебный материал или методы обучения;
  • оценивать школьные программы;
  • оценивать труд учеников или достигнутый ими прогресс;
  • оценивать деятельность других сотрудников;
  • отчитываться перед родителями и опекунами или перед представителями внешних организаций (это работа учителя).

Роли и обязанности учителей и директоров

Обязанности учителей

Учителя ответственные за обучение учеников, находящихся под их присмотром и наблюдением. Они заботятся о безопасности и благополучии учащихся, а также — о планировании, обучении и оценке. Ответственность нельзя перекладывать на ассистентов учителей.

Учителя, работающие с ассистентом учителя, ответственные за:

  • сотрудничество с ассистентом учителя, регулярное предоставление обратной связи, обсуждение конкретных задач с учетом потребностей учеников;
  • обеспечение постоянной коммуникации с ассистентом учителя (например, через коммуникативные книги, записи в журнале и обсуждение);
  • информирование ассистента учителя о процессах, которые происходят в классе;
  • информирование о необходимости соблюдения конфиденциальности в вопросе отношений дома и в школе и моделирования ситуаций;
  • решение конфликтов с ассистентом учителя;
  • выполнение функций основного контактного лица для родителей и опекунов;
  • информирование директора школы об отсутствии учеников, которым помогает ассистент учителя, чтобы вовремя внести изменения в расписание работы или задачи ассистента учителя;
  • сотрудничество с директором в пределах должностных обязанностей и оценку работы ассистента учителя.

Обязанности директоров

Директор — это лидер образовательного учреждения, который несет общую ответственность за функционирование школы, включая работу ассистентов учителей.

Директора школ ответственные за:

  • ежедневное руководство, надзор и оценку работы школьного персонала, включая ассистентов учителей;
  • формирование расписания, определение обязанностей и наблюдение за ассистентами учителей совместно с учителями и другими специалистами;
  • предоставление информации ассистентам учителей по соответствующим политикам, процедурам и практикам;
  • удовлетворение потребностей ассистентов учителей в обучении совместно с педсоветом школы.

Итак, роль ассистента учителя состоит в том, чтобы помочь учителям поддержать успешную инклюзию детей с особыми потребностями. Школьники имеют немало сильных сторон и потребностей. Поэтому каждая школа должна оценить потребности учащихся и определить, как в данных условиях лучше удовлетворить их. Ассистенты учителей внесли значительный вклад в инклюзию детей со специальными потребностями в канадские школы и другие учреждения.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад

Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:

— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

— на постоянной основе.

Минпросвещение разъясняет, что ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися и его должность не относится к должностям педагогических работников.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Дислексия, дисграфия, ОВЗ и другие трудности обучения | Ассистент или тьютор: сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в инклюзивном учебном процессе

Руководитель проекта «Школа ассистентов и тьюторов». Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области «Участие». Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.

В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.

На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.

  • Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
    необходимости такой услуги.
  • Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
    внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
    рекомендаций в заключении ПМПК).

Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.

  • Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.

Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.

Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:

Этапы процесса сопровождения

  • Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
  • Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
  • Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.

Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.

Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.

*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.

Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.

Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.

  • тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
  • тьютор является и методистом – он подбирает и адаптирует педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов;
  • тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.

И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.

При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.

Читайте также:

      

  • Характеристика произведения крыжовник кратко
  •   

  • Значимость школьного образования для социально личностного развития человека
  •   

  • Методы машинного обучения кратко
  •   

  • Скуд система контроля и управления доступом купить для школы
  •   

  • Село вишневое пензенская область школа мероприятия

Должностные обязанности, приведенные ниже, содержат перечень основных требований и ожиданий от ассистентов учителей. Ассистенты учителей должны сообщать учителю о своих повседневных наблюдениях, а также о том, что вызывает обеспокоенность.

Обязанности ассистентов учителей и ассистентов в сфере обучения: резюме

  • Должностные обязанности.
  • Личный уход.
  • Поддержка безопасности и управление поведением.
  • Ожидания от работы.
  • Ожидаемое поведение и результат (связанные с работой).
  • Отчет об учениках.
  • Личный уход

Если в процессе планирования программы определено, что ученик не может или не должен выполнять те или иные виды деятельности самостоятельно, ассистент под руководством учителя должен:

  • помогать ученикам с физическими недостатками и ограниченной мобильностью выполнять физические упражнения и передвигаться;
  • организовывать безопасное окружение для удовлетворения потребностей учащихся в сфере личного ухода;
  • помогать ученикам выполнять ежедневные бытовые задачи (например, пользоваться туалетом, переодеваться, питаться, соблюдать личную гигиену);
  • помогать использовать вспомогательное оборудование, в том числе лифты и другие вспомогательные средства;
  • помогать принимать лекарства и средства для ингаляций согласно медицинским рекомендациям;
  • проводить медицинские процедуры (например, катетеризацию, парентеральное питание) в соответствии с устоявшейся политикой или руководством;
  • помогать выполнять учебную программу, когда это требуется и контролируется учителем.

Рекомендовано, чтобы специальные услуги для удовлетворения гигиенических потребностей школьника оказывал ассистент учителя того же пола, что и ученик.

