Должностная инструкция капитана механика речного судна

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

капитана-механика

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика подразделения «Производственные технологии» (далее — Капитан-механик) ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова» (далее Учреждение).

1.2. На должность капитана-механика назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в пять лет;
  • Высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки»;

с опытом практической работы:

  • В соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов;

Особые условия допуска к работе капитана-механика :

  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
  • Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда;
  • К работе допускаются лица не моложе 18 лет;

1.3. Капитан-механик должен знать:

  • Уставные требования к общей судовой организации;
  • Уставные требования к организации пассажирской службы;
  • Уставные требования к организации вахтенной службы;
  • Санитарные условия труда экипажа;
  • Уставные требования к организации службы быта;
  • Требования правил охраны труда на судах;
  • Санитарные правила содержания судна;
  • Трудовое законодательство Российской Федерации;
  • Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота;
  • Уставные требования к дисциплине членов экипажа;
  • Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
  • Методика решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • Правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Технология определения поправок технических систем судовождения;
  • Способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
  • Основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
  • Устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
  • Системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
  • Обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
  • Основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
  • Устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
  • Классификация судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
  • Правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
  • Основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
  • Требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
  • Основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
  • Основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
  • Меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
  • Типичные неисправности судовых энергетических установок;
  • Устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
  • Назначение, конструкция судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
  • Устройство и принцип действия судовых дизелей;
  • Эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
  • Руководства для плавания в сложных условиях;
  • Технология учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
  • Навигационные руководства и пособия для плавания;
  • Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
  • Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
  • Техника и технология решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
  • Организация штурманской службы на судах;
  • Назначение, классификация и компоновка бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
  • Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
  • Физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке;
  • Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • Основные понятия и определения навигации и лоции;
  • Средства и виды навигационной обстановки;
  • Способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
  • Технология графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
  • Условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
  • Маневренные характеристики судна;
  • Условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • Роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
  • Порядок контроля судов в портах;
  • Способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
  • Влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
  • Система дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
  • Ответственность за аварии, предусмотренная законодательством Российской Федерации;
  • Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • Основы автоматизации управления движением судна;

1.4. Капитан-механик должен уметь:

  • Контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
  • Организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
  • Организовывать службу быта и контроль над ней;
  • Внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
  • Пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
  • Применять требования санитарии условий труда экипажа;
  • Контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • Организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
  • Применять требования санитарных правил содержания судна;
  • Осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
  • Эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • Определять поправки технических систем судовождения;
  • Интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • Решать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
  • Контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • Эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • Осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
  • Осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
  • Эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
  • Эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
  • Контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
  • Вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
  • Эксплуатировать насосы и их системы управления;
  • Использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
  • Производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
  • Читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
  • Определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
  • Вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
  • Пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
  • Рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
  • Использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
  • Применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
  • Эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • Подготавливать и предъявлять судно к проверке;
  • Эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • Выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
  • Маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
  • Передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • Управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • Вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
  • Управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
  • Выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
  • Контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;

1.5. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.6. Капитан-механик подчиняется ректору Учреждения и начальнику подразделения «Производственные технологии»

2. Трудовые функции

  • 2.1. Организация службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии.
  • 2.2. Эксплуатация технических средств судовождения и судовых систем связи.
  • 2.3. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
  • 2.4. Эксплуатация судовых двигательных установок, устройств и систем.
  • 2.5. Подготовка судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения.
  • 2.6. Управление и маневрирование судном.

3. Должностные обязанности

  • 3.1. Обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа.
  • 3.2. Организация вахтенной службы и контроль над ее несением.
  • 3.3. Организация выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
  • 3.4. Организация соблюдения требований охраны труда на судах.
  • 3.5. Организация службы быта и контроль над ней.
  • 3.6. Внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением.
  • 3.7. Организация пассажирской службы и контроль над ней.
  • 3.8. Расшифровка и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность.
  • 3.9. Решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.10. Техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.11. Техническая эксплуатация регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.12. Контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.13. Интерпретация и обработка информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи.
  • 3.14. Определение поправок технических систем судовождения.
  • 3.15. Использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами.
  • 3.16. Обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды.
  • 3.17. Обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификация.
  • 3.18. Применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу.
  • 3.19. Навигационная эксплуатация радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
  • 3.20. Использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна.
  • 3.21. Эксплуатация судовой автоматики.
  • 3.22. Эксплуатация судового электрооборудования.
  • 3.23. Эксплуатация элементов электроэнергетических систем и технических средств судна.
  • 3.24. Эксплуатация судовых насосов и вспомогательного оборудования.
  • 3.25. Эксплуатация главных и вспомогательных двигателей.
  • 3.26. Обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
  • 3.27. Определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем.
  • 3.28. Обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
  • 3.29. Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий.
  • 3.30. Ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна.
  • 3.31. Прием и передача информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
  • 3.32. Буксировка судов и плавучих объектов.
  • 3.33. Выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести.
  • 3.34. Управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления.
  • 3.35. Наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов.
  • 3.36. Действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности.
  • 3.37. Выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом.
  • 3.38. Швартовные операции.
  • 3.39. Несение ходовой и стояночной вахты.
  • 3.40. Управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно.
  • 3.41. Постановка и съемка судна с якоря.
  • 3.42. Прием и передача информации, в том числе с использованием средств зрительной связи.
  • 3.43. Управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов.
  • 3.44. Управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций.
  • 3.45. Подготовка и предъявление судна к проверкам.

Изменить трудовые функции

4. Права

Капитан-механик имеет право:

4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности капитана-механика .

4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию капитана-механика .

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

5. Ответственность

Капитан-механик несет ответственность за:

5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

5.2. Невыполнение распоряжений и поручений ректора Учреждения.

5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения капитан-механик может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель-механик» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 612н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Скачать в формате MS Word

Поделиться должностной инструкцией в соцсетях:

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Капитан-механик относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность капитана-механика назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» и подготовку на курсах повышения квалификации один раз в пять лет.

1.5. Требования к опыту практической работы капитана-механика: в соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов.

1.6. Особые условия допуска капитана-механика к работе:

  • возраст не менее 18 лет;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда.

1.7. Капитан-механик должен знать:

  • основные понятия и определения навигации и лоции;
  • назначение, классификацию и компоновку бумажных и электронных навигационных карт, судовую коллекцию карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
  • условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
  • технику и технологию решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
  • требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
  • технологию графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
  • способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
  • мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • средства и виды навигационной обстановки;
  • навигационные руководства и пособия для плавания;
  • международные правила предупреждения столкновения судов в море;
  • нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
  • физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, систему информирования о гидрометеорологической обстановке;
  • технологию учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
  • руководства для плавания в сложных условиях;
  • организацию штурманской службы на судах;
  • основы автоматизации управления движением судна;
  • систему управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • маневренные характеристики судна;
  • влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
  • маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
  • способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
  • условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • порядок контроля судов в портах;
  • роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
  • ответственность за аварии, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
  • основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
  • устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
  • устройство и принцип действия судовых дизелей;
  • назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
  • эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
  • типичные неисправности судовых энергетических установок;
  • меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
  • обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
  • устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
  • системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
  • основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
  • устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
  • требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
  • основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
  • основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
  • правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
  • основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
  • основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
  • классификацию судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
  • физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
  • правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • методику решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • технологию определения поправок технических систем судовождения;
  • правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • уставные требования к общей судовой организации;
  • уставные требования к организации вахтенной службы;
  • уставные требования к организации пассажирской службы;
  • уставные требования к организации службы быта;
  • уставные требования к дисциплине членов экипажа;
  • требования правил охраны труда на судах;
  • санитарные правила содержания судна;
  • санитарные условия труда экипажа;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота.

1.8. Капитан-механик должен уметь:

  • читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
  • производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
  • вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
  • определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
  • использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
  • рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
  • пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
  • использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
  • применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
  • управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
  • эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
  • эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
  • вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
  • передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
  • управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
  • выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
  • подготавливать и предъявлять судно к проверке;
  • контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
  • эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
  • эксплуатировать насосы и их системы управления;
  • вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
  • эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
  • осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
  • осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
  • эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
  • вешать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • определять поправки технических систем судовождения;
  • эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
  • осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
  • внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
  • пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
  • организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
  • организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
  • организовывать службу быта и контроль над ней;
  • контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
  • применять требования санитарных правил содержания судна;
  • применять требования санитарии условий труда экипажа.

1.9. Капитан-механик в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.10. В период временного отсутствия капитана-механика (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Капитан-механик в ходе управления судном и эксплуатации судовых систем выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Подготовку судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения , в том числе:

  • предварительную проработку и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий;
  • ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна;
  • определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем;
  • обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.

2.2. Управление и маневрирование судном, в том числе:

  • несение ходовой и стояночной вахты;
  • управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом;
  • управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления;
  • управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
  • наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов;
  • управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
  • выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести;
  • прием и передачу информации, в том числе с использованием средств зрительной связи;
  • прием и передачу информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
  • действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности;
  • постановку и съемку судна с якоря;
  • швартовные операции;
  • буксировку судов и плавучих объектов;
  • подготовку и предъявление судна к проверкам.

2.3. Эксплуатацию судовых двигательных установок, устройств и систем, в том числе:

  • эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей;
  • эксплуатацию судовых насосов и вспомогательного оборудования;
  • обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.

2.4. Эксплуатацию судового электрооборудования и средств автоматики, в том числе:

  • эксплуатацию судовой автоматики;
  • эксплуатацию элементов электроэнергетических систем и технических средств судна;
  • эксплуатацию судового электрооборудования.

2.5. Эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи, в том числе:

  • навигационную эксплуатацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • интерпретацию и обработку информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи;
  • расшифровку и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность;
  • обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды;
  • обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификацию;
  • использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна;
  • использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами;
  • применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу;
  • решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • определение поправок технических систем судовождения;
  • техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.

2.6. Организацию службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, в том числе:

  • внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением;
  • организацию вахтенной службы и контроль над ее несением;
  • организацию пассажирской службы и контроль над ней;
  • организацию службы быта и контроль над ней;
  • обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
  • организацию соблюдения требований охраны труда на судах;
  • организацию выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.

В случае служебной необходимости Капитан-механик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Капитан-механик имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Капитан-механик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы капитана-механика осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы капитана-механика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы капитана-механика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью капитан-механик обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения)

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Капитан-Механик

Капитан-Механик

Подборка наиболее важных документов по запросу Капитан-Механик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обстоятельства, устанавливаемые следователями Следственного комитета Российской Федерации с помощью транспортно-технических судебных экспертиз, при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
(Ильин Н.Н.)
(«Российский следователь», 2019, N 3)Думается, что до создания типовых методик по производству авиационно-технических, водно-технических и железнодорожно-технических судебных экспертиз целесообразно привлекать специалистов из различных областей транспортного машиностроения, эксплуатации транспортных средств, а также смежных с ними наук. По результатам исследования должно быть составлено заключение специалиста, к которому предъявляется меньше требований по сравнению с заключением эксперта, в котором указывается применяемая методика (п. 9 ч. 1 ст. 204 УПК РФ). В противном случае заключение эксперта может быть признано судом в качестве недопустимого доказательства. Так, К., являясь лицом, обязанным соблюдать правила безопасности движения речного транспорта (находился в должности капитана-механика), руководя экипажем речного теплохода и выполняя функции судоводителя теплохода, нарушил правила безопасности движения речного транспорта, что повлекло по неосторожности гибель трех лиц. Данное преступление было квалифицировано по ч. 3 ст. 263 УК РФ. В качестве одного из доказательств стороной обвинения было представлено заключение водно-технической (судоводительской) судебной экспертизы. Вопреки положениям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в экспертном заключении отсутствовали сведения о содержании, методах и результатах проведенных ими исследований, что породило сомнения в достоверности экспертных выводов и признано судом в качестве недопустимого доказательства в порядке ст. 75 УПК РФ <9>.

Нормативные акты

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Должностная инструкция капитана-механика судна

              387-ДИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Капитана-механика ООО «Бета».

1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета».

1.3. Капитан-механик подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «Бета».

1.4. На должность Капитана-механика назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (судоводительское) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Капитан-механик должен знать:
законодательные и нормативные правовые акты в сфере судовождения и водного транспорта;
лоцию и правила плавания на водоемах;
устройство и правила технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники;
правила, регламентирующие обеспечение живучести судна и безопасность плавания;
порядок проведения спасательных работ и водолазных спусков с судна;
основы трудового законодательства;
правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

1.6. В своей деятельности Капитан-механик руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета»;
– настоящей Должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия Капитана-механика его обязанности возлагаются на работника, назначаемого приказом генерального директора ООО «Бета».

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Капитан-механик выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Управляет судном и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию на нем порядка.
2.2. Обеспечивает несение вахт, соблюдение требований нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники.
2.3. Руководит экипажем судна, проводит его обучение и отработку действий по судовым тревогам.
2.4. Руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде.
2.5. Определяет объем ремонтных работ судна и обеспечивает их выполнение, обеспечивает своевременное предъявление судна, судовой и водолазной техники к освидетельствованию соответствующими органами надзора.
2.6. Принимает меры по снабжению, приему, учету и хранению запасных частей, инвентаря, материалов и топлива.
2.7. Ведет судовую, техническую документацию и отчетность.
2.8. Выполняет разовые поручения генерального директора ООО «Бета», касающиеся деятельности судна.

3. ПРАВА

Капитан-механик имеет право:
3.1. Требовать от непосредственного руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности судна.
3.3. Представлять на рассмотрение генерального директора ООО «Бета» предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.4. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Капитан-механик несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Капитана-механика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Капитана-механика в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».

Должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом генерального директора ООО «Бета»1-Пр от 23.08.2011.

Должностную инструкцию составила:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

С инструкцией ознакомлен:

________________ Д.В. Ефремов

Юрист _________________________ Н.А. Павлов


(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

(наименование должности)

00.00.0000 N 000

(подпись) (инициалы, фамилия)

Капитана-механика 00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Капитан-механик относится к категории руководителей.
1.2. Для работы капитаном-механиком принимается достигшее возраста 18 лет лицо:
1) имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» <1>;
2) имеющее диплом, установленный положениями о дипломировании членов экипажей судов.
1.3. К работе в должности капитана-механика (или: помощника капитана-механика) допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) прошедшее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.4. Капитан-механик должен знать:
1) конструктивное обеспечение непотопляемости и противопожарной защиты судов;
2) расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
3) основные мероприятия по организационно-техническому обеспечению живучести судна;
4) основы судовой организации обеспечения живучести судна;
5) личные обязанности и полномочия по тревогам;
6) виды и химическую природу пожара;
7) виды средств и системы пожаротушения на судне;
8) особенности тушения пожаров в судовых помещениях;
9) мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
10) методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
11) виды и способы подачи сигналов бедствия;
12) нормативные правовые акты, регламентирующие организацию борьбы за живучесть судна;
13) политику в области безопасности и защиты окружающей среды, в том числе противонаркотическую и антиалкогольную политики;
14) законодательство Российской Федерации, инструкцию и рекомендации судовладельца в области управления безопасностью;
15) порядок документооборота системы управления безопасностью;
16) процедуры по обеспечению безопасной эксплуатации судна и защиты окружающей среды, соответствующие нормам законодательства Российской Федерации;
17) процедуры внутренних проверок, пересмотра системы управления безопасностью и внедрения изменений;
18) готовность к аварийным и нештатным ситуациям;
19) порядок действий при транспортных происшествиях и авариях;
20) требования к формированию и передаче сообщений при транспортных происшествиях и авариях;
21) виды и способы подачи сигналов бедствия;
22) порядок посадки в спасательное средство, безопасного спуска, отхода и маневрирования в районе транспортного происшествия и аварии;
23) способы оказания помощи людям, оказавшимся в воде;
24) способы выживания на воде;
25) устройства спуска и подъема коллективных спасательных средств;
26) виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение, включая переносную радиоаппаратуру, аварийные радиобуи и пиротехнику;
27) порядок действий при поиске и спасании;
28) комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;
29) судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами;
30) координацию действий по охране окружающей среды на национальном и местном уровнях;
31) меры безопасности при осуществлении погрузо-разгрузочных работ с опасными грузами;
32) методы борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов;
33) меры контроля за сбросами с судна;
34) методы предотвращения загрязнения атмосферы;
35) методы реализации плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
36) способы обеспечения готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
37) способы распознавания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;
38) характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности;
39) рекомендации по организации учений и тренировок персонала транспортного средства;
40) правила эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности и их эксплуатационные ограничения;
41) методику внутренних проверок качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
42) методику подготовки транспортного средства к проверкам органами государственного надзора и контроля;
43) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым знаниям).
1.5. Капитан-механик должен уметь:
1) применять средства и системы пожаротушения;
2) применять средства по борьбе с водой;
3) применять меры, обеспечивающие защиту и безопасность пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
4) перераспределять функциональные обязанности членов экипажа исходя из интересов безопасности;
5) проводить проверки эффективности системы управления безопасностью и при необходимости пересматривать ее;
6) проводить процедуры подготовки судна к освидетельствованию;
7) передавать сообщения судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
8) действовать при транспортных происшествиях и авариях;
9) организовывать учения членов экипажей судов при транспортных происшествиях и авариях;
10) применять меры защиты, обеспечивающие защиту и безопасность пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
11) устранять последствия транспортных происшествий и аварий;
12) применять способы и приемы оставления судна;
13) применять коллективные и индивидуальные спасательные средства;
14) производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
15) управлять коллективными спасательными средствами;
16) предотвращать загрязнение окружающей среды вредными веществами, перевозимыми судном;
17) предотвращать загрязнение окружающей среды сточными водами;
18) предотвращать загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами;
19) предотвращать загрязнение окружающей среды мусором;
20) предотвращать загрязнение атмосферы;
21) реализовывать план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
22) обеспечивать готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
23) распознавать и обнаруживать оружие, опасные вещества и устройства;
24) распознавать характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности;
25) планировать и проводить учения и тренировки персонала транспортного средства;
26) эксплуатировать технические средства обеспечения транспортной безопасности;
27) пользоваться методикой внутренних проверок качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
28) готовить транспортное средство к проверкам органами государственного надзора и контроля;
29) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым умениям).
1.6. Капитан-механик руководствуется:
1) _________________ _______________________ ______ (наименование учредительного документа);
2) Положением о _________________ _________________ (наименование структурного подразделения);
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ ______ (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности).
1.7. Капитан-механик подчиняется непосредственно _________________ ________ (наименование должности руководителя).
1.8. _________________ ____________________________ (другие общие положения).

2. Трудовые функции

2.1. Обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности.
2.1.1. Организация борьбы за живучесть судна.
2.1.2. Организация применения системы управления безопасностью судна.
2.1.3. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна при транспортных происшествиях и авариях.
2.1.4. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна при оставлении судна, использовании коллективных и индивидуальных спасательных средств.
2.1.5. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
2.1.6. Организация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
2.2. _________________ ________________________ (другие функции).

3. Должностные обязанности

3.1. Капитан-механик исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) разрабатывает расписания по судовым тревогам;
2) организует действия по тревогам;
3) организует действия при поступлении в корпус судна забортной воды, спрямлении аварийного судна и тушении пожара;
4) организует и выполняет указания при оставлении судна.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает функционирование на судне системы управления безопасностью;
2) обеспечивает наличие на судне и действительности всех требуемых судовых документов и свидетельств;
3) выполняет ознакомление членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс;
4) выполняет регулярные проверки действующих механизмов, устройств и оборудования, а также плановые проверки механизмов, устройств и оборудования, которые не используются постоянно.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает действия членов экипажа судна при транспортных происшествиях и авариях;
2) организует обучение членов экипажа судна действиям при транспортных происшествиях и авариях.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает действия членов экипажа судна при оставлении судна;
2) организует контроль готовности к эксплуатации коллективных и индивидуальных спасательных средств.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.5 настоящей должностной инструкции, организует и обеспечивает действия членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения окружающей среды.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.6 настоящей должностной инструкции:
1) организует мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
2) реализует план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
3) обеспечивает готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
4) распознает и обнаруживает оружие, опасные вещества и устройства;
5) распознает характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу транспортной безопасности;
6) организует учения и тренировки персонала транспортного средства;
7) осуществляет эксплуатацию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
8) проводит внутренние проверки качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
9) подготавливает транспортное средство к проверкам органами государственного надзора и контроля.
3.1.7. В рамках выполнения своих трудовых функций капитан-механик исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.8. _________________ __________________ (другие обязанности).
3.2. _________________ ________________________ (другие положения о должностных обязанностях).

4. Права

Капитан-механик имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ __________________________ (другие права).

5. Ответственность

5.1. Капитан-механик привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ ________________________ (другие положения об ответственности).

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Судоводитель-механик», утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 612н, с учетом _________________ ________________ (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _________________ _________ (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. _________________ _______________________ ______________.

———————————
Информация для сведения:
<1> Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в 5 лет.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция каменщика в строительстве
  • Должностная инструкция калькулятора в доу 2022
  • Должностная инструкция каким документом регламентируется
  • Должностная инструкция как часто должна обновляться
  • Должностная инструкция как приложение к трудовому договору образец оформления