Должностная инструкция дефектолога в детском саду

Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год: 

— ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ разработана в соответствии с Профстандартом «01.014 Педагог-дефектолог», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 136н от 13 марта 2023 г.; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки«, «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по направлению «Работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения развития или риск их возникновения»  без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • отсутствие статуса иностранного агента, согласно статье 46 п.4.1 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012.

1.4. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.5. Учитель-дефектолог непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.

1.6. Учитель-дефектолог ДОУ должен знать:

  • законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего и дошкольного возраста;
  • законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность;
  • законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога;
  • федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные;
  • теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы ранней помощи и дошкольного образования;
  • основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных условий реализации адаптированных образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • закономерности и этапы онтогенеза психического развития в норме и при нарушениях развития;
  • клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями;
  • направления и содержание ранней коррекционной помощи, коррекционно-развивающих занятий по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования;
  • принципы и подходы к реализации технологий ранней коррекционной помощи, коррекционно-развивающих занятий в дошкольном образовании;
  • пути достижения и способы оценки результатов освоения программ ранней коррекционной помощи, адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования;
  • методические и теоретические основы, принципы и требования к организации ранней коррекционной помощи, дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу в системе ранней помощи, дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • особенности семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • основы проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога;
  • основы самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога;
  • гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические нормативы);
  • санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);
  • нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.

1.7. Учитель-дефектолог ДОУ должен уметь:

  • определять направления и содержание образовательных программ, их компонентов с учетом возможностей и потребностей, индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • планировать и осуществлять непрерывный коррекционно-образовательный процесс для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • определять методы, средства оценки достижений детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с учетом индивидуальных образовательных потребностей;
  • отбирать и применять формы, методы, приемы и средства организации деятельности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • использовать специальные коррекционно-развивающие технологии, дидактические средства с учетом типологии варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • проектировать социальную ситуацию и условия сопровождения развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, в том числе при применении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • применять технологии воспитания детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • обеспечивать охранительный педагогический режим, учитывающий особенности здоровья детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска;
  • осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, включая электронный документооборот;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога.

1.8. Учитель-дефектолог должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.

2. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог ДОУ выполняет следующие обязанности:

2.1. Осуществляет деятельность, которая направлена на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с ограниченными возможностями, с инвалидностью, с нарушением развития и детей группы риска.

2.2. Проводит обследование детей раннего и дошкольного возраста с целью выявления особенностей развития ребенка, структуры и степени имеющейся выраженности нарушения развития.

2.3. Разрабатывает, реализовывает и корректирует программы образования и психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, группы риска.

2.4. Осуществляет систематические оценки индивидуального развития, коррекции нарушений развития, социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями, с инвалидностью, детей группы риска, в том числе методом педагогического наблюдения.

2.5. Планирует и проводит коррекционно-развивающие занятия с учетом особых образовательных потребностей, варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска.

2.6. Занимается организацией специальной образовательной среды, созданием социальной ситуации развития детей раннего и дошкольного возраста группы риска, с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, с комплексными нарушениями развития.

2.7. Занимается формированием и развитием доступных видов деятельности у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска в процессе реализации образовательных программ, программ психолого-педагогической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

2.8. Формирует у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью доступного им уровня социальных умений и навыков на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, проводит  расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в доступных для них формах.

2.9. Формирует у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью культуры общения и осмысленного, безопасного, социально приемлемого поведения в доступных для них формах.

2.10. Поддерживает тесный контакт с воспитателями групп и другими педагогическими работниками ДОУ по закреплению положительных результатов коррекции развития у детей дошкольного возраста возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и нарушениями развития.

2.11. Осуществляет наблюдение за динамикой развития детей, прошедших курс коррекционных занятий, с помощью периодических обследований воспитанников.

2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах.

2.14. Уважительно и заботливо относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

2.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.

2.16. Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе.

2.17. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.

2.18. Своевременно информирует заведующего ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

2.19. Своевременно доносит информацию до заведующего ДОУ, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.

2.20. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.

2.21. Неукоснительно выполняет требования должностной инструкции учителя-дефектолога  ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность в ДОУ.

2.22. Соблюдает правила и нормы охраны труда, технику безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарные правила и гигиенические нормативы,  при этом несет персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.

3. Права

3.1. Учитель-дефектолог имеет право принимать непосредственное участие:

  • в разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;
  • в подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;
  • в смотрах-конкурсах детского сада, района, города;
  • в инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
  • в семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и информационно-методического центра.

3.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.

3.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.

