Должностная инструкция инженера программиста в школе по профстандарту

Должностная инструкция системного администратора в школе

Должностная инструкция
системного администратора (инженера — системного программиста)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция системного администратора (инженера – системного программиста) в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 977 от 10.12.2009г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Системный администратор (инженер – системный программист) назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.
1.3. На должность системного администратора принимаются лица:

  • имеющие высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Системный администратор в школе непосредственно подчиняется заместителю директора по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) или заместителю директора по административно-хозяйственной работе.

1.5. Системный администратор руководствуется в своей работе:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам информатизации учебно-воспитательной деятельности, применения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школы, автоматизации работы администрации;
  • Уставом школы и Трудовым договором с сотрудником.
  • соблюдать инструкцию по охране труда для системного администратора

Системный администратор руководствуется Правилами внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкцией системного администратора в школе и иными локально-правовыми актами школы (в том числе, приказами директора).
1.6. Системный администратор (инженер) должен знать:

  • нормативные правовые акты, другие методические материалы и нормативные документы, касающиеся использования компьютерной техники и других ЭСО при обработке информации и применения современных информационных технологий;
  • эксплуатационные и технические характеристики, назначение, режимы работы, конструктивные особенности, правила технической эксплуатации оборудования локальных сетей, серверов, персональных компьютеров и периферийных устройств;
  • основы локальных сетей и принципы их построения;
  • аппаратное и программное обеспечение локальных сетей;
  • основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем;
  • основы проектирования информационных систем (сетей) (применительно к локальной вычислительной сети и Интернет) и сетевого оборудования;
  • основные форматы баз данных и принципы работы с ними;
  • программное, аппаратное обеспечение оборудования;
  • основные операционные системы, методы их установки и настройки;
  • основы и порядок технического обслуживания и ремонта персонального компьютера и периферийного оборудования;
  • основные принципы программирования, языки и методы системного программирования, в том числе протоколы обмена данными;
  • способы реализации комплексной защиты информации и методы предупреждения несанкционированного доступа к ней;
  • порядок ведения и оформления технической документации;
  • основы психологии и конфликтологии;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • нормы и правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, должностную инструкцию системного администратора (инженера) в школе.
  • правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при пожаре, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.7. Системный администратор школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

2. Функции

Основными направлениями деятельности системного администратора школы являются:
2.1. Обеспечение процессов создания, развития и бесперебойного функционирования внутришкольной локальной сети охватывающей все службы и подразделения школы.
2.2. Настройка базового программного и аппаратного обеспечения.
2.3. Определение и осуществление сетевой политики общеобразовательного учреждения.
2.4. Организация бесперебойной работы всех звеньев информационной системы школы, бесперебойного доступа в глобальную сеть Интернет.
2.5. Выполнение функции мастера обучения пользователей локальной сети и сети Интернет.

3. Должностные обязанности системного администратора

Системный администратор школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Строгое соблюдение трудовой и производственной дисциплины на рабочем месте.
3.2. Соблюдение Устава школы, Правил внутреннего трудового распорядка, Трудового договора с сотрудником, законодательства о труде, правил охраны труда, пожарной безопасности, требований настоящей должностной инструкции системного администратора (инженера — системного программиста) школы, а также локальных актов и приказов директора школы.
3.3. Выполнение поручений и приказов директора школы и заместителя директора по административно-хозяйственной работе в установленный срок.
3.4. Планирование своей работы, систематическое повышение своей профессиональной квалификации и компетенции.
3.5. Непосредственное участие в обеспечении функционирования школы при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
3.6. Осуществление технических работ по обеспечению информатизации школы:

  • создание, развитие, техническая и программная поддержка функционирования внутришкольной локальной сети школы;
  • выполнение работ по приобретению, обслуживанию, ремонту, наладке, настройке и усовершенствованию технических средств (копировальные аппараты, принтеры, сканеры, компьютеры, сетевое оборудование, web-камеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другие периферийные устройства и ЭСО), пополнению расходных материалов;
  • обеспечение сохранности и работоспособности технических средств, планирование своевременного обновления оборудования, профилактики, чистки, иного технического обслуживания.

3.7. Сопровождение и модернизация автоматизированной информационно-управляющей системы школы, автоматизированной системы работы администрации школы.
3.8. Выявление потребностей администрации образовательного учреждения в программных средствах.
3.9. Техническое сопровождение работы оборудования:

  • оперативное устранение мелких неисправностей технических средств;
  • организация своевременного и качественного ремонта компьютерной техники и периферийных устройств через организации, с которыми заключены школой договоры о ремонте и техническом обслуживании;
  • выявление потребностей учреждения в программно-технических средствах и расходных материалах;
  • осуществление инсталляции сетевого, операционного и прикладного программного обеспечения;
  • обеспечение устойчивой и бесперебойной работы локальной сети школы;
  • обеспечение безопасности при работе в сети Internet, установка антивирусных программ;
  • обслуживание пользователей школьной локальной сети (IP-адресация, распределение доступа);
  • внедрение и обслуживание современных технических и программных средств;
  • поддержка работы общешкольной локальной сети, Интернет-сервера осуществление их администрирования и бесперебойной работы.

3.10. Обеспечение надежности хранения информации, ее своевременное резервное копирования, архивирование и восстановление.
3.11. Осуществление своих функций и должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией и в объеме, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
3.12. Осуществление антивирусной защиты персональных компьютеров, локальной сети, сервера.
3.13. Обеспечение безопасности данных при работе в сети Интернет.
3.14. Проведение консультаций педагогов школы, технической помощи при работе с локальной сетью и ресурсами сети Интернет, по необходимости, проведение занятий для работников школы.
3.15. Осуществление технического обслуживания, функционирования и поддержки школьного сайта, предоставление консультаций специалистам, ответственным за его наполнение.
3.16. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении и общественных местах.
3.17. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.
3.18. Безотлагательно сообщает директору школы или дежурному администратору о каждом несчастном случае, оказывает первую помощь пострадавшему.

4. Права системного администратора школы

Системный администратор школы имеет право:
4.1. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения в устном и письменном виде.
4.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката в случае служебного расследования, связанного с нарушением работником норм профессиональной этики.
4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.5. Требовать от пользователей информационной среды соблюдения инструкций по эксплуатации оборудования и программного обеспечения.
4.6. В установленном порядке повышать свою квалификацию на специализированных семинарах и курсах.
4.7. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
4.8. Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в работе технических и программных средств, ремонтных работах оборудования.
4.9. На поощрения по результатам работы.

5. Ответственность системного администратора школы

Специалист по обслуживанию компьютерной техники (системный администратор) школы несет ответственность:
5.1. За бесперебойную работу всех узлов информационной системы учебного заведения.
5.2. За достоверность отчетности предоставляемой информационной системой.
5.3. За сохранность информации.
5.4. За невыполнение приказов и инструкций по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности.
5.5. За соблюдение в полном объеме должностной инструкции системного администратора (инженера) в школе.
5.5. За неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации образовательного учреждения информации о происшедшем несчастном случае.
5.6. За неисполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, приказов администрации школы, а также должностных обязанностей системного администратора (специалиста по обслуживанию компьютерной техники), в том числе за не использование предоставленных прав, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.7. За виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) должностной инструкции системного администратора школы (инженера) школы несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности

Системный администратор (инженер) школы:
6.1. Работает в тесном контакте с администрацией школы, лаборантом и педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.
6.2. Информирует директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХЧ о технических и программных недостатках в обеспечении образовательной деятельности, в автоматизации работы администрации, технического сопровождения работы педагогов школы, в качественном и бесперебойном функционировании общешкольной локальной сети. Вносит свои предложения по устранению недостатков и улучшению функциональных возможностей компьютерной техники, периферийных устройств, сетевого оборудования, программного.
6.3. Получает от администрации учебного учреждения информацию нормативно-правового характера, приказы директора и вышестоящих структур, знакомится под подпись с документацией, относящейся непосредственно к нему.
6.4. Систематически обменивается полезной информацией с педагогическим коллективом и администрацией школы по вопросам, входящим в его компетенцию.
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию системного администратора разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности кабинета информатики

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Инженера — системного программиста школы

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция инженера — системного программиста в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 977 от 10.12.2009 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Инженер — системный программист школы назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. На должность инженера — системного программиста школы принимаются лица:

  • имеющие высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Инженер — системный программист в школе находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) или заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

1.5. Инженер — системный программист школы руководствуется в своей работе:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам информатизации учебно-воспитательной деятельности, применения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школы, автоматизации работы администрации;
  • Уставом школы;
  • Трудовым договором с сотрудником;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • иными локально-правовыми актами школы (в том числе, приказами директора).

1.6. Инженер — системный программист школы должен знать:

  • нормативные правовые акты, другие методические материалы и нормативные документы, касающиеся использования компьютерной техники и других ЭСО при обработке информации и применения современных информационных технологий;
  • эксплуатационные и технические характеристики, назначение, режимы работы, конструктивные особенности, правила технической эксплуатации оборудования локальных сетей, серверов, персональных компьютеров и периферийных устройств;
  • основы локальных сетей и принципы их построения;
  • аппаратное и программное обеспечение локальных сетей;
  • основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем;
  • основы проектирования информационных систем (сетей) (применительно к локальной вычислительной сети и Интернет) и сетевого оборудования;
  • основные форматы баз данных и принципы работы с ними;
  • программное, аппаратное обеспечение оборудования;
  • основные операционные системы, методы их установки и настройки;
  • основы и порядок технического обслуживания и ремонта персонального компьютера и периферийного оборудования;
  • основные принципы программирования, языки и методы системного программирования, в том числе протоколы обмена данными;
  • способы реализации комплексной защиты информации и методы предупреждения несанкционированного доступа к ней;
  • порядок ведения и оформления технической документации;
  • основы психологии и конфликтологии;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка школы;
  • нормы и правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, настоящую должностную инструкцию;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при пожаре, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.7. Инженер — системный программист школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.

2. Функции

Основными направлениями деятельности инженера — системного программиста школы являются:

2.1. Обеспечение процессов создания, развития и бесперебойного функционирования внутришкольной локальной сети охватывающей все службы и подразделения школы.

2.2. Настройка базового программного и аппаратного обеспечения.

2.3. Определение и осуществление сетевой политики школы.

2.4. Организация бесперебойной работы всех звеньев информационной системы школы, бесперебойного доступа в глобальную сеть Интернет.

2.5. Выполнение функции мастера обучения пользователей локальной сети и сети Интернет.

3. Должностные обязанности

Инженер — системный программист школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Строго соблюдает трудовую и производственную дисциплину на рабочем месте.

3.2. Соблюдает Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой договор, законодательство о труде, правила охраны труда, пожарной безопасности, требования настоящей должностной инструкции, а также локальные акты и приказов директора школы.

3.3. Выполняет поручения и приказы директора школы и заместителя директора по административно-хозяйственной работе в установленный срок.

3.4. Планирует свою работу, систематически повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.

3.5. Непосредственно участвует в обеспечении функционирования школы при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

3.6. Осуществляет технические работы по обеспечению информатизации школы:

  • создание, развитие, техническая и программная поддержка функционирования внутришкольной локальной сети школы;
  • выполнение работ по приобретению, обслуживанию, ремонту, наладке, настройке и усовершенствованию технических средств (копировальные аппараты, принтеры, сканеры, компьютеры, сетевое оборудование, web-камеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другие периферийные устройства и ЭСО), пополнению расходных материалов;
  • обеспечение сохранности и работоспособности технических средств, планирование своевременного обновления оборудования, профилактики, чистки, иного технического обслуживания.

3.7. Сопровождает и модернизирует автоматизированную информационно-управляющую систему школы, автоматизированную систему работы администрации школы.

3.8. Выявляет потребности администрации школы в программных средствах.

3.9. Осуществляет техническое сопровождение работы оборудования:

  • оперативное устранение мелких неисправностей технических средств;
  • организация своевременного и качественного ремонта компьютерной техники и периферийных устройств через организации, с которыми заключены школой договоры о ремонте и техническом обслуживании;
  • выявление потребностей учреждения в программно-технических средствах и расходных материалах;
  • осуществление инсталляции сетевого, операционного и прикладного программного обеспечения;
  • обеспечение устойчивой и бесперебойной работы локальной сети школы;
  • обеспечение безопасности при работе в сети Internet, установка антивирусных программ;
  • обслуживание пользователей школьной локальной сети (IP-адресация, распределение доступа);
  • внедрение и обслуживание современных технических и программных средств;
  • поддержка работы общешкольной локальной сети, Интернет-сервера осуществление их администрирования и бесперебойной работы.

3.10. Обеспечивает надежность хранения информации, ее своевременное резервное копирование, архивирование и восстановление.

3.11. Осуществляет свои функции и должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и в объеме, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

3.12. Осуществляет антивирусную защиту персональных компьютеров, локальной сети, сервера.

3.13. Обеспечивает безопасность данных при работе в сети Интернет.

3.14. Проводит консультации педагогов школы, техническую помощь при работе с локальной сетью и ресурсами сети Интернет, по необходимости, проводит занятия для работников школы.

3.15. Осуществляет техническое обслуживание, функционирование и поддержку школьного сайта, предоставляет консультации специалистам, ответственным за его наполнение.

3.16. Соблюдает этические нормы поведения в школе и общественных местах.

3.17. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.

3.18. Безотлагательно сообщает директору школы или дежурному администратору о каждом несчастном случае, оказывает первую помощь пострадавшему.

4. Права

Инженер — системный программист школы имеет право:

4.1. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения в устном и письменном виде.

4.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката в случае служебного расследования, связанного с нарушением работником норм профессиональной этики.

4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.5. Требовать от пользователей информационной среды соблюдения инструкций по эксплуатации оборудования и программного обеспечения.

4.6. В установленном порядке повышать свою квалификацию на специализированных семинарах и курсах.

4.7. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

4.8. Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в работе технических и программных средств, ремонтных работах оборудования.

4.9. На поощрения по результатам работы.

5. Ответственность

Инженер — системный программист школы несет ответственность:

5.1. За бесперебойную работу всех узлов информационной системы учебного заведения.

5.2. За достоверность отчетности предоставляемой информационной системой.

5.3. За сохранность информации.

5.4. За невыполнение приказов и инструкций по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности.

5.5. За соблюдение в полном объеме настоящей должностной инструкции.

5.5. За неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы информации о происшедшем несчастном случае.

5.6. За неисполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, приказов администрации школы, а также должностных обязанностей, в том числе за не использование предоставленных прав, определенных трудовым законодательством РФ.

5.7. За виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) должностной инструкции несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Инженер — системный программист школы:

6.1. Работает в тесном контакте с администрацией школы, лаборантом и педагогическими работниками школы.

6.2. Информирует директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХЧ о технических и программных недостатках в обеспечении образовательной деятельности, в автоматизации работы администрации, технического сопровождения работы педагогов школы, в качественном и бесперебойном функционировании общешкольной локальной сети. Вносит свои предложения по устранению недостатков и улучшению функциональных возможностей компьютерной техники, периферийных устройств, сетевого оборудования, программного.

6.3. Получает от администрации учебного учреждения информацию нормативно-правового характера, приказы директора и вышестоящих структур, знакомится под подпись с документацией, относящейся непосредственно к нему.

6.4. Систематически обменивается полезной информацией с педагогическим коллективом и администрацией школы по вопросам, входящим в его компетенцию.

6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Как выглядит должностная инструкция инженера-программиста

Корректно составленная должностная инструкция инженера-программиста не только помогает определить требования к квалификации и опыту работы специалиста, но и актуализировать документацию по кадрам, а также грамотно провести аттестацию работника. Выясним, что входит в обязанности сотрудника.

Кто такой инженер-программист

Утвержденного законодательством профстандарта по должности инженер-программист нет, но при составлении должностных инструкций (ДИ) работодатели вправе использовать Приказ от 20.07.2022 № 424Н, это профессиональный стандарт по должности «программист». В соответствии с документом, основная цель трудовой деятельности этого специалиста заключается в разработке, проверке работоспособности, модификации компьютерного и программного обеспечения (ПО), по справочнику ОКЗ, утв. Приказом от 12.12.2014 № 2020-СТ. Профессия входит в следующие группы занятий:

Код по ОКЗ Наименование
3512 Специалисты-техники по поддержке пользователей ИКТ
2514 Программисты приложений
2512 Разработчики ПО

Чтобы должностная инструкция ведущего инженера-программиста была составлена корректно, учитывают такие показатели:

  • требования к образованию, квалификации и профессиональному опыту;
  • другие характеристики;
  • особые условия допуска к работе.

Ведущий инженер-программист должен иметь высшее образование — бакалавриат, опыт трудовой деятельности не менее одного года в области ИТ. Также профстандартом рекомендовано дополнительное профобразование — программы повышения квалификации по профилю деятельности.

Если говорить о требованиях к образованию и опыту работы обычного программиста, то для этой должности, в соответствии с профстандартом, достаточно среднего профобразования и опыта работы по специальности не менее полугода.

Что входит в обязанности специалиста

В соответствии с профстандартом, основная трудовая функция работника — это разработка и проектирование ПО.

В основные обязанности специалиста входит:

  • сбор, систематизация, выявление взаимосвязей и документирование потребностей к компьютерному ПО;
  • согласование потребностей к компьютерному ПО с руководством;
  • осуществление контроля выполнения заданий;
  • разработка и документирование программных интерфейсов;
  • разработка вариантов реализации требований к ПО;
  • формирование и предоставление отчетности в соответствии с установленными сроками и порядками;
  • оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач;
  • проверка работоспособности ПО.

Должностная инструкция инженера-программиста

Так выглядит должностная инструкция инженера-программиста на предприятии:

Должностная инструкция инженера-программиста на предприятии

Татаркова Наталья


Татаркова Наталья

С 2012 по 2021 гг. работала в детской библиотечной системе в должности заведующего отделом кадров, в настоящее время работаю в должности специалиста отдела управления персоналом в сети магазинов.

89
Публикаций

703
Дней на портале

0
Комментариев

Задорожнева Александра

Автор месяца
Задорожнева Александра

Подросток интересуется, с какого возраста можно открыть ИП? И не зря, ведь 18 лет ждать для этого не требуется. Нужно лишь собрать дополнительные документы.

Читать дальше

Когда мы представляем себе обязанности пекаря, видим большие руки, формирующие большую «голову» хлеба. А на самом деле процессов внутри много и занимают они большое время: подготовка и замес теста согласно рецептуре, контроль выпекания и оформление готового изделия. Теперь пекари готовят хлеб к продаже и иногда сами стоят за прилавком.

Читать дальше

На предприятиях и в организациях, имеющих в эксплуатации собственные и арендуемые здания, сооружения с прилегающими территориями, функциональные обязанности лица, ответственного за антитеррористическую безопасность, были введены после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Всем собственникам полезно знать, в чем суть задач, реализуемых в рамках обеспечения этого вида безопасности объектов.

Читать дальше

Показать еще

Кадры

Должностная инструкция инженера-программиста

Должностная инструкция инженера-программиста содержит следующие основные обязанности:

  • разработка программных продуктов;
  • проектирование;
  • производство и тестирование.

Чем занимается инженер-программист

Инженер-программист — специалист полного цикла в разработке ПО. Он программирует ПО с нуля, видит всю картину продукта и сопровождает полный цикл его создания разработчиками. В зависимости от сферы деятельности различны функции, должностная инструкция инженера-программиста в школе отличается от функционала инженера-программиста Web и мультимедийных приложений, технического писателя. Работают инженеры-программисты и в новых сферах — с большими данными, занимаются машинным обучением.

Профессия новая и бурно развивающаяся. Ее сложно регламентировать и четко прописать требования и обязанности в Квалификационных справочниках и сборнике профстандартов. Последний справляется с задачей лучше. Должность инженера-программиста встречается в нескольких отраслевых и профильных профессиональных стандартах (ПС).

Универсальным считают ПС 06.001 Программист. Он следующим образом формулирует цель (основную задачу) профессиональной деятельности:

Должностная инструкция программиста на предприятии

Татаркова Наталья


Татаркова Наталья

С 2012 по 2021 гг. работала в детской библиотечной системе в должности заведующего отделом кадров, в настоящее время работаю в должности специалиста отдела управления персоналом в сети магазинов.

89
Публикаций

703
Дней на портале

0
Комментариев

Задорожнева Александра

Автор месяца
Задорожнева Александра

Подросток интересуется, с какого возраста можно открыть ИП? И не зря, ведь 18 лет ждать для этого не требуется. Нужно лишь собрать дополнительные документы.

Читать дальше

Когда мы представляем себе обязанности пекаря, видим большие руки, формирующие большую «голову» хлеба. А на самом деле процессов внутри много и занимают они большое время: подготовка и замес теста согласно рецептуре, контроль выпекания и оформление готового изделия. Теперь пекари готовят хлеб к продаже и иногда сами стоят за прилавком.

Читать дальше

На предприятиях и в организациях, имеющих в эксплуатации собственные и арендуемые здания, сооружения с прилегающими территориями, функциональные обязанности лица, ответственного за антитеррористическую безопасность, были введены после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Всем собственникам полезно знать, в чем суть задач, реализуемых в рамках обеспечения этого вида безопасности объектов.

Читать дальше

Показать еще

Кадры

Должностная инструкция инженера-программиста

Должностная инструкция инженера-программиста содержит следующие основные обязанности:

  • разработка программных продуктов;
  • проектирование;
  • производство и тестирование.

Чем занимается инженер-программист

Инженер-программист — специалист полного цикла в разработке ПО. Он программирует ПО с нуля, видит всю картину продукта и сопровождает полный цикл его создания разработчиками. В зависимости от сферы деятельности различны функции, должностная инструкция инженера-программиста в школе отличается от функционала инженера-программиста Web и мультимедийных приложений, технического писателя. Работают инженеры-программисты и в новых сферах — с большими данными, занимаются машинным обучением.

Профессия новая и бурно развивающаяся. Ее сложно регламентировать и четко прописать требования и обязанности в Квалификационных справочниках и сборнике профстандартов. Последний справляется с задачей лучше. Должность инженера-программиста встречается в нескольких отраслевых и профильных профессиональных стандартах (ПС).

Универсальным считают ПС 06.001 Программист. Он следующим образом формулирует цель (основную задачу) профессиональной деятельности:

Должностная инструкция программиста на предприятии

Самым «свежим» является ПС «Системного программиста» 06.028. В обязанности инженера-программиста входят следующие основные работы, характерные для различных сфер занятости и специализаций:

Основные обязанности инженера-программиста

Требования к специалисту

На примере ПС 06.028, утвержденного в 2020 году, видно, что разработчикам и программистам уже недостаточно среднего профессионального образования, как в 06.001.

Но системному программисту требуется бакалавриат и опыт работы.

Справка. С 2020 года квалификационные справочники используют, если нет разработанных профстандартов. Работодатель обязан соблюдать квалификационные требования и использовать название должности в соответствии с профстандартом, если применение ПС устанавливается Трудовым кодексом (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (ФЗ № 122). В противном случае работник теряет право на компенсации, льготы и дополнительные выплаты.

Должностная инструкция инженера-программиста

Более сложные функции выполняет ведущий инженер-программист. ПС описывает должность двумя обобщенными трудовыми функциями, которые фактически являются должностной специализацией:

  • подраздел 3.2 — разработка систем управления базами данных;
  • подраздел 3.3 — разработка операционных систем.

Квалификационные требования и используемые названия должностей одинаковы, они перечисляются в общей части ДИ.

Различны только выполняемые функции и трудовые действия (обязанности). Это хорошо видно в сводной таблице раздела II ПС при сравнении содержания строк В и С. Раздел должностной инструкции программиста на предприятии, разрабатывающего операционные системы и занимающего позицию ведущего, выглядит следующим образом:

Трудовые функции инженера-программиста

Требования к специалисту

На примере ПС 06.028, утвержденного в 2020 году, видно, что разработчикам и программистам уже недостаточно среднего профессионального образования, как в 06.001.

Но системному программисту требуется бакалавриат и опыт работы.

Справка. С 2020 года квалификационные справочники используют, если нет разработанных профстандартов. Работодатель обязан соблюдать квалификационные требования и использовать название должности в соответствии с профстандартом, если применение ПС устанавливается Трудовым кодексом (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (ФЗ № 122). В противном случае работник теряет право на компенсации, льготы и дополнительные выплаты.

Должностная инструкция инженера-программиста

Более сложные функции выполняет ведущий инженер-программист. ПС описывает должность двумя обобщенными трудовыми функциями, которые фактически являются должностной специализацией:

  • подраздел 3.2 — разработка систем управления базами данных;
  • подраздел 3.3 — разработка операционных систем.

Квалификационные требования и используемые названия должностей одинаковы, они перечисляются в общей части ДИ.

Различны только выполняемые функции и трудовые действия (обязанности). Это хорошо видно в сводной таблице раздела II ПС при сравнении содержания строк В и С. Раздел должностной инструкции программиста на предприятии, разрабатывающего операционные системы и занимающего позицию ведущего, выглядит следующим образом:

Трудовые функции инженера-программиста

Кроме профстандарта, при разработке ДИ используются традиционные документы:

  • положения гл. 43 ТК РФ;
  • устав;
  • локальные акты компании.

Какая ответственность и права у сотрудника

В заключительных разделах прописываются права и ответственность в полном соответствии с действующим законодательством. Разделы содержат информацию об использованных при разработке ДИ документах, в том числе выходные данные профстандарта.

4. Права

Ведущий инженер-программист, согласно должностной инструкции, имеет право:

4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности ведущего инженера-программиста.

4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию ведущего инженера-программиста в рамках настоящей должностной инструкции.

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

5. Ответственность

Ведущий инженер-программист несет ответственность за:

5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей в рамках настоящей должностной инструкции.

5.2. Невыполнение распоряжений и поручений исполнительного вице-президента Учреждения.

5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.

5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения ведущий инженер-программист привлекается, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка, к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта 06.028 «Системный программист», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 года № 678н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Об авторе статьи

Дмитриева Наталья

Дмитриева Наталья

Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны — это предельно допустимые концентрации различных органических соединений, которые в пределах установленного времени работы не вызывают заболеваний. Предельные их нормы закреплены законодательством, работодатель обязан держать их концентрацию под контролем.

31 марта 2023

В Москве, Подмосковье, на Кузбассе, Сахалине и в Ленинградской области ввели обязательную вакцинацию для работников, которые обслуживают людей. Установлены сроки вакцинации не менее 60 % персонала и штрафы для работодателй за отказ от прививок. 

18 июня 2021

Должностная инструкция рабочего по комплексному обслуживанию зданий — это документ, описывающий:

  • квалификационные требования;
  • обязанности по санитарной уборке прилегающих территорий и текущему ремонту строений.

13 января 2022

Должностная инструкция уборщика производственных и служебных помещений — это документ, в котором работодатель фиксирует обязанности рабочего. Они включают в себя:

  • очистку поверхностей от грязи и пыли;
  • мытье коридоров, лифтов, лестниц и санузлов;
  • использование в работе приспособлений и механизмов, уход за ними;
  • сбор, сортировка и вынос мусора.

18 января 2022

Должностная
инструкция

программиста

 1. Общие положения.

1.1. Настоящая
должностная инструкция разработана на основании Трудового кодекса РФ,
в
соответствии с
 Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18
ноября 2013 г. N 679н
«Об
утверждении профессионального стандарта «Программист».

1.2. Программист
назначается на должность и освобождается от должности в установленном
действующим трудовым законодательством,   приказом директора.

1.3. Требования к образованию и обучению: среднее
профессиональное образование, повышение квалификации.

1.4.
Требования к опыту практической работы: отсутствуют.     

1.5. К работе
программистом
 не
допускаются лица:

-имеющие
или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;

-признанные
недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

-имеющие
заболевания, утвержденные перечнем, утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
здравоохранения.

1.6.
Программист подчиняется непосредственно директору школы — интерната.
1.7. Программист должен знать:

-методы
и приемы формализации задач;

-языки
формализации функциональных спецификаций;

-методы
и приемы алгоритмизации поставленных задач;

-нотации
и программные продукты для графического отображения

алгоритмов;

-алгоритмы
решения типовых задач, области и способы их применения;

-методы
автоматической и автоматизированной проверки

работоспособности
программного обеспечения;

-основные
виды диагностических данных и способы их представления;

-типовые
метрики программного обеспечения;

-основные
методы измерения и оценки характеристик программного

обеспечения;

технико-эксплуатационные
характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы
ЭВМ, правила ее технической эксплуатации;

технологию
автоматической обработки информации и кодирования информации;

-действующие
стандарты, системы счислений, шифров и кодов;

-порядок
оформления технической документации;

-передовой
отечественный и зарубежный опыт программирования и использования
вычислительной техники;

-основы
экономики, организации производства, труда и управления;

-основы
трудового законодательства;

-Правила
внутреннего трудового распорядка.

1.8.
Должен уметь:

-разрабатывать 
алгоритмы  решения поставленных задач в соответствии с

требованиями;

-технические
задания или других принятых в организации нормативных документов;

-оценку
и согласование сроков выполнения поставленных задач;

-использовать
методы и приемы формализации задач;

-использовать
методы и приемы алгоритмизации поставленных задач;

-использовать
программные продукты для графического отображения алгоритмов;

-применять
стандартные алгоритмы в соответствующих областях.

1.9.
На время отсутствия программиста (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности
исполняет лицо
той
же специальности 
назначенное в установленном порядке. Данное лицо
приобретает соответствующие права и несет ответственность
за качественное и своевременное исполнение возложенных на него
обязанностей.

2.
Должностные обязанности.

2.1.
Отвечает за наполнение сайта школы-интерната, его соответствие

актуальным 
требованиям законодательства и своевременное обновление контента.
2.2. Осуществляет систематический контроль состояния парка компьютерной техники
школы-интерната  в закрепленных  кабинетах (согласно  журналу учета компьютерного
оборудования, а так же журналу учета

тифлооборудования).
2.3.
Разрабатывает  процедуру проверки
работоспособности программного обеспечения, процедуру измерения требуемых характеристик
программного обеспечения.

2.4.
  Выполняет работу по выявлению и ликвидации пиратского контента на

информационных
носителях, принадлежащих школе-интернату.

2.5.
Рационально использует прикладное программное обеспечение и парк

компьютерной
техники закрепленных кабинетов в целях обеспечения

учебного
процесса школы.

2.6.
Разрабатывает  процедуру проверки работоспособности программного

обеспечения.

2.7.
Разрабатывает процедуру сбора диагностических данных.

2.8.
Разрабатывает процедуру измерения требуемых характеристик

программного
обеспечения.

2.9.
Рационально использует  тифлооборудование в образовательном  процессе  (по запросу
педагогов): принимает под роспись на время образовательного процесса у
заведующего кабинета информатики, готовит оборудование к использованию на  уроках,
по  окончании  использования  оборудования сдает под роспись
заведующему
кабинета  информатики.

2.10.Своевременно
составляет отчеты по вопросам   использования             прикладного
программного обеспечения  и  эксплуатации  парка  компьютерной техники школы.

2.11.Повышает
эффективность использования прикладного программного  
обеспечения и
парка компьютерной техники школы.

2.12.Осуществляет
консультации сотрудников школы по вопросам использования прикладного
программного обеспечения и компьютерного парка, тифлооборудования.
2.13.Своевременно    информирует    руководство    школы  о  возникших   

проблемах
эксплуатации  парка компьютерной  техники.

2.14.Предпринимает
   нужные    меры,    направленные  на    устранение

проблем   
эксплуатации программного обеспечения школы по решению

заведующего
кабинетом.

2.15.Готовит
предложения директору школы- интерната  по списанию

устаревшего
оборудования.
2.16.Должен бережно относиться к имуществу школы, не разглашать  

конфиденциальную
информацию, связанную со своей  рабочей функцией.
2.17.Соблюдает
  трудовую   и   производственную   дисциплину,  правила и   нормы охраны  труда, 
 требования   производственной   санитарии     и гигиены,

требования
противопожарной безопасности.

2.18.Оказывает
п
ри
необходимости  помощь в сопровождении при

перемещении
по школе-интернату инвалид
ам колясочникам, инвалидам  
 с   

поражением    
опорно-двигательного аппарата
, инвалидам по зрению.

3. Права.

Программист
имеет право:


3.1.Вносить предложения администрации школы по улучшению работы, относящейся к
функциональным обязанностям программиста и всей школы в целом.

3.2.Участвовать
в ведении переговоров с партнерами школы по вопросам внедрения новых прикладных
программ, техники и информационных технологий.

3.3.Участвовать
в разработке решений по вопросам эксплуатации прикладных программ и
компьютерного парка школы.

3.4.Участвовать
в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с
его деятельностью.

3.5.Запрашивать
у руководства, получать и использовать информационные материалы,
нормативно-правовые документы и технические средства, необходимые для
исполнения своих должностных обязанностей.

3.6.Разрабатывать
процедуру проверки работоспособности программного обеспечения.

3.7.Разрабатывать 
процедуру сбора диагностических данных.

3.8.Разрабатывать
процедуру  измерения требуемых характеристик программного обеспечения.

3.9.Знакомиться
с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним
объяснения.

3.10.Защищать
свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката,
в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением норм
профессиональной этики.

3.11.Имеет право на
конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев,
предусмотренных законом.

3.12. Имеет
право на премии и доплаты  согласно Положения  об оплате труда в  школе-интернате.

4.
Ответственность.

Программист 
несет ответственность:

4.1.За
ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных
трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2.За
правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах,
установленных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.3.За
причинение материального ущерба школе — в пределах, установленных действующим
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4.За
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и
правил внутреннего трудового распорядка школы-интерната, законных распоряжений
директора школы-интерната и иных локальных нормативных актов, должностных
обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не
использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие
управленческих решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса и (или)
процесса материально-технического обеспечения, несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

4.5.За
грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания
может быть применено увольнение.

4.6.За
нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством.

4.7.За
виновное причинение школе-интернату или участникам

образовательного
процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением)
своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных
настоящей инструкцией, несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.
Взаимоотношения. Связи по должности.

5.1.Программист  
работает   по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному
директором школы-интерната.

5.2.Получает      
от директора школы-интерната и его заместителей информацию нормативно-правового
и организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами.

5.3.Заменяется
на период временного отсутствия работником  той же специальности.

5.4.Систематически
обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с
администрацией и педагогическими работниками школы.

Разработал:

специалист в
области охраны труда

_______________
С.А. Ткачева

Ознакомлен,
инструкцию получил: 

_________________________   
__________   «_______»________________________ 2021 г.

_________________________   
__________   «_______»________________________ ____ г.

_________________________   
__________   «_______»________________________ ____ г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция инженера программиста в доу
  • Должностная инструкция инженера пто на производстве
  • Должностная инструкция инженера по эксплуатации теплотехнического оборудования
  • Должностная инструкция инженера пто в энергетике
  • Должностная инструкция инженера по эксплуатации оборудования газовых объектов