УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Авиационного техника по планеру и двигателям 4-го разряда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность авиационного техника по планеру и двигателям 4-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность авиационного техника по планеру и двигателям 4-го разряда назначается лицо, имеющее профессиональное образование, подготовку по установленной специальной программе и стаж работы в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда не менее двух лет.
1.5. В практической деятельности авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда должен руководствоваться:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда должен знать:
- общие сведения о летно-технических характеристиках летательных аппаратов и воздушных судов;
- конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов воздушных судов, правила технической эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;
- правила ухода за поверхностью воздушных судов, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки воздушных судов;
- эксплуатационные зазоры и технические допуски;
- правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены);
- способы обнаружения и устранения неисправностей;
- правила хранения и консервации воздушных судов, двигателей и агрегатов;
- правила и порядок технического обслуживания и подготовки воздушных судов к летным испытаниям;
- материалы, применяемые при техническом обслуживании, и их свойства;
- конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании;
- места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений;
- порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка воздушных судов, принятие его на место стоянки, очистка воздушных судов от наземного обледенения);
- правила приема-передачи воздушных судов экипажу и охране;
- документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения;
- систему допусков и посадок.
1.7. В период временного отсутствия авиационного техника по планеру и двигателям 4-го разряда (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Техническое обслуживание летательных аппаратов легкого и сверхлегкого типа и установленных на них двигателей.
2.2. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов II-III классов или вертолетов I-II классов или менее ответственные работы технического обслуживания на самолетах I класса, либо одного и более типов самолетов II-IV классов или вертолетов II-IV классов на оперативных формах технического обслуживания.
2.3. Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации.
2.4. Проведение демонтажа-монтажа агрегатов систем планера и авиадвигателей для выполнения восстановительных работ, отправки на ремонт и хранение.
2.5. Внешний осмотр (дефектация без применения спецсредств) планера со вскрытием и без вскрытия лючков на отсутствие:
- поломок, хлопунов, вмятин, царапин, следов негерметичности гидрогазовых коммуникаций;
- повреждений лакокрасочных и защитных покрытий;
- повреждений остекления (трещин, сколов, расслоения и серебра) фонарей, окон;
- недопустимых зазоров, износов, люфтов;
- коррозии и загрязнений и других механических повреждений.
2.6. Измерение давления с помощью приспособлений, визуальная проверка давления (пневматиков по обжатию, амортизаторов по усадке).
2.7. Промывка маслом трущихся поверхностей (с частичной или полной разборкой), противопожарная обработка, химическая очистка, удаление загрязнений с промывкой объекта, слив отстоя горюче-смазочных материалов, визуальная или инструментальная проверка объекта, взятие пробы горюче-смазочных материалов.
2.8. Восстановление лакокрасочных покрытий без удаления коррозии, мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловка трещин, установка накладок), восстановление маркировки тяг управления.
В случае служебной необходимости авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы авиационного техника по планеру и двигателям 4-го разряда осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы авиационного техника по планеру и двигателям 4-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы авиационного техника по планеру и двигателям 4-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.
(подпись)
Авиационный техник по планеру
и двигателям 4-го — 8-го разрядов
------------------------------ (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ИНСТРУКЦИЯ ------------------------------ (наименование должности) 00.00.0000 N 000 --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) Авиационного техника 00.00.0000 по планеру и двигателям 4-го - 8-го разрядов 1.1. Авиационный техник по планеру и двигателям является рабочим и подчиняется непосредственно ______________________________________________. (наименование должности руководителя)
1.2. На работу авиационным техником по планеру и двигателям:
— 4-го разряда принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование;
— 5-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 4-го разряда не менее двух лет; при наличии сертификата — право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом);
— 6-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 5-го разряда не менее трех лет; при наличии сертификата — право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом);
— 7-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 6-го разряда не менее трех лет;
— 8-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 7-го разряда не менее трех лет.
1.3. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда должен знать:
— общие сведения о летно-технических характеристиках летательных аппаратов и воздушных судов (ВС);
— конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов ВС, правила технической эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;
— правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки ВС;
— эксплуатационные зазоры и технические допуски;
— правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены);
— способы обнаружения и устранения неисправностей;
— правила хранения и консервации ВС, двигателей и агрегатов;
— правила и порядок технического обслуживания и подготовки воздушных судов (ВС) к летным испытаниям;
— материалы, применяемые при техническом обслуживании, и их свойства;
— конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании;
— места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений;
— порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка ВС, принятие его на место стоянки, очистка ВС от наземного обледенения);
— правила приема-передачи ВС экипажу и охране;
— документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения;
— систему допусков и посадок;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— производственную сигнализацию;
— порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
— правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.4. Авиационный техник по планеру и двигателям 5-го разряда должен знать:
— документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пункте 1.3 настоящей инструкции;
— эксплуатационные особенности материальной части обслуживаемых летательных аппаратов и ВС, их двигателей и агрегатов;
— технологию подготовки ВС к летным испытаниям, программу летных испытаний, методы доводки и регулировочные работы на ВС после испытаний;
— основные сведения по технологии производства и ремонта ВС и авиадвигателей, методику ресурсных испытаний ВС;
— особенности организации и содержания технического обслуживания ВС на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования;
— порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом;
— порядок запуска и опробования авиадвигателей;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.5. Авиационный техник по планеру и двигателям 6-го разряда должен знать:
— документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 и 1.4 настоящей инструкции;
— эксплуатационно-технические данные и конструкцию обслуживаемых летательных аппаратов и ВС в целом, его двигателей и систем, их функции, принцип работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;
— порядок выполнения работ общего вида по запуску и опробованию двигателей и вспомогательных силовых установок (ВСУ);
— порядок проведения дефектации, проверки работоспособности авиатехники (АТ) и методы выявления и устранения ее отказов и неисправностей;
— технологию замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) обслуживаемого ВС;
— устройство и правила работы с аппаратурой, применяемой для токовихревой, акустической и рентгеновской дефектоскопии;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.6. Авиационный техник по планеру и двигателям 7-го разряда должен знать:
— документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 — 1.5 настоящей инструкции;
— конструкцию и особенности модификаций летательных аппаратов и ВС, алгоритмы и методы выполнения работ с применением персональной ЭВМ;
— правила работы на диагностическом оборудовании, методы неразрушающего контроля, правила их применения и порядок оценки результатов контроля технического обслуживания и ремонта (ТО и Р);
— порядок выполнения регулировочных работ, причины возникновения неисправностей и способы их устранения, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля состояния АТ;
— особенности конструкции модульных двигателей, порядок демонтажа-монтажа отдельных модулей, перечень ремонтно-восстановительных работ, выполняемых на авиационно-технической базе (АТБ);
— оборудование, используемое при ремонте модульных двигателей;
— технологию запуска и опробования двигателей;
— организацию контроля качества технического обслуживания;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.7. Авиационный техник по планеру и двигателям 8-го разряда должен знать:
— документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 — 1.6 настоящей инструкции;
— комплектацию информационно-управляющей системы АТБ;
— информационное обеспечение и управление процессом эксплуатации АТ;
— программы поиска и устранения неисправностей агрегатов, систем ВС с использованием бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных АТБ;
— порядок контроля и проведения доработок АТ по бюллетеням промышленности, оформление результатов работ;
— организацию работы по техническому обслуживанию ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации;
— порядок передачи ВС между АТБ и авиаремонтным заводом (АРЗ), между сменой цеха и экипажем;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.8. Авиационный техник по планеру и двигателям более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить авиационными техниками по планеру и двигателям более низкого разряда.
1.9. Авиационный техник по планеру и двигателям для выполнения работ с горюче-смазочными материалами должен иметь допуск к самостоятельному техническому обслуживанию воздушных судов.
1.10. __________________________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Перед началом рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:
1) получает производственное задание;
2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
3) принимает смену;
4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
5) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.2. В процессе работы авиационный техник по планеру и двигателям:
1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;
2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;
4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;
7) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3. В течение рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:
2.3.1. 4-го разряда:
1) осуществляет техническое обслуживание:
— летательных аппаратов легкого и сверхлегкого типа и установленных на них двигателей;
— планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов II — III классов или вертолетов I — II классов или менее ответственные работы технического обслуживания на самолетах I класса, либо одного и более типов самолетов II — IV классов или вертолетов II — IV классов на оперативных формах технического обслуживания;
— летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации;
2) проводит демонтаж-монтаж агрегатов систем планера и авиадвигателей для выполнения восстановительных работ, отправки на ремонт и хранение;
3) производит внешний осмотр (дефектацию без применения спецсредств) планера со вскрытием и без вскрытия лючков на отсутствие:
— поломок, хлопунов, вмятин, царапин, следов негерметичности гидрогазовых коммуникаций;
— повреждений лакокрасочных и защитных покрытий;
— повреждений остекления (трещин, сколов, расслоения и серебра) фонарей, окон;
— недопустимых зазоров, износов, люфтов;
— коррозии и загрязнений и других механических повреждений;
4) проводит измерение давления с помощью приспособлений, визуальную проверку давления (пневматиков по обжатию, амортизаторов по усадке);
5) производит промывку маслом трущихся поверхностей (с частичной или полной разборкой), противопожарную обработку, химическую очистку, удаление загрязнений с промывкой объекта, слив отстоя ГСМ, визуальную или инструментальную проверку объекта, взятие пробы ГСМ;
6) выполняет восстановление лакокрасочных покрытий без удаления коррозии, мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловку трещин, установку накладок и т.п.), восстановление маркировки тяг управления;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.2. 5-го разряда:
1) производит техническое обслуживание:
— по сложным регламентам летательных аппаратов среднего или легкого типа и установленных на них двигателей;
— планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов I класса или вертолетов I класса или до двух типов самолетов II — III классов или вертолетов II — III классов, либо до трех типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания;
— летательных аппаратов тяжелого типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации;
2) выполняет основные виды работ по техническому обслуживанию:
— демонтаж-монтаж агрегатов после проверки их на монтажном участке или в лаборатории;
— дефектацию всеми методами планера и агрегатов обслуживаемых ВС;
— осмотр фильтров на отсутствие загрязнений, повреждений фильтрующих элементов, некондиционности уплотнений;
— осмотр уязвимых мест закрепленной зоны объекта с помощью лупы для проверки отсутствия трещин;
— проверку наличия необходимого количества спецжидкостей, газов и дозаправку (дозарядку) до требуемой нормы (или заправку до нормы незаправленных систем);
— поддержание и восстановление надежности изделий (подтяжку крепежных изделий, имеющих контровку или металлизацию, восстановление контровки, металлизации, пломбирование регулировочных винтов);
— регулировку механических усилий, люфтов, зазоров, взаимного положения деталей;
— балансировку рулей системы управления;
— устранение деформаций, царапин и трещин на силовых элементах и обшивке;
— замену агрегатов и узлов с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность;
— восстановление лакокрасочных покрытий в местах повреждения с предварительным удалением коррозии и демонтажом изделия;
— полную замену покрытия с предварительным удалением его, выполняемую после демонтажа изделия с ВС;
— укрупненный ремонт элементов конструкции с применением демонтажных работ;
3) осуществляет контроль за техническим состоянием объекта на отсутствие люфтов и износов соединений, повреждений заклепочных, болтовых и винтовых соединений, проверку работоспособности и предупреждение нарушений работоспособности из-за воздействия на изделие влаги, спецжидкостей;
4) подготавливает ВС к летным испытаниям;
5) ведет протокол испытаний;
6) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.3. 6-го разряда:
1) производит техническое обслуживание:
— по особо сложным регламентам серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации, и летательных аппаратов головных серий;
— планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения или до трех типов ВС II — III классов, либо до четырех типов ВС, из них два типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания;
2) выполняет основные виды работ по техническому обслуживанию ВС:
— токовихревую, акустическую и рентгеновскую дефектоскопию;
— осмотр с помощью эндоскопа недоступных и труднодоступных для прямого осмотра зон;
— осмотр деталей систем управления ВС и двигателей для проверки свободного движения элементов на полный угол или на полный ход при движении в прямом и обратном направлениях, правильного положения (прохождения тросов по роликам), отсутствия течи, недопустимых потертостей тросов и тяг управления, люфтов в соединениях;
— осмотр горячих частей двигателя, обогреваемых элементов планера и силовой установки для обеспечения отсутствия перегрева, коробления, металлического налета и оплавления, трещин;
— осмотр внутренних поверхностей агрегатов систем в лабораторных условиях (со вскрытием) с помощью оптических средств;
— проверку работоспособности систем ВС и проверку параметров объектов обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (по бортовым приборам и сигнализации);
— проверку герметичности агрегатов и систем с помощью приспособлений;
