УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Моториста-рулевого
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность моториста-рулевого [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Моторист-рулевой назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Моторист-рулевой относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность моториста-рулевого назначается лицо, имеющее среднее образование, профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.
1.5. В практической деятельности моторист-рулевой должен руководствоваться:
- законами РФ в области гражданского и трудового права;
- правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
- Уставом организации;
- приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.
1.6. Моторист-рулевой должен знать:
- устройство главных энергетических установок, вспомогательных механизмов и порядок их обслуживания;
- нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;
- правила технической эксплуатации судовой техники;
- расположение и назначение трубопроводов и арматуры судовых систем, правила управления ими;
- специальную лоцию и правила, регламентирующие плавание судов;
- условия плавания в районе, в которых судно совершает рейс;
- рулевое устройство, принцип действия рулевого комплекса при работе двигателей на передний и задний ход при плавании на мелководье, при волнении, ветре, швартовке, отданном якоре и др.;
- правила работы различных систем рулевого устройства и авторулевых;
- правила эксплуатации ручных, паровых, электрических, гидравлических рулевых приводов;
- правила перехода с ручного управления на автоматическое.
1.7. В период временного отсутствия моториста-рулевого, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Моторист-рулевой выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обслуживание и ремонт судовой техники; своевременное проведение технического обслуживания механизмов, закрепленных расписанием по заведованию.
2.2. Удержание судна на заданном курсе, осуществление контроля за работой курсоуказателя и рулевого устройства.
2.3. Наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах.
При отсутствии в штатном расписании профессии «матрос» моторист-рулевой выполняет его работу.
В случае служебной необходимости моторист-рулевой может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Моторист-рулевой имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Моторист-рулевой несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы моториста-рулевого осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы моториста-рулевого является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы моториста-рулевого определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью моторист-рулевой обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.
(подпись)
«УТВЕРЖДАЮ» Генеральный директор
ОАО «______________»
______________ __________
«____»______________20___г.
|
Должностная инструкция моториста-рулевого теплохода
I. Общие положения:
- Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению директора по эксплуатации флота.
- Должностной оклад моториста-рулевого устанавливается согласно штатного расписания.
- Моторист-рулевой непосредственно подчиняется капитану теплохода.
- В своей работе руководствуется:
— Действующим законодательством Украины, нормативными актами и др. документами;
— Уставом о дисциплине работников речного транспорта;
— Уставом службы на судах речного флота;
— Правилами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в речных портах;
— Приказами и распоряжениями руководителя предприятия и капитана теплохода;
— Уставом ОАО «______________»;
— Настоящей должностной инструкцией.
II. Задачи и обязанности:
- Несёт вахту в машинном отделении, согласно судового расписания.
- Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, которые обеспечивают их работу, управляет ими.
- Несёт вахту в рулевой рубке, согласно судового расписания.
- Знает принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, умеет управлять ими.
- Обслуживает судовые системы и управляет клапанами судовых систем.
- Обслуживает электрооборудование машинного отделения.
- Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств систем и механизмов.
- Производит слесарно-монтажные работы по ремонту судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем.
- Своевременно проводит техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию.
- Читает и понимает значение приборов своего заведования.
- Обеспечивает бесперебойную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
- Поддерживает чистоту и порядок в машинном отделении.
- Принимает меры в случае угрозы аварии, поступления забортной воды пожара или другой опасности для жизни людей в машинном отделении.
- Проводит подготовку систем пожаротушения к действию.
- Привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
- Изучает специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей в которых судно совершает рейсы.
- Управляет ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использует авторулевой. Осуществляет переход с одного вида управления на другой.
- Удерживает судно на постоянном курсе и меняет курс по приказу командного состава в различных условиях, как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.
- Следит за чистотой и порядком на ходовом мостике и рулевой рубке.
- Соблюдает требования техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии на судах.
Задачи и обязанности моториста-рулевого при несении вахты в рулевой рубке:
- Заступая на вахту, проверяет действие сигнальных огней, а в дневное время наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, также ознакамливается со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
- При стоянке на якоре или швартовых ведёт наблюдение за окружающей обстановкой, следит за положением и натяжением якорной цепи, швартовыми, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовых, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.д. О всех изменениях обстановки докладывает вахтенному начальнику.
- Принимая вахту на руле, выясняет у сменяющегося курс, как судно слушается руля.
- Строго удерживает судно на заданном курсе, следит за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывает вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
- Выполняет команды только вахтенного начальника или капитана, предварительно продублировав их.
- При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки, постоянно ведёт наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах. Обо всех опасностях немедленно докладывает вахтенному начальнику
- Перед отходом судна с места стоянки проверяет действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и докладывает об этом вахтенному начальнику.
III. Обязанности работника по соблюдению требований
нормативно-правовых актов по охране труда:
- Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на теплоходе или территории предприятия.
- Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
- Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.
IV. Должен знать
- Устав службы на судах речного флота.
- Правила трудового распорядка.
- Устройство судовых двигателей внутреннего сгорания и правила их эксплуатации.
- Основные неисправности двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем, способы их определения и устранения.
- Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки.
- Процедуры несения вахты в машинном отделении.
- Назначение и расположение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем.
- Требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
- Основы электрооборудования судов и судовой автоматики.
10. Назначение и устройство приборов автоматики судовых двигателей внутреннего сгорания и вспомогательных котлов.
11. Слесарное дело и технологическую последовательность во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств, судовых систем и их арматуры.
12. Основы такелажных и малярных работ.
13. Основные действия по защите окружающей природной среды.
14. Назначение, устройство и действие различных передач мощности от главных двигателей на гребным валы, контрольно-измерительных приборов, судовых энергетических установок.
15. Назначение и устройство валопроводов и судовых движителей.
16. Основы физических процессов, которые происходят в судовых двигателях внутреннего сгорания.
17. Действия во время аварий и пути эвакуации из машинного отделения.
18. Назначение судовой сигнализации, которая связывает машинное отделение с мостиком судна.
19. Расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению.
20. Инструкцию по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.
21. Специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей, в которых судно совершает рейсы.
22. Правила регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно.
23. Рулевое устройство и действия рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.
24. Принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых.
V. Права:
- Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
- Вносить вышестоящему руководству предложения по улучшению организации своего труда.
VI. Ответственность:
Моторист-рулевой несет личную ответственность за:
- Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
- Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
- Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
- Дачу недостоверной информации о состоянии выполнения работы.
- Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.
- Ненадлежащее обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.
VII. Взаимоотношения:
Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей решает с директором по эксплуатации флота и командным составом судна.
VIII. Квалификационные требования:
Среднее или профессионально-техническое образование. Первичная профессиональная подготовка. Стаж работы на судах в составе машинной команды не меньше 2-х месяцев, который связан с функциями несением ходовой машинной вахты под руководством квалифицированного механика или особы рядового состава высшей квалификации. Должен иметь соответствующий диплом или свидетельство про квалификацию, дающее право работать в данной должности.
Руководитель подразделения __________________________________ __ __________ г.
(подпись, ФИО)
СОГЛАСОВАНО:
Юрисконсульт _______________________________________ __ __________ г.
(подпись, Ф.И.О.)
Инженер по охране труда ______________________________________ __ __________ г.
(подпись, Ф.И.О.)
С инструкцией ознакомлен:_____________________________________ __ __________ г.
(подпись, Ф.И.О.)
Должностные инструкции
Должностная инструкция моториста-рулевого
Открыть в формате WORD
Общие положения:
1. Требования к мотористу-рулевому: На должность моториста-рулевого назначаются лица на моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, проверку знаний техники безопасности и получившие удостоверение на право работать в данной должности.
2. Принимается на работу и увольняется директором в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно занимаемой должности на него распространяются все льготы, права и обязанности согласно Устава фирмы и действующего законодательства РФ в полном объеме.
3. Моторист-рулевой непосредственно подчиняется командному составу танкера.
4.
Моторист-рулевой обязан:
- Знать устройство всех судовых двигателей и вспомогательных механизмов и правила безопасности их обслуживания, правила техники безопасности на судах речного флота
- знать принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь управлять ими.
- знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов и уметь их обслуживать;
- знать нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;
- участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники;
- знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники;
- своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию;
- знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
- уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.
- моторист-рулевой может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
Моторист-рулевой имеет право:
1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
2. Вносить вышестоящему начальству предложения по улучшению организации своего труда.
Моторист — рулевой несет ответственность:
1. За ненадлежащие исполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, несоблюдение законодательства РФ.
2. За полное материальное обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.
Механик – наставник
Необходимость в рулевом появилась в момент создания первого корабля. Немногим позже изобрели двигатель внутреннего сгорания и внедрили его в конструкцию судна, таким образом рулевой стал выполнять обязанности моториста. А чтобы должность отражала все основные функции, профессия стала называться моторист-рулевой.
Непосредственные обязанности
На работе моторист-рулевой должен придерживаться выполнения ряда задач:
- Первостепенно специалист должен владеть техникой управления судном при любых погодных условиях, мгновенно выполнять приказы вышестоящего руководства.
- Обязан знать конструкцию абсолютно всех двигателей судна, сопутствующих механизмов, особенности эксплуатации и правила обслуживания.
- В соответствии с должностной инструкцией моторист-рулевой должен принимать участие в ремонте судов и отслеживать их исправность.
- Обязан владеть информацией по расположению трубопровода на судне, для чего предназначены вентили и клапаны, как действует якорный механизм и методы швартовки корабля.
- Должен уметь управлять шлюпкой, на практике изучить приемы спасения утопающих и оказание доврачебной помощи пострадавшим.
- Обязан мастерски владеть должностными инструкциями корабельного матроса, умением вязать морские узлы и выполнять малярную работу.
- Владеть чтением и пониманием значений показаний всех приборов на судне.
Типичное описание вакансии моториста-рулевого
На работу принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет и прошедшие медицинский осмотр на соответствие должности, а также прошедшие теоретическую и практическую подготовку в специализированных образовательных учреждениях.
Имеющие свидетельство на право работать в должности моториста-рулевого, принимаются и увольняются непосредственным руководителем согласно действующему законодательству РФ.
В соответствии с Уставом организации на сотрудника распространяются все права, обязанности и льготы в полном объеме.
Качества потенциального соискателя
Моторист-рулевой обязан иметь высокую дисциплинированность, чтобы точно и в короткий срок выполнять приказы вышестоящего руководства. Очень важно обладать пространственным мышлением, которое необходимо для ориентирования в пространстве на воде. Кроме того, должен запоминать места, в которых уже был.
Уметь вести наблюдение за окружающей местностью, для того чтобы своевременно выявить угрозы, препятствующие свободному прохождению корабля. Зрение не должно снижаться в плохих погодных условиях – дождя, тумана, темноты. При помощи отличного глазомера рулевой в миг и правильно определит точное расстояние от судна до появившихся очертаний местности.
Отличный слух пригодится мотористу для выявления правильной работы двигателя корабля по характерным звукам, поможет вовремя устранить его неисправность.
Должен обладать хорошим вестибулярным аппаратом, уметь плавать как на воде, так и под, и не быть подверженным морской болезни. А выполнение необходимых работ на судне потребуют начальных навыков слесаря и определенной физической силы.
Продолжительные вахты только для терпеливых и выносливых людей, а постоянный коллектив должен вызывать только дружелюбные эмоции, отсутствие конфликтов и взаимопомощь окружающим.
Права и обязанности профессии
Должностная инструкция рулевого-моториста регулируется Уставом компании, в которой служит сотрудник. Там же и прописаны его права и основные обязанности. Но стоит помнить, что руководитель может поставить задачу, которая там не прописана, но это не дает право не выполнять приказ начальства.
Необходимое образование
Чтобы соответствовать вакансии рулевого-моториста на судно, необходимо овладеть профильным образованием в среднем специальном учреждении по любому из направлений:
- матрос;
- моторист-машинист;
- технология кораблестроения и водного транспорта;
- механик судна;
- судоводитель или помощник механика судна.
Все эти направления позволяют получить необходимые знания и навыки, чтобы работать с корабельными двигателями и управлять водным транспортом.
Уровни квалификации
В специальности существует два уровня специалиста – это 5 и 6. Однако должностные обязанности рулевого-моториста никак не влияют на уровень выполняемых задач. Разница заключается лишь в мощности двигателя корабля, к управлению которым рулевой имеет допуск.
Так, например, рабочий пятого разряда может управлять судном с мощностью двигателя до 850 кВт, шестого такого ограничения не имеет.
Возможный карьерный рост
Образованные специалисты смогут работать в любых флотах и на любом судне. Со временем, приобретя необходимый опыт и пройдя необходимое повышение квалификации, вполне возможно благополучно стать капитаном судна.
Сколько зарабатывает специалист
Уровень заработной платы рулевого-моториста зависит от региона проживания сотрудника и мощности двигателя судна, которым он управляет. В дальних уголках страны заработная плата такого специалиста 6,5–15 тысяч рублей.
Живущие в центральном регионе смогут зарабатывать 25–30 тысяч рублей в месяц.
Как видно не густо. Но не стоит забывать, что в вахтовый период компания полностью обеспечивает работников форменной одеждой и необходимым питанием. Кроме того, имеются все социальные гарантии, оплачиваемый отпуск и премии по результатам работы.
Преимущества и недостатки профессии
К плюсам должности рулевого-моториста можно отнести:
- профессия достаточно востребована и актуальна на бирже труда;
- возможность карьерного роста до капитана корабля;
- полный социальный пакет от организации.
К недостаткам относятся:
- низкий уровень заработной платы;
- обязательное наличие соответствующего свидетельства об образовании;
- график работы – вахта.
Есть контингент людей, которым нравится бороздить просторы моря, они хотят познать настоящую мужественную морскую дружбу, увидеть дальние края, побывать в любом уголке мира. Это все кажется таким романтичным, что на флот идут служить не только мужчины, но и девушки. Однако для настоящего специалиста в этой должности – это первостепенно тяжелый труд. В любых погодных условиях и обстоятельствах корабли призваны перевозить грузы, пассажиров. Также с помощью судопроизводства добывается рыба и исследуются пространства Мирового океана.
На небольших буксирных катерах уровень ответственности рулевого-моториста возрастает в разы, ведь управление судном происходит без ценных указаний капитана, а всю ответственность на себя возлагает специалист за штурвалом. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательным, уметь по характеру звука определить неисправность в двигателе, четко ориентироваться по приборам и быстро принимать важные решения в условиях опасности.
Обязанности
моториста.
Моторист подчиняется
первому помощнику механика, а во время
вахты находится в распоряжении вахтенного
механика.
Моторист
обязан:
— Знать устройство
главных энергетических установок и
вспомогательных механизмов; уметь их
обслуживать.
— Знать нормативные
эксплуатауионно-технические показатели
работы энергетической установки.
— Участвовать в
обслуживании и ремонте всей судовой
техники.
— Знать и выполнять
правила технической эксплуатации
судовой техники.
— Своевременно
проводить техническое обслуживание
механизмов, закрепленных за ним
расписанием по заведованию.
— Знать расположение
и назначение трубопроводов, вентилей
и клапанов судовых систем и уметь ими
управлять.
— Уметь читать и
понимать значение показателей приборов
своего заведования.
Моторист может
привлекаться по указанию механика к
судовым работам, не входящих в круг его
прямых обязанностей, после получения
инструктажа по правилам безопасности
труда на рабочем месте.
Обязанности
рулевого.
Рулевой подчиняется
боцману, а во время вахты находится в
распоряжении вахтенного начальника.
Рулевой
обязан:
— Изучать специальную
лоцию и условия плавания района внутренних
судовых путей.
— Знать правила,
регламентирующие плавание и дополнения
к ним (обязанности), касающиеся района
плавания, а также действие рулевого
комплекса при работе движителей на
передний и задний ход при плавании на
мелководье, волнении, при ветре, швартовке,
отданном якоре и т.д.
— Знать принцип
работы различных систем рулевого
устройства, авторулевых, уметь осуществлять
переход с одного вида управления на
другой.
— уметь удерживать
судно на постоянном курсе или изменять
курс по указанию вахтенного начальника
в различных условиях плавания как при
визуальной ориентировке, так и с помощью
различных систем курсоуказателей.
— Уметь выполнять
все работы, входящие в круг обязанностей
матросов.
— Следить за чистотой
и порядком на ходовом мостике, в рулевой
и штурманской рубках и на тентовой
палубе.
Во время стоянки
судна у причала знать и выполнять
обязанности вахтенного у трапа.
В случае возникновения
во время стоянки пожара на судне или
вблизи него, а также при возникновении
других чрезвычайных происшествий
вахтенный рулевой немедленно докладывать
вахтенному начальнику и действует по
его указанию.
Знать месторасположение
противопожарного и спасательного
инвентаря и уметь использовать его.
Перед отходом
судна с место стоянки вахтенный рулевой
обязан убедиться в исправности действия
рулевого устройства путем перекладки
руля с борта на борт и доложить об этом
вахтенному начальнику.
Инструкция
вахтенного у трапа:
При заступлении
на пост вахтенный обязан убедиться в
исправном состоянии трапа, наличия
предохранительной сетки (если она
требуется), поручней и спасательного
круга с линем.
Вахтенный у трапа
осуществляет контроль за посещением
судна, неотлучно находясь у трапа и не
допуская на судно посторонних лиц без
разрешения вахтенного начальника,
местонахождение которого (как и способы
вызова) он должен знать.
Основными каналами
доставки ДТС (диверсионно-террористических
средств) следует считать:
— Скрытый пронос
людьми под одеждой или в ручной клади.
— Скрытая доставка
среди поступающих грузов и багажа.
Таким образом,
контроль людей и их ручной клади на
наличие взрывных устройств и огнестрельного
оружия должен осуществляться с целью
предотвращения проноса этих видов ДТС
на судно.
При проходе
должны контролироваться:
— Пассажиры
— Члены экипажа
— Провожающие и
другие посетители
Необходимость
проведения одновременно с контролем
на наличие ДТС — проверки пропусков
усложняет процедуру.
В качестве
камуфляжа самодельных взрывных устройств
применяются самые разнообразные, как
правило, бытовые предметы: электрический
карманный фонарь, вентилятор, светильник,
радиоприемник, электроплитка, банки,
коробки, термосы и другое.
При обнаружение
подозрительных на взрывоопасность
ручной клади необходимо получить
подробные разъяснения у его хозяина.
Если поведение хозяина ручной клади
покажется подозрительным, он должен
быть задержан до прибытия представителей
компетентных органов.
При возникновении
опасной ситуации вахтенный помощник
капитана должен связаться с ближайшим
отделением полиции или со специализированным
подразделением и передать им всю
имеющуюся информацию.
До прибытия
специалистов по обнаружению и обезврежению
взрывных устройств ручную кладь следует
считать взрывоопасной. Необходимо
закрыть доступ в опасную зону. Границы
этой зоны определяются с учетом конкретных
условий из расчета обеспечения
максимального удаления от взрывоопасного
объекта.
Не следует:
— трогать, перемещать
или передвигать ручную кладь,
— накрывать ее,
— оставаться рядом
с ней,
— пользоваться
поблизости радиооборудованием,
— создавать любые
акустические, тепловые колебания или
сейсмоколебания вблизи подозрительной
ручной клади.
Комплексный подход
к обеспечению безопасности судна
предполагает организацию контроля на
всех возможных каналах проноса ДТС, в
противном случае все усилия по контролю
у трапа могут быть бесполезны.
Обязанности
матроса.
Матрос
1 класса.
Матрос 1 класса
непосредственно подчиняется боцману,
а во время несения вахты находится в
распоряжении вахтенного начальника;
на несамоходном судне подчиняется
шкиперу.
Матрос 1 класса
обязан знать и выполнять обязанности
матроса 2 класса, а также уметь управлять
палубными механизмами, отдавать и
выбирать якоря, спускать и поднимать
шлюпки, управлять спасательными шлюпками
на веслах, с мотором и под парусами (на
море), знать расположение водяных танков,
их мерительных и воздушных труб, уметь
производить замеры воды в танках и
температуры в грузовых помещениях,
уметь замерять глубину ручным лотом.
Матрос 1 класса на
судах, выходящих в море, должен знать и
выполнять обязанности рулевого.
Матрос
2 класса.
Матрос 2 класса
непосредственно подчиняется боцману,
а во время несения вахты находится в
распоряжении вахтенного начальника;
на несамоходном судне подчиняется
шкиперу.
Матрос
2 класса обязан:
— Принимать участие
в судовых работах по палубной части.
— Принимать участие
в подготовке грузовых помещений, грузовых
средств и инвентаря к погрузке и выгрузке,
и уборе их по походному.
— Убирать палубы,
судовые служебные и санитарно-бытовые
помещения.
-При выполнении
работ, связанных с грузовыми операциями,
принимать участие в открытии и закрытии
люков трюмов; контролировать исправность
тары, маркировку, укладку, сепарирование
груза и при необходимости вести счет
мест груза; следить за сохранностью и
целостью груза, инвентаря и такелажа;
наблюдать за исправностью трюмных
трапов и другого трюмного оборудования:
не допускать в трюм лиц в нетрезвом
состоянии; докладывать вахтенному
начальнику о всех нарушениях, недостатках,
повреждениях и т.п.
— Выполнять все
швартовые такелажные малярные работы
и работы по забуксировке судов.
— Уметь грести
веслами в шлюпке и замерять уровень
воды в льялах и сточных колодцах на
судне, а при плавании в море, кроме того,
уметь осуществить прием и передачу
сообщений средствами зрительной связи,
выпускать и выбирать забортный лаг и
снимать счеты лага, выполнять обязанности
рулевого.
— Матрос 2 класса
может привлекаться к малярным и такелажным
работам в машинных помещениях после
получения инструктажа по правилам
техники безопасности труда на рабочем
месте .
— Принимать участии
в подготовке судна к выходу в рейс.
— Принимать участие
в подготовке судна к посадке и высадке
пассажиров.
— Принимать участие
в судовых работах и работах по техническому
обслуживанию корпусной части, включая
работы на высоте и за бортом.
— Нести ходовые
вахты на мостике и стояночные вахты у
трапа согласно судовому расписанию.
— Знать расположение
по судну аварийно-спасательного,
противопожарного оборудования, имущества,
инвентаря, уметь их использовать их по
назначению.
Обязанности
рулевого на ходовой вахте.
— Принимая вахту
на руле, рулевой обязан принять от
сменяющегося курс, выяснить, как судно
слушается руля и доложить вахтенному
начальнику о принятом курсе (по ориентирам
или курсоуказателю).
— Вахтенный рулевой,
находиться на посту управления, обязан
строго удерживать судно на заданном
курсе, следить за работой курсоуказателей
и рулевого устройства, немедленно
докладывая вахтенному начальнику о
неисправностях в их работе.
— Вахтенный рулевой
обязан выполнять команды только капитана,
вахтенного начальника или лоцмана (
команды последнего — по разрешению
капитана или вахтенного начальника),
предварительно продублировать их.
— При плавании с
использованием глазомерного метода
ориентировки вахтенный рулевой обязан
вести постоянное наблюдение за плавучими
и береговыми знаками навигационного
оборудования, показателями глубин на
береговых мачтах, сигналами движущихся
и стоящих судах обо всем, представляющем
опасность, докладывать вахтенному
начальнику.
— Перед отходом
судна с места стоянки вахтенный рулевой
обязан убедиться в исправности действия
рулевого устройства путем перекладки
руля с борта на борт и доложить об этом
вахтенному начальнику.
— Вахтенный рулевой
не является наблюдателем в то время,
когда он управляет рулем, используя
курсоуказатель.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #