Игра лепешка инструкция и правила игры

Игра «Лепешка»: корректируем негативные детско-родительские отношения

Светлана Сенатская, методист Городского психолого-педагогического центра ДОгМ, педагог-психолог, руководитель проекта «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ», город Москва

Можно ли с помощью одной игры научить детей договариваться, отстаивать свои интересы, предъявлять требования? Да, с помощью психологической игры «Лепешка», которая также поможет ребенку и его родителям прожить негативные эмоции в игровой форме. Расскажем, каковы правила игры, как ее организовать и проводить.

Настольную игру «Лепешка» разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн. Это психологическая игра, которая помогает развить социальный интеллект — умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом.

Правила игры

Для игры приготовьте: игровое поле, кубик, пластилин разного цвета. Количество цветов соответствует количеству игроков. Игровое поле состоит из двух зон: «хлев» и «небо людей». Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина фигурку животного — это игровая фишка. Игроки являются владельцами всех полей того же цвета, что и их фигурки.

Старт игры на поле «хлев». Начинает игру самый младший из участников. Он кидает кубик и переставляет свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Как правило, попадает на поле другого цвета.

Игрок, на чье поле попало чужое животное, должен обвинить его за какой-то проступок, например: «ты вел себя слишком шумно», «разрушил в моем доме…», «съел мои ромашки». После этого владелец животного должен соответствующим образом извиниться за него или предложить исправить содеянное. Если владельца поля устроят извинения или возмещение ущерба — он может отказаться от наказания. Тогда кубик бросает следующий игрок. Если владелец поля не удовлетворен, он может наказать попавшую к нему фигуру — щелкнуть по ней, изменить как угодно ее форму или одним ударом смять «в лепешку».

Если участнику выпадает количество ходов, которое позволяет достичь собственного поля, он может восстановить фигуру, изменить ее («развить»).

Цель игры — стать человеком и попасть на «небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Он должен выбрать кого-то из игроков и убедить его аргументированно перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, только если фигурка целая и неповрежденная и находится на поле своего цвета. Если фигурка животного попадает на свое поле поврежденной, владелец должен сам исправить ее — долепить до целого животного и повторить свою просьбу, когда ход в следующий раз перейдет к нему.

Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад, на ближайшее поле своего цвета, и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом кидать не надо.

«Игровое поле»

Владелец фигурки человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно» — не бить, не давить, не разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Но он может, не разрушая другую фигуру, так согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени. Если владелец фигурки человека все-таки раздавил фигурку животного или человека в лепешку, он возвращается в «хлев» и начинает игру сначала, снова в форме животного.

Как сделать игровое поле

Материалы: для поля (на выбор) — доска с пластиковым покрытием, белое оргстекло любой толщины, лист ватмана размером 54 × 54 сантиметра; квадратные и прямоугольные кусочки самоклеящейся пленки разных цветов.

Цвета выбирайте те, что будут использовать игроки для своих фишек. Количество выбранных цветов зависит от количества участников. Если участников больше, вы можете расширить поле — просто добавить другие цвета.

Выложите кусочками пленки дорожку от старта (поле «хлев») до финиша (поле «небо людей») — зигзагом, змейкой, по кругу.

В чем польза игры для детей

Игра «Лепешка» предназначена для игры в группе сверстников от 5 лет.

Если используете в коррекционной работе с детьми игру «Лепешка», вы решаете несколько задач.

Дети смогут отреагировать подавленные чувства и эмоции. Когда ребенок выражает злость, гнев, разочарование, ненависть, родители и педагоги предпочитают наказывать и запрещать, вместо того чтобы принять негативные эмоции ребенка. В результате «запретные» эмоции и чувства никуда не исчезают — он загоняет их внутрь, и позже они проявляются соматическими расстройствами и психологическими комплексами. В пространстве «Лепешки» позволено выражать любые чувства, а игровой процесс поможет ребенку научиться выражать эти чувства приемлемым способом.

Гиперактивные, медлительные, агрессивные, застенчивые и тревожные дети изменят поведение. Гиперактивные дети научатся ждать и следить за игрой. Медлительных игра растормаживает. Агрессивным детям игра поможет направить агрессию в положительное русло, например в творчество. Застенчивым — проявить себя. Тревожных научит защищать свои границы, принимать решения и отстаивать свое мнение.

Дети научаться принимать правила и нормы игры. Ребенок чувствует себя свободным и защищенным в пределах правил игры, не оказывает сопротивления к их установлению. При этом он самостоятельно принимает решения по поводу игровых взаимоотношений и несет за это ответственность.

Чтобы достичь положительного результата, проводите игру 3–5 раз. Идеальное количество участников — 7 человек.

В группу можно включить два-три ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как играть в «Лепешку» с детьми с ОВЗ

Прежде чем включить детей с ОВЗ в группу, проведите игру индивидуально. Некоторым из них противопоказана игра по классическим правилам. Используйте в этом случае ее модификацию — игру «Сюда нельзя» Н. Емельяновой. В данном варианте из фигурок не делают лепешек. Обязательно предварительно поиграйте в «бродилку» с кубиком — некоторые дети не знают, что такое бросить кубик и бросают его в прямом смысле.

Выясните с детьми до игры, чем человек отличается от животного, что значит быть человеком

Объясните значения полей игрового поля «хлев» и «небо людей».

Пример из практики. Играет группа младших школьников. Среди них мальчик Миша, у которого непростые взаимоотношения со сверстниками: он часто проявляет по отношению к ним вербальную и невербальную агрессию.

Миша обратился к участникам игры с просьбой сделать из него человека еще в начале игры. Ему отказали и в первый, и во второй раз. По правилам игры в третий раз он мог сам сделать из себя человека. Но Миша очень хотел, чтобы это сделал кто-то из игроков. Несмотря на то что в процессе все фигурки были лепешками от рук Миши, в конце игры один из участников согласился выполнить его просьбу. При обсуждении игры Миша сказал, что самым ярким событием не только в игре, но и в жизни он считает то, что из него все-таки сделали человека.

Обсудите с детьми до игры, что значит играть по правилам

Строго следите за их соблюдением во время игры.

Перед тем как участник уйдет на второй круг, еще раз объясните ему все возможные последствия. При необходимости правила меняйте.

Пример из практики. Когда динозавр ушел на следующий круг, а все герои стали людьми, Ваня понял, что не сможет больше делать лепешки из фигурок игроков, т. к. все они уже оказались на «небе людей».

Участники игры активно проявляли свое чувство превосходства над Ваней. В результате мальчик одним движением сделал огромную лепешку из всех фигурок людей.

«На старте»

Будьте терпеливы

В начале игры дети могут долго выбирать животное, которое будут лепить, несколько раз менять его образ до начала игры и в процессе. При необходимости увеличивайте или ограничивайте количество времени для лепки, например, сказав: «У вас есть необходимое количество времени, чтобы закончить фигурку».

Пример из практики. В игру играет группа первоклассников, среди которых мальчик Саша с особенностями эмоционально-волевой сферы. Я объясняю правила игры, пока дети лепят фигурки. Саша, который быстрее всех сделал фигурку улитки, говорит задумчиво: «Улитку каждый обидеть сможет…» — и переделывает ее в ежика, потом в тигра, а затем в “инопланетное животное”, похожее на стул с огромными глазами.

За время игры Саше удалось сохранить свою фигурку без повреждений. Но в отличие от всех других игроков он не захотел становиться человеком — ушел на следующий круг “инопланетным животным” и сохранил за собой право делать лепешки.

«Вот тебе!»

Как играть в «Лепешку» с семьей

«В первый раз в “Лепешку” я играла со своей семьей. Пятилетний сын играл с упоением, ревниво защищал свой дом и отличился тем, что превратил папину фигурку во множество пластилиновых зернышек. Так он выразил свое напряжение из-за долгого отсутствия отца и адаптации к новым условиям с его появлением. Дочь-подросток в конце игры заявила: “Никогда в жизни не сяду играть в эту игру!”. Подростковый максимализм не выдержал позиций “взрослого” в свободном пространстве игры».

Игра с семьей — самая сложная и ответственная из всех вариантов ее проведения. В процессе участники, как в зеркале, видят свои семейные роли, способы манипуляций друг другом, ошибки в воспитании ребенка и в супружеских отношениях. Смелость принять такую реальность есть не у всех родителей.

Задачи игры с семьей:

  • дать игрокам возможность примерить новые роли, разыграть новые модели отношений, чтобы потом перенести их в жизнь;
  • скорректировать негативные проявления в поведении ребенка;
  • дать рекомендации по конструктивному детско-родительскому взаимодействию в свободных и безопасных условиях.

Когда проводите игру с семьей, придерживайтесь рекомендаций:

  1. Проинформируйте семью о цели и задачах игры. Объясните правила, предупредите о возможных неудобных ситуациях, которые могут возникнуть.

Все члены семьи должны дать согласие на проведение игры.

  1. Введите взрослых в игровую ситуацию. Предложите им вспомнить приятные моменты из детства, например попросите рассказать о своей любимой игрушке. Можно предложить участникам договориться о едином возрасте. Это позволит взрослым выйти из директивной позиции родителя, добавит легкости и спонтанности в игру и упростит решение коррекционных задач.

«На финише»

  1. Предложите игрокам придумать имена своим фигуркам. Следите, чтобы в процессе игры они обращались друг к другу по игровым именам. Таким образом, даже в случае если младший раздавит «в лепешку» старшего, не будет нарушена семейная иерархия, и участники все равно смогут отреагировать на напряжение.
  2. Поддерживайте ребенка, помогайте ему выразить себя естественным способом. Предлагайте различные модели поведения, формы общения, конкретные высказывания, подбадривайте и выражайте сожаление в соответствии с ситуацией на поле. Принимайте проявления любых чувств и помогайте справляться с самыми сильными из них, например с агрессией.

Есть семьи, которым особенно трудно осознать результаты игрового процесса, применить их к своей жизни. Тогда используйте игру несколько раз. На разных этапах у нее могут быть разные функции: диагностическая, коррекционная, терапевтическая — в этом случае если есть специально подготовленный ведущий.

Пример из практики. На консультации у педагога-психолога — семья с мальчиком 9 лет. Мама обеспокоена взаимоотношениями отца и сына: «Ругаются и кричат. Из-за сына муж решил жить отдельно». В ходе встреч совместно выяснили: родители эмоционально не поддерживают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, оценивают его нежелательное поведение непоследовательно, используют в качестве наказания ремень (чаще — отец).

На очередной встрече психолог предложил поиграть в «Лепешку». Ребенок сделал фигурку котенка, папа — черепаху, мама — петуха. Формы и характеры фигурок раскрывают желания участников, их намерения и даже отношения к партнерам по игре: котенок старается быть нежным и милым, предполагает, что его приласкают или поиграют с ним. Но грозный петух победоносно идет к финишу, по пути отчитывая котенка и черепаху.

Черепаха всегда «в домике», но как только котенок попадает на ее территорию — сразу предъявляет требования и угрожает наказанием, если они не будут выполнены. Черепаха не давит фигуру котенка, а ставит в унизительную позу — что гораздо обиднее. В какой-то момент игры котенок превращается в змею и делает из черепахи лепешку.

— Что в игре было самым ярким для тебя? — спросила я у мальчика.

— Сделать из папы лепешку!

«Папа, мама, я — семья»

Родители отметили: в игре все было так, как происходит в их реальной жизни, им есть над чем задуматься. В конце игры папа сделал трогательную композицию из фигурок людей. Со слов мамы, после игры отец и сын стали договариваться, отношения заметно улучшились.

Когда ребенок играет вместе с родителями и психологом, он соотносит свои нормы поведения с родительскими и общепринятыми нормами. Если родители завышают нормы, они отличаются от общепринятых, ребенок может увидеть относительность этих норм и отказаться от них. Развитие социальной компетенции помогает семьям достичь единства взглядов и ценностей, не концентрироваться на удовлетворении личных потребностей, обратить внимание на потребности других членов семьи.

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru

настольная

психологическая игра

«лепешка»

Автор: Г ю н т е р  Х о р н

Социальные игры Гюнтера Хорна

ЛЕПЕШКА

Настольная психологическая
игра

Игровой комплект:

ü 
игровое поле;

ü 
пластилин[1];

ü 
кубик; ü инструкция

ОБ ИГРЕ

«Лепешка» — социально —
психологическая игра, развивающая социальный интеллект (умение общаться) у
детей, подростков и взрослых. Создатель игры — Гюнтер Хорн, детский
психотерапевт из города Карлсруэ (Германия). Игра помогает детям научиться
осознавать и выражать свои чувства, пожелания, а также защищать себя при помощи
слов. Участники самостоятельно лепят из пластилина свои игровые фишки и тем
самым дают понять, как они относятся к себе и к другим игрокам, какие у них
желания и намерения. В игре также отрабатывается опыт взаимных обвинений,
вежливых извинений, высказываний благодарности, просьбы о помощи. Игроки учатся
справляться с агрессией социально приемлемым способом, а неприемлемое поведение
наказывается.