— проверку под давлением трубопроводов систем кондиционирования воздуха в кабинах (СКВ) и противооблединительных систем (ПОС);
— регулировку систем с целью восстановления эксплуатационных параметров;
— замену агрегатов, узлов и деталей планера по отработке ресурса и отказавших с последующей регулировкой;
— устранение особо сложных неисправностей по планеру, не устраняющихся заменой или не проявляющихся на земле;
3) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.4. 7-го разряда:
1) производит техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения или двух типов ВС I класса, либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов самолетов I класса на оперативных формах технического обслуживания;
2) осуществляет контроль за качеством ТО и Р, выполняемых рабочими более низкой квалификации;
3) выполняет наземную отработку систем самолета (вертолета) и двигателей выпускаемого заводом самолета и его модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний;
4) производит обслуживание испытательных полетов на базовом и внебазовом аэродромах, устранение замечаний, выявленных в испытательных полетах;
5) выполняет основные работы по техническому обслуживанию:
— сложные диагностические работы (разовые проверочные работы наиболее уязвимых мест, систем и изделий планера и двигателей) по бюллетеням промышленности;
— сложные работы технологического обслуживания;
— осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на предупреждение отказов изделий и своевременное проведение ремонта изделий по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и результатам планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа;
— технологически связанные регулировочные работы с применением специализированной контрольно-проверочной аппаратуры (КПА);
— поиск и устранение функциональных отказов систем и изделий путем замены агрегатов (деталей) системы автоматического регулирования давления (САРД), управления, топливной и гидрогазовой систем двигателя;
— поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта систем и изделий планера и двигателей с использованием компьютерных программ и стендового оборудования;
— проведение всех видов наземных испытаний ВС, проверку и регулировку систем управления;
— полную техническая подготовку ВС к испытаниям в воздухе и устранению неисправностей после испытаний;
— контроль за качеством выполнения ТО и Р и восстановительного ремонта (ВР) планера и авиационных двигателей;
— контроль за правильностью оформления эксплуатационно-технической документации;
6) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3.5. 8-го разряда:
1) производит техническое обслуживание опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах и планера, и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения;
2) осуществляет контроль за работами, выполненными рабочими более низкой квалификации;
3) выполняет практическую отработку технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков при испытаниях;
4) выполняет основные работы по техническому обслуживанию:
— проведение комплексных регулировочных работ на сложных и взаимосвязанных системах планера и двигателей на широкофюзеляжных самолетах или самолетах нового поколения;
— осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов агрегатов, систем ВС, и своевременное проведение ремонта по замечаниям экипажа ВС, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми системами контроля, а также по результатам планового контроля при технической эксплуатации ВС;
— поиск причины редко встречающегося отказа всех типов базовых самолетов;
— доводку узлов, агрегатов ВС;
— устранение наиболее сложных неисправностей отказавших агрегатов, изделий, систем с последующей регулировкой;
— анализ и оценку технического состояния агрегатов, изделий, систем всех типов базовых ВС с применением компьютерных программ;
— самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации;
— контроль качества работ ТО и Р и ВР отдельных агрегатов, узлов, изделий, систем планера и двигателей, выполненных авиатехниками более низкой квалификации;
— участие в расследовании авиационных происшествий;
— участие в создании компьютерных программ по совершенствованию процессов ТО и Р или ВР;
— сдачу (прием) ВС в ремонт;
— осуществление приема-сдачи ВС, находящегося на ТО и Р, из смены в смену;
5) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
- ____________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.4. В конце рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:
1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;
2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
3) сдает установленную отчетность;
4) производит осмотр (самоосмотр);
5) сдает смену;
6) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)
3. Права
При выполнении своих обязанностей авиационный техник по планеру и двигателям обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.
4. Ответственность
4.1. Авиационный техник по планеру и двигателям привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
4.2. Авиационный техник по планеру и двигателям несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
4.3. Авиационный техник по планеру и двигателям за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
4.4. ___________________________________________________________________.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящая инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик профессии "Авиационный техник по планеру и двигателям 4 - 8-й разряд" (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 53. Раздел "Эксплуатация и летные испытания летальных аппаратов (воздушных судов)", утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 13.04.2000 N 30), __________________________. (реквизиты иных актов и документов) 5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ___________________________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей ___________________________________________________________________________ инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре __________________________________________________________________________. инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
5.3. ___________________________________________________________________.
Какие должностные обязанности у АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИК ПО ПЛАНЕРУ И ДВИГАТЕЛЯМ?
- Выполнение проверок и осмотров летательного аппарата и его систем под руководством инженера-технолога.
- Проведение технического обслуживания и ремонта планера и двигателей в соответствии с регламентом.
- Определение технической готовности летательного аппарата к полетам.
- Выполнение диагностики и устранение возможных неисправностей в работе и конструкции летательного аппарата.
- Осуществление работ по замене и установке деталей и узлов планера и двигателей.
- Подготовка документов подтверждающих состояние летательного аппарата и выполненные работы.
- Соблюдение стандартов безопасности и техники безопасности при проведении работ.
Авиационный механик по планеру
и двигателям 2-го, 3-го разрядов——————————
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ИНСТРУКЦИЯ
——————————
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
——— ——————-
(подпись) (инициалы, фамилия)
Авиационного механика 00.00.0000
по планеру и двигателям
2-го, 3-го разрядов
1. Общие положения 1.1. Авиационный механик по планеру и двигателям является рабочим и
подчиняется непосредственно _________________ __________________________.
(наименование должности руководителя)
1.2. На работу авиационным механиком по планеру и двигателям:
— 2-го разряда принимается лицо, имеющее подготовку по установленной специальной программе;
— 3-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее подготовку по установленной специальной программе и стаж работы авиационным механиком по планеру и двигателем 2-го разряда не менее двух лет.
1.3. Авиационный механик по планеру и двигателям 2-го разряда должен знать:
— общие сведения по конструкции обслуживаемых типов летательных аппаратов и воздушных судов (ВС), их двигателей и соответствующих элементов;
— правила пользования техническими описаниями и схемами обслуживаемой авиатехники (АТ);
— эксплуатационно-техническую документацию;
— правила технической эксплуатации, хранения и консервации обслуживаемой АТ;
— применяемые при техническом обслуживании основные смазки, жидкости и материалы, их назначение;
— назначение и принцип действия аэродромного оборудования, приспособлений, инструментов, их маркировку;
— все виды регламентов технического обслуживания;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— производственную сигнализацию;
— порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
— правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
— _________________ _______________________ _________________.
(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.4. Авиационный механик по планеру и двигателям 3-го разряда должен знать:
— документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пункте 1.3 настоящей инструкции;
— основные конструктивные и технические данные обслуживаемых типов летательных аппаратов и ВС и их двигателей;
— назначение и принцип работы основных узлов и агрегатов обслуживаемой АТ;
— эксплуатационно-техническую документацию, правила технической эксплуатации, регламенты и технологию технического обслуживания, хранения и консервации обслуживаемой АТ;
— назначение, марки, сорта, нормы расхода материалов, применяемых при техническом обслуживании ВС;
— виды коррозии и способы ее предотвращения;
— _________________ _______________________ _________________.
(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.5. Авиационный механик по планеру и двигателям 3-го разряда должен уметь выполнять работы, указанные в пункте 2.3.1 настоящей инструкции, а также руководить авиационными механиками по планеру и двигателям 2-го разряда.
1.6. Авиационный механик по планеру и двигателям для выполнения работ с горюче-смазочными материалами должен иметь допуск к самостоятельному техническому обслуживанию воздушных судов.
1.7. _________________ _______________________ _________________.
2. Обязанности
2.1. Перед началом рабочего дня (смены) авиационный механик по планеру и двигателям:
1) получает производственное задание;
2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
3) принимает смену;
4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
5) _________________ _______________________ _________________.
(иные обязанности)
2.2. В процессе работы авиационный механик по планеру и двигателям:
1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;
2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;
4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;
7) _________________ _______________________ _________________.
(иные обязанности)
2.3. В течение рабочего дня (смены) авиационный механик по планеру и двигателям:
2.3.1. 2-го разряда:
1) выполняет подготовительно-заключительные работы при техническом обслуживании летательных аппаратов и установленных на них двигателей по техническим регламентам и техническое обслуживание под руководством авиационного техника по планеру и двигателям ВС III и IV классов;
2) выполняет подготовительно-заключительные работы при техническом обслуживании планера и двигателей ВС:
— установку, перемещение и уборку стремянок, трапов, специального снаряжения;
3) осуществляет подготовку объектов к техническому обслуживанию:
— снятие заглушек, чехлов, стопоров, колодок;
— подсоединение и отсоединение водила при буксировке, подключение и отключение источников гидро- и газоснабжения;
— очистку с промывкой агрегатов, промывку и смазку шарнирных соединений открытого типа, закрепление (швартовку) ВС;
— _________________ _______________________ _________________.
(иные обязанности)
2.3.2. 3-го разряда:
1) производит техническое обслуживание под руководством авиационного техника по планеру и двигателям сверхлегких летательных аппаратов и установленных на них двигателей по различным видам регламентных работ средней сложности и ВС III и IV классов:
— очистку агрегатов ВС без применения средств механизации и без промывки;
— наружную смазку или зашприцовку масла через пресс-масленки (без разборки соединений);
— смазку жидким маслом трущихся поверхностей, узлов, сочленений (без разборки соединений);
— смазку через зазоры в сочленениях, покрытие смазкой поверхностей в целях консервации;
— слив конденсата или скопившихся жидкостей;
2) выполняет демонтажно-монтажные работы для обеспечения выполнения работ в зоне демонтируемого изделия;
3) производит внешний осмотр планера, двигателей и их систем:
— проверку правильности положения и плотности закрытия лючков, дверей, отсутствия посторонних предметов, загрязнений, закупорки дренажных отверстий и других очевидных повреждений, цветной дефектоскопии;
4) проводит несложные работы по текущему ремонту;
5) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, указанные в пункте 2.3.1 настоящей инструкции;
— _________________ _______________________ _________________.
(иные обязанности)
2.4. В конце рабочего дня (смены) авиационный механик по планеру и двигателям:
1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;
2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
3) сдает установленную отчетность;
4) производит осмотр (самоосмотр);
5) сдает смену;
6) _________________ _______________________ _________________.
(иные обязанности)
3. Права
При выполнении своих обязанностей авиационный механик по планеру и двигателям обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.
4. Ответственность
4.1. Авиационный механик по планеру и двигателям привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
4.2. Авиационный механик по планеру и двигателям несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
4.3. Авиационный механик по планеру и двигателям за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
4.4. _________________ _______________________ _________________.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящая инструкция разработана на основе
тарифно-квалификационных характеристик профессии «Авиационный механик по
планеру и двигателям, 2-й, 3-й разряды» (Единый тарифно-квалификационный
справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 53. Раздел «Эксплуатация и
летные испытания летальных аппаратов (воздушных судов)», утвержденный
Постановлением Минтруда РФ от 13.04.2000 N 30),
_________________ ___________________.
(реквизиты иных актов и документов)
5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
_________________ _______________________ _______________________
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
_________________ _______________________ _______________________.
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
5.3. _________________ _______________________ _________________.
4-й разряд
Характеристика работ. Техническое обслуживание летательных аппаратов легкого и сверхлегкого типа и установленных на них двигателей. Техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов II-III классов или вертолетов I-II классов или менее ответственные работы технического обслуживания на самолетах I класса, либо одного и более типов самолетов II-IV классов или вертолетов II-IV классов на оперативных формах технического обслуживания. Техническое обслуживание летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации. Проведение демонтажа-монтажа агрегатов систем планера и авиадвигателей для выполнения восстановительных работ, отправки на ремонт и хранение. Внешний осмотр (дефектация без применения спецсредств) планера со вскрытием и без вскрытия лючков на отсутствие: поломок, хлопунов, вмятин, царапин, следов негерметичности гидрогазовых коммуникаций; повреждений лакокрасочных и защитных покрытий; повреждений остекления (трещин, сколов, расслоения и серебра) фонарей, окон; недопустимsх зазоров, износов, люфтов; коррозии и загрязнений и других механических повреждений. Измерение давления с помощью приспособлений, визуальная проверка давления (пневматиков по обжатию, амортизаторов по усадке). Промывка маслом трущихся поверхностей (с частичной или полной разборкой); противопожарная обработка, химическая очистка, удаление загрязнений с промывкой объекта; слив отстоя ГСМ, визуальная или инструментальная проверка объекта; взятие пробы ГСМ. Восстановление лакокрасочных покрытий без удаления коррозии; мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловка трещин, установка накладок и т.п.); восстановление маркировки тяг управления.
Должен знать: общие сведения о летно-технических характеристиках летательных аппаратов и ВС; конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов ВС, правила технической эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания; правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки ВС; эксплуатационные зазоры и технические допуски; правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены); способы обнаружения и устранения неисправностей; правила хранения и консервации ВС, двигателей и агрегатов; правила и порядок технического обслуживания и подготовки ВС к летным испытаниям; материалы, применяемые при техническом обслуживании и их свойства; конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании; места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений; порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка ВС, принятие его на место стоянки, очистка ВС от наземного обледенения); правила приема-передачи ВС экипажу и охране; документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения; систему допусков и посадок.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ
Демонтаж-монтаж: трубопроводов, конденсаторов короба СКВ; фильтров и осушительных патронов САРд; кресла пилотов; электромагнитных кранов, трубопроводов системы управления; агрегатов ПОС крыла; створок и механизмов управления шасси; сливных баков, насосов системы удаления отбросов; эксплуатационных лючков, замков створок пилонов и гондол двигателя; лобовых стекол, форточек; узлов навески эксплуатационных лючков; фильтров топливной системы и стартера силовой установки.
Осмотр и дефектация: теплозвукоизоляции СКВ; кресла пассажирского; грузового оборудования; гидромотора привода закрылков; узлов крепления дренажного бака гидросистемы; трубопроводов и агрегатов воздушно-тепловой ПОС двигателя; агрегатов водоснабжения и удаления отбросов; обшивки, уплотнений дверей, люков, створок; полов верхней и нижней палуб; узлов крепления двигателей на пилонах; дренажных отверстий в обшивке горизонтального и вертикального оперения, узлов и деталей каркаса фонаря и кабины экипажа; узлов и гнезд под гидроподъемники на крыле; фильтроэлементов сигнализации стружки в маслосистеме двигателя.
Работы общего вида (технологическое обслуживание): дозаправка самолета топливом; зарядка воздухом пневматиков колес; зарядка гидроаккумуляторов; наружная консервация (расконсервация) двигателя; предупреждение обледенения ВС на земле.
Профилактические работы: очистка от загрязнений направляющих лифтов; баков гидросистемы; лобовых стекол, форточек; дренажных отверстий дверей, люков, створок; фильтров топливной и масляной систем двигателя; слив жидкости из подогревателей системы водоснабжения; смазка наружных и внутренних поверхностей винтовых механизмов управления элеронами, РН, РВ.
Контроль технического состояния: крепления заслонок СКВ, кресел пилотов и пассажирских, пневматиков шасси, створок грузолюка, кожуха камеры сгорания, воздухозаборника двигателя, грузового и швартовочного оборудования; чистоты дренажных выводов топливной системы, фильтроэлементов маслофильтра двигателя; проверка уровня смазки в редукторах рулевого привода системы управления самолетом; спецжидкости АМГ-10 в гидробаке, воды в системе водоснабжения; давления в демпфере кресла пилота, в баках гидросистемы, пневматиках колес, разгрузочных полостях компрессора двигателя; герметичности (наружной) турбохолодильной установки СКВ, электрокранов управления самолетом, топливных баков и баков гидросистемы, пневматиков колес шасси, агрегатов системы водоснабжения; соответствия отклонений и нейтрального положения триммеров рулей поворота и элеронов; люфта эксплуатационных лючков хвостового оперения; продолжительности срабатывания клапанов и заслонок обогрева воздухозаборников двигателя; износа пневматиков колес, замков подвески передней опоры, лопаток I ступени компрессора и ВНА; зарядки пневматиков колес по обжатию и амортизаторов стоек шасси по усадке; легкости хода крыльчаток турбохолодильника СКВ, вращения роторов КНД, КВД двигателя; усилий срабатывания механизма спинки кресла, натяжения тросов механизмов перемещения фотолюков.
Восстановительные работы: регулировка давления пневматиков колес.
Инструкция:
Используя информацию данной статьи и
методику создания должностной инструкции, разработайте должностную
инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на
форуме. Мы всегда поможем и оценим.