Должностная инструкция классного руководителя кратко

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации , указами Президента Российской Федерации,  , органов управления образованием всех уровней вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

2.1. Организационно-координирующие:
-­  обеспечивает связь школы с семьей;
-­   устанавливает контакты с родителями (законными представителями) обучающихся, оказывает им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
-­  ­ проводит консультации, беседы с родителями (законными представителями) обучающихся;
-­  ­ взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
-­  ­ организует в классе образовательный и коррекционно-воспитательный процессы, оптимальные для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-­  ­ стимулирует и учитывает разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
-­  ­ взаимодействует с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
-­  ­ ведет документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя); 
-­  ­ соблюдает права и свободы детей, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса и во внеурочное время при проведении воспитательных мероприятий, трудовых десантов и другой внеклассной работы;
-­  ­ ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
-­  ­ организует дежурство класса по школе, уборку школьного двора и прилегающей к школе территории, уборку классных кабинетов по окончанию уроков, участие в общественно-полезном труде, отвечает за соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, правил дорожного движения.

2.2. Коммуникативные:

-­  ­ регулирует межличностные отношения между обучающимися;
-­  ­ устанавливает взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися;
-­  ­ содействует общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
-­  ­ оказывает помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

2.3. Аналитико-прогностические:
-­  изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
-­  определяет состояние и перспективы развития коллектива класса.

2.4. Контрольные:
-­  ­ контролирует  успеваемость каждого обучающегося;
-­  ­ контролирует посещаемость учебных занятий обучающимися.

    
3. Должностные обязанности

3.1. своевременно организует, планирует воспитательную работу с детьми, готовит и проводит внеклассные и внешкольные мероприятия, в соответствии с общешкольным и классным планом. Отвечает за жизнь, здоровье детей во время образовательного и воспитательного процессов.

3.2. участвует в работе Методических объединений, Педагогических советов и др.

3.3. регулярно, один раз в четверть, проводит родительские собрания, один раз в неделю – классный час.

3.4. следит за соблюдением санитарно-гигиенического режима в классе и на закрепленной территории в школе.

3.5. планирует и организует работу с детьми в каникулярное время.

3.6. своевременно ведет и оформляет необходимую классную документацию, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок.

3.7. организует уборку школьного двора и прилегающей территории (по графику).

3.8. ежедневно осуществляет контроль за посещаемостью детей с отметкой в Журнале учета посещаемости, выявляет причины отсутствия.

3.9. содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений в школе, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства.

3.10. проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения мероприятий с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

3.11. организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;

3.12. оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.13.  принимает участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

3.14.  знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.;

3.15. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

3.16. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Классный руководитель имеет право:
4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами поведения обучающихся школы.

5. Ответственность

5.1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Классный руководитель:
6.1. работает по графику, составленному исходя из плана работы  утвержденного директором школы;

6.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих руководителей;

6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 5 дней по окончании учебного года;

6.5. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (законными представителями); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Контактная информация:

 347027, Ростовская область, Белокалитвинский район, п.Синегорский, ул.М.Горького, 24

 Руководитель: Дзюбанова Анжелика Викторовна

 Телефон: 8 (863 83) 5-27-51

 E-mail: mbousosh14bk@yandex.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00

 пятница: с 9:00 до 17:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

Функциональные обязанности

классного руководителя

I. Охрана жизни и здоровья детей.

1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье учеников, обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса.

2. Классный руководитель регулярно проводит инструктажи по технике безопасности.

3. Классный руководитель следит за соблюдением санитарно-гигиенических условий в классе.

4. Классный руководитель овладевает технологиями урока, сберегающими здоровье.

5. Классный руководитель проводит просветительскую работу, направленную на формирование потребно­сти в здоровом образе жизни.

6. Классный руководитель организовывает получение учащимися горячего питания.

7. Классный руководитель обучает школьника планировать учебный день, соблюдать режим дня, выбирать оптимальный режим учебной нагрузки.

II. Организация учебной деятельности.

1. Классный руководитель осуществляет контроль за успеваемостью, посещаемостью.

2. Классный руководитель ведет в установленном порядке документацию класса, проверяет дневники.

3. Классный руководитель сотрудничает с учителями-предметниками и создает комфортные психологи­ческие условия на уроках.

4. Классный руководитель ведет индивидуальную работу с учениками и родителями по выполнению успеваемости.

 III. Работа с семьей.

1. Классный руководитель проводит диагностику семейных отношений, микроклимата семьи.

2. Классный руководитель изучает быт ребенка, условия воспитания, обучения. Выявляет малообеспечен­ные, неполные семьи. Оказывает наибольшее содействие и осуществляет первостепенный контроль за детьми из этих семей, планирует более частые посещения с целью оказания помощи, профилактики правонарушений.

3. Классный руководитель проводит родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. Уде­ляет особое внимание согласованности деятельности родителей, учителей и воспитателя.

4. Классный руководитель вовлекает родителей в коллективную трудовую деятельность, участие в похо­дах, спортивных мероприятиях.

IV. Организация самоуправления в классе.

1. В начале года на классном собрании выбирается актив класса.

2. В начале года выявляется уровень интересов учащихся, направить их деятельность на развитие творчес­ких способностей.

V. Трудовая деятельность класса.

1. Работа по организации уборок в школе и школьном дворе, дежурств, ремонту мебели.

2. Вести учет трудовых дел каждого ученика.

3. Организация ученического коллектива на проведение общешкольных мероприятий.

VI. Участие в развитии интеллекта.

1. На основе психолого-педагогического тестирования классный руководитель вовлекает учеников в раз­личные виды творческой деятельности, работу спецкурсов, кружков по интересам.

2. Классный руководитель организует учеников на участие во всех проводимых общешкольных мероприя­тиях, проводит классные мероприятия.

VII. Индивидуальная работа с детьми.

1. Вести дневник наблюдений за детьми своего класса.

2. На основе психолого-педагогической диагностики выявить группы детей, связанных общими интереса­ми, делами, имеющих склонности к различным видам деятельности, изолированных детей, детей, склонных к совершению аморальных поступков.

3. Создать индивидуальные планы работы с этими детьми, вовлекать их в общешкольную и классную деятельность.

VIII. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция.

1. Диагностика личности, уровня его тревожности, адаптации, определение общеучебных умений и навы­ков, психических особенностей и творческих навыков.

2. Изучение классного коллектива, уровня его воспитанности, развития, сплоченности, определение меж­личностных отношений, психологического климата в коллективе.

3. Изучение семей учащихся.

4. Изучение социума ребенка, его окружения, наклонностей.

5. Создание социального паспорта класса.

6. Определение основных форм и методов работы, направленных на воспитание положительных и устра­нение отрицательных качеств личности.

Для увеличения заработной платы учителя часто соглашаются вести классное руководство, за которое им выплачиваются определенные финансовые надбавки. Они зависят от количества баллов, которые преподаватель набирает за руководство. В свою очередь, баллы складываются за выполнение обязанностей педагогом. Полный перечень этих обязанностей содержится в должностной инструкции классного руководителя.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции классного руководителя .doc

Образец должностной инструкции классного руководителя

Общие положения

Общие условия таковы:

  1. Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
  2. Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
  3. При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.

Функции

Классный руководитель берет на себя следующие функции:

  1. Организация, сопровождение, координация.
  2. Коммуникация.
  3. Стратегическое планирование и аналитика.

Должностные обязанности

В обязанности руководителя класса входит :

  1. Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
  2. Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
  3. Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
  4. Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
  5. Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
  6. Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
  7. Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
  8. Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
  9. Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
  10. Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
  11. Создание психологически комфортной среды в классе.
  12. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
  13. Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
  14. Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
  15. Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
  16. Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
  17. Присутствие на педсоветах.
  18. Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
  19. Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
  20. Работа по утвержденному главной школы графику.
  21. Организация систематических дежурств силами учеников класса.
  22. Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.

