Должностная инструкция начальника отдела делопроизводства по профстандарту образец

                                                                  УТВЕРЖДАЮ
                                 Руководитель _________________ ___________
                                               (наименование работодателя)
                                 _____________________ /___________________
                                              (подпись, Ф.И.О.)

                                 Приказ от «___»__________ ____ г. N ______


Должностная инструкция
начальника (руководителя) отдела делопроизводства
(заведующего канцелярией)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность начальника (руководителя) отдела делопроизводства (заведующего канцелярией) (далее — Работник) _____ «____________» (далее — Работодатель).
1.2. Начальник (руководитель) отдела делопроизводства (заведующий канцелярией) относится к категории руководителей.
1.3. На должность начальника (руководителя) отдела делопроизводства принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.
1.4. Работник должен знать:
— постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся организации делопроизводства;
— Единую государственную систему делопроизводства;
— стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; структуру предприятия, учреждения, организации;
— организацию делопроизводства;
— схемы документооборота;
— порядок составления номенклатуры дел, описей дел постоянного и временного хранения, установленной отчетности;
— сроки и порядок сдачи дел в архив;
— системы организации контроля за исполнением документов; оргтехнику и другие технические средства управленческого труда;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства Российской Федерации;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, правила пожарной безопасности;
— Правила внутреннего трудового распорядка;

    — _________________ _______________________ _________________.
           (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.5. Работник в своей деятельности руководствуется:
— Положением об отделе делопроизводства (канцелярии);
— настоящей должностной инструкцией;
    — _________________ _______________________ _________________.
      (иные документы, непосредственно связанные с трудовой деятельностью
                                  Работника)
1.6. Работник подчиняется непосредственно _______________________.
1.7. Требования к квалификации Работника:
среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы
или
начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

2. Должностные обязанности Работника

2.1. Работник исполняет следующие должностные обязанности:
2.1.1. Организует работу канцелярии.
2.1.2. Обеспечивает своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению.
2.1.3. Осуществляет контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением.
2.1.4. Организует работу по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства, по формированию дел и их сдаче на хранение.
2.1.5. Разрабатывает инструкции по ведению делопроизводства на предприятии, в учреждении, организации и организует их внедрение.
2.1.6. Принимает меры по обеспечению работников службы делопроизводства необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарем, оборудованием, оргтехникой, техническими средствами управленческого труда.
2.1.7. Осуществляет методическое руководство организацией делопроизводства в подразделениях, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив, подготовку справок о соблюдении сроков исполнения документов.
2.1.8. Обеспечивает печатание и размножение служебных документов.
2.1.9. Участвует в подготовке созываемых руководством совещаний и организует их техническое обслуживание, оформление командировочных документов, регистрацию работников, прибывающих в командировку.
2.1.10. Руководит работниками отдела делопроизводства (канцелярии).

3. Права Работника

3.1. Работник имеет право:
3.1.1. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
3.1.2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.1.3. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.1.4. Участие в обсуждении проектов решений руководства Работодателя.
3.1.5. Запрос и получение от структурных подразделений, работников необходимой для выполнения должностных обязанностей информации, документов.
3.1.6. Участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.1.7. Требование от своего непосредственного руководителя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.1.8. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
3.1.9. Получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства Работодателя, касающимися его деятельности.
3.1.10. Взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
3.1.11. Представление на рассмотрение своего непосредственного Руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

    3.2. _________________ _______________________ ________________.
                                    (иные права)

4. Ответственность Работника

4.1. Работник привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение прямого действительного ущерба имуществу Работодателя — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. _________________ _______________________ __________.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.
5.2. Ознакомление Работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

_________________ ___________
(должность лица, составившего     __________________  _____________________
должностную инструкцию)                (подпись)            (Ф.И.О.)
«____»___________ ____ г.

Согласовано:

Юридическая служба                __________________  _____________________
                                        (подпись)           (Ф.И.О.)
«____»___________ ____ г.

Отдел кадров                      __________________  _____________________
                                       (подпись)            (Ф.И.О.)
«____»___________ ____ г.

С инструкцией ознакомлен:
(или: инструкцию получил)         __________________  _____________________
                                       (подпись)            (Ф.И.О.)
«____»___________ ____ г.


НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

<p>
     Должностные обязанности. Осуществляет руководство организацией, контролем и реализацией мер по документационному обеспечению управления атомной станцией (АС). Обеспечивает совершенствование форм и методов работы с документами, соблюдение единого порядка документирования, организации работы с документами, контроль исполнения и подготовки документов к передаче в архив в соответствии с установленным порядком и действующими нормативами. Принимает меры по сокращению количества форм документов и оптимизации документооборота, разработке и внедрению нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения управления на базе применения вычислительной и организационной техники, прогрессивных технологий. Осуществляет унификацию систем документации и документооборота с учетом возможности их машинной обработки. Руководит работой по приему, регистрации, учету, хранению, оперативному поиску документов и их доставке, а также работой архива АС. Обеспечивает выдачу документированной информации, копирование и размножение документов. Осуществляет контроль состояния делопроизводства в подразделениях АС. Организует работу по подготовке и поддержанию квалификации персонала отдела документационного обеспечения. Руководит работниками отдела документационного обеспечения.
</p>
<p>
     Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по организации делопроизводства; организацию планирования и оперативного управления производством; организационную структуру управления АС, производственные и функциональные связи между подразделениями АС; порядок разработки и требования к оформлению технической и служебной документации; требования к организации работы с персоналом на АС; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
</p>
<p>
     Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление» и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
</p>

Возврат к списку

Примерная должностная инструкция начальника отдела делопроизводства

1. Общие положения.

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с приказом директора предприятия от 00.00.0000 N 000 (либо иным соответствующим решением — указать конкретно).

1.2. Начальник отдела делопроизводства относится к категории руководителей структурных подразделений предприятия.

1.3. Квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности начальника группы отдела или документоведа I категории не менее года.

1.4. Начальник отдела делопроизводства назначается на должность и освобождается от должности распоряжением заместителя директора по управлению по представлению аттестационной комиссии предприятия.

1.5. В своей работе начальник отдела делопроизводства должен руководствоваться:

1.5.1. Настоящей Должностной инструкцией.

1.5.2. Инструкцией по делопроизводству. <…>

1.5.4. Регламентом работы аппарата управления предприятия.

1.5.5. … (иное — указать конкретно).

1.6. Начальник отдела делопроизводства должен знать:

1.6.1. Нормативно-методические документы, локальные акты предприятия, приказы директора и распоряжения заместителя директора по вопросам делопроизводства.

1.6.2. Профиль, специализацию и организационную структуру предприятия.

1.6.3. Функции и задачи отдела делопроизводства, возможности отдела по их выполнению.

1.6.4. Полномочия сотрудников отдела делопроизводства, график (режим) их работы.

1.6.5. Правила внутреннего трудового распорядка.

1.6.6. Основы организации работы аппарата управления предприятия.

1.6.7. Стандарты и унифицированные формы управленческой документации.

1.6.8. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи, применяемые в отделе делопроизводства.

1.6.9. Правила и нормы охраны труда.

1.6.10. … (иное — указать конкретно).

1.7. Начальник отдела делопроизводства должен иметь умения и навыки, достаточные для эффективного выполнения должностных обязанностей, в т.ч… (указать конкретно наиболее важные).

1.8. Начальник отдела делопроизводства подчиняется заместителю директора по управлению.

1.9. Начальнику отдела делопроизводства подчиняются все сотрудники отдела.

1.10. На время отсутствия начальника отдела делопроизводства его замещает начальник группы хранения документов.

2. Обязанности.

2.1. Начальник отдела делопроизводства обязан:

2.1.1. Руководить в соответствии с локальными актами предприятия, приказами директора и распоряжениями заместителя директора по управлению организацией работы отдела делопроизводства, неся ответственность за последствия принимаемых решений.

2.1.2. Организовывать эффективное взаимодействие сотрудников отдела делопроизводства, направлять их усилия на своевременное, полное и качественное выполнение задач по организации делопроизводства.

2.1.3. Обеспечивать действенный контроль за надлежащим выполнением сотрудниками отдела делопроизводства их должностных обязанностей.

2.1.4. Организовывать работу отдела делопроизводства на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных методов и приемов ее осуществления, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат.

2.1.5. Принимать участие в разработке проектов бизнес-планов предприятия, обеспечивать их согласование по вопросам организации работы отдела делопроизводства.

2.1.6. Руководить планированием работы отдела делопроизводства, ежемесячно представлять проект плана работы на рассмотрение заместителя директора по управлению.

2.1.7. Обеспечивать безопасные и комфортные условия работы в помещениях и на рабочих местах отдела делопроизводства.

2.1.8. Осуществлять контроль за сохранностью имущества и материальных ценностей отдела делопроизводства.

2.1.9. Руководить работой по организации делопроизводства на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных методов и приемов ее осуществления, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат.

2.1.10. Организовывать разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов работы с документами и документированной информацией на основе организационной и вычислительной техники (учет, контроль исполнения, оперативное хранение, справочная работа).

2.1.11. Возглавлять работу по разработке унифицированных систем документации, табелей и альбомов форм документов, а также классификаторов документированной информации.

2.1.12. Обеспечивать своевременное и качественное внедрение систем ведения документации, стандартов по вопросам делопроизводства.

2.1.13. Руководить работой по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков.

2.1.14. Осуществлять организационно-методическое руководство работой по отбору документов, передаваемых на государственное хранение, организации хранения и экспертизе ценности документов.

2.1.15. Осуществлять постановку задач на проектирование, эксплуатацию и совершенствование (в части документационного обеспечения) автоматизированных информационных систем и систем управления, разработку новейших информационных технологий (в т.ч. безбумажных).

2.1.16. Принимать исчерпывающие меры, направленные на подготовку обоснованных решений по вопросам организации работы отдела делопроизводства. <…>

2.1.18. Создавать подчиненным условия для высокоэффективной работы.

2.1.19. Постоянно повышать свой профессиональный уровень в системе корпоративного тренинга.

2.1.20. Консультировать заместителя директора по вопросам организации работы отдела делопроизводства и системы делопроизводства предприятия в целом.

2.1.21. Обеспечивать качественную подготовку и своевременное представление заместителю директора аналитических материалов по вопросам организации работы отдела делопроизводства.

2.1.22. … (иное — указать конкретно).

3. Права.

3.1. Начальник отдела делопроизводства имеет право:

3.1.1. Принимать обоснованные решения по вопросам организации работы отдела делопроизводства.

3.1.2. Давать сотрудникам отдела делопроизводства указания и поручения по вопросам организации документационного обеспечения управления, требовать их своевременного, полного и качественного исполнения.

3.1.3. Подписывать служебные (деловые) документы по вопросам организации работы отдела делопроизводства.

3.1.5. Обращаться к заместителю директора по управлению с предложениями, направленными на совершенствование организации работы отдела делопроизводства. <…>

3.1.7. Участвовать в протокольных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы его работы, а также вопросы организации работы отдела делопроизводства и организации делопроизводства компании.

3.1.8. Требовать от сотрудников отдела делопроизводства своевременного, полного и качественного представления достоверной информации, в т.ч. документированной, о состоянии порученной им работы.

3.1.9. Обеспечивать представление заинтересованным лицам (органам) информации о состоянии организации работы отдела делопроизводства, в т.ч. документированной, в порядке, предусмотренном законодательством и локальными актами предприятия.

3.1.10. Представлять заместителю директора по управлению свои предложения по применению в отношении сотрудников отдела делопроизводства мер поощрения и наказания, предусмотренных законодательством и локальными актами предприятия, в связи с надлежащим (ненадлежащим) выполнением ими должностных обязанностей.

3.1.11. … (иное — указать конкретно).

4. Взаимоотношения по должности.

4.1. Начальник отдела делопроизводства осуществляет организационно-информационное взаимодействие:

4.1.1. С заместителем директора по управлению — по вопросам организации работы отдела делопроизводства, функционирования системы делопроизводства предприятия.

4.1.2. С сотрудниками отдела делопроизводства — по вопросам организации работы отдела, отнесенным к их компетенции.

4.1.3. С начальниками структурных подразделений — по вопросам взаимодействия отдела делопроизводства с соответствующими подразделениями.

4.1.4. С должностными лицами (структурными подразделениями) других предприятий, организаций и учреждений — по вопросам, представляющим взаимный интерес для предприятия и сторонних предприятий (организаций, учреждений). <…>

4.3. … (иное — указать конкретно).

5. Ответственность.

5.1. Начальник отдела делопроизводства несет ответственность:

5.1.1. За нарушение положений руководящих документов по вопросам организации работы отдела делопроизводства, организации делопроизводства предприятия.

5.1.2. За невыполнение решений заместителя директора по управлению.

5.1.3. За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

5.1.4. За неправомерное использование предоставленных полномочий, а также использование их в личных целях <…>

Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в России появляется новый вектор развития профессиональных квалификаций, который представляет собой совокупность механизмов регулирования:

  • спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и
  • предложения квалификаций со стороны системы образования.

Национальная система должна быть построена на основе:

  • разработки комплекса профессиональных стандартов, закрепляющих требования к квалификациям,
  • проведения обучения и подготовки кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также
  • построения системы оценки соответствия работников требованиям профессиональных стандартов.

В Указе также было дано поручение Правительству разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов!

Что такое профессиональный стандарт

В ст. 195.1 Трудового кодекса РФ дается определение двух взаимосвязанных понятий:

  • квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть это комплекс показателей, которые необходимы для выполнения определенного вида профессиональной деятельности и которые позволяют оценить соответствие работника конкретной должности;
  • профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в т.ч. выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты разрабатываются на виды профессиональной деятельности и включают описание квалификационных требований к группе должностей. Например, есть отдельные профстандарты, охватывающие деятельность:

  • по документационному обеспечению управления,
  • административно-хозяйственную,
  • по архивному делу и т.д.

Все профессиональные стандарты имеют одинаковую структуру, утвержденную приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта». Объясним структуру профстандарта (для наглядности смотрите далее процитированный фрагмент профстандарта на сером фоне с нашими цифровыми отметками в кружках, одинаковыми цифрами помечена однотипная информация, которая фигурирует в разных блоках стандарта).

Начинается профстандарт с так называемой «функциональной карты вида профессиональной деятельности» в разделе II. В этой карте выделяются основные направления деятельности, которые осуществляются в данной профессиональной области. В терминологии профстандартов они называются «обобщенными трудовыми функциями» (отмечено «1»). Для каждой обобщенной трудовой функции установлен уровень необходимой квалификации работника (отмечено «6») и состав «трудовых функций» («2»).

Следом за функциональной картой идет раздел III c блоками, в которых более подробно характеризуется каждая обобщенная трудовая функция («1»). В рамках этой характеристики перечисляются трудовые функции («2») и конкретизируется содержание работ по ним. То есть перечисляются мелкие операции или «трудовые действия» (отмечено «3»), из которых каждая работа состоит.

Для каждой обобщенной трудовой функции названы возможные наименования должностей / профессий («4»), которые могут осуществлять эту деятельность, а также определены требования к образованию и обучению («5»), опыту практической работы, могут быть установлены особые условия допуска к работе и др.

На сайте Минтруда России можно посмотреть список всех принятых отечественных профессиональных стандартов, там удобно находить нужный. В программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru размещены:

  • реестр профессиональных стандартов,
  • реестр областей и видов профессиональной деятельности,
  • реестр трудовых функций, а также
  • классификационные справочники (включая ЕТКС и ЕКС).

На начальной странице интернет-ресурса есть кнопка «Найти профессиональный стандарт» (отмечена цифрой 1 на Рисунке 1), которая позволяет искать профессиональные стандарты по различным показателям («2» там же), например, по трудовой функции, виду профессиональной деятельности и др.

Рисунок 1. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» на сайте Минтруда России по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru

Какие профессиональные стандарты регулируют деятельность специалистов в сфере ДОУ

Деятельность специалистов, занятых в сфере документационного обеспечения управления, регулируется двумя основными профессиональными стандартами:

  • Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией1 и
  • Специалиста по управлению документацией организации2.

Также к этой области частично можно отнести профессиональные стандарты:

  • Специалиста по управлению персоналом3 (для должностей, связанных с ведением кадрового делопроизводства) и
  • Корпоративного секретаря4 (для должностей, обеспечивающих деятельность хозяйственных обществ).

Названные профессиональные стандарты в реестре отнесены к Административно-управленческой и офисной деятельности и имеют коды соответственно 07.002, 07.004, 07.003 и 07.006.

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» включает обобщенные трудовые функции, отмеченные во фрагменте этого документа цифрами «1».

К должностям, обеспечивающим эти функции, относятся:

  • секретарь-администратор (традиционно работник с таким функционалом в организациях называется «секретарь на ресепшн»), он занимается приемом и распределением телефонных звонков, организует работу с посетителями;
  • делопроизводитель, который осуществляет некоторые (в основном технические) функции по работе с документами, организацию их текущего хранения и подготовку к передаче в архив;
  • секретарь руководителя, нацеленный на решение задач, связанных непосредственно с деятельностью руководителя организации, включая планирование его рабочего дня, организацию телефонных переговоров, командировок, работу с посетителями в приемной руководителя, организацию работы с документами и др.;
  • помощник руководителя, деятельность которого связана с информационным обеспечением деятельности руководителя (она имеет большую аналитическую составляющую, чем деятельность секретаря руководителя).

Фрагмент документа

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.05.2015 № 276н)

В целом, какие должности по данному профстандарту какие обобщенные функции выполняют и к какому уровню квалификации относятся, лучше показать таблицей.

Таблица 1. Трудовые функции, описанные профстандартом «Специалист по органи- зационному и документационному обеспечению управления организацией»

Профессиональный стандарт «Специалист по управлению документацией организации» включает следующие обобщенные трудовые функции:

  • документационное обеспечение управления организацией,
  • руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией,
  • управление документацией организации.

К должностям, обеспечивающим эту деятельность, относятся:

  • документовед или специалист подразделения документационного обеспечения управления (ДОУ), который осуществляет все виды работ по ДОУ, занимается организацией документооборота, проектированием и внедрением СЭД, организацией оперативного хранения документов;
  • руководитель подразделения ДОУ (департамента, управления, службы, отдела), который возглавляет работу подразделения и несет ответственность за все виды работ по ДОУ в организации;
  • управляющий документацией или заместитель руководителя организации по вопросам управления документацией – специалист, выведенный на второй уровень управления, занятый вопросами стратегического планирования и организацией построения системы управления документацией организации.

Таким образом, первый профильный профстандарт в сфере ДОУ в большей степени включает работы, связанные с обеспечением деятельности руководителя, дает характеристику секретарским должностям разных категорий, а также может быть применен в небольшой организации для работников, совмещающих функции секретаря и делопроизводителя.

А второй профильный профстандарт нацелен на обеспечение деятельности отдельного структурного подразделения – службы ДОУ в средней или крупной организации. Он также включает характеристику управляющего документацией, наличие которого характерно для крупных корпораций, в них деятельность по управлению документами приравнена по значимости к производственной, финансовой, проектной и иным ключевым сферам деятельности.

Профстандарты или квалификационные справочники?

Кроме профессиональных стандартов типовые квалификационные требования определены в таких нормативно-методических документах, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Пример 1

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих поиском в справочной правовой системе удалось найти характеристики для 10 специалистов, в наименовании которых фигурирует слово «секретарь» (и тут надо обращать внимание не только на подходящие наименования специальности, но и на сферу деятельности организации):

1. В Общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) нашлись:

  • корпоративный секретарь акционерного общества,
  • секретарь-машинистка,
  • секретарь незрячего специалиста,
  • секретарь руководителя;
  • ученый секретарь.

2. В Квалификационных характеристиках должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н):

  • секретарь учебной части.

3. В Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н):

  • ученый секретарь совета учреждения,
  • ученый секретарь совета факультета (института).

4. В Квалификационных характеристиках должностей работников культуры, искусства и кинематографии (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н):

  • ученый секретарь библиотеки, централизованной библиотечной системы;
  • ученый секретарь музея (зоопарка).

А «референт» в ЕКС нашелся только один – лишь в Квалификационных характеристиках должностей работников организаций атомной энергетики (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977).

В отличие от профстандартов квалификационные справочники построены таким образом, что содержат характеристики для каждой отдельной должности, работы или профессии. Анализ ЕКС показывает, что он недостаточно точно отражает реалии современного рынка труда – называет не все должности, не учитывает актуальные требования к уровню образования специалистов, содержит лаконичные характеристики квалификации работников и описание их должностных обязанностей.

Работа по подготовке профстандартов велась буквально последние годы, некоторые разрабатываются в текущий момент, некоторые, прежде разработанные, уже обновляются. Потому профстандарты являются самыми актуальными документами, содержащими требования к квалификациям работников. Кроме того, к их разработке привлекаются эксперты из образовательных учреждений, государственных органов и бизнес-сообщества, что позволяет подготовить более всесторонние характеристики различных видов профессиональной деятельности. Они дают более широкие возможности для работы по улучшению качества персонала.

На данный момент и квалификационные справочники, и профессиональные стандарты приравнены по своей значимости. Но обратите внимание на абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, где говорится, что в случае, когда для какой-либо должности, специальности или профессии в правовых актах РФ установлены особые условия, определенные компенсации, льготы или ограничения, эти должности (специальности, профессии) должны называться в соответствии с квалификационным справочником или профессиональным стандартом.

Работодатели при этом вправе самостоятельно выбирать, на какой нормативно-методический документ ориентироваться.

Однако следует отметить, что разработчики профессиональных стандартов старались увязывать новые наименования с уже существующими в различных классификаторах и справочниках. Так в разделе I «Общие сведения» наименование вида профессиональной деятельности указывается с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), а в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» наименование должностей и профессий соотносятся с ЕКС и ЕТКС. И только в случае отсутствия аналога в соответствующей графе профессионального стандарта стоит прочерк.

В случае противоречий, в т.ч. в части квалификационных требований, между профессиональными стандартами и квалификационными справочниками, рекомендуется пользоваться профстандартами, как документами более современными, однако это остается на усмотрение работодателя.

В перспективе, когда будет разработан весь объем профессиональных стандартов и будут покрыты все отрасли и виды профессиональной деятельности, планируется отмена ЕКС и ЕТКС. Однако этот процесс, скорее всего, будет проходить в течение достаточно длительного времени.

Для кого профстандарты обязательны

Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст. 57 ТК РФ применение профессиональных стандартов является обязательным в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами «с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений». В этом случае наименование таких должностей (профессий или специальностей), а также квалификационные требования к ним должны соответствовать положениям профстандартов, охватывающих эти виды деятельности.

Более детально вопросы применения профстандартов раскрыты в ст. 195.3 ТК РФ: если какие-либо квалификационные требования, необходимые работнику для осуществления конкретной трудовой функции, установлены в правовых актах РФ, применение профессиональных стандартов в отношении этих требований является обязательным.

При этом другие квалификационные требования из этих же профстандартов, обязательность которых не установлена законом, могут быть использованы работодателем в качестве основы для определения своих требований к квалификации работника. Другими словами, могут применяться частично, дополняться или изменяться работодателем с учетом специфики организации и выполняемой работы.

Также для государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, действует постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Данной категории организаций это постановление предписывает иметь утвержденные планы по организации применения профессиональных стандартов. Такие планы должны включать список подлежащих к применению профессиональных стандартов, сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении кадрового состава, список локальных нормативных актов, применяемых с целью реализации положений профессиональных стандартов. Также в этих планах определяются этапы применения профессиональных стандартов. Реализация указанных планов должна быть завершена 1 января 2020 г. С этого момента для данных категорий организаций профстандарты окончательно становятся обязательными в части требований к квалификации, необходимой для выполнения трудовой функции.

Направления использования профессиональных стандартов в организации

Исходя из содержания профессиональных стандартов (в частности, в сфере ДОУ), можно выделить следующие направления их применения в практической деятельности организации:

1. Они могут применяться для построения служб ДОУ в различных по масштабу организациях. Обобщенные трудовые функции и трудовые функции представляют собой участки работы по ДОУ, которые могут быть поручены как отдельным сотрудникам, так и целым структурным подразделениям, включенным в состав службы. Трудовые функции сгруппированы по определенным направлениям деятельности, что позволяет правильно распределить работу в соответствии с логикой делопроизводственного процесса.

2. Наименования должностей, включенных в профессиональные стандарты, могут являться основой для подготовки штатного расписания.

3. Также профессиональные стандарты применяются с целью разработки локальных нормативных актов организации и в первую очередь должностных инструкций работников. В них из профстандартов следует позаимствовать квалификационные требования, выполняемые функции и должностные обязанности.

4. Перечисленные в стандарте трудовые действия являются теми элементами работы, которые можно нормировать. Используя формулы расчета необходимой численности, построенные на основе определения трудоемкости всех видов нормируемых и ненормируемых работ, можно рассчитать явочную численность5 работников службы ДОУ.

5. В стандартах для каждой обобщенной трудовой функции (должности) установлены уровни квалификации работников. Эти уровни утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. В их описании даются такие показатели, как «полномочия и ответственность». Например, для 1 уровня квалификации установлено, что это «деятельность под руководством», для 2 – «деятельность под руководством с элементами самостоятельности», для 7 – деятельность «с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений». Используя этот инструмент, можно построить систему должностей службы, установить их подчиненность.

6. Поскольку в стандартах дается подробная характеристика умений и знаний, необходимых для выполнения трудовых функций, они могут быть использованы для подготовки планов и программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников.

7. Также с учетом этих показателей могут быть разработаны тестовые и иные контрольно-измерительные материалы для проведения аттестаций работников.

Кроме того, может проводиться независимая оценка квалификации работников или соискателей, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности / должность. Это процедура подтверждения соответствия квалификации человека положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, проводится независимым центром оценки квалификаций. Данная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сама оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204. Профессиональный экзамен может проводиться как по инициативе соискателя за его счет, так и по направлению работодателя за счет средств работодателя.

Процедура предполагает предоставление соискателем в центр оценки квалификаций установленного комплекта документов, рассмотрение центром этих документов, информирование соискателя о месте, времени, дате проведения профессионального экзамена и проведение такого экзамена.

Результаты экзамена оформляются установленным в Правилах комплектом документов и направляются в Совет по профессиональным квалификациям. Совет проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче соискателю свидетельства о квалификации, направляет сведения об этом в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения их в реестр.

На основании решения Совета по профессиональным квалификациям центр оценки квалификаций выдает соискателю свидетельство о квалификации в течение 30 дней со дня проведения экзамена.

Независимая оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей.

Таким образом, работодатель вправе, но не обязан направлять работников на прохождение НОК, и если работодатель хочет направить работника на прохождение оценки квалификации, то только с его согласия, сохраняя при этом за работником место работы (должность) и среднюю зарплату по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).

Также следует иметь в виду, что в Трудовом кодексе РФ нет основания для увольнения работника, квалификация которого по результату экзамена независимым центром оценки квалификации признана несоответствующей профессиональному стандарту.

В этом случае работодатель может обучить работника, доведя его квалификацию до установленного в стандарте уровня, или провести аттестацию работника, по результатам которой в случае неудовлетворительных результатов расторгнуть трудовой договор на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Направление на оценку в независимый центр не является законодательно установленной обязанностью работодателей. Даже те организации, для которых профстандарты станут обязательными с 1 января 2020 г., могут проводить оценку квалификации своих работников с помощью любых форм: аттестации своими силами, сертификации в независимом центре и др.

Аттестация является важной процедурой в том случае, если по результатам проверки соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта работодатель предполагает увольнять работников по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если нет, и организация просто хочет «подтянуть» уровень сотрудников, она может обойтись без сложной процедуры аттестации, а провести, например, экзамен или тестирование, которое установит соответствие работника требованиям профстандарта, и далее на основании его результатов могут быть составлены планы обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников.

Должностей в сфере ДОУ, для которых обязательна независимая оценка, нет.

Свидетельство о квалификации выдается соискателю, прошедшему экзамен в центре оценки квалификации (ЦОК), и принадлежит ему. Срок действия свидетельства определяется советами по профессиональным квалификациям и отражается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Этот срок устанавливается советами в зависимости от темпов развития каждого конкретного вида профессиональной деятельности (обновления технологий, необходимых знаний и умений).

Как и любой другой документ об образовании, работник или соискатель может предоставить это свидетельство работодателю. В ТК РФ этот документ не назван в числе обязательных, которые человек должен предъявить работодателю при трудоустройстве. Поэтому соискатель может (но не обязан) принести на собеседование оригинал свидетельства, а работодатель может снять с него копию и поместить ее в личное дело работника.

Если работник получил неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена, ему выдается не сертификат, а заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя. В этом случае работодатель может принять решение о проведении аттестации или о необходимости обучения работника, но может и проигнорировать результаты оценки, если работник ему действительно важен.

Учитывая, что независимая оценка – дело добровольное, работник не обязан уведомлять работодателя о ее прохождении (и результатах), а работодатель не обязан это как-либо контролировать и требовать от работника сертификат, даже если работник такую оценку прошел.

Работодатель вправе с письменного согласия работника направить его на такую проверку в ЦОК за счет работодателя. Только в этом случае организация имеет право затребовать сертификат.

Сведения о сертификатах, полученных гражданами, передаются в соответствующий реестр. Но там сейчас можно найти свидетельство по регистрационному номеру и дате выдачи, а вот поиск по Ф.И.О. пока не производится.

ЦОК – не «проверяющий орган». Он скорее обслуживает интересы работников и работодателей, например, когда работодатель хочет понять квалификацию (соответствие профстандарту) работника либо претендента на должность, либо когда человек хочет документально подтвердить свою квалификацию.

Государство планомерно и очень настойчиво развивает тему профстандартов и ЦОК, создавая все больше регулирующих правовых актов, ведя огромную работу по созданию профстандартов. Очевидно, это связано с желанием повысить эффективность труда. И если государство задалось этой целью, оно обязательно доведет дело до конца. А пока независимая оценка – дело добровольное (и не пользующееся большой популярностью, поскольку платное), но это может и поменяться.

На самые наболевшие вопросы, связанные с направлением работодателем сотрудников на обучение, ответим в следующем номере

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя отдела по документационному обеспечению управления

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность руководителя отдела по документационному обеспечению управления [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Руководитель отдела по документационному обеспечению управления назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Руководитель отдела по документационному обеспечению управления подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Руководитель отдела по документационному обеспечению управления относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. Руководитель отдела по документационному обеспечению управления отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.6. На должность руководителя отдела по документационному обеспечению управления может быть назначено лицо, имеющее высшее образование — специалитет, магистратура, дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности.

1.7. Требования к опыту практической работы руководителя отдела по документационному обеспечению управления: не менее трех лет в области документационного обеспечения управления.

1.8. Особые условия допуска руководителя отдела по документационному обеспечению управления к работе: нет.

1.9. В практической деятельности руководитель отдела по документационному обеспечению управления должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.10. Руководитель отдела по документационному обеспечению управления должен знать:

  • структуру организации, ее подразделения и должности, задействованные в процессах документационного обеспечения управления;
  • особенности регламентации труда работников подчиненного подразделения организации;
  • законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области работы с документацией и информацией, архивного дела;
  • методические документы и национальные стандарты в области работы с документацией и информацией, архивного дела;
  • правила составления и оформления локальных нормативных актов, определяющих правовое положение структурных подразделений и работников организации;
  • функциональное наполнение деятельности различных работников и подразделения документационного обеспечения управления организации, а также подчиненных ему структур;
  • правила нормирования труда и расчета явочной численности делопроизводственного персонала организации;
  • правила организации рабочих мест работников организации;
  • требования охраны труда;
  • формы делопроизводства, определяющие организацию работы подразделения документационного обеспечения управления организации;
  • правила организационного проектирования для организации;
  • методики управления персоналом организации;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • типовые и примерные положения и инструкции в сфере документационного обеспечения управления;
  • требования к структуре и содержанию отдельных видов локальных нормативных актов;
  • правила разработки и оформления документации, регламентирующей документационное обеспечение управления в организации;
  • участки работы подразделения документационного обеспечения управления организации и их функциональное наполнение;
  • порядок ознакомления работников с локальными нормативными актами организации;
  • состав специалистов, участвующих в разработке проектов локальных нормативных актов организации;
  • действующие международные стандарты в области управления документацией;
  • передовой отечественный опыт и научные разработки в области информационного и документационного обеспечения управления;
  • рынок информационных услуг, средства сбора, передачи и обработки информации;
  • порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения локальных актов организации;
  • структура и направления деятельности организации;
  • функции и порядок взаимодействия подразделений организации;
  • методы проектирования и планирования работ в организации;
  • порядок разработки и утверждения перспективных и текущих планов работ организации;
  • методы анализа показателей деятельности по документационному обеспечению управления организации;
  • правила организации документационного обеспечения управления в соответствии с локальными нормативными актами организации;
  • правила и методы контроля соблюдения норм в области документационного обеспечения управления;
  • методы анализа выполнения программ организации и совершенствования документационного обеспечения управления и определения их эффективности;
  • организация учета, порядок и сроки составления отчетности по вопросам документационного обеспечения управления;
  • методы нормоконтроля при составлении документов, определения уровня унификации управленческих документов организации;
  • критерии ценности документов для их использования, хранения или выделения к уничтожению;
  • методы проектирования и планирования работ по совершенствованию документационного обеспечения управления организации;
  • современные системы электронного документооборота, используемые в сфере документационного обеспечения управления организации, и их функциональные возможности;
  • ведущие организации — разработчики систем электронного документооборота для сферы документационного обеспечения управления организации.

1.11. Руководитель отдела по документационному обеспечению управления должен уметь:

  • устанавливать круг компетенций и ответственность заместителей руководителя и работников подразделения документационного обеспечения управления организации;
  • организовывать коллективную и индивидуальную работу работников подчиненного подразделения организации;
  • обеспечивать взаимодействие подразделения документационного обеспечения управления со структурными подразделениями и должностными лицами организации;
  • разрабатывать положение о подразделении и должностные инструкции работников организации;
  • устанавливать для каждой функции работника отдела документационного обеспечения управления права и ответственность, обеспечивающие корректное выполнение этой функции в рамках деятельности организации;
  • принимать меры по устранению недостатков в работе подчиненного структурного подразделения организации;
  • проводить тестирование и оценку работы подчиненных работников в организации;
  • организовывать обучение и повышение квалификации делопроизводственного персонала организации;
  • определять приоритетные направления развития подразделения документационного обеспечения управления организации;
  • разрабатывать меры по повышению эффективности деятельности работников подчиненного подразделения организации;
  • внедрять новые технологии и методы работы в деятельность подчиненного подразделения организации;
  • применять правовые нормы для составления и оформления локальных нормативных актов организации;
  • разрабатывать единую политику организации в сфере документационного обеспечения ее управления;
  • организовывать деятельность рабочих групп по подготовке проектов локальных нормативных актов организации;
  • интегрировать делопроизводственные процессы и процедуры в деловые (управленческие) процессы организации;
  • отражать участие отдельных работников и структурных подразделений организации в ее делопроизводственных процессах;
  • проводить процедуры рассмотрения, коллективного обсуждения, утверждения и согласования проектов локальных нормативных актов организации;
  • применять меры, обеспечивающие выполнение всеми работниками организации требований, закрепленных в локальных нормативных актах по документационному обеспечению управления организации;
  • анализировать передовой отечественный и зарубежный опыт в области документационного обеспечения управления;
  • обосновывать положения стратегии развития и политики организации в области документационного обеспечения управления;
  • проводить анализ информации о состоянии системы документационного обеспечения управления организации;
  • вносить аргументированные организационные и технологические предложения по организации и совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации;
  • обеспечивать взаимодействие подразделений организации по вопросам работы с документами;
  • оценивать эффективность процессов документационного обеспечения управления организации;
  • определять функции, выполняемые системой электронного документооборота организации, и отслеживать ее актуализацию;
  • принимать решения в сложных и спорных ситуациях в рамках своей профессиональной деятельности;
  • решать задачи нормативного и методического обеспечения документационного обеспечения управления организации;
  • обеспечивать формирование и сохранность документального фонда организации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и локальных нормативных актов;
  • вносить аргументированные организационные и технологические предложения по организации и совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации;
  • представлять результаты контрольной деятельности по вопросам документационного обеспечения управления в отчетах организации;
  • организовывать работу по сбору и систематизации сведений о положении дел в сфере документационного обеспечения управления организации, осуществлять руководство эффективным использованием данных сведений и его контроль;
  • организовывать систематизированный учет, хранение локальных нормативных актов организации по вопросам информационного и документационного обеспечения управления и внесение в них принятых изменений;
  • своевременно информировать об изменениях в локальных нормативных актах руководителей и работников подразделений организации;
  • принимать решения с учетом конкретной ситуации по вопросам, возникающим в ходе контрольной и аналитической деятельности в сфере документационного обеспечения управления организации;
  • анализировать информацию о состоянии системы документационного обеспечения управления организации;
  • вносить аргументированные организационные и технологические предложения по организации и совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации;
  • составлять техническое задание на проектирование и внедрение системы электронного документооборота в сфере документационного обеспечения управления организации;
  • выбирать оптимальную систему электронного документооборота, отвечающую задачам документационного обеспечения управления организации;
  • обосновывать необходимость внедрения системы электронного документооборота в сферу документационного обеспечения управления организации;
  • организовывать обучение работников организации современным методам работы с документами в сфере документационного обеспечения управления;
  • актуализировать локальные нормативные акты организации с учетом внедрения современных методов работы с документами.

1129. В период временного отсутствия руководителя отдела по документационному обеспечению управления (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Руководитель отдела по документационному обеспечению управления выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Руководство деятельностью отдела по документационному обеспечению управления организации, в том числе:

  • определение целей, задач и функций подразделения документационного обеспечения управления организации и его работников;
  • распределение должностных обязанностей между работниками подразделения документационного обеспечения управления организации;
  • разработка положения о подразделении документационного обеспечения управления организации и должностных инструкций ее работников;
  • планирование деятельности подчиненного подразделения с учетом рационального распределения работ и объема производственных задач организации;
  • руководство работниками подчиненного подразделения и контроль их деятельности в организации;
  • проведение совместно с работниками кадрового подразделения мероприятий по подбору персонала на замещение вакантных должностей подчиненного подразделения;
  • организация обучения и повышения квалификации работников подчиненного подразделения организации;
  • контроль соблюдения работниками подчиненного подразделения требований охраны труда, трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка и локальных нормативных актов организации;
  • определение потребности подчиненного подразделения организации в оборудовании, программном обеспечении, материальных, финансовых ресурсах;
  • подготовка предложений по модернизации рабочих мест работников отдела по документационному обеспечению управления;
  • определение эффективности деятельности подчиненного подразделения организации.

2.2. Организация разработки локальных нормативных актов и методических документов по документационному обеспечению управления организации, в том числе:

  • определение направлений внутренней регламентации документационного обеспечения управления организации;
  • руководство разработкой локальных нормативных актов организации в соответствии с ее политикой в сфере документационного обеспечения управления;
  • организация согласования, утверждения локальных нормативных актов организации по документационному обеспечению ее управления;
  • организация ознакомления работников с локальными нормативными актами и методическими документами организации по документационному обеспечению ее управления;
  • консультирование работников организации по вопросам применения локальных нормативных актов и использования методик работы с документами организации;
  • организация работы по актуализации локальных нормативных актов и методических документов организации по документационному обеспечению ее управления.

2.3. Построение системы документационного обеспечения управления организации, в том числе:

  • разработка политики организации в области документационного обеспечения ее управления;
  • содействие внедрению стандартов организации в сферу документационного обеспечения ее управления;
  • координация деятельности по созданию и совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации;
  • обеспечение взаимодействия подразделений организации при решении задач в области документационного обеспечения ее управления;
  • обеспечение функционирования системы документационного обеспечения управления организации;
  • организация работы по поддержанию системы документационного обеспечения управления организации в актуальном состоянии;
  • внедрение современных методов и средств обработки информации в рамках реализации единой технологии системы управления документами организации;
  • управление проектами документационного обеспечения управления организации;
  • руководство разработкой планов и графиков работ по решению задач организации в рамках системы документационного обеспечения ее управления;
  • определение функций, выполняемых системой электронного документооборота организации, и ее актуализация;
  • организация консультирования работников организации по вопросам работы с ее документами.

2.4. Осуществление контроля функционирования системы документационного обеспечения управления организации, в том числе:

  • осуществление контроля ведения делопроизводства в организации в соответствии с установленным в ней порядком, своевременное принятие мер по предупреждению нарушений;
  • осуществление контроля исполнения локальных нормативных актов и методических документов по документационному обеспечению управления организации;
  • организация работы по выявлению нарушений в подготовке и обработке документов организации, определение мер по их устранению;
  • осуществление контроля исполнительской дисциплины работников организации;
  • осуществление контроля функционирования системы электронного документооборота организации и ее своевременной актуализации;
  • осуществление контроля формирования дел и организации оперативного хранения документов в организации;
  • исполнение функций заместителя председателя экспертной комиссии организации;
  • организация и проведение проверок деятельности структурных подразделений организации по вопросам документационного обеспечения управления;
  • мониторинг результатов решения задач организации по вопросам документационного обеспечения управления, анализ данных мониторинга;
  • контроль своевременного устранения недостатков в работе с документами организации;
  • определение эффективности мероприятий по совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации.

2.5. Совершенствование системы документационного обеспечения управления организации, в том числе:

  • определение возможностей применения современных информационных технологий в сфере документационного обеспечения управления организации на основе изучения тенденций их развития;
  • обоснование необходимости совершенствования системы документационного обеспечения управления организации;
  • определение направлений развития и совершенствования системы документационного обеспечения управления организации;
  • определение мер по устранению выявленных изъянов системы документационного обеспечения управления, действующей в организации;
  • определение мер по оптимизации управленческого документооборота организации;
  • разработка методики совершенствования системы документационного обеспечения управления организации;
  • подготовка пакета документов, сопровождающих процесс разработки, внедрения и использования системы электронного документооборота организации в сфере документационного обеспечения ее управления;
  • организация процесса разработки и внедрения системы электронного документооборота организации в сфере документационного обеспечения ее управления;
  • координация деятельности по совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации.

В случае необходимости руководитель отдела по документационному обеспечению управления может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно по решению руководителя Компании в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

3. Права

Руководитель отдела по документационному обеспечению управления имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности предприятия от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.6. Взаимодействовать с другими подразделениями предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.7. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы отдела.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Руководитель отдела по документационному обеспечению управления несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы руководителя отдела по документационному обеспечению управления осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы руководителя отдела по документационному обеспечению управления является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы руководителя отдела по документационному обеспечению управления определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью руководитель отдела по документационному обеспечению управления обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью руководителю отдела по документационному обеспечению управления для выполнения его трудовых функций может быть предоставлен служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Руководителю отдела по документационному обеспечению управления для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности
  • Должностная инструкция начальника лаборатории металлов
  • Должностная инструкция начальника организационного отдела учреждения
  • Должностная инструкция начальника котельной на газообразном топливе
  • Должностная инструкция начальника организационно правового отдела