Должностная инструкция логопеда в медицинском учреждении

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Логопед в здравоохранении

Логопед в здравоохранении

Подборка наиболее важных документов по запросу Логопед в здравоохранении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Мать и дитя в местах лишения свободы: основные проблемы и возможные пути их решения
(Пономарев С.Б.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2018, N 6)В результате созданы условия, при которых дети домов ребенка независимо от возраста, пола и социального статуса получают равные возможности в вопросах социальной защиты и получения медицинской помощи в соответствии со стандартами Минздрава России за счет проведения постоянного мониторинга за состоянием здоровья детей и реализации ведомственных и региональных программ лечебно-оздоровительных мероприятий. Во всех домах ребенка УИС регулярно проводятся «дни здоровья» с участием врачей государственной системы здравоохранения России, осуществляют деятельность детские неврологи, логопеды, психологи, специалисты по массажу, физиотерапии и т.д. В качестве примеров передового опыта можно отметить МСЧ 33, где организованы занятия акватерапией, МСЧ 23, в которой регулярно проводятся сеансы гидротерапии, парафино-озекеритовые аппликации; в МСЧ 66 дети посещают соляную комнату, регулярно принимают кислородные коктейли.

Нормативные акты

Приказ Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383
«О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»
(вместе с «Положением о логопеде», «Положением об организации работы логопедического кабинета», «Положением об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами», «Положением об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций», «Положением об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм)», «Положением об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации», «Программой подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации», «Методическими рекомендациями «Организация специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи (комплексная система лечения и нейрореабилитации)»)1.1. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома

ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Учителя-логопеда

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность учителя-логопеда.

1.2. Учитель-логопед назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.3. Учитель-логопед относится к категории специалистов.

1.4. Требования к образованию и обучению работника:

— Высшее образование — специалитет или магистратура в области дефектологии

— Высшее образование — специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии

1.5. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.

Учитель-логопед должен знать:

  •  Конституцию Российской Федерации;
  •  Закон РФ «Об образовании»;
  •  Конвенцию о правах ребенка;
  •  Устав, Правила внутреннего трудового распорядка;
  •  Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ;
  •  Возрастную и социальную педагогику и психологию;
  • Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения;
  • Содержание и технологии проведения логопедических занятий
  •  Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  •  Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии ребенка;
  •  Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  •  Программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • Новейшие достижения логопедической науки;
  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • Основы доврачебной медицинской помощи.
 
            Учитель-логопед должен уметь:
<>--------соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
 
2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
         2.1. Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
         2.2. Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития
         2.3.Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ логопедической помощи
         2.4. Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
         2.5. Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей
         2.6. Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы.
 
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
         Учитель-логопед обязан:
3.1. Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.
3.2. Организует и проводит работу по речевому развитию, готовит детей к обучению в школе.
3.3. Обследует детей, определяет структуру и степень выраженности, имеющегося у них дефекта.
         3.4. Комплектует подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей.
         3.5. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
         3.6. Следит за состоянием речевого развития детей, оформляет и ведет на каждого ребенка группы речевую карту.
         3.7. Внимательно относится к детям, изучает их индивидуальные особенности.
         3.8. Обеспечивает  адекватное  коррекционно-компенсаторное  воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития.
         3.9. Планирует коррекционно-воспитательную работу, организует ее в соответствии с режимом дня.
         3.10. Работает в тесном контакте со специалистами и воспитателями учреждения, посещает занятия.
         3.11. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
         3.12. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками учреждения.
         3.13. Ведет соответствующую документацию, готовит материалы и наглядные пособия вне рабочего времени.
         3.14. Подменяет воспитателя в группе в период острой производственной необходимости.
         3.15. Принимает участие в методических мероприятиях учреждения, города.
         3.16. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.
         3.17. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах и путем самообразования.
         3.18. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медицинский осмотр, лабораторные обследования.
 
4. ПРАВА

Учитель-логопед вправе:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения   касающимися его деятельности.

4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

4.5. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

4.6.Требовать от воспитателей соблюдения графиков проведения занятий.

4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

         Учитель-логопед несет ответственность за:

5.1. Соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;

5.2. За нарушение прав и свобод ребенка;

5.3. Охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;

5.4. Причинение ущерба учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей;  за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;

5.5. Конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;

5.7. Необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;

5.8. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.

5.9. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.10. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.11. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 8 июня 2022 г., 10:50

Должностная инструкция логопеда является правомочным документом, определяющим основные параметры деятельности специалиста. В ней закреплены его трудовые функции, круг задач, за которые он отвечает, возможности, предоставленные ему нанимателем, и другие подобные моменты. Корректно составленная инструкция помогает формализовать трудовые отношения, избавляя стороны от необходимости частых индивидуальных консультаций по трудовым вопросам.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции логопеда .doc

Образец должностной инструкции логопеда

1. Общий раздел

  1. Кандидат на позицию логопеда должен соответствовать следующим критериям:
    • высшее образование педагогического профиля по направлению «Логопедия» либо «Дефектология»;
    • успешно пройденное медобследование;
    • трудовой опыт по профилю от года.
  2. Логопед подчиняется заведующему учреждением.
  3. Логопед принимается на свою должность, как и увольняется с неё, приказом заведующего учреждением.
  4. В случае отсутствия логопеда (отпуск, лечение и т.д.) его функции на определенный промежуток времени передаются другому специалисту, определенному заведующим учреждением.
  5. Специалист на данной позиции обязан разбираться в:
    • профильной законодательно-нормативной базе;
    • отраслевых правилах, в том числе в области этики;
    • нормах взаимодействия с посетителями, в том числе в плане получения и обработки информации от пациентов с нарушениями речевых функций;
    • анализе данных по посетителям на базе соответствующих медицинских документов;
    • методах постановки диагноза при работе с профильными посетителями;
    • методах составления индивидуальных рекомендаций по исправлениям выявленных дефектов;
    • возрастных и гендерных особенностях посетителей, оказывающих влияние на их речь;
    • методах взаимодействия в работе по посетителям с другими специалистами;
    • стандартах работы с соответствующей документацией;
    • теоретических и практических нормативах дефектологии;
    • методах профилактики и исправления дефектов речи;
    • нормах технической и пожарной безопасности;
    • санитарно-гигиенических стандартах.
  6. Логопед руководствуется:
    • действующей правовой базой;
    • отраслевыми правилами;
    • документами учреждения;
    • содержанием этой инструкции.

2. Функции

Логопед отвечает за следующий круг задач:

  1. Консультирование посетителей, а также их законных представителей, в пределах своей компетенции.
  2. Заполнение необходимой профильной документации.
  3. Взаимодействие с другими специалистами в плане помощи посетителям.
  4. Получение и обработка информации по пациентам.
  5. Установление и поддержание контактов с пациентами, имеющими проблемы с речью.
  6. Проведение первичного и вторичного обследований посетителей, а также их направление к другим специалистам для углублённого исследования.
  7. Постановка диагноза посетителям, его обоснование и документирование.
  8. Выявление факторов, оказывающих влияние на дефекты пациентов.
  9. Выбор и обоснование реабилитационных мероприятий, а также их возможная корректировка в случае необходимости.
  10. Соблюдение норм охраны труда, санитарии, пожарной безопасности в своем помещении.
  11. Качественное использование спецодежды и инструментов, предоставленных учреждением.

3. Ответственность

Логопед может нести ответственность в следующих ситуациях:

  1. За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
  2. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, — в границах, указанных в соответствующих статьях трудового законодательства.
  3. За нарушения действующих нормативов и законов, допущенные в ходе исполнения профильных функций, — в пределах, закрепленных в соответствующих статьях актуального законодательства.

4. Права

Логопед наделен следующим комплексом прав:

  1. Предлагать меры по возможным способам совершенствования трудовых процедур в границах своей ответственности.
  2. Принимать участие в собраниях трудового персонала учреждения.
  3. Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
  4. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих сферу профессиональной деятельности.
  5. Получать от других служащих учреждения данные, востребованные в своей трудовой деятельности.

5. Условия работы

Особенности трудовой деятельности логопеда следующие:

  1. Специалист может привлекаться к работе в праздничные и выходные дни, получая соответствующие доплаты от работодателя.
  2. Специалист должен проходить курсы профильного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
  3. Специалист может отправляться на съезды и конференции по своему направлению в порядке, определенном в соответствующих документах учреждения.
  4. На время работы специалисту за счет учреждения предоставляется спецодежда и необходимый инструментарий.
  5. Специалист проходит регулярные медосмотры в порядке, закреплённом в соответствующих документах учреждения.
  6. Специалист проходит регулярную переаттестацию в порядке, указанном в документах учреждения.

Основные моменты составления инструкции

В отечественной нормативной базе не прописаны параметры создания инструкции. Поэтому при её написании работодатели ориентируются на адаптацию типовых образцов инструкций для своих нужд, в соответствии с принципами делопроизводства. Эти образцы имеются в двух вариантах: стандартном и расширенном.

Обязательные части стандартной инструкции:

  • Общие параметры.
  • Профессиональные функции.
  • Потенциальная ответственность.
  • Должностные возможности.

Этот тип инструкций применяется для большинства работников, особенно в мелких и средних организациях. В крупных учреждениях, а также при написании инструкций для сотрудников руководящего уровня, применяется расширенный вариант. В нем к типовым разделам прибавляют:

  • Особенности трудовой деятельности.
  • Правила оценки результативности (KPI).
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Порядок преобразования инструкции.

Расширенный формат позволяет формализовать большее число трудовых параметров. Платой за это выступает снижение гибкости трудовых взаимоотношений.

Основные положения

Во вступительной части перечислены требования к квалификации кандидата, параметры его кадровых взаимодействий (порядок найма, увольнения, замены), те положения, на которые он должен ориентироваться в работе.

Основную роль играют требуемые навыки, которые обязаны обеспечить выполнение функций, данных в следующем разделе, на высоком уровне. А критерии по опыту и образованию позволяют отсеивать кандидатов с недостаточным уровнем подготовки.

Внимание! Должностные инструкции могут составляться либо в типовом порядке, либо в индивидуальном. В первом случае инструкция подходит любому специалисту на определенной позиции, а во втором — она пишется под конкретного высококвалифицированного работника.

Функции

В данной части описывают обязанности, возложенные на специалиста. Выделяют несколько условных групп этих обязанностей:

  • Основные — характерны для профессии у любых работодателей.
  • Вспомогательные — дополняют основные функции; их объем и сложность зависят от политики и особенностей организации-работодателя.
  • Базовые — включаются в инструкции для любых профессий: соблюдение нормативов пожарной и технической безопасности, трудовой дисциплины и пр.

Если наниматель предоставляет служащему какие-то ценности (инструменты, одежда для работы и пр.), то отдельно упоминается о необходимости бережного к ним отношения.

Ответственность

Эта часть отведена под перечисление возможных нарушений и мер наказания. Поскольку ответственность строится на базе действующего законодательства, объем и многообразие которого выводят его за рамки инструкции, то раздел составляется в урезанной форме, с небольшим количеством конкретики.

Права

В разделе описаны права, дополнительные к тем, которые уже предоставлены сотруднику в ст. 21 ТК. По общему правилу, чем значительнее ответственность работника, тем большими возможностями он обладает.

Условия работы

Этот раздел добавляется, если работодатель хочет обозначить какие-то особенности в трудовой деятельности. Традиционно сюда включают дополнительные льготы: обучение за счет нанимателя, бесплатную фирменную одежду и пр. Если работа предусматривает нестандартный трудовой график, то этот момент прописывается в данном разделе.

До введения в действие инструкция должна пройти ряд этапов согласования:

  • Первоначально составленный вариант показывают юристу, специализирующемуся в трудовом праве, и начальнику кадрового отдела.
  • Вариант с их правками согласовывается с профильными специалистами в той области, для которой составляется инструкция.
  • Чистовой вариант распечатывается на фирменном бланке, с включением официальных атрибутов (дата составления, реквизиты организации и пр.), и отправляется на подпись тем лицам, которые согласовывали его содержание.
  • На заключительном этапе подписи ставят глава организации-работодателя и сотрудник, для которого писалась инструкция.

Внимание! Служащий имеет право запросить в отделе кадров свою копию инструкции, которая может быть выдана в бумажном или электронном формате. Во втором варианте с неё предварительно удаляются персональные сведения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция кухонного рабочего в школе 2022
  • Должностная инструкция кухонного рабочего в доу
  • Должностная инструкция кухонного рабочего в детском саду
  • Должностная инструкция кухонного рабочего в больнице
  • Должностная инструкция кухонного работника столовой на предприятии