Права классного руководителя

В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:

  1. Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
  2. Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
  3. Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
  4. Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
  5. Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
  6. Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
  7. Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
  8. Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
  9. Проводить работу научно-экспериментального характера.
  10. Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
  11. Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
  12. Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
  13. Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.

Ответственности

Во время процесса обучения классный руководитель несет ответственность за:

  1. Соблюдение норм безопасности учебного процесса; сохранение жизни и здоровья его участников, а также за соблюдение прав обучающихся.
  2. За непрофессиональное исполнение или неисполнение вовсе своих обязанностей, возложенных должностью, и требований трудового договора, распорядка и устава школы, локальных распоряжений администрации.
  3. За ненадлежащее выполнение норм безопасности и противодействия угрозам террористической направленности.
  4. За нормы воспитания, которые так или иначе связаны с психологическим или физическим воздействием на ребенка.
  5. За доказанное причинение вреда как школе, так и обучающимся, которое связано либо с неисполнением, либо c непрофессиональным исполнением своих обязанностей.

Объяснение инструкции

Будем разбирать написанное в указанном выше порядке. В принципе, функции классного руководителя в полной мере описываются его обязанностями, но для полного понимания подробно разберем каждую из них:

  1. Организация и координация: сюда входит работа с учителями-предметниками, семьей, каждым конкретным учеником в классе; стимулирование и мотивация на учебную деятельность, проведение школьных и внеклассных мероприятий; ведение документации и отчетов.
  2. Коммуникация: установление благоприятной атмосферы в классе, развитие дипломатических и ораторских навыков у обучающихся.
  3. Планирование и аналитика: выявление особенностей учеников и определение направлений развития классного коллектива.

Если сократить и популярно объяснить положения об обязанностях преподавателя, то можем получить примерно следующие:

  • в своей работе классный руководитель должен просто по-человечески относиться к детям, не нарушать их частные границы, уважать их достоинство и честь;
  • главной целью установления руководства над классом является его сплочение и координация, что достигается благодаря проведению классных мероприятий, воспитательных бесед, индивидуальной помощи отстающим (в среднем и старшем звене — в кооперации с преподавателем-предметником);
  • на руководителя ложится вся ответственность за безопасность в классе, за своевременную подготовку и сдачу документации, за отчетность перед администрацией;
  • от обычного учителя классрук сильно отличается вовлеченностью в жизнь класса, проведением мероприятий и различных кружков, так как от этого напрямую зависит финансовая составляющая должности.

Важно отметить! Часто в школах, где не хватает преподавателей для классного руководства, директора угрожают увольнением либо штрафами за подобные отказы. Согласно первому пункту Общих положений, это незаконно, преподаватель имеет полное право отказаться от руководства, если поступило такое предложение, но вправе и самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.

Что должен будет делать классный руководитель

Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.

Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.

Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.

Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно. Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.

Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему.

Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту

УТВЕРЖДАЮ

Директор 
МОБУ «Киземская СОШ»

___________
О.И. Седнева

.                                                                                                       
Приказ № ___­­­­   от

                                     Должностная
инструкция классного руководителя.

I.Назначение и задачи классного руководителя.

Классный
руководитель – это педагог профессионал, являющийся сегодня для растущего
человека:

ü 
духовным посредником между обществом и ребенком в
усвоении основ человеческой культуры;

ü 
заинтересованным организатором отношений
сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного
коллектива;

ü 
неравнодушным наблюдателем за индивидуальным
развитием школьника с целью создания благоприятных условий для развития его
личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его
воспитания, осуществления коррекции процесса его социализации;

ü 
помощником, консультантом в организации
повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической,
политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

ü 
создателем благоприятной развивающей микросреды и
благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для
этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего
класса;

ü 
координатором усилий педагогом, семьи, социума –
словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие
личности воспитанников.

Основное
назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую
ставит перед собой общество, — максимальное развитие каждого ребенка,
сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание
условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования,
самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации
в обществе.

Исходя
из этой цели, основными являются следующие задачи классного руководителя:

1)     
Осуществление непосредственного наблюдения за
индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание
оптимальных условий формирования каждой личности, способствующих свободному и
полному раскрытию способностей ученика и их развитию совместно с семьей.

2)     
Изучение склонностей, интересов, сфер дарований
ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может
ожидать успех.

3)     
Организация всех видов индивидуальной, групповой,
коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные
отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.

4)     
Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод
учащегося. Создание классного коллектива как воспитательной среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

5)     
Создание классного коллектива как воспитательной
среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

6)     
Формирование у обучающихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров.

7)     
Организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.

II. Функции и содержание работы классного руководителя.

Деятельность
классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс,
строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, локальных актов,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного
учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных
отношений.

1.Аналитическая
функция:

2.1.1. 
Изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

2.1.2. 
Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого
воспитанника;

2.1.3. 
Оценка и анализ уровня воспитанности личности и коллектива;

2.1.4. 
Изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;

2.1.5. 
Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса,
анализ воспитательной ценности проведенного дела.

2.
Прогностическая

2.2.1.Предвидение
результата намеченного дела или воспитательного воздействия;

2.2.2.
Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

2.2.3.
Прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

2.2.4.
Определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся,
коллектива;

2.2.5.
Предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между
учащимися, между педагогами и учащимися, педагогами и родителями, учащимися и
др.).

3.
Организационно-координирующая:

2.3.1.
Изучение особенностей каждого ребенка, состояния ребенка, эмоционального
самочувствия;

2.3.2.
Помощь воспитанникам в учебной деятельности;

2.3.3.
Помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой
разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными
особенностями и требованиями классной и школьной  жизни;

2.3.4.
Помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитии
классного самоуправлении с целью привития навыков самоорганизации,
ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;

2.3.5.
Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой
деятельности;

2.3.6.
Содействие учащимся в получении дополнительного образования через систему
кружков, клубов, секций, объединений, организуемых как в школе, так и вне ее;

2.3.7.
Защита прав и свобод учащихся;

2.3.8.
Организация взаимодействия с семьями учащихся;

2.3.9.
Проведение родительских собраний, консультации для родителей, привлечение
родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в
случае чрезвычайных происшествий, связанных со здоровьем и жизнью детей;

2.3.10.
Организация взаимодействия в работе с малого педсовета по проблемам учащихся
своего класса, посещение уроков-предметников;

2.3.11.
Участие в работе педсоветов, семинаров, административных и методических
совещаний;

2.3.12.
Помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;

2.3.13.
Содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к
осознанному выбору профессии;

2.3.14.
Стимулирование творческой, инновационной деятельности, как учащихся, так и
педагогов, родителей учащихся; координация усилий педагогов класса, социальных
работников;

2.3.15.
Ответственность за жизнь, здоровье, безопасность детей во время занятий и
внеурочных мероприятий;

2.3.16.
Организация питания,  дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой
практикой, организация трудовых дел;

2.3.17.
Ведение документации (журнал, учет посещаемости, дневники учащихся,  личные
дела учащихся, план воспитательной работы классного руководителя, мониторинги
работы с классом, психолого-педагогическое сопровождение класса, работа с
детьми из неблагополучных семей );

2.3.18.
Участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной
деятельности, воспитательной работы;

4.
Коммуникативная

2.4.1.
Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и
подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в
коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий социальный статус среди
сверстников;

2.4.2.
Построение оптимальных взаимоотношений : «учитель – ученик», «учитель –
родители», «родители – ученик»;

2.4.3.
Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;

2.4.4.
Содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата в
целом и для каждого отдельного учащегося в классе.

