Должностная инструкция тьютора в школе для детей с овз в школе

Должностная инструкция тьютора школы (профстандарт)

Должностная инструкция тьютора школы

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция тьютора в школе разработана на основе Профессионального стандарта 01.005 «Специалист в области воспитания», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 года № 53н, в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция тьютора в школе по профстандарту определяет перечень трудовых функций сотрудника, должностных обязанностей, а также права, ответственность и взаимоотношения по должности тьютора в общеобразовательной организации.
1.3. Тьютор общеобразовательного учреждения принимается на работу и освобождается от должности директором школы.
1.4. Тьютор относится к категории педагогических работников, подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. На должность тьютора может назначаться лицо:

  • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.6. Другие необходимые характеристики:

  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).

1.7. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.8. В своей профессиональной деятельности тьютор школы руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, Конституцией и законами РФ, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования школьников, а также:

  • Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в школе;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
  • основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических и организационно-управленческих задач;
  • Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора);
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работником и работодателем;
  • инструкцией по охране труда для тьютора в школе;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.9. Тьютор общеобразовательного учреждения должен знать:

  • законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты;
  • нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
  • теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
  • технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки учащихся;
  • основы разработки индивидуальных учебных планов школьников;
  • основы разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации учащимися школы индивидуальных образовательных маршрутов;
  • особенности образовательных программ начального, основного и среднего общего образования;
  • основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
  • методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;
  • методики и приемы оформления образовательного запроса школьников, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
  • формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии;
  • ресурсную схему общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения детей в общеобразовательном учреждении;
  • возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения;
  • методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования;
  • методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности;
  • особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;
  • методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб;
  • методы, приемы организации игровой, творческой деятельности учащихся разного возраста;
  • методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся;
  • методы, приемы, технологии организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
  • методы анализа и оценки результатов освоения учениками индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися;
  • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье школьников;
  • виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения детей в школе;
  • локальные акты школы в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов;
  • принципы и правила создания предметно-развивающей среды;
  • подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для школьников разного возраста;
  • особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
  • формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития детей;
  • подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в социуме;
  • подходы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого школьника, региональных ресурсов, рынка труда;
  • технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования;
  • источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;
  • подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе получения образования в школе; педагогику общего образования;
  • подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении;
  • подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования;
  • программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся в школе детей;
  • теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь»;
  • требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий, мероприятий в общеобразовательном учреждении и вне учреждения.

1.10. Тьютор общеобразовательного учреждения должен уметь:

  • применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
  • осуществлять педагогическую поддержку детей в проявлении ими образовательных потребностей и интересов;
  • оказывать помощь учащимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса;
  • проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей;
  • консультировать школьников по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;
  • консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;
  • оказывать консультативную поддержку детям старших классов в процессе их профессионального самоопределения;
  • применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования;
  • выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;
  • учитывать возрастные особенности школьников в процессе тьюторского сопровождения;
  • проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с учениками начальных классов школы;
  • проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с учениками средних и старших классов;
  • проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких школьников;
  • предоставлять учащемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
  • осуществлять делегирование ответственности школьнику за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
  • осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов;
  • осуществлять взаимодействие с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) детей в целях поддержки обучающихся;
  • организовывать анализ учащимися школы результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы;
  • организовывать участие родителей (законных представителей) в проведении мероприятий с детьми, обучающимися в школе;
  • проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
  • использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с детьми;
  • реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;
  • осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения школьников;
  • оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов и проектов;
  • разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия ребенка с различными субъектами образовательной среды;
  • зонировать образовательное пространство по видам деятельности;
  • выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей;
  • организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации учащихся школы;
  • организовывать различные формы доступа учащихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;
  • проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для детей разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;
  • оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
  • анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора в общеобразовательном учреждении;
  • проводить подбор методических средств педагогической поддержки школьников в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
  • оказывать учащимся школы первую доврачебную помощь;
  • использовать при разработке методических средств различные программные средства и интернет-ресурсы.

1.11. Необходимо знать и строго соблюдать правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.
1.12. Тьютор в школе должен быть ознакомлен с настоящей должностной инструкцией, разработанной на основании профстандарта, строго соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи.
1.13. Педагогическим работниками запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями тьютора в школе являются:
2.1. Тьюторское сопровождение учащихся общеобразовательного учреждения:
2.1.1. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.
2.1.2. Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.
2.1.3. Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.

3. Должностные обязанности

3.1. В рамках трудовой функции педагогического сопровождения реализации детьми, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов:

  • выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения школьников в процессе образования;
  • осуществляет организацию участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • осуществляет подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;
  • осуществляет педагогическую поддержку рефлексии учащимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • участвует в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
  • координирует поиск информации учащимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности;
  • помогает разобраться школьникам в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее;
  • координирует взаимосвязь познавательных интересов школьников и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
  • организует взаимодействия учеников с преподавателями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, принимает участие в генерировании их творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;
  • осуществляет организацию участия родителей (законных представителей) детей в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • осуществляет взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов учащихся, в том числе младшего и среднего школьного возраста;
  • организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и методы коммуникации с учащимися, включая электронные формы (информационно-коммуникационные технологии) для качественной реализации совместной деятельности.

3.2. В рамках трудовой функции организации образовательной среды для реализации детьми, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:

  • проектирует открытую, вариативную образовательную среду общеобразовательного учреждения;
  • повышает доступность образовательных ресурсов для освоения школьниками индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • организует процесс качественной индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их индивидуальное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
  • проектирует адаптированную образовательную среду для детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • координирует взаимодействие субъектов образования, с целью обеспечения доступа учащихся школы к образовательным ресурсам.

3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения реализации детьми, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:

  • разрабатывает и подбирает методические средства для разработки и реализации школьниками индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • разрабатывает и подбирает методические средства для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды в общеобразовательном учреждении;
  • разрабатывает и подбирает методические средства (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • осуществляет методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательной деятельности;
  • подбирает и разрабатывает методические средства для анализа результатов тьюторского сопровождения.

3.4. Осуществляет образовательную деятельность, ориентированную на достижение планируемых результатов освоения обучающимися учебных предметов в соответствии с адаптированной программой основного общего образования, на развитие личности и ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов, на самореализацию и формирование самостоятельности и самосовершенствования.
3.5. Рассаживает детей с учетом их роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводит соответствующие физические упражнения — физкультминутки.
3.6. Обеспечивает уровень подготовки школьников, который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3.7. Принимает участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы, в создании и проведении методической и консультативной помощи родителям учащихся (лицам, их заменяющим).
3.8. Контролирует и оценивает эффективность построения и воплощения образовательной программы (индивидуальной и школы), учитывая успешность самоопределения школьников, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса учащихся, используя для этого компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы, редакторы презентаций и электронные таблицы, в своей деятельности.
3.9. Тьютор строго соблюдает этические нормы и правила, соответствующие статусу педагога, заботится о сохранности жизни и здоровья учащихся школы время образовательной деятельности
3.10. Ведёт надлежащую документацию, следует правилам охраны труда и пожарной безопасности, соблюдает санитарно-гигиенические нормы и требования на рабочем месте.
3.11. Периодически проходит необходимые бесплатные медицинские обследования, систематически повышает свою квалификацию.
3.12. Соблюдает права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребенка, трудовую дисциплину и Правила внутреннего трудового распорядка, установленные в общеобразовательном учреждении.

4. Права

Тьютор имеет право:
4.1. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.
4.2. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с учащимися школы, планировать её исходя из общего плана деятельности общеобразовательного учреждения, индивидуальных планов и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС общего образования.
4.3. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.4. Давать ученикам школы во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать школьников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся.
4.5. Знакомиться с проектами решений администрации общеобразовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.6. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и коллективом школы.
4.7. На взаимодействие с методическими объединениями общеобразовательного учреждения для решения оперативных вопросов по своей профессиональной деятельности.
4.8. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства;
4.10. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, установленных законом;
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением тьютором норм профессиональной этики.
4.12. На социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность

5.1. Тьютор несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период занятий с ними, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных указаний директора общеобразовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке, утвержденном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За нанесение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка тьютор может быть отстранен от занимаемой должности в соответствии с ТК РФ и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (нарушением) своих должностных обязанностей тьютор несет материальную ответственность в размере, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил и норм тьютор привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Тьютор работает в режиме выполнения объема учебной нагрузки в соответствии с расписанием занятий, проведения консультаций, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланировании обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
6.2. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы тьютора согласовывается заместителем директора по воспитательной работе не позднее 5-ти дней с начала планируемого периода и утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.
6.3. Информирует директора (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя директора по административно-хозяйственной части – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
6.4. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под подпись с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.5. Взаимодействует с учителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), социальным педагогом и психологом школы, педагогом-библиотекарем.
6.6. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.7. Регулярно обменивается информацией по направлениям и вопросам, входящим в компетенцию тьютора с администрацией и педагогами общеобразовательного учреждения.
6.8. Информирует администрацию общеобразовательного учреждения о возникших трудностях и проблемах в работе.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление тьютора с настоящей должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, осуществляется при приеме на работу в школу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»___________202__г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции школы с учетом Профстандарта

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Статьи

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ


Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

10 августа 2018

Цели и задачи тьютора

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

Задачи тьютора:

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

  • Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).

  • Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.

  • Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.

  • Обеспечить ребенку особый школьный режим.

  • Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

  • Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.

  • Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

  • Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.

  • Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.

  • Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.

  • Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня

  • Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

  • Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

  • Ведет дневник наблюдений.

  • Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Самая важная книга для родителей

Самая важная книга для родителей

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Купить

Коммуникация со школой

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.

Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.

Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Если с ребенком трудно

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Коммуникация с родителями.

  • Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

  • Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

  • Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

  • Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

  • Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.

  • Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

  • Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.

  • Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.

  • Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

На уроке

  • Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово…».

  • Использует письмо «рука в руке».

  • Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

  • Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

На переменах

  • Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.

  • Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.

  • Помогает ребенку решать конфликты.

  • Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел…. Ему трудно (что трудно)….А в остальном Саша такой же как и все. Он любит….Ему нравится….Ему интересно…»

  • Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

  • В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Логопедия. Теория и практика

Логопедия. Теория и практика

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

Купить


Смотрите также:

  • Физкультура для детей с ОВЗ

  • Категории детей с ОВЗ

  • Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы

<Письмо> Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07
«О введении ФГОС ОВЗ»
(вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Должностная
инструкция

тьютора.

1.
Общие положения.

     Настоящая должностная
инструкция разработана в соответствии с
Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н “Об
утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”,
на основании Трудового кодекса РФ.

1.1.
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и
ответственность тьютора.

1.2.
Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном
действующим трудовым законодательством порядке приказом директора
школы-интерната.

1.3.
Работник подчиняется заместителю директора по УВР.

1.4.
На должность работника назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования «Образование и
педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
профессиональной деятельности.

1.5.
Особые условия допуска к работе: к педагогической деятельности не допускаются:


лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда;


признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;


имеющие заболевания, утвержденные перечнем, утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
здравоохранения.

1.6.
Работник должен знать:


приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;


законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;


Конвенцию о правах ребенка;


основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;


психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и
подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;


методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;


педагогическую этику;


теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени
обучающихся;


технологии открытого образования и тьюторские технологии;


методы управления образовательными системами;


современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода;


методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями
(лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей
позиции;


технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;


основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;


правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;


правила по охране труда и пожарной безопасности

1.7.
Тьютор должен уметь:


применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных
особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;


осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;


оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного
запроса и проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных
образовательных запросов обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья
таких обучающихся;


консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального
образовательного маршрута, проекта;


консультировать обучающихся с ОВЗ по вопросам их участия в проектировании и
реализации адаптированных образовательных программ;


оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального
самоопределения;


применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими
индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;


выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе
реализации индивидуального учебного плана;


учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения
обучающихся;


осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными
представителями) обучающихся;


организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального
учебного плана.

1.8.
Основные  функции педагогической деятельности тьютора:

— 
участие в разработке и реализации образовательных программ;


тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья.

2.
Должностные обязанности.

Тьютор:

2.1.
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению,
формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное
сопровождение в образовательном пространстве обучения; координирует поиск
информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования
их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный
заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

2.2.
Выявляет индивидуальные образовательные потребности обучающихся в процессе
образования.

2.3.
Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех
видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь
познавательных интересов обучающихся и направлений обучения: определяет
перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов,
информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает
оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

2.4.
Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования,
преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для
реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных
планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с
обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на
анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных
планов.

2.5.
Участвует в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся.

2.6.
Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими
работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует
генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и
научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

2.7.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению,
формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе
младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке
индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и
обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

2.8.
Оказывает помощь семье учащегося в построении семейной образовательной среды
для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и
адаптированных образовательных программ.

2.9.
Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути
своего образования.

2.10.
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей
(лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции
индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей,
используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой
обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной
реализации совместной с обучающимся деятельности.

2.11.
Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы
развития и возможности расширения его диапазона.

2.12.
Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

2.13.
Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной
активности обучающегося.

2.14.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах
методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой образовательного учреждения, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам,
их заменяющим).

2.15.
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования.

2.16.
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной
программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность
самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности,
познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч.
текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности.

2.17.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного
процесса.

2.18.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Оказывает при
необходимости  помощь в сопровождении при перемещении по школе –
интернату инвалид
ам колясочникам, инвалидам с
поражением опорно-двигательного аппарата
,
инвалидам по зрению
.

3. Права.

Тьютор имеет право:

3.1. участвовать
в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

3.2. на защиту
профессиональной чести и достоинства;

3.3. знакомиться
с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

3.4. защищать
свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката,
в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением тьютором  норм
профессиональной этики;

3.5.
на конфиденциальность
дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.6.
свободно
выбирать и использовать
методики обучения и воспитания, учебные
пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой,
утвержденной школой и списком учебников и учебных пособий, определенных школой;
методы оценки знаний обучающихся;

3.7.
повышать
квалификацию

по специфике работы данного коррекционного учреждения
;

3.8.
самостоятельно
аттестоваться
на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию
, в случае
успешного прохождения аттестации
предъявить документы заместителю
директора по УВР
;

3.9.
давать
обучающимся во время занятий и перемен обязательные
распоряжения,
относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к
обучающимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных
Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

3.10. имеет право на премии и доплаты  согласно Положения  об
оплате труда в  школе – интернате.

4. Ответственность.

4.1.
В
установленном законодательством Российской Федерации порядке тьютор несет
ответственность:


за
реализацию
не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и
графиком учебного процесса;


за
жизнь
и здоровье обучающихся во время образовательного процесса; нарушение прав и
свобод обучающихся.

4.2.
За
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего
трудового распорядка школы, законных
распоряжений директора школы  иных локальных нормативных актов, должностных
обязанностей,

установленных
настоящей Инструкцией, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке,
определенном трудовым законодательством.

4.3.
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение
иного аморального проступка тьютор может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской
Федерации «Об образовании
в РФ».

4.4.
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей тьютор
несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и
(или) гражданским законодательством.

5.
Взаимоотношения. Связи по должности
.

Тьютор:

5.1.
работает
в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с
расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных
мероприятиях и планирования обязательной деятельности, на которую не
установлены нормы выработки;

5.2.
в
период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к           учебной
нагрузки до начала каникул. График работы тьютора  в каникулы утверждается
приказом директора школы;

5.3.
заменяется
на период временного отсутствия педагогом той же специальности;

5.4.
получает
от администрации школы материалы нормативно- правового и
организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами;

5.5.
систематически
обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с
администрацией и педагогическими работниками школы.

            
Разработал:

              
специалист в области  охраны труда

_             
______________ С.А. Ткачева

                Ознакомлен, инструкцию получил:

_               ________________________   
__________   «_______»________________________ 20      г.

_               ________________________   
__________   «_______»________________________ 20      г.

_               ________________________   
__________   «_______»________________________ 20      г.

_               ________________________   
__________   «_______»________________________ 20      г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция тьютора в школе 2022
  • Должностная инструкция тсж охранника тсж
  • Должностная инструкция трубопроводчика линейного 4 разряда
  • Должностная инструкция тренера фитнес центра
  • Должностная инструкция тренера тренажерного зала