Обновлено: 12.07.2023
Изменение 1/2021 ОКЗ, принятое Приказом Росстандарта от 18.02.2021 N 83-ст, введено в действие с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 мая 2019 года.
5312 Помощники учителей
Помощники учителей выполняют обязанности, не связанные с преподаванием, в целях оказания содействия преподавательскому персоналу, обеспечивают уход и присмотр за детьми в школах и дошкольных заведениях.
В их обязанности входит:
— демонстрация, надзор и участие в видах деятельности, способствующих физическому, социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию детей в школах и дошкольных заведениях;
— подготовка помещений и открытых площадок к учебным и оздоровительным мероприятиям;
— оказание помощи детям, испытывающим интеллектуальные, физические, поведенческие и другие затруднения в ходе учебного процесса;
— оказание детям помощи в овладении социальными навыками на индивидуальной основе;
— помощь в подготовке учебных материалов, а также копирование и подшивка письменных и печатных материалов;
— эксплуатация аудиовизуальной аппаратуры, компьютеров и других средств обучения;
Должностные обязанности, приведенные ниже, содержат перечень основных требований и ожиданий от ассистентов учителей. Ассистенты учителей должны сообщать учителю о своих повседневных наблюдениях, а также о том, что вызывает обеспокоенность.
Обязанности ассистентов учителей и ассистентов в сфере обучения: резюме
- Должностные обязанности.
- Личный уход.
- Поддержка безопасности и управление поведением.
- Ожидания от работы.
- Ожидаемое поведение и результат (связанные с работой).
- Отчет об учениках.
- Личный уход
Если в процессе планирования программы определено, что ученик не может или не должен выполнять те или иные виды деятельности самостоятельно, ассистент под руководством учителя должен:
- помогать ученикам с физическими недостатками и ограниченной мобильностью выполнять физические упражнения и передвигаться;
- организовывать безопасное окружение для удовлетворения потребностей учащихся в сфере личного ухода;
- помогать ученикам выполнять ежедневные бытовые задачи (например, пользоваться туалетом, переодеваться, питаться, соблюдать личную гигиену);
- помогать использовать вспомогательное оборудование, в том числе лифты и другие вспомогательные средства;
- помогать принимать лекарства и средства для ингаляций согласно медицинским рекомендациям;
- проводить медицинские процедуры (например, катетеризацию, парентеральное питание) в соответствии с устоявшейся политикой или руководством;
- помогать выполнять учебную программу, когда это требуется и контролируется учителем.
Рекомендовано, чтобы специальные услуги для удовлетворения гигиенических потребностей школьника оказывал ассистент учителя того же пола, что и ученик.
Поддержка безопасности и управление поведением
Под руководством учителя или команды по планированию программы ассистент учителя способствует достижению определенных ориентиров по управлению поведением. Если ученик не может регулировать свое поведение, ассистент учителя должен:
- применять надлежащие физические действия, как это определено командой и указано в плане ученика;
- развивать и поощрять уважение к себе и к другим;
- способствовать положительному взаимодействию всех детей;
- записывать данные и наблюдения в соответствии с определенными задачами о частоте определенного поведения, а также о времени, в течение которого ученик может не отвлекаться от выполнения задания;
- оказывать помощь в выполнении учебной программы по требованию и под контролем учителя.
Ожидания от работы
Ожидается, что ассистенты учителей будут сотрудничать как члены школьного коллектива, в том числе:
- демонстрируя этическое поведение;
- решая конфликтные ситуации с уважением ко всем участникам;
- способствуя развитию уважения к ученикам и взрослым;
- уважая права учащихся и их продвижение;
- понимая роль ассистента учителя;
- разрабатывая соответствующие способы решения проблем и конфликтных ситуаций;
- переадресовывая информацию соответствующим работникам;
- передавая учителю информацию об ученике;
- принимая участие в тренинге и получении сертификации согласно требованиям по внедрению определенных интервенций (например, вспомогательных технологий, перевода на язык жестов, специфического медицинского ухода);
- соблюдая требования приватности и конфиденциальности;
- эффективно общаясь с учителями, которые занимаются персоналом и учащимися;
- знакомясь с политиками и процедурами школы и их соблюдением.
Контакт с учениками
Ассистенты учителей должны установить и поддерживать позитивные отношения с учениками через:
- отношение к школьникам с уважением, признанием их достоинства, учитывая физическое, социальное и психологическое развитие учащихся;
- развитие независимости и способности защищать собственные интересы, благодаря выделению времени для ожидания, подсказок, просмотра и закрепления;
- уважение к сильным сторонам и проблемам учащихся;
- поддержание эффективных отношений, основанных на сотрудничестве;
- демонстрации надлежащей реакции на взаимодействие, инициатором которой являются ученики.
Чего ассистент учителя не должен делать и за что не должен нести ответственность
- участвовать в планировании учебной программы, а должен помогать учителю, но не работать самостоятельно;
- выбирать учебный материал или методы обучения;
- оценивать школьные программы;
- оценивать труд учеников или достигнутый ими прогресс;
- оценивать деятельность других сотрудников;
- отчитываться перед родителями и опекунами или перед представителями внешних организаций (это работа учителя).
Роли и обязанности учителей и директоров
Обязанности учителей
Учителя ответственные за обучение учеников, находящихся под их присмотром и наблюдением. Они заботятся о безопасности и благополучии учащихся, а также — о планировании, обучении и оценке. Ответственность нельзя перекладывать на ассистентов учителей.
Учителя, работающие с ассистентом учителя, ответственные за:
- сотрудничество с ассистентом учителя, регулярное предоставление обратной связи, обсуждение конкретных задач с учетом потребностей учеников;
- обеспечение постоянной коммуникации с ассистентом учителя (например, через коммуникативные книги, записи в журнале и обсуждение);
- информирование ассистента учителя о процессах, которые происходят в классе;
- информирование о необходимости соблюдения конфиденциальности в вопросе отношений дома и в школе и моделирования ситуаций;
- решение конфликтов с ассистентом учителя;
- выполнение функций основного контактного лица для родителей и опекунов;
- информирование директора школы об отсутствии учеников, которым помогает ассистент учителя, чтобы вовремя внести изменения в расписание работы или задачи ассистента учителя;
- сотрудничество с директором в пределах должностных обязанностей и оценку работы ассистента учителя.
Обязанности директоров
Директор — это лидер образовательного учреждения, который несет общую ответственность за функционирование школы, включая работу ассистентов учителей.
Директора школ ответственные за:
- ежедневное руководство, надзор и оценку работы школьного персонала, включая ассистентов учителей;
- формирование расписания, определение обязанностей и наблюдение за ассистентами учителей совместно с учителями и другими специалистами;
- предоставление информации ассистентам учителей по соответствующим политикам, процедурам и практикам;
- удовлетворение потребностей ассистентов учителей в обучении совместно с педсоветом школы.
Итак, роль ассистента учителя состоит в том, чтобы помочь учителям поддержать успешную инклюзию детей с особыми потребностями. Школьники имеют немало сильных сторон и потребностей. Поэтому каждая школа должна оценить потребности учащихся и определить, как в данных условиях лучше удовлетворить их. Ассистенты учителей внесли значительный вклад в инклюзию детей со специальными потребностями в канадские школы и другие учреждения.
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Обратная связь
Ошибка!
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
- Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
- Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Обновлено секунду назад
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.
Минпросвещение разъясняет, что ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися и его должность не относится к должностям педагогических работников.
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Главная | Дислексия, дисграфия, ОВЗ и другие трудности обучения | Ассистент или тьютор: сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в инклюзивном учебном процессе
Руководитель проекта «Школа ассистентов и тьюторов». Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области «Участие». Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.
В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.
На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.
Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.
- Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
необходимости такой услуги. - Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
рекомендаций в заключении ПМПК).
Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.
- Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.
Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.
Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:
Этапы процесса сопровождения
- Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
- Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
- Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.
*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.
Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.
Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.
*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.
Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.
Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.
- тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
- тьютор является и методистом – он подбирает и адаптирует педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов;
- тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
- разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.
И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.
При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.
Читайте также:
- Характеристика произведения крыжовник кратко
- Значимость школьного образования для социально личностного развития человека
- Методы машинного обучения кратко
- Скуд система контроля и управления доступом купить для школы
- Село вишневое пензенская область школа мероприятия
Должностные обязанности, приведенные ниже, содержат перечень основных требований и ожиданий от ассистентов учителей. Ассистенты учителей должны сообщать учителю о своих повседневных наблюдениях, а также о том, что вызывает обеспокоенность.
Обязанности ассистентов учителей и ассистентов в сфере обучения: резюме
- Должностные обязанности.
- Личный уход.
- Поддержка безопасности и управление поведением.
- Ожидания от работы.
- Ожидаемое поведение и результат (связанные с работой).
- Отчет об учениках.
- Личный уход
Если в процессе планирования программы определено, что ученик не может или не должен выполнять те или иные виды деятельности самостоятельно, ассистент под руководством учителя должен:
- помогать ученикам с физическими недостатками и ограниченной мобильностью выполнять физические упражнения и передвигаться;
- организовывать безопасное окружение для удовлетворения потребностей учащихся в сфере личного ухода;
- помогать ученикам выполнять ежедневные бытовые задачи (например, пользоваться туалетом, переодеваться, питаться, соблюдать личную гигиену);
- помогать использовать вспомогательное оборудование, в том числе лифты и другие вспомогательные средства;
- помогать принимать лекарства и средства для ингаляций согласно медицинским рекомендациям;
- проводить медицинские процедуры (например, катетеризацию, парентеральное питание) в соответствии с устоявшейся политикой или руководством;
- помогать выполнять учебную программу, когда это требуется и контролируется учителем.
Рекомендовано, чтобы специальные услуги для удовлетворения гигиенических потребностей школьника оказывал ассистент учителя того же пола, что и ученик.
Поддержка безопасности и управление поведением
Под руководством учителя или команды по планированию программы ассистент учителя способствует достижению определенных ориентиров по управлению поведением. Если ученик не может регулировать свое поведение, ассистент учителя должен:
- применять надлежащие физические действия, как это определено командой и указано в плане ученика;
- развивать и поощрять уважение к себе и к другим;
- способствовать положительному взаимодействию всех детей;
- записывать данные и наблюдения в соответствии с определенными задачами о частоте определенного поведения, а также о времени, в течение которого ученик может не отвлекаться от выполнения задания;
- оказывать помощь в выполнении учебной программы по требованию и под контролем учителя.
Ожидания от работы
Ожидается, что ассистенты учителей будут сотрудничать как члены школьного коллектива, в том числе:
- демонстрируя этическое поведение;
- решая конфликтные ситуации с уважением ко всем участникам;
- способствуя развитию уважения к ученикам и взрослым;
- уважая права учащихся и их продвижение;
- понимая роль ассистента учителя;
- разрабатывая соответствующие способы решения проблем и конфликтных ситуаций;
- переадресовывая информацию соответствующим работникам;
- передавая учителю информацию об ученике;
- принимая участие в тренинге и получении сертификации согласно требованиям по внедрению определенных интервенций (например, вспомогательных технологий, перевода на язык жестов, специфического медицинского ухода);
- соблюдая требования приватности и конфиденциальности;
- эффективно общаясь с учителями, которые занимаются персоналом и учащимися;
- знакомясь с политиками и процедурами школы и их соблюдением.
Контакт с учениками
Ассистенты учителей должны установить и поддерживать позитивные отношения с учениками через:
- отношение к школьникам с уважением, признанием их достоинства, учитывая физическое, социальное и психологическое развитие учащихся;
- развитие независимости и способности защищать собственные интересы, благодаря выделению времени для ожидания, подсказок, просмотра и закрепления;
- уважение к сильным сторонам и проблемам учащихся;
- поддержание эффективных отношений, основанных на сотрудничестве;
- демонстрации надлежащей реакции на взаимодействие, инициатором которой являются ученики.
Чего ассистент учителя не должен делать и за что не должен нести ответственность
Не должен:
- участвовать в планировании учебной программы, а должен помогать учителю, но не работать самостоятельно;
- выбирать учебный материал или методы обучения;
- оценивать школьные программы;
- оценивать труд учеников или достигнутый ими прогресс;
- оценивать деятельность других сотрудников;
- отчитываться перед родителями и опекунами или перед представителями внешних организаций (это работа учителя).
Роли и обязанности учителей и директоров
Обязанности учителей
Учителя ответственные за обучение учеников, находящихся под их присмотром и наблюдением. Они заботятся о безопасности и благополучии учащихся, а также — о планировании, обучении и оценке. Ответственность нельзя перекладывать на ассистентов учителей.
Учителя, работающие с ассистентом учителя, ответственные за:
- сотрудничество с ассистентом учителя, регулярное предоставление обратной связи, обсуждение конкретных задач с учетом потребностей учеников;
- обеспечение постоянной коммуникации с ассистентом учителя (например, через коммуникативные книги, записи в журнале и обсуждение);
- информирование ассистента учителя о процессах, которые происходят в классе;
- информирование о необходимости соблюдения конфиденциальности в вопросе отношений дома и в школе и моделирования ситуаций;
- решение конфликтов с ассистентом учителя;
- выполнение функций основного контактного лица для родителей и опекунов;
- информирование директора школы об отсутствии учеников, которым помогает ассистент учителя, чтобы вовремя внести изменения в расписание работы или задачи ассистента учителя;
- сотрудничество с директором в пределах должностных обязанностей и оценку работы ассистента учителя.
Обязанности директоров
Директор — это лидер образовательного учреждения, который несет общую ответственность за функционирование школы, включая работу ассистентов учителей.
Директора школ ответственные за:
- ежедневное руководство, надзор и оценку работы школьного персонала, включая ассистентов учителей;
- формирование расписания, определение обязанностей и наблюдение за ассистентами учителей совместно с учителями и другими специалистами;
- предоставление информации ассистентам учителей по соответствующим политикам, процедурам и практикам;
- удовлетворение потребностей ассистентов учителей в обучении совместно с педсоветом школы.
Итак, роль ассистента учителя состоит в том, чтобы помочь учителям поддержать успешную инклюзию детей с особыми потребностями. Школьники имеют немало сильных сторон и потребностей. Поэтому каждая школа должна оценить потребности учащихся и определить, как в данных условиях лучше удовлетворить их. Ассистенты учителей внесли значительный вклад в инклюзию детей со специальными потребностями в канадские школы и другие учреждения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
350053, Краснодарский край, г. Краснодар,ул. им. Марины Цветаевой, д. 4 |
|
email: school106@kubannet.ru | |
email: school106@kubannet.ru | |
тел: (861) 216-97-45 |