Должностная инструкция моториста рулевого речного флота

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Моториста-рулевого

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность моториста-рулевого [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Моторист-рулевой назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Моторист-рулевой относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность моториста-рулевого назначается лицо, имеющее среднее образование, профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности моторист-рулевой должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Моторист-рулевой должен знать:

  • устройство главных энергетических установок, вспомогательных механизмов и порядок их обслуживания;
  • нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;
  • правила технической эксплуатации судовой техники;
  • расположение и назначение трубопроводов и арматуры судовых систем, правила управления ими;
  • специальную лоцию и правила, регламентирующие плавание судов;
  • условия плавания в районе, в которых судно совершает рейс;
  • рулевое устройство, принцип действия рулевого комплекса при работе двигателей на передний и задний ход при плавании на мелководье, при волнении, ветре, швартовке, отданном якоре и др.;
  • правила работы различных систем рулевого устройства и авторулевых;
  • правила эксплуатации ручных, паровых, электрических, гидравлических рулевых приводов;
  • правила перехода с ручного управления на автоматическое.

1.7. В период временного отсутствия моториста-рулевого, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Моторист-рулевой выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обслуживание и ремонт судовой техники; своевременное проведение технического обслуживания механизмов, закрепленных расписанием по заведованию.

2.2. Удержание судна на заданном курсе, осуществление контроля за работой курсоуказателя и рулевого устройства.

2.3. Наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах.

При отсутствии в штатном расписании профессии «матрос» моторист-рулевой выполняет его работу.

В случае служебной необходимости моторист-рулевой может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Моторист-рулевой имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Моторист-рулевой несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы моториста-рулевого осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы моториста-рулевого является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы моториста-рулевого определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью моторист-рулевой обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

(подпись)

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор

ОАО «______________»

______________ __________

«____»______________20___г.

Должностная инструкция моториста-рулевого теплохода

I. Общие положения:

  1. Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению директора по эксплуатации флота.
  2. Должностной оклад моториста-рулевого устанавливается согласно штатного расписания.
  3. Моторист-рулевой непосредственно подчиняется капитану теплохода.
  4. В своей работе руководствуется:

—         Действующим законодательством Украины, нормативными актами и др. документами;

—         Уставом о дисциплине работников речного транспорта;

—         Уставом службы на судах речного флота;

—         Правилами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в речных портах;

—         Приказами и распоряжениями руководителя предприятия и капитана теплохода;

—         Уставом ОАО «______________»;

—         Настоящей должностной инструкцией.

II. Задачи и обязанности:

  1. Несёт вахту в машинном отделении, согласно судового расписания.
  2. Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, которые обеспечивают их работу, управляет ими.
  3. Несёт вахту в рулевой рубке, согласно судового расписания.
  4. Знает принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, умеет управлять ими.
  5. Обслуживает судовые системы и управляет клапанами судовых систем.
  6. Обслуживает электрооборудование машинного отделения.
  7. Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств систем и механизмов.
  8. Производит слесарно-монтажные работы по ремонту судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем.
  9. Своевременно проводит техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию.
  10. Читает и понимает значение приборов своего заведования.
  11. Обеспечивает бесперебойную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
  12. Поддерживает чистоту и порядок в машинном отделении.
  13. Принимает меры в случае угрозы аварии, поступления забортной воды пожара или другой опасности для жизни людей в машинном отделении.
  14. Проводит подготовку систем пожаротушения к действию.
  15. Привлекать­ся по указанию механика к судовым рабо­там, не входящим в круг его прямых обя­занностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
  16. Изучает специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей в которых судно совершает рейсы.
  17. Управляет ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использует авторулевой. Осуществляет переход с одного вида управления на другой.
  18. Удерживает судно на постоянном курсе и меняет курс по приказу командного состава в различных условиях, как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.
  19. Следит за чистотой и порядком на ходовом мостике и рулевой рубке.
  20. Соблюдает требования техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии на судах.

Задачи и обязанности моториста-рулевого при несении вахты в рулевой рубке:

  1. Заступая на вахту, проверяет действие сигнальных огней, а в дневное время наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, также ознакамливается со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
  2. При стоянке на якоре или швартовых ведёт наблюдение за окружающей обстановкой, следит за положением и натяжением якорной цепи, швартовыми, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовых, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.д. О всех изменениях обстановки докладывает вахтенному начальнику.
  3. Принимая вахту на руле, выясняет у сменяющегося курс, как судно слушается руля.
  4. Строго удерживает судно на заданном курсе, следит за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывает вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
  5. Выполняет команды только вахтенного начальника или капитана, предварительно продублировав их.
  6. При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки, постоянно ведёт наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах. Обо всех опасностях немедленно докладывает вахтенному начальнику
  7. Перед отходом судна с места стоянки проверяет действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и докладывает об этом вахтенному начальнику.

III. Обязанности работника по соблюдению требований

нормативно-правовых  актов по охране труда:

  1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на теплоходе или территории предприятия.
  2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
  3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

IV. Должен знать

  1. Устав службы на судах речного флота.
  2. Правила трудового распорядка.
  3. Устройство судовых двигателей внутреннего сгорания и правила их эксплуатации.
  4. Основные неисправности двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем, способы их определения и устранения.
  5. Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки.
  6. Процедуры несения вахты в машинном отделении.
  7. Назначение и расположение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем.
  8. Требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
  9. Основы электрооборудования судов и судовой автоматики.

10.  Назначение и устройство приборов автоматики судовых двигателей внутреннего сгорания и вспомогательных котлов.

11.  Слесарное дело и технологическую последовательность во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств, судовых систем и их арматуры.

12.  Основы такелажных и малярных работ.

13.  Основные действия по защите окружающей природной среды.

14.  Назначение, устройство и действие различных передач мощности от главных двигателей на гребным валы, контрольно-измерительных приборов, судовых энергетических установок.

15.  Назначение и устройство валопроводов и судовых движителей.

16.  Основы физических процессов, которые происходят в судовых двигателях внутреннего сгорания.

17.  Действия во время аварий и пути эвакуации из машинного отделения.

18.  Назначение судовой сигнализации, которая связывает машинное отделение с мостиком судна.

19.  Расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению.

20.  Инструкцию по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.

21.  Специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей, в которых судно совершает рейсы.

22.  Правила регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно.

23.  Рулевое устройство и действия рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

24.  Принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых.

V. Права:

  1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
  2. Вносить вышестоящему руководству предложения по улучшению организации своего труда.

VI. Ответственность:

Моторист-рулевой несет личную ответственность за:

  1. Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
  2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
  4. Дачу недостоверной информации о состоянии выполнения работы.
  5. Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.
  6. Ненадлежащее обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

VII. Взаимоотношения:

Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей решает с директором по эксплуатации флота и командным составом судна.

VIII. Квалификационные требования:

Среднее или профессионально-техническое образование. Первичная профессиональная подготовка. Стаж работы на судах в составе машинной команды не меньше 2-х месяцев, который связан с функциями несением ходовой машинной вахты под руководством квалифицированного механика или особы рядового состава высшей квалификации. Должен иметь соответствующий диплом или свидетельство про квалификацию, дающее право работать в данной должности.

Руководитель подразделения  __________________________________  __ __________ г.

(подпись, ФИО)

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт                 _______________________________________   __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Инженер  по охране труда ______________________________________   __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

С инструкцией ознакомлен:_____________________________________   __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Должностные инструкции

Должностная инструкция моториста-рулевого

Открыть в формате WORD Должностная инструкция моториста-рулевого

Общие положения:

1.  Требования к мотористу-рулевому: На должность моториста-рулевого назначаются лица на моложе 18 лет, прошедшее  медицинское освидетельствование, проверку знаний техники безопасности и получившие удостоверение на право работать в данной должности.

2.  Принимается на работу и увольняется директором в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно занимаемой должности на него распространяются все льготы, права и обязанности согласно Устава фирмы и действующего законодательства РФ в полном объеме.

3.  Моторист-рулевой непосредственно подчиняется командному составу танкера.

4.   

Моторист-рулевой обязан:

  1. Знать устройство всех судовых двигателей и вспомогательных механизмов и правила безопасности их обслуживания, правила техники безопасности на судах  речного флота
  2. знать принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь управлять ими.
  3. знать устройство главных энергетиче­ских установок и вспомогательных механиз­мов и уметь их обслуживать;
  4. знать нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетичес­кой установки;
  5. участвовать в обслуживании и ремон­те всей судовой техники;
  6. знать и выполнять правила техниче­ской эксплуатации судовой техники;
  7. своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию;
  8. знать расположение и  назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судо­вых систем и уметь управлять ими;
  9. уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.
  10.  моторист-рулевой  может привлекать­ся по указанию механика к судовым рабо­там, не входящим в круг его прямых обя­занностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

Моторист-рулевой имеет право:

1.  Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.

2.  Вносить вышестоящему начальству предложения по улучшению организации своего труда.

Моторист — рулевой несет ответственность:

1.  За ненадлежащие исполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, несоблюдение законодательства РФ.

2.  За полное материальное обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

Механик – наставник                                                        

Обязанности
моториста.

Моторист подчиняется
первому помощнику механика, а во время
вахты находится в распоряжении вахтенного
механика.

Моторист
обязан
:

— Знать устройство
главных энергетических установок и
вспомогательных механизмов; уметь их
обслуживать.

— Знать нормативные
эксплуатауионно-технические показатели
работы энергетической установки.

— Участвовать в
обслуживании и ремонте всей судовой
техники.

— Знать и выполнять
правила технической эксплуатации
судовой техники.

— Своевременно
проводить техническое обслуживание
механизмов, закрепленных за ним
расписанием по заведованию.

— Знать расположение
и назначение трубопроводов, вентилей
и клапанов судовых систем и уметь ими
управлять.

— Уметь читать и
понимать значение показателей приборов
своего заведования.

Моторист может
привлекаться по указанию механика к
судовым работам, не входящих в круг его
прямых обязанностей, после получения
инструктажа по правилам безопасности
труда на рабочем месте.

Обязанности
рулевого.

Рулевой подчиняется
боцману, а во время вахты находится в
распоряжении вахтенного начальника.

Рулевой
обязан
:

— Изучать специальную
лоцию и условия плавания района внутренних
судовых путей.

— Знать правила,
регламентирующие плавание и дополнения
к ним (обязанности), касающиеся района
плавания, а также действие рулевого
комплекса при работе движителей на
передний и задний ход при плавании на
мелководье, волнении, при ветре, швартовке,
отданном якоре и т.д.

— Знать принцип
работы различных систем рулевого
устройства, авторулевых, уметь осуществлять
переход с одного вида управления на
другой.

— уметь удерживать
судно на постоянном курсе или изменять
курс по указанию вахтенного начальника
в различных условиях плавания как при
визуальной ориентировке, так и с помощью
различных систем курсоуказателей.

— Уметь выполнять
все работы, входящие в круг обязанностей
матросов.

— Следить за чистотой
и порядком на ходовом мостике, в рулевой
и штурманской рубках и на тентовой
палубе.

Во время стоянки
судна у причала знать и выполнять
обязанности вахтенного у трапа.

В случае возникновения
во время стоянки пожара на судне или
вблизи него, а также при возникновении
других чрезвычайных происшествий
вахтенный рулевой немедленно докладывать
вахтенному начальнику и действует по
его указанию.

Знать месторасположение
противопожарного и спасательного
инвентаря и уметь использовать его.

Перед отходом
судна с место стоянки вахтенный рулевой
обязан убедиться в исправности действия
рулевого устройства путем перекладки
руля с борта на борт и доложить об этом
вахтенному начальнику.

Инструкция
вахтенного у трапа
:

При заступлении
на пост вахтенный обязан убедиться в
исправном состоянии трапа, наличия
предохранительной сетки (если она
требуется), поручней и спасательного
круга с линем.

Вахтенный у трапа
осуществляет контроль за посещением
судна, неотлучно находясь у трапа и не
допуская на судно посторонних лиц без
разрешения вахтенного начальника,
местонахождение которого (как и способы
вызова) он должен знать.

Основными каналами
доставки ДТС (диверсионно-террористических
средств) следует считать:

— Скрытый пронос
людьми под одеждой или в ручной клади.

— Скрытая доставка
среди поступающих грузов и багажа.

Таким образом,
контроль людей и их ручной клади на
наличие взрывных устройств и огнестрельного
оружия должен осуществляться с целью
предотвращения проноса этих видов ДТС
на судно.

При проходе
должны контролироваться:

— Пассажиры

— Члены экипажа

— Провожающие и
другие посетители

Необходимость
проведения одновременно с контролем
на наличие ДТС — проверки пропусков
усложняет процедуру.

В качестве
камуфляжа самодельных взрывных устройств
применяются самые разнообразные, как
правило, бытовые предметы: электрический
карманный фонарь, вентилятор, светильник,
радиоприемник, электроплитка, банки,
коробки, термосы и другое.

При обнаружение
подозрительных на взрывоопасность
ручной клади необходимо получить
подробные разъяснения у его хозяина.
Если поведение хозяина ручной клади
покажется подозрительным, он должен
быть задержан до прибытия представителей
компетентных органов.

При возникновении
опасной ситуации вахтенный помощник
капитана должен связаться с ближайшим
отделением полиции или со специализированным
подразделением и передать им всю
имеющуюся информацию.

До прибытия
специалистов по обнаружению и обезврежению
взрывных устройств ручную кладь следует
считать взрывоопасной. Необходимо
закрыть доступ в опасную зону. Границы
этой зоны определяются с учетом конкретных
условий из расчета обеспечения
максимального удаления от взрывоопасного
объекта.

Не следует:

— трогать, перемещать
или передвигать ручную кладь,

— накрывать ее,

— оставаться рядом
с ней,

— пользоваться
поблизости радиооборудованием,

— создавать любые
акустические, тепловые колебания или
сейсмоколебания вблизи подозрительной
ручной клади.

Комплексный подход
к обеспечению безопасности судна
предполагает организацию контроля на
всех возможных каналах проноса ДТС, в
противном случае все усилия по контролю
у трапа могут быть бесполезны.

Обязанности
матроса.

Матрос
1 класса
.

Матрос 1 класса
непосредственно подчиняется боцману,
а во время несения вахты находится в
распоряжении вахтенного начальника;
на несамоходном судне подчиняется
шкиперу.

Матрос 1 класса
обязан знать и выполнять обязанности
матроса 2 класса, а также уметь управлять
палубными механизмами, отдавать и
выбирать якоря, спускать и поднимать
шлюпки, управлять спасательными шлюпками
на веслах, с мотором и под парусами (на
море), знать расположение водяных танков,
их мерительных и воздушных труб, уметь
производить замеры воды в танках и
температуры в грузовых помещениях,
уметь замерять глубину ручным лотом.

Матрос 1 класса на
судах, выходящих в море, должен знать и
выполнять обязанности рулевого.

Матрос
2 класса
.

Матрос 2 класса
непосредственно подчиняется боцману,
а во время несения вахты находится в
распоряжении вахтенного начальника;
на несамоходном судне подчиняется
шкиперу.

Матрос
2 класса обязан
:

— Принимать участие
в судовых работах по палубной части.

— Принимать участие
в подготовке грузовых помещений, грузовых
средств и инвентаря к погрузке и выгрузке,
и уборе их по походному.

— Убирать палубы,
судовые служебные и санитарно-бытовые
помещения.

-При выполнении
работ, связанных с грузовыми операциями,
принимать участие в открытии и закрытии
люков трюмов; контролировать исправность
тары, маркировку, укладку, сепарирование
груза и при необходимости вести счет
мест груза; следить за сохранностью и
целостью груза, инвентаря и такелажа;
наблюдать за исправностью трюмных
трапов и другого трюмного оборудования:
не допускать в трюм лиц в нетрезвом
состоянии; докладывать вахтенному
начальнику о всех нарушениях, недостатках,
повреждениях и т.п.

— Выполнять все
швартовые такелажные малярные работы
и работы по забуксировке судов.

— Уметь грести
веслами в шлюпке и замерять уровень
воды в льялах и сточных колодцах на
судне, а при плавании в море, кроме того,
уметь осуществить прием и передачу
сообщений средствами зрительной связи,
выпускать и выбирать забортный лаг и
снимать счеты лага, выполнять обязанности
рулевого.

— Матрос 2 класса
может привлекаться к малярным и такелажным
работам в машинных помещениях после
получения инструктажа по правилам
техники безопасности труда на рабочем
месте .

— Принимать участии
в подготовке судна к выходу в рейс.

— Принимать участие
в подготовке судна к посадке и высадке
пассажиров.

— Принимать участие
в судовых работах и работах по техническому
обслуживанию корпусной части, включая
работы на высоте и за бортом.

— Нести ходовые
вахты на мостике и стояночные вахты у
трапа согласно судовому расписанию.

— Знать расположение
по судну аварийно-спасательного,
противопожарного оборудования, имущества,
инвентаря, уметь их использовать их по
назначению.

Обязанности
рулевого на ходовой вахте.

— Принимая вахту
на руле, рулевой обязан принять от
сменяющегося курс, выяснить, как судно
слушается руля и доложить вахтенному
начальнику о принятом курсе (по ориентирам
или курсоуказателю).

— Вахтенный рулевой,
находиться на посту управления, обязан
строго удерживать судно на заданном
курсе, следить за работой курсоуказателей
и рулевого устройства, немедленно
докладывая вахтенному начальнику о
неисправностях в их работе.

— Вахтенный рулевой
обязан выполнять команды только капитана,
вахтенного начальника или лоцмана (
команды последнего — по разрешению
капитана или вахтенного начальника),
предварительно продублировать их.

— При плавании с
использованием глазомерного метода
ориентировки вахтенный рулевой обязан
вести постоянное наблюдение за плавучими
и береговыми знаками навигационного
оборудования, показателями глубин на
береговых мачтах, сигналами движущихся
и стоящих судах обо всем, представляющем
опасность, докладывать вахтенному
начальнику.

— Перед отходом
судна с места стоянки вахтенный рулевой
обязан убедиться в исправности действия
рулевого устройства путем перекладки
руля с борта на борт и доложить об этом
вахтенному начальнику.

— Вахтенный рулевой
не является наблюдателем в то время,
когда он управляет рулем, используя
курсоуказатель.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Необходимость в рулевом появилась в момент создания первого корабля. Немногим позже изобрели двигатель внутреннего сгорания и внедрили его в конструкцию судна, таким образом рулевой стал выполнять обязанности моториста. А чтобы должность отражала все основные функции, профессия стала называться моторист-рулевой.

Непосредственные обязанности

Молодой человек за штурвалом

На работе моторист-рулевой должен придерживаться выполнения ряда задач:

  1. Первостепенно специалист должен владеть техникой управления судном при любых погодных условиях, мгновенно выполнять приказы вышестоящего руководства.
  2. Обязан знать конструкцию абсолютно всех двигателей судна, сопутствующих механизмов, особенности эксплуатации и правила обслуживания.
  3. В соответствии с должностной инструкцией моторист-рулевой должен принимать участие в ремонте судов и отслеживать их исправность.
  4. Обязан владеть информацией по расположению трубопровода на судне, для чего предназначены вентили и клапаны, как действует якорный механизм и методы швартовки корабля.
  5. Должен уметь управлять шлюпкой, на практике изучить приемы спасения утопающих и оказание доврачебной помощи пострадавшим.
  6. Обязан мастерски владеть должностными инструкциями корабельного матроса, умением вязать морские узлы и выполнять малярную работу.
  7. Владеть чтением и пониманием значений показаний всех приборов на судне.

Типичное описание вакансии моториста-рулевого

Элемент конструкции судна

На работу принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет и прошедшие медицинский осмотр на соответствие должности, а также прошедшие теоретическую и практическую подготовку в специализированных образовательных учреждениях.

Имеющие свидетельство на право работать в должности моториста-рулевого, принимаются и увольняются непосредственным руководителем согласно действующему законодательству РФ.

В соответствии с Уставом организации на сотрудника распространяются все права, обязанности и льготы в полном объеме.

Качества потенциального соискателя

Рабочее место помощника корабля

Моторист-рулевой обязан иметь высокую дисциплинированность, чтобы точно и в короткий срок выполнять приказы вышестоящего руководства. Очень важно обладать пространственным мышлением, которое необходимо для ориентирования в пространстве на воде. Кроме того, должен запоминать места, в которых уже был.

Уметь вести наблюдение за окружающей местностью, для того чтобы своевременно выявить угрозы, препятствующие свободному прохождению корабля. Зрение не должно снижаться в плохих погодных условиях – дождя, тумана, темноты. При помощи отличного глазомера рулевой в миг и правильно определит точное расстояние от судна до появившихся очертаний местности.

Закат в море

Отличный слух пригодится мотористу для выявления правильной работы двигателя корабля по характерным звукам, поможет вовремя устранить его неисправность.

Должен обладать хорошим вестибулярным аппаратом, уметь плавать как на воде, так и под, и не быть подверженным морской болезни. А выполнение необходимых работ на судне потребуют начальных навыков слесаря и определенной физической силы.

Продолжительные вахты только для терпеливых и выносливых людей, а постоянный коллектив должен вызывать только дружелюбные эмоции, отсутствие конфликтов и взаимопомощь окружающим.

Права и обязанности профессии

Каюта рулевого-моториста

Должностная инструкция рулевого-моториста регулируется Уставом компании, в которой служит сотрудник. Там же и прописаны его права и основные обязанности. Но стоит помнить, что руководитель может поставить задачу, которая там не прописана, но это не дает право не выполнять приказ начальства.

Необходимое образование

Чтобы соответствовать вакансии рулевого-моториста на судно, необходимо овладеть профильным образованием в среднем специальном учреждении по любому из направлений:

  • матрос;
  • моторист-машинист;
  • технология кораблестроения и водного транспорта;
  • механик судна;
  • судоводитель или помощник механика судна.

Все эти направления позволяют получить необходимые знания и навыки, чтобы работать с корабельными двигателями и управлять водным транспортом.

Судоходный корабль

Уровни квалификации

В специальности существует два уровня специалиста – это 5 и 6. Однако должностные обязанности рулевого-моториста никак не влияют на уровень выполняемых задач. Разница заключается лишь в мощности двигателя корабля, к управлению которым рулевой имеет допуск.

Так, например, рабочий пятого разряда может управлять судном с мощностью двигателя до 850 кВт, шестого такого ограничения не имеет.

Возможный карьерный рост

Образованные специалисты смогут работать в любых флотах и на любом судне. Со временем, приобретя необходимый опыт и пройдя необходимое повышение квалификации, вполне возможно благополучно стать капитаном судна.

Сколько зарабатывает специалист

Рулевой-моторист

Уровень заработной платы рулевого-моториста зависит от региона проживания сотрудника и мощности двигателя судна, которым он управляет. В дальних уголках страны заработная плата такого специалиста 6,5–15 тысяч рублей.

Живущие в центральном регионе смогут зарабатывать 25–30 тысяч рублей в месяц.

Как видно не густо. Но не стоит забывать, что в вахтовый период компания полностью обеспечивает работников форменной одеждой и необходимым питанием. Кроме того, имеются все социальные гарантии, оплачиваемый отпуск и премии по результатам работы.

Преимущества и недостатки профессии

Проверка двигателя на исправность

К плюсам должности рулевого-моториста можно отнести:

  • профессия достаточно востребована и актуальна на бирже труда;
  • возможность карьерного роста до капитана корабля;
  • полный социальный пакет от организации.

К недостаткам относятся:

  • низкий уровень заработной платы;
  • обязательное наличие соответствующего свидетельства об образовании;
  • график работы – вахта.

Грузовое судно

Есть контингент людей, которым нравится бороздить просторы моря, они хотят познать настоящую мужественную морскую дружбу, увидеть дальние края, побывать в любом уголке мира. Это все кажется таким романтичным, что на флот идут служить не только мужчины, но и девушки. Однако для настоящего специалиста в этой должности – это первостепенно тяжелый труд. В любых погодных условиях и обстоятельствах корабли призваны перевозить грузы, пассажиров. Также с помощью судопроизводства добывается рыба и исследуются пространства Мирового океана.

На небольших буксирных катерах уровень ответственности рулевого-моториста возрастает в разы, ведь управление судном происходит без ценных указаний капитана, а всю ответственность на себя возлагает специалист за штурвалом. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательным, уметь по характеру звука определить неисправность в двигателе, четко ориентироваться по приборам и быстро принимать важные решения в условиях опасности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция начальник автоколонны автотранспортного предприятия
  • Должностная инструкция монтера по защите подземных трубопроводов от коррозии
  • Должностная инструкция монтажник слаботочных систем охраны и безопасности
  • Должностная инструкция настройщика пианино и роялей в музыкальной школе профстандарт
  • Должностная инструкция монтажника фасадных систем в строительстве