Должностная инструкция шеф повара школьной столовой

Должностная инструкция шеф-повара школьной столовой (профстандарт)

Должностная инструкция
шеф-повара в школе по профстандарту

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция шеф-повара школьной столовой разработана на основе Профессионального стандарта «Повар», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2022 года №113н, с учетом СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000г «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в редакции от 1 января 2022 года, в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция шеф-повара в школе по профстандарту устанавливает трудовые функции, должностные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в общеобразовательной организации должность шеф-повара школьной столовой.
1.3. На должность шеф-повара школьной столовой может назначаться лицо:

  • не моложе 18 лет, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих или высшее образование по программе бакалавриата и дополнительные профессиональные программы по основному производству организаций питания;
  • имеющее стаж работы по специальности не менее одного года работы в организациях питания по организации и контролю деятельности бригады поваров при наличии среднего профессионального образования;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее ежегодно), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Шеф-повар принимается на работу и освобождается от должности директором общеобразовательной организации (руководителем предприятия питания).

1.5. Шеф-повар непосредственно подчиняется руководителю комбината питания (директору школы), выполняет указания медработника общеобразовательной организации по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического режима. Под руководством шеф-повара выполняют свои должностные обязанности работники пищеблока (повар, кухонный работник, кладовщик).
1.6. Осуществляя свою деятельность, шеф-повар школьной столовой руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», нормативными актами органов Управления образования по вопросам организации питания школьников, также:

  • Федеральным законом № 29-ФЗ от 02.01.2000г «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Положением об организации питания обучающихся в школе;
  • установленным в общеобразовательном учреждении основным 2-х недельным и ежедневным меню, технологическими картами, технико-технологическими картами, технологическими инструкциями приготовления блюд;
  • приказами, инструкциями и распоряжениями по организации питания в общеобразовательных учреждениях;
  • Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательной организации;
  • другими локальными актами школы, а также правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • инструкцией по охране труда для шеф-повара в школе.

1.7. Шеф-повар столовой школы должен знать:

  • нормативные правовые акты российской федерации, регулирующие организацию питания детей в общеобразовательных учреждениях;
  • факторы, влияющие на процессы кухни в столовой общеобразовательного учреждения;
  • современные технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • специализированные информационные программы и технологии, используемые в процессе организации работы кухни организации питания;
  • современное технологическое оборудование для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • технологические режимы приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • экономика, менеджмент и маркетинг, делопроизводство, подготовка отчетности организаций питания;
  • правила разработки меню;
  • принципы калькуляции блюд, напитков и кулинарных изделий в организации питания;
  • методы экономических расчетов и оценки эффективности школьной столовой;
  • методы, их порядок и периодичность контроля качества сырья, полуфабрикатов, расходных материалов, готовых блюд, напитков, кулинарных изделий, причины брака и меры по их устранению на каждом этапе технологического процесса приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • нормативы расхода сырья, полуфабрикатов, расходных материалов, выхода готовой продукции при приготовлении блюд, напитков, кулинарных изделий в организации питания;
  • теории межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии, публичных выступлений;
  • ХАССП в столовой школы;
  • требования к безопасности пищевых продуктов, условиям их хранения;
  • требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в школьной столовой.

1.8. Шеф-повар школьной столовой должен уметь:

  • определять факторы, влияющие на процессы работы кухни в столовой образовательной организации, и давать их оценку;
  • планировать отдельные виды процессов кухни организации питания и необходимые для этого ресурсы;
  • разрабатывать и вносить коррективы в планы работы кухни в зависимости от изменения факторов, влияющих на них;
  • определять факторы, влияющие на выбор технологических режимов для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • определять факторы, влияющие на выбор технологического оборудования для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • разрабатывать регламенты работы и критерии эффективности работы сотрудников;
  • вводить в меню новые блюда, напитки и кулинарные изделия;
  • проводить проработку рецептур, технологических карт блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • готовить авторские блюда, напитки и кулинарные изделия;
  • анализировать свойства сырья и полуфабрикатов, влияющие на качество готовых блюд, напитков и кулинарных изделий, ресурсосбережение, эффективность и стабильность процессов приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • производить анализ качества приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий на соответствие требованиям технических регламентов по качеству, безопасности и прослеживаемости приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • пользоваться профессиональным программным обеспечением при обработке данных контрольно-измерительных приборов и технологического оборудования для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий в;
  • отбирать пробы для проведения лабораторных исследований качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовых блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • производить входной, текущий и итоговый контроль работы кухни школьной столовой;
  • выявлять и оценивать проблемы в функционировании системы контроля на кухне организации питания, прогнозировать их последствия, принимать меры по их исправлению и недопущению в будущем;
  • пользоваться компьютером с применением специализированного программного обеспечения для формирования отчетов;
  • использовать мобильные терминалы и специализированные приложения для контроля выполнения заданий.

1.9. В период отсутствия шеф-повара школьной столовой (отпуска, временной нетрудоспособности, др.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.10. Шеф-повар в школе должен строго соблюдать должностную инструкцию, составленную в соответствии с профстандартом, правила и требования охраны труда, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и личной гигиены, а также порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.11. Шеф-повар должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

2. Трудовые функции

Шеф-повар столовой школы выполняет трудовые функции:
2.1. Управление текущей деятельностью кухни школьной столовой:
2.1.1. Планирование процессов кухни, основного производства столовой общеобразовательного учреждения.
2.1.2. Организация и координация процессов на кухне, основного производства столовой общеобразовательного учреждения.
2.1.3. Контроль на каждом этапе технологичного процесса приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий школьной столовой.
2.1.4. Контроль и оценка эффективности процессов на кухне, основном производстве столовой общеобразовательного учреждения.

3. Должностные обязанности шеф-повара

Шеф-повар в школе выполняет следующие обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции планирования процессов основного производства школьной столовой:

  • планирует потребности кухни школьной столовой в трудовых и материальных ресурсах;
  • разрабатывает планы кухни по отдельным видам процессов;
  • проводит организационную диагностику, проектирование и регламентацию процессов приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • осуществляет подбор технологического оборудования для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • осуществляет подбор технологических режимов приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • разрабатывает предложения по ценообразованию, ассортиментной политике школьной столовой в отношении блюд, напитков и кулинарных изделий.

3.2. В рамках трудовой функции организации и координации процессов на кухне, основного производства школьной столовой:

  • координирует деятельность работников кухни в процессе приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • координирует процессы кухни с другими службами организации питания
  • разрабатывает меню школьной столовой;
  • готовит авторские блюда, напитки и кулинарные изделия.

