ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ
ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ
ПО
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Заместитель директора (воспитательная работа) назначается и освобождается от
должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности
заместителя директора (воспитательная работа) его обязанности могут быть
возложены на других заместителей директора, старшего вожатого или классного
руководителя из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в
этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с
соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Заместитель
директора (воспитательная работа) должен, как правило, иметь высшее образование
по направлениям подготовки «Государственное и
муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы
на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее образование и
дополнительное профессиональное образование в области государственного и
муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на
педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
1.3.
Заместитель директора (воспитательная работа) подчиняется непосредственно
директору школы.
1.4.
Заместителю директора (воспитательная работа) непосредственно подчиняются:
— старшие вожатые;
— классные руководители;
— социальный педагог;
-педагог-организатор ОБЖ.
1.5.
Заместитель директора (воспитательная работа) должен знать:
— приоритетные направления развития
образовательной системы РФ;
— законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную
деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— Федеральные государственные
образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных
программ;
— педагогику;
— достижения современной
психолого-педагогической науки и практики;
— психологию;
— основы физиологии, гигиены;
— теорию и методы управления
образовательными системами;
— современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми)
разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
— основы экономики, социологии;
— гражданское, административное,
трудовое в части, касающейся регулирования деятельности образовательных
учреждений и органов управления образованием различных уровней;
— основы менеджмента, управления
персоналом; основы управления проектами;
— правила внутреннего трудового
распорядка;
— режим работы школы;
— правила по охране труда и
пожарной безопасности.
1.6. В своей
деятельности заместитель директора (воспитательная работа) должен
руководствоваться:
— Конституцией РФ;
— Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации»;
— Cемейным кодексом РФ;
— Федеральным законом «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства
Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования
и воспитания обучающихся;
— административным, трудовым и хозяйственным
законодательством;
— правилами и нормами охраны труда,
техники безопасности и противопожарной защиты;
— Уставом и локальными нормативными
актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами
и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым
договором.
Заместитель директора школы
(воспитательная работа) должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка и
требования Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников.
2. ФУНКЦИИ
Основными функциями, выполняемыми
Заместителем директора (воспитательная работа), являются:
2.1.
организация воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за
развитием этого процесса;
2.2.
методическое руководство работой старших вожатых, социального педагога и
классных руководителей;
2.3.
обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в
воспитательном процессе;
2.4.
обеспечение использования и совершенствования методов организации
воспитательного процесса и современных воспитательных технологий, в том числе
дистанционных.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
Заместитель директора
(воспитательная работа) выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
— проблемы, ход и развитие
воспитательного процесса;
— результаты воспитательной работы;
— наличие и перспективные
возможности школы в области воспитательной работы;
— форму и
содержание посещенных внеклассных мероприятий и других видов воспитательной
деятельности (не менее 180 часов в год);
3.2. прогнозирует:
— тенденции изменения ситуации в
обществе и в образовании для корректировки стратегии развития воспитательной
работы школы;
— последствия запланированной
воспитательной работы;
3.3. планирует и
организует:
— текущее и перспективное
планирование деятельности старших вожатых, классных воспитателей, классных
руководителей;
— процесс разработки и реализации
воспитательной программы школы;
— разработку необходимой
методической документации по воспитательной работе;
— осуществление
систематического контроля за качеством воспитательного процесса в школе;
— работу по подготовке и проведению
общешкольных вечеров, дискотек, праздников и других культурно-воспитательных
мероприятий;
— просветительскую работу для
родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного
процесса;
— культурно-массовую и внекласную
работу;
— контроль за индивидуальной
воспитательной работой с детьми из педагогически неблагополучных семей;
— правильное ведение
непосредственно подчиненными сотрудниками установленной отчетной документации;
— работу старших вожатых, классных
воспитателей, классных руководителей;
— изучение с учениками Правил для
учащихся;
— повышение квалификации и
профессионального мастерства сотрудников, занятых воспитательной работой в
школе;
— совместную воспитательную работу
представителей общественности, правоохранительных органов и школы;
3.4. координирует:
— разработку необходимой
документации по организации воспитательной работы;
— взаимодействие представителей
администрации, служб и подразделений школы, обеспечивающих воспитательный
процесс, представителей общественности и правоохранительных органов;
— работу классных руководителей и
других работников школы по выполнению программы воспитательной работы;
3.5. руководит:
— воспитательной работой в школе;
— созданием благоприятного
микроклимата в школе;
— осуществлением системы
стимулирования участников воспитательной работы;
3.6. контролирует:
— правильное и своевременное
ведение участниками воспитательного процесса установленной отчетной
документации;
— безопасность используемых в
воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных
средств;
— работу непосредственно
подчиненных сотрудников;
— соблюдение учениками Правил для
учащихся;
— качество воспитательного процесса
и объективность оценки уровня культуры и воспитанности обучающихся;
— оптимальность распределения во
времени воспитательных мероприятий;
3.7. корректирует:
— воспитательную программу школы;
— ход выполнения программы
воспитательной работы;
— планы работы участников
воспитательного процесса;
3.8.
разрабатывает:
— методические документы,
обеспечивающие воспитательный процесс;
— нормативные документы для
участников воспитательного процесса;
— воспитательную программу школы и
фрагменты стратегических документов школы;
— правила ведения необходимой
отчетной документации участниками воспитательного процесса;
— методику и порядок проведения
воспитательных мероприятий;
— формулировки главных ценностей
школы, новых задач школы, варианты моделей выпускника школы (для последующего
обсуждения);
3.9.
консультирует:
— участников воспитательного
процесса по принципиальным методическим вопросам;
3.10. оценивает и
экспертирует:
— стратегические документы школы
(воспитательную программу, учебный план и т. п.);
— предложения по организации
воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами;
3.11. редактирует:
— подготовленные к изданию
методические материалы по воспитательной работе;
3.12. принимает
участие в:
— подборе и расстановке
педагогических кадров;
3.13.
обеспечивает:
— своевременное составление,
утверждение и предоставление отчетной документации в пределах своей
компетенции;
— использование в своей
деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных
таблиц;
— соблюдение прав и свобод
учащихся;
— уважение человеческого
достоинства, чести и репутации учащихся;
— поддержание учебной дисциплины,
режима посещения занятий;
— охрану жизни и здоровья учащихся
во время образовательного процесса;
— соответствие содержания и художественного оформления
полиграфической и иной информационной продукции, используемой в образовательном
процессе и при оформлении школы, требованиям, предъявляемым к информационной
продукции для детей соответствующей возрастной группы;
— выполнение правил охраны труда и
пожарной безопасности;
— своевременную и качественную паспортизацию
кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
— сохранность оборудования, мебели
и санитарного состояния закрепленного помещения;
— своевременное информирование
заместителя директора (организационно-педагогическая работа) и дежурного
администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни;
— в течение 7 календарных дней
после письменного уведомления специалистом по кадрам об истечении срока
действия квалификационной категории, срока решения аттестационной комиссии о
соответствии занимаемой должности, срока отсрочки от такой аттестации
непосредственно подчиненных педагогических работников предоставление директору
школы мотивированной, объективной и всесторонней характеристики на таких
педагогических работников;
3.14. проходит:
— обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры;
— обязательное обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
4. ПРАВА
Заместитель директора
(воспитательная работа) имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. присутствовать:
— на любых мероприятиях, проводимых
участниками воспитательного процесса с учащимися школы (без права входить в
помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания
педагогу в течение занятия), предупредив педагога не позднее, чем накануне;
4.2. давать:
— обязательные распоряжения
участникам воспитательного процесса и младшему обслуживающему персоналу;
4.3. привлекать:
— к дисциплинарной ответственности
обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в
порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка учащихся;
4.4. принимать
участие в:
— разработке воспитательной
политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических
документов;
— разработке любых управленческих
решений, касающихся вопросов воспитательной работы школы;
— ведении переговоров с партнерами
школы по воспитательной работе;
— работе Педагогического совета;
— подборе и расстановке педагогических
кадров, участвующих в воспитательном процессе;
4.5. вносить
предложения:
— о начале, прекращении или
приостановлении конкретных воспитательных проектов;
— о поощрении, моральном и
материальном стимулировании участников воспитательной работы;
— по совершенствованию
воспитательной работы;
4.6.
устанавливать:
— от имени школы деловые контакты с
лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию
воспитательной работы в школе;
4.7. запрашивать:
— для контроля и внесения корректив
рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в
непосредственном подчинении;
— у руководства, получать и
использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы,
необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. проводить:
— приемку
воспитательно-методических работ, выполненных по заказу школы различными
исполнителями (как из числа сотрудников школы, так и из сторонних организаций);
4.9.
контролировать и оценивать:
— ход и результаты групповой и индивидуальной
воспитательной работы, налагать вето на методические разработки по
воспитательной работе, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их
здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики,
компенсации и преодоления возможных негативных последствий;
4.10. требовать:
— от участников воспитательного
процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения
принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный
характер);
4.11. повышать:
— свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора
школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей,
установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав,
предоставленных настоящей Инструкцией, а также принятие управленческих решений,
повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора (воспитательная
работа) несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора
(воспитательная работа) может быть освобожден от занимаемой должности в
соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации».
5.3. За
нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора
(воспитательная работа) привлекается к административной ответственности в
порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в
том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных
обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей
инструкцией заместитель директора (воспитательная работа) несет материальную
ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
6.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Заместитель директора
(воспитательная работа):
6.1. работает
в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из
40-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;
5.2.
самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный
модуль. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала
планируемого периода;
6.3.
представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более
пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного
модуля;
6.4. получает
от директора школы информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами;
6.5.
систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою
компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;
6.6. исполняет
обязанности директора школы, его заместителей, старших вожатых, классных
руководителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.).
Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о
труде и Уставом школы на основании приказа директора или решения
Педагогического совета школы, если соответствующий приказ не может быть издан
по объективным причинам;
6.7. передает
директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно
после ее получения.
ПРАКТИКУМ 2. Должностные обязанности
Задание: познакомившись с официальными должностными обязанностями, определите содержание своей деятельности.
Должностная инструкция
заместителя директора школы по воспитательной работе
- Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директора (начальника, заведующего) филиала учреждения образования, старшего мастера, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.
На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или воспитателя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
1.4. Заместитель директора школы по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.
1.5. Заместителю директора школы по воспитательной работе непосредственно подчиняются: __________
1.6. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации (указать: Конституцией или Уставом и законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по месту нахождения школы)________, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, ______(указать высший орган (органы) исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:
2.1. организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися;
2.2. методическое руководство воспитательным процессом;
2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися;
2.4.
2.5. ______________________________________________________________
3. Должностные обязанности
Заместитель директора школы по воспитательной работе
выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися и ее проведение;
3.2. координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных работников;
3.3. организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;
3.4. осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;
3.5. организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса;
3.6. оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий;
3.7. совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности; обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов;
3.8. обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными воспитателями, старшим вожатым, другими педагогами журналов групп продленного дня, классных журналов, другой документации;
3.9. оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;
3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т.п.;
3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;
3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методическим объединением, повышают свою квалификацию;
3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;
3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;
3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;
3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы;
3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы, добровольный общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;
3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися;
3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т.п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;
3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;
3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;
3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных
происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.;
организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;
3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями
дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;
3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;
3.26_______________________________________________________
4. Права
Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);
4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;
4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т.п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;
4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;
4.5._______._________-
4.6.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Заместитель директора школы по воспитательной работе:
6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;
6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;
6.8.
_(подпись)
С инструкцией ознакомлен(а):
(расшифровка подписи)
Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе
Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе разрабатывается сотрудником отдела кадров или лицом, ответственным за охрану труда в организации, и утверждается ее руководителем. О том, как правильно составить должностную инструкцию для этого сотрудника, расскажем в статье.
- Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе
- Должностные обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе
Текст должностной инструкции, как правило, включает в себя несколько разделов:
- Общие положения
Эта часть документа содержит в себе наименование должности сотрудника (должно совпадать с утвержденным на предприятии штатным расписанием). Помимо этого целесообразно указать порядок назначения заместителя директора по воспитательной работе на должность и снятия его с должности, а также варианты его замещения в случае отсутствия. Можно прописать перечень нормативных и локальных актов, с текстами которых должен быть ознакомлен служащий. При желании разработчик инструкции может уточнить, кто из сотрудников организации подчиняется заместителю директора и у кого в подчинении находится он сам.
Для справки: в некоторых случаях работодатели желают, чтобы сотрудник, который отвечает за работу с детьми, знал текст Конвенции о правах ребенка, которая была принята ООН 20.11.1989. В этом случае желательно не только представить ему этот документ для ознакомления, но и получить подпись служащего, подтверждающую прочтение. - Функции
В этом разделе указываются основные направления деятельности заместителя директора по воспитательной работе. Как правило, это:- организация методического руководства воспитательным процессом;
- обеспечение соблюдения учениками режима в рамках обучения;
- разработка системы внешкольной воспитательной работы и т. д.
- Должностные обязанности
Круг обязанностей данного сотрудника варьируется в зависимости от направления деятельности и типа организации (интернат, лагерь или школа и т. п.). Мы предлагаем вашему вниманию перечень наиболее общих обязанностей (он вполне может быть изменен или дополнен при необходимости):- организация и проведение внеклассных мероприятий с воспитанниками;
- осуществление текущего и временного планирования деятельности заведения;
- контроль за работой кружков и секций;
- координация работы классных руководителей и прочего педагогического состава;
- составление и утверждение расписания работы кружков;
- просветительская работа с родителями;
- составление отчетной документации.
- Права
Заместитель директора по воспитательной работе наделяется комплексом правомочий, которые помогают ему надлежащим образом выполнять должностные обязанности. Могут быть, например, обозначены следующие права:- применения дисциплинарного взыскания к воспитанникам при нарушении правил учебного заведения;
- внесения изменений в расписание кружков;
- проверки работы подчиненных.
- Ответственность
Этот раздел документа предполагает включение перечня видов ответственности, которые могут налагаться на сотрудника в случае несоблюдения законодательства или положений локальных актов организации. Как правило, речь идет о дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. - Взаимоотношения и связи. График работы
В этом разделе можно описать, с кем и как взаимодействует заместитель директора по воспитательной работе. Например, указать работников, которые обязаны сдавать отчеты. Кроме того, если решено включить этот раздел в инструкцию, целесообразно будет здесь указать и график работы служащего.
Нами приведен примерный план должностной инструкции. Так как законодатель не устанавливает требований к содержанию инструкции заместителя директора по воспитательной работе и ее содержание остается на усмотрение руководителя организации и лиц, ответственных за составление документа, любой из описанных выше разделов может быть как изменен, так и попросту исключен.
Должностные обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе
В рамках должностной инструкции работника, который ответственен только за воспитательный процесс в учебном заведении, рассматривается довольно узкий круг обязанностей. Однако в штате образовательных организаций куда чаще встречается заместитель директора по учебно-воспитательной работе (в просторечии — завуч), круг должностных обязанностей которого заметно шире.
Все должностные обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса, можно разделить на несколько групп:
- Обеспечение методической составляющей обучения. Завуч обязан составлять, утверждать и корректировать при необходимости учебные планы для обучающихся. Важное условие — оперативность коррекции, которая может быть связана с изменением ситуации в учебном заведении или в стране. Например, при введении дополнительного урока в связи с каким-либо ЧП (террористическим актом, стихийным бедствием и т. п.).
- Координация работы педагогического коллектива. Заместитель директора вправе посещать уроки, кружки и внеклассные занятия с целью проведения контроля за работой учителя. Кроме этого на нем лежит ответственность за проведение своевременной аттестации педагогов и их обучение с целью повышения квалификации.
- Планирование. Речь идет о текущих и перспективных планах, которые должны быть составлены заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждены директором учреждения.
- Обеспечение учебного процесса. Это относится не только к практической части (предоставление учебных материалов, планов, пособий и т. д.), но и к материальной (обустройство классных комнат, создание условий для творчества и т. д.).
- Своевременное представление отчетности.
Перечень должностных обязанностей завуча, так же как и заместителя по воспитательной работе, может подлежать корректировке. Главное, как можно более детально прописать положения данного раздела должностной инструкции, чтобы у работника не возникало вопросов по поводу того, что входит в его компетенцию.
Ознакомление заместителя с должностной инструкцией должно быть подтверждено его подписью. При внесении изменений в документ сотрудник также должен с ними ознакомиться и подтвердить согласие подписью, т. к. в противном случае изменения не будут иметь юридической силы.
|
Согласовано:
Председатель первичной
профсоюзной организации
___________/Л.Ю.Соловьёва/
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 имени
дважды Героя Советского Союза А.Ф.Клубова»
Должностная инструкция
заместителя директора по воспитательной работе
1. Общие положения
1.1.Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761-н).
1.2. Заместитель директора по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на другого заместителя директора или классного руководителя из числа наиболее подготовленных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3.Заместитель директора по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики, и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
1.4. Заместитель директора по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.
1.5.В своей работе заместитель директора по воспитательной работе руководствуется приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации; законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность; Конвенцией о правах ребенка.
Заместитель директора по воспитательной должен знать:
требования ФГОС и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении; методику воспитательной работы, отвечающую требованиям ФГОС; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, детей, их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию творческой деятельности; порядок разработки программ занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями лицами их замещающими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.Функции заместителя директора по воспитательной работе.
Основными направлениями деятельности заместителя директора по воспитательной работе в образовательном учреждении являются:
2.1. Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении, осуществление руководства и контроля развития воспитательного процесса.
2.2. Осуществление методического руководства работы педагога-организатора, социального педагога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических сотрудников.
2.3. Обеспечение выполнения норм и правил охраны труда и техники безопасности во время воспитательного процесса.
2.4. Организация работы образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений и безнадзорности среди учащихся образовательного учреждения.
3. Должностные обязанности
Заместитель директора по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании с учетом специфики требований ФГОС.
3.2.Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.3.Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения соответствующие требованиям ФГОС.
3.4.Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся и взрослых.
3.5.Способствует реализации прав обучающихся на создание детских ассоциаций, объединений.
3.6.Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.
3.7.Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой.
3.8.Анализирует достижения обучающихся.
3.9.Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.
3.10.Привлекает к работе с обучающимися работников учреждений культуры и спорта, родителей (законных представителей), общественность.
3.11.Оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся, организует их каникулярный отдых.
312. Ведёт документацию по установленным формам. Представляет отчеты органам управления образованием всех уровней, и непосредственному руководителю, по запрашиваемым формам и в оговоренные сроки.
3.13.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, контроль за организацией питания обучающихся.
314.Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Взаимоотношения. Связи по должности
. Заместитель директора по воспитательной работе
4.1. Работает в режиме 40-часовой рабочей недели.
4.2. Планирует и координирует воспитательный процесс на уровне детей и педагогов. Организует работу методического объединения классных руководителей.
4.3. Оказывает методическую помощь классным руководителям в организации воспитательного процесса.
4.4. Отслеживает и обобщает положительный опыт воспитательной работы в школе.
4.5. Информирует классных руководителей о воспитательных тенденциях, участвует в профессиональной подготовке классных руководителей по вопросам организации воспитательного процесса в возрастной ступени.
5. Права
Заместитель директора по воспитательной работе имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
Заместитель директора по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:
5.1.Принимать участие в разработке воспитательной политике и стратегии школы; в ведении переговоров с партнерами школы по воспитательной работе; в работе педагогического совета.
5.2.Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
5.3.Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию воспитательной работы школы.
5.4.Повышать свою квалификацию.
5.5.Принимать участие в совещаниях и педагогических советах образовательного учреждения, в городских, региональных, федеральных семинарах, конференциях, творческих сборах.
6. Ответственность.
6.1.За неисполнение или за ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса, заместитель директора по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
6.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместителя директора по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических правил организации учебно — воспитательного процесса заместитель директора по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
6.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неисполнение прав, предоставленных настоящей инструкцией, заместитель директора по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):
____________ __________________________
(личная подпись) (расшифровка подписи)
« » август 2016 г.
(дата ознакомления)
Должностная инструкция заместителя директора школы по воспитательной работе
1. Общие положения
1.1. Заместитель директора школы относится к категории руководителей.
1.2. Заместитель директора школы назначается на должность и освобождается от нее приказом директора школы.
1.3. Заместитель директора школы подчиняется непосредственно директору школы.
1.4. На должность заместителя директора школы назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее педагогическое образование, стаж воспитательной работы не менее 3 лет.
1.5. На время отсутствия заместителя директора школы его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.6. Заместитель директора школы должен знать:
— законодательные акты РФ и нормативно-правовые документы в области образования и правам ребенка;
— основы педагогики, общую психологию отношений, теорию и методику воспитательной работы;
— основы государственной молодежной политики;
— методику анализа результатов деятельности школьного коллектива.
1.7. Заместитель директора школы руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом школы и другими локальными нормативными актами;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности заместителя директора школы
Заместитель директора школы выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Разрабатывает оптимальную в условиях данного учебного заведения модель воспитательной деятельности, формирует ближайшие и перспективные цели совершенствования воспитательного процесса.
2.2. Координирует и направляет воспитательную деятельность учителей, классных руководителей, преподавателей, руководителей кружков, клубов и самодеятельных объединений учащихся, психолога,
библиотекаря, оказывает им организационную и методическую помощь.
2.3. Осуществляет контроль над качественной организацией воспитательного процесса, организует разработку программ воспитания учащихся, текущее и перспективное планирование воспитательного
процесса, составляет расписание воспитательных мероприятий.
2.4. Организует в учебном заведении кружки, клубы, другие объединения учащихся по интересам, анализирует, контролирует и пропагандирует их деятельность.
2.5. Привлекает представителей предприятий, спортивных и общественных организаций, творческих союзов, культурно-просветительных учреждений к воспитанию и организации свободного времени
учащихся.
2.6. Координирует работу по профилактике правонарушений и преступности среди учащихся, устанавливает связи по этим вопросам с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних,
другими заинтересованными организациями.
2.7. Обеспечивает планирование и организацию отдыха и оздоровления учащихся в период каникул, в выходные, праздничные дни и вечернее время.
2.8. Участвует в организации питания и медицинского обслуживания учащихся.
2.9. Координирует деятельность психологической и социально-педагогической службы учебного заведения.
2.10. Организует проведение социологических и психолого-педагогических исследований, использование иных форм анализа эффективности воспитательной работы.
2.11. Участвует в обсуждении вопросов воспитательной работы на заседаниях педагогического совета, совещаниях и собраниях учебного заведения.
2.12. Обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательной работы.
2.13. Совершенствует свой профессиональный и методический уровни, повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, практикумах, конференциях и т.п.
3. Права заместителя директора школы
Заместитель директора школы имеет право:
3.1. Проверять работу подчиненных непосредственно ему работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения.
3.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном уставом школы правилами поведения учащихся.
3.3. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций, отменять занятия, временно объединять группы для проведения
совместных занятий.
3.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.5. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность заместителя директора школы
Заместитель директора школы несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.