Должностная инструкция лица ответственного за техническое состояние и эксплуатацию тс

УТВЕРЖДАЮ

Наименование организации

Наименование должности

___________________/ Ф.И.О. /

«____» _______________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ответственного за техническое состояния и эксплуатацию транспортных средств

Общие положения

Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности специалиста, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств отвечает за техническое состояние транспортных средств, их правильную эксплуатацию и выпуск на линию.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств назначается на должность приказом Генерального директора.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств должен иметь стаж работы в области организации ремонта, обслуживания и эксплуатации автотранспортных средств не менее одного года.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств подчиняется (должность), в своей работе руководствуется Законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ, и другими нормативными документами, действующими в сфере контроля технического состояния транспортных средств, а также настоящей должностной инструкцией.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств должен знать:

нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;

нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;

устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;

основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;

технические регламенты, национальные стандарты, технические условия, другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к транспортным средствам, запасным частям, используемым горюче-смазочным и иным материалам, процессам эксплуатации и др.;

порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств должен уметь:

организовать работу по поддержанию в технически исправном состоянии транспортных средств;

организовать и контролировать проведение работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств обязан:

обеспечить исправное техническое состояние транспортных средств и их правильную эксплуатацию на линии;

организовать передачу автомобилей в ремонтные мастерские и принимать их в эксплуатацию с контролем выполненных работ, оформлять документацию на ремонт автомобилей с повреждениями аварийного характера;

контролировать качество и своевременность выполнения работ по техническому обслуживанию автотранспорта;

производить замену, перестановку автотранспорта, стоящего в плане, но не готового к выходу на линию, не допуская нарушения плана;

принимать непосредственное участие в предъявлении автотранспорта при проведении технического осмотра;

организовывает и поддерживает порядок в гараже и на закрепленной за участком территории;

участвовать в комплексных проверках состояния безопасности движения и охраны труда на автотранспорте;

обеспечить выпуск на линию транспортных средств в соответствии с графиком;

не допускает выпуск на линию автотранспорта в антисанитарном состоянии (с грязным кузовом, салоном и т.п.);

в случае если выявлено наличие технических неисправностей, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения, запрещена эксплуатация транспортных средств, немедленно докладывать об этом Генеральному директору;

при выезде транспортных средств с парковки и заезде на парковку в начале и в конце рабочего дня (смены) проставлять в путевом листе дату и время выезда и заезда, показания одометра при выезде и заезде, заверять их подписью с указанием фамилии и инициалов;

при выпуске транспортных средств на линию и при возвращении с линии проставлять в путевом листе отметку «выпуск на линию разрешен», заверять её подписью с указанием фамилии и инициалов;

вести учет и контроль расхода топлива;

ежедневно до 10:00 докладывать Генеральному директору о результатах предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;

после окончания работы автотранспорта и постановки его на место стоянки, сдавать под охрану.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств имеет право:

вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

требовать от руководства содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав;

повышать свою квалификацию;

запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;

знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности специалиста, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств;

представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников;

получать от работников информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

Специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств несет ответственность:

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством;

за другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности, в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации, в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

С инструкцией ознакомлен: ________________________ подпись                                     «___»___________20__г.

  • Юридическим лицам
  • Физическим лицам
  • Бухгалтерские услуги
  • Автоюрист. Ущерб от ДТП
  • Регистрация товарных знаков
  • Оценка
  • Вступление в СРО

Статьи и публикации юристов

  • ЮБК+
  • Образцы и шаблоны
  • Статьи
  • Документы по БДД
  • Должностные инструкции по Безопасности Дорожного Движения (БДД)

2 450 руб.

  Получите комплект шаблонов на эл. почту за 5 минут и в 3 шага.

  1. Нажмите на кнопку «купить»
  2. Заполните данные заказчика и нажмите на кнопку «оформить заказ». (Внимательно указывайте e-mail, на него будет выслан комплект!)
  3. Проверьте эл.почту (папку спам) — на неё придет письмо с вариантами оплаты.

Ярлыки платежн систем

Мы гарантируем доставку документов после оплаты !

В случае, если Вы по каким-либо причинам не получите оплаченные документы, просим написать по адресу: info@j-bk.ru или позвонить по тел: +7 (495) 960-85-35. Мы оперативно направим документы на Вашу эл. почту.

Должностная инструкция
ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

В соответствии со ст. 20 ФЗ №-196 «О Безопасности Дорожного Движения», от 10.12.1995 г.,  юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и эксплуатирующие транспорт, обязаны обеспечивать БДД, и в связи с этим, обязаны обеспечить наличие специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения. 


Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 обязывает при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов обеспечивать безопасность транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности

Одним из специалистов, обеспечивающих БДД на предприятии, является и лицо, ответственное за обеспечение технического состояния транспорта и его эксплуатацию. Основным документом, подтверждающим возложенные на лицо обязанности по работе с техническим состоянием автомобилей, является его Должностная инструкция.

Вышеуказанный Закон «О БДД», возлагает обязанность на юридические лица и ИП обеспечить соответствие технического состояния транспорта требованиям БДД и не допускать транспортные средства к эксплуатации при неисправностях, которые угрожают безопасности дорожного движения. Требования закона обязывает юр.лиц и ИП обеспечить наличие сотрудника, ответственным за техническое состояние транспортных средств и их правильную эксплуатацию.

Должностная инструкция ответственного за техсостояние и эксплуатацию автомобилей на предприятии — это один из основополагающих документов по обеспечению БДД у юридического лица и индивидуального предпринимателя. Должностные обязанности и права механика, содержащиеся в инструкции, назначаются Приказом о назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения. Если сотрудник является штатной единицей, то с ним должен быть заключен трудовой договор. В трудовом договоре с механиком могут быть отражены все функции, содержащиеся в его должностной инструкции.

Основными требованиями по обеспечению технического состояния, отражающихся в должностной инструкции, являются:

  • Обеспечение безаварийной работы транспортных средств;
  • Выпуск транспортных средств на линию и приеме с линии;
  • Контроль за правильной эксплуатацией транспортных средств;
  • Технический надзор — выявление причин неисправностей и принятие мер к их устранению;
  • Организация передачу а/м в ремонтные мастерские, принятие их в эксплуатацию;
  • Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по ТО, в соответствии с графиком;
  • Оформление документации на ремонт ТС после аварий;
  • Контроль за постановку ТС на стоянку после окончания работы водителя;
  • Участие в проведении технического осмотра ТС;
  • Внесение предложений о наложении дисциплинарных взысканий на водителей;
  • Контроль за показаниями спидометров;
  • Проверка у водителей документов на право управления при выезде на линию;


В случае, если юридическое лицо или ИП осуществляет деятельность, связанную с перевозками пассажиров и грузов, назначение должностного лица, механика, ответственного за техническое состояние — обязательно! Кроме того, такое лицо должно быть аттестовано, т.е. иметь удостоверение, выданное террит. органом УГАДН (управление гос.автодорожного надзора), с удостоверением о прохождении курсов повышения профессиональной квалификации.


Если же юридическое лицо или ИП не осуществляет перевозки, а эксплуатирует автомобили для собственных нужд, то назначение ответственного за техсостояние производится по усмотрению руководителя. Он может закрепить такие функции за другим сотрудником, но если обязанность ни на кого не возложена, то, по умолчанию, обязанность по обеспечению технического состояния несет сам руководитель или Индивидуальный предприниматель.


НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ?   

 Комплект шаблонов по БДД.png              Комплект шаблонов по охране труда при эксплуатации автотранспорта.png             Комплект шаблонов по охране труда и обеспечению БДД.png

  • Должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов
  • Должностная инструкция лица ответственного за БДД
  • Должностная инструкция водителя легкового автомобиля
  • Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
  • Должностная инструкция водителя автобуса

Должностная инструкция механика обязательно должна иметься среди других документов по БДД. При проверке, УГАДН всегда проверяет документы, подтверждающие возложение обязанностей за техническим состоянием транспорта на конкретных должностных лиц, а также документы, подтверждающие квалификацию таких сотрудников.


В пакет документов по БДД входит более 60-ти документов: инструкции, приказы, акты, положения, графики, планы, журналы, путевые листы. Предлагаем Вам получить полный пакет таких образцов и шаблонов за 5 мин. Документы высылаются на эл почту. Внесите данные сотрудников и автомобилей, распечатайте, подпишите, сформируйте папку — к проверке УГАДН готовы!

Комплект документов

Вы можете за 5 минут получить Комплект готовых шаблонов по БДД на эл. почту после оплаты.

Для ведения деятельности по обеспечению Безопасности Дорожного Движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), и для прохождения такими лицами проверок надзорными органами: МАДИ, ГИБДД, УГАДН, Ространснадзор, Автотранспортная инспекция.

НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ?   

 Комплект шаблонов по БДД.png              Комплект шаблонов по охране труда при эксплуатации автотранспорта.png             Комплект шаблонов по охране труда и обеспечению БДД.png

    Наша группа ВКонтакте

Вернуться к списку документов

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

Подборка наиболее важных документов по запросу Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как заполнить путевой лист до 28.02.2023 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, проводит предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортного средства, указывает в путевом листе даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля с отметкой «выпуск на линию разрешен» (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»21. При решении вопроса о том, образуют ли действия (бездействие) лица, связанные с допуском к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления транспортными средствами, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ, необходимо учитывать, что данное административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины. В связи с этим при пересмотре постановлений уполномоченных должностных лиц, вынесенных по таким делам об административных правонарушениях, судье надлежит устанавливать, проверялось ли перед выпуском транспортного средства на линию должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, наличие у водителя соответствующего действующего удостоверения. Доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие у водителя права управления транспортными средствами на момент его допуска к управлению транспортным средством, свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ.

Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств используется работодателем как дополнение к трудовому договору, в котором раскрывается понятие «трудовая функция». Статья 57 ТК регулирует содержание трудового договора, но не прописывает порядок подробного разъяснения сотруднику его полномочий и обязанностей. Для решения этой проблемы и используют должностную инструкцию, которая сейчас входит в типовой пакет трудовой документации практически у любого работодателя.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств .doc

Образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств

1. Общие положения

  1. В ходе выполнения своих рабочих функций контролер технического состояния автотранспортных средств находится в подчинении у руководителя соответствующего отдела.
  2. Лицо, которое претендует на данную позицию, должно соответствовать одному из следующих квалификационных стандартов:
    • законченное среднее профильное образование, с защитой диплома по специальности 23.02.03 (опыт работы не нужен);
    • законченное среднее профильное образование по специальности 23.00.00 (трудовой опыт — от года в сфере обслуживания транспорта);
    • законченное среднее профессиональное образование и пройденная профильная переподготовка, удостоверяемая соответствующим дипломом.
  3. Кандидат на данную позицию обязан знать:
    • действующие нормативы безопасности и обслуживания для транспортных средств;
    • актуальные нормы ПДД;
    • правила заполнения нужной технической документации;
    • принципы работы и устройства транспортных средств;
    • особенности и отличия основных марок проверяемых автомашин;
    • правила оценки качества выполняемой работы;
    • правила проведения профилактики автомашин, а также проверки качества их ремонта;
    • методы выявления неисправностей транспортных средств;
    • порядок проверки технического состояния проверяемых автомашин;
    • правила ухода за используемым оборудованием и инструментом;
    • правила использования соответствующего оборудования и инвентаря при проверке машин;
    • основы профильного законодательства, а также положений в сферах пожарной безопасности и охраны труда.
  4. Специалист руководствуется:
    • актуальным законодательством;
    • действующими профильными нормами и приказами;
    • документацией организации;
    • положениями этого документа.
  5. На срок временного отсутствия специалиста его замещает другой контролер, выбранный директором организации.

2. Функции

  1. Отслеживание технического состояния автотранспорта перед выездом на трассу, а также после возвращения из рейса.
  2. Запрет выезда на трассу машины с неисправностями.
  3. Мониторинг качества планового и срочного ремонта машины.
  4. Донесение до водителей и менеджеров сведений об имеющихся и возможных неполадках.
  5. Контроль за качеством узлов и агрегатов, установленных после ремонта.
  6. Соблюдение ПДД, норм пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Уход за рабочим местом, предоставленным оборудованием и инвентарем.
  8. Проставление подписей в путевом листе и журнале регистрации по результатам проверки машин перед их выходом на трассу.
  9. Ведение соответствующей документации.

3. Ответственность

Контролер может быть привлечен к ответственности при следующих обстоятельствах:

  1. За ненадлежащее исполнение (невыполнение) должностных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве и документах организации.
  2. За ущерб, который причинен работодателю вследствие его некомпетентных действий — в границах, обозначенных правилами организации и соответствующими разделами законодательства.
  3. За нарушения законов, совершенные в ходе его служебной деятельности — в порядке статей соответствующего раздела законодательства.

4. Права

  1. Вносить предложения менеджменту организации по вопросам совершенствования работ в области своей деятельности.
  2. Принимать меры для предотвращения и ликвидации нарушений в области безопасности осматриваемых транспортных средств.
  3. Получать от коллег служебную информацию, которая требуется в рабочей деятельности.
  4. Получать от работодателя необходимый инвентарь, который востребован для осмотра и тестирования машин.
  5. Информировать менеджмент о возможных проблемных моментах в области проверяемого транспорта.
  6. Подписывать в соответствующем журнале заключения о результатах проверки автомашин.
  7. Требовать от менеджмента организации создания и поддержания условий, которые нужны для выполнения своего комплекса рабочих функций.

Зачем нужна должностная инструкция

Для обеих сторон должностная инструкция позволяет повысить эффективность рабочих взаимоотношений и снизить вероятность конфликтов. Опираясь на её содержимое, стороны могут спокойно взаимодействовать, что особенно важно в больших компаниях со множеством работников.

Для нанимателя документ необходим как средство подробного разъяснения пунктов трудового договора.

Сотруднику документ позволяет яснее понять спектр его должностных обязанностей и определить права, которыми он наделен на работе.

Также нужно упомянуть, что инструкция, как правовой документ, может использоваться в юридических и трудовых баталиях.

Основные принципы составления документа

В ТК нет положений о должностной инструкции. Поэтому наниматели могут адаптировать её содержание под свои нужды, при условии, что она не противоречит разделам трудового договора. Что касается формы инструкции, то используются определённые установившиеся правила. Так, стандартный документ содержит следующие положения:

  • Общий раздел.
  • Предполагаемые функции специалиста.
  • Его права.
  • Меры его ответственности.

К этим типовым разделам наниматели часто добавляют:

  • Условия работы.
  • Критерии оценки качества работы.
  • Порядок должностных взаимосвязей.

Чем больше компания-работодатель, тем популярнее включение дополнительных частей. Причина — множество сотрудников и многообразие их функций. Проще расписать все рабочие моменты в должностной инструкции, а не объяснять их каждому сотруднику в индивидуальном порядке.

Общие положения

Начальная часть, в которой даны базовые для специалиста положения. Здесь поясняются следующие параметры:

  • на кого возлагается замена сотрудника;
  • у кого контролер находится в подчинении;
  • от какого менеджера зависит прием и увольнение специалиста;
  • на какие нормы должен ориентироваться сотрудник;
  • каковы знания, требуемые от сотрудника;
  • какие требования предъявляются к опыту и образованию кандидата.

Внимание! Если от контролера требуется доскональное знание техники определенной марки, то нужно отдельно написать об этом в списке требуемых навыков.

Функции

Эта часть посвящена перечислению обязанностей, которые возложены на специалиста. Типовые функции, которые нужны для позиции контролера, прямо прописаны в соответствующих постановлениях Минтранса. К ним можно добавить и некоторые второстепенные, при условии, что они не мешают в выполнении специалистом его основных обязанностей.

Внимание! Необходимость данной должности обусловлена Приказами Минтранса №296 от 08 августа 2018 года и №141 от 06 апреля 2017 года. А основные требования к квалификации и навыкам работника на этой позиции изложены в Приказе Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года.

Ответственность

В этой части перечислены несколько основных возможных нарушений, за которые может быть наказан сотрудник. Меры наказания описывают в общей форме, поскольку конкретная ответственность может быть определена лишь в ходе судебных и досудебных разбирательств, где будут выясняться все конкретные нюансы.

Права

В данной части для любых профильных специалистов содержатся несколько типовых прав: на получение данных, на получение условий, необходимых для нормальной работы и т.д. Для профессии контролера рекомендуется отдельно упомянуть право на принятие мер, необходимых для профилактики нарушений. Это значит, что при обнаружении нарушений в машине он может просто не выпустить её на трассу. Также лучше отдельно упомянуть право на ведение специального регистрационного журнала, где отображаются результаты предварительной проверки машины. Включение этих прав базируется на Приказе Минтранса №296 от 08 августа 2018.

Для контролера транспортных средств, чью позицию описывают специальные приказы Минтранса, очень важно составить качественную должностную инструкцию, чьи положения не противоречат рекомендуемым нормам. В противном случае компания-работодатель, если возникнет аварийная ситуация, может быть привлечена к дополнительной ответственности. Поэтому текст инструкции должен обязательно согласовываться с юристом и другими специалистами. Только после данного согласования документ можно отдавать директору компании. Далее инструкция распечатывается с соблюдением всех требуемых атрибутов официального документа, и с ней знакомится сам сотрудник в процессе приема на работу. Окончательным этапом введения должностной инструкции в действие является её подписание руководителем компании, специалистами, с которыми согласовывалось данное назначение, и самим контролером автотранспортных средств.

На чтение 14 мин. Просмотров 2 Опубликовано 22.12.2021

Содержание

  1. Xxi. общие требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств
  2. Какие нормативные документы нужны для обеспечения безопасности дорожного движенияпошаговая инструкция
  3. Шаг 1.    Подготовка документов к организации специалистов-должностных лиц
  4. Шаг 2.    Подготовка документов по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению
  5. Шаг 3.   Подготовка документов для проведения медицинских осмотров водителей
  6. ШАГ 4.    Подготовка документов по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД
  7. ШАГ 5.    Подготовка документов по обеспечению контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием транспортных средств

Xxi. общие требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств

201. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.

202. Перед пуском двигателя транспортного средства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.

203. Пуск двигателя транспортного средства должен производиться при помощи стартера. Запрещается запуск двигателя с помощью буксира.

204. Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях устанавливается работодателем в зависимости от конкретных условий с учетом интенсивности движения транспортных средств, состояния дорог, перевозимого груза и пассажиров.

205. Работодатель обязан:

1) обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи;

2) при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

206. Запрещается направлять водителя в рейс, если техническое состояние транспортного средства и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил дорожного движения <2>.

207. При направлении в рейс водителей двух и более транспортных средств для совместной работы на срок более двух суток работодатель должен назначить работника — старшего группы, ответственного за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.

208. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться в кабине грузового транспортного средства.

209. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:

1) выключено зажигание или прекращена подача топлива;

2) рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;

3) транспортное средство заторможено стояночным тормозом;

4) под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).

210. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.

211. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:

1) затормозить прицеп стояночным тормозом;

2) проверить состояние буксирного устройства;

3) положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);

4) произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.

212. Перед началом движения автомобиля задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

213. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.

Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.

214. Сцепка и расцепка транспортного средства должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.

215. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:

1) седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;

2) полуприцеп заторможен стояночным тормозом;

3) передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).

216. При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.

217. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.

218. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта.

219. При ремонте транспортного средства на линии должны соблюдаться требования, предусмотренные главой III Правил.

220. Перед подъемом части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона (кузова) и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).

221. При вывешивании транспортного средства (автобуса) с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

222. Запрещается:

1) подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;

2) движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;

3) привлекать к ремонту транспортного средства на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);

4) устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40 — 50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;

5) выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным только на домкрате, без установки козелка (подставки);

6) выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортного средства на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

7) при подаче автомобиля к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;

8) производить на линии водителям городских автобусов ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.

223. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с транспортного средства колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.

224. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием СИЗ рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

225. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

Какие нормативные документы нужны для обеспечения безопасности дорожного движенияпошаговая инструкция

Итак, для того, чтобы все документы имели юридическую силу, они должны быть утверждены приказом руководителя. Руководитель — генеральный директор, либо лицо исполняющее его обязанности на законных основаниях, например по доверенности. Индивидуальный предприниматель или физическое лицо (самозанятый) так же имеют статус руководителя.

Шаг 1.   Подготовка документов к организации специалистов-должностных лиц

В рамках мероприятий по организации работы должностных лиц, руководитель должен назначить специалистов и в связи с этим издает следующие приказы:

  • приказ о назначении специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
  • приказ о назначении контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
  • приказ о назначении диспетчера автотранспорта
  • приказ о проверках соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

Должностные лица должны исполнять свои обязанности в соответствии с их должностными инструкциями. Поэтому, за приказами о назначении, руководитель утверждает следующие документы:

  • должностная инструкция специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
  • должностная инструкция контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
  • должностная инструкция диспетчера автотранспорта

После того как основные специалисты назначены, переходим к следующему блоку мероприятий, непосредственно связанных с водительским составом.

Шаг 2.   Подготовка документов по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению

Это самый объемный перечень нормативных документов и проводимых мер, необходимых для обеспечения безопасной работы с транспортом. Здесь потребуются инструкции по охране труда водителя при эксплуатации автомобиля в различных условиях. Дополнительно необходимо стажировать, обучать и проверять знания водителей по безопасному вождению и бережному отношению к техническому состоянию транспортного средства.

В зависимости от категории транспорта, который используется в организации, руководитель утверждает обязанности водителей и издает следующие документы:

  • должностная инструкция лица, управляющего легковым автомобилем
  • должностная инструкция лица, управляющего грузовым автомобилем
  • должностная инструкция лица, управляющего автобусом

Далее руководитель утверждает перечень таких инструкций по охране труда для водителей:

В этап обучения и проверки знаний водителей входят: стадия испытаний, процесс инструктажа и стажировки, проверка знаний.В этих целях руководителем издаются следующие приказы:


Для прохождения инструктажей и стажировок должны быть разработаны программы, утвержденные руководителем:

Результаты выполненных программ по стажировке, инструктажу и занятиям должны быть зарегистрированы в журналах:

  • журнал учета инструктажей водителей
  • журнал учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа)

После успешного прохождения испытаний, стажировок и проверки знаний БДД, на водителей оформляются:

  • лист испытаний водителя
  • листок стажировки водителя
  • график рабочего времени водителя на месяц
  • личная карточка водителя

Итак, мы назначили специалистов и возложили на них должностные обязанности. Провели испытания и стажировку водителей, обучили их и проинструктировали. Назначили водителей и возложили на них должностные обязанности.Следующим шагом будет исполнение мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров.

Шаг 3.   Подготовка документов для проведения медицинских осмотров водителей

Для проведения медицинских осмотров, в организации должно быть введено «Положение о проведении обязательных медицинских осмотров». Как и все предыдущие нормативные документы, которые действуют внутри организации, руководитель утверждает следующие локальные акты:

  • приказ об утверждении положения о проведении обязательных медосмотров водителей
  • план-график прохождения обязательных периодических медицинских осмотров водителей
  • направление работника на психиатрическое освидетельствование

Медицинские осмотры должны быть оформлены и зафиксированы в журнале.

  • журнал учета обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей
  • журнал учета предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водителей
  • журнал учета послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей
  • журнал учета выданных направлений на психиатрическое освидетельствование

Теперь у нас назначены специалисты с должностными обязанностями, определен комплект документов для работы с водительским составом, решен вопрос организации обязательных и периодических медосмотров. Переходим к следующему этапу, мероприятиям по предотвращению и избежанию чрезвычайных ситуаций.  При эксплуатации автомобилей, такие ситуации называют дорожно-транспортные происшествия.

ШАГ 4.   Подготовка документов по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД

В процессе эксплуатации транспортных средств, должностным лицам следует проводить мероприятия по профилактике соблюдения правил дорожного движения, чтобы не допускать дорожно-транспортных происшествий с участием эксплуатируемых ими автомобилей. В этих целях руководитель приказом утверждает положение о служебном расследовании ДТП и положение о комиссии по проведению расследования. Должны быть утверждены следующие приказы:

  • приказ об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. положение о порядке проведения служебного расследования ДТП
  • приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
  • акт служебного расследования ДТП
  • план мероприятий по предупреждению ДТП

Произошедшие ДТП и допущенные нарушения ПДД оформляются и фиксируются в журналах:

  • журнал учета дорожно-транспортных происшествий
  • журнал учета нарушений правил дорожного движения
  • журнал учета проверок органами контроля

ШАГ 5.   Подготовка документов по обеспечению контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием транспортных средств

Контролировать технического состояние и техническое обслуживание в организации должен контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта. Руководитель издает приказ о введении порядка организации и проведения контроля техсостояния транспорта. На контролера возлагаются должностные обязанности по исполнению приказа, согласно его должностной инструкции:

  • приказ о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля  технического состояния транспортных средств
  • должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению технического состояния и эксплуатацию ТС

Контролером должен быть разработан распланированный график технического обслуживания автомобилей:

  • положение о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля  технического состояния ТС
  • план-график технического обслуживания транспортных средств

Наряду с обязанностями проведения предрейсового и предсменного контроля, в целях исключения выпуска на линию технически неисправных автомобилей, контролер оформляет путевые листы. При выпуске транспортного средства на линию, в путевых листах ставится отметка о прохождении контроля.

Если при проведении контроля неисправностей в техническом состоянии ТС не выявлено, в путевом листе ставится отметка «Выпуск на линию разрешен». Отметка подтверждается подписью с ФИО контролера , проводившего контроль, датой и временем его проведения.

Возлагая обязанности по оформлению, ведению и учету путевой документации на контролера технического технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, руководитель подписывает должностную инструкцию:

  • должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов

В зависимости от категории транспорта, который используется в организации, должны быть утверждены  формы путевых листов:

  • путевой лист легкового автомобиля

  • путевой лист грузового автомобиля
  • путевой лист автобуса

Путевые листы и их движение оформляются и фиксируются в журналах:

  • журнал учета движения путевых листов
  • журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии

Вышеуказанный алгоритм оформления документов соответствует поэтапной последовательности введения всех мероприятий, необходимых для обеспечения БДД на предприятии. Придерживаясь краткого изложения, осталось кратко перечислить законодательные акты, на основании которых каждый из вышеперечисленных нормативных документов должен применяться в организации.

Основные федеральные законы, регулирующие сферу эксплуатации транспорта:

  • Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995  (ред. 02.07.2021) «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Федеральный закон №294 от 26.12.2008 (ред. 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к специалистам по безопасности дорожного движения:

  • Трудовой Кодекс № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021)
  • Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2022  (ред.31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» 
  • Постановление Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 (ред. 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)
  • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Приказ Минтранса №282 от 31.07.2020 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
  • Приказ Минтранса № 283 от 31.07.2020 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»   
  • Приказ Минтранса №264 от 29.07.2020 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к соблюдению охраны труда и отдыха водителей, требования к их обучению: 

  • Постановление Правительства РФ №1586 от 01.10.2020 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Постановление Правительства РФ №2200 от 21.10.2020 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»
  • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Приказа Минтранса от 30.04.2021 г. N 145  «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Приказ Минтранса №424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей»
  • Приказ Минтранса №438 от 26.10.2020 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
  • Приказ Минтранса №440 от 28.10.2020 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
  • Приказ Минтруда №871Н от 09.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»
  • Постановление Минтруда и Минобразования № 1/29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране трудаи проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
  • Приказ Росстандарта №600-ст от 09.06.2022 ( ГОСТ 12.0.004-2022) «О введении в действие межгосударственного стандарта»
  • Приказ Минтранса №РД-26127100-1070-01 от 02.10.2001 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций»

Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к проведению медицинских осмотров: 

  • Трудовой Кодекс №197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021), ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников», ст. 328 «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств»
  • Федеральный Закон N323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2022 (ред. 22.12.2020)
  • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Приказ Минздрава №835н от 15.12.2022 «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
  • Письмо Минздрава №2510/9468-03-32 от 21.08.2003 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» «Методические рекомендации. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)»     

Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования по проведению профилактических мер к устранению причин ДТП и нарушений ПДД:

  • Постановление Правительства РФ №1502 от 19.09.2020 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
  • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 «О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»
  • Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР №49 от 26.04.1990 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»

Законы и нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием транспортных средств:

  • ПриказМинтранса № 9от 15 января 2021 года «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
  • Приказ Минтранса №368 от 11.09.2020 г. «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
  • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Постановление Правительства РФ №1616 от 07.10.2020 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»)
  • Постановление Правительства РФ №1527 от 23.09.2020  «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция лица ответственного за тепловое хозяйство
  • Должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения
  • Должностная инструкция лица ответственного за производственный контроль на опо
  • Должностная инструкция лица ответственного за охрану окружающей среды
  • Должностная инструкция лица ответственного за осуществление производственного контроля на опо