Должностная инструкция пилота воздушного судна

1. Экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.

1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.

2. Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

3. На период проведения испытаний экспериментального воздушного судна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна.

4. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить граждане Российской Федерации и в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, иностранные граждане.

5. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить иностранные граждане в случаях:

1) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа гражданского воздушного судна при условии, что другие члены летного экипажа гражданского воздушного судна являются гражданами Российской Федерации;

2) заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна.

Экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав экипажа определяется в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации. Полет воздушного судна при неполном составе экипажа запрещается.

Экипаж воздушного судна, управление которым в полете обеспечивается одним пилотом и не требует на борту других членов экипажа, состоит из командира воздушного судна. Минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты. В состав экипажа гражданских воздушных судов Российской Федерации могут входить лишь граждане Российской Федерации. Изъятия из этого правила могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ. Лица, входящие в состав экипажа, в соответствии с занимаемой должностью должны:

— иметь специальную подготовку и знать авиационную технику в объеме предъявляемых к ним требований;

— знать требования Воздушного кодекса РФ и иные положения, закрепленные законодательно и в специальных инструктивных материалах.

Члены экипажа воздушного судна по состоянию здоровья должны соответствовать установленным требованиям. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями гражданской авиации. Экипаж воздушного судна должен пройти подготовку к полетам на судне данного типа.

Командиром воздушного судна может быть только лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовленность и опыт, необходимые для самостоятельного пилотирования и управления воздушным судном данного типа.

Командир воздушного судна руководит всей деятельностью экипажа, а в случае вынужденной посадки — и действиями всех лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий компетентным органам, обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил полета и эксплуатации судна. Распоряжения командира воздушного судна должны беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися на борту.

В зависимости от специальности, уровня подготовленности и опыта работы лицам летного состава, а также другим лицам авиационного персонала присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство. Члены экипажа при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты по установленной форме, иметь при себе действующее свидетельство и предъявлять его по требованию уполномоченных должностных лиц.

Командир воздушного судна подчиняется командиру своего подразделения и вышестоящим командирам (начальникам), а в аэропортах вне базы также командиру авиапредприятия (начальнику аэропорта) или лицу, его заменяющему.

Второй пилот подчиняется командиру воздушного судна и вышестоящим прямым командирам (начальникам) и обязан:

— владеть техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета в случае, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или другим причинам не может в полете выполнять свои обязанности;

— соблюдать предполетный отдых;

— уметь анализировать и правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при подготовке к полетам и в полете;

— отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя или не уверен в безопасности его выполнения;

— в полном объеме готовиться к полету;

— контролировать в соответствии с РЛЭ и технологией работы экипажа состояние и готовность воздушного судна, правильность его загрузки;

— проверять перед вылетом закрытие аварийных и грузовых люков, заправочных горловин, закрывать двери фюзеляжа на воздушных судах, где это вменено второму пилоту в обязанность;

— знать и соблюдать правила осмотрительности, фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи;

— своевременно докладывать в полете командиру воздушного судна о всех отклонениях и неисправностях в работе авиационной техники и оборудования воздушного судна и давать предложения по их устранению;

— проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;

— принимать решение и действовать в соответствии со сложившейся в полете обстановкой, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или другим причинам не может выполнять свои обязанности;

— выполнять в соответствии с РЛЭ уход на второй круг с высоты принятия решения, если к этому моменту командиром воздушного судна не было принято и не сообщено экипажу решение о выполнении посадки или об уходе на второй круг;

— осмотреть в соответствии с РЛЭ воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку и доложить командиру воздушного судна свои замечания.

Второй пилот имеет право:

— управлять воздушным судном на всех этапах полета после прохождения соответствующей подготовки и с разрешения командира воздушного судна;

— применять в полете права командира воздушного судна в случае, когда командир по состоянию здоровья или по другим причинам не может выполнять свои обязанности и второй пилот взял выполнение этих обязанностей на себя.

Второй пилот несет ответственность за:

— выполнение требований законодательства и инструктивных материалов;

— размещение и крепление загрузки с соблюдением установленной центровки воздушного судна и полетной массы (в соответствии с его обязанностями, определяемыми РЛЭ и технологией работы экипажа);

— осмотрительность на рулении и в полете;

— своевременность и правильность своих действий на высоте, принятия решения наравне с командиром воздушного судна;

— выдерживание параметров полета, заданных ему командиром воздушного судна;

— безопасный исход полета при пилотировании воздушного судна по разрешению командира воздушного судна и в случае, когда командир по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности в полете.

Штурман подчиняется командиру воздушного судна и вышестоящим прямым командирам (начальникам). Штурман обязан:

— знать приборное и навигационное оборудование воздушного судна, методы применения навигационных средств и обеспечивать самолетовождение по установленным маршрутам и схемам полета;

— знать и соблюдать правила хранения и обращения с документами аэронавигационной информации и полетными топокартами;

— подбирать необходимую справочную документацию, лично подготавливать полетные карты;

— соблюдать предполетный отдых;

— уметь анализировать и правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при подготовке к полету и в полете;

— отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя или не уверен в безопасности его выполнения;

— в полном объеме выполнять штурманскую подготовку к полету;

— контролировать состояние и готовность приборного и навигационного оборудования воздушного судна и эксплуатировать его в соответствии с РЛЭ;

— знать и соблюдать правила осмотрительности, фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи;

— своевременно докладывать в полете командиру воздушного судна о всех отклонениях и неисправностях и давать предложения по их устранению;

— проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности, сохранности судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;

— осмотреть в соответствии с РЛЭ воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку и доложить командиру воздушного судна свои замечания.

Штурман имеет право:

— требовать от специалистов инженерно-авиационной службы устранения обнаруженных неисправностей приборного и навигационного оборудования воздушного судна;

— заказывать работу наземных радионавигационных средств для целей самолетовождения.

Штурман несет ответственность за:

— выполнение требований законодательства, касающихся его деятельности;

— штурманскую подготовку к полету;

— прием в исправном состоянии навигационного оборудования и наличие штурманского снаряжения на борту воздушного судна;

— наличие на борту воздушного судна подготовленных полетных карт, справочных данных, штурманской документации и документов аэронавигационной информации, необходимых для выполнения полета;

— соблюдение правил использования воздушного пространства и точность самолетовождения.

Бортинженер (бортмеханик) подчиняется командиру воздушного судна и вышестоящим прямым командирам (начальникам). Бортинженер (бортмеханик) обязан:

— знать инструкцию и выполнять правила эксплуатации воздушного судна;

— соблюдать предполетный отдых;

— отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя или не уверен в безопасности его выполнения;

— принимать участие в подготовке воздушного судна к полету и контролировать его готовность в соответствии с РЛЭ;

— проверять перед вылетом закрытие заправочных горловин, аварийных и грузовых люков и дверей фюзеляжа;

— уметь устранять в полете появившиеся и доступные для устранения неисправности авиационной техники;

— выполнять своевременно команды командира воздушного судна по управлению двигателями и системами воздушного судна;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о всех отклонениях и неисправностях и давать предложения по их устранению;

— проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности, сохранности судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;

— осмотреть воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку и доложить командиру воздушного судна свои замечания;

— оформить документацию, записать замечания по работе авиационной техники и результатам осмотра, передать воздушное судно в установленном порядке.

Бортинженер (бортмеханик) имеет право требовать от специалистов инженерно-авиационной службы устранения обнаруженных неисправностей.

Бортинженер (бортмеханик) несет ответственность за:

— прием воздушного судна в исправном и подготовленном для полета состоянии;

— соблюдение правил эксплуатации воздушного судна на земле и в полете;

— закрытие заправочных горловин, аварийных и грузовых люков, дверей фюзеляжа;

— наличие на борту установленной судовой документации, аварийно-спасательных средств, необходимого для полета количества топлива, масла, жидкостей и газов;

— своевременную информацию командира воздушного судна о неисправностях авиационной техники.

Бортрадист подчиняется командиру воздушного судна и вышестоящим прямым командирам (начальникам).

Бортрадист обязан:

— знать и уметь эксплуатировать электро-, радио- и светотехническое оборудование воздушного судна, обеспечивать работу бортовых радиосредств и двустороннюю радиосвязь;

— соблюдать предполетный отдых;

— отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя или не уверен в безопасности его выполнения;

— в полном объеме готовиться к полету;

— контролировать состояние и готовность электро-, радио- и светотехнического оборудования воздушного судна;

— знать и соблюдать фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи, своевременно передавать командиру воздушного судна указания органов УВД и метеорологическую информацию;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о всех отклонениях и неисправностях и давать предложения по их устранению;

— проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности, сохранности судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;

— осмотреть воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку и доложить командиру воздушного судна свои замечания.

Бортрадист имеет право требовать от специалистов инженерно-авиационной службы устранения обнаруженных неисправностей электро-, радио- и светотехнического оборудования воздушного судна. Бортрадист несет ответственность за:

— обеспечение надежной работы бортовых радиосредств в полете и поддержание устойчивой двусторонней связи;

— точность и своевременность принятых диспетчерских указаний, метеорологической и другой информации и сообщений, передаваемых с борта воздушного судна.

Бортпроводник воздушного судна при выполнении задания на полет подчиняется командиру воздушного судна. Бортпроводник обязан:

— знать и контролировать состояние аварийно-спасательного и бытового оборудования воздушного судна и надлежащим образом эксплуатировать его;

— соблюдать предполетный отдых;

— контролировать количество и размещение загрузки на воздушном судне;

— контролировать санитарное состояние воздушного судна, поддерживать чистоту и порядок в пассажирских салонах и на рабочем месте;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о неисправностях бытового оборудования;

— обеспечивать соблюдение пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, своевременно информировать командира воздушного судна о всех нарушениях этих правил;

— проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности;

— доложить по окончании полета командиру воздушного судна свои замечания и получить оценку своей работы.

Бортпроводник имеет право:

— требовать от работников наземных служб устранения обнаруженных недостатков;

— требовать от пассажиров, находящихся на борту воздушного судна, пунктуального выполнения правил поведения на судне.

Бортпроводник несет ответственность за:

— выполнение требований законодательства и других нормативных документов в части, его касающейся;

— принятие мер по соблюдению пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, предупреждению курения в полете;

— своевременную информацию командира воздушного судна о нарушении пассажирами правил поведения.

Бортоператор при выполнении задания на полет подчиняется командиру воздушного судна. Бортоператор обязан:

— знать оборудование грузовой кабины (багажных отсеков) воздушного судна и эксплуатировать его в соответствии с предъявляемыми требованиями, знать правила загрузки, размещения и крепления грузов, порядок оформления необходимой документации;

— соблюдать предполетный отдых;

— контролировать в соответствии с перевозочными документами и центровочным графиком наличие, размещение и крепление грузов и исправность их упаковки;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о неисправностях оборудования;

— принимать меры по обеспечению сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов;

— доложить по окончании полета командиру воздушного судна свои замечания и получить оценку своей работы.

Бортоператор имеет право:

— требовать от специалистов инженерно-авиационной службы устранения неисправностей оборудования грузовой кабины (багажных отсеков) воздушного судна;

— требовать от работников службы организации перевозок размещения и крепления грузов в соответствии с центровочным графиком, устранения нарушений в упаковке грузов.

Бортоператор несет ответственность за:

— выполнение требований законодательства в части, его касающейся;

— наличие, размещение и крепление грузов в соответствии с перевозочными документами и центровочным графиком.

Летчики-наблюдатели, бортоператоры, выполняющие специальные работы, а также другие специалисты, включенные в состав экипажа, подчиняются командиру воздушного судна и выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.

В состав экипажа могут быть включены стажеры, но не более одного человека, из числа лиц летного состава. Стажер подчиняется командиру воздушного судна, вышестоящим прямым командирам (начальникам) и члену экипажа, непосредственно занимающемуся его стажировкой. При подготовке к полету и в полете стажер выполняет функциональные обязанности члена экипажа, в должности которого он стажируется и чье рабочее место занимает.

Стажер по согласованию с командиром воздушного судна пользуется правами члена экипажа, в должности которого он стажируется, и в пределах, предоставленных ему лицом, занимающимся непосредственно его стажировкой. Ответственность за своевременность, полноту и правильность выполнения функциональных обязанностей и принимаемых стажером решений возлагается на члена экипажа, непосредственно занимающегося его стажировкой.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 <*> утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации. В зависимости от выучки и профессионального мастерства летного состава, уровня подготовки, а также качества летного обучения курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений профессионального образования в государственной авиации устанавливаются следующие квалификационные категории:

———————————

<*> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2312.

а) летчик (штурман) третьего класса;

б) летчик (штурман) второго класса;

в) летчик (штурман) первого класса;

г) летчик (штурман) — снайпер;

д) летчик (штурман) — инструктор третьего класса;

е) летчик (штурман) — инструктор второго класса;

ж) летчик (штурман) — инструктор первого класса;

з) бортовой специалист третьего класса;

и) бортовой специалист второго класса;

к) бортовой специалист первого класса;

л) бортовой специалист-мастер.

При присвоении квалификационных категорий летному составу выдаются квалификационные свидетельства (вносятся изменения в квалификационные свидетельства) и нагрудные знаки классности установленного образца.

Присвоение, снижение или лишение квалификационных категорий осуществляется Центральной квалификационной комиссией летного состава государственной авиации при Министерстве обороны РФ (далее — комиссия), которая состоит из 30 человек, в том числе 19 военнослужащих и 6 лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, 1 военнослужащий внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, 1 военнослужащий войск гражданской обороны и 3 военнослужащих войск Пограничной службы РФ, в пределах численности, установленной для указанных войск. Порядок определения квалификации летного состава, требования, предъявляемые к летному составу, образцы квалификационных свидетельств и нагрудных знаков классности устанавливаются Министром обороны РФ и по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими государственную авиацию.

Военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности увеличиваются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и средств организаций в следующем размере:

а) летчик (штурман) второго класса, летчик (штурман) — инструктор второго класса — на 20%;

б) летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) — инструктор первого класса — на 30%;

в) летчик (штурман) — снайпер — на 40%;

г) бортовой специалист второго класса — на 10%;

д) бортовой специалист первого класса — на 20%;

е) бортовой специалист-мастер — на 30%.

В соответствии с Приказом Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ГТК РФ, ФСБ установленное Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 увеличение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях, отнесенных по учету к специальностям других членов экипажей воздушных судов в порядке, предусмотренном для летчиков и штурманов, выплачивается с даты присвоения (подтверждения) им соответствующих квалификационных категорий бортовых специалистов воздушных судов. До возникновения указанного права им сохраняются соответствующие размеры и порядок выплат денежного вознаграждения за присвоенную ранее квалификацию.

При исчислении надбавок, доплат, вознаграждений, пособий и других дополнительных выплат, в том числе единовременного характера, а также пенсий военнослужащим и работникам (сотрудникам), имеющим право на получение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям с увеличением в зависимости от присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, в расчет принимаются оклады по воинским (занимаемым, штатным) должностям с этим увеличением.

Военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях летного состава в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где к их окладам установлены коэффициенты (повышения) за службу в указанных районах и местностях, предусмотренное для летного состава государственной авиации увеличение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям за квалификационные категории исчисляется от окладов без учета коэффициентов (повышения) за службу в этих районах и местностях.

Гражданам, уволенным с военной и иной государственной службы и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения летному составу окладов за присвоенные квалификационные категории, перерасчеты ранее назначенных пенсий осуществляются на основании их заявлений в военные комиссариаты по месту жительства и при представлении данных о присвоении соответствующей квалификации, заверенных в установленном порядке (выписка из приказа, личного дела или летной книжки).

Квалификация летного состава определяется комиссией, а также постоянно действующими квалификационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию. Для обеспечения единого подхода при решении задач по определению квалификации летного состава государственной авиации при руководителе комиссии образуется внештатный координационный совет, в состав которого входят председатели квалификационных комиссий федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию. Основными задачами комиссии являются:

1) организация работы по определению квалификации летного состава государственной авиации, проведение выборочных проверок при присвоении квалификационных категорий и проверок их соответствия;

2) контроль за выполнением требований при присвоении летному составу квалификационных категорий и соблюдением порядка материального стимулирования его профессиональной подготовки;

3) обеспечение применения единых правил и методики определения квалификации летного состава государственной авиации в федеральных органах исполнительной власти и организациях, имеющих государственную авиацию;

4) разработка проектов нормативных и методических документов по определению квалификации летного состава государственной авиации, проектов приказов о присвоении, снижении или лишении квалификационных категорий;

5) организация деятельности квалификационных комиссий федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию, проведение мероприятий по подготовке председателей этих комиссий и проверка их работы;

6) взаимодействие с квалификационными комиссиями других видов авиации по специальным вопросам, анализ уровня подготовки летного состава государственной авиации, представляемого этими комиссиями к присвоению квалификационных категорий;

7) ведение учета присвоения квалификационных категорий, анализ результатов и подготовка предложений по совершенствованию порядка определения квалификации летного состава государственной авиации;

8) разработка образцов нагрудных знаков классности, квалификационных свидетельств летного состава, бланков и учетно-отчетной документации;

9) рассмотрение обращений и жалоб по вопросам определения квалификации летного состава государственной авиации.

Для оперативного решения указанных задач члены комиссии имеют право выполнять полеты на воздушных судах федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию, для чего обеспечиваются необходимыми служебными документами этих органов и организаций.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции второго пилота, образец 2023 года. Должностная инструкция второго пилота должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности второго пилота, права второго пилота, ответственность второго пилота.

Должностная инструкция второго пилота относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта«.

В должностной инструкции второго пилота должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности второго пилота

1) Должностные обязанности. Осуществляет подготовку к полетам с учетом особенностей полетного задания, метеоусловий и орнитологической обстановки в районах взлета, посадки воздушных судов и маршрута их полетов. Получает разрешение на пролет над территорией иностранных государств. Осуществляет подбор и изучение полетной документации, ознакомление с ограничениями полета по трассе. Информирует членов экипажа обо всех ограничениях, касающихся предстоящего полета. Изучает план полета или чартерный график, стандартные маршруты входа и выхода на второй круг, схемы захода на посадку, правила полетов в зоне ожидания, безопасные высоты в районе аэродрома. Осуществляет проверку исправности пилотажно-навигационного оборудования, выбор и расчет «трека». Докладывает командиру воздушного судна о готовности к выполнению полета. Выполняет: полет с автоматическим приземлением и уходом на второй круг воздушных судов на аэродромах с курсоглиссадной системой; уходы на второй круг в автоматическом или ручном режиме при различных отказах автоматической системы; своевременное обнаружение отказов автоматической системы и обеспечивает правильную последовательность действий при их появлении на различных этапах захода на посадку. Своевременно принимает решения о посадке, устранении бокового отклонения, уходе на второй круг в сложных метеоусловиях, при отклонениях параметров полета от нормативного процесса. При отсутствии в составе летного отряда штурмана осуществляет: прослушивание эфира, настройку и прослушивание позывных радиотехнических средств; контроль соблюдения режима выполнения полета (курс, высота полета, скорость); контроль за расходом топлива; текущее программирование маршрута полета воздушного судна; комплексное применение инерциальных, спутниковых навигационных систем и наземных радиотехнических систем навигации для выполнения полета по заданной траектории с требуемой точностью и в заданное время; определение ошибок бортовых навигационных систем, выявление их неисправностей и выполнение соответствующих процедур при полной или частичной потере навигационной способности воздушных судов; контроль порядка и последовательности комплексного использования бортового навигационного комплекса, бортового вычислителя; определение и применение соответствующего порядка действий при частичной неисправности навигационного оборудования воздушных судов, не позволяющей выполнять полет по «треку»; обеспечение полета по измененному маршруту. Участвует в проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.

Второй пилот должен знать

2) Второй пилот при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта; нормативные и методические документы, регламентирующие летную и учебно-тренировочную работу; материальную часть эксплуатируемого типа воздушного судна; теорию и технику самолетовождения; методы повышения квалификации и совершенствования мастерства летного состава; устройства и правила использования наземных средств обеспечения полетов; руководство по поиску и спасанию; наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации второго пилота

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное (летное) образование и стаж летной работы не менее 2 лет.

Должностная инструкция второго пилота — образец 2023 года. Должностные обязанности второго пилота, права второго пилота, ответственность второго пилота.

Профстандарт «Пилот коммерческих воздушных перевозок»

11 февраля 2020 года / РСПП / Aviation EXplorer

Разработан проект профессионального стандарта «Пилот коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации»

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2020 г. №___

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 
Пилот коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации

 

Содержание

I. Общие сведения. 1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт  (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций. 3
3.1. Обобщенная трудовая функция «Летная эксплуатация пилотируемого гражданского воздушного судна». 3
3.2. Обобщенная трудовая функция «Летная эксплуатация пилотируемого гражданского воздушного судна при требовании наличия в составе члена летного экипажа второго пилота». 7
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта. 11

I. Общие сведения

 

Летная эксплуатация пилотируемых гражданских воздушных судов
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

 

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Безопасное управление воздушным судном гражданской авиации в соответствии с установленными процедурами контроля и эксплуатации для коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации

 

Группа занятий:

3153 Пилоты воздушных судов и специалисты родственных занятий
(код ОКЗ[1]) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

 

Отнесение к видам экономической деятельности:

51.10 Деятельность пассажирского воздушного транспорта
51.21 Деятельность грузового воздушного транспорта
(код ОКВЭД[2]) (наименование вида экономической деятельности)

 

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Летная эксплуатация пилотируемого гражданского воздушного судна 6 Подготовка пилотируемого гражданского воздушного судна к полету A/01.
Управление пилотируемым гражданским воздушным судном A/02.
Обеспечение на требуемом уровне безопасности полета A/03.
Обеспечение авиационной (транспортной) безопасности на борту гражданского воздушного судна A/04.
Управление работой экипажа, пилотируемого гражданского воздушного судна A/05.
B Летная эксплуатация пилотируемого гражданского воздушного судна при требовании наличия в составе члена летного экипажа второго пилота 6 Выполнение действий по летной эксплуатации пилотируемого гражданского воздушного судна при выполнении полета B/01.
Выполнение действий командира гражданского воздушного судна в случае его отсутствия на рабочем месте или неспособности выполнять свои обязанности по каким-либо причинам B/02.
Выполнение действий командира гражданского воздушного судна под наблюдением B/03.

 

 

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

 

3.1. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование Летная эксплуатация пилотируемого гражданского воздушного судна Код A Уровень квалификации 6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий Командир гражданского воздушного судна
Командир воздушного судна
Командир корабля
Пилот воздушного судна
Пилот пилотируемого воздушного судна

 

Требования к образованию и обучению Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата или образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы Налет в качестве пилота не менее 1500 часов при выполнении функции командира турбовинтового или турбореактивного воздушного судна, требующего наличия второго пилота [3]
Выполнить не менее трех взлетов и трех посадок на воздушном судне того же типа (класса) или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа (класса).[4]
При перевозке на борту воздушного судна людей ночью в течение предыдущих шести месяцев выполнить не менее трех взлетов и трех посадок ночью на воздушном судне того же типа или в течение предыдущих двенадцати месяцев выполнить не менее шести взлетов и шести посадок ночью на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа.[5]
При полетах по правилам полетов по приборам или в случае, если погодные условия не соответствуют правилам визуальных полетов, в течение предыдущих шести месяцев выполнить, как минимум, шесть заходов по приборам в фактических или имитируемых условиях полетов по приборам на воздушном судне того же вида или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же вида; или
пройти квалификационную проверку пилотом-инструктором на воздушном судне соответствующего вида или на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же вида, включающую выполнение схем полета и маневров, указанных в подпункте «д» пункта 7.1 Федеральных авиационных правил №147.[6]
Особые условия допуска к работе Наличие действующего свидетельства коммерческого пилота (самолет, вертолет) с соответствующими квалификационными отметками или действующего свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет) с соответствующими квалификационными отметками[7]
Действующее медицинское заключение[8]
Английский язык на уровне требуемом международными правилами
Другие характеристики

 

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 3153 Пилоты воздушных судов и специалисты родственных занятий
ЕКС[9]

ОКПДТР[10] 23431 Командир воздушного судна
ОКСО[11] 25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов
25.03.03 Аэронавигация

3.1.1. Трудовая функция

 

Наименование Подготовка пилотируемого гражданского воздушного судна к полету Код A/01. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия Осмотр воздушного судна
Проверка комплектации воздушного судна
Оформление форм предполетной подготовки
Необходимые умения Выявлять внешние повреждения воздушного судна при осмотре
Выявлять несоответствие комплектации воздушного судна нормативным актам
Заполнять в соответствии с нормативными документами формы предполетной подготовки
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Правила транспортной и авиационной безопасности
Требования к комплектации воздушного судна
Требования к оформлению предполетной документации
Требования к внешнему состоянию воздушных судов
Другие характеристики

 

3.1.2. Трудовая функция

 

Наименование Управление пилотируемым гражданским воздушным судном Код A/02. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 
 

Трудовые действия Выполнение процедур руления для выполнения взлета
Взлет воздушного судна с соблюдением установленных процедур
Полет по маршруту
Посадка воздушного судна с соблюдением установленных процедур
Выполнение процедур руления для установки воздушного судна на стоянку
Установка воздушного судна на стоянку
Взаимодействие с соответствующими органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в части планирования предстоящего полёта и движения воздушного судна по лётному полю аэродрома
Необходимые умения Управлять воздушным судном в пределах ограничений его летно-технических характеристик, включая управление с автопилотом, работающим в режиме, соответствующем этапу полета
Применять знания в области аэронавигации (самолетовождения)
Осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение схемы полета или маневра
Вести радиообмен
Выполнять полеты по правилам полетов по приборам, включая полеты с имитацией отказа двигателя
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Принципы эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования
Конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна
Основы полета
Влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики и характеристики управляемости воздушного судна, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки)
Правила ведения связи и фразеологии радиообмена при выполнении полетов
Правила руления и стоянки воздушного судна
Правила обслуживания воздушного движения
Правила использования навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки
Руководство по производству полетов
Другие характеристики

 

3.1.3. Трудовая функция

 

Наименование Обеспечение на требуемом уровне безопасности полета Код A/03. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 
 

Трудовые действия Оценка рисков фактических и потенциальный угроз для безопасного полета
Принятие решения о начале, продолжении, отклонении, прекращении полета
Оценка метеорологической и аэронавигационной обстановки при принятии решения на вылет и в полете для обеспечения безопасности полета
Выполнение вынужденной посадки, в том числе и вне аэродрома, в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде
Слив топлива в полете, если это необходимо для обеспечения безопасности полета гражданского воздушного судна и его посадки
Сброс багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета гражданского воздушного судна и его посадки
Руководство действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов
Выполнение периодической летной подготовки на тренажерном устройстве
Необходимые умения Распознавать факторы угроз и ошибок
Контролировать факторы угроз и ошибок
Распознавать неисправности оборудования систем соответствующих воздушных судов
Применять сведения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, кодов и сокращений
Выполнять процедуры по сливу топлива в полете
Применять правила передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов
Выполнять процедуры сброса багажа, груза и почты
Распознавать обледенения на конструкциях воздушного судна
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Руководство по управлению безопасностью полетов
Руководство по производству полетов
Правила летной подготовки на тренажерном устройстве
Правила получения и использования метеорологической информации перед полетом и во время полета
Особые и аварийные процедуры и маневры
Правила передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов
Другие характеристики

3.1.4. Трудовая функция

 

Наименование Обеспечение авиационной (транспортной) безопасности на борту гражданского воздушного судна Код A/04. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 
 

Трудовые действия Проведение предполетного досмотра лиц и объектов при отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности
Выполнение предписанных законодательством действий, в случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области гражданской авиации
Применение мер, в том числе меры принуждения в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и(или)отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна
Необходимые умения Осуществлять предполетный досмотр лиц и объектов при посадке в воздушное судно
Вести радиообмен в ситуации совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области гражданской авиации
Применять меры в том числе меры принуждения в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и(или)отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Правила транспортной и авиационной безопасности
Правила радиообмена в ситуации акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
Правила проведения предполетного досмотра командиром воздушного судна
Правила по применению мер принуждения в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и(или)отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна
Другие характеристики

3.1.5. Трудовая функция

 

Наименование Управление работой экипажа, пилотируемого гражданского воздушного судна Код A/05. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 
 

Трудовые действия Обеспечение выполнения членами экипажа воздушного судна предписаний карт контрольных проверок
Контроль режима работы и отдыха членов экипажа
Проведение разбора полета (полетов) в экипаже
Руководство предполетной подготовкой летного экипажа
Наблюдение за выполнением действий командира гражданского воздушного судна вторым пилотом
Контроль в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна и технологиями работы экипажа состояния и готовности гражданского воздушного судна, правильность его загрузки по перевозочной документации
Отстранение от выполнения полетного задания любого члена экипажа, если, по его мнению, имеются признаки утомления или болезни, препятствующие выполнению экипажем своих должностных обязанностей, или член экипажа находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Необходимые умения Выявлять у членов летного экипажа признаки утомления, болезни, алкогольного или наркотического опьянения
Применять правила по проведению разбора полета (полетов) в экипаже
Применять процедуры отстранения любого члена экипажа от полетного задания
Применять методики наблюдения за выполнением действий командира гражданского воздушного судна вторым пилотом, приемлемой для уполномоченного органа по выдаче свидетельств.
Управлять предполетной подготовкой летного экипажа
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Карты контрольных проверок
Регламент отстранения членов экипажа от полета
Требования к режиму работы и отдыха членов экипажа
Методика наблюдения за выполнением действий командира гражданского воздушного судна вторым пилотом, приемлемой для уполномоченного органа по выдаче свидетельств.
Руководство по производству полетов
Технологии работы членов экипажа
Другие характеристики

3.2. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование Летная эксплуатация пилотируемого гражданского воздушного судна при требовании наличия в составе члена летного экипажа второго пилота Код B Уровень квалификации 6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий Второй пилот

 

Требования к образованию и обучению Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата или образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы Выполнить не менее трех взлетов и трех посадок на воздушном судне того же типа (класса) или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа (класса)
Особые условия допуска к работе Наличие действующего свидетельства коммерческого пилота (самолет, вертолет) с соответствующими квалификационными отметками или действующего свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет) с соответствующими квалификационными отметками
Действующее медицинское заключение
Английский язык на уровне требуемом международными правилами
Другие характеристики

 

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 3153 Пилоты воздушных судов и специалисты родственных занятий
ЕКС

ОКПДТР
ОКСО
23431 Командир воздушного судна
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов

3.2.1. Трудовая функция

 

Наименование Выполнение действий летной эксплуатации пилотируемого гражданского воздушного судна при выполнении полета Код B/01. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия Выполнение указаний командира гражданского воздушного судна
Управление гражданским воздушным судном на всех этапах полета с разрешения командира гражданского воздушного судна
Контроль правильности загрузки воздушного судна
Доклад в полете командиру гражданского воздушного судна обо всех отклонениях и неисправностях в работе авиатехники и оборудования воздушного судна
Применение по указанию (разрешению) командира гражданского воздушного судна мер по обеспечению безопасности пассажиров, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации
Необходимые умения  Управлять гражданским воздушным судном на всех этапах полета
Выявлять несоответствия при загрузке воздушного судна
Выявлять отклонения и неисправности в работе авиатехники и оборудования воздушного судна
Информировать в полете командира гражданского воздушного судна обо всех отклонениях и неисправностях в работе авиатехники и оборудования воздушного судна
Применять меры по обеспечению безопасности пассажиров, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Правила загрузки и центровки воздушного судна
Правила взаимодействия с членами летного экипажа и кабинного экипажа
Правила использования навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки
Принципы эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования
Конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна
Основы полета
Влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики и характеристики управляемости воздушного судна, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки)
Фразеологию радиообмена
Правила ведения радиосвязи
Руководство по управлению безопасностью полетов
Руководство по производству полетов
Руководство по эксплуатации воздушного судна
Другие характеристики

3.2.2. Трудовая функция

 

Наименование Выполнение действий командира гражданского воздушного судна в случае его отсутствия на рабочем месте или неспособности выполнять свои обязанности по каким-либо причинам Код B/02. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия Принятие решений в соответствии со сложившейся в полете обстановкой
Принятие управления воздушного судна на себя в случае, когда командир гражданского воздушного судна по состоянию здоровья или по другим причинам не может исполнять свои обязанности
Выполнение в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна ухода на второй круг, если к этому моменту командиром гражданского воздушного судна не было принято и не сообщено экипажу решение о выполнении посадки или об уходе на второй круг
Применение мер по обеспечению безопасности пассажиров, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации
Необходимые умения  Управлять воздушным судном в пределах ограничений его летно-технических характеристик, включая управление с автопилотом, работающим в режиме, соответствующем этапу полета
Распознавать факторы, когда командир гражданского воздушного судна по состоянию здоровья или по другим причинам не может исполнять свои обязанности
Применять знания в области аэронавигации (самолетовождения)
Применять правила ухода на второй круг
Осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение схемы полета или маневра
Применение по обеспечению безопасности пассажиров, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации
Вести радиообмен
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Правила ухода на второй круг
Правила взаимодействия с членами летного экипажа и кабинного экипажа
Правила обслуживания воздушного движения
Правила использования навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки
Принципы эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования
Конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна
Основы полета
Руководство по лётной эксплуатации воздушного судна
Руководство по управлению безопасностью полетов
Руководство по производству полетов
Действия командира воздушного судна
Фразеологию радиообмена
Правила ведения радиосвязи
Другие характеристики

3.2.3. Трудовая функция

 

Наименование Выполнение действий командира гражданского воздушного судна под наблюдением Код B/02. Уровень (подуровень) квалификации

 

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия Выполнение процедур руления для выполнения взлета под наблюдением командира воздушного судна
Взлет воздушного судна с соблюдением установленных процедур под наблюдением командира воздушного судна
Полет по маршруту под наблюдением командира воздушного судна
Посадка воздушного судна с соблюдением установленных процедур под наблюдением командира воздушного судна
Выполнение процедур руления для установки воздушного судна на стоянку под наблюдением командира воздушного судна
Установка воздушного судна на стоянку под наблюдением командира воздушного судна
Взаимодействие с соответствующими органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в части планирования предстоящего полёта и движения воздушного судна лётному полю аэродрома под наблюдением командира воздушного судна
Необходимые умения  Управлять воздушным судном в пределах ограничений его летно-технических характеристик, включая управление с автопилотом, работающим в режиме, соответствующем этапу полета
Применять знания в области аэронавигации (самолетовождения)
Осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение схемы полета или маневра
Вести радиообмен
Выполнять полеты по правилам полетов по приборам, включая полеты с имитацией отказа двигателя
Необходимые знания Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
Правила загрузки и центровки воздушного судна
Правила взаимодействия с членами летного экипажа и кабинного экипажа
Правила обслуживания воздушного движения
Правила использования навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки
Принципы эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования
Конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна
Основы полета
Влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики и характеристики управляемости воздушного судна, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки)
Фразеологию радиообмена
Правила ведения радиосвязи
Правила руления и стоянки воздушного судна
Руководство по управлению безопасностью полетов
Руководство по производству полетов
Руководство по эксплуатации воздушного судна
Правила выполнения действий командира гражданского воздушного судна под наблюдением
Другие характеристики

 

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

 

4.1. Ответственная организация-разработчик

ООР «Российский союз промышленников и предпринимателей», город Москва
Руководитель Подкомиссии по авиационной и космической деятельности Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре                                         Филёв Владислав Феликсович                           

 

4.2. Наименования организаций-разработчиков

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, город Москва
АО «Авиакомпания «Сибирь», город Новосибирск
ООО «Консалтинговая компания Авиаперсонал», город Москва

 

Автор проекта — подкомиссия по авиационной и космической деятельности РСПП


[1] Общероссийский классификатор занятий.

[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

[3] Федеральные авиационные правила №147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

[4] Федеральные авиационные правила №147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

[5] Федеральные авиационные правила №147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

[6] Федеральные авиационные правила №147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

[7] Федеральные авиационные правила №147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

[8] Федеральные авиационные правила №50 «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации».

[9] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» №32

[10] Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

[11] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
 


комментарии (5):

RR-navi Эксперт «Aviation EXplorer»      11/02/2020 [20:27:02] #1
При данном профстандарте получается что штурманы и бортинженеры тоже «Пилоты коммерческих воздушных перевозок»

С ув RR

Bumeranghc      12/02/2020 [10:15:38] #2
Вот я тут, значит, готовлюсь с коллегами к очередному этапу в освоении лётной профессии, всякие учебные хлопоты и тому подобное.

И что бы вы думали? Тут проект профессионального стандарта для пилота коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации в Российской Федерации подоспел.

Я не буду говорить про тьму оборотов с неочевидной грамотностью, запятые невпопад и проблему с падежами (sic! всё-таки сказал).

Но обращают на себя внимание так называемые «требования к образованию и обучению» этого стандарта. Там указано, что это «образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата или образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена».

И вот как хотите, так и читайте: диплом училища Росавиации вынь да положь, или просто диплом инженера-программиста сгодится? Ну а если лётчик лет 15 назад отучился даже в самом правильном (тм) училище, то он не бакалавром выпускался, а его диплом специалиста приравнивается к магистру… Вроде как, не проходит по профстандарту!

И где программы профпереподготовки? Килочасовик Костылев вопрошал, мы помним, про возможную программу реабилитации: «что будет с этими выпускниками через 2 года?»

И вижу я тут новую мину замедленного действия для вояк (не бакалавров), прошедших переподготовку или отучившихся за рубежом граждан Российской Федерации. У иностранцев, которые уже могут летать капитанами в России, конечно, никаких проблем с дипломами и прочей чепухой нет и не будет.

Igor M. Denisov      12/02/2020 [11:25:35] #3
Проект сырой.

Есть формальные недоработки. Но есть и концептуальные ошибки.

Крайне неудачное название стандарта: «Пилот коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиации».

Подобное название больше подходит к телесериалу («пилот международных авиалиний», например»).

Очевидно, по логике авторов, следующим стандартом будет «пилот авиации общего назначения».

Иначе, какому стандарту должен соответствовать пилот, работающий, например, по найму у эксплуатанта АОН?

А какому профессиональному стандарту должен соответствовать пилот-инструктор летного училища?

Кстати, согласно законодательству РФ, авиационные работы может выполнять пилот СВС. Т.е., он может получать зарплату, работая по найму у эксплуатанта АР.

Даже частный пилот, согласно ФАП-147, вправе работать у эксплуатанта АР.

Но в обсуждаемом проекте право на выполнение соответствующей трудовой функции имеют только обладатели свидетельства коммерческого или линейного пилота (самолет, вертолет).

Самолет, вертолет – это хорошо. А как быть с дирижаблем?

Видимо, в настоящее время авторы усиленно работают над следующим профессиональным стандартом (кстати, интересно будет посмотреть на его название).

Igor M. Denisov      12/02/2020 [11:26:32] #4
В разделе 3.1 в поле «Требования к опыту практической работы» авторы зачем-то выборочно переписывают положения ФАП-147.

Могу предположить, что переписывают для объема (чем толще, тем лучше?). Но это крайне не продуктивно. И, строго говоря, лишено смысла. Профстандарт не должен дублировать ФАПы до уровня «в течение предыдущих шести месяцев выполнить не менее трех взлетов …» и т.п.

А если буде принято изменение к ФАП, например «не мене двух взлетов»? Профстандарт придется менять?

Проекте упоминается раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта». Прошу авторов обратить внимание, что данный документ утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 24.01.2018 №33.

Но все вышеперечисленные замечания – это еще «цветочки».

А главная «ягодка» — требования к уровню образования.

Авторы пошли по ложному пути. Они пытаются в профессиональном стандарте в очередной раз зафиксировать противоречия между отмененным разделом ЕКС — с одной стороны, и ФАП-147, 273-ФЗ, международной практикой и здравым смыслом – с другой стороны.

Причем делают они эту «фиксацию» крайне неудачно.

Как минимум, авторы должны были упомянуть в проекте дополнительные профессиональные программы.

А как максимум, подготовить проект, учитывающий, что профессия «пилот» будет включена в перечень профессий, по которым осуществляется профессиональное обучение.

BoeingRider      12/02/2020 [15:33:22] #5
Если это делали для галочки — пусть будет, ну а если с практической целью — страшно подумать какой именно так как видно что эти люди явно далеки и от методической работы и от руководящей работы на местах.

Полное уродство, а не стандарт.



Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Главного пилота

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность главного пилота [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Главный пилот назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Главный пилот подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Главный пилот относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность главного пилота назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (летное) образование и стаж работы на командно-летных должностях не менее 3 лет.

1.6. Главный пилот отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Главный пилот должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития гражданской авиации;
  • нормативные и методические документы, регламентирующие летную работу;
  • правила организации работ по летной и технической эксплуатации авиационной техники и управления воздушным движением;
  • технологию и организацию авиационных перевозок и специальных применений авиации;
  • организацию, методику летной подготовки и обучения летного состава, организации воздушного транспорта;
  • руководство по поиску и спасанию;
  • наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Главный пилот в своей деятельности руководствуется:

  • государственными и отраслевыми стандартами;
  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия главного пилота (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Главный пилот выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Организует летную эксплуатацию воздушных судов, находящихся на балансе организации.

2.2. Координирует проведение всех видов профессиональной учебы и летно-методической подготовки командно-летного, инструкторского и летного состава, организации воздушного транспорта обеспечивает повышение уровня летной подготовки экипажей с учетом специфики работы в условиях чрезвычайных ситуаций.

2.3. Организует планирование и выполнение летной работы, обеспечение безопасности полетов.

2.4. Непосредственно проводит проверку летной работы руководящего, командно-летного и инструкторского состава организации воздушного транспорта.

2.5. Проводит послеполетные разборы с анализом ошибочных действий в полете членов экипажей, отклонений и нарушений в работе техники пилотирования.

2.6. Осуществляет контроль готовности к полетам командно-летного и инструкторского состава организации воздушного транспорта.

2.7. Организует регулярные тренировочные полеты, тренажерную подготовку членов экипажей, командно-летного и инструкторского состава организации воздушного транспорта.

2.8. Организует техническую подготовку летного состава, внедряет единую методику обучения и выполнения полетов.

2.9. Изучает и анализирует ограничения в эксплуатации воздушных судов и производстве полетов, разрабатывает предложения для их освоения в организации воздушного транспорта.

2.10. Участвует в проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.

В случае служебной необходимости главный пилот может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Главный пилот имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности главного пилота, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции главного пилота.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Главный пилот несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы главного пилота осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы главного пилота является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы главного пилота определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью главный пилот обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью главному пилоту для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Главному пилоту для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Должностная инструкция пилота авиакомпании

Опубликовано 2023-05-18 19:42 пользователем

Используйте этот шаблон описания вакансии пилота авиакомпании для привлечения и найма квалифицированных пилотов. Не стесняйтесь добавлять, удалять или изменять должностные обязанности и требования в зависимости от ваших потребностей.

Обязанности пилота авиакомпании включают:

  • Создание плана полета с учетом характеристик самолета, высоты и погодных условий
  • Проверка самолета перед каждым полетом (двигатели, радары, навигационные системы и т.д.)
  • Обеспечение того, чтобы вес груза не превышал ограничений самолета

Краткое описание работы

Мы ищем пилота авиакомпании для управления нашими самолетами на местных и международных, ближних и дальних рейсах.

Обязанности пилота авиакомпании включают проведение различных предполетных проверок операционных систем самолета, создание и корректировку планов полета и обеспечение безопасных взлетов и посадок. Чтобы рассматриваться на эту должность, вы должны быть лицензированным пилотом коммерческих авиалиний и иметь минимум 2 000 часов налета.

В конечном счете, вы будете нести общую ответственность за безопасность нашего экипажа и пассажиров.

Обязанности

  • Составлять план полета, учитывая характеристики самолета, высоту и погодные условия
  • Проверять самолет перед каждым полетом (двигатели, радары, навигационные системы и т.д.)
  • Следить за тем, чтобы вес груза не превышал ограничений самолета
  • Общение с авиадиспетчерами для обеспечения безопасного взлета и посадки самолета
  • Убедитесь, что самолет имеет достаточный запас топлива
  • Следить за приборами в кабине пилота, такими как высотомеры и указатели скорости, и сообщать о любых неисправностях
  • Регулярно проверять положение самолета, погодные условия и воздушное движение во время полета и при необходимости определять изменение маршрута
  • Работать в тесном контакте с бортпроводниками, чтобы обеспечить соблюдение правил безопасности всеми пассажирами во время нахождения на борту самолета
  • Заполнять отчеты о полете и состоянии самолета после приземления

Требования и навыки

  • Лицензия коммерческого пилота (CPL) и лицензия пилота воздушного транспорта (ATPL)
  • Не менее 2 000 часов летного времени
  • Отличное знание федеральных авиационных правил и процедур безопасности
  • Зрение 20/20 (или с возможностью коррекции до 20/20)
  • Хорошее суждение и способность быстро реагировать на опасность
  • навыки общения и сотрудничества
  • Внимание к деталям
  • Степень в области авиационной техники или в аналогичной области является преимуществом

Вид документа: 

  • Должностная инструкция

Ключевые слова: 

  • Должностные инструкции по туризму и путешествиям

Рубрика: 

  • Кадровое делопроизводство

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и полезное:

  • Должностная инструкция печатника флексографической печати
  • Должностная инструкция печатается с двух сторон или с одной
  • Должностная инструкция персонального водителя генерального директора
  • Должностная инструкция персонального ассистента генерального директора
  • Должностная инструкция персонала обслуживающего персонала

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии