Должностная инструкция уполномоченного по правам ребенка в школе

Контактная информация:

 347044, Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 17

 Руководитель: Шкондина Ольга Ивановна

 Телефон: 8 (86383) 2-53-00

 E-mail: super.shkola17@yandex.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00

 пятница: с 9:00 до 17:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

Функциональные обязанности уполномоченного по правам ребёнка.

          Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса — это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении – ЭТО взрослый участник образовательного процесса, к которому можно обратиться:

— если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса;

— если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы;

— за правовой консультацией (в рамках функционирования школы);

— за информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса;

— если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.

Что дает школе работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса?

Детям: чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами. Понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.

Учителям: осознание границ своих полномочий. Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией. Четкое понимание того, что он участник общественного договора, не дает войти в конфликт с ребенком.

Родителям: спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.

Директору: до 90% конфликтных ситуаций решаются оперативно, до жалоб к администрации. Возможность решать проблемы и управлять школой, используя силу общественного мнения, что, в большинстве случаев, гораздо эффективнее.

Школе в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.

В основе деятельности Уполномоченного (Омбудсмена) по правам лежат следующие принципы:

  1. Институт уполномоченного не является ни законодательным, ни

исполнительным, ни судебным органом и не заменяет их;

  1. Уполномоченный независим и неподотчетен при осуществлении своих

полномочий другим органам (например, профсоюзному комитету или педагогическому совету, если по Уставу школы он не является органом самоуправления) и должностным лицам (руководителю образовательного учреждения, администрации школы);

  1. Его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции

других органов, его «оружие» — гласность, критика и авторитет;

  1. Назначается, как правило, представительным органом (Совет школы,

Управляющий Совет и т.д.);

  1. Исполняет свои функции неформально, используя доступный, простой

и понятный способ деятельности;

  1. Руководствуется не только правовыми нормами, но и правовыми

принципами, моральными соображениями, идеалами справедливости и человечности;

  1. Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного –

является защита прав детей.

  1. Омбудсмен «улавливает» ошибки и вскрывает несправедливости

управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечивающих органов (например, профсоюзного комитета);

  1. Омбудсмен активно сотрудничает с администрацией МБОУ СОШ № 8, ищет компромиссы;
  2. Обобщает результаты своей деятельности в ежегодных докладах на заседании органа самоуправления (Совет школы, Управляющий совет и т.д.);
  3. Омбудсмен не наделяется новыми или какими-либо экстраординарными полномочиями, не подменяет деятельность классного руководителя, председателя методического совета или профсоюзной организации. Его роль в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале средства правовой защиты.
    1. Уполномоченный наделяется правом исследовать и рекомендовать, но

 не приказывать, обязывать и наказывать;

  1. Омбудсмен наделен правом беспрепятственного доступа к детям, с целью выявления нарушений их прав, свобод и законных интересов, а также обращаться к администрации школы в целях получения необходимой информации и для устранения выявленных нарушений прав детей;

14. Важным принципом деятельности Уполномоченного является его инициативность в вопросах защиты прав ребенка. Уполномоченный должен не только реагировать на поступившие к нему обращения, но и сам выявлять случаи нарушения прав детей; Омбудсмен никогда не должен оставлять ребенка беззащитным.

15. Уполномоченный действует методами убеждения и гласности. Для этого требуется, чтобы Уполномоченный был одновременно и гибок, и тверд, непреклонен.

Конечная цель Омбудсмена — быть простым, доступным и быстрым средством защиты прав детей, учителей и родителей.

Кроме того, Уполномоченный по правам в школе должен быть:

Нейтральным: он не должен иметь личной заинтересованности в результате рассмотрения жалобы или расследования. Эта нейтральность не нарушается симпатиями к определенному человеку или части школьного коллектива. Всем предоставляются равные возможности изложить факты и свои мнения.

Независимым: Омбудсмен независим в том смысле, что никто не указывает, как он должен работать с жалобами, которые находятся на рассмотрении, как их расследовать, каким должен быть результат рассмотрения и что рекомендовать.

Неформальным: Омбудсмен не является частью какой-либо официальной процедуры рассмотрения жалобы. Все участники образовательного процесса, обращающиеся за помощью, могут также предпринять другие шаги для разрешения своей проблемы. Поскольку процесс работы Омбудсмена является неформальным, позиции сторон не являются жесткими, и проблемы могут быть часто разрешены проще, чем с применением официальных процедур.

Пользующимся доверием: необходимо, чтобы школьный Омбудсмен не раскрывал личность людей, обратившихся за помощью или предоставивших ему информацию, кому-либо без разрешения на то обратившегося лица.

Эта конфиденциальность обеспечивает надежную атмосферу, когда люди могут чувствовать себя в безопасности, обсуждая проблемы и заботы открыто, свободно и абсолютно без страха какой-либо мести. Если в целях разрешения проблемы требуется раскрыть личность обратившегося, Омбудсмен должен сообщить об этом данному лицу. И он (обратившийся) вправе выбрать, позволить ли раскрыть свою тайну или нет.

Иметь доступ к информации: школьному Омбудсмену необходимо иметь право доступа ко всей информации, затрагивающей права и интересы участников образовательного процесса, и право опрашивать людей. Этот доступ необходим для того, чтобы эффективно собирать факты, касающиеся рассматриваемой проблемы.

Функциональные обязанности уполномоченного по правам ребенка в школе:

 Основными целями и задачами уполномоченного МБОУ СОШ № 8 являются:

1. Правовое просвещение участников образовательного процесса;

2. Защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;

3. Формирование правового пространства в образовательном учреждении;

4. Формирование правовой культуры и правового сознания;

5. Формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

6. Совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

7. Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

8. Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

9. Профилактика нарушений прав ребенка.

I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении (далее – Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка и Временным положением об уполномоченном по правам ребенка Волгоградской области в целях введения уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении.

1.2. Уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка (далее – Уполномоченный) вводится в следующих образовательных учреждениях Волгограда независимо от их формы собственности: общеобразовательных (всех видов); специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (всех видов); учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (всех видов) (далее – Учреждение).

1.3. Основными задачами Уполномоченного являются:

всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формировании у детей навыков самостоятельной жизни;

обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;

содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

1.4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.

1.5. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.

II. Права и обязанности Уполномоченного

2.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц Учреждения.

2.2. Для реализации задач Уполномоченный имеет право:

посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления Учреждения, ученического самоуправления;

получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления Учреждения, администрацией Учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;

выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.

2.3. Уполномоченный обязан:

принять меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

при необходимости обращаться к администрации Учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений;

в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта;

передать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

направлять свои мнения, оценки и предложения по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления и администрации Учреждения;

предоставлять органам самоуправления Учреждения, администрации Учреждения, Уполномоченному по правам ребенка Волгоградской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года;

не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя.

2.4. Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

2.5. Не подлежат рассмотрению обращения (жалобы), связанные с:

несогласием с выставленными оценками;

несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц.

2.6. Обращение (жалоба) должно быть подано Уполномоченному в 5-дневный срок со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

2.7. Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.

2.8. Уполномоченный взаимодействует:

с органами управления образованием;

уполномоченным по правам ребенка Волгоградской области;

уполномоченным по правам человека Волгоградской области;

инспекцией по делам несовершеннолетних;

правозащитными, в том числе общественными организациями.

III. Обеспечение деятельности Уполномоченного

3.1. Для эффективной работы Уполномоченного администрация Учреждения оказывает ему всемерное содействие: обеспечивает отдельным помещением, предоставляет запрашиваемые документы и иные сведения, необходимые для осуществления деятельности в пределах его компетенции.

3.2. Администрация Учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

3.3. При осуществлении деятельности в законных интересах ребенка Уполномоченный имеет право привлекать спонсорские средства на внебюджетный счет Учреждения и расходовать их в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения.

3.4. Педагогическому работнику, выполняющему функции Уполномоченного, могут быть установлены надбавки к окладу за счет фонда экономии заработной платы или за счет внебюджетных средств в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения.

3.5. Правовое обучение Уполномоченных осуществляется при содействии Комитета по образованию администрации Волгограда, Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области, Уполномоченного по правам человека Волгоградской области, Волгоградского государственного педагогического университета и общественными организациями, содействующими правовому и гражданскому образованию.

IV. Порядок избрания Уполномоченного и прекращение его полномочий.

4.1. Уполномоченным может быть только педагогический работник: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог.

4.2. Участник образовательного процесса, занимающий в Учреждении административную должность, не может быть избран Уполномоченным.

4.3. Порядок избрания Уполномоченного:

4.3.1. Процедура выборов:

обучающиеся Учреждения на классных собраниях рассматривают кандидатуры на должность Уполномоченного;

выбрав кандидатуру, делегируют представителей (представителя) для участия в общешкольном собрании с целью избрания Уполномоченного;

на общешкольном собрании обучающиеся избирают Уполномоченного открытым или прямым тайным голосованием. Вариант выборов остается за Учреждением;

в выборах участвуют учащиеся с 5-го по 11-й класс;

выборы проводятся 1 раз в 4 года в сентябре;

для организации и проведения выборов Уполномоченного в Учреждении приказом директора создается избирательная комиссия.

4.3.2. Подготовка и проведение выборов Уполномоченного:

подготовка выборов Уполномоченного осуществляется открыто и гласно;

в пресс-центре Учреждения (или специально отведенном месте) помещается информация о кандидатах на должность Уполномоченного за 7-10 дней до общего собрания;

всем кандидатам на должность Уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации;

предвыборная агитация проводится через передачи школьного радио, выпуск листовок с данными, характеризующими кандидата, собрания и встречи с участниками образовательного процесса, публичные дебаты, дискуссии между кандидатами и т.п.;

предвыборная агитация заканчивается за 2 дня до выборов;

участники образовательного процесса имеют право вести агитацию за или против любого кандидата;

запрещается некорректная агитация, оскорбляющая или унижающая кандидата;

информация об итогах выборов размещается в пресс-центре или специально отведенном месте;

директор Учреждения приказом утверждает Уполномоченного и представляет его на общем собрании Учреждения.

4.4. Прекращение деятельности Уполномоченного:

Уполномоченный прекращает свою деятельность по окончании срока выборов.

Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случаях:

увольнения из Учреждения;

подачи личного заявления о сложении полномочий;

неисполнения своих обязанностей.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 63»

Кировского района г. Красноярска

660059, Россия, Красноярский край, город Красноярск,  ул. Академика Вавилова, дом 49Б.,

тел. 201-53-62, Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.»>u, ИНН 2461023758, КПП 246101001, ОГРН 1022401945576

Должностные инструкции

Уполномоченного по правам участников образовательного процесса

МБОУ СОШ № 63

Общее положение:

1.На должность Уполномоченного назначается лицо, имеющее среднее

или профессиональное высшее образование и являющееся участником

 образовательного процесса: учитель, воспитатель, педагог-психолог,      социальный педагог.

 Участник образовательного процесса, занимающий в школе административную должность, не может быть избран  Уполномоченным.

2.Уполномоченный по правам участников образовательного процесса

 (далее Уполномоченный) вводится в структуру органов общественного

 управления в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных

 интересов ребенка в общеобразовательном учреждении, а также

 восстановления прав в случае их нарушения.

3.Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы,

организации и общества, занимающиеся охраной детей, а вмешивается

лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными

или применялись ненадлежащим образом.

4.Для эффективной работы Уполномоченного администрация школы

оказывает ему всемерное содействие: представляет запрашиваемые документы и иные сведения, необходимые для осуществления деятельности в пределах его компетентности.

5. Администрация школы не вправе вмешиваться и препятствовать

деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

6. Педагогическому работнику, выполняющему функции

 Уполномоченного могут быть установлены надбавки к окладу за счет

 фонда экономии заработной платы в порядке установленном

 локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Основные цели и задачи Уполномоченного.

 Цель Уполномоченного – защита прав и законных интересов ребенка, через       совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса, а так же содействие формированию правового пространства в учреждении.       

Основными задачами Уполномоченного являются:

 — всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

 — оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;

 — обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;

 — содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;

 — обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.

 1. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией

 ООН по правам ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об

 основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24июля 1998 г., российскими

 и международными документами, защищающие права и интересы

 ребенка, Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим

 Положением.

 2.Уполномоченный принимает меры к охране детей от любого рода

 насилия, жестокости, эксплуатации, а также об деморализации,

 отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения.

Основные виды деятельности Уполномоченного:

Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности.

Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса.

Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.

Права и обязанности Уполномоченного:

Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

 В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:

 — посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;

 — получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

 — проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

 — заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;

 — выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;

 — действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;

 — содействовать повышению информированности о правах ребёнка, как самих детей, так и взрослых.

  Уполномоченный обязан:

 — содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

 — вносить предложения и рекомендации (письменные и устные) в административные органы о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

 — предлагать меры для разрешения конфликта;

 — представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;

 — не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

 — осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

 — обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.

      Прекращение деятельности Уполномоченного.

 Уполномоченный прекращает свою деятельность по окончании срока выборов.

 Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае:

 — увольнения из общеобразовательного учреждения;

 — подачи личного заявления о сложении полномочий;

 — неисполнение своих обязанностей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция упаковщицы на производстве
  • Должностная инструкция упаковщика на складе
  • Должностная инструкция упаковщика на производстве образец
  • Должностная инструкция упаковщика колбасных изделий
  • Должностная инструкция упаковщика готовой продукции на швейном производстве