3.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВМР и других узких специалистов детского сада.

3.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.

3.8. Представлять свой педагогический опыт, наработки, заслуживающие внимания, на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности.

3.9. Получать от руководства структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, относящимся к его деятельности.

3.10. Учитель-дефектолог также имеет право на все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.

4. Ответственность

4.1. Учитель-дефектолог детского сада несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

4.2. Учитель-дефектолог несет полную ответственность (в порядке, установленном трудовым законодательством) за неисполнение или не соответствующее исполнение, без уважительных на это причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детсада, законных распоряжений заведующего, других локальных нормативных актов, должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ, в том числе за неисполнение предоставленных ему прав.

4.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с психофизическим насилием над личностью ребенка, учитель-дефектолог может быть отстранен от занимаемой должности, согласно трудовому законодательству и Закону РФ «Об образовании», при этом увольнение работника не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.4. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарных правил и гигиенических нормативов в ходе обучения учитель-дефектолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

4.5. За любое виновное причинение дошкольному образовательному учреждению ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет полную материальную ответственность в порядке и пределах, утвержденных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель-дефектолог ДОУ:

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.

5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим детским садом.

5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.

5.4. Получает от заведующего ДОУ, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимыми документами.

5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и коллективом педагогов.

5.6. Ставит в известность заведующего ППС и руководителя детсада о возникновении трудностей в работе с родителями.

5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на совещаниях и во время семинаров.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.3. Факт ознакомления  сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК»
С.КЫЗЫЛ-ОЗЕК»

СОГЛАСОВАНО

Представитель
трудового коллектива

_______________
С.М.Нохрина

«___»  
___________   20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Огонек»
с.Кызыл-Озек»

_________________ Е.М.Суханова

«___»   ___________   20____г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящая
должностная инструкция разработана на основании Приказа Министерства
здравоохранения образования и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте
России 6 октября 2010 г. № 18638); в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ  от 17 октября 2013 года; в соответствии с
ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5
июля 2017 года, Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом Учреждения и
другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником
и работодателем.

1.2. Учитель-дефектолог относится к категории
педагогических работников, назначается и освобождается от должности приказом
заведующего ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно
заведующему ДОУ.

1.4. На должность учителя-дефектолога принимается лицо,
имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
подготовки в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

1.5. На должность учителя-дефектолога в соответствии с
требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью
в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся
или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное
преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за
исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и
оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против
семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности,
основ конституционного строя и безопасности государства, а также против
общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за
умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным
законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем,
утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
области здравоохранения.

1.6. В своей деятельности учитель-дефектолог
руководствуется:

       
Конституцией РФ;

       
Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

       
правилами и нормами охраны
труда и противопожарной защиты;

       
СанПин 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

       
Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования;

       
Приказом Министерства
образования и науки РФ от 24 марта 2010года № 209 «О порядке аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений»;

       
Уставом и локальными актами
ДОУ;

       
правилами внутреннего трудового
распорядка;

       
Коллективным договором;

       
приказами и распоряжениями
заведующего ДОУ;

       
настоящей должностной
инструкцией;

       
Трудовым договором и Договором
с родителями (законными представителями ребенка) и др.

1.6
Учитель-дефектолог работает по графику, утвержденному заведующей ДОУ, с
нагрузкой на 1 ставку – 20 часов в неделю.

1.6. Учитель-дефектолог должен знать:

      
Конвенцию о правах ребенка;

      
основы работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием;

      
приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации;

      
методы и формы, технологию
мониторинга деятельности воспитанников;

      
теорию и методику
воспитательной работы;

       возрастную и специальную педагогику и психологию;

       анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

       методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии
обучающихся (воспитанников);

       нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и
практической деятельности;

       программную методическую литературу по работе с обучающимися
(воспитанниками), имеющими нарушения в развитии;

       новейшие достижения дефектологической науки: методы и приемы работы с воспитанниками
с ограниченными возможностями здоровья;

       правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной
этики и соблюдать их;

       возрастную физиологию и гигиену;

       правила внутреннего трудового распорядка
образовательной организации;

       правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Функции

Основными
направлениями деятельности учителя-дефектолога являются:

2.1. 
Осуществляет работу,
направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений
и отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и
др.).

2.2. 
Разрабатывает план мероприятий,
направленных на профилактику нарушения развития у детей (воспитанников)
(консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей
(лиц, их заменяющих).

3. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог выполняет следующие
должностные обязанности:

3.1.      
Осуществляет профессиональную деятельность,
направленную на сохранение психического, соматического и социального
благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

3.2.      
Содействует охране прав обучающихся в соответствии
с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;

3.3.      
Соблюдает профессиональную этику, сохраняет
профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет
сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы,
если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем
и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

3.4.      
Ведет документацию по установленной форме и
использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;

3.5.      
Участвует в планировании и разработке развивающих и
коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и
возрастных особенностей воспитанников, обеспечении уровня подготовки
воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС;

3.6.      
Разрабатывает и использует:
коррекционно-развивающие (апробированные и авторские) программы и технологии.

3.7.      
Осуществляет работу, направленную на максимальную
коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в
развитии, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых,
слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

3.8.      
Осуществляет обследование воспитанников, определяет
структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

3.9.      
Комплектует группы для занятий с учетом
психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

3.10.  
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.11.  
Консультирует педагогических работников и родителей
(лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

3.12.  
Ведет необходимую документацию.

3.13.  
Реализует образовательные программы.

3.14.  
Изучает индивидуальные особенности, способности,
интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их
познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования
компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки
обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, федеральным государственным
требованиям.

3.15.  
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены,
а также современных информационных технологий.

3.16.  
Соблюдает права и свободы обучающихся,
воспитанников.

3.17.  
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся,
воспитанников в период образовательного процесса.

3.18.  
Участвует в работе педагогических, методических
советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

3.19.  
Знает приоритетные направления развития образовательной
системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики,
социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием и т.п.;

3.20.  
Вносит предложения по улучшению и оздоровлению
условий проведения образовательного процесса;

3.21.  
Систематически повышает свою профессиональную
квалификацию;

3.22.  
Использует методы формирования основных
составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной,
правовой);

3.23.  
Выполняет правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения;

3.24.  
Выполняет правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты.

4. Права

Учитель-дефектолог
имеет право:

4.1.
Участвовать в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом ДОУ;

4.2.
На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;

4.4.
Защищать свои интересы самостоятельно и/ или через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования,
связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

4.5.
На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6.
Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической
работы;

4.7.
Получать от воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей)
информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.7.
Повышать квалификацию;

4.8.
Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9.
Иные права, предусмотренные законодательством РФ

5. Ответственность

Учитель-дефектолог
несет ответственность:

5.1.
За неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава, должностной
инструкции психолога ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных
распоряжений заведующей детского сада, других локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.

5.2.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных
действующим трудовым законодательством РФ.

5.4.
За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных
действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

5.5.
За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в
пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским
законодательством РФ.

5.6.
За не соблюдение профессионально — этических норм, в основе которых лежат
благополучие обследуемых, корректность и сдержанность в публичных заявлениях,
конфиденциальность, гарантирующая сохранность  информации  об  обследуемых.

5.6.
За сохранность первичной документации (протоколов обследования, данных
экспериментов, журналов, индивидуальных консультаций и др.)

5.8.
За жизнь и здоровье детей, находящихся в данный момент с педагогом —
психологом. В случае необходимости оказывает первую медицинскую помощь.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель-дефектолог:

6.1.
Работает по графику, составленному и утвержденному заведующим ДОУ

6.2.
Планирует свою работу на каждый учебный год. План утверждается заведующим ДОУ
не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3.
Представляет заведующему письменный отчет о своей деятельности по окончании
учебного года;

6.4.
Получает от администрации ДОУ материалы нормативно-правового и
организационно-методического характера;

6.5.
Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками ДОУ,
родителями (законными представителями) воспитанников.

С
должностной инструкцией ознакомлен(а): _____________/___________________________/

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                                                       
        подпись                          расшифровка подписи

«___»_____________20__
г.

Копию
должностной инструкции получил(а): ____________/___________________________/

                                                                                       
подпись                расшифровка подписи

«____»
____________ 20__ г.  

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция учителя-дефектолога [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Учитель-дефектолог является педагогическим работником и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность учителя-дефектолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель-дефектолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.5. Учитель-дефектолог должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

— программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

— новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Учителю-дефектологу запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя-дефектолога;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

2.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

2.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Ведет необходимую документацию.

2.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору и освоению профессиональных программ.

2.9. Реализует образовательные программы.

2.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

2.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

2.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.15. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Учитель-дефектолог имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

ГАРАНТ:

Примечание: Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция дезинфектора в медицинском учреждении
  • Должностная инструкция дезинфектора в доу
  • Должностная инструкция дежурной медсестры санатория
  • Должностная инструкция дежурного электромонтера подстанции
  • Должностная инструкция дежурного электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования