Должностная инструкция капитана маломерного судна

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция капитана плавучего судна [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Капитан плавучего судна возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

1.2. Капитан плавучего судна назначается на должность и освобождается от должности приказом [наименование руководителя организации].

1.3. На должность капитана плавучего судна назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее профессиональное образование по соответствующей специальности, диплом капитана, медицинское заключение о годности к такой работе по состоянию здоровья и стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов не менее [значение] месяцев.

1.4. Капитан плавучего судна осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.

1.5. Капитан плавучего судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.

1.6. Капитан плавучего судна издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

1.7. Во время отсутствия капитана плавучего судна его служебные обязанности возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

1.8. Капитан плавучего судна должен знать:

— законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

— соответствующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

— устав службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

— трудовое законодательство Российской Федерации;

— устав о дисциплине, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

2.1. Капитан плавучего судна обязан обеспечивать:

2.1.1. Надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач.

2.1.2. Соблюдение на судне законов Российской Федерации, международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте.

2.1.3. Организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей.

2.1.4. Соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров.

2.1.5. Соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне.

2.1.6. Выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2.1.7. Своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора.

2.1.8. Выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.

2.2. Капитан плавучего судна обязан:

2.2.1. Сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся транспортном происшествии с судном, повреждении судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми и принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца.

2.2.2. Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

2.2.3. В случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел.

2.2.4. Составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале.

2.2.5. Уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта.

2.2.6. Обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи родственникам умершего или администрации ближайшего порта.

2.2.7. В случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта.

2.2.8. Если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт — также консула Российской Федерации.

2.2.9. Оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров.

2.2.10. В случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

2.2.11. Не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале.

2.2.12. Осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение).

2.2.13. Оставлять судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции, судовой печати, документов и ценностей.

2.3. Капитан плавучего судна при приемке и сдаче судна обязан:

2.3.1. Прием (сдача) судна производится только по указанию судовладельца и осуществляется капитаном лично.

2.3.2. Принять (сдать) все судовые документы — по описи, денежные суммы и ценные бумаги — по кассовой книге и судовую печать.

2.3.3. Принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, предметам снабжения, неснижаемым запасам и имуществу.

2.3.4. Принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него.

2.3.5. Получить от сдающего капитана необходимую информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и маневренных качествах, имевших место аварийных случаях и их последствиях.

2.3.6. Ознакомиться с экипажем судна, а в навигационный период проверить действия экипажа по борьбе за живучесть судна, другим судовым расписаниям и тревогам с записью в судовом журнале.

2.3.7. По результатам приемки (сдачи) судна составить акт по установленной форме, первый экземпляр которого направить судовладельцу.

2.4. Капитан плавучего судна перед вводом судна в эксплуатацию обязан:

2.4.1. Проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам.

2.4.2. Обеспечить эксплуатационную готовность судна к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения.

2.4.3. При приеме судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации в соответствии со спецификацией.

2.5. Капитан плавучего судна при выводе судна из эксплуатации или постановке на ремонт должен:

2.5.1. Обеспечить своевременное составление необходимой документации для производства ремонтных работ.

2.5.2. Принять меры к надлежащей охране судна и его безопасной стоянке; передать судно на ответственное хранение в пункте отстоя в порядке, определенном судовладельцем.

2.5.3. При постановке судна в док (на слип), выводе судна из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне.

2.5.4. После постановки в док (на слип) совместно со старшим помощником капитана, старшим механиком произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса. После окончания ремонтных работ провести повторный осмотр. Результаты осмотра оформить установленным порядком и занести в судовой журнал.

2.6. Капитан плавучего судна при подготовке судна к рейсу должен:

2.6.1. Проверить обеспечение технической и навигационной готовности судна, укомплектование всеми видами снабжения для предстоящего рейса.

2.6.2. Проверить срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.

2.6.3. Проверить наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания, а также предварительную прокладку пути судна.

2.6.4. Поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса.

2.6.5. Перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его.

2.6.6. Перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

2.7. Капитан плавучего судна в период плавания обязан:

2.7.1. Обеспечить надлежащую организацию и несение вахт.

2.7.2. Следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, принятием должных мер предосторожности, осуществлять контроль за своевременным получением навигационной (путевой), гидрометеорологической, других видов информации и прогнозов погоды в соответствии с действующими правилами.

2.7.3. Изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от помощников капитана.

2.7.4. Немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить по прибытию голосом и, если есть необходимость, объявить о вступлении в управление судном с записью в судовом журнале.

2.7.5. Соблюдать установленный органом технического надзора район плавания судна.

2.7.6. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна.

2.7.7. Принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт; район поиска может быть покинут только после убеждения, что дальнейший поиск не принесет результатов.

2.7.8. При столкновении с другим судном запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, взаимно согласовав свои действия.

2.7.9. При оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасении и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.

2.7.10. Если судну грозит бедствие или создается угроза закрытия судового хода и оно нуждается в помощи, принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна.

2.7.11. При подходе судна к району с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принять надлежащие меры по обеспечению безопасности плавания в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими нормативными документами.

2.7.12. При освобождении от несения регулярной вахты должен находиться на мостике и руководить судовождением при входе в порт и выходе из него, следовании в узкости и других особо сложных условиях плавания.

2.8. Капитан плавучего судна при стоянке судна в порту обязан:

2.8.1. При подходе к порту подготовить судно, судовую и грузовую документацию для предъявления портовым властям.

2.8.2. По прибытию судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации или лицо им уполномоченное и сообщить сведения о судне и обстоятельствах плавания.

2.8.3. Убедиться в безопасной стоянке судна, организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза.

2.8.4. Покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение относительно судовых работ, деятельности и безопасности судна, а также о месте своего пребывания на берегу.

2.8.5. Оставлять судно только на старшего помощника капитана или сменного помощника капитана.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Капитан плавучего судна имеет право:

3.1. Производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ.

3.2. Требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности.

3.3. В случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу.

3.4. Объявлять авральные и аварийные работы, требующие участия всего экипажа или значительной части его; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или заканчивать их ранее установленного срока.

3.5. Изолировать до прихода в первый российский порт лицо, действия которого угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей и имущества.

3.6. В случае явной опасности для судна, людей, груза, оказании помощи другому судну или людям устанавливать повышенный, против норм, режим работы главной силовой установки или других технических средств, принимая на себя ответственность за последствия. Об отданных распоряжениях делается запись в судовом журнале.

3.7. Не выходить в рейс или приостановить его, если укомплектованность экипажа, техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивают безопасность плавания, а также при сложившихся неблагоприятных условиях плавания или чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах надлежит сообщить судовладельцу с отражением факта в судовом журнале.

3.8. Отказаться от приема на борт судна отдельных грузов, если их погрузка и перевозка противоречат правилам перевозки грузов или создают угрозу безопасности судна, людей, груза.

3.9. Применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.10. Отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной.

3.11. Удостоверять во время плавания завещания лиц, находящихся на борту судна.

3.12. Выбирать тот путь следования, который он сочтет безопасным с учетом ограничений, установленных органами технического надзора и классификации, а также состоянием судна и пути.

3.13. В случае болезни временно передавать командование судном старшему помощнику капитана, о чем немедленно докладывается судовладельцу. В судовой журнал записывается дата, время передачи командования и место нахождения судна.

3.14. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.15. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.16. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Капитан плавучего судна несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

1.1. Судоводитель маломерного судна обязан иметь при себе:

1.1.1. Удостоверение на право управления маломерным судном данной категории в установленном районе, с соответствующей мощностью двигателей и площадью парусов.

1.1.2. Судовой билет и талон на ветровом стекле судна с отметкой о проведении ежегодного технического освидетельствования судна на годность к плаванию.

1.1.3. План — задание на рейс, путевой (маршрутный) лист и документы на перевозимый груз (для судов предприятий, организаций и учреждений).

1.1.4. На судах, принадлежащих гражданам (при отсутствии на судне владельцев данного судна), заверенную в установленном порядке довереннсть на право управления этим судном.

2.2. Судоводитель обязан:

2.2.1. Перед выходом судна в плавание проверить исправность и комплектность оснащения судна.

2.2.2. Следить за состоянием вверенного ему судна в ходе плавания.

2.2.3. Оказывать помощь терпящим бедствие на воде и первую медицинскую помощь, доставлять в лечебное учреждение пострадавших.

2.2.4. Останавливаться и предоставлять маломерное судно:

медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение;

должностным лицам Государственной инспекции по маломерным судам в случаях, связанных с выполнением неотложных заданий по обеспечению безопасности плавания и спасению людей на воде, для устранения аварийных ситуаций, транспортировки поврежденных при аварии или неисправных плавсредств;

работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров и для возвращения из этих мест.

Примечание: Пользование маломерным судном в случае, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии с действующим законодательством производится без оплаты. Должностные лица, воспользовавшиеся маломерным судном, должны, по требованию судоводителя, выдать ему справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности и цели поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, имени, отчества, должности, номера удостоверения, названия своей организации), а медицинские работники, использовавшие маломерное судно для проезда к больному в случаях, угрожавших его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение, выдать талон установленного образца.

2.3. Останавливаться и предъявлять должностным лицам государственной инспекции по маломерным судам и органам МВД для проверки: удостоверение на право управления маломерным судном, путевой (маршрутный) лист, судовые документы на перевозимый груз. Судно должно быть остановлено в безопасном месте, вне судового хода. Должностное лицо государственной инспекции по маломерным судам имеет право изъять за грубые нарушения правил плавания на внутренних водных путях и правил пользования маломерными судами удостоверение на право управления, а также задержать и передать под охрану на базу (стоянку) задержанное маломерное судно с оформлением соответствующих документов.

Должностные лица, остановившие маломерное судно, обязаны предъявлять судоводителю свое удостоверение.

2.4. При аварии с маломерным судном, повлекшей несчастные случаи с людьми, судоводители, причастные к ней, обязаны:

2.4.1. Остановить судно, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим, отправить пострадавших на попутном или своем судне в ближайшее медицинское учреждение и сообщить там свою фамилию, бортовой номер судна (с предъявлением удостоверения на право управления маломерным судном или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на судно).

2.4.2. Сообщить о случившемся в государственную инспекцию по маломерным судам, записать фамилию, имя, отчество и адреса очевидцев происшествия.

2.5. Судоводитель маломерного судна обязан следить за тем, чтобы пассажиры не создавали ему помех и не отвлекали от управления маломерным судном.

2.6. Судоводитель несет ответственность за безопасность плавания и за поведение находящихся на вверенном или принадлежащем ему судне во время плавания пассажиров.

СУДОВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

3.1. Управлять маломерным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3.2. Управлять маломерным судном в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность плавания.

3.3. Передавать управление маломерным судном лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления.

3.4. Эксплуатация незарегистрированных, не прошедших техосмотр, не имеющих бортовых номеров и табельного оборудования и снабжения по установленным нормам судов, а также при отсутствии судового билета и удостоверения на право управления маломерным судном.

3.5. Оставлять без наблюдения окружающую акваторию.

3.6. Загрязнять акваторию водоема нефтепродуктами и бытовыми отходами.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

4.1. Маломерные суда допускаются к плаванию только после регистрации, присвоения бортовых номеров, технического освидетельствования на годность к плаванию, аттестации судоводителей этих судов в государственной инспекции по маломерным судам в установленном порядке, с оплатой согласно установленным государственной инспекцией по маломерным судам тарифам. При этом судоводитель обязан, в установленный государственной инспекцией по маломерным судам срок производить оплату за ежегодное освидетельствование принадлежащего ему судна и за сборы с транспортных средств независимо от причин, влияющих на продолжительность периода эксплуатации судна.

4.2. Каждое судно должно эксплуатироваться в исправном техническом состоянии с соблюдением условий, норм и требований, обеспечивающих его правильное использование, безопасность плавания, установленные для данного судна государственной инспекцией по маломерным судам: по району плавания, удалению от берега, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, грузоподъемности, пассажировместимости, оснащению судна спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, а также с соблюдением норм охраны окружающей среды.

4.3. Для судоводителей и каждого пассажира маломерного судна должны быть на судне индивидуальные спасательные средства, причем спасательные жилеты (пояса, нагрудники) должны быть надеты на находящихся на судне судоводителе и пассажирах.

4.4. Всем поднадзорным государственной инспекции маломерным судам плавательным средствам при постановке на учет присваивается литер и регистрационный номер, которые наносятся черной краской на светлом фоне или белой краской на темном фоне краски бортов, по обоим бортам корпуса судна на расстоянии, равном 1/4 длины корпуса от форштевня, буквами литера и цифрами номера высотой не менее 250 мм, шириной 80 мм и толщиной шрифта 20 мм, так, чтобы на стоянке и при любом режиме движения судна они были хорошо видны над водой.

4.5. При передаче судна новому владельцу (купля — продажа, дарение, передача по наследству и т.п.) производится перерегистрация судна и оформление судовых документов на нового владельца.

4.6. Индивидуальная постройка новых маломерных судов юридическими лицами и гражданами, перестройка (переоборудование) корпуса судна, замена двигателя производятся после технического освидетельствования и разрешения государственной инспекции по маломерным судам, с включением этих изменений в судовые документы, с оплатой по тарифам, утвержденным государственной инспекцией по маломерным судам. Маломерные суда самостоятельной постройки допускаются к эксплуатации только после ходовых испытаний, проводимых госинспектором государственной инспекции по маломерным судам на предмет определения их годности к безаварийной эксплуатации.

4.7. Регистрация судна производится по представлению судовладельцем или лицом, имеющим от него доверенность:

4.7.1. Заполненной регистрационной карточки — заявления установленного образца.

4.7.2. Документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется).

4.7.3. Документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов), к нему: справка — счет, товарный чек, договор купли — продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, документы таможенных органов, органов социальной защиты населения, судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было зарегистрировано, решение суда, иные документы, предусмотренные законодательством.

4.7.4. Технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.

4.7.5. Квитанции о внесении платы за регистрацию.

Документ, подтверждающий получение или приобретение судна (двигателей, подвесных моторов), должен содержать: дату и место его составления, сущность и условия сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях и подвесных моторах (марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер и т.д.).

4.7.6. Регистрация и постановка судна на учет производится его владельцем или лицом, имеющим от него доверенность.

4.7.7. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны зарегистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им суда, независимо от их технического состояния, в течение 30 суток с момента приобретения или возникновения обстоятельств, влекущих их перерегистрацию.

4.7.8. Суда регистрируются за предприятиями, учреждениями, организациями по месту их постоянного нахождения. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются по месту жительства владельца либо по месту постоянного базирования судна.

4.8. Снятие с учета маломерного судна производится по письменному заявлению владельца в случаях: смены владельца судна (передачи с баланса на баланс, продажи, дарения, наследства), переезда владельца на новое место жительства, полного износа судна, гибели судна, подтвержденного актом или другим документом, хищения судна или двигателя, подтвержденного соответствующим документом из органов внутренних дел.

Снятие с учета маломерных судов из-за полного технического износа производится по акту специального технического осмотра государственным инспектором по маломерным судам после оплаты согласно установленным государственной инспекцией по маломерным судам тарифам.

ПОРЯДОК ПЛАВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

5.1. Плавание маломерных судов осуществляется в строгом соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР, введенными в действие приказом Министерства речного флота РСФСР от 28.08.84 г. N 100, с изменениями и дополнениями, утвержденными Минречфлотом РСФСР 04.09.85 г., местными правилами плавания по внутренним водным путям Енисейского бассейна, утвержденными и введенными в действие приказом начальника судоходной инспекции Енисейского бассейна от 02.03.90 г. N 24, обязательными постановлениями капитанов морских портов.

5.2. На участках, где наблюдается плавание резиновых, надувных, складных лодок, моторные маломерные суда должны осуществлять движение с минимальной скоростью с тем, чтобы не допускать возникновения опасных ситуаций. Вышеуказанные мелкие гребные плавсредства не должны находиться на участках с интенсивным движением моторных маломерных судов.

5.3. Маломерные водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке и на подводных крыльях суда независимо от развиваемой скорости обязаны выполнять требования, изложенные в Правилах плавания по внутренним водным путям, предъявляемые к водоизмещающим маломерным судам. При маневрировании, расхождении и обгоне такие суда обязаны обеспечить безопасную скорость движения (вплоть до минимальной) с тем, чтобы своевременно предотвратить аварийную ситуацию.

5.4. Запрещается:

5.4.1. Выход в плавание маломерных судов до момента полного очищения водоема от льда.

5.4.2. Плавание на незарегистрированных и не прошедших ежегодного технического осмотра маломерных судах, не имеющих бортовых номеров.

5.4.3. Выход в плавание на маломерных судах, не имеющих табельного оборудования и снабжения по установленным нормам, а также при отсутствии судового билета, удостоверения на право управления маломерным судном, талона на ветровом стекле, а на судах предприятий, учреждений и организаций — при отсутствии кроме указанных документов путевого (маршрутного) листа.

5.4.4. Швартоваться, становиться на якорь, заниматься рыбной ловлей с судна у грузовых и пассажирских причалов, дебаркадеров, пирсов, доков и в интервалах между ними, у мостов, под мостами, на рейдах, у гидравлических сооружений, на судовом ходу и у знаков судоходной обстановки.

5.4.5. Подходить к судам транспортного и технического флота.

5.4.6. Устранять возникшие технические неисправности на маломерном судне, находясь на судовом ходу.

5.4.7. Буксировать маломерные суда с наличием в них пассажиров.

5.4.8. Пользование маломерными судами при несоблюдении их судоводителями установленных норм, условий и требований государственной инспекции по маломерным судам, обеспечивающих безопасность плавания.

5.4.9. Движение маломерных судов на водоемах, в которых из-за топляков, карчей и других плавающих или полузатопленных предметов создается угроза безопасности плавания.

5.4.10. Заходить на акватории, отведенные для пляжей, мест купания и массового отдыха граждан у воды.

5.4.11. Обгон маломерными судами других судов при движении в пределах 10-метровой полосы от правой по ходу кромки судового хода (когда это движение разрешается Правилами плавания по внутренним водным путям).

5.4.12. Устанавливать паруса и моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.

5.4.13. Движение парусных судов в темное время суток под парусом и мотором одновременно.

5.4.14. Движение маломерных судов самосплавом и ошвартованных бортами за исключением аварийных случаев.

5.4.15. Нарушение выпускного режима баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.

5.4.16. Плавание маломерных судов на акваториях, подходных каналов портов, пристаней, затонов и в районах, объявленных запрещенными для плавания без пропусков, выдаваемых государственной инспекцией по маломерным судам.

5.4.17. Стоянка и хранение незарегистрированных судов на базах (сооружениях) для стоянок, а также швартовка в не установленных для этого местах.

5.4.18. Управлять движением маломерного судна стоя.

5.4.19. Перевозить на носовой части судна различные предметы (кроме спасательных кругов).

5.4.20. Перевозить на маломерных судах детей и подростков в возрасте до 14 лет без сопровождения взрослых (один взрослый на одного подростка или ребенка).

5.4.21. Перевозить вместе с пассажирами взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также ядохимикаты, заполнять баки топливом и перекачивать топливо с судна на судно при работающем двигателе, курить и пользоваться открытым огнем при этом.

5.4.22. Производить маневры, не предусмотренные настоящими Правилами, и создавать аварийную обстановку во время движения и на стоянке.

5.4.23. Производить подводный осмотр судна и различные работы с подводной частью судна при работающем двигателе.

5.4.24. Заводить двигатель с включенным реверсом.

5.4.25. Создавать помехи и осложнять маневрирование и движение транспортных судов.

5.4.26. При нахождении маломерных судов в движении переходить в них с места на место, пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах, находиться на надстройках, купаться с катеров, лодок и яхт и раскачивать их, а также лежать и спать в маломерном судне, оставляя без наблюдения окружающую акваторию.

5.4.27. Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно — ремонтных заграждений, паромных переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам, остановка под мостами или около них.

5.4.28. Эксплуатация маломерных судов во время нереста рыб, определенное по срокам на водоемах края главами городских и районных администраций.

5.5. Судоводитель маломерного судна, поднадзорного государственной инспекции по маломерным судам, обязан выполнять распоряжения работников указанной инспекции, касающиеся выполнения правил, регламентирующих безопасность эксплуатации маломерных судов.

I. Общие положения

1. На должность капитана назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена

или

высшее образование — специалитет.

2. Назначение на должность капитана, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

3. Опыт практической работы не менее восемнадцати месяцев в должности старшего помощника капитана.

4. Дополнительные требования:

— возраст не моложе 18 лет;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

— прохождение инструктажа по охране труда и проверка знаний требований охраны труда;

— наличие диплома капитана, старшего помощника капитана;

— наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок;

— знание английского языка для экипажей морских судов.

5. Капитан должен знать:

5.1. Принципы работы радиолокационных средств, их ограничения, источники ошибок

5.2. Процедуры планирования и координации поисково-спасательных операций

5.3. Международные правила предупреждения столкновений судов в море

5.4. Содержание, применение и цели основных принципов несения навигационной вахты

5.5. Характеристики различных систем погоды, включая тропические циклоны, и способы избегать их центра и опасных четвертей

5.6. Действия, которые должны предприниматься, если посадка судна на мель неизбежна, и действия после посадки судна на мель

5.7. Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, после столкновения или при нарушении водонепроницаемости корпуса, произошедшем по какой-либо причине

5.8. Устройства аварийной буксировки и процедуры буксировки

5.9. Взаимодействие между проходящими судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект)

5.10. Факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи

5.11. Способы плавания с уменьшенной скоростью для предотвращения повреждений, причиняемых попутной волной своего судна

5.12. Управление судовой движительной установкой при помощи системы дистанционного управления

5.13. Практические меры, принимаемые при плавании во льдах, или вблизи льда, или в условиях обледенения судна

5.14. Международные правила рыболовства и экологической безопасности (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.15. Биологию моря и сырьевую базу рыбной промышленности (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.16. Влияние орудий лова на мореходные качества судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.17. Технологии переработки улова, правила транспортировки различных видов рыбопродукции (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.18. Особенности судовождения на промысле, влияние орудий лова на траекторию движения судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.19. Правила совместного плавания и ведения промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.20. Основы теории поиска объектов, планирование и ведение гидроакустического поиска объектов промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.21. Международные правила, кодексы и стандарты, а также национальные правила, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов

5.22. Международные рекомендации, касающиеся остойчивости судна

5.23. Правила погрузки и балластировки для удержания напряжений в корпусе в приемлемых пределах

5.24. Эксплуатационные и конструктивные ограничения навалочных судов, ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов навалочного судна

5.25. Влияние груза и грузовых операций на посадку и остойчивость

5.26. Общие сведения о танкерах и операциях на танкерах

5.27. Основные принципы устройства судна, теории судна, факторы, влияющие на посадку и остойчивость, а также меры, необходимые для обеспечения безопасной посадки и остойчивости

5.28. Влияние повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию

5.29. Международные и национальные правила, отраслевые нормы и стандарты безопасной перевозки опасных грузов

5.30. Судовые документы

5.31. Политику компании в области безопасности и охраны окружающей среды, противонаркотическую и антиалкогольную политику

5.32. Процедуры по обеспечению безопасной эксплуатации судна и охраны окружающей среды, соответствующие применимым международным и национальным требованиям и стандартам

5.33. Процедуры внутренних проверок, пересмотра системы управления безопасностью и внедрения изменений

5.34. Порядок взаимодействия судна и судоходной компании в целях обеспечения управления безопасностью

5.35. Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений

5.36. Основные меры по предупреждению коррупции в организации

5.37. Порядок ведения судового документооборота системы управления безопасностью

5.38. Правила проведения занятия, тренировки и учения с экипажем пассажирского судна

5.39. Методику расчета осадки, остойчивости и напряжений в корпусе пассажирского судна

5.40. Методы, позволяющие уменьшить панику и избежать ее при аварийных ситуациях

5.41. Методы общения при аварии судна с помощью неязыковых средств в тех случаях, когда устное общение практически невозможно

5.42. Порядок проверки надлежащего обеспечения водонепроницаемости закрытий

5.43. _____________________________________________________________________

6. Капитан подчиняется непосредственно ____________________________

7. На время отсутствия капитана (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8. ________________________________________________________________

II. Должностные обязанности

В обязанности капитана  входит:

1. Судовождение на уровне управления:

— Планирование рейса и судовождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки путей, принимая во внимание стесненные воды, метеорологические условия, льды, ограниченную видимость, системы разделения движения, районы служб управления движением судов, районы с сильными приливами

— Координация поисково-спасательных операций

— Организация несения вахты

— Обеспечение безопасного плавания путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений

— Прогнозирование погоды и океанографических условий

— Организация и управление судовым экипажем при авариях, возникающих во время плавания

— Маневрирование и управление судном в любых условиях

— Эксплуатация систем дистанционного управления двигательной установкой, системами и службами машинного отделения

— Управление судном и составом при плавании по внутренним водным путям с использованием знаков береговой и плавучей навигационной обстановки, при прохождении крутых изгибов рек, мостов, шлюзов, подходе и отходе от причалов по течению и против него (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

— Управление скоростным судном при плавании по внутренним водным путям (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

— Выбор орудий рыболовства, технологии лова морепродуктов и их применение с учетом экологических последствий (для судоводителей рыбопромысловых судов)

— Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом лоций района плавания, атласов, требований руководств для плавания и навигационных пособий внутренних водных путей (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

2. Обработка и размещение грузов на судне на уровне управления:

— Планирование погрузки, размещения, крепления и выгрузки груза

— Выполнение расчетов по диаграммам остойчивости и дифферента с использованием устройств для расчета напряжений в корпусе, включая автоматическое оборудование, использующее базу данных

— Организация мер безопасности при размещении и креплении грузов на судах с использованием всех имеющихся на судне данных, относящихся к погрузке и креплению груза

— Руководство мерами безопасности при обращении с грузом во время рейса, в том числе при транспортировке грузов, указанных в международных кодексах безопасной практики размещения и крепления грузов

— Оценка обнаруженных дефектов и повреждений в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках и принятие соответствующих мер

3. Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне управления:

— Организация выполнения требований законодательства Российской Федерации на судне

— Организация и обеспечение функционирования на судне системы управления безопасностью

— Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров

— Обеспечение наличия на судне и действительности всех требуемых судовых документов и свидетельств

— Ознакомление членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс

4. Обеспечение перевозки пассажиров и их багажа на судне на уровне управления:

— Руководство операциями технологического процесса перед посадкой пассажиров на борт судна

— Организация процедуры безопасной посадки и высадки пассажиров, доставки пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости

— Организация размещения пассажиров и их питания на судне

— Информирование пассажиров о правилах поведения на борту судна и личной безопасности, в том числе инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях

III. Права

Капитан  имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

6.___________________________________________________________

IV. Ответственность

Капитан несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября  2019 г. № 745н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Поделиться ссылкой:

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2023 N 9-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

3. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

4. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

5. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.

6. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

7. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.

Актуально на:

13 июля 2023 г.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | глава IV КТМ РФ

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Идет загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция каменщика в строительстве
  • Должностная инструкция калькулятора в доу 2022
  • Должностная инструкция каким документом регламентируется
  • Должностная инструкция как часто должна обновляться
  • Должностная инструкция как приложение к трудовому договору образец оформления