Поддержка безопасности и управление поведением

Под руководством учителя или команды по планированию программы ассистент учителя способствует достижению определенных ориентиров по управлению поведением. Если ученик не может регулировать свое поведение, ассистент учителя должен:

  • применять надлежащие физические действия, как это определено командой и указано в плане ученика;
  • развивать и поощрять уважение к себе и к другим;
  • способствовать положительному взаимодействию всех детей;
  • записывать данные и наблюдения в соответствии с определенными задачами о частоте определенного поведения, а также о времени, в течение которого ученик может не отвлекаться от выполнения задания;
  • оказывать помощь в выполнении учебной программы по требованию и под контролем учителя.

Ожидания от работы

Ожидается, что ассистенты учителей будут сотрудничать как члены школьного коллектива, в том числе:

  • демонстрируя этическое поведение;
  • решая конфликтные ситуации с уважением ко всем участникам;
  • способствуя развитию уважения к ученикам и взрослым;
  • уважая права учащихся и их продвижение;
  • понимая роль ассистента учителя;
  • разрабатывая соответствующие способы решения проблем и конфликтных ситуаций;
  • переадресовывая информацию соответствующим работникам;
  • передавая учителю информацию об ученике;
  • принимая участие в тренинге и получении сертификации согласно требованиям по внедрению определенных интервенций (например, вспомогательных технологий, перевода на язык жестов, специфического медицинского ухода);
  • соблюдая требования приватности и конфиденциальности;
  • эффективно общаясь с учителями, которые занимаются персоналом и учащимися;
  • знакомясь с политиками и процедурами школы и их соблюдением.

Контакт с учениками

Ассистенты учителей должны установить и поддерживать позитивные отношения с учениками через:

  • отношение к школьникам с уважением, признанием их достоинства, учитывая физическое, социальное и психологическое развитие учащихся;
  • развитие независимости и способности защищать собственные интересы, благодаря выделению времени для ожидания, подсказок, просмотра и закрепления;
  • уважение к сильным сторонам и проблемам учащихся;
  • поддержание эффективных отношений, основанных на сотрудничестве;
  • демонстрации надлежащей реакции на взаимодействие, инициатором которой являются ученики.

Чего ассистент учителя не должен делать и за что не должен нести ответственность

Не должен:

  • участвовать в планировании учебной программы, а должен помогать учителю, но не работать самостоятельно;
  • выбирать учебный материал или методы обучения;
  • оценивать школьные программы;
  • оценивать труд учеников или достигнутый ими прогресс;
  • оценивать деятельность других сотрудников;
  • отчитываться перед родителями и опекунами или перед представителями внешних организаций (это работа учителя).

Роли и обязанности учителей и директоров

Обязанности учителей

Учителя ответственные за обучение учеников, находящихся под их присмотром и наблюдением. Они заботятся о безопасности и благополучии учащихся, а также — о планировании, обучении и оценке. Ответственность нельзя перекладывать на ассистентов учителей.

Учителя, работающие с ассистентом учителя, ответственные за:

  • сотрудничество с ассистентом учителя, регулярное предоставление обратной связи, обсуждение конкретных задач с учетом потребностей учеников;
  • обеспечение постоянной коммуникации с ассистентом учителя (например, через коммуникативные книги, записи в журнале и обсуждение);
  • информирование ассистента учителя о процессах, которые происходят в классе;
  • информирование о необходимости соблюдения конфиденциальности в вопросе отношений дома и в школе и моделирования ситуаций;
  • решение конфликтов с ассистентом учителя;
  • выполнение функций основного контактного лица для родителей и опекунов;
  • информирование директора школы об отсутствии учеников, которым помогает ассистент учителя, чтобы вовремя внести изменения в расписание работы или задачи ассистента учителя;
  • сотрудничество с директором в пределах должностных обязанностей и оценку работы ассистента учителя.

Обязанности директоров

Директор — это лидер образовательного учреждения, который несет общую ответственность за функционирование школы, включая работу ассистентов учителей.

Директора школ ответственные за:

  • ежедневное руководство, надзор и оценку работы школьного персонала, включая ассистентов учителей;
  • формирование расписания, определение обязанностей и наблюдение за ассистентами учителей совместно с учителями и другими специалистами;
  • предоставление информации ассистентам учителей по соответствующим политикам, процедурам и практикам;
  • удовлетворение потребностей ассистентов учителей в обучении совместно с педсоветом школы.

Итак, роль ассистента учителя состоит в том, чтобы помочь учителям поддержать успешную инклюзию детей с особыми потребностями. Школьники имеют немало сильных сторон и потребностей. Поэтому каждая школа должна оценить потребности учащихся и определить, как в данных условиях лучше удовлетворить их. Ассистенты учителей внесли значительный вклад в инклюзию детей со специальными потребностями в канадские школы и другие учреждения.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Главная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

350053, Краснодарский край, г. Краснодар,ул. 

им. Марины Цветаевой, д. 4

адрес
email: school106@kubannet.ru телефон
email: school106@kubannet.ru телефон
тел: (861) 216-97-45 mail

Должностные инструкции

Полезные ссылки

Телефон доверия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция ассистента стоматолога образец
  • Должностная инструкция бетонщика 3 разряда в строительстве скачать
  • Должностная инструкция бетонщик 5 разряда
  • Должностная инструкция ассистента стоматолога в частной клинике
  • Должностная инструкция безопасника на предприятии