Кроме того, игра помогает
участникам осознать и проработать тему границ, у них появляется понимание
ценности своего дома.

В игре могут принимать участие дети
в возрасте от 4 лет.

Количество игроков
— от 2 до 8. Лучше всего, если игроков будет четверо, однако участников может
быть и больше. В таком случае кусочки пластилина нужно разделить пополам. Тогда
в каждом домике будет не один, а два жителя соответствующего цвета.

Цель игры — первым прийти в
конечный пункт (в Замок), Однако процесс игры часто затягивает настолько, что
живые отношения участников друг с другом, их взаимодействие и разработка
стратегии поведения оказываются гораздо важнее, чем формальная цель.

«Лепешка» никогда не надоедает,
так как она «растет» вместе со своими игроками. В неё можно играть вновь и
вновь, меняя героев, их характеры, устанавливая дополнительные правила
(например, придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).

Изначально «Лепешка» создавалась
для игры сверстников друг с другом, однако при соблюдении определенных правил
дети могут играть в нее и вместе со взрослыми. Поскольку в «Лепешке»
взаимоотношения игроков достаточно сложные, чью-то фигурку могут даже смять, и
вдвойне обидно, если это делает близкий взрослый, то в этой игре есть правило:
взрослым вместе с детьми можно играть только из «детской» позиции. 

ПРАВИЛА ИГРЫ

На начальном этапе игры нужен
ведущий — взрослый, который сам не будет участвовать, но сможет объяснить детям
правила и будет следить за их соблюдением. Инструкции детям нужно давать
коротко, последовательно, по мере возникновения игровых ситуаций.

Украшенные правила (для самых маленьких игроков).

1.                 
Сначала каждый участник выбирает пластилин красного, желтого,
зеленого или синего цвета и лепит из него фигурку животного – это его игровая
фишка, он владелец этого животного. Затем все ставят свои фигурки в избушки
соответствующего цвета на стартовом поле. Кроме избушки игроку принадлежат все
поля того же цвета, что и его фигурка, это тоже его «дома».

Фигурка должна быть одноцветной —
красного, желтого, зеленого или синего цвета — и цвета смешивать нельзя. Кроме
того, фигурка не должна изображать человека.

Если играет больше четырех
человек,
надо предложить игрокам сначала выбрать цвета, а затем брусочки
пластилина повторяющихся цветов разделить на равные кусочки так, чтобы каждому
досталось по кусочку.

Если игроков двое или трое,
тогда какие-то домики останутся незанятыми. Правила поведения на незанятых
полях определяет тот, кто первым попадает на поле этого инета. Когда игрок
попадает на такое поле, ведущий спрашивает у него, что происходит с его
фигуркой на этом поле, как фигурка чувствует себя здесь, хорошо ей или плохо.
Варианты ответов могут быть разные, например, такие: «Моей красной змейке
хорошо на этом желтом поле, ей хочется отдохнуть немного.… и сразу же поползти
вперед, к себе домой, на красное поле!» или «Мне тут хорошо, по сон, и я могу
тут себя поправить!». При этом ведущий не предлагает варианты решений, а с
помощью вопросов пытается выяснить скрытые желания самого игрока. Если
окажется, что фигурка на поле плохо себя чувствует, ведущий предлагает игроку
изменить фигурку, показав, что с ней происходит при этом. Затем ведущий может спросить
игрока, хочет ли он сам определить, что будет с другими игроками на этом поле,
или правила поведения тут действуют только для него. Если окажется, что для
маленьких игроков эти правила слишком сложны, то ведущий может предложить
нейтральный вариант: переместиться на поле вперед или назад по усмотрению
игрока.

2.                 
Игроки начинают продвижение к конечной цели, Замку: по очереди
кидают кубик и передвигают свои фигурки на соответствующее поле. Первым ходит
самый младший из игроков.

3.                 
Когда фигурка попадает на чужое поле, хозяин поля должен обвинить
попавшее к нему животное в каком-то проступке, например, «вел себя слишком
шумно», или «что-то разрушил у меня дома».

После этого обвинения владелец
провинившегося животного должен извиниться и, может быть, предложить
исправить содеянное. Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, его
извинением за поступок или возмещением ущерба, то гость остается в домике
безнаказанно.

Если гость не извинился или
хозяину не понравились его извинения, то он может наказать фигурку,
щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму, может даже превратить
ее в «лепешку». Однако хозяин домика имеет право прикоснуться к чужой фигурке
только после извинений ее владельца. Свою фигурку на чужом поле трогать нельзя.

Очень важно подчеркнуть, что
нельзя наказывать животное, не дождавшись извинений сто хозяина. Если игрок,
намеренно или забывшись, трансформирует фигурку гостя, не выслушав извинений,
ведущий предупреждает всех игроков, что это нарушение правил, и в следующий раз
за такой проступок фигурку нарушителя отправят обратно на старт, на поле
«Избушки».

4.                 
Если целая, неповрежденная фигурка попадает на поле своего цвета,
она может каким-то образом изменить себя, приукрасить или просто отдохнуть.
Здесь она у себя дома, игрок может брать ее в руки. Поврежденная фигурка не
имеет права пройти мимо поля своего цвета, она обязана там остановиться и
вылечить себя. Только раненой фигурке надо останавливаться на поле своего
цвета, целая фигурка может идти дальше на столько клеток, сколько выпало на
кубике.

5.                 
Предпоследняя остановка перед Замком — Зеркальное поле. Так как
фишка отражается в зеркале, окрашивая поле своим цветом, любая фигурка может
здесь остановиться на правах владельца. Неповрежденная фигурка может продолжать
движение в Замок, не останавливаясь, в вот раненая обязана сделать остановку на
Зеркальном поле, как и на любом из предыдущих собственных полей. В Замок
неповрежденная фигурка переходит уже при следующем ходе, если на кубике
выпадает «1».

На первом этапе игры
вышеописанных правил бывает достаточно. Чуть позже игру можно усложнить.

Правила для продвинутых игроков

Цель игры для продвинутых
участников — попасть в Замок, в котором могут находиться только фигурки людей.
Однако игрок не может сам превратить свою фигурку животного в фигурку человека,
Ему нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет расколдовать
животное, превратив его в человека. Превратиться в человека может только
неповрежденная фигурка, находящаяся на своем поле или стоящая перед Замком на
Зеркальном поле. Если фигурка повреждена, то ее владелец должен сначала
самостоятельно исправить ее, долепив до целого животного. И только когда
очередь в следующий раз вновь дойдет до него, можно будет попросить другого
игрока превратить животное в человека.

Когда игрок захочет стать
человеком, он должен выбрать другого игрока и попросить его перелепить фигурку
своего животного в человека. При этом ему необходимо обосновать, почему
животное хочет стать человеком. Если приведенное обоснование кажется игроку, к
которому обратились с просьбой, достаточно убедительным, то он вылепливает из
животного человека. Тот, чью фигурку перелепливают, может высказывать пожелания,
каким человеком ему хотелось бы стать (например, суперменом, девочкой с
бантиками и т.д.). Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании
стать человеком, может во время своего хода превратиться в человека
самостоятельно.

Как только фигурка становится
человеком, ее владелец должен вести себя в игре по-человечески, гуманно. Это
значит, что он не должен разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его
полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако человек
может, не разрушая Другую фигурку, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза
выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову
животного, согнуть спину, поставить на колени, отшлепать.

Если владелец фигурки-человека,
все равно, забывшись или намеренно, превратит фигурку другого игрока —
животного или человека — в лепешку, то его наказывают — фигурку возвращают на
поле «Избушки», и он начинает игру сначала, но уже снова в виде животного.

На Зеркальном поле любое животное
может либо попросить другого игрока превратить его в человека, либо вылечить
себя и двигаться дальше по кругу, через поле «Избушки». На Зеркальном поле у
игрока есть выбор — либо идти к победе, либо продолжать играть животным, ища
новые стратегии и выплескивая энергию. 

Наказанные и поврежденные фигурки
не могут проходить мимо Зеркального поля, игроки обязаны остановиться и
исправить свою фигурку, неважно человека или животного, В Замок людей
поврежденная фигурка человека может перейти на следующем ходе, после того, как восстановится,
если на кубике выпадает «1». Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться
на Зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу
перейти в Замок. Выигрывает тот, кто первым попадет в Замок.

Ведущий может немного изