Должностная инструкция водителя охранника чоп

Существуют ситуации, в которых клиенту требуется охрана за рулем. Для этого могут быть организованы два разных вида защиты, которые предоставляются ЧОПом. Это услуги охранника-водителя и водителя-телохранителя.
Они отличаются своими функциями, а также инструкцией, которую сотрудники принимают в исполнение при несении службы.

Инструкция для охранника-водителя

Охранник-водитель может охранять как частных лиц, так и осуществлять перевозку ценных предметов и грузов.
Инструкция определяет поведение сотрудника при несении службы. Она включает в себя следующие обязанности охранника-водителя:

  • неукоснительное выполнение правил и норм служебной дисциплины и своих должностных обязанностей;
  • подмена отсутствующего охранника-водителя и принятие всех его обязательств по указу руководства;
  • выполнение всех указаний начальника охраны по обеспечению безопасности вверенных лиц;
  • при возникновении сигнала тревоги необходимо немедленно прибыть на место происшествия и оказать посильную помощь другим сотрудникам в обеспечении безопасности охраняемых лиц или предметов;
  • информирование старшего смены или начальника охраны о возникающих внештатных ситуациях и поддержка связи с ним;
  • при возникновении чрезвычайного происшествия требуется незамедлительно предоставить автомобиль на место происшествия для эвакуации лиц, находящихся под охраной;
  • в случае посещения клиентом мероприятий, встреч, других мест, где он находится вне автомобиля, нужно оставаться в машине, не выключать двигатель и информировать дежурного об изменении ситуации;
  • быть готовым к отражению нападений злоумышленников на клиента;
  • владение специальными средствами обеспечения охраны, в том числе и огнестрельным оружием;
  • неразглашение личной информации и любых сведений, полученных от/о лиц(ах), находящихся под защитой.

Все эти пункты касаются охранника-водителя, который несет свою службу в автомобиле и не покидает его.
Для водителя-телохранителя существует другая инструкция, предусматривающая обеспечение безопасности клиента вне транспортного средства.

Инструкция для водителя-телохранителя

Основным отличием водителя-телохранителя от охранника-водителя является несение им службы за пределами транспортного средства. В таком случае телохранитель просто является еще и водителем клиента. В зависимости от внештатной ситуации, возникающей при выполнении обязанностей, сотрудник вырабатывает свои действия согласно поступившим от руководства инструкциям.
Основная инструкция для водителя-телохранителя предполагает:

  • обеспечение безопасности охраняемого лица на протяжении всего маршрута следования;
  • выбор транспортного средства и принятие мер по подготовке автомобиля к поездке;
  • подбор, оценку основных маршрутов следования и запасных — для использования в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • обеспечение охраны клиента во время самой поездки;
  • организацию мер безопасности во время нахождения на парковке.

Водитель-телохранитель обеспечивает безопасность только частных лиц и не занимается сохранностью материальных ценностей. И он несет ответственность за клиента в течение всего путешествия, а не только во время поездки в автомобиле.

Инструкция: основные функции водителя-охранника (водителя-телохранителя) во время передвижения по маршруту.
Требования к автомобилю и его модификация. Техника маневрирования. Тактика действий в различных ситуациях.

Охранник, являющийся одновременно водителем охраняемого лица, — явление, хотя и не желательное с точки зрения профессионала, но все же достаточно распространенное в сфере обеспечения безопасности коммерческих руководителей различного ранга. Выполнение двойных обязанностей, естественно, требует иного, более высокого уровня профессиональной подготовки от водителя-охранника.
Он должен быть обучен приемам контраварийного и тактике оборонительного вождения автомобиля. Иметь чёткое представление о том, как проводится нападение на автомобиль и какими способами от него уходить.
В обязанности водителя-охранника по обеспечению безопасности охраняемого лица на маршрутах следования входит комплекс мероприятий, которые включают в себя:
— выбор, подготовку и защиту автомобиля;
— выбор, оценку основных и запасных маршрутов передвижения;
— непосредственную охрану в пути следования;
— осуществление мер безопасности во время стоянки, парковки.

Выбор, подготовка и защита автомобиля.

При выборе автомобиля для охраняемого лица следует исходить из следующих требований:
— должен иметь достаточно мощный двигатель;
— быть маневренным;
— иметь не яркий цвет;
— иметь мощную подвеску;
— иметь хороший обзор из салона.
После выбора служебного автомобиля следует его дополнительно оснастить следующими элементами:
— провести тонирование стёкол;
— усилить передний и задний бамперы;
— установить дополнительные фары;
— установить дополнительные зеркала для наблюдения из салона;
— установить центральный замок;
— установить охранную сигнализацию с противоугонной системой;
— сиреной ручного или ножного включения;
— установить спец. сигнал («маячок»);
— микрофон и громко говорящую связь.
Кроме выше перечисленного автомобиль должен быть укомплектован:
— медицинской аптечкой;
— огнетушителями (порошковым или пенным) в багажнике и салоне;
— инерционными ремнями безопасности;
— подушками безопасности;
— дугами безопасности от бокового удара;
— запасное колесо (всегда в исправном состоянии);
— буксировочный трос;
— мощный фонарь или переносной прожектор;
— защищённым радиатором;
— защищённой от проникновения выхлопной трубой;
— средствами бронезащиты (пуленепробиваемые стёкла, за задним сиденьем броне-
плита, пулезащитные покрышки, невозгораемый топливный бак);
— стационарной связью;
— кондиционером;
— инструментом для устранения неисправностей.

Перед выездом на маршрут автомобиль должен быть подготовлен.

Подготовка автомобиля включает:

— бензобак и бачок омывателя стёкол должны быть полными;
— уровень масла и охлаждающей жидкости в норме;
— зарядка аккумулятора должна быть в норме;
— давление в шинах должно соответствовать параметрам указанным производителем
с учётом погодных условий и местности, по которой придётся проезжать;
— стёкла и фары должны быть чистыми;
— окна и двери должны быть закрыты.
Перед каждым выездом кроме проверки технического состояния производится осмотр автомобиля, который в себя включает:
— обход и внешний осмотр;
— обследование арок и днища;
— открытие капота крючком и отключение электричества;
— открытие двери, через которую вышел последний пассажир;
— обследование салона и багажника.
Обход и осмотр автомобиля производится по спирали вокруг автомобиля.
Осмотр начинается с 10 -15 метров. Двигаясь против часовой стрелки осматривают
окружающий участок – парк автомобилей, гараж, непосредственно площадку вокруг автомобиля, дренаж, недавно обработанную землю, изгородь. Ищите провода, что-нибудь необычное. Помните, что участок может быть объектом дистанционного контроля и управления заложенным здесь взрывным устройством.

Осмотр кузова – не повреждены ли окраска, зеркала, бамперы, колпаки ступиц,
окна, крышка заливной горловины бензобака. Ищите следы небрежного контакта,
насильственного проникновения – пятна, грязь и т.д.
Колёса и арки – проверте всю внутреннюю сторону арки, шины, трубки тормоз-
ной магистрали (нет ли порезов), не вставлены ли острые предметы в шину, не осла-
блены ли гайки на колёсах.
Днище – шасси, карданный вал, моторное отделение, выхлопные трубы по всей
длине, внутренняя сторона колёс. Следует искать утечки масла, порезы на трубах,
осмотреть теплочуствительные детали около выхлопа.
Капот – вскрытие капота, не открывая дверей автомобиля, может производиться специальным приспособлением, затем отключается электросеть и производится осмотр двигательного отсека.
Внутренность салона – сначала осмотрите через окна. Особую осторожность соблюдайте, если автомобиль оставался без присмотра. Откройте двери (сами или дистанционно с использованием верёвки с «кошкой») и осмотрите все углы, обивку, сиденья, подлокотники, панели крыши, пепельницы, перчаточный ящик, скрытые полости. При этом особое внимание обращайте на наличие меток (жучков), которые устанавливает водитель с целью определения вскрывался автомобиль или нет.
Багажник – выньте из него все предметы, проверьте наличие и исправность запасных частей. Если автомобиль оставался без присмотра, постарайтесь открывать багажник осторожно, если конструктивно возможно, из салона.
Осмотр салона и багажника может производиться с использованием поисковой техники для выявления технических средств съёма аудиоинформации и досмотровых зеркал. Если обнаружите что-либо подозрительное, ни к чему не прикасайтесь, предупредите коллег, освободите опасный участок, установите вокруг него оцепление. Сообщите о подозрительных фактах в милицию, своему начальству и охраняемому лицу.
Заключительная проверка – открыв двери, заведите двигатель, проверьте всё электрооборудование (фары, стеклоочистители и т.д.), тормоза, передачи. Прослушайте работу двигателя.

Формуляр детального осмотра автомашины

Марка а/м________________________Модель____________________
Кол. дверей_______________________Год выпуска_________________
Кузов____________________________№______________________
Место проверки_______________________________ _________
Дата, время проверки_____________________________
I. Внешний осмотр:
Визуальная проверка
1. Признаки взлома.
2. Признаки неблагополучия (отпечатки пальцев, протекание жидкости, оголенные или висячие провода).
3. Участок вокруг и под каждым колесом.
4. Проверка контрольной ленты.
II. Проверка днища автомашины:
5. Левый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.
6. Правый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.
7. Левый задний отсек двигателя.
8. Правый задний отсек двигателя.
9. Коробка передач (трансмиссия).
10. Рулевые тяги.
11. Бензопровод.
12. Система выхлопа газов.
13. Дифференциал.
14. Задний мост и прилегающее пространство.
ЧТО НЕОБЫЧНОЕ – ИЗОЛИРУЙ, НЕ ПРИКАСАЙСЯ, ЗОВИ НА ПОМОЩЬ.
III. Проверка салона изнутри:
Задняя часть
15. Двери.
16. Дверные панели.
17. Маты (коврики).
18. Заднее сиденье и подлокотники.
19. Подголовники.
20. Включатель освещения.
21. Под передним сиденьем.
22. Спинка заднего сиденья.
Передняя часть
23.Двери.
24.Дверные панели.
25.Маты, педали.
26.Блок предохранителей.
27.Передние сиденья.
28.Торпеда, ручки вентиляции.
29.Радио, прикуриватель, пепельница.
30.”Бардачок”.
31.Солнцезащитные колпачки.
32.Включатели освещения.
33.Подголовники.
IY. Проверка багажника:
34.Маты (коврики).
35.Запасное колесо.
36.Спинка заднего сиденья.
37.Электропроводка.
38.Задняя панель из багажника.
39.Бензобак (удостовериться, заперта ли крышка).
Y. Проверка моторного отсека:
40.Проверка капота.
41.Проверка всего отсека.
YI. Запуск двигателя:
Проверка звуковой сигнализации, фар, поворотов, мигалки, тормозов, кондиционера, обогревателя, сидений, зеркал, радио.
YII. Проверка наличия бензина, зарядки аккумулятора, давления масла.
Кем произведена проверка_______________________________ _______
Дата, время__________________________________ ________________

Выбор, оценка маршрута передвижения

Маршрут передвижения должен отвечать следующим требованиям:
— иметь кратчайший путь;
— иметь как можно меньше мест, где скорость движения снижается или происходят
остановки (светофоры, не управляемые и управляемые перекрёстки, сужение до-
роги, ремонт и т.д.);
— иметь как можно меньше мест благоприятных для совершения нападения.
Следует планировать несколько маршрутов движения. При этом должен
быть основной и как минимум два запасных маршрута. Маршруты передвижения
следует менять. При оценке маршрута иногда целесообразнее удлинить маршрут,
если он менее безопасен.
Отправляясь в поездку, вы должны знать, сколько времени она займёт, когда вам надо выезжать, чтобы прибыть без опоздания.
Засеките по спидометру момент отъезда, чтобы в любой точке маршрута вам
было известно пройденное расстояние и затраченное время, в зависимости от времени выезда, дня недели и т.д. Если есть радиостанция, то регулярно проверяйте её на
маршруте и при обнаружении радиопомех усильте бдительность.
Вы должны знать, где на маршруте находятся больницы, посты ГАИ, чтобы в случае инцидента можно было быстро доставить или укрыть охраняемое лицо (ОЛ).
Помните, в любом месте, где вы будете вынуждены остановиться, возможна
засада. Поэтому помните, где ведутся дорожные работы, есть крутые повороты и т.д.
Вы должны проверить место назначения, особенно парковки автомобиля. Заранее продумать, где лучше высадить ОЛ, чтобы было удобно и безопасно.

Обязанности охранника – водителя

Охранник – водитель обязан:
— иметь высокие навыки вождения, в том числе и скоростного;
— стаж безаварийной работы не менее 6 лет;
— досконально знать устройство, технические характеристики и возможности управляемого им автомобиля;
— иметь постоянную готовность сыграть активную роль в обеспечении безопасности охраняемого лица на маршруте следования;
— знать местоположение своего автомобиля в потоке машин и вести наблюдение до, в ходе и после завершения движения по маршруту;
— управлять технически исправным автомобилем;
— избегать привычных схем, которые располагают к совершению нападения. Периодически менять время выезда, приезда и маршруты следования, а также место парковки и стоянки;
— на любой дороге держать автомобиль, занимая более выгодную позицию, затрудняя нападение;
— знать различные приёмы и способы возможного нападения на автомобиль, а также признаки, указывающие на подготовку такого нападения;
— знать сигналы, жесты, условные сигналы, кодовые слова и порядок действий по ним;
Водителю запрещается:
— слушать радио (без разрешения охраняемого лица);
— вступать в разговоры (за исключением тех случаев, когда речь идёт о безопасности вождения);
— отвлекаться на посторонние действия;
— вступать в конфликт с участниками дорожного движения и сотрудниками ГАИ;
— курить;
— садиться за руль в болезненном, похмельном или нервозном состоянии.

Посадка-высадка охраняемого лица

Статистика преступлений свидетельствует, что нападения злоумышленников совершаются чаще всего во время посадки или высадки охраняемого лица из автомобиля.
Оптимально безопасный порядок действий водителя-охранника по прибытии к месту проживания охраняемого лица таков:
— припарковать автомобиль как можно ближе к подъезду в направлении дальнейшего движения;
— доложить по средствам связи охраняемому лицу о своем прибытии;
— изучить обстановку вокруг подъезда дома, фиксируя все подозрительные моменты и принимая адекватные меры;
— если обстановка благополучная(машина находится на охраняемой вашими охранниками стоярке), водитель-охранник покидает машину, закрыв её на замок и поставив на сигнализацию, заходит в подъезд, где производит оперативный осмотр первого этажа, лифта, а только затем все лестничные клетки и пролёты до этажа, на котором проживает охраняемое лицо, в том числе лестничные пролёты следующего за этим этажа;
— после условного сигнала встречает охраняемое лицо и сопровождает его по принципу «от двери к двери»: от двери квартиры до дверцы автомобиля, а затем и до двери офиса. После встречи охраняемого лица водитель-охранник первым начинает спускаться по лестнице, одновременно контролируя верхний лестничный пролёт. Если спускаются в лифте – первым выходит из лифта, в готовности отразить потенциальное нападение, осматривает вестибюль и лестницы первого этажа, выходит из подъезда, оценивает обстановку и только после этого сопровождает охраняемое лицо к задней дверце автомобиля. После посадки блокируются все двери машины, охраняемое лицо находится сзади справа от водителя. Окна закрыты (стекла на окнах могут быть опущены, но не более чем на 5 см). Проверить связь. Начинается движение, о чём докладывается оперативному дежурному.

На маршруте следования

Разрабатывается как минимум 3 маршрута движения охраняемого лица, причём в той или иной ситуации каждый из них может стать основным. Поэтому необходимо продумать варианты переходов от одного маршрута к другому. Важно помнить, что лучший маршрут – не значит самый короткий и прямой путь от дома до офиса, от дома до учебного заведения, где обучается ребёнок руководителя, от дома до места работы жены руководителя и наоборот.
По возможности исключить из маршрута «узкие места», где наиболее вероятно нападение: железнодорожные переезды, пересечение с главными дорогами, места проведения дорожных работ, светофоры, левый поворот с одной улицы на другую (помеха с права), трамвайные остановки на центральной части улицы, пешеходные переходы.
Проанализировать обстановку на маршруте, особенно в «часы пик», чтобы избе-
гать «пробок» и заторов, состояние дорог (освещённость, наличие выбоин и т.д.) и
прилегающих к ним районов (каков там уровень преступности) – всё это поможет лишний раз не подвергаться опасности.
На схемах прорабатываемых и утверждаемых маршрутов обозначаются места, где расположены службы правоохранительных органов и муниципальных учреждений, иных государственных служб, а также адреса расположенных на маршруте извест-
ных вам ЧОП и СБ, адреса родственников и друзей ОЛ, которые могут оказаться по-
лезными в той или иной критической ситуации.
Во время движения водитель – охранник обязан:
— иметь постоянную связь с оперативным дежурным (ОД);
— каждые 10-15 секунд вести наблюдение, не поворачивая головы, с помощью зеркал заднего и бокового обзора (вперёд — назад, лево — право);
— постоянно держать в поле зрения как можно большее количество автомобилей, находящихся на трассе;
— уметь определять, ведётся ли за машиной наблюдение;
— при движении располагать автомобиль в крайней левой полосе для более эффективного препятствия обгону злоумышленниками слева;
— при движении в городе держаться скорости на 5-10 км/час опережающей скорость потока, соблюдая при этом правила дорожного движения;
— правильно маневрировать в плотном потоке транспорта, никогда не занимая место за грузовыми машинами;
— останавливаясь на запрещающий сигнал светофора стараться находиться в первом ряду, чтобы иметь возможность беспрепятственно продолжить движение;
— повышенное внимание обращать на обстановку вокруг места прибытия;
— во время стоянки или остановки обеспечивать охрану автомобиля.
Во время движения по маршруту возможна остановка по требованию сотрудника ГАИ. Как отличить настоящего сотрудника ложного?

Это можно сделать по следующим признакам:
— по форме одежды (она имеет специфические отличия от обычной формы сотрудника милиции);
— полной служебной экипировке работника ГАИ;
— наличию обязательных служебных атрибутов: жетона с личным номером, жезла и т.д.
Одинокий сотрудник ГАИ на безлюдном шоссе или в ином потенциально опа-
сном месте, без служебного автомобиля, должен вызвать у вас повышенную насто-
роженность. Если остановившие вас люди, представившиеся сотрудниками право-
охранительных органов, вызывают у вас подозрение, не открывайте по их требова-
нию двери и не опускайте стёкла, не покидайте машину. В этом случае выразите го-
товность проследовать вместе с ними до ближайшего стационарного поста.
В случае аварии или поломки автомобиля водитель – охранник тут же сообщает о происшедшем ОД. При этом необходимо сообщить причину, и в какой помощи вы нуждаетесь, а также точное место нахождение. После чего, в зависимости от ситуа-
ции, надо предпринять все меры для обеспечения безопасности ОЛ и эвакуации его
на запасной (дежурной) машине или на частном автомобиле, такси, водитель которого не вызывает подозрений. В последнем случае водитель – охранник обязан
сопровождать ОЛ.
Всегда проявляйте повышенную бдительность и осторожность в случае непредви-
денного «ремонта дороги».
Став свидетелем дорожно-транспортного происшествия, не останавливайтесь, сообщите об этом по телефону сотрудникам ГАИ, оставив свои координаты.
Если ваша машина за городом попала в аварию, но может продолжать движение,
постарайтесь добраться до ближайшего поста ГАИ.
Если вы выявили за вами слежку.
Убедитесь, что за вашей машиной ведётся наблюдение. С этой целью несколько раз отклонитесь от маршрута, каждый раз возвращаясь на него. Если за вами «хвост», не пытайтесь предпринимать судорожных, необдуманных действий. Свяжи-
тесь с ОД, доложите о преследовании, получите инструкции для дальнейших дейст-
вий. Если почувствовали реальную угрозу, то останавливайтесь у ближайшего поста
ГАИ или здания любого правоохранительного органа и запросите помощь.
Отрыв от преследования можно сделать:
— за счёт использования скоростных качеств автомобиля;
— резкой остановкой у поста ГАИ или ВАИ;
— в крайнем случае, уход с нарушением правил дорожного движения.
Помимо постоянной готовности к отражению нападения и владения техникой маневрирования водитель-охранник должен знать способы совершения нападений на автомобиль и признаки им предшествующие.
Признаки опасности.
Водитель-охранник должен обращать особое внимание:
— на мотоциклы, причём как на водителя, так и на пассажиров;
— на транспортные средства, в которых находятся двое и более лиц. При этом
фиксировать: в какую сторону смотрят, их телодвижения, повороты их голов,
насколько оживленно они между собой разговаривают;
— на появление одного и того же водителя или пассажира в другом транспортном
средстве;
— на прохожих, которые наблюдают за автомобилем охраняемого лица;
— на любое транспортное средство, которое пристраивается за вами, но не пытается
обогнать вас или свернуть в сторону;
— на любое транспортное средство, следующее за вами на протяжении 1 км или более
с такой же скоростью;
Если вы заметили один из перечисленных признаков опасности, то необходимо перепроверить намерения следующего за вами транспортного средства, остановившись или совершив манёвр. Остановка или манёвр должны выглядеть случайными и естественными с тем, чтобы не насторожить тех, кто ведёт наблюдение.
Остановиться или совершить манёвр можно:
— заехав на АЗС, СТО;
— заехав на придорожную стоянку под тем предлогом, что вам нужно купить газеты,
сигареты, воду и т.д.
— под предлогом, что вы хотите осмотреть автомобиль;
— притормозив, не доезжая перекрестка и включив указатель левого поворота под тем
предлогом, что вы хотите свернуть во двор или на стоянку и ждёте, пока пройдёт
встречный транспорт;
— включив указатель левого поворота, но проехав перекрёсток в прямом направле-
нии;
При выполнении любого из вышеперечисленных приёмов остановки, манёвра не следует торопиться выходить из автомобиля. Когда следующий за вами автомобиль поравняется с вами, рекомендуется нагнуться ниже уровня окон.
Если угроза нападения неминуема и все признаки указывают на это, то водитель-охранник должен мысленно представить план своих действий и с опережением возможных действий со стороны нападающих сорвать или свести к минимуму эффективность нападения.

В результате манёвра добиться того, чтобы:

— автомобиль с охраняемым лицом не был заблокирован, а имел возможность для
совершения манёвра;
— нападающая сторона потеряла автомобиль охраняемого лица из вида;
— для «нападающего» автомобиля создалась бы невыгодная дорожная ситуация;
— автомобиль охраняемого лица мог бы быстро развернуться и продолжить
движение в обратном направлении;
— резко увеличив скорость и маневрируя препятствовать прицельному ведению
огня.

Способы манёвров

В отличие от бытующего мнения, использование высоких скоростей в качестве технического манёвра для ухода от преследования или нападения в условиях города, как правило, не даёт положительного результата. Если водитель не является асом, вполне вероятно, что его автомобиль будет повреждён, разбит или выйдет из строя. Уйти от нападения можно лишь в результате заранее спланированных и искусно выполненных манёвров, цель которых привести нападающую сторону в замешательство или , как минимум, в невыгодное (неудобное) положение. Эти манёвры обычно выполняются на скоростях меньше 80 км/час.
Выполнение неожиданных манёвров для срыва готовящегося нападения, обеспечивая при этом максимальную безопасность пассажиров и водителя, чаще всего возможно на скоростях 40-60 км/час.
Резкая остановка автомобиля — данный манёвр рекомендуется производить в тот момент, когда нападающая сторона начинает нападение. В этом случае резко нажать на педаль тормоза, удерживая рулём машину в прямом положении, опуститься ниже уровня окон, упав на сиденье, при интенсивном движении быть готовым к тому, что в вас могут врезаться сзади.
Контролируемый занос – используется для поворотов на 180 градусов на высокой скорости. При правильном выполнении этого манёвра нападающая сторона оказывается в полной растерянности. Не следует прибегать к нему на загруженных трассах, поскольку данный манёвр не исключает возможности столкновения транспортных средств, существует опасность сцепления бамперов или крыльев, равно как и возможность разрыва или повреждения покрышек автомобиля.

Поворот с применением ручного тормоза – применяется на скользкой или грязной дороге

Применяется на скользкой или грязной дороге, особенно хорошо на скорости 35-50 км/ч, в зависимости от покрытия дороги (чем суше дорога, тем выше скорость). Техника выполнения такова: слегка поворачивая колёса в направлении поворота, используют ручной тормоз. Затем тормоза, блокирующие колёса отпускаются, и задняя часть автомобиля поворачивается. Можно сделать от 90 до 270 градусов. После завершения поворота на пониженной передаче, с набором скорости, уезжаете с места поворота.

ЗАДНИЙ РАЗВОРОТ («полицейский разворот»)

После остановки машины включается задняя передача и, разгоняя автомобиль до 30-40 км/ч, полностью выжимается акселератор и поворачивая рулевое колесо к открытой дороге. Передние колёса заскользят, когда боковое движение назад прекратится, включаете низкую передачу и с набором скорости уезжаете. Будьте готовы к диапазону поворота от 90 до 270 градусов.

РАЗВОРОТ Y

Осуществляется только на широких дорогах или дорогах с мягкой, ровной обочиной.
После остановки автомобиля, включаете заднюю передачу и, выкручивая руль вправо или влево, выезжаете на обочину. Следите, чтобы задние колёса оставили дорогу. Включив первую передачу и усиленно газуя, поворачиваете колёса так, чтобы получить поворот на 90 градусов.

Помните, что излишняя скорость снизит возможность выполнения необходимых манёвров и повысит шанс столкновения с препятствием. Техника поворотов на высокой скорости, заключается в следующем: поворот начинается с внешней стороны изгиба или угла, затем вы смещаетесь на внутреннюю сторону дуги. Так вы добиваетесь наиболее прямой линии движения. Всякое торможение начинается заблаговременно до поворота, пусть инерция вынесет вас до наибольшей крутизны поворота. Тогда нажмите на педаль акселератора. Никогда не тормозите во время самого поворота. Никогда не следует резко тормозить, если автомобиль не оснащён антиблокировочной системой, иначе автомобиль утратить сцепление с дорогой, и вы потеряете управление. Если вам придётся резко затормозить, то быстрое покачивающее движение руля выведет вас на прямую и не позволит застопориться колёсам (включая автоматику).

УХОД ЗАДНИМ ХОДОМ

Этот манёвр применим, если засада замечена на достаточно большом расстоянии, а дорога сзади свободна. Маневрируя задним ходом, смотрите, где можно развернуться или уйти на перпендикулярные дороги.

ПРОЕЗД СКВОЗЬ ПРЕПЯТСТВИЕ (ТАРАН)

Данный манёвр применяется в двух ситуациях:
— нападающая сторона вынудила съехать с дороги автомобиль охраняемого лица или преграждает ему путь;
— нападающая сторона неожиданно устроила засаду на дороге.
Этот манёвр выполняется следующим образом:
— нацеливаетесь автомобилем на ту часть препятствия, у которой наименьший вес (задняя часть автомобиля, за исключением тех марок автомобилей, у которых двигатель расположен в задней части);
— угол столкновения с препятствием должен быть 45-90 градусов;
— удар наносится в последнюю четверть плоскости препятствия;
— на расстоянии 8-12 метров от препятствия, нажимаете на педаль газа и не отпускаете (при этом думать не о столкновении, а о том, как быстрей проехать сквозь препятствие) крепко держа рулевое колесо;
— вжаться в водительское сиденье, приготовиться к умеренному по силе удару.

КОГДА НЕТ ВЫХОДА

Если вы заблокированы спереди и сзади, а ваши противники уверены в успехе, они могут снизить бдительность. Этим можно воспользоваться. Нужно предпринять следующее:
1. Расположить автомобиль так, Чтобы он наилучшим образом смог прикрыть ваш отход из-под огня засады.
2. Если возможно откройте двери и высадитесь из машины, прикрывая охраняемое лицо, в сторону противоположную нападению. 

ОТСЮДА

Главная
 → 
Правовая страничка. Разъяснения

СУ УТ МВД России по ЦФО

24 Ноября 2016

Обязательным требованием для работников частной охранной организации осуществляющих охранные услуги является наличие личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации. Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

4) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

1) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

4) немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия.

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Частные охранники не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Нарушение установленных Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 03.07.2016) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы работы охранника-водителяВ последние годы все чаще можно слышать: «Нам нужен водитель-охранник» (или «охранник, который будет одновременно и водителем защищаемого лица»). Охранник-водитель — явление де-факто достаточно распространенное в сфере обеспечения безопасности коммерческих руководителей различного ранга, хотя и является нонсенсом с юридической точки зрения, и совсем не желательное с точки зрения профессионала. Но в данном случае мы будем говорить об обязанностях водителя, которому приходится выполнять и обязанности охранника. Естественно, что такая работа требует иного, более высокого уровня профессиональной подготовки.

Что же конкретно должен знать и уметь использовать на практике водитель? Он должен иметь четкое представление о том, как проводится нападение на автомобиль и какими способами от него уходить, т.е. его профессиональная подготовка должна включать знание тактики оборонительного и приемы контраварийного вождения автомобиля.

В обязанности водителя-охранника по обеспечению безопасности защищаемого лица на маршрутах следования входит комплекс мероприятий, который предусматривает:

выбор, подготовку и защиту автомобиля;

выбор, оценку основных и запасных маршрутов передвижения;

осуществление мер безопасности во время стоянки, парковки и т.д.

Выбор, подготовка и защита автомобиля

При выборе автомобиля для защищаемого лица следует исходить из следующих требований:

автомобиль должен иметь достаточно мощный двигатель;

быть маневренным;

иметь мощную подвеску;

ничто не должно мешать хорошему обзору из салона;

окраска кузова не должна быть яркой.

После выбора служебного автомобиля следует дополнительно его оснастить:

усилить передний и задний бамперы;

провести тонирование стекол;

Необходимо также установить дополнительные фары, зеркала для наблюдения из салона, центральный замок и охранную сигнализацию с противоугонной системой; оборудовать автомобиль сиреной ручного или ножного включения; становить спец.сигнал («маячок»); микрофон, «громкую» и стационарную связь.

Кроме выше перечисленного автомобиль должен быть обязательно укомплектован:

кондиционером;

медицинской аптечкой;

огнетушителями (порошковыми или пенными), расположенными в багажнике и салоне;

инерционными ремнями и подушками безопасности;

дугами безопасности от бокового удара;

запасным колесом (всегда в исправном состоянии) и набором инструментов для устранения неисправностей;

буксировочным тросом;

мощным фонарем или переносным прожектором.

Радиатор, выхлопная труба автомобиля должны быть защищены. Также желательно установить пуленепробиваемые стекла и покрышки, бронеплиту за задним сиденьем и невозгораемый топливный бак.

Перед выездом на маршрут автомобиль должен быть подготовлен соответствующим образом. Следует обратить внимание на то, чтобы бензобак и бачок омывателя стекол были полными;

уровень масла и охлаждающей жидкости был в норме;

зарядка аккумулятора (норма);

давление в шинах соответствовало параметрам, указанным производителем, с учетом погодных условий и местности, по которой придется проезжать;

стекла и фары были чистыми;

окна и двери были закрыты.

Перед каждым выездом кроме проверки технического состояния производится осмотр автомобиля, который включает в себя:

обход и внешний осмотр;

обследование арок и днища автомашины;

открытие двери, через которую вышел последний пассажир;

обследование салона и багажника.

Обход и осмотр автомобиля производится по часовой стрелке (или против нее).

Осмотру подлежат 10—15 м вокруг автомобиля. Двигаясь против часовой стрелки осматривают окружающий участок – парк автомобилей, гараж, непосредственно площадку вокруг автомобиля, дренаж, недавно обработанную землю, изгородь. Обратите внимание на провода, коробки, пакеты, что-либо необычно, т.к это может оказаться заложенным взрывным устройством.

При осмотре кузова обратите внимание – не повреждены ли окраска, зеркала, бамперы, колпаки ступиц, окна, крышка заливной горловины бензобака.

Ищите следы несанкционированного контакта, насильственного проникновения – пятна, грязь и т.д.

Колеса и арки – проверьте всю внутреннюю сторону арки, шины, трубки тормозной магистрали (нет ли порезов), не вставлены ли острые предметы в шину, не ослаблены ли гайки на колесах.

Днище – внимательно осматриваем шасси, карданный вал, моторное отделение, выхлопные трубы по всей длине, внутреннюю сторону колес. Следует искать протечки масла, порезы на трубах, осмотреть теплочувствительные детали около выхлопной трубы.

Капот – вскрытие капота (без открывания дверей автомобиля) может производиться специальным приспособлением, затем отключается электросеть и производится осмотр двигательного отсека.

Внимательно осмотрите внутренность салона – сначала через окна. Если автомобиль оставался без присмотра некоторое время, соблюдайте особую осторожность.

Откройте двери и осмотрите все углы, обивку, сиденья, подлокотники, панели крыши, пепельницы, перчаточный ящик, скрытые полости. При этом особое внимание обращайте на наличие меток, которые устанавливает водитель с целью определения вскрывался автомобиль или нет.

При осмотре багажника – выньте из него все предметы, проверьте наличие и исправность запасных частей. Если автомобиль оставался без присмотра, постарайтесь открывать багажник осторожно, если конструктивно возможно, из салона.

Осмотр салона и багажника может производиться с использованием поисковой техники для выявления технических средств съема аудиоинформации и досмотровых зеркал. Если обнаружите что-либо подозрительное, ни к чему не прикасайтесь, предупредите коллег, освободите опасный участок, установите вокруг него оцепление. Сообщите о подозрительных фактах в милицию, своему начальству и защищаемому лицу.

Заключительная проверка – открыв двери, заведите двигатель и слушайте, как он работает, проверьте все электрооборудование (фары, стеклоочистители и т.д.), тормоза, передачи. При осмотре заполняется специальный формуляр.

Формуляр детального осмотра автомашины

Марка а/м_______________ Модель___________________

Кол-во дверей __________ Год выпуска_______________

Кузов №_________________ Место проверки___________

Дата, время проверки________________

Внешний осмотр

Визуальная проверка

1. Признаки взлома.

2. Признаки неблагополучия (отпечатки пальцев, протекание жидкости, оголенные или висячие провода).

3. Участок вокруг и под каждым колесом.

4. Проверка контрольной ленты.

Проверка днища автомашины

1. Левый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.

2. Правый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.

3. Левый задний отсек двигателя.

4. Правый задний отсек двигателя.

5. Коробка передач (трансмиссия).

6. Рулевые тяги.

7. Бензопровод.

8. Система выхлопа газов.

9. Дифференциал.

10. Задний мост и пространство вокруг.

Если видишь, что-то необычное – изолируй, не прикасайся, зови на помощь.

Проверка салона изнутри

Задняя часть

1. Двери.

2. Дверные панели.

3. Маты (коврики).

4. Заднее сиденье и подлокотники.

5. Подголовники.

6. Включатель освещения.

7. Под передним сиденьем.

8. Спинка заднего сиденья.

Передняя часть

9. Двери.

10. Дверные панели.

11. Маты, педали.

12. Блок предохранителей.

13. Передние сиденья.

14.Торпеда, ручки вентиляции.

15. Радио, прикуриватель, пепельница.

16. «Бардачок».

17. Солнцезащитные колпачки.

18. Включатели освещения.

19. Подголовники.

Проверка багажника

1. Маты (коврики).

2 .Запасное колесо.

3. Спинка заднего сиденья.

4. Электропроводка.

5. Задняя панель из багажника.

6. Бензобак (удостовериться, заперта ли крышка).

Проверка моторного отсека

1. Проверка капота.

2. Проверка всего отсека.

Запуск двигателя

Проверка звуковой сигнализации, фар, поворотов, мигалки, тормозов, кондиционера, обогревателя, сидений, зеркал, радио.

Проверка наличия бензина, зарядки аккумулятора, давления масла.

Кем произведена проверка (ФИО) ______________________

Дата, время_______________

Выбор, оценка маршрута передвижения

Следует планировать несколько маршрутов движения: основной и как минимум два запасных. При выборе маршрута основным критерием оценки является его безопасность. Следовательно, целесообразно удлинить маршрут, если он менее опасен. Маршруты передвижения следует менять.

Отправляясь в поездку, вы должны знать, сколько времени она займет, когда вам надо выезжать, чтобы прибыть без опоздания.

Находясь на маршруте, вы должны точно знать пройденное расстояние и затраченное время. Ведите учет прохождения маршрута в зависимости от времени выезда, дня недели и т.д. При наличии радиостанции, регулярно проверяйте ее на маршруте и при обнаружении радиопомех усильте бдительность.

Помните, где ведутся дорожные работы, есть крутые повороты и т.д.

Важно знать, где на маршруте расположены больницы, посты ГАИ, чтобы в случае инцидента можно было быстро доставить или укрыть пассажира.

Необходимо проверить парковки автомобиля, заранее продумав, где лучше высадить пассажира, чтобы было удобно и безопасно.

Обязанности водителя

Водитель должен:

иметь высокие навыки вождения, в том числе и скоростного;

иметь стаж безаварийной работы не менее 6 лет;

досконально знать устройство, технические характеристики и возможности управляемого им автомобиля;

быть готовым сыграть активную роль в обеспечении безопасности защищаемого лица на маршруте следования;

знать нахождение своего автомобиля в потоке машин и вести наблюдение до начала движения, в процессе движения и после его завершения на маршруте;

избегать привычных схем, которые располагают к совершению нападения. Периодически менять время выезда, приезда и маршруты следования, а также место парковки и стоянки;

на любой дороге держать автомобиль, занимая более выгодную позицию, затрудняя нападение;

знать различные приемы и способы возможного нападения на автомобиль, а также признаки, указывающие на подготовку такого нападения;

знать сигналы, жесты, условные сигналы, кодовые слова и порядок действий по ним.

Водителю запрещается:

слушать радио (без разрешения клиента);

вступать в разговоры (за исключением тех случаев, когда речь идет о безопасности вождения);

отвлекаться на посторонние действия;

вступать в конфликт с участниками дорожного движения и сотрудниками ГАИ;

курить;

садиться за руль в болезненном, похмельном или нер­возном состоянии.

Посадка-высадка из автомобиля

Статистика преступлений свидетельствует, что нападения злоумышленников совершаются чаще всего во время посадки или высадки из автомобиля.

Оптимально безопасный порядок действий по прибытии к месту проживания клиента таков:

припарковать автомобиль как можно ближе к подъезду в направлении дальнейшего движения;

доложить по средствам связи о своем прибытии;

изучить обстановку вокруг подъезда дома, фиксируя все подозрительные моменты и принимая адекватные меры;

если обстановка благополучная, водитель покидает машину, закрыв ее на замок и поставив на сигнализацию, заходит в подъезд, где производит осмотр первого этажа, лифта, а только затем – всех лестничных клеток и пролетов до этажа, на котором проживает клиент, в том числе лестничные пролеты следующего этажа;

после условного сигнала встречает своего пассажира и сопровождает его по принципу «от двери к двери»: от двери квартиры до дверцы автомобиля, а затем и до двери офиса.

После встречи пассажира водитель первым спускается по лестнице, одновременно контролируя верхний лестничный пролет. Если спускаются в лифте, первым выходит из лифта, осматривает вестибюль и лестницы первого этажа, выходит из подъезда, оценивает обстановку и только после этого сопровождает пассажира к задней правой дверце автомобиля. После посадки блокируются все двери машины. Окна закрыты (стекла на окнах могут быть опущены, но не более чем на 5 см). Проверяется связь. Начинается движение, о чем водитель докладывает оперативному дежурному.

На маршруте следования

Как правило, разрабатываются минимум три маршрута движения, причем в той или иной ситуации каждый из них может стать основным. Поэтому необходимо продумать варианты переходов от одного маршрута к другому. Важно помнить, что лучший маршрут – не значит самый короткий и прямой путь от дома до офиса или от дома до места работы жены руководителя и т.д., он должен быть наиболее безопасным.

По возможности следует исключить из маршрута «узкие» места, где наиболее вероятно нападение: железнодорожные переезды, пересечение с главными дорогами, места проведения дорожных работ, светофоры, левый поворот с одной улицы на другую (помеха справа), трамвайные остановки на центральной части улицы, пешеходные переходы.

Необходимо проанализировать обстановку на маршруте, особенно в «часы пик», чтобы избегать пробок и заторов, знать состояние дорог (освещенность, наличие выбоин и т.д.) и прилегающих к ним районов (каков там уровень преступности) – все это поможет лишний раз не подвергаться опасности.

На схемах прорабатываемых и утверждаемых маршрутов обозначаются места, где расположены службы правоохранительных органов и муниципальных учреждений, иных государственных служб, а также адреса расположенных на маршруте известных вам ЧОПов и СБ, адреса родственников и друзей охраняемого лица, которые могут оказаться полезными в той или иной критической ситуации.

Во время движения водитель обязан:

иметь постоянную связь с оперативным дежурным (ОД);

каждые 10–15 секунд вести наблюдение, не поворачивая головы, с помощью зеркал заднего и бокового обзора (вперед – назад, влево – вправо);

постоянно держать в поле зрения как можно большее количество автомобилей, находящихся на трассе;

уметь определять, ведется ли за машиной наблюдение;

при движении располагать автомобиль в крайней левой полосе для более эффективного препятствия обгону злоумышленниками слева;

при движении в городе держаться скорости, на 5–10 км/час опережающей скорость потока, соблюдая при этом правила дорожного движения;

правильно маневрировать в плотном потоке транспорта, никогда не занимая место за грузовыми машинами;

останавливаясь на запрещающий сигнал светофора, следует находиться в первом ряду, чтобы иметь возможность беспрепятственно продолжить движение;

обращать повышенное внимание на обстановку вокруг места прибытия;

во время стоянки или остановки обеспечивать охрану автомобиля.

Во время движения по маршруту возможна остановка по требованию сотрудника ГАИ. Как отличить настоящего сотрудника от ложного?

Это можно сделать по следующим признакам:

по форме одежды (она имеет специфические отличия от обычной формы сотрудника милиции);

полной служебной экипировке работника ГАИ;

наличию обязательных служебных атрибутов: жетона с личным номером, жезла и т.д.

Одинокий сотрудник ГАИ на безлюдном шоссе или в ином потенциально опасном месте без служебного автомобиля должен вызвать у вас настороженность. Если остановившие вас люди, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов, вызывают у вас подозрение, не открывайте по их требованию двери и не опускайте стекла, не покидайте машину. В случае необходимости выразите готовность проследовать вместе с ними до ближайшего стационарного поста.

При аварии или поломке автомобиля водитель тут же сообщает о происшедшем оперативному дежурному. Необходимо сообщить причину остановки, указать точное место нахождения и в какой помощи вы нуждаетесь. После чего в зависимости от ситуации надо предпринять все меры для обеспечения безопасности клиента и эвакуации его на запасной (дежурной) машине или на частном автомобиле, такси, водитель которого не вызывает подозрений. В последнем случае водитель обязан сопровождать своего пассажира.

Всегда проявляйте повышенную бдительность и осторожность в случае непредвиденного «ремонта дороги».

Став свидетелем дорожно-транспортного происшествия, не останавливайтесь, сообщите об этом по телефону сотрудникам ГАИ, оставив свои координаты.

Если ваша машина попала в аварию за городом, но может продолжать движение, постарайтесь добраться до ближайшего поста ГАИ.

Если вы обнаружили, что за вами следят, убедитесь, что именно за вашей машиной ведется наблюдение. С этой целью несколько раз отклонитесь от маршрута, каждый раз возвращаясь на него. При слежке не следует предпринимать импульсивные, необдуманные действия. Свяжитесь с оперативным дежурным, доложите о преследовании, получите инструкции для дальнейших действий. Если почувствовали реальную угрозу, то останавливайтесь у ближайшего поста ГАИ или здания любого правоохранительного органа и обращайтесь за помощью.

Оторваться от преследования можно, используя скоростные качества автомобиля или резко остановившись у поста ГАИ или ВАИ.

Помимо постоянной готовности к отражению нападения и владения техникой маневрирования, водитель должен знать способы совершения нападений на автомобиль и признаки, им предшествующие.

Признаки опасности

Водитель должен обращать особое внимание:

на мотоциклы, причем как на водителя, так и на пассажиров;

на транспортные средства, в которых находятся двое и более лиц. При этом фиксировать, в какую сторону смотрят, каковы их телодвижения, повороты голов, насколько оживленно они между собой разговаривают;

на появление одного и того же водителя или пассажира в другом транспортном средстве;

на прохожих, которые наблюдают за автомобилем охраняемого лица;

на любое транспортное средство, которое пристраивается за вами, но не пытается обогнать вас или свернуть в сторону;

на любое транспортное средство, следующее за вами на протяжении 1 км или более с такой же скоростью.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, необходимо перепроверить намерения следующего за вами транспортного средства, остановившись или совершив маневр. Остановка или маневр должны выглядеть случайными и естественными, чтобы не насторожить тех, кто ведет наблюдение.

Остановиться или совершить маневр можно:

заехав на АЗС, СТО;

заехав на придорожную стоянку под предлогом покупки газеты, сигарет, воды и т.д.;

под предлогом осмотра автомобиля;

притормозив, не доезжая перекрестка и включив указатель левого поворота, будто вы хотите свернуть во двор или на стоянку и ждете, пока пройдет встречный транспорт;

включив указатель левого поворота, но проехав перекресток в прямом направлении.

При выполнении любого из вышеперечисленных приемов остановки, маневра не следует торопиться выходить из автомобиля. Когда следующий за вами автомобиль поравняется с вами, рекомендуется нагнуться ниже уровня окон.

Если угроза нападения неминуема и все признаки указывают на это, у водителя должен быть план собственных действий, опережающих возможные действия со стороны нападающих, чтобы сорвать или свести к минимуму эффективность нападения.

В результате маневра, во-первых, необходимо добиться того, чтобы автомобиль с клиентом не был заблокирован, а имел возможность для совершения маневра. Во-вторых, чтобы нападающая сторона потеряла ваш автомобиль из вида; в-третьих, для «нападающего» автомобиля создалась бы невыгодная дорожная ситуация; ваш автомобиль мог бы быстро развернуться и продолжить движение в обратном направлении; а также, резко увеличив скорость и маневрируя, препятствовать прицельному ведению огня.

Способы маневров

В отличие от бытующего мнения использование высоких скоростей в качестве технического маневра для ухода от преследования или нападения в условиях города, как правило, не дает положительного результата. Если водитель не является асом, вполне вероятно, что его автомобиль будет поврежден, разбит или выйдет из строя. Уйти от нападения можно лишь в результате заранее спланированных и искусно выполненных маневров, цель которых – привести нападающую сторону в замешательство или как минимум в невыгодное (неудобное) положение. Эти маневры обычно выполняются на скоростях меньше 80 км/ч.

Выполнение неожиданных маневров для срыва готовящегося нападения, обеспечивая при этом максимальную безопасность пассажиров и водителя, как правило, возможно на скоростях 40-60 км/ч.

Резкая остановка автомобиля. Данный маневр рекомендуется производить в тот момент, когда нападающая сторона начинает нападение. В этом случае нужно резко нажать на педаль тормоза, удерживая рулем машину в прямом положении, опуститься ниже уровня окон, упав на сиденье при интенсивном движении быть готовым к тому, что в вас могут врезаться сзади.

Контролируемый занос. Этот маневр используется для поворотов на 180 градусов на высокой скорости. При правильном выполнении маневра нападающая сторона оказывается в полной растерянности. Не следует прибегать к нему на загруженных трассах. Данный маневр не исключает возможности столкновения транспортных средств, вследствие чего существует опасность сцепления бамперов или крыльев, равно как и возможность разрыва или повреждения покрышек автомобиля.

Поворот с применением ручного тормоза. Применять его лучше на скользкой или грязной дороге, особенно хорошо на скорости 35–50 км/ч в зависимости от покрытия дороги (чем суше дорога, тем выше скорость). Техника выполнения такова: слегка поворачивая колеса в направлении поворота, используют ручной тормоз. Затем тормоза, блокирующие колеса, отпускаются, и задняя часть автомобиля поворачивается. Можно сделать поворот от 90 до 270 градусов. После завершения маневра уезжаете с места поворота, набирая скорость на пониженной передаче.

Задний разворот («полицейский разворот»). После остановки машины включается задняя передача и, разгоняя автомобиль до 30–40 км/ч, при полностью выжатом акселераторе, поворачиваете рулевое колесо к открытой дороге. Передние колеса скользят. Когда боковое движение назад прекратится, включаете низкую передачу и, набирая скорость, уезжаете. Будьте готовы к повороту от 90 до 270 градусов.

Y-образный разворот. Осуществляется только на широких дорогах или дорогах с мягкой, ровной обочиной.

После остановки автомобиля включаете заднюю передачу и, выкручивая руль вправо или влево, выезжаете на обочину. Следите, чтобы задние колеса оставили дорогу. Включив первую передачу и усиленно газуя, поворачиваете колеса так, чтобы получить поворот на 90 градусов.

Помните, что излишняя скорость снизит возможность выполнения необходимых маневров и повысит шанс столкновения с препятствием. Техника поворотов на высокой скорости заключается в следующем: поворот начинается с внешней стороны изгиба или угла, затем вы смещаетесь на внутреннюю сторону дуги. Так вы добиваетесь наиболее прямой линии движения. Всякое торможение начинается заблаговременно до поворота, пусть инерция вынесет вас до наибольшей крутизны поворота. Тогда нажмите на педаль акселератора. Никогда не тормозите во время самого поворота. Не следует резко тормозить, если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой, иначе автомобиль утратит сцепление с дорогой и вы потеряете управление. Если вам придется резко затормозить, то быстрое покачивающее движение руля выведет вас на прямую и не позволит застопориться колесам (включая автоматику).

Уход задним ходом. Этот маневр применяют, если засада замечена на достаточно большом расстоянии, а дорога сзади свободна. Маневрируя, смотрите, где можно развернуться или уйти на примыкающие дороги.

Проезд сквозь препятствие (таран). Данный маневр применяется в двух ситуациях:

нападающая сторона вынудила вас съехать с дороги или преграждает ему путь вашему автомобилю;

нападающая сторона неожиданно устроила засаду на дороге.

А выполняется маневр следующим образом:

нацеливаетесь автомобилем на ту часть препятствия, у которой наименьший вес (т.е. задней частью автомобиля, за исключением тех марок автомашин, у которых двигатель расположен в задней части);

угол столкновения с препятствием должен быть 45–90 градусов;

удар наносится в послед­нюю четверть плоскости препятствия;

на расстоянии 8–12 метров от препятствия нажимаете на педаль газа и не отпускаете (при этом старайтесь думать не о столкновении, а о том, как быстрей проехать сквозь препятствие), крепко держа рулевое колесо;

сгруппируйтесь на водительском сиденье, приготовившись к умеренному по силе удару.

Когда нет выхода. Если ваш автомобиль заблокирован спереди и сзади, а ваши противники уверены в успехе, они могут снизить бдительность. Этим можно воспользоваться и предпринять следующее:

расположите автомобиль так, чтобы он наилучшим образом смог прикрыть ваш отход из-под огня засады;

если возможно, откройте двери и высадитесь из машины, прикрывая пассажира, в сторону, противоположную нападению.

Александр Аничин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция водителя крана манипулятора
  • Должностная инструкция водителя корпоративного автобуса
  • Должностная инструкция водителя категории се
  • Должностная инструкция водителя карьерного самосвала
  • Должностная инструкция водителя инкассатора росинкас