3.3. В рамках трудовой функции контроля на каждом этапе технологичного процесса приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий школьной столовой:

  • осуществляет входной и технологический контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовых блюд, напитков и кулинарных изделий в столовой;
  • контролирует параметры и режимы приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий на соответствие требованиям технологической и эксплуатационной документации;
  • применяет системы управления качеством, безопасностью и прослеживаемостью приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий.

3.4. В рамках трудовой функции контроля и оценки эффективности процессов на кухне, основном производстве школьной столовой:

  • контролирует выполнение работниками школьной столовой регламентов и санитарных требований;
  • контролирует процесс своевременного, согласно режиму школы, высококачественного приготовление пищи для обучающихся и сотрудников;
  • осуществляет постоянный контроль норм закладки сырья; соответствия меню и технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий, отраженной в технологических картах (технико-технологических картах, технологических инструкциях), при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;
  • в целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов контролирует ведение ежедневной регистрации показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях и влажности — в складских помещениях;
  • контролирует систематический отбор суточной пробы в специально выделенные обеззараженные и промаркированные емкости (плотно закрывающиеся) отдельно каждое блюдо и (или) кулинарное изделие, хранение не менее 48 часов в специально отведенном в холодильнике месте/холодильнике при температуре от +2°С до +6°С;
  • контролирует осуществление питьевого режима в школьной столовой с использованием кипяченой питьевой воды, а также смену воды в емкости для её раздачи не реже, чем через 3 часа с фиксацией в графике;
  • контролирует использование термометра для контроля температуры блюд при раздаче с целью минимизации риска теплового воздействия;
  • не допускает размещение работниками пищеблока личных вещей и комнатных растений в производственных помещениях пищеблока;
  • контролирует соблюдение соответствия веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню, а также подготовку и закладку продуктов согласно меню;
  • не допускает возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов;
  • не допускает использование не по назначению кухонного инвентаря, использование деформированной, с дефектами и механическими повреждениями кухонной и столовой посуды, инвентаря, столовых приборов (вилки, ложки) из алюминия;
  • разрешает использовать в работе оборудование, инвентарь, посуду и тару, выполненные только из материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, а также предусматривающих возможность их мытья и обеззараживания;
  • разрешает для приготовления блюд использовать посуду только из нержавеющей стали, а для раздачи и порционирования блюд — инвентарь с мерной меткой объема в литрах и (или) миллилитрах;
  • контролирует использование работниками кухонной посуды, столов, инвентаря, оборудования только в соответствии с маркировкой;
  • контролирует обработку и хранение раздельно в производственных цехах (зонах, участках) разделочного инвентаря для готовой и сырой продукции;
  • контролирует осуществление работниками пищеблока столовой школы правильной последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения персонала;
  • контролирует использование одноразовых перчаток работниками при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащих замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе;
  • проводит бракераж готовой пищи, участвует в бракеражной комиссии школы;
  • систематически контролирует правильную эксплуатацию технологического оборудования и других основных средств;
  • контролирует ношение спецодежды и ее состояние сотрудниками столовой школы;
  • своевременно обеспечивает исправное рабочее состояние имеющегося оборудования и кухонного инвентаря на пищеблоке школьной столовой;
  • в соответствии с инструкцией по эксплуатации обеспечивает работу бактерицидного оборудования для обеззараживания воздуха в помещениях, задействованных в приготовлении холодных блюд, цехах и (или) участках порционирования блюд;
  • выявляет отклонения от плана в работе кухни школьной столовой и их причины;
  • осуществляет подготовку и реализацию мер по повышению эффективности работы пищеблока школьной столовой;
  • осуществляет учет, составление и подготовку отчетов о результатах работы пищеблока школьной столовой;
  • реализует меры по предупреждению хищений и других случаев нарушения сотрудниками пищеблока столовой трудовой дисциплины, технологий приготовления блюд, нарушений графика выдачи готовой пищи;
  • контролирует соблюдение работниками пищеблока правил и норм охраны труда, пожарной безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, режима работы столовой общеобразовательной организации;
  • контролирует в конце рабочего дня мойку всей посуды, столовых приборов, подносов в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию, и максимальных температурных режимов; при мытье вручную контролирует обработку посуды и столовых приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по применению;
  • осуществляет контроль уборки всех помещений, предназначенных для организации питания, ежедневной влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств производственных помещений, столов для посетителей после каждого использования;
  • осуществляет контроль обработки аппаратов для автоматической выдачи пищевой продукции в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.

3.5. Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов шеф-повар не допускает:

  • нахождение на раздаче более 3 часов с момента изготовления готовых блюд, требующих разогревания перед употреблением;
  • размещение на раздаче для реализации холодных блюд, кондитерских изделий и напитков вне охлаждаемой витрины (холодильного оборудования) и реализацию с нарушением установленных сроков годности и условий хранения, обеспечивающих качество и безопасность продукции;
  • реализацию на следующий день готовых блюд;
  • замораживание нереализованных готовых блюд для последующей реализации в другие дни;
  • привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче блюд и кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности;
  • содержания синантропных птиц и животных;
  • организует мероприятия, обеспечивающие отсутствие в помещениях пищеблока и кладовых насекомых и грызунов.

3.6. При осуществлении работ в школьной столовой шеф-повар обязан:

  • использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, подлежащих замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе;
  • оставлять в индивидуальном шкафу или специально отведенном месте одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви;
  • снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, головной убор при посещении туалета;
  • мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета.

3.7. Шеф-повар обеспечивает прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на пищеблок столовой школы при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствия товаросопроводительной документации и маркировки пищевую продукцию и продовольственное (пищевое) сырье не принимает.
3.8. Обеспечивает временное хранение готовых блюд и пищевой продукции, переданной родителями детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании в холодильнике.
3.9. Не допускает хранение пищевой продукции во время проведения мероприятий по дератизации, дезинфекции и дезинсекции в производственных помещениях с целью исключения опасности её загрязнения токсичными химическими веществами.
3.10. Временно отстраняет лиц с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями от работы с пищевыми продуктами после проверки медицинским работником.
3.11. Запрещает использование ртутных термометров при организации питания.
3.12. Размещает в доступных для родителей и обучающихся местах (в обеденном зале, холле) следующую информацию:

  • ежедневное меню основного (организованного) питания с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции;
  • меню дополнительного питания с указанием наименования блюда, массы порции, калорийности порции;
  • рекомендации по организации здорового питания обучающихся.

3.13. Не допускает ремонт производственных помещений школьной столовой одновременно с приготовлением продукции питания в них.
3.14. Соблюдает культуру и этику общения с персоналом образовательной организации, обучающимися и родителями (законными представителями), посетителями.
3.15. Строго соблюдает свою должностную инструкцию шеф-повара школьной столовой, разработанную по профстандарту, правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный на пищеблоке.
3.16. Проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда и пожарной безопасности.
3.17. Информирует директора школы о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызове скорой медицинской помощи.
3.18. Шеф-повар школьной столовой обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, кухонного инвентаря и продуктов питания.
3.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне. Проводит работу по повышению квалификации подчиненных работников столовой общеобразовательного учреждения. Проходит периодические медицинские обследования.

4. Права

Шеф-повар школьной столовой имеет право:
4.1. Вносить предложения по улучшению работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
4.2. Знакомиться с проектами, решениями соответствующих органов и организаций по вопросам деятельности и организации питания в общеобразовательных организациях, относящихся к его компетенции, вносить по ним соответствующие предложения.
4.3. Принимать участие в управлении общеобразовательной организацией в порядке, установленном Уставом школы.
4.4. Вносить изменения в меню школьной столовой при необходимости.
4.5. Вносить предложения по улучшению работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями, по создания условий, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований охраны труда, санитарно-гигиенических норм, пожарной безопасности), соблюдения установленных норм; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений на пищеблоке школьной столовой.
4.7. Требовать адекватной замены поставщика продуктов при наличии обоснованных претензий.
4.8. На представление к различным формам поощрения подчинённых, а также к дисциплинарному взысканию.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.10. Знакомиться с жалобами и иными документами, отражающими качество его работы, давать по ним пояснения.

5. Ответственность

Шеф-повар в школе несет ответственность:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции шеф-повара в школе, в том числе за не использование предоставленных ею прав, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы (руководителя предприятия питания) и иных локальных нормативных актов несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За нанесение материального ущерба – шеф-повар пищеблока общеобразовательной организации несет ответственность в границах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации, а также:

  • за качество и соответствие готовых блюд меню, утвержденному в общеобразовательной организации;
  • за соблюдение технологии приготовления блюд;
  • за сохранность пищевых продуктов;
  • за соблюдение режима питания в общеобразовательной организации.

5.3. За применение, даже однократное, способов воспитания, включающих в себя физическое и (или) психологическое насилие над личностью ребенка, шеф-повар может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству Российской Федерации. Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарной ответственности.
5.4. За нарушение правил охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, шеф-повар (заведующий производством) школьной столовой несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За совершенные в процессе выполнения своей трудовой деятельности и должностных обязанностей правонарушения несет ответственность в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Шеф-повар в общеобразовательной организации:
6.1. Выполняет свою работу в режиме ненормированного рабочего дня с учетом 40-часовой рабочей недели.
6.2. Информирует директора школы (руководителя предприятия общественного питания) о возникших трудностях в работе, поломке технологического оборудования, о выявленных замечаниях по охране труда, пожарной и электробезопасности.
6.3. Получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под подпись с соответствующими документами.
6.4. Осуществляет деятельность, контактируя и обменивая информацией с поваром, кухонным работником, кладовщиком и другими работниками пищеблока.
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.6. Способствует созданию отношений сотрудничества и доброжелательности между работниками пищеблока и педагогическими работниками, а также благоприятного морально-психологического климата в школьной столовой.
6.7. Сообщает обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу.
6.8. В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений в школе, оперативно извещает директора школы (при отсутствии – заместителя директора по административно-хозяйственной части).

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление шеф-повара школьной столовой с настоящей должностной инструкцией, разработанной на основе профстандарта, осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а).
«___»___________202__г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Должностным инструкциям школы на основе Профстандарта

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Шеф-повара школьной столовой (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Повар», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года №610н, с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными актами, регламентирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Данная инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в школе должность шеф-повара школьной столовой.

1.3. Шеф-повар школьной столовой относится к категории руководителей.

1.4. На должность шеф-повара школьной столовой может назначаться лицо:

  • не моложе 18 лет, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих или высшее образование по программе бакалавриата и дополнительные профессиональные программы по основному производству организаций питания;
  • имеющее стаж работы по специальности не менее трех лет на пятом квалификационном уровне в основном производстве организаций питания для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование или не менее двух лет на пятом квалификационном уровне в основном производстве организаций питания для специалистов, имеющих высшее образование;
  • прошедшее обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

1.5. Шеф-повар школьной столовой должен пройти профессиональную гигиеническую подготовку (санминимум), аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке, иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках.

1.6. Шеф-повар столовой школы должен знать:

  • нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию питания детей в общеобразовательных учреждениях;
  • требования охраны труда, санитарии и гигиены;
  • требования к безопасности пищевых продуктов, условиям их хранения;
  • современные технологии производства блюд, напитков и кулинарных изделий ассортимента школьной столовой;
  • технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий ассортимента школьной столовой;
  • специализированные информационные программы и технологии, используемые в процессе организации основного производства школьной столовой;
  • методы управления, делопроизводства и подготовки отчетности в организациях питания;
  • технологии маркетинговых исследований в заведениях общественного питания;
  • специализированные компьютерные программы и технологии, используемые организациями питания;
  • теорию межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии малой группы;
  • правила внутреннего трудового распорядка школы;
  • экономику общественного питания;
  • организацию оплаты и стимулирования труда.

1.7. Шеф-повар школьной столовой должен уметь:

  • определять факторы, влияющие на процессы основного производства организации питания (школьной столовой), и давать их оценку;
  • планировать отдельные виды процессов основного производства школьной столовой и необходимые для этого ресурсы;
  • разрабатывать и вносить коррективы в планы основного производства организации питания в зависимости от изменения факторов, влияющих на них;
  • оценивать организацию процессов основного производства школьной столовой;
  • определять способы распределения производственных заданий между поварами, передачи полномочий и степень ответственности;
  • разрабатывать производственные регламенты и инструкции по процессам основного производства школьной столовой;
  • координировать производственные и социальные процессы основного производства организации питания в соответствии с целями развития школьной столовой;
  • производить входной, текущий и итоговый контроль работы основного производства организации питания (школьной столовой);
  • выявлять и оценивать проблемы в функционировании системы контроля на основном производстве организации питания, прогнозировать их последствия, принимать меры по их решению и недопущению в будущем;
  • проводить собрания работников с учетом особенностей деятельности школьной столовой;
  • использовать информационные технологии, применяемые организациями питания, для ведения делопроизводства и выполнения регламентов организации работы основного производства школьной столовой;
  • использовать информационные технологии для ведения делопроизводства и выполнения регламентов организации работы поваров.

1.8. Шеф-повар школьной столовой принимается на работу и освобождается от должности директором школы. Непосредственно подчиняется директору школы.

1.9. В период отсутствия шеф-повара школьной столовой (отпуска, временной нетрудоспособности, др.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.10. Шеф-повар школьной столовой должен знать свою должностную инструкцию, правила и нормы охраны труда и производственной санитарии, а также пожарной и электробезопасности.

1.11. Осуществляя свою деятельность, шеф-повар школьной столовой действует в соответствии с Конституцией и законами РФ, указами Президента и решениями Правительства Российской Федерации, а также органов Управления образованием по вопросам организации питания школьников.

1.12. Шеф-повар школьной столовой  руководствуется в своей работе настоящей должностной инструкцией, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями охраны труда, противопожарной защиты и антитеррористической безопасности.

1.13. Перед осуществлением деятельности на пищеблоке школы проходит обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

2. Трудовые функции

Шеф-повар столовой школы выполняет следующие трудовые функции:

2.1. Управление текущей деятельностью основного производства школьной столовой:

2.1.1. Планирование процессов основного производства школьной столовой.

2.1.2. Организация и координация процессов основного производства школьной столовой.

2.1.3. Контроль и оценка эффективности процессов основного производства школьной столовой.

3. Должностные обязанности

Шеф-повар школьной столовой выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. В рамках трудовой функции планирования процессов основного производства школьной столовой:

  • планирует потребности основного производства школьной столовой в трудовых и материальных ресурсах;
  • разрабатывает планы основного производства по отдельным видам процессов;
  • оценивает факторы, влияющие на процессы основного производства школьной столовой;
  • проводит инструктажи персонала пищеблока школьной столовой по технологии приготовления пищи и другим производственным вопросам.

3.2. В рамках трудовой функции организации и координации процессов основного производства школьной столовой:

  • проводит организационную диагностику, проектирование и регламентацию процессов основного производства столовой школы;
  • осуществляет расстановку поваров и других работников школьной столовой, составляет графики выхода их на работу;
  • распределяет производственные задания между поварами школьной столовой в зависимости от их специализации и определения степени ответственности;
  • осуществляет координацию процессов производства пищи на пищеблоке столовой школы с поставками продуктов и их хранением;
  • обеспечивает своевременное, согласно режиму школы, высококачественное приготовление продукции собственного производства требуемого ассортимента и качества для учащихся и работников;
  • составляет заявки на необходимые продовольственные товары,полуфабрикаты и сырье, обеспечивает их своевременное приобретение и получение с баз и со складов, контролирует ассортимент, количество и сроки поступления и реализации;
  • составляет меню и обеспечивает разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий;
  • проводит работу по совершенствованию организации производственного процесса, внедрению прогрессивной технологии, эффективному использованию оборудования, повышению профессионального мастерства работников школьной столовой, в целях повышения качества приготовляемых блюд.

3.3. В рамках трудовой функции контроля и оценки эффективности процессов основного производства школьной столовой:

  • контролирует процесс своевременного, согласно режиму школы, высококачественного приготовление пищи для обучающихся и сотрудников, соблюдения работниками школьной столовой санитарных требований и правил личной гигиены;
  • осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий, нормами закладки сырья;
  • проводит бракераж готовой пищи, участвует в бракеражной комиссии школы;
  • систематически контролирует правильную эксплуатацию технологического оборудования и других основных средств;
  • контролирует ношение спецодежды и ее состояние сотрудниками столовой школы;
  • своевременно обеспечивает исправное рабочее состояние имеющегося оборудования и кухонного инвентаря на пищеблоке школьной столовой;
  • оценивает результаты деятельности школьной столовой за отчетный период;
  • выявляет отклонения от плана в работе пищеблока школьной столовой и их причины;
  • осуществляет подготовку и реализацию мер по повышению эффективности работы пищеблока школьной столовой;
  • осуществляет учет, составление и подготовку отчетов о результатах работы пищеблока школьной столовой за отчетный период, внедрение передовых приемов и методов труда;
  • реализует меры по предупреждению хищений и других случаев нарушения сотрудниками пищеблока столовой трудовой дисциплины, технологий приготовления блюд, нарушений графика выдачи готовой пищи;
  • контролирует соблюдение работниками пищеблока правил и норм охраны труда, пожарной безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, Правил внутреннего трудового распорядка школы;
  • не допускает к выполнению обязанностей работника, являющегося источником инфекционных заболеваний;
  • вносит предложения о поощрении отличившихся работников пищеблока столовой школы или наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

3.4. Шеф-повар школьной столовой соблюдает правила санитарной и личной гигиены на рабочем месте.

3.5. Строго соблюдает свою должностную инструкцию, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, режим работы, инструкции по охране труда при эксплуатации имеющегося технологического электрооборудования.

3.6. Соблюдает культуру и этику общения с сотрудниками и коллегами по работе, правила и нормы охраны труда, пожарной и электробезопасности, ношения и содержания спецодежды.

3.7. Постоянно улучшает свои знания, повышает квалификацию и профессиональное мастерство с помощью теоретической подготовки и практической деятельности.

3.8. Проводит работу по повышению квалификации подчиненных работников школьной столовой.

4. Права

Шеф-повар школьной столовой имеет право:

4.1. Вносить предложения по улучшению работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

4.2. Знакомится с проектами, решениями соответствующих органов и организаций по вопросам деятельности и организации питания в общеобразовательных учреждениях, относящихся к его компетенции, вносить по ним соответствующие предложения.

4.3. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, установленном Уставом школы.

4.4. Вносить изменения в меню школьной столовой при необходимости.

4.5. Вносить предложения по улучшению работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями, по создания условий, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.

4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований охраны труда, санитарно-гигиенических норм, пожарной безопасности), соблюдения установленных норм; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений на пищеблоке школьной столовой.

4.7. Требовать адекватной замены поставщика продуктов при наличии обоснованных претензий.

4.8. На представление к различным формам поощрения подчинённых, а также к дисциплинарному взысканию.

4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.10. Знакомиться с жалобами и иными документами, отражающими качество его работы, давать по ним пояснения.

5. Ответственность

Шеф-повар школьной столовой несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

5.1. Несоответствующее выполнение своей должностной инструкции несет ответственность в соответствии с Уставом, трудовым договором, действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. Нанесение материального ущерба – шеф-повар школьной столовой несет ответственность в границах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации, а также:

  • за качество и соответствие готовых блюд меню-раскладке, утвержденному в общеобразовательном учреждении;
  • за соблюдение технологии приготовления блюд и своевременную выдачу питания согласно графику выдачи с соблюдением нормы готовых блюд;
  • за сохранность пищевых продуктов после выдачи их в школьной столовой;
  • за соблюдение режима питания в школе.

5.3. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью школьника, сотрудник может быть освобожден от занимаемой должности.

5.4. Нарушение правил охраны труда, противопожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, шеф-повар школьной столовой несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Шеф-повар школьной столовой:

6.1. Выполняет свою работу в режиме ненормированного рабочего дня согласно утвержденному графику.

6.2. Осуществляет деятельность, тесно контактируя с поваром, работниками пищеблока; постоянно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.3. Способствует созданию отношений сотрудничества и доброжелательности между работниками пищеблока и педагогическими работниками, а также благоприятного морально-психологического климата в школьной столовой.

6.4. Проходит инструктаж по охране труда и противопожарной защите, электробезопасности; периодические медицинские обследования.

6.5. Получает необходимую информацию от директора школы.

6.6. О несчастных случаях, аварийных ситуаций в работе систем энергоснабжения и водоснабжения, канализации, при выявленных нарушениях санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений школьников, шеф-повар обязан срочно доложить директору школы (при его отсутствии – иному должностному лицу).

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление шеф-повара школьной столовой с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен ____/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Повара столовой общеобразовательного учреждения (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Повар», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2021 г. №610н.; с учетом требований ФЗ №273 от 29.12.2021 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2021 года; в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в школе должность повара столовой общеобразовательного учреждения.

1.3. Повар столовой общеобразовательного учреждения принимается на работу и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.

1.4. Повар столовой общеобразовательного учреждения непосредственно подчиняется директору общеобразовательного учреждения, выполняет свои должностные обязанности под руководством заведующего производством (шеф-повара), выполняет указания медработника общеобразовательного учреждения по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического режима.

1.5. Условиями допуска повара столовой общеобразовательного учреждения к работе являются:

  • наличие среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по основному производству организации питания; программе переподготовки специалистов;
  • наличие стажа работы не менее года на третьем квалификационном уровне в основном производстве организаций питания для сотрудников, имеющих профессиональное обучение (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих);
  • наличие стажа работы не менее шести месяцев на третьем квалификационном уровне в основном производстве организаций питания для сотрудников, имеющих среднее профессиональное образование;
  • наличие профессиональной гигиенической подготовки (санминимума), аттестации и медицинского обследования в установленном порядке, наличие личной медицинской книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках.

1.6. В своей профессиональной деятельности повар столовой общеобразовательного учреждения руководствуется должностной инструкцией, СанПиН 2.4.5.2409-08 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательная организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования”, а также:

  • установленным в школе цикличным 10-дневным меню для обучающихся;
  • методическими рекомендациями по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов;
  • приказами, инструкциями и распоряжениями по организации питания в общеобразовательная организациях;
  • Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • другими локальными актами общеобразовательного учреждения, а также правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности.

1.7. Повар столовой общеобразовательного учреждения должен знать:

  • нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность столовой общеобразовательного учреждения;
  • требования к качеству, срокам и условиям хранения, порционированию, оформлению и подаче блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента;
  • технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента;
  • правила составления меню, заявок на продукты, ведения учета и составления товарных отчетов о производстве блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • способы сокращения потерь и сохранения питательной ценности пищевых продуктов, используемых при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий, при их тепловой обработке;
  • специфику производственной деятельности пищеблока столовой общеобразовательного учреждения, технологические процессы и режимы производства блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • технологии наставничества и обучения на рабочих местах;
  • способы организации питания, в том числе диетического;
  • рецептуру и современные технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента;
  • нормы расхода сырья и полуфабрикатов, используемых при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий, правила учета и выдачи продуктов;
  • виды технологического оборудования, технические характеристики, назначение и правила его эксплуатации при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке продуктов к тепловой обработке;
  • основы и значение питания детей школьного возраста;
  • характеристику и биологическую ценность различных пищевых продуктов;
  • особенности кулинарной обработки продуктов для учащихся разного возраста;
  • график и правила закладки продуктов для приготовления готовой пищи для учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения;
  • режим и продолжительность тепловой обработки и других процессов: варки, жарки, припускания, выпечки в процессе приготовления пищи для учащихся;
  • объем блюд, соответствующий возрасту обучающихся;
  • правила пользования таблицей замены продуктов;
  • санитарные правила содержания пищеблока столовой общеобразовательного учреждения;
  • правила личной гигиены;
  • меры предупреждения пищевых отравлений;
  • правила и график выдачи пищи;
  • требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности на пищеблоке столовой общеобразовательного учреждения.

1.8. Повар столовой общеобразовательного учреждения должен уметь:

  • оценивать наличие сырья и материалов для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий и прогнозировать потребность в них в соответствии с имеющимися условиями хранения;
  • производить анализ и оценку потребности основного производства столовой общеобразовательного учреждения в материальных ресурсах и персонале;
  • организовывать обучение работников пищеблока столовой общеобразовательного учреждения на рабочих местах технологиям приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • осуществлять контроль выполнения помощниками повара заданий по изготовлению блюд, напитков и кулинарных изделий стандартного ассортимента;
  • изготовлять блюда, напитки и кулинарные изделия по технологическим картам;
  • комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • соблюдать при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий требования к качеству и безопасности их приготовления;
  • оценивать качество приготовления и безопасность готовых блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • составлять калькуляцию на блюда, напитки и кулинарные изделия;
  • кратко излагать концепции, оказавшие влияние на выбор и оформление блюд, напитков и кулинарных изделий.

1.9. Повар столовой общеобразовательного учреждения должен знать правила и требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности, а также порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.10. Перед осуществлением должностных обязанностей повар столовой общеобразовательного учреждения проходит обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

2. Трудовые функции

Повар столовой общеобразовательного учреждения выполняет следующие трудовые функции:

2.1. Приготовление блюд, напитков, кулинарных изделий и другой продукции разнообразного ассортимента для учащихся и работников в соответствии с режимом общеобразовательного учреждения:

  • Подготовка инвентаря, оборудования и рабочего места повара столовой общеобразовательного учреждения к работе.
  • Приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий для обучающихся общеобразовательного учреждения разного возраста.

3. Должностные обязанности

Повар столовой общеобразовательного учреждения выполняет обязанности:

3.1. В рамках трудовой функции осуществления подготовки инвентаря, оборудования и рабочего места к работе:

  • оценка наличия запасов сырья и полуфабрикатов, необходимых для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий на пищеблоке столовой общеобразовательного учреждения;
  • составление заявок на сырье и полуфабрикаты, используемые при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий и передача их лицу, ответственному за закупки;
  • оценка наличия персонала и материальных ресурсов, необходимых для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий в столовой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление подготовки сырья и полуфабрикатов для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • подготовка товарных отчетов по производству блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • контроль выполнения помощником повара заданий.

3.2. В рамках трудовой функции приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий для учащихся разного возраста:

  • разработка ассортимента, меню и рецептов блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • нарезка овощей и фруктов;
  • приготовление вязких, полувязких, протертых и рассыпчатых каш из различных круп;
  • приготовление отварных, тушеных, запеченных, пюре и других овощных блюд;
  • приготовление овощных, фруктовых, фруктово-овощных салатов, винегретов;
  • приготовление супов, мясных бульонов и бульонов из мяса птицы;
  • приготовление вегетарианских, пюре-образных, холодных и заправочных на мясном бульоне супов;
  • приготовление томатных, сметанных, молочных и фруктовых соусов;
  • приготовление суфле, тефтелей, котлет, гуляша и других блюд из мясных, куриных и рыбных продуктов, субпродуктов (печени, языка);
  • приготовление запеканок из крупы, макаронных изделий, овощей с мясом, яиц и творога;
  • приготовление молочных и яичных блюд;
  • приготовление горячих и холодных напитков, компотов, киселей и других третьих блюд;
  • приготовление дрожжевого и пресного теста, выпечки из него булочек, пирожков, оладий, ватрушек и других кулинарных изделий;
  • приготовление блюд здорового питания и диетических блюд;
  • контроль качества приготовления и безопасности блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • контроль безопасности готовых блюд, напитков и кулинарных изделий;
  • контроль хранения и расхода продуктов, используемых при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий на пищеблоке столовой общеобразовательного учреждения;
  • выдача готовой пищи только после снятия пробы медицинским работником и директором общеобразовательного учреждения с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и внесением соответствующей записи в бракеражный журнал готовых блюд.

3.3. При осуществлении работ на пищеблоке столовой общеобразовательного учреждения повар обязан:

  • являться на работу строго согласно утвержденному графику работы пищеблока общеобразовательного учреждения;
  • находится на рабочем месте в спецодежде;
  • ежедневно утром знакомиться с утвержденным меню-раскладкой на предстоящий день, развешивать продукты, предназначенные на каждый прием пищи, в отдельную тару;
  • соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке, утвержденному в школе;
  • принимать от кладовщика общеобразовательного учреждения продукты по утвержденному меню-раскладке на завтрашний день под роспись;
  • точно производить подготовку и закладку продуктов согласно меню-раскладке;
  • использовать в своей работе только вымеренную тару;
  • соблюдать правила разделки и приготовления блюд на специальных столах и специально промаркированным инвентарем;
  • при работе технологического оборудования исключать возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов;
  • кухонный инвентарь хранить раздельно и использовать строго по назначению;
  • не допускать использование посуды с отбитыми краями, трещинами, скопами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия;
  • соблюдать при кулинарной обработке пищевых продуктов гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд;
  • в первый день поступления мяса произвести его разделку на мякоть и кости, сообщив данные кладовщику;
  • фиксировать вес пищевых отходов в меню-раскладке при обработке или подготовке к приготовлению сырых продуктов (овощи, мясо, рыба, кура, фрукты);
  • соблюдать правила кулинарной обработки овощей для сохранения витаминов;
  • проводить маркировку технологического оборудования, инвентаря, посуды, тары в соответствии с санитарными требованиями для сырых и готовых продуктов.

3.4. Повар столовой общеобразовательного учреждения ежедневно оставляет суточную пробу готовой порционной продукции в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 граммов. Пробу необходимо отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную тару) и сохранять в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специальном холодильнике, предназначенном для хранения кисломолочных продуктов при температуре 2 – 6 °С.

3.5. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, кухонного инвентаря и продуктов.

3.6. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, а также в общественных местах.

3.7. Выполняет правила охраны труда, пожарной и электробезопасности на пищеблоке столовой общеобразовательного учреждения.

3.8. Проходит периодические медицинские обследования.

3.9. Повар столовой общеобразовательного учреждения обязан постоянно улучшать свои знания, повышать квалификацию и профессиональное мастерство с помощью теоретической подготовки и практической деятельности.

4. Права

Повар столовой общеобразовательного учреждения имеет право:

4.1. Не использовать недоброкачественные продукты для приготовления блюд.

4.2. На рабочее место, которое соответствует требованиям охраны труда и пожарной безопасности.

4.3. Отказаться от выполнения работ при возникновении угрозы жизни и здоровью вследствие нарушения требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.

4.4. Вносить предложения по улучшению организации питания в школе.

4.5. На моральное и материальное поощрение, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников общеобразовательного учреждения.

4.6. Давать школьникам указания, относящиеся к поддержанию дисциплины в столовой общеобразовательного учреждения.

4.7. Знакомиться с жалобами и иными материалами, отражающими качество деятельности повара общеобразовательного учреждения, давать по ним пояснения.

4.8. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.

4.9. На защиту своих интересов самостоятельно и/или с помощью представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением поваром столовой общеобразовательного учреждения норм профессиональной этики.

4.10. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, установленных законом.

4.11. На вступление в профсоюзы для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов. На получение социальных гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и локальными актами общеобразовательного учреждения.

5. Ответственность

Повар столовой общеобразовательного учреждения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции, в том числе за не использование предоставленных ею прав, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, повар несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. Применение, даже однократно, способов воспитания, включающих в себя физическое и (или) психологическое насилие над личностью ребенка, повар общеобразовательного учреждения может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарной ответственности.

5.3. Нанесение материального ущерба повар столовой общеобразовательного учреждения несет ответственность в пределах, установленных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации, а также за:

  • качество и соответствие готовых блюд, утвержденных в школе;
  • сохранность пищевых продуктов после их получения;
  • соблюдение режима питания в столовой общеобразовательного учреждения.

5.4. Нарушение правил охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, повар столовой общеобразовательного учреждения несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

5.5. Совершенные в процессе выполнения своей трудовой деятельности и должностных обязанностей правонарушения повар столовой общеобразовательного учреждения несет ответственность в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

 6. Взаимоотношения. Связи по должности

Повар столовой общеобразовательного учреждения:

6.1. Повар столовой общеобразовательного учреждения выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели, и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.

6.2. Информирует заведующего производством (шеф-повара) о возникших трудностях в работе, поломке технологического оборудования и кухонного инвентаря, о выявленных замечаниях по охране труда и пожарной и электробезопасности.

6.3. Получает от администрации общеобразовательного учреждения материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Проходит в обязательном порядке инструктажи по правилам санитарии и гигиены, по охране труда и пожарной и электробезопасности, а также по безопасной эксплуатации технологического оборудования на рабочем месте.

6.5. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с заведующим производством (шеф-поваром), администрацией общеобразовательного учреждения, педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, работниками пищеблока.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление повара столовой общеобразовательного учреждения с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления работника столовой общеобразовательного учреждения с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Обновлено: 12.07.2023

1) имеющее среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), прошедшее обучение по дополнительным профессиональным программам по основному производству организаций питания;

2) имеющее стаж работы не менее 1 года на 4-м квалификационном уровне в основном производстве организаций питания;

3) имеющее медицинскую книжку;

4) прошедшее в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования);

5) достигшее возраста 18 лет* (*При производстве блюд, напитков и кулинарных изделий с использованием алкоголя).

1.3. Шеф-повар должен знать:

1) нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания;

2) методы планирования, организации, стимулирования и контроля деятельности сотрудников организаций питания;

3) современные технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента;

4) требования к безопасности пищевых продуктов, условиям их хранения;

5) теорию межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии малой группы;

6) современные технологии контроля организации деятельности сотрудников организаций питания;

7) методы управления, делопроизводства и подготовки отчетности организаций питания;

8) технологии маркетинговых исследований в организациях питания;

9) технологии обучения на рабочих местах;

10) требования трудовой дисциплины, санитарии и гигиены;

11) Правила внутреннего трудового распорядка;

12) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

13) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.4. Шеф-повар должен уметь:

1) разрабатывать план работы бригады поваров;

2) распределять работу между членами бригады поваров и ставить задачи подчиненным;

3) обучать членов бригады на рабочих местах современным технологиям приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента;

4) контролировать текущую деятельность членов бригады поваров и своевременно выявлять отклонения в их работе;

5) предупреждать факты хищений и других случаев нарушения членами бригады поваров трудовой дисциплины;

6) организовывать и производить входной, текущий и итоговый контроль работы членов бригады поваров;

7) анализировать результаты работы бригады поваров за отчетный период и определять причины отклонений результатов работы бригады поваров от плана;

8) использовать информационные технологии для ведения делопроизводства и выполнения регламентов организации работы бригады поваров;

9) разрабатывать меры по предупреждению невыполнения плана работ и контролировать их реализацию;

10) управлять конфликтными ситуациями, возникающими в бригаде;

11) готовить отчеты о работе бригады поваров;

12) ……… (другие навыки и умения)

1.5. Шеф-повар в своей деятельности руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.6. Шеф-повар подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.7. Шеф-повар осуществляет руководство ……… (наименование структурного подразделения/бригадой поваров/группой работников)

1.8. В период отсутствия шеф-повара (отпуска, временной

нетрудоспособности, др.) его обязанности исполняет работник, назначенный в

установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет

ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей,

возложенных на него в связи с замещением.

1.9. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Организация и контроль текущей деятельности бригады поваров:

1) обеспечение бригады поваров необходимыми материальными ресурсами и персоналом;

2) организация работы бригады поваров;

3) контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады поваров.

2.2. Осуществляет руководство подчиненными работниками.

2.3. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Шеф-повар исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции обеспечение бригады поваров необходимыми материальными ресурсами и персоналом:

1) осуществляет оценку потребности в материальных и других ресурсах, необходимых для обеспечения бесперебойной работы бригады поваров;

2) определяет потребности членов бригады поваров в обучении;

3) осуществляет организацию обучения поваров на рабочих местах и с отрывом от производства.

3.1.2. В рамках трудовой функции организация работы бригады поваров:

1) проводит вводный и текущий инструктаж членов бригады поваров;

2) распределяет задания между работниками бригады поваров в зависимости от их умений и компетенции, определяет степень их ответственности;

3) осуществляет координацию выполнения членами бригады поваров производственных заданий;

4) осуществляет координацию работы бригады поваров с деятельностью службы обслуживания и другими структурными подразделениями организации питания.

3.1.3. В рамках трудовой функции контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады поваров:

1) осуществляет оценку результатов работы бригады поваров за отчетный период;

2) определяет и использует формы контроля, соответствующие особенностям работ по производству блюд, напитков и кулинарных изделий;

3) выявляет отклонения от плана в работе бригады поваров и их причины;

4) представляет отчет о результатах работы бригады поваров за отчетный период.

3.1.4. В рамках трудовой функции руководство подчиненными работниками, шеф-повар:

1) распределяет трудовые функции, служебные задания между подчиненными работниками и осуществляет контроль за их выполнением;

2) оказывает подчиненным работникам консультативную поддержку, дает разъяснения и указания в рамках выполнения трудовых функций подчиненными работниками;

3) обеспечивает в отношении подчиненных работников соблюдение трудового законодательства и законодательства об охране труда, создание условий труда, отвечающих установленным требованиям;

4) разрешает конфликтные ситуации между подчиненными работниками;

5) вносит на рассмотрение ……… (наименование должности руководителя)

представления о приеме, перемещении и увольнении работников; предложения

об их поощрении или о наложении на них взысканий;

6) ……… (другие обязанности)

3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций шеф-повар:

1) выполняет поручения своего непосредственного руководителя;

2) проходит периодические медицинские осмотры (обследования), а также

внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном

законодательством Российской Федерации порядке.

3.1.6. ……… (другие обязанности)

3.2. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Шеф-повар имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Распоряжаться вверенными ему материальными средствами в пределах компетенции.

4.3. Подписывать и визировать ……… (виды документов)

4.4. Инициировать и проводить совещания по вопросам организации производственной деятельности.

4.5. Запрашивать и получать от работников необходимую информацию, документы.

4.6. Инициировать и проводить совещания по производственно-хозяйственным вопросам.

4.7. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.8. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.9. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.10. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.11. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

4.12. ……… (иные права)

5. Ответственность

5.1. Шеф-повар привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере общественного питания и защиты прав потребителей;

— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Повар», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 679н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

Читайте также:

      

  • Сценарий вступление в детскую организацию в школе
  •   

  • Сноубординг правила соревнований кратко
  •   

  • Метод целых слов обучения грамоте кратко
  •   

  • Экономика самарской области кратко
  •   

  • Перечислите основные особенности морей россии кратко

Время чтения: 4 минут(ы)

Должностная инструкция шеф-повара (заведующего производством) – важнейший документ, регламентирующий функциональные обязанности, права и зону ответственности сотрудника. К сожалению, многие работодатели не уделяют должного внимания такой инструкции, а зря – ведь некорректно составленный документ может стать причиной возникновения трудовых споров сторон.

Сегодня мы расскажем, как правильно составить должностную инструкцию для шеф-повара, а также представим несколько конкретных примеров документа.

Должностная инструкция шеф-повара

Содержание статьи

  • 1 Как составить: общие положения
  • 2 Должностные обязанности: на что имеет право шеф-повар и его ответственность
  • 3 Образцы должностной инструкции шеф-повара
    • 3.1 Типовая инструкция
    • 3.2 Ресторана
    • 3.3 Детского сада (новая)
    • 3.4 В школе

Как составить: общие положения

Условно должностную инструкцию любого сотрудника можно разделить на четыре основные группы: «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права» и «Ответственность».

Первый раздел, по сути, является вводным и содержит в себе сведения об условиях работы на данной должности, в том числе:

  • кем сотрудник назначается и увольняется (официальным приказом руководителя организации);
  • кому подчиняется (уполномоченному приказом руководителя компании лицу);
  • к какой категории сотрудников относится (к категории руководителей);
  • кем руководит (подчиненными должностными лицами);
  • каким образованием (высшим или средним профессиональным) и опытом работы (от 3 или 5 лет соответственно) обладает.

При этом шеф-повар отвечает за соблюдение требований дисциплины, эффективность исполнения поручаемой работы и сохранность находящихся у него сведений/документов.

Следующим пунктом следует указать требования, предъявляемые к сотруднику. Как правило, от шеф-повара требуется знание:

  • руководящих и нормативных документов вышестоящих органов, имеющих отношение к организации общественного питания;
  • технологии и организации производства;
  • ассортимента и требований к качеству блюд;
  • порядка составления меню;
  • основ диетического и рационального питания;
  • норм расхода сырья;
  • правил учета и норм выдачи продуктов;
  • калькуляции блюд и действующих на них цен;
  • правил и сроков хранения продукции;
  • стандартов и технических условий на сырье, продовольственные товары и полуфабрикаты;
  • видов технологического оборудования, его принципа работы, характеристик и условий эксплуатации;
  • экономики общественного питания;
  • организации оплаты и стимулировании труда;
  • основ организации труда и трудового законодательства;
  • правил внутреннего трудового распорядка и охраны труда.

Также необходимо отметить, какой документацией должен в своей деятельности руководствоваться шеф-повар. Обычно работодатель указывает:

  • локальные акты и организационно-распорядительные документы компании;
  • правила трудового распорядка;
  • правила техники безопасности, охраны труда, обеспечения противопожарной защиты и производственной санитарии;
  • указания, приказы, решения и поручения непосредственного руководства;
  • должностную инструкцию.

Последним пунктом данного раздела следует указать, на какого именно сотрудника возлагаются должностные обязанности шеф-повара на время его отсутствия.

Должностные обязанности: на что имеет право шеф-повар и его ответственность

Должностные обязанности шеф-повара, как правило, включают в себя такие трудовые функции, как:

  • осуществление руководства производственной и хозяйственной деятельностью подразделения;
  • направление деятельности коллектива на своевременный выпуск продукции собственного производства в требуемом ассортименте и качестве;
  • проведение работы по совершенствованию производства, внедрению прогрессивных технологий, повышению квалификации и профессионального мастерства сотрудников, а также эффективному использованию техники в целях повышения качества выпускаемой продукции;
  • составление заявок на необходимую продукцию и материалы;
  • составление меню и обеспечение разнообразия ассортимента;
  • осуществление непрерывного контроля за технологией приготовления блюд и соблюдением персоналом санитарных требований;
  • осуществление расстановки сотрудников производства, составление графиков их выхода на работу;
  • проведение бракеража готовых блюд;
  • организация учета, составления и своевременного представления отчетности о производственной деятельности подразделения;
  • контроль правильности эксплуатации оборудования;
  • проведение инструктажа по производственным вопросам;
  • внесение предложений о поощрении отличившихся сотрудников или наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей дисциплины.

Не лишним будет и отметить, что в случае возникновения служебной необходимости шеф-повар может быть привлечен к выполнению собственных обязанностей сверхурочно, но в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о труде.

В то же время шеф-повар вправе давать подчиненным службам и сотрудникам поручения, контролировать выполнение производственных задач, запрашивать и получать необходимые материалы, а также взаимодействовать с другими организациями и предприятиями по вопросам, касающимися его компетенции.

При этом шеф-повар должен нести ответственность (в рамках действующего законодательства РФ) за:

  • ненадлежащее выполнение служебных указаний руководителя, собственных трудовых функций и порученных задач;
  • неправомерное использование имеющихся служебных полномочий;
  • предоставление недостоверной информации о состоянии исполнения порученной работы;
  • непринятие необходимых мер по пресечению нарушений правил, создающих угрозу деятельности работникам и предприятию в целом;
  • необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

При желании можно дополнить инструкцию разделами об оценке и условиях работы шеф-повара, а также обозначить право подписи. Однако после всех доработок противоречить законодательству документ не должен.

Образцы должностной инструкции шеф-повара

Типовая инструкция

Образец типовой инструкции вы можете скачать здесь: https://yadi.sk/d/sWtonBKp3TS9Sk

dolzhnostnaya-instrukciya-shef-povara001

Ресторана

Для главного повара ресторана составляется инструкция такого типа: https://yadi.sk/i/S_265FFT3TS8Lm
dolzhnostnaya-instrukciya-shef-povara002

Детского сада (новая)

Посмотреть, как выглядят должностные обязанности шеф-повара в ДОУ в соответствии с ФГОС можно в следующем документе: https://yadi.sk/i/c9SwOtA23TS8c7dolzhnostnaya-instrukciya-shef-povara003

В школе

Должностная инструкция шеф-повара школьной столовой: https://yadi.sk/i/BTtNvLjF3TS8iF
dolzhnostnaya-instrukciya-shef-povara004

Таким образом, работа шеф-повара требует большой ответственности и профессионализма, поэтому и составлять должностную инструкцию для такого сотрудника следует предельно внимательно. А предложенные нами варианты документов помогут вам определить, какие требования к сотруднику следует указать в каждом конкретном случае.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Вы уже голосовали

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция шеф повара кафе
  • Должностная инструкция шеф повара детского сада по профстандарту
  • Должностная инструкция шеф повара в доу 2022
  • Должностная инструкция шеф кондитера ресторана
  • Должностная инструкция швеи швейного производства образец