Должностная инструкция священника православного храма

  Все лица, принявшие на себя священнослужительский чин, помимо стяжания ими благодатных даров для служения в Церкви, наделяются и определенными правами и обязанностями в церковно-правовом отношении. Человек, состоящий в священном чине, окружен особым почтением со стороны верующих людей. Но при этом не стоит забывать, что центральной Личностью в Церкви является Господь Иисус Христос (и Пресвятая Троица в целом). Именно Пресвятой Троице достойно воздавать наивысшую степень поклонения.

Права священнослужителей

   Вся система прав священнослужителей складывалась на протяжении многих лет после рождения христианской Церкви. Естественно, что на развитие правовых отношений священнослужителей повлияли различные исторические эпохи и те государства, в которых существовала Православная Церковь.

1. Каноны ограждают неприкосновенность личности епископа особыми прещениями для лиц, покушающихся на нее. 3-е правило Собора в Святой Софии запрещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковного отлучения). По законам Византийской империи, а в последствии и Российского государства оскорбление духовного лица при несении им служения расценивалось как квалифицированное преступление. Современное гражданское законодательство не предусматривает данной привилегии духовенства, уравнивая в правах священнослужителей и мирян.

2. Как в Византии, так и на Руси священнослужители часто были подсудными только церковным властям (даже по уголовным делам). В Российском государстве данная привилегия была почти полностью упразднена в эпоху Святейшего Синода, а по отделении Церкви от государства она упразднена окончательно. При этом стоит отметить, что по канонам Церкви любая привилегия может быть использована в любой момент, если тому будут соответствовать законы государства. Важно понимать, что Церковь стоит выше государства и поэтому ее каноны не подвластны веяниям той или иной исторической эпохи, или того или иного политического режима.

Духовным лицам подобает особое почитание внутри Церкви. По установившейся в Церкви традиции миряне, церковнослужители и диаконы испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры – у епископов. Во взаимных отношениях между священнослужителями привилегию чести имеет тот, кто находится в более высоком чине служения. Для духовных лиц, находящихся в одном священном чине, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии. Данная традиция широко распространилась в России. При всем этом стоит особо отметить, что по канонам Церкви низшим клирикам запрещается оказывать почтение высшим духовным чинам посредством неумеренных знаков почтения, противных самому духу христианства. В первую очередь, должно быть просто почтительное и уважительное отношение к лицу духовного звания (высшему чину).

Обязанности священнослужителей

   Помимо определенных прав священнослужители должны также выполнять и определенные обязанности. Данные обязанности связаны с образом их жизни и с нравственными нормами поведения, которые они должны соблюдать. Основным правилом поведения для священнослужителей является следующее: все то, что возбраняется совершать кандидату в священнослужители, запрещено совершать и уже действующему священнослужителю.

Все права священнослужителей строго регламентированы различными Церковными Соборами и правилами.

Так, 42-м и 43-м правилами Святых Апостолов всем церковнои священнослужителям строжайше запрещено предаваться винопитию (пьянству) и азартным играм. За нарушение данных правил духовное лицо может быть извергнуто из сана.

62-е правило Трулльского Собора запрещает священнослужителям (а также мирянам) участвовать в языческих празднествах, переодеваниях в одежды противоположного пола и в надеваниях масок.

27-е правило Святых Апостолов запрещает священнослужителям поднимать руку на человека, даже на провинившегося.

Целый ряд церковных канонов запрещает духовным лицам участвовать в тех или иных предосудительных мероприятиях, например, таких как: конские бега и различные «позорищные игрища» (24-е правило Трулльского Собора), посещение питейных заведений (54-е правило Святых Апостолов), устраивание у себя дома разгульных пиршеств (55-е правило Лаодикийского Собора), вдовым или неженатым клирикам – содержание у себя дома посторонних женщин (3-е правило Первого Вселенского Собора) и т. д.

Ряд канонов посвящены внешнему виду священнослужителя и обязательны к исполнению. Так, по 27-му правилу Трулльского Собора священнослужителю запрещено одеваться в неприличную одежду. Данное правило гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения». Далее, по 16-му правилу Седьмого Вселенского Собора священнослужителям запрещено ходить в роскошных костюмах: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради, епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

Серьезным образом Церковь относится и к семейной жизни священнослужителя. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26-е Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». 10-е правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго». Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более недопустимы.

В целом, необходимо отметить, что данных правил и канонов достаточно много, но все они направлены на достижение одного результата – сохранение чистоты священнического служения и предостережение мирян от впадения в различные мирские искушения.

   Отдельно стоит сказать о правах и обязанностях священнослужителей в деле участия их в богослужениях Церкви.

Диаконское служение является начальной ступенью священнослужения в Церкви. В связи с этим, диакон, во многом является помощником более высоких священнических чинов при совершении богослужений. По своему изначальному значению диаконы служат при Трапезе Господней, т. е. при совершении Божественной Литургии. По церковным канонам диакон во время совершения богослужения полностью подчиняется пресвитеру или архиерею. Основными функциями диакона являются: подготовлять священные сосуды, возносить молитвы как про себя, так и всенародно, с разрешения пресвитера учить и наставлять в вере мирян, толковать им различные места из Священного Писания. Диакон не имеет права совершать какое-либо богослужение без участия пресвитера или епископа, т. к. он является, в первую очередь, помощником. Также необходимо отметить, что диакон без благословения священника не может надеть свои облачения перед началом службы. Без пресвитерского или епископского благословения диакон не имеет права совершать каждения и произносить ектении. Что касается семейного положения, то диакон может быть женат, но только один раз и до Таинства Хиротонии. Данное правило связано с тем, что в Таинстве Хиротонии человек (кандидат в священнослужители) вступает в духовный брак с христианской паствой.

Второе, по степени важности, место в церковной иерархии занимают пресвитеры. Пресвитеры также обладают своими определенными правами и обязанностями при совершении богослужений. Основные права пресвитера заключаются в возможности совершать следующие действия: право совершать Церковные богослужения и Таинства (кроме Таинства Хиротонии), преподавать верующим пастырское благословение и научать мирян истинам христианской веры. Все данные права священник получает от епископа в Таинстве Хиротонии во пресвитера. Пресвитер, находящийся под запрещением, лишается права совершать богослужения. Пресвитер, переведенный в причетники, временно лишенный сана или находящийся под запрещением, не имеет права носить рясу, другие знаки священнического отличия, иерейский крест, а также не может благословлять верующих.

Высшей степенью священнической иерархии является епископское служение. По благодатным дарованиям все епископы равны между собою, т. е. все имеют епископскую степень и являются архиереями, – полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать Таинство Священства, освящать миро для Таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения Таинства Евхаристии. В своей епархии ему принадлежит право назначать на приходы священно- и церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общины, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (см. Деян. 20: 28; 1 Тим. 3: 2; Тит. 1: 6 – 7). Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий. В Русской Православной Церкви патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы – черный клобук с крестом и епископы – черный клобук без креста.

  • Раздел «Для чего нужны священники»
  • Сайт священника Константина Пархоменко
  • Канонические постановления Православной Церкви о священстве
  • Таинство Священства прот. Владимир Хулап
  • Записки провинциального священника архим. Иоанн (Экономцев)
  • Что делать, если вы недовольны священником? прот. Дионисий Свечников
  • Как относиться к грехам священников митр. Лонгин
  • Священники в истории Израиля
  • Тест: Священство и священники
  • Видео о священниках и священстве
  • Действительны ли Таинства грешных священников? свящ. Георгий Максимов
  • О тех, кто говорит, что священники не нужны свящ. Георгий Максимов

Свяще́нник (иерей, пресвитер) –

1) средняя (вторая) степень (чин, сан) священной иерархии (выше степени диакона, но ниже степени епископа);
2) священнослужитель, обладатель этой (второй) степени священства.

svjashhennik - Священник

Общие обязанности священника определяются исходя из учения и канонов Вселенской Православной Церкви. В эти обязанности входит: совершение общественных и частных богослужений (совершаются по частным нуждам отдельных верующих); пастырское окормление вверенных под его попечение верующих; участие в миссионерской работе; организация / осуществление / участие в катехизаторской деятельности; участие в благотворительной деятельности.

Кроме того, на священника могут быть наложены (правящим архиереем, настоятелем храма, игуменом монастыря и т. п.) особые частные обязанности. Священник (с благословения правящего архиерея) может совершать все, определяемые церковными учением и канонами священнодействия. В духовно-нравственном отношении он должен отличаться крепостью веры, высокими морально-этическими качествами, добродетельностью, чувством ответственности, безупречной репутацией.

Когда появились первые священники из числа христиан?

Церковная иерархия имеет Божественное установление, а Таинство Священства пошло от Самого Иисуса Христа (Еф.4:11). Он поставил Апостолов, которые в последствии рукополагали священнослужителей для совершения Евхаристии, других таинств и богослужений, для управления церковными общинами (2Тим.1:6).

Зачем нужны посредники в общении между человеком и Богом?

Представление о том, что священник – лишь посредник в общении между Богом и человеком, ошибочно. Когда в обычной жизни два человека общаются через посредника, между ними отсутствует личный контакт. Но человек может и должен сам общаться с Богом, и Новый Завет говорит о близости к людям Господа. Бог ждет от нас этого общения, Бог ждет от нас нашего духовного самосовершенствования.
Что же касается священников, как совершителей Таинств, то это служение основано Христом. Сам Господь благословил нашему земному миру иметь священство.

Кто был первым священником из числа христиан?

Это неизвестно. Но уже в книге Деяний упоминаются «пресвитеры церковные» в Эфесе, которые не были епископами, как ученик апостола Павла Тимофей. В древней Церкви нередко смешивались понятия «епископ» и «пресвитер», хотя иногда, например, в посланиях святого Игнатия Богоносца, эти понятия различались. Главным же Примером и Образцом новозаветного священства и Первосвященником с большой буквы является Иисус Христос, Который совершил величайшее жертвоприношение, принеся в жертву Самого Себя для спасения человечества.

Какие требования предъявляются к будущему священнику?

К священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно: нельзя быть рукоположенным сразу в священника, миновав степень диакона. В священники могут быть рукоположены как женатые первым браком (в брак они должны вступить еще до рукоположения), так и безбрачные кандидаты. После принятия сана вступать в брак запрещено. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста. Также нужно иметь необходимые знания и обладать высокими нравственными качествами. См. Полный список требований.

О чем должен задуматься тот, кому пришла мысль о священстве?

Желание стать священником должно быть обязательно связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному достатку. Принятие священства – принятие добровольного бремени, ведь на Страшном Суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь.

Какие Таинства может совершать священник?

Священник имеет право совершать шесть Таинств, а именно: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Елеосвящение, Брак. Седьмое же Таинство – Таинство Священства – может совершать только епископ (при этом рукоположение во епископа могут совершать два епископа и более).

Почему священники могут прощать грехи? Кто дал им такое право?

Это право апостолам дал Иисус Христос: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). Апостолы через рукоположение епископов передали им эту власть, а те – через рукоположение – и священникам.

Почему священники не носят обручальные кольца?

Обручальные кольца являются символом принадлежности: мужчина принадлежит определенной женщине, женщина – определенному мужчине. Священник является лицом, посвященным на особое служение Богу. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя), поются те же песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…». Все это символ того, что душа священника как бы венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому священнику после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Христу и только Ему священник будет теперь принадлежит всецело, служить всю жизнь. Потому священник и не носит обручального кольца. Его знак принадлежности – наперсный крест.

Какие виды деятельности не рекомендованы или запрещены священникам?

Имея главною целью своего служения возрождение душ человеческих и ведение их к вечному Царствию Божиему, священники не должны отвлекаться от делания апостольского и тратить время на дела мирские. Существуют каноны, запрещающие виды деятельности, не совместимые с высоким служением, например: предаваться пьянству, участвовать в азартных играх и непотребных празднествах, поднимать руку на человека (даже на провинившегося), занимать общественные и государственные должности, пребывать на военной службе, заниматься ростовщичеством и торговлей (особенно алкоголем). Главная цель таких требований – оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.

Как относиться к священнику, недостойно несущему свое служение?

Нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть нравственный образец (1Тим.4:12). Но священник – тоже человек, он тоже борется с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с таким священником, прежде всего, мы не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу о нем, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение. О грубых нарушениях можно сообщить епархиальному архиерею.

Могут ли Таинства, совершаемые недостойным священником, потерять «свою силу»?

Подвижники учат, что если на воске сделать отпечаток золотой или железной печатью, то можно ли определить по оттиску, какая была применена печать? Так и священник, делая своё дело, может ли он умалить в Таинстве Крещения силу Духа Святого и сути самого таинства?

На богослужении говорится «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются…». А разве есть (было) в Православии женское священство?

Церковнославянское слово «священницы» в переводе на современный русский язык означает «священники» (им. пад., мн. ч.), то есть: «Священники Твои облекутся в правду…».

Что включают в себя облачения священника?

Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь. На груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест.

Как обращаться к священнику?

Формы обращения: Ваше Преподобие; отец (имя); батюшка – разговорная, неофициальная форма обращения.

Цитаты о священнике

«[Следует] уважать духовных лиц со всем должным почтением, как служителей Бога и ходатаев, ходатайствующих за нас перед Богом; особенно тех, которые, как наши духовные отцы, принимают наши исповеди и с которыми мы должны советоваться о нашем спасении. Об этой заповеди так говорит Писание: Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1Кор.4:1). И в другом месте: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их (1Фес.5:12–13)».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

«Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотью и кровью, может присутствовать близ Блаженного и Бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа. Ими совершаются эти священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасения нашего. Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам; ибо не им сказано: Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф.18:18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на Небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю Небесную власть? Имже, – говорит (Господь), – отпустите грехи, отпустятся… и имже держите, держатся (Ин.20:23).
Какая власть может быть больше этой? Отец … суд весь даде Сынови (Ин.5:22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам. Они возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей. Если бы царь предоставил кому-нибудь из своих подданных власть заключать в темницу и опять освобождать, кого он захочет, такой подданный у всех был бы славен и знаменит; а о том, кто получает от Бога власть настолько превосходнейшую этой, сколько небо превосходнее земли и души – тел, некоторые думают, что он получает маловажную честь, и будто бы возможно представить, что кто-нибудь из получивших этот дар будет не уважать его. Отвергнем такое безумие! Действительно безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ.
Если никто не может войти в Царствие Небесное, аще … не родится водою и Духом (Ин.3:5), и не ядущий Плоти Господа и не пиющий Крови Его лишается вечной жизни (Ин.6:53), а все это совершается ни кем иным, как только этими священными руками, т.е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня или получить уготованные венцы».
свт. Иоанн Златоуст

Обновлено: 12.07.2023

Как стать священником, где на него учиться, обязанности священнослужителя

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник. Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику «батюшка» или «отец».

Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно. Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование. Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником, какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника
Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:
✔ Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня — литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.
✔ Частные богослужения — «требы», так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.

Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре:
✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед — разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения

Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован. Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба. Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.

Какие качества нужны священнику?
В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы:
✎ Доброжелательность
✎ Терпимость
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Умение слушать
✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика)
✎ Умение выступать на публике
✎ Наставничество

Батюшка должен быть и педагогом, и психологом, и просто мудрым человеком. Ему приходится общаться с разными людьми: ведь в церковь приходят, в том числе, люди с ограниченными возможностями и пережившие физические или психологические травмы. К каждому необходимо найти свой подход, уделить время и подобрать успокаивающие слова.

Средняя заработная плата
Зарплата священника зависит от доходов храма, в котором он служит. Средняя зарплата батюшки:
✔ от 25 до 45 тысяч рублей в месяц.
Существенным подспорьем к окладу в храме оказываются требы, которые оплачиваются частными заказчиками.

Как стать священником
В профессии священника есть важные ограничения для принятия сана. Обучаться на священника может:
✎ Мужчина
✎ В возрасте от 18 до 35 лет
✎ Холостой или состоящий в первом браке
✎ С наличием законченного среднего образования
✎ Имеющего рекомендации от служителя церкви
✎ Не имеющий умственных или физических отклонений (считается недопустимым, чтобы батюшка уронил икону во время богослужения)

Где учиться
Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов, требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ.
Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.

Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:
1. Московская духовная академия (МДА)
2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)
3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)
4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова
5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)

Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность «Теология». Однако православные вузы готовят самых разных специалистов: богословов, религиоведов, преподавателей, экономистов, системных администраторов и специалистов PR-служб.

Где работать
✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых

Востребованность и преимущества
Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой. Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям.
Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.

С Рождеством Христовым! Желаем найти свое призвание.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Совершители богослужения (клир, причт) разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Священнослужители – лица, получившие в Таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Богу.

Церковнослужители – лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужений. Им может быть преподано благословение на несение своих обязанностей епископом через обряд хиротесии.

Посвящаемый в диакона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Диакон (греч. диáконос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание диакона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). С того времени диаконское служение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень священства. Диакона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

Служение диакона украшает службу, но его участие в богослужении не является обязательным – священник может служить и один.

Пресвитер (греч. пресвúтерос – старец), либо священник, иерей (греч. иерéос – священник) – священнослужитель, который может совершать все Таинства, кроме Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в диаконский чин. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестию. Священнику в церковной иерархии подчинены диаконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.

– протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

к иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие«; к протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие«.

Епископ (греч. епúскопос – надзиратель) – высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина – архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх или святитель.

Все архиереи равны между собой по степени благодати, но по своим административным должностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов.

Викарный епископ (лат. викарий – заместитель) (или хорепископ) – не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области архиепископу или митрополиту.

Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

Экзарх (первоначальствующий епископ) – обычно митрополит большого столичного города. Ему подчинены несколько епархий, входящих в состав экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Патриарх (отценачальник) – Предстоятель Церкви, высший чин церковной иерархии. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство Церковью пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Как внешне отличить диакона, священника и архиерея? Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию (иконку с изображением Богородицы), священник – только крест. У диакона же на груди ничего нет.

Выяснить, какое звание носит тот или иной архиерей, можно, посмотрев на их священный головной убор. Так, в Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы — черный клобук с крестом, епископы — черный клобук без креста.

Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней, которые являются как бы приготовительными.

Первое место между церковнослужителями занимают иподиаконы; они участвуют в богослужении при епископах.

Чтец – это читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг. На чтеца также возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнослужителями.

Для исполнения богослужебного пения Церковь установила также институт певцов, или псалтов (псалмистов). К IV веку поставление специальных псалтов в храмах утвердилось: они должны были вести строго благочестивую жизнь; главной их обязанностью было предначинать пение в храме и управлять им. Собрание певцов называется лик, хор, клирос.

Парамонарь (пономарь) – приставник, привратник. Его обязанностью в древней Церкви было, главным образом, безотлучное пребывание при священных местах, например в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их, так и для удобства паломников. Они наблюдали также за имуществом храмов, возжигали светильники перед богослужением и гасили их после окончания его. Со временем к их обязанностям было отнесено чтение и пение за богослужениями, принесение в алтарь просфор, вина, воды, фимиама и огня, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению с помощью колокольного звона и уборка алтаря и храма.

В монастырских храмах пению стихир обычно предшествует возглашение того, что следует петь. Поэтому особые лица возглашают как глас напева и запевы перед стихирами, так и самые стихиры по частям, а певцы с их слов, также по частям, поют их. Такое возглашение стихир называется канонаршение, а возглашающий их – канонарх.

Посвящение в церковнослужители называется хиротесией. Это не Таинство Священства, а только обряд, совершаемый архиереем.

В настоящее время поющие и читающие в православных храмах редко имеют епископское поставление (над женщинами хиротесия вообще не производится, хотя в древности пожилые одинокие женщины посвящались в диакониссы). Только иногда ставленники возводятся в некоторые степени церковнослужителей через чин хиротесии во чтеца и, затем, во иподиакона (поставленному иподиакону после этого уже запрещается жениться).

В наши дни в храмах почти все обязанности церковнослужителей исполняют псаломщики. В обязанности псаломщиков входит исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении им прихожан для совершения духовных треб, чтение синодиков-поминаний на проскомидии. Псаломщику может быть позволено чтение акафиста при совершении молебна. Псаломщик на время богослужения должен надевать стихарь, если он посвящен в него, и испрашивать благословение у служащего священника перед началом каждой службы.

Кроме того, при каждом храме существуют и другие сотрудники, которых так же часто называют церковнослужителями: староста, звонарь, казначей, просфорник, свечник, продавец в иконной лавке, уборщица, сторож, и т. д.

Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.

Каждая епархия разделяется на церковные округа – благочиния. Священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенном ему благочинии, называется благочинным.

Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.

Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст

Образование

В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.

Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.

В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.

Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.

была стипендия в семинарии

Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.

Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.

В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.

На пятом курсе меня тоже постригли в чтецы. В мои обязанности входила помощь священникам при совершении богослужений, уборка алтаря после службы и небольшие хозяйственные поручения. Практически всегда было два выходных в неделю. Зарплата у чтецов небольшая: я, например, получал 20 000 Р .

После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.

получал в чине чтеца в подмосковном храме

После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.

Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.

Суть профессии

Священники, как и военные, не работают, а служат. Суть нашего служения — постоянно напоминать человеку, что здесь мы временно, а главная цель нашего путешествия длиною в жизнь — достичь Царствия Небесного посредством покаяния, добрых дел, участия в Таинствах и так далее. Мы должны помогать людям на пути к жизни вечной. Сегодня в условиях бесконечной земной суеты это непросто, так как, во-первых , священник сам во все это погружен, а во-вторых — рыночный, информационный мир берет свое: все сейчас заточено на то, чтобы человек не думал о душе, о Боге, о вечной жизни. Нам приходится плыть против течения, бороться за сознание людей, чтобы они, занимаясь повседневными хлопотами, не забывали о Боге.

Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.

Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.

Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.

Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.

Место работы

Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.

В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.

Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.

В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.

Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.

Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:

Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.

Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.

Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.

В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.

У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.

Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.

Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.

Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.

Рабочий день

Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.

По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.

В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.

В церковные праздники у нас все то же самое, но людей больше — человек 40—50 , поэтому и времени в храме проводишь больше. Для меня каждый праздник хорош по-своему . Страстная Седмица и Светлая Седмица — пожалуй, самые долгожданные и насыщенные в плане посещения людей.

Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.

Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.

Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.

Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.

XVII век стал временем оформления сословий в Русском государстве. Сложилась иерархическая система, в том числе и духовенства. Усиливается роль влияния церкви на государство. Оформлялись первые попытки ограничить духовную власть и подчинить светской.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

Читайте также:

      

  • Источники японского права кратко
  •   

  • Лесные ресурсы киргизии кратко
  •   

  • Мировое соглашение в гпк кратко
  •   

  • Читательский дневник 4 класс по литературе готовый списать кратко а п гайдар
  •   

  • Резервуарный способ производства шампанского кратко

Вопрос-ответ
Напишите свой вопрос

Священнослужители – кто они?
Их должностные обязанности? Какие услуги оказывают населению? Каковы критерии качества этих услуг?
Что должен священник делать конкретно, а что вне рамок его компетенции?
Очень часто нам простым людям вообще непонятны функциональные обязанности священнослужителей в нашем современном обществе.

(

10
голосов: 4.2 из 5
)

Варвара Снегирева , возраст: 30 / 26.07.2011

Ответы:

Для верного понимания ответа, пожалуйста, примите во внимание следующее:
1. С точки зрения христиан, между людьми (верующими или нет) и Богом есть посредник, вернее, Единственный Посредник Богочеловек Иисус Христос. Священники посредниками между нами и Богом не являются.
2. Бог не всемогущ – Он не может спасти нас без нашего на то желания и нашего деятельного участия в спасении. В богословии это называется принципом синергии – соработничества Бога и человека.
3. У этого соработничества есть свои степени. В частности, священство обязано работать больше, т.к. речь идет о спасении не только персонально священника, но и его паствы. То есть священник обязан соучаствовать в синергии больше, чем мирянин. Среди всех таинств Церкви есть одно особенное. Все таинства принимаются человеком для того, чтобы лично принимающий получил от этих таинств некое благо. И только таинство священства – единственное, которое принимается человеком не для себя: в результате принятия этого таинства благо получат другие. А священник лмшь получит дополнительные обязанности в синергии.
4. Все дополнительные обязанности священника являются обязанностями не перед людьми, а перед Богом. Перед Богом священник и ответит за качество исполнения своих обязанностей.

К сожалению, юридический подход не приводит к адекватному описанию христианской реальности. Для православия, по крайней мере, это так. Заданные вопросы, увы, лежат именно в юридической плоскости. Ответ в том же духе даст не понимание реалий, а понимание некоего образа, тени того, что происходит на самом деле. Ответ в иной, настоящей христианской терминологии, потребовал бы переформулировки вопросов – а в результате Вы получили бы обширные ответы, о которых не спрашивали. Поэтому при выборе способа ответа пришлось остановиться на предложенном юридическом подходе.

Таким образом, священник – это тот, кто добровольно взвалил на себя обязанность заботиться о спасении окружающих. Принцип заботы тот же: синергия. Священник может дать информацию о спасении, если посчитает нужным, но бегать за нами и спасать нас силком не будет. Однако, если человек принял ответы, правильно (православно) уверовал, крестился и начал путь к своему спасению, священник обязан предоставить такому идущему все вспомоществующие средства, которые установил Господь, а именно учение о спасении, таинства и установленные Церковью требы. Ну, еще может быть, давать советы по ведению христианской духовной жизни. А больше ничего он не обязан.

Вне рамок компетенции священника – навязывать пасомому свое мнение. Обязанность – отлучить от Чаши, если убеждения прихожанина или его поведение несовместимы с православным учением. В этом отношении в Церкви нет никакой демократии: если не выполняешь правила, то ты не член нашего клуба, какая тебе еще Чаша? В запущенных случаях прихожанина, отказавшегося от церковного учения, отлучают от Церкви: анафематствуют. Не проклинают особым образом, а просто объявляют, что человек отпал от Церкви, и до покаяния и воссоединения не может получать таинств. То есть происходит констатация, что человек по собственной воле «покинул клуб» — правила не понравились.

Юридически, с точки зрения нецерковного человека, священник не занимает никакой должности и не имеет должностных обязанностей, а так же не оказывает никаких услуг населению. Священник принял таинство священства не для того, чтобы работать на благо общества, заниматься образованием, воспитанием, или к.-л. другим видом социальной деятельности. Это не является задачей Церкви. Другое дело, что христианская духовная жизнь вызывает непреодолимую потребность в оказании посильной помощи ближнему – но это, как говорится, совсем другая история.
Итак, нецерковному человеку священник с точки зрения своего сана ничего не должен, кроме ответов на вопросы, если последние будут добросовестными (т.е. заданы с целью получить знания о христианстве, а не уличить в каком-то мошенничестве или посмеяться).

Во всем остальном священник – такой же человек, как и мы, несет точно такие же общегражданские права и обязанности, и точно такую же ответственность за реализацию своих гражданских прав.

Андрей , возраст: 45 / 26.07.2011

У священнослужителей нет никаких функциональных обязанностей в современном обществе с точки зрения специфики их сана. Обязанности священника в современном обществе сводятся к обязанностям любого гражданина и ограничиваются тем, что он не должен мешать реализовывать свои права другим членам общества в рамках действующего законодательства.
Такая ситуация справедлива не только для «нашего современного общества», но и для любого сколь угодно древнего общества, «нашего» или не нашего. Исключения составляют времена гонений, когда за принятие сана или христианства казнили.

Например, священник не одобряет гей-парад. В нашем современном обществе он не вправе выйти на манежную и разогнать несчастных жертв половой распущенности. Во времена СССР этим занималось государство – таковых просто сажали в тюрьму, чтоб другим неповадно было, и это понятно: с точки зрения государства главным богатством страны является её население, поэтому государству выгодно поддерживать расширенное воспроизводство поголовья граждан, а не рекламировать образ жизни, ведущий к сокращению рождаемости, росту венерических заболеваний и преступности.
Но священник вправе противодействовать гей-параду, опираясь на подзаконные нормативные акты и иные демократические завоевания «нашего современного общества». Например, собрать несколько тысяч подписей со своего прихода, объединиться с другими настоятелями города, и обратиться в мэрию с миллионом подписей граждан, возмущенных оскорблением традиционных общечеловеческой нравственности, с требованием прекратить безобразие. Ну или пропагандировать традиционные моральные ценности с использованием СМИ и рассказывать, как к ним относится традиционная и древнейшая конфессия России.

Все специфические обязанности священника как духовного лица, облеченного саном, лежат вне социальных отношений «нашего современного общества», то есть вне его самого.

Андрей , возраст: 45 / 26.07.2011

Чтобы понять, каковы «функциональные обязанности» священника в каком-либо обществе, нужно для начала выяснить, верите Вы в Бога или нет. Если нет, то, конечно, с Вашей точки зрения священник — это абсолютно бесполезный человек, и обсуждать этот вопрос с Вами просто бессмысленно — нужно обсуждать другие вопросы.
Если же Вы верите в Бога, то можно ответить, что основные обязанности священника — это освящение народа Божия посредством совершения Таинств, напоминание верующим о Божьем законе посредством учительства и руководство в духовной жизни православных христиан. Для «современного общества» все это, конечно, не нужно, так же как это было не нужно любому другому обществу мира сего. Это нужно другому обществу, которое называется Православной Церковью, и которое всегда стояло и стоит вне общества мирского. У Церкви как сообщества верных христиан есть свои интересы и цели, именно для их реализации нужны, в том числе, священники. Человеку, не являющемуся членом Православной Церкви и не желающему таковым становиться, священник, конечно, не нужен и никаких услуг ему оказать не сможет.

Анатолий , возраст: 28 / 31.07.2011

Предыдущий вопрос
Следующий вопрос

Вернуться в начало раздела

Версия для печати

Канон 112. Священнослужители прежде всего
обязаны служением слова и святых таинств,
и даже всей жизнью своей, возвещать
всем Царство Божие и являть любовь Божию
ко всем людям, чтобы все возрастали в
любви к Богу и друг к другу, и тем самым
созидали Тело Христово, которое есть
Церковь.

Канон 113. Священнослужители должны
ежедневно читать слово Божие и размышлять
над ним, чтобы, будучи верными и
внимательными слушателями Христа, они
могли стать истинными служителями
проповеди; они должны быть неутомимы в
молитве, в литургическом служении и
особенно в преданности таинству
Евхаристии. Они должны вести трезвый
образ жизни, воздерживаясь посещать
места, которые в той или иной культуре
считаются сомнительными с точки зрения
нравственности, избегая по возможности
давать хотя бы и злонамеренным людям
повод к обвинению их в нарушении
целомудрия. Они должны ежедневно
проверять свою совесть и часто приступать
к таинству покаяния. Они должны почитать
Пресвятую Приснодеву и Богородицу Марию
и просить у неё дара подражать её Сыну.
Они должны соблюдать и прочие правила
благочестия, существующие в Церкви.

Канон 114. Священнослужители должны
показывать пример ревности в вере, а
также заботы христианина о своём духовном
возрастании, требовательности к себе
в вопросах нравственности и совершенствовании
в смирении и всех евангельских
добродетелях.

Канон 115. Священнослужители должны
показывать пример всем верующим в
почтении и послушании своему епархиальному
епископу и всем другим епископам
Христовой Церкви.

Канон 116. Женатые священнослужители
должны показывать всем верующим
образцовый пример семейной жизни и
воспитания детей.

Канон 117. Священнослужители призываются
часто совершать Божественную Литургию,
особенно же не пропуская служений по
воскресениям и праздникам.

Канон 118. Все священнослужители связаны
братскими узами любви и совместно
трудятся для созидания тела Христова,
а потому при любых обстоятельствах,
должны сотрудничать друг с другом и
помогать друг другу, даже если они несут
свои служения в разных социальных и
духовных условиях.

Канон 119. Каждый священнослужитель
должен быть приписан к какой-либо
епархии, монашескому сообществу, братству
или ассоциации, которые получили от
епископа право приписывать к себе
священнослужителей.

Канон 120. Священнослужители могут иметь
различные титулы («протопресвитер»,
«протоиерей» и т.п.), но эти титулы не
устанавливают каких-либо различий между
ними. Священники, равно как и епископы,
не должны стремиться к изобилию титулов
и почётных званий, как церковных, так и
светских, чтобы свидетельствовать лишь
о славе Божией, а не о собственной славе.

Канон 121. Все священнослужители должны
заботиться о выявлении призваний к
служению Церкви и к монашеской жизни,
поощряя эти призвания не только
проповедью, катехизическими наставлениями
и другими уместными средствами, но
особенно свидетельством собственной
жизни и служения.

Канон 122. Священнослужители должны быть
усердны в апостольском рвении, являть
всем пример в делах милосердия и
сострадания, особенно по отношению к
больным, к тем, кого постигло горе, к
преследуемым, к изгнанным и к беженцам.

Канон 123. Священнослужители обязаны
щедро одарять верующих духовными благами
Церкви, особенно словом Божиим и
таинствами, избирая для этого походящее
время и помогая верующим в надлежащей
подготовке к принятию этих благ.

Канон 124. Священнослужители должны
признавать и поддерживать служение
мирян и их особое участие в христианской
миссии, всеми законными способами
используя на благо Церкви их опыт и
разнообразные дары.

Канон 125. Хотя священнослужители имеют
всю полноту гражданских и политических
прав, они не должны принимать на себя
мирских попечений, не подобающих
духовному званию.

Канон 126. Священнослужители должны
руководствоваться духом Христовой
бедности и стремиться вести простую
жизнь, тем самым свидетельствуя миру
о небесных благах. Подражая святому
апостолу Павлу, священнослужители
должны стараться самостоятельно
зарабатывать пропитание для себя и
своей семьи, чтобы не обременять общины
материальной заботой о себе.

Канон 127. Священнослужители, даже если
у них нет постоянного жилья, не должны
покидать свою епархию без хотя бы
предполагаемого разрешения своего
епископа.

Канон 128. Священнослужитель, проживающий
за пределами своей епархии, продолжает
подчиняться своему епископу в вопросах,
которые касаются его обязанностей как
священнослужителя. Если он имеет
намерение остаться там на продолжительное
время, он должен уведомить об этом
местного иерарха.

Канон 129. Священнослужители должны
стремиться избегать любых пререканий;
если же между ними возникают несогласия,
они должны обращаться к суду Церкви;
так же следует поступать в случае
взаимных разногласий между
священнослужителями и мирянами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция сверловщика 2 разряда
  • Должностная инструкция сварщика ручной дуговой сварки
  • Должностная инструкция сварщика полуавтоматической сварки
  • Должностная инструкция сварщика полиэтиленовых труб скачать бесплатно
  • Должностная инструкция сварщика на производстве