5. Контрольная

2.5.1.Контроль
за успеваемостью каждого обучающегося;

контроль за
посещаемостью учебных занятий обучающимися

III
Должностные обязанности

Классный
руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1 Ведет классный
журнал.

3.2. Ведет личные
дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3.Организует
классный коллектив: организует коллективное творчество, работает по привлечению
каждого учащегося к общественной работе.

3.4. Организует дежурство
по классу, школе.

3.5.Соблюдает
санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6.Заботится о
внешнем виде воспитанников (наличие школьной формы)

3.7.Организует
питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросам питания

3.8. Осуществляет
строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с
родителями, социальным педагогом контролирует учащихся, пропускающих уроки без
уважительной причины.

3.9. Создает
обстановку, благоприятствующую учебе.

3.10. Координирует
деятельность учителей, работающих в классе.

3.11. Работает с
ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости
школьников.

3.12. Следит за
своевременным заполнением учителями-предметниками электронного дневника. (Дневник.ру)

3.13. Создает
особые условия для развития наиболее одаренных детей, развития их познавательных
интересов, расширяя их кругозор (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы,
викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии и т.д.)

3.14. Создает
благоприятный климат в классе, формирует благожелательные межличностные
взаимоотношения, корректирует и регулирует их.

3.15. Организует
творческие дела в классе.

3.16. Организует
охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников,
вовлекает учащихся в спортивную работу.

3.17. Ищет
интересные формы, определяет целесообразность и целенаправленность организации
любой встречи классного руководителя с классом, проводит еженедельно классный
час.

3.18. Изучает
личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения
родителей и учителей, работающих в классе.

3.19. Работает с
характеристиками учащихся.

3.20. Помогает
учащимся в выборе профессии, проводит профориентационную работу в классе

3.21. Обеспечивает
охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие
имеются в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

3.22. Выявляет, едет
учет и работу с детьми социально незащищенных категорий.

3.23. Выявляет, ведет
учет и работу с детьми из неблагополучных семей.

3.24. Осуществляет
наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих
на учете в ПДН.

3.25. Проводит
родительские собрания один раз в триместр.

3.26. Изучает
условия воспитания в семье.

3.27. Работает с
родителями индивидуально.

3.28. Привлекает
родителей для организации внеучебной деятельности класса.

3.29. Влияет на
общение детей с родителями

3.30. Постоянно
повышает  свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии,
теории и практики воспитания;

3.31. Своевременно
предоставляет администрации школы отчётность по работе с классом.

3.32. Находится в
учебном заведении во время занятий и внеурочных мероприятий своего класса.

IV. Формы работы классного руководителя с детьми

Классный
руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и
деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:

Ø 
ребенок, подросток, юноша и девушка уже сегодня
живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой жизни;

Ø 
в жизнедеятельности любого коллектива должны
учитываться, найти место социальная обстановка в стране, конкретные события
области, района, деревни, школы;

Ø 
нужна интересная, отвечающая общечеловеческим
потребностям возрастам и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными
видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными,
общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими
познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую
направленность;

Ø 
каждый учащийся должен найти себе дело по душе,
ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать
достоинство и нравственную устойчивость человека;

Ø 
при отборе форм и методов воспитания следует
непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего
педагогов и родителей, в воспитательном процессе.

Классный
руководитель является творцом интересных идей и разнообразных форм работы для
детей, ориентируется на приоритет некоторых форм с современным школьником:

Ø 
дискуссионных, игровых, состязательных;

Ø 
творческого труда, художественного творчества,
ролевого тренинга;

Ø 
психологических (позволяющих ребенку осознать
самого себя) и др..

Необходимо
отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности очень
большое. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания
отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

В
зависимости от вида деятельности классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:

o   индивидуальные
(беседа, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи,
совместный поиск решения проблемы и др.);

o   групповые
(творческие группы, органы самоуправления и др.);

o   коллективные
(конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно
руководствоваться следующим:

1)     
определять содержание и основные виды деятельности
в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

2)     
учитывать принципы организации образовательного
процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

3)     
обеспечивать целостность содержания, форм и методов
социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Классному руководителю на протяжении опыта работы
рекомендуется создавать картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие
значительно облегчит работу классного руководителя.

V. Полномочия классного руководителя

5. 1. Классный руководитель имеет право:

5. 1.1.Получать регулярную
информацию о физическом и психическом здоровье детей;

5.1.2.
Присутствовать на уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками
(без права входить в класс без экстренной необходимости и делать замечания
учителю во время урока);

5.1.3.
Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

5.1.4.
Контролировать успехи и неудачи каждого ученика с целью оказания своевременной
помощи;

5.1.5.
Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние
на его учащихся через проведение консилиумов, малых педсоветов и других форм
коррекции;

5.1.6. Приглашать
родителей (лиц, их заменяющих) в школу;

5.1.7.Участвовать в
работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета,
методического совета и других органов школы;

5.1.8.Выступать с
инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы,
выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение
административного совета, методического совета согласованные с классным
коллективом мнения и предложения;

5.1.9. Определять
свободно индивидуальный режим работы с детьми;

5.1.10. Вести
опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам
воспитательной деятельности;

5.1.11. Создавать
собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые
методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»;

5.1.12. Выбирать
форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки
педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах
методической работы, через систему образования;

5.2. Классный
руководитель не имеет права:

5.2.1.
Унижать личное достоинство учащегося, оскорблять его действием или словом,
придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

5.2.2.
Использовать оценку (школьный бал) для наказания ученика;

5.2.3.
Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное учащемуся слово, сознательно
вводить его в заблуждение;

5.2.4.
Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;

5.2.5.
Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая
авторитет учителя и всего педколлектива.

VI. Профессиональная подготовка и условия работы

Слагаемыми
педагогического мастерства классного руководителя являются:

Ø 
методическая подготовленность, позволяющая
определить педагогическую стратегию;

Ø 
знания и умения по детской и подростковой
возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и
социальной педагогике;

Ø 
знания теоретических основ воспитания;

Ø 
владение технологий воспитательного воздействия на
личность, группу, коллектив;

Ø 
организаторские умения и навыки;

Ø 
широкая образованность и духовная культура,
интеллигентность;

Ø 
бережное отношение к накопленному отечественному и
мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;

Ø 
способность преодолевать отжившие штампы и
стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя
ответственность за педагогическое новаторство;

Ø 
ориентация на человека, и, прежде всего на ребенка,
подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;

Ø 
опора на науку, способность прогнозировать и
просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение
педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые
тенденции с позиции педагогической целесообразности;

Ø 
вера в человека, в пользу и правоту своего дела,
педагогический оптимизм, мужество и сила воли;

Ø 
коммуникабельность, сотрудничество в основе
отношений.

Классный
руководитель должен знать:

Ø 
Закон «Об образовании РФ»;

Ø 
«Конвенцию о правах ребенка»

Ø 
педагогику, детскую, возрастную, социальную
психологию;

Ø 
школьную гигиену;

Ø 
педагогическую этику;

Ø 
теорию и методику воспитательной работы;

Ø 
основы трудового законодательства;

Классный
руководитель должен уметь
:

Ø 
общаться с детьми, поощряя детскую активность,
ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

Ø 
видеть и формулировать свои воспитательные цели;

Ø 
составить план воспитательной работы в своем
классе;

Ø 
организовать воспитательное мероприятие: беседу,
диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.;

Ø 
организовать и провести родительское собрание;

Ø 
пользоваться анкетами, опросниками и корректно
использовать их в воспитательной работе.

Ø 
проводить анализ работы с классом

Ø 
психолого-педагогическое сопровождение

VII.Режим работы классного руководителя, документация и отчетность

Ø 
классный руководитель назначается приказом
директора школы из числа учителей, работающих в классе, школе;

Ø 
классный руководитель находится в школе с 8.45 и до
окончания занятий своего класса;

Ø 
классный час проводится один раз в неделю;

Ø 
количество воспитательных мероприятий – не менее
двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным;

Ø 
количество классных родительских собраний – не
менее одного в четверть (два собрания в год тематические);

Ø 
отчет о проделанной работе предоставляется
администрации по окончанию учебного года в форме анализа воспитательной работы
за прошедший учебный год, устного собеседования, возможно анкетирование
учащихся;

Ø 
при собеседовании классный руководитель
предоставляет протоколы родительских собраний (всех собраний), разработку
родительского собрания, разработки воспитательных мероприятий (не менее двух);

Ø 
в каникулярное и летнее время режим работы школы
устанавливается согласно дополнительному плану;

Ø 
с целью организации работы классных руководителей и
оказания методической помощи в работе создается методическое объединение;

Ø 
координацию деятельности классных руководителей и
контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по
воспитательной работе.

Документация и
отчетность:

Ø 
классный журнал;

Ø 
план воспитательной работы с классным коллективом;

Ø 
дневники учащихся;

Ø 
электронные дневники

Ø 
личные дела учащихся;

Ø 
психолого-педагогические карты изучения личности
учащихся

Ø 
папки с разработками воспитательных мероприятий (не
менее двух);

Ø 
протоколы родительских собраний;

Ø 
папки работы с детьми из социально-неблагополучных
семей.

Ø 
диагностика воспитанности класса

VIII.Критерии оценки работы классного руководителя

Результативность
деятельности классного руководителя может быть оценена с помощью самых разных
критериев. К ним относятся:

Ø 
упорядоченность жизнедеятельности класса;

Ø 
организация воспитательной работы в классе;

Ø 
наличие и уровень зрелости классного коллектива;

Ø 
общий психологический климат класса;

Ø 
социальная защищенность каждого члена коллектива и
его комфортность;

Ø 
реальный рост воспитанности и общей культуры
учащихся;

Ø 
активная позиция классного руководителя;

Ø 
участие в опытно-экспериментальной или
исследовательской работе;

Ø 
участие класса в общешкольных делах;

Ø 
взаимодействие с педагогическими работниками,
работающими с обучающимися в данном классе;

Ø 
вовлечение родителей, учащихся в дела классного
коллектива.

Итоги деятельности классного руководителя в течение года подводятся по
результатам:

Ø 
анализа воспитательного плана и записей в нем;

Ø 
анализ анкет, данных учащимся в конце года;

Ø 
анализ материалов собеседования с классным
руководителем по должностным обязанностям в конце года;

Ø 
анализ материалов посещения администрацией школы
воспитательных мероприятий в течение года;

Ø 
анализ участия класса в общешкольных делах.

IX.Ответственность

Ø 
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы,
законных распоряжений директора или заместителя директора школы, должностных
обязанностей классного руководителя, классный руководитель несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

Ø 
за применение, в том числе однократное, методов
воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью
учащегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности
в соответствии с трудовым законодательством и Законом  «Об образовании РФ».
Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной
ответственности;

Ø 
виновный в причинении школе ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный
руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах,
установленных трудовым и гражданским законодательством.


С должностной инструкцией ознакомлен (а), инструкцию получил (а):

_______________________      
_________________________
      (личная подпись)                      (расшифровка подписи)

«___»____________ _________ г.

(дата ознакомления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция классного руководителя в школе по профстандарту
  • Должностная инструкция классного руководителя 2022 в соответствии с фгос и профстандартом
  • Должностная инструкция классного руководителя 2022 2023 скачать бесплатно
  • Должностная инструкция классного руководителя 2022 2023 с учетом разговоры о важном
  • Должностная инструкция кладовщика склада тмц