ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
капитана-механика
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика подразделения «Производственные технологии» (далее — Капитан-механик) ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова» (далее Учреждение).
1.2. На должность капитана-механика назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:
- Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в пять лет;
- Высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки»;
с опытом практической работы:
- В соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов;
Особые условия допуска к работе капитана-механика :
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда;
- К работе допускаются лица не моложе 18 лет;
1.3. Капитан-механик должен знать:
- Уставные требования к общей судовой организации;
- Уставные требования к организации пассажирской службы;
- Уставные требования к организации вахтенной службы;
- Санитарные условия труда экипажа;
- Уставные требования к организации службы быта;
- Требования правил охраны труда на судах;
- Санитарные правила содержания судна;
- Трудовое законодательство Российской Федерации;
- Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота;
- Уставные требования к дисциплине членов экипажа;
- Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
- Методика решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- Правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Технология определения поправок технических систем судовождения;
- Способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
- Основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
- Устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
- Системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- Обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
- Основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
- Устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
- Классификация судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
- Правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
- Основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
- Требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
- Основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
- Основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
- Меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
- Типичные неисправности судовых энергетических установок;
- Устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
- Назначение, конструкция судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
- Устройство и принцип действия судовых дизелей;
- Эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
- Руководства для плавания в сложных условиях;
- Технология учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
- Навигационные руководства и пособия для плавания;
- Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
- Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
- Техника и технология решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
- Организация штурманской службы на судах;
- Назначение, классификация и компоновка бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
- Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- Физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке;
- Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- Основные понятия и определения навигации и лоции;
- Средства и виды навигационной обстановки;
- Способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
- Технология графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
- Условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
- Маневренные характеристики судна;
- Условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- Роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
- Порядок контроля судов в портах;
- Способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
- Влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
- Система дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
- Ответственность за аварии, предусмотренная законодательством Российской Федерации;
- Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- Основы автоматизации управления движением судна;
1.4. Капитан-механик должен уметь:
- Контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
- Организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
- Организовывать службу быта и контроль над ней;
- Внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
- Пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
- Применять требования санитарии условий труда экипажа;
- Контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- Организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
- Применять требования санитарных правил содержания судна;
- Осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
- Эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- Определять поправки технических систем судовождения;
- Интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- Решать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
- Контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- Осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
- Осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
- Эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
- Эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- Контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
- Вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
- Эксплуатировать насосы и их системы управления;
- Использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- Производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
- Читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
- Определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
- Вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
- Пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- Рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
- Использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
- Применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
- Эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- Подготавливать и предъявлять судно к проверке;
- Эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- Выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
- Маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
- Передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- Управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- Вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
- Управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
- Выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
- Контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
1.5. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Капитан-механик подчиняется ректору Учреждения и начальнику подразделения «Производственные технологии»
2. Трудовые функции
- 2.1. Организация службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии.
- 2.2. Эксплуатация технических средств судовождения и судовых систем связи.
- 2.3. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
- 2.4. Эксплуатация судовых двигательных установок, устройств и систем.
- 2.5. Подготовка судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения.
- 2.6. Управление и маневрирование судном.
3. Должностные обязанности
- 3.1. Обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа.
- 3.2. Организация вахтенной службы и контроль над ее несением.
- 3.3. Организация выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
- 3.4. Организация соблюдения требований охраны труда на судах.
- 3.5. Организация службы быта и контроль над ней.
- 3.6. Внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением.
- 3.7. Организация пассажирской службы и контроль над ней.
- 3.8. Расшифровка и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность.
- 3.9. Решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.10. Техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.11. Техническая эксплуатация регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.12. Контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.13. Интерпретация и обработка информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи.
- 3.14. Определение поправок технических систем судовождения.
- 3.15. Использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами.
- 3.16. Обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды.
- 3.17. Обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификация.
- 3.18. Применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу.
- 3.19. Навигационная эксплуатация радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.20. Использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна.
- 3.21. Эксплуатация судовой автоматики.
- 3.22. Эксплуатация судового электрооборудования.
- 3.23. Эксплуатация элементов электроэнергетических систем и технических средств судна.
- 3.24. Эксплуатация судовых насосов и вспомогательного оборудования.
- 3.25. Эксплуатация главных и вспомогательных двигателей.
- 3.26. Обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
- 3.27. Определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем.
- 3.28. Обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
- 3.29. Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий.
- 3.30. Ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна.
- 3.31. Прием и передача информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
- 3.32. Буксировка судов и плавучих объектов.
- 3.33. Выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести.
- 3.34. Управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления.
- 3.35. Наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов.
- 3.36. Действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности.
- 3.37. Выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом.
- 3.38. Швартовные операции.
- 3.39. Несение ходовой и стояночной вахты.
- 3.40. Управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно.
- 3.41. Постановка и съемка судна с якоря.
- 3.42. Прием и передача информации, в том числе с использованием средств зрительной связи.
- 3.43. Управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов.
- 3.44. Управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций.
- 3.45. Подготовка и предъявление судна к проверкам.
Изменить трудовые функции
4. Права
Капитан-механик имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности капитана-механика .
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию капитана-механика .
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
5. Ответственность
Капитан-механик несет ответственность за:
5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и поручений ректора Учреждения.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения капитан-механик может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель-механик» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 612н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Скачать в формате MS Word
Поделиться должностной инструкцией в соцсетях:
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Капитан-механик относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность капитана-механика назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» и подготовку на курсах повышения квалификации один раз в пять лет.
1.5. Требования к опыту практической работы капитана-механика: в соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов.
1.6. Особые условия допуска капитана-механика к работе:
- возраст не менее 18 лет;
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда.
1.7. Капитан-механик должен знать:
- основные понятия и определения навигации и лоции;
- назначение, классификацию и компоновку бумажных и электронных навигационных карт, судовую коллекцию карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
- условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
- технику и технологию решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
- требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
- технологию графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
- способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
- мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- средства и виды навигационной обстановки;
- навигационные руководства и пособия для плавания;
- международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
- физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, систему информирования о гидрометеорологической обстановке;
- технологию учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
- руководства для плавания в сложных условиях;
- организацию штурманской службы на судах;
- основы автоматизации управления движением судна;
- систему управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- маневренные характеристики судна;
- влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
- маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
- способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
- условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- порядок контроля судов в портах;
- роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
- ответственность за аварии, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
- основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
- устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
- устройство и принцип действия судовых дизелей;
- назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
- эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
- типичные неисправности судовых энергетических установок;
- меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
- обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
- устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
- системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
- устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
- требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
- основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
- основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
- правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
- основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
- основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
- классификацию судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
- физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
- правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- методику решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- технологию определения поправок технических систем судовождения;
- правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- уставные требования к общей судовой организации;
- уставные требования к организации вахтенной службы;
- уставные требования к организации пассажирской службы;
- уставные требования к организации службы быта;
- уставные требования к дисциплине членов экипажа;
- требования правил охраны труда на судах;
- санитарные правила содержания судна;
- санитарные условия труда экипажа;
- трудовое законодательство Российской Федерации;
- положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота.
1.8. Капитан-механик должен уметь:
- читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
- производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
- вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
- определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
- использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
- пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
- применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
- управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
- эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
- передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
- управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
- выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
- подготавливать и предъявлять судно к проверке;
- контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
- эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- эксплуатировать насосы и их системы управления;
- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
- эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
- осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
- осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
- эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
- вешать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- определять поправки технических систем судовождения;
- эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
- внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
- пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
- организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
- организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
- организовывать службу быта и контроль над ней;
- контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
- применять требования санитарных правил содержания судна;
- применять требования санитарии условий труда экипажа.
1.9. Капитан-механик в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.10. В период временного отсутствия капитана-механика (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности
Капитан-механик в ходе управления судном и эксплуатации судовых систем выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Подготовку судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения , в том числе:
- предварительную проработку и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий;
- ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна;
- определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем;
- обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
2.2. Управление и маневрирование судном, в том числе:
- несение ходовой и стояночной вахты;
- управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом;
- управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления;
- управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов;
- управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести;
- прием и передачу информации, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- прием и передачу информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
- действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности;
- постановку и съемку судна с якоря;
- швартовные операции;
- буксировку судов и плавучих объектов;
- подготовку и предъявление судна к проверкам.
2.3. Эксплуатацию судовых двигательных установок, устройств и систем, в том числе:
- эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей;
- эксплуатацию судовых насосов и вспомогательного оборудования;
- обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
2.4. Эксплуатацию судового электрооборудования и средств автоматики, в том числе:
- эксплуатацию судовой автоматики;
- эксплуатацию элементов электроэнергетических систем и технических средств судна;
- эксплуатацию судового электрооборудования.
2.5. Эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи, в том числе:
- навигационную эксплуатацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- интерпретацию и обработку информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи;
- расшифровку и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность;
- обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды;
- обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификацию;
- использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна;
- использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами;
- применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу;
- решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- определение поправок технических систем судовождения;
- техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
2.6. Организацию службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, в том числе:
- внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением;
- организацию вахтенной службы и контроль над ее несением;
- организацию пассажирской службы и контроль над ней;
- организацию службы быта и контроль над ней;
- обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- организацию соблюдения требований охраны труда на судах;
- организацию выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
В случае служебной необходимости Капитан-механик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Капитан-механик имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Капитан-механик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы капитана-механика осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы капитана-механика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы капитана-механика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью капитан-механик обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения)
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Капитан-Механик
Капитан-Механик
Подборка наиболее важных документов по запросу Капитан-Механик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обстоятельства, устанавливаемые следователями Следственного комитета Российской Федерации с помощью транспортно-технических судебных экспертиз, при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
(Ильин Н.Н.)
(«Российский следователь», 2019, N 3)Думается, что до создания типовых методик по производству авиационно-технических, водно-технических и железнодорожно-технических судебных экспертиз целесообразно привлекать специалистов из различных областей транспортного машиностроения, эксплуатации транспортных средств, а также смежных с ними наук. По результатам исследования должно быть составлено заключение специалиста, к которому предъявляется меньше требований по сравнению с заключением эксперта, в котором указывается применяемая методика (п. 9 ч. 1 ст. 204 УПК РФ). В противном случае заключение эксперта может быть признано судом в качестве недопустимого доказательства. Так, К., являясь лицом, обязанным соблюдать правила безопасности движения речного транспорта (находился в должности капитана-механика), руководя экипажем речного теплохода и выполняя функции судоводителя теплохода, нарушил правила безопасности движения речного транспорта, что повлекло по неосторожности гибель трех лиц. Данное преступление было квалифицировано по ч. 3 ст. 263 УК РФ. В качестве одного из доказательств стороной обвинения было представлено заключение водно-технической (судоводительской) судебной экспертизы. Вопреки положениям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в экспертном заключении отсутствовали сведения о содержании, методах и результатах проведенных ими исследований, что породило сомнения в достоверности экспертных выводов и признано судом в качестве недопустимого доказательства в порядке ст. 75 УПК РФ <9>.
Нормативные акты
Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»
Должностная инструкция капитана-механика судна
№ 387-ДИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Капитана-механика ООО «Бета».
1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета».
1.3. Капитан-механик подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «Бета».
1.4. На должность Капитана-механика назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (судоводительское) образование без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Капитан-механик должен знать:
− законодательные и нормативные правовые акты в сфере судовождения и водного транспорта;
− лоцию и правила плавания на водоемах;
− устройство и правила технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники;
− правила, регламентирующие обеспечение живучести судна и безопасность плавания;
− порядок проведения спасательных работ и водолазных спусков с судна;
− основы трудового законодательства;
− правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
− приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
1.6. В своей деятельности Капитан-механик руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета»;
– настоящей Должностной инструкцией.
1.7. В период временного отсутствия Капитана-механика его обязанности возлагаются на работника, назначаемого приказом генерального директора ООО «Бета».
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Капитан-механик выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Управляет судном и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию на нем порядка.
2.2. Обеспечивает несение вахт, соблюдение требований нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники.
2.3. Руководит экипажем судна, проводит его обучение и отработку действий по судовым тревогам.
2.4. Руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде.
2.5. Определяет объем ремонтных работ судна и обеспечивает их выполнение, обеспечивает своевременное предъявление судна, судовой и водолазной техники к освидетельствованию соответствующими органами надзора.
2.6. Принимает меры по снабжению, приему, учету и хранению запасных частей, инвентаря, материалов и топлива.
2.7. Ведет судовую, техническую документацию и отчетность.
2.8. Выполняет разовые поручения генерального директора ООО «Бета», касающиеся деятельности судна.
3. ПРАВА
Капитан-механик имеет право:
3.1. Требовать от непосредственного руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности судна.
3.3. Представлять на рассмотрение генерального директора ООО «Бета» предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.4. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Капитан-механик несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Капитана-механика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Капитана-механика в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».
Должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом генерального директора ООО «Бета» № 1-Пр от 23.08.2011.
Должностную инструкцию составила:
Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева
С инструкцией ознакомлен:
________________ Д.В. Ефремов
Юрист _________________________ Н.А. Павлов
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
(подпись) (инициалы, фамилия)
Капитана-механика 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Капитан-механик относится к категории руководителей.
1.2. Для работы капитаном-механиком принимается достигшее возраста 18 лет лицо:
1) имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» <1>;
2) имеющее диплом, установленный положениями о дипломировании членов экипажей судов.
1.3. К работе в должности капитана-механика (или: помощника капитана-механика) допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) прошедшее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.4. Капитан-механик должен знать:
1) конструктивное обеспечение непотопляемости и противопожарной защиты судов;
2) расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
3) основные мероприятия по организационно-техническому обеспечению живучести судна;
4) основы судовой организации обеспечения живучести судна;
5) личные обязанности и полномочия по тревогам;
6) виды и химическую природу пожара;
7) виды средств и системы пожаротушения на судне;
особенности тушения пожаров в судовых помещениях;
9) мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
10) методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
11) виды и способы подачи сигналов бедствия;
12) нормативные правовые акты, регламентирующие организацию борьбы за живучесть судна;
13) политику в области безопасности и защиты окружающей среды, в том числе противонаркотическую и антиалкогольную политики;
14) законодательство Российской Федерации, инструкцию и рекомендации судовладельца в области управления безопасностью;
15) порядок документооборота системы управления безопасностью;
16) процедуры по обеспечению безопасной эксплуатации судна и защиты окружающей среды, соответствующие нормам законодательства Российской Федерации;
17) процедуры внутренних проверок, пересмотра системы управления безопасностью и внедрения изменений;
18) готовность к аварийным и нештатным ситуациям;
19) порядок действий при транспортных происшествиях и авариях;
20) требования к формированию и передаче сообщений при транспортных происшествиях и авариях;
21) виды и способы подачи сигналов бедствия;
22) порядок посадки в спасательное средство, безопасного спуска, отхода и маневрирования в районе транспортного происшествия и аварии;
23) способы оказания помощи людям, оказавшимся в воде;
24) способы выживания на воде;
25) устройства спуска и подъема коллективных спасательных средств;
26) виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение, включая переносную радиоаппаратуру, аварийные радиобуи и пиротехнику;
27) порядок действий при поиске и спасании;
28) комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;
29) судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами;
30) координацию действий по охране окружающей среды на национальном и местном уровнях;
31) меры безопасности при осуществлении погрузо-разгрузочных работ с опасными грузами;
32) методы борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов;
33) меры контроля за сбросами с судна;
34) методы предотвращения загрязнения атмосферы;
35) методы реализации плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
36) способы обеспечения готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
37) способы распознавания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;
38) характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности;
39) рекомендации по организации учений и тренировок персонала транспортного средства;
40) правила эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности и их эксплуатационные ограничения;
41) методику внутренних проверок качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
42) методику подготовки транспортного средства к проверкам органами государственного надзора и контроля;
43) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым знаниям).
1.5. Капитан-механик должен уметь:
1) применять средства и системы пожаротушения;
2) применять средства по борьбе с водой;
3) применять меры, обеспечивающие защиту и безопасность пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
4) перераспределять функциональные обязанности членов экипажа исходя из интересов безопасности;
5) проводить проверки эффективности системы управления безопасностью и при необходимости пересматривать ее;
6) проводить процедуры подготовки судна к освидетельствованию;
7) передавать сообщения судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
действовать при транспортных происшествиях и авариях;
9) организовывать учения членов экипажей судов при транспортных происшествиях и авариях;
10) применять меры защиты, обеспечивающие защиту и безопасность пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
11) устранять последствия транспортных происшествий и аварий;
12) применять способы и приемы оставления судна;
13) применять коллективные и индивидуальные спасательные средства;
14) производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
15) управлять коллективными спасательными средствами;
16) предотвращать загрязнение окружающей среды вредными веществами, перевозимыми судном;
17) предотвращать загрязнение окружающей среды сточными водами;
18) предотвращать загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами;
19) предотвращать загрязнение окружающей среды мусором;
20) предотвращать загрязнение атмосферы;
21) реализовывать план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
22) обеспечивать готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
23) распознавать и обнаруживать оружие, опасные вещества и устройства;
24) распознавать характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности;
25) планировать и проводить учения и тренировки персонала транспортного средства;
26) эксплуатировать технические средства обеспечения транспортной безопасности;
27) пользоваться методикой внутренних проверок качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
28) готовить транспортное средство к проверкам органами государственного надзора и контроля;
29) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым умениям).
1.6. Капитан-механик руководствуется:
1) _________________ _______________________ ______ (наименование учредительного документа);
2) Положением о _________________ _________________ (наименование структурного подразделения);
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ ______ (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности).
1.7. Капитан-механик подчиняется непосредственно _________________ ________ (наименование должности руководителя).
1.8. _________________ ____________________________ (другие общие положения).
2. Трудовые функции
2.1. Обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности.
2.1.1. Организация борьбы за живучесть судна.
2.1.2. Организация применения системы управления безопасностью судна.
2.1.3. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна при транспортных происшествиях и авариях.
2.1.4. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна при оставлении судна, использовании коллективных и индивидуальных спасательных средств.
2.1.5. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
2.1.6. Организация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
2.2. _________________ ________________________ (другие функции).
3. Должностные обязанности
3.1. Капитан-механик исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) разрабатывает расписания по судовым тревогам;
2) организует действия по тревогам;
3) организует действия при поступлении в корпус судна забортной воды, спрямлении аварийного судна и тушении пожара;
4) организует и выполняет указания при оставлении судна.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает функционирование на судне системы управления безопасностью;
2) обеспечивает наличие на судне и действительности всех требуемых судовых документов и свидетельств;
3) выполняет ознакомление членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс;
4) выполняет регулярные проверки действующих механизмов, устройств и оборудования, а также плановые проверки механизмов, устройств и оборудования, которые не используются постоянно.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает действия членов экипажа судна при транспортных происшествиях и авариях;
2) организует обучение членов экипажа судна действиям при транспортных происшествиях и авариях.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает действия членов экипажа судна при оставлении судна;
2) организует контроль готовности к эксплуатации коллективных и индивидуальных спасательных средств.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.5 настоящей должностной инструкции, организует и обеспечивает действия членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения окружающей среды.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.6 настоящей должностной инструкции:
1) организует мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
2) реализует план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
3) обеспечивает готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
4) распознает и обнаруживает оружие, опасные вещества и устройства;
5) распознает характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу транспортной безопасности;
6) организует учения и тренировки персонала транспортного средства;
7) осуществляет эксплуатацию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
проводит внутренние проверки качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
9) подготавливает транспортное средство к проверкам органами государственного надзора и контроля.
3.1.7. В рамках выполнения своих трудовых функций капитан-механик исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.8. _________________ __________________ (другие обязанности).
3.2. _________________ ________________________ (другие положения о должностных обязанностях).
4. Права
Капитан-механик имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ __________________________ (другие права).
5. Ответственность
5.1. Капитан-механик привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ ________________________ (другие положения об ответственности).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Судоводитель-механик», утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 612н, с учетом _________________ ________________ (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _________________ _________ (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. _________________ _______________________ ______________.
———————————
Информация для сведения:
<1> Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в 5 лет.