ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ
1. Помощник следователя — должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе предварительного следствия и имеющее специальное звание.
2. На должность помощника следователя может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеющий образование не ниже общего среднего, способный по состоянию здоровья и моральным качествам служить в органах внутренних дел.
3. Назначение на должность и освобождение от должности помощника следователя осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел.
4. На помощника следователя распространяются все нормативно — правовые акты, регламентирующие прохождение службы и правовое положение сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации.
5. Лицо, назначенное на должность помощника следователя, проходит первоначальную подготовку в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по программе милиционеров с учетом примерного тематического плана переподготовки помощников следователей.
6. При положительной аттестации помощник следователя имеет преимущественное право на замещение в установленном порядке вакантной должности следователя в подразделении по месту прохождения службы.
7. Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия.
8. На помощника следователя возлагается осуществление технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений.
9. Помощнику следователя не разрешается выполнять поручения и действия процессуального характера.
10. В своей деятельности помощник следователя обязан строго соблюдать законность, действуя при этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами МВД России.
Приложение 23
к Приказу МВД России
от 4 января 1999 г. N 1
СХЕМА
ЕЖЕГОДНОЙ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ОРГАНОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРИ МВД, ГУВД, УВД СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД
РОССИИ <*>, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В СЛЕДСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ ПРИ МВД РОССИИ
———————————
<*> Органы предварительного следствия при УВД (ОВД) УРО МВД России представляют сведения по таблицам N 1, 2 непосредственно в УРО МВД России.
1. Ежегодная записка о результатах работы органов предварительного следствия является источником информации, необходимой для обобщения следственной практики и разработки мер по ее совершенствованию. Текстовая часть записки, излагаемая в произвольной форме (до 6 страниц машинописного текста), должна содержать краткую характеристику основных параметров следственной работы, анализ причин, приведших к снижению (повышению) эффективности функционирования органов предварительного следствия, а также вопросы, требующие законодательного, межведомственного и внутриведомственного организационного и нормативного регулирования.
2. Обязательного освещения требуют вопросы:
2.1. Соблюдения законности на предварительном следствии, в том числе при задержании, избрании меры пресечения, предъявлении обвинения; о чрезвычайных происшествиях среди сотрудников, количестве совершенных ими преступлений и результатах расследования дел в отношении сотрудников.
2.2. Возмещения материального ущерба, в том числе конфискации арестованного имущества и поступления реальных доходов в бюджет.
2.3. Участие следователей в работе межведомственных следственно — оперативных групп и Следственного комитета (количество и сроки).
2.4. Организации работы с сотрудниками, стоящими в резерве на выдвижение, и учебы личного состава.
2.5. Финансирования, включая выплату денежного довольствия по всем статьям и оплату процессуальной деятельности следователей.
3. Текстовая часть записки дополняется сведениями о структуре и штатах органов предварительного следствия (таблица N 1) и сведениями об их оснащенности научно — техническими средствами, а также условиях работы (таблица N 2).
4. К докладной записке:
4.1. Прилагается список уголовных дел, расследующихся более года, с указанием причин длительного расследования и перспективы окончания.
4.2. По усмотрению руководства МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России могут быть приложены справки по наиболее характерным уголовным делам, методические издания и иные документы, содержащие положительный опыт, тактику и методику раскрытия и расследования отдельных видов преступлений, а также копии обобщенных представлений об устранении причин и условий совершения особо тяжких преступных посягательств.
5. Срок поступления докладной записки в Следственный комитет при МВД Российской Федерации — 20 января.
Таблица 1
СВЕДЕНИЯ
О СТРУКТУРЕ И ШТАТАХ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
ПРИ МВД, ГУВД, УВД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД РОССИИ И ПОДЧИНЕННЫХ
ИМ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
N п/п |
Перечень должностей |
Штатная численность |
||||||
главное следствен- ное управ- ление (следствен- ное управ- ление, отдел) при МВД, ГУВД, УВД субъе- кта Феде- рации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России, УВД округа г. Москвы |
следст- венное управле- ние при УВД города с районным или иным админис- тративно — терри- ториаль- ным де- лением |
следст- венное управ- ление при УВД района, города, района в горо- де, ЛУВДТ |
следст- венный отдел при ГРОВД, ЛОВД, ОВД в ЗАТО, на ре- жимном объекте |
следст- венное отделе- ние при ГРОВД, ЛОВД, ОВД в ЗАТО, на ре- жимном объекте |
специали- зирован- ные, меж- террито- риальные (межрай- онные) следст- венные отделы (отделе- ния, группы) (указать линию работы) |
след- ствен- ные группы |
||
1. |
Начальник главного следственного управления (следст- венного управления, отдела) |
|||||||
2. |
Зам. начальника главного следствен- ного (следственного управления, отдела) |
|||||||
3. |
Начальники отделов |
|||||||
4. |
Зам. начальников отделов |
|||||||
5. |
Начальники отделе- ний |
|||||||
6. |
Зам. начальников отделений |
|||||||
7. |
Ст. следователи по особо важным делам |
|||||||
8. |
Следователи по особо важным делам |
|||||||
9. |
Старшие следователи |
|||||||
10. |
Следователи |
|||||||
11. |
Помощник следовате- ля |
|||||||
12. |
Технические работ- ники |
|||||||
13. |
Госслужащие |
Количество ГРОВД, ЛОВД, ОВД УРО МВД России, в которых по штату один следователь
Общая численность следственного аппарата на конец отчетного года по штату:
(в т.ч. содержащихся за счет средств местного бюджета — м/б)
начальствующего состава (в т.ч. м/б)
вольнонаемных (в т.ч. м/б)
госслужащих
укомплектовано:
начальствующего состава (в т.ч. м/б)
вольнонаемных (в т.ч. м/б)
госслужащих
Количество следователей, специализирующихся на расследовании уголовных дел:
— об экономических преступлениях
— об организованной преступности
— о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков
— о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия, взрывами
— о дорожно — транспортных происшествиях
— о пожарах
— о преступлениях несовершеннолетних
— иные формы специализации.
В течение года выбыло из следственного аппарата (всего):
в том числе уволено
из них по отрицательным мотивам
переведено в другие службы
назначено на должности руководителей органов внутренних дел
переведено в другие МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России.
Таблица 2
СВЕДЕНИЯ
ОБ ОСНАЩЕННОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
ПРИ МВД, ГУВД, УВД СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД РОССИИ И ПОДЧИНЕННЫХ ИМ
ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НАУЧНО —
ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И УСЛОВИЯХ РАБОТЫ
СЛЕДОВАТЕЛЕЙ (УКАЗЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИМЕЮЩИЕСЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННО В СЛЕДСТВЕННЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ)
┌───┬─────────────────────────────┬──────┬───────────┬───────────┐
│ N │ Наименование технических │Пос- │Наличие │Потребность│
│п/п│ средств │тупило│технических│в дополни- │
│ │ │(обо- │средств на │тельном вы-│
│ │ │рудо- │конец года │делении │
│ │ │вано) │(в % к та- │технических│
│ │ │за год│бельной по-│средств │
│ │ │ │ложенности)│ │
├───┼─────────────────────────────┼──────┼───────────┼───────────┤
│1. │Следственные чемоданы │ │ │ │
│2. │Фотоаппараты │ │ │ │
│3. │Магнитофоны │ │ │ │
│4. │Диктофоны носимые │ │ │ │
│5. │Видеомагнитофоны │ │ │ │
│6. │Компьютерная техника, персо- │ │ │ │
│ │нальные ЭВМ (с указанием типа│ │ │ │
│ │и марки) │ │ │ │
│7. │Множительная техника │ │ │ │
│8. │Пишущие машинки, в том числе │ │ │ │
│ │портативные │ │ │ │
│9. │Диктомашбюро │ │ │ │
│10.│Приборы для подшивки уголов- │ │ │ │
│ │ных дел │ │ │ │
│11.│Другие виды НТС │ │ │ │
│12.│Автомашины с водителем │ │ │ │
│13.│Автомашины без водителя │ │ │ │
│14.│Мотоциклы │ │ │ │
│15.│Количество служебных кабине- │ │ │ │
│ │тов (всех, с указанием их об-│ │ │ │
│ │щей площади) │ │ │ │
│ │в том числе: │ │ │ │
│ │по одному следственному │ │ │ │
│ │работнику │ │ │ │
│ │по два │ │ │ │
│ │по три и более │ │ │ │
│16.│Общее количество кабинетов │ │ │ │
│ │для допросов │ │ │ │
│ │в СИЗО │ │ │ │
│ │в ИВС │ │ │ │
└───┴─────────────────────────────┴──────┴───────────┴───────────┘
В течение года не использовали очередной отпуск ______________ следственных работников.
В течение года улучшены жилищные условия ____________________ следственным работникам. На конец года нуждаются в улучшении жилищных условий ____________ следственных работников, в том числе _________ не имеют жилплощади (живут в гостиницах, снимают частные квартиры и т.п.).
Примечание. К записке прилагается список уголовных дел, расследующихся более года, с указанием причин длительного расследования и перспективы окончания;
срок поступления докладной записки в Следственный комитет МВД Российской Федерации — 20 января;
по усмотрению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России к записке могут быть приложены справки по наиболее характерным уголовным делам, методические издания и иные документы, содержащие положительный опыт, тактику и методику раскрытия и расследования отдельных видов преступлений, а также копии обобщенных представлений об устранении причин и условий совершения особо тяжких преступных посягательств.
Приложение 24
к Приказу МВД России
от 4 января 1999 г. N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНФОРМАЦИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПРИ МВД РОССИИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ГЛАВНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ
УПРАВЛЕНИЙ (СЛЕДСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНИЙ, ОТДЕЛОВ)
ПРИ МВД, ГУВД, УВД СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, УВДТ, УВД (ОВД) УРО
МВД РОССИИ
┌───────┬──────────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────┐
│ N │ Виды преступлений │Перечень направляемой│Срок представления│
│ п/п │ │ информации │ │
├───────┴──────────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────┤
│Раздел 1. Перечень представляемой информации │
├───────┬──────────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────┤
│1.1. │О преступных посягательст-│Содержание сообщения:│В течение 3 суток │
│ │вах на депутатов Государс-│номер дела, дата его │с момента предъяв-│
│ │твенной Думы, членов Сове-│возбуждения, статья │ления обвинения │
│ │та Федерации Федерального │УК, данные о времени,│или избрания меры │
│ │Собрания Российской Феде- │месте, способе, обс- │пресечения, а при │
│ │рации, руководителей орга-│тоятельствах и коли- │отсутствии подоз- │
│ │нов государственной влас- │честве совершенных │реваемого (обвиня-│
│ │ти, выдающихся деятелей │преступлений; фами- │емого) — в течение│
│ │науки, культуры, искусст- │лии, инициалы обвиня-│5 суток с момента │
│ │ва, сотрудников дипломати-│емых, дата предъявле-│возбуждения (при- │
│ │ческих представительств │ния обвинения и вид │нятия к производс-│
│ │ │меры пресечения, све-│тву) уголовного │
│1.2. │О насильственных действиях│дения о потерпевших и│дела │
│ │сексуального характера, │сумме ущерба; фамилия│ │
│ │повлекших по неосторожнос-│и должность лица, │ │
│ │ти смерть потерпевшего(ей)│производящего рассле-│ │
│ │(ч. 3 ст. 132 УК РФ) │дование, состав след-│ │
│ │ │ственно — оперативной│ │
│ │ │группы. К сообщению │ │
│ │ │прилагается копия │ │
│ │ │плана расследования │ │
│ │ │ │ │
│1.3. │О торговле несовершенно- │То же │Тот же срок │
│ │летними (ч. 3 ст. 152 УК │ │ │
│ │РФ) │ │ │
│ │ │ │ │
│1.4. │О преступлениях против │То же │Тот же срок │
│ │собственности на сумму, в │ │ │
│ │10 тысяч раз превышающую │ │ │
│ │минимальный размер оплаты │ │ │
│ │труда, совершенных путем: │ │ │
│ │а) кражи, грабежа, разбоя,│ │ │
│ │мошенничества; │ │ │
│ │б) присвоения или растраты│То же │ │
│ │вверенного имущества │ │ │
│ │ │ │ │
│1.5. │О хищениях предметов или │То же │Тот же срок │
│ │документов, имеющих особую│ │ │
│ │историческую, научную, ху-│ │ │
│ │дожественную или культур- │ │ │
│ │ную ценность │ │ │
│ │ │ │ │
│1.6. │О вооруженных групповых │То же │Тот же срок │
│ │нападениях на водителей │ │ │
│ │междугородного транспорта │ │ │
│ │и перевозимые грузы, банки│ │ │
│ │и обменные пункты │ │ │
│ │ │ │ │
│1.7. │О незаконном изготовлении,│То же │Тот же срок │
│ │хищении, вымогательстве │ │ │
│ │либо ином незаконном обо- │ │ │
│ │роте огнестрельного ору- │ │ │
│ │жия, его основных частей и│ │ │
│ │взрывных устройств более 5│ │ │
│ │единиц или взрывчатых ве- │ │ │
│ │ществ более 5 кг, совер- │ │ │
│ │шенных организованной │ │ │
│ │группой │ │ │
│ │ │ │ │
│1.8. │О преступлениях, совершен-│То же │Тот же срок │
│ │ных с применением взрывных│ │ │
│ │устройств или взрывчатых │ │ │
│ │веществ, повлекших причи- │ │ │
│ │нение двум и более граж- │ │ │
│ │данам телесных повреждений│ │ │
│ │или вызвавших большой об- │ │ │
│ │щественный резонанс │ │ │
│ │ │ │ │
│1.9. │О захвате заложников (ч. 3│То же │Тот же срок │
│ │ст. 206 УК РФ), бандитиз- │ │ │
│ │ме, организации незаконно-│ │ │
│ │го вооруженного формирова-│ │ │
│ │ния, создании преступного │ │ │
│ │сообщества (преступной ор-│ │ │
│ │ганизации) │ │ │
│ │ │ │ │
│1.10. │О преступлениях, связанных│То же │Тот же срок │
│ │с незаконным оборотом нар-│ │ │
│ │котических средств или │ │ │
│ │психотропных веществ, со- │ │ │
│ │вершенных организованной │ │ │
│ │группой, в особо крупном │ │ │
│ │размере, или носящих меж- │ │ │
│ │региональный, межгосударс-│ │ │
│ │твенный характер, а также │ │ │
│ │при изъятии героина и опия│ │ │
│ │свыше 50 г, остальных │ │ │
│ │наркотических средств, │ │ │
│ │превышающих стократный │ │ │
│ │размер нижней границы ка- │ │ │
│ │тегории «особо крупный │ │ │
│ │размер» │ │ │
│ │ │ │ │
│1.11. │О хищении либо вымогатель-│То же │Тот же срок │
│ │стве радиоактивных мате- │ │ │
│ │риалов, совершенных с ис- │ │ │
│ │пользованием служебного │ │ │
│ │положения, организованной │ │ │
│ │группой │ │ │
│ │ │ │ │
│1.12. │О контрабанде (квалифици- │То же │Тот же срок │
│ │рованные виды), о невозв- │ │ │
│ │ращении из-за границы │ │ │
│ │средств в иностранной ва- │ │ │
│ │люте │ │ │
│ │ │ │ │
│1.13. │О незаконной банковской │То же │Тот же срок │
│ │деятельности, совершенной │ │ │
│ │организованной группой или│ │ │
│ │сопряженной с извлечением │ │ │
│ │дохода в особо крупном │ │ │
│ │размере │ │ │
│ │ │ │ │
│1.14. │О легализации (отмывании) │То же │Тот же срок │
│ │денежных средств, совер- │ │ │
│ │шенной с использованием │ │ │
│ │своего служебного положе- │ │ │
│ │ния, организованной груп- │ │ │
│ │пой или в крупном размере │ │ │
│ │ │ │ │
│1.15. │Об изготовлении или сбыте │То же │Тот же срок │
│ │поддельных денег или цен- │ │ │
│ │ных бумаг в валюте Россий-│ │ │
│ │ской Федерации либо иност-│ │ │
│ │ранной валюте в крупном │ │ │
│ │размере или организованной│ │ │
│ │группой │ │ │
│ │ │ │ │
│1.16. │О незаконном обороте дра- │То же │Тот же срок │
│ │гоценных металлов, природ-│ │ │
│ │ных драгоценных камней или│ │ │
│ │жемчуга, совершенном в │ │ │
│ │крупном размере или орга- │ │ │
│ │низованной группой │ │ │
│ │ │ │ │
│1.17. │О фактах взяточничества в │То же │Тот же срок │
│ │органах государственной │ │ │
│ │власти и управления и ком-│ │ │
│ │мерческого подкупа лиц, │ │ │
│ │выполняющих управленческие│ │ │
│ │функции │ │ │
│ │ │ │ │
│1.18. │О нарушениях правил пожар-│ │ │
│ │ной безопасности, повлек- │ │ │
│ │ших: │ │ │
│ │а) ущерб на сумму, в 10 │То же │Тот же срок │
│ │тысяч раз превышающую ми- │ │ │
│ │нимальный размер оплаты │ │ │
│ │труда; │ │ │
│ │ │ │ │
│ │б) гибель 5 и более чело- │ │ │
│ │век, а также травмирование│ │ │
│ │10 и более человек; │ │ │
│ │ │ │ │
│ │в) возгорание в зданиях │ │ │
│ │законодательной, исполни- │ │ │
│ │тельной и судебной власти,│ │ │
│ │правоохранительных орга- │ │ │
│ │нов, телерадиоцентров, │ │ │
│ │дипломатических представи-│ │ │
│ │тельств зарубежных стран, │ │ │
│ │а также на энергетических │ │ │
│ │объектах (АЭС, ГРЭС, ТЭЦ, │ │ │
│ │ТЭС), повлекших иные тяж- │ │ │
│ │кие последствия │ │ │
│ │ │ │ │
│1.19. │О дорожно — транспортных │То же │Тот же срок │
│ │происшествиях, повлекших │ │ │
│ │гибель 5 и более человек │ │ │
│ │или травмирование 10 и │ │ │
│ │более человек │ │ │
│ │ │ │ │
│1.20. │О блокировании транспорт- │То же │Тот же срок │
│ │ных коммуникаций (ч. 1 ст.│ │ │
│ │267 УК РФ), а также приве-│ │ │
│ │дении в негодность транс- │ │ │
│ │портных средств или путей │ │ │
│ │сообщения, повлекших по │ │ │
│ │неосторожности смерть двух│ │ │
│ │или более лиц │ │ │
│ │ │ │ │
│1.21. │О создании, использовании │То же │Тот же срок │
│ │и распространении вредо- │ │ │
│ │носных программ ЭВМ, пов- │ │ │
│ │лекших по неосторожности │ │ │
│ │тяжкие последствия │ │ │
│ │ │ │ │
│1.22. │О нестандартных и ранее │Информация в │После выявления │
│ │неизвестных способах со- │произвольной форме │преступления │
│ │вершения преступлений либо│ │ │
│ │о преступлениях, вызвавших│ │ │
│ │повышенный общественный │ │ │
│ │резонанс │ │ │
│ │ │ │ │
│1.23. │О возбуждении ходатайств │ │ │
│ │перед Генеральным прокуро-│ │ │
│ │ром Российской Федерации │ │ │
│ │и его заместителями о │ │ │
│ │продлении процессуальных │ │ │
│ │сроков: │ │ │
│ │ │ │ │
│1.23.1.│содержания под стражей от │Копия постановления о│Не позднее следую-│
│ │6 до 12 месяцев и сроков │продлении срока след-│щих суток после │
│ │предварительного следст- │ствия и содержания │рассмотрения хода-│
│ │вия; │под стражей обвиняе- │тайства прокурором│
│ │ │мого с сопроводитель-│субъекта Российс- │
│ │ │ным письмом следст- │кой Федерации, но │
│ │ │венного управления │не позднее: 20 │
│ │ │(отдела) и копиями: │дней до истечения │
│ │ │приказа (постановле- │6-месячного срока │
│ │ │ния) о создании СОГ, │содержания обвиня-│
│ │ │плана — графика окон-│емых под стражей и│
│ │ │чания расследования и│за 10 дней до ис- │
│ │ │протокола оперативно-│течения срока │
│ │ │го совещания. В слу- │следствия │
│ │ │чае возвращения дела │ │
│ │ │для производства до- │ │
│ │ │полнительного рассле-│ │
│ │ │дования представляет-│ │
│ │ │ся также копия опре- │ │
│ │ │деления суда или пос-│ │
│ │ │тановления прокурора.│ │
│ │ │В письме начальника │ │
│ │ │ГСУ (СУ, СО) должно │ │
│ │ │быть указано: кем │ │
│ │ │изучалось дело, какие│ │
│ │ │меры приняты к полно-│ │
│ │ │му, объективному и │ │
│ │ │быстрому окончанию │ │
│ │ │следствия по делу, а │ │
│ │ │также к лицам, допус-│ │
│ │ │тившим нарушения; ка-│ │
│ │ │кие недостатки и на- │ │
│ │ │рушения установлены │ │
│ │ │при изучении дела и │ │
│ │ │обсуждении ходатайст-│ │
│ │ │ва, какие приняты ме-│ │
│ │ │ры по организации │ │
│ │ │расследования и в ка-│ │
│ │ │ком объеме ходатайст-│ │
│ │ │во поддержано проку- │ │
│ │ │рором субъекта Рос- │ │
│ │ │сийской Федерации │ │
│ │ │ │ │
│1.23.2 │содержания обвиняемых под │То же. │Не позднее 40 дней│
│ │стражей свыше 12 месяцев │В письме лично на- │до истечения го- │
│ │ │чальника ГСУ (СУ, СО)│дичного срока со- │
│ │ │или лица, исполняюще-│держания обвиняе- │
│ │ │го его обязанности, │мых под стражей │
│ │ │должно содержаться │ │
│ │ │обращение к начальни-│ │
│ │ │ку Следственного ко- │ │
│ │ │митета о поддержании │ │
│ │ │ходатайства перед Ге-│ │
│ │ │неральным прокурором │ │
│ │ │Российской Федерации │ │
│ │ │ │ │
│1.24. │О возбуждении ходатайств о│Информация о сроках │В течение 3 суток │
│ │продлении сроков содержа- │продления, объеме │с момента продле- │
│ │ния обвиняемых под стражей│изучаемых обвиняемыми│ния срока │
│ │свыше 18 месяцев в порядке│материалов, устанав- │ │
│ │ч. 4 ст. 97 УПК РСФСР │ливались ли ограниче-│ │
│ │ │ния сроков ознакомле-│ │
│ │ │ния │ │
│ │ │ │ │
│1.25. │О прекращении дела по мо- │Заключение об обосно-│В течение 20 суток│
│ │тивам отсутствия события │ванности взятия под │с момента получе- │
│ │или состава преступления, │стражу, согласованное│ния приговора или │
│ │недоказанности обвинения, │с прокуратурой │прекращения дела │
│ │вынесения оправдательного │субъекта РФ, и сооб- │ │
│ │приговора в отношении об- │щение о мерах, приня-│ │
│ │виняемых, содержавшихся │тых в отношении лиц, │ │
│ │под стражей │виновных в необосно- │ │
│ │ │ванном аресте │ │
│ │ │ │ │
│1.26. │О возбуждении уголовного │Сообщение (в произ- │В течение суток с │
│ │дела о преступлениях, со- │вольной форме) │момента возбужде- │
│ │вершенных следственными │ │ния уголовного де-│
│ │работниками органов внут- │ │ла и 3 суток с мо-│
│ │ренних дел, и результатах │ │мента вынесения │
│ │его расследования │ │приговора или ино-│
│ │ │ │го принятого по │
│ │ │ │нему решения │
├───────┴──────────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────┤
│Раздел 2. Обязательная последующая информация │
├───────┬──────────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────┤
│2.1. │По делам, указанным в пун-│Сообщение об оконча- │В течение 3 суток │
│ │ктах 1.1 — 1.24 раздела 1 │нии расследования и │после направления │
│ │ │направления дела пос-│дела в суд │
│ │ │ле утверждения обви- │ │
│ │ │нительного заключения│ │
│ │ │в суд │ │
│ │ │ │ │
│2.2. │По делам, указанным в пун-│Сообщение об установ-│В течение 3 суток │
│ │ктах 1.1 — 1.22 раздела 1,│лении лица, совершив-│с момента предъяв-│
│ │если в первичной информа- │шего преступление │ления обвинения │
│ │ции не указано лицо, со- │ │ │
│ │вершившее преступление │Сообщение о приоста- │В течение 3 суток │
│ │ │новлении предвари- │с момента вынесе- │
│ │ │тельного следствия по│ния постановления │
│ │ │уголовному делу │о приостановлении │
│ │ │ │предварительного │
│ │ │ │следствия │
│ │ │ │ │
│2.3. │О возвращении для произ- │Сообщение, а также │В течение 5 суток │
│ │водства дополнительного │копия определения су-│с момента поступ- │
│ │расследования по уголовным│да или постановления │ления дела из про-│
│ │делам, по которым направ- │прокурора │куратуры │
│ │лялась информация в соот- │ │ │
│ │ветствии с пунктами: 1.2, │ │ │
│ │1.3, 1.9, 1.13, 1.14, │ │ │
│ │1.16, 1.17 раздела 1 │ │ │
├───────┴──────────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────┤
│Раздел 3. Дополнительная информация │
├───────┬──────────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────┤
│ │По делам, указанным в пун-│Сообщение о результа-│В течение 3 суток │
│ │ктах: 1.2, 1.3, 1.9, 1.13,│тах рассмотрения дела│после постановле- │
│ │1.14, 1.16, 1.17 раздела 1│в суде │ния приговора │
└───────┴──────────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────┘
Примечание. Информация по вновь введенным УК РФ составам преступлений представляется до отмены указания заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного комитета при МВД России от 24 января 1996 г. N 17/3-419.
Дополнительная или промежуточная информация, в том числе копии отдельных процессуальных документов по делам, указанным в настоящем Перечне, а также иная информация представляются в СК при МВД России только по требованию в каждом конкретном случае. Сроки и способ направления информации указываются отдельно.
Скачать документ целиком в формате PDF
На страже прав и свобод россиян уже долгое время стоит Следственный комитет (СК РФ) — важнейший правоохранительный орган. Целью его работы является своевременное предотвращение нарушений закона, наказание виновных, защита гражданских интересов и многое другое. О сотрудниках правоохранительной системы можно говорить очень долго. Ведь представленная сфера является невероятно обширной и сложной. В нашей статье будет рассказано о лице, только начинающем работу в СК РФ. Речь пойдет о помощнике следователя.
Следственный комитет: особенности работы
Не стоит думать, что помощник следователя — это некий доктор Ватсон, разгадывающий вместе со знаменитым следопытом сложные задачи. Если говорить начистоту, то стажер почти не играет никакой роли в работе специалиста. Это даже не правая, а левая рука сотрудника СК. В большинстве случаев стажер оформляет документацию, играет роль курьера, а также выполняет различные мелкие поручения своего непосредственного начальника. Все остальное время помощник следователя наблюдает за работой своего руководителя.
Если человек, недавно закончивший учебу, действительно хочет посвятить свою жизнь сыскному делу, то основной его обязанностью на первых этапах работы будет постоянное и внимательное наблюдение за профессиональной деятельностью своего наставника.
Помощник следопыта должен иметь юридическое образование. В своей работе он руководствуется статьями 144-145 УПК РФ, в которых сказано, что стажеру не дозволяется самостоятельное расследование серьезных уголовных дел. При этом работник должен исполнять все законные поручения своего наставника.
Закон о младших сотрудниках в СК РФ
В 2010 году был принят Федеральный закон № 403-ФЗ, регламентирующий работу Следственного комитета. В статье № 16 этого Закона указываются требования, которые должны предъявляться к гражданам, желающим трудиться в СК РФ.
Первое и основное требование — это наличие российского гражданства и высшего юридического образования. Юридическая программа, по которой обучался гражданин, должна быть аккредитована по специальности, близкой к следственному делу. При приеме на работу учитываются нравственные и профессиональные качества будущего сотрудника, его психическое и физическое здоровье.
Закон гласит, что помощником следователя может стать даже студент юрфака. Важно только, чтобы он не имел задолженностей по учебе, а срок получения образования составлял не менее полугода.
В пункте 4 статьи 16 рассматриваемого Закона прописаны признаки, при наличии которых человек не может быть взят на работу в Следственный комитет. Здесь стоит отметить полную или ограниченную недееспособность, неснятую судимость, уголовное преследование, наличие серьезных заболеваний, близкое родство с сотрудником СК РФ, наличие иного гражданства, кроме российского, а также отказ от процедуры оформления допуска. В последнем случае речь идет о непредставлении соответствующих документов, по которым Следственный комитет может принимать на работу.
Организация профессиональной деятельности
СК РФ работает согласно приказу от 4 мая 2011 года. В нем говорится, что привлечение молодых специалистов на должность общественных помощников представляет собой одну из форм взаимодействия правоохранительной системы с широкой общественностью. В результате такого взаимодействия качественно реализуется кадровая политика.
Совместная реализация функций общественных помощников следователя с правоохранительными органами полезна для обеих сторон взаимодействия. Профессионалам в СК оказывается организационно-техническая помощь, в результате чего вся правоохранительная система начинает работать быстрее и эффективнее. Отдельные же общественные деятели удовлетворяют свои потребности в формировании ценного трудового опыта.
Вопрос о том, как стать помощником следователя, сегодня имеет особую актуальность. На самом деле нет ничего сложного в поступлении на работу в СК. Достаточно лишь одного направления с характеристиками от университета.
Студенты или бакалавры, допущенные к работе в комитете, могут заранее ознакомиться с рабочей обстановкой в области охраны права. Параллельно с изучением теоретического материала происходит выработка профессиональных навыков. Молодые специалисты имеют возможность следить за работой своих наставников, исполнять мелкие поручения, знакомиться с базой правовых документов и т. д. На сегодняшний день имеются все необходимые условия для качественного формирования начальных навыков в области следственного дела.
Задачи помощника следователя
Объем полномочий и задач стажера определяется Федеральным законом. При этом конкретные цели возлагаются непосредственным руководителем помощника. Согласно закону, младшие сотрудники в рассматриваемой системе органов занимаются оказанием информационной, организационной и технической помощи следователю. Большая часть работы связаны с подготовкой проектной документации.
В обязанности помощника следователя в полиции, СК РФ или прокуратуре входит оперативное информирование своего начальства о проблемах и необычных обстоятельствах, возникающих по ходу работы. В свою очередь, сами сотрудники должны спокойно и грамотно разъяснить стажеру все проблемные моменты.
За свои деяния помощник следователя несет ответственность. В зависимости от причиненного ущерба, ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной или даже уголовной.
Обязанности помощника следователя
Требования к работе стажеров в СК, объем основных задач и полномочий — все это обозначено в общих положениях Федерального закона. А что можно рассказать о конкретных обязанностях помощников следователей?
Закон гласит, что самой важной обязанностью любого стажера в Следственном комитете является качественное исполнение всех законных требований, приказов и просьб начальства. Совместно со специалистами в области розыска помощники должны осуществлять проверку материалов по уголовным делам. Документы поступают из нижестоящих правоохранительных инстанций. В обязанности работников СК входит проверка материалов на наличие в них нарушений закона. «Мелкие» дела, как правило, поручаются помощникам следователей. Также они выполняют определенный комплекс мероприятий, имеющий характер доследственной проверки поступивших заявлений.
В соответствии с законом, помощники следователя обязаны реализовывать розыскные мероприятия совместно со своими руководителями. Изучается личность обвиняемого, устанавливаются причины и условия для нарушения закона, проводится опрос свидетелей и т. д.
Еще одной важной обязанностью помощника следователя является поддержание связей с общественностью. Данная функция имеет очень обширный, а порой даже размытый характер. Стажеры Следственного комитета могут докладывать уголовные дела в трудовых коллективах, просвещать общественность о недопустимости нарушения закона, знакомить коллег-студентов с работой в правоохранительных органах и т. д.
Помощнику следствия строго запрещается разглашать сведения, полученные от начальства по отдельным уголовным делам. В ходе расследования нельзя получать какие-либо материальные ценности, подарки, услуги и т. д. Наконец, само поведение младшего сотрудника в СК РФ должно соответствовать нормам морали, нравственности и профессиональной этики.
Таким образом, рассматриваемый специалист обладает достаточно большим количеством обязанностей. Однако у многих возникает проблема: разнятся ли объемы полномочий у следователей в зависимости от места работы в правоохранительной системе? Такой вопрос уже неактуален для всех юристов, в том числе и для помощников следователя.
Прокуратура, ОВД (полиция), различные правоохранительные комитеты и, конечно же, СК РФ — до недавнего времени все эти органы имели при себе небольшие комиссии, в которых работали сыщики. Так, следователь прокуратуры значительно отличался от такого же работника, но в ОВД. Несколько лет назад подобная дифференциация исчезла. Отныне все работники следствия сосредоточены только в СК РФ.
Чем занимается помощник следователя?
Давно известно, что в законе прописано множество норм, которые далеко не всегда соблюдаются на практике. В большинстве случаев до помощников следователя в правоохранительных органах нет никакого дела. Младших сотрудников оставляют с горами документов, которые необходимо оформить и сдать в определенный срок. И в этом заключается большая ошибка сегодняшних правоохранителей. Новых специалистов не следует игнорировать, при этом жалуясь на них как на «лишний балласт». Вся следственная система будет качественно преобразована только в том случае, если молодым сотрудникам начнут уделять особое внимание.
И все же, как обстоят дела сегодня? Что с наибольшей долей вероятности будет ожидать студентов юрфака, изъявивших желание пройти практику в Следственном комитете? Можно сформировать распространенную, даже немного избитую картину.
Есть провинциальный орган СК РФ, куда каждый день поступает множество жалоб и обращений. Настоящих следователей здесь не так много, в лучшем случае — человек десять. Одному из них приходит новое задание: проверить юридическое лицо на предмет финансовых преступлений. Возмущенный работник СК, у которого и так висит множество незаконченных дел, вспоминает о наличии у себя общественного помощника следователя. И вот появляется долгожданная возможность избавиться хотя бы от части возложенных обязанностей. Занятой следователь посылает разбираться помощника, а сам уделяет внимание более сложным делам. И это еще не самый худший случай. Зачастую младшие сотрудники и вовсе не понимают, что им следует делать, а потому чувствуют себя ненужными.
Неэффективная организация работы с младшими сотрудниками является следствием большой загруженности, излишней бюрократии и малого контроля со стороны начальства. Радует одно: устроиться помощником следователя сегодня не так уж и сложно. О том, как именно это можно сделать, будет рассказано далее.
Как устроиться помощником следователя?
Как правило, в СК РФ идут студенты, или же граждане, недавно окончившие юридический факультет. Если человек еще учится, то о практике в правоохранительной системе следует договориться с начальством факультета. Скорее всего, будет заключен трудовой договор. Работа помощником в СК поможет не только набраться ценных знаний и умений, но и приобрести рабочий стаж. В результате по окончании университета правовой статус «помощника» может отпасть, и работник станет полноценным сотрудником.
Если же человек уже окончил учебу, то в Следственный комитет можно будет устроиться общественным помощником. Отличие простого работника от общественного заключается лишь в порядке подачи некоторых документов. Однако во всех случаях представители СК могут устроить новичку небольшой экзамен. Будут проверяться знания по гражданскому, конституционному, и, конечно же, по уголовному праву.
Следственный комитет охотно принимает новые кадры. Связано это, однако, не со страстным желанием организовать качественную работу с молодыми сотрудниками, а с необходимостью заполнить ведомости. Когда в документах указана ротация или набор новых кадров, федеральное начальство остается довольным. Безусловно, далеко не во всех органах СК РФ все настолько равнодушны к новым кадрам. Однако прослеживается тенденция, которая указывает на слабые связи сотрудников следственного комитета МВД с помощниками следователя и стажерами.
Особенности профессии
Помощником следователя стать не так уж и сложно. Студенты или выпускники, готовые работать с горами документов, вряд ли будут лишними. Но так ли легко стать сыщиком? Какими качествами должен обладать стажер в правоохранительных органах, чтобы получить желанную должность?
Как бы странно и пафосно это ни звучало, но хороший следователь в современном мире должен быть чуть ли не гением. Почему именно так? Неужели одних лишь знаний в области юриспруденции будет недостаточно? К сожалению, нет. Можно помнить наизусть все правовые кодексы, но без знаний и логических умений долго проработать в СК не получится. Будущих сотрудников обучают специальной методологии сыска. Однако недостаточно знать все способы следствия наизусть. Куда важнее правильно их применять, грамотно сопоставлять между собой и находить в них проблемные места.
Специалистам в области следствия непозволительно совершать ошибки. Любая оплошность может обернуться полным провалом и крахом всего дела. Мало того, что преступники останутся на свободе, могут пострадать и ни в чем не повинные люди. Именно поэтому сыщик должен обладать железным спокойствием, логическим мышлением и умением общаться с самыми разными людьми.
Координация деятельности
Стажеру в СК РФ следует учесть, что следователи постоянно взаимодействуют с множеством профессиональных инстанций. Это органы дознания, криминалисты, медицинские и судебные экспертные группы, прокуратура, полиция и многое другое. Более того, необходимо вести допрос свидетелей. Делать это следует таким образом, чтобы раздобыть как можно больше полезной и нужной информации.
Какой вывод стоит сделать помощнику следователя для приобретения желанного правового статуса? Одной лишь учебы и практики будет совершенно недостаточно. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. Благо, удовлетворить эти чувства позволяют обширные полномочия помощника следователя.
О важности работы в Следственном комитете
Следователь — профессия очень важная. Вряд ли кто-то будет это отрицать. Однако далеко не каждый гражданин сможет рассказать, чем именно так важна рассматриваемая специальность.
Определять ценность профессии можно с двух позиций: с точки зрения общества и с позиции самого работника. Для общества СК представляет собой орган, который постоянно стоит на страже правопорядка и закона. Работники СК защищают интересы, права и свободы каждого российского гражданина. Именно благодаря следователям раскрываются экономические и уголовные преступления, предотвращаются правонарушения, ограничивается свобода опасных для социума элементов.
Теперь же стоит обратить внимание на преимущества профессии с позиций следователя. Первым достоинством является престиж. К следователям сегодня относятся с большим уважением. Наверное, нет ни одного человека, что не сравнивал бы работника СК с героем рассказов Конан Дойла.
Второе достоинство — это заработная плата. Сегодня она гораздо выше, чем у любых других работников. Следователи много и усердно трудятся, а потому получают достойное вознаграждение. О зарплате помощника следователя, к сожалению, говорить не приходится. Здесь все зависит от того, кто именно работает стажером — общественный деятель, студент, выпускник юрфака или любое другое лицо. Студентом зачастую даже не платят — ведь речь идет об учебной практике. Окончившие вуз лица получают зарплату в зависимости от региона, рабочего графика, штатного расписания и т. д. Средняя зарплата помощника следователя в России совсем невелика — порядка 20 тыс. рублей.
УТВЕРЖДЕНО
приказом Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
от 04.05.2011г. №74
ПОЛОЖЕНИЕ
об общественном помощнике следователя
Следственного комитета Российской Федерации
I. Общие положения
1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.
2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (СК России) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов СК России из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.
Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряжённой следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.
3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:
имеющее гражданство Российской Федерации;
достигшее возраста 18 лет;
имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;
в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);
которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных, обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);
годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;
имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.
4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами СК России, в том числе настоящим Положением, и осуществляет её в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.
5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.
Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.
6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.
7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника СК России, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлении), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.
II. Организация деятельности общественных помощников следователей
8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее – следственный орган СК России), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственных подразделений СК России (далее — следственные органы СК России).
9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа СК России и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа СК России с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.
10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа СК России предъявляются:
рапорт следователя следственного органа СК России о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;
личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа СК России;
справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;
личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);
автобиография кандидата в общественные помощники следователя;
копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);
копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;
заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;
копия трудовой книжки;
характеристика с последнего места работы или учебы;
две фотографии установленного образца;
медицинское заключение о состоянии здоровья (форма №086у,справки из психоневрологического и наркологического диспансера).
11. При поступлении указанных документов кадровым подразделением следственного органа СК России с участием подразделения по вопросам собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, а при необходимости — о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.
12.После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники кадровым подразделением следственного органа СК России готовится заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к деятельности в качестве общественного помощника, согласованное с подразделением собственной безопасности.
13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа СК России о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.
В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:
срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;
следственное подразделение СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;
возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.
14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.
Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учёта удостоверений.
В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа СК России.
В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа СК России.
15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа СК России, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.
Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.
16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа СК России, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:
в связи с истечением установленного срока полномочий;
по письменному заявлению общественного помощника следователя;
по инициативе руководителя следственного органа СК России, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:
поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;
возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.
Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.
III. Полномочия и обязанности общественных помощников
17. Общественный помощник:
оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;
готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.
18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения СК России, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).
19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу СК России либо правам и законным интересам граждан и организаций.
20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.
21. Общественному помощнику следователя запрещается:
разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;
лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.
IV. Координация деятельности общественных помощников следователей
22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа СК России руководит его работой.
Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числумесяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения СК России, в котором осуществляется его деятельность.
23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения СК России, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов СК России, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.
24. Руководитель следственного подразделения СК России и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.
25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрён руководителем следственного органа СК России мерами, не предусматривающими материальные затраты.
По представлению руководителя следственного подразделенияСК России общественный помощник, имеющий высшее (незаконченное высшее) юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в СК России, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.
26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов СК России, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.
При цитировании информации ссылка на Следственное Управление обязательна.
Органы предварительного следствия органов внутренних дел
Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя:
– совместно со следователем осуществляет проверку материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, в связи с чем имеет право выполнять весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством для доследстенной проверки поступивших заявлений, сообщений о преступлениях;
– выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел;
– осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
– поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела в трудовых коллективах;
– по указанию следователя и под его контролем выполняет отдельные несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.
Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.
Основные задачи следственного отдела:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.
7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения.
1.На должности помощников следователей назначаются граждане Республики Казахстан, имеющие средне-специальноеили высшее юридическое образование либо имеющие юридическое образование по программе бакалавриата, соответствующие необходимым требованиям и прошедшие аттестацию.
2.Назначение на должность помощников следователей и освобождение от нее производятся руководителем соответствующего правоохранительного органа по представлению руководителя следственного подразделения в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
3.Права и обязанности, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации, а также другие трудовые отношения помощника следователя определяются в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.
4.Возложение на помощника следователя функций, не связанных с оказанием содействия и технической помощи следователю по осуществлению предварительного расследования, не допускается.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ
СТАТЬЯ 12. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
1. При осуществлении своих полномочий следователь независим и подчиняется только закону.
2.Воздействие в какой бы то ни было форме на следователя с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений следователя, обязательных для исполнения всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, установленную законом.
3.Независимость следователя обеспечивается:
1)предусмотренной законом процедурой осуществления предварительного следствия;
2)установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность следователя по осуществлению им предварительного следствия;
3)неприкосновенностью следователя и нахождением его под особой защитой государства;
4)установленным настоящим законом и иными законами порядком назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий следователя, правом следователя на отставку;
5)предоставлением следователю за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующего его статусу, а также запретом на его ухудшение.
4. Следователь и члены его семьи, а также имущество находятся под защитой государства. Уполномоченные органы обязаны принимать меры к обеспечению безопасности следователей и членов его семьи при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы семье следователя либо на основании их устного (письменного) заявления.
5. В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу следователя и членам его семьи, связанного с его профессиональной деятельностью, за счет средств республиканского бюджета обеспечиваются социальные гарантии.
6. Запрещается привлекать следователей к выполнению задач, не связанных с расследованием уголовных дел.
СТАТЬЯ 13. ПРАВА СЛЕДОВАТЕЛЯ
СЛЕДОВАТЕЛИ, НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ОБЛАДАЮТ ЕДИНЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ, УСТАНОВЛЕННЫМ НАСТОЯЩИМ ЗАКОНОМ И ДЕЙСТВУЮТ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ, ОПРЕДЕЛЕННЫХУГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМКОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
2.Следователи выступают представителями государства и наделены властными и ограничительными полномочиями, достаточными для осуществления предварительного следствия по уголовным делам в пределах своей компетенции, предусмотреннойУголовно-процессуальнымкодексом.
3.Следователи имеют право:
1)запрашивать информацию по расследуемым делам от физических или юридических лиц, независимо от форм собственности;
2)находясь в служебной командировке, следователь пользуется правом первоочередного приобретения проездных документов на все виды транспорта, и получения места для проживания в гостинице;
3)в случаях, не терпящих отлагательства, в целях обеспечения расследования тяжких, особо тяжких или имеющих большой общественный резонанс уголовных дел следователь вправе использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;
4) на бесплатный проезд на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте по территории Республики Казахстан при необходимости выезда на место происшествия.
Расходы в указанных случаях осуществляются за счет средств государственных органов, осуществляющих функции предварительного следствия.
4. Вынесенные постановления следователя, связанные с расследованием уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, органов дознания, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан в установленные законом сроки.
СТАТЬЯ 14. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
1.Честь и достоинство следователя охраняются законом. Проявление неуважения к следователю, угроза, оскорбление и клевета в его адрес влекут наступление ответственности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.
2.Проверка сообщений и заявлений о преступлениях, совершенных следователем, возбуждение и определение надлежащего органа предварительного следствия по такому уголовному делу является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
3.Следователь не может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 35 Кодекса РК об административных правонарушениях.
3-1.Любая проверка сообщения о факте административного правонарушения, совершенного следователем, осуществляется с участием представителей органа предварительного следствия. Материалы об административном правонарушении, допущенном следователем, для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, направляются должностному лицу, назначившему его на должность.
4.Следователь может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не иначе как по представлению начальника следственного подразделения, постановлению (определению) суда (судьи), постановлению (представлению) прокурора, а также по инициативе руководителя органа, назначившего его на должность следователя, и только на основании результатов служебного расследования. В случае решения вопроса о дисциплинарной ответственности по постановлению (определению) суда (судьи), прокурора сроки проведения служебного расследования ограничиваются сроками рассмотрения внесенных актов суда (судьи), прокурора.
5.При исполнении своих служебных обязанностей, связанных с расследованием конкретного уголовного дела, следователь не может быть арестован, подвергнут приводу, не допускается личный досмотр следователя, досмотр его вещей и используемого им транспорта, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
6.Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении следователей производится только с согласия прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, а в отношении следователей центральных аппаратов правоохранительных и специального органов – с согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан или его заместителя.
Статья 15. Требования, предъявляемые к следователю
1. Следователь обязан:
1)неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан и быть верен присяге следователя;
2)при осуществлении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях соблюдать нормы служебной этики и не совершать действий, дискредитирующих Республику Казахстан, государственную власть, органы предварительного следствия;
3)противостоять любым проявлением коррупции и попыткам незаконного вмешательства
в деятельность по осуществлению предварительного следствия;
4)хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом;
5)повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.
2. Должность следователя несовместима с депутатским мандатом, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занятием любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью.
3. Следователи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, общественных объединениях, выступать в поддержку или против какой-либополитической партии.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы
Следователь — важнейший фигурант при рассмотрении уголовного дела. Как сотрудник правоохранительных органов он обязан расследовать обстоятельства преступления и направлять ход следствия.
В этой статье мы поговорим о должностных обязанностях следователя, его правах во время следственного процесса и в суде.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Кто такие следователи
Согласно ст.38 УПК РФ следователь – должностное лицо, которое обязано вести делопроизводство по уголовным делам и выполнять определенные следственные действия. Следователь работает в органах предварительного следствия, принимает решения касательно возбуждения дела и имеет широкий спектр процессуальных полномочий.
В отличие от дознавателя он имеет право проводить досудебное производство в любой форме, какая ему удобна, но в рамках законодательства РФ.
Следователь вправе выполнять свою работу:
Независимо ведомства следователь обладает процессуальной независимостью. Об этом термине мы поговорим чуть ниже.
У должности есть своя иерархия:
- следователь;
- старший следователь;
- следователь по особо важным делам;
- старший следователь по особо важным делам.
Чтобы работать следователем, понадобится законченное юридическое образование. Затем нужно проработать несколько лет помощником следователя. Только после этого у кандидата появляется шанс подняться по карьерной лестнице.
Обязанности при расследовании уголовных дел
Согласно гл.6 УПК РФ следователь обязан сохранять объективность при расследовании и выяснить все обстоятельства совершенного преступления в ходе процессуальных действий.
Более подробные задачи:
- выявить и преследовать правонарушителя;
- гарантировать права, закрепленные в Конституции РФ, всем участвующим в уголовном процессе (как подозреваемому, так и потерпевшему);
- выявить обстоятельства и мотивы преступления;
- составить характеристику личности злоумышленника;
- определить степень причиненного им вреда;
- доказать вину обвиняемого в преступлении, собрав все имеющиеся факты;
- собрать обвинения и оправдательные доказательства в результате обращения обвинения и при его отсутствии;
- опровергнуть защитников, направленных на оправдание обвиняемого;
- снять с него ответственность за злодеяние, если нет доказательств его вины;
- если в ходе расследования обнаруживаются доказательства, относящиеся к юрисдикции ст.1 ч.24 и ст.1 ч.27 УПК РФ, то закончить его и закрыть.
Конечно, это далеко неполный список, но основные функции следователя здесь перечислены.
Если говорить об обязанностях общественного помощника следователя следственного комитета, то главная из них — качественное исполнение всех требований и указаний со стороны его непосредственного руководителя.
Второстепенные задачи:
- проверять материалы по делу;
- проводить расследование “мелких” правонарушений;
- выполнять комплекс мероприятий при проверке поступающих заявлений;
- изучать личность преступника;
- проводить опрос свидетелей и т.д.
Права следователя
По ст.38 УПК РФ в права следователя в уголовном процессе входят следующие:
- инициация уголовного дела, если на это есть разрешение со стороны прокуратуры;
- прием дела для расследования;
- его отправка в прокуратуру для подследственности;
- принятие решений о выполнении следственных действий или тех, что предусмотрены по УПК РФ.
Это ключевые права, но есть некоторые специфические для каждого из этапов проведения уголовной процедуры. Рассмотрим ниже права и обязанности следователя во время следствия и в суде.
Во время следствия
После инициации дела следователь имеет полное право опрашивать свидетелей преступления, а также проводить допрос подозреваемых в его совершении.
Если ему необходимо провести обыск, арест или другие действия в интересах следствия, для этого ему понадобится санкция суда или прокурора. Это входит в непосредственные обязанности следователя при расследовании уголовных дел.
Он самостоятельно проводит расследование и оценивает доказательства, которые он решил приобщить к делу.
Если расследование проводится в отношении гос.учреждений, он вправе проводить в них ревизию, требовать у них все необходимые документы или вещественные доказательства, но только в рамках УПК.
Важно! Следователь имеет право задерживать подозреваемого и оформлять его признание в законном порядке, а также использовать в его отношении меры пресечения и прочие меры принуждения по закону.
При выяснении невиновности обвиняемого он имеет право прекращать ведение уголовного дела или отправлять его в прокуратуру.
В суде
Когда дело переходит в суд, должностные обязанности следователя МВД не только не сужаются, но даже могут расшириться, как и его права.
Он вправе обжаловать действия прокурора и не соглашаться с ними, если они нарушают права и обязанности граждан. Для этого он обращается к вышестоящему начальству с письменным заявлением.
Также он имеет право проводить дополнительные мероприятия по подготовке доказательств и всех материалов при их передаче в суд. Затем все собранное и должным образом оформленное он обязан предоставить суду.
Во время судебного производства он проводит допросы, но в обязанности следователя следственного комитета не входит отчет о своей проделанной работе перед подсудимым или его адвокатом, а также ответы на какие-либо их вопросы.
Что такое процессуальная самостоятельность следователя
Согласно действующему законодательству, прокурор имеет полное право требовать от следователей устранения нарушений ФЗ, если они имели место во время дознания или предварительного следствия.
Однако следователи вправе не согласиться с требованиями прокурора, о чем обязаны уведомлять в письменном виде начальника следственного комитета.
Руководитель информирует прокурора о возражениях следователей и изучает ситуацию с позиций законности. После просмотра всех данных он либо подтверждает указанные прокурором нарушения следователям, либо отправляет первому мотивированные доказательства их отсутствия.
Важно! Хотя прокурор и наделен достаточно широкими полномочиями, следователь имеет право несколько критиковать его действия и отстаивать свое мнение.
Он также имеет право обжаловать указания руководителя, ходатайствовать о передаче дела другому следователю или его изъятии, обвинения подозреваемого и т.д. Так выражается его самостоятельность во всем процессе.
Заключение
Следователь – это должностное лицо в правоохранительных органах, отвечающее за проведение следственных действий в отношении уголовного дела. Его права и обязанности закреплены в УПК РФ и строго регулируются со стороны законодательства РФ.
У него есть и процессуальная самостоятельность, которая выражается в том, что он вправе обжаловать решения как прокурора, так и своего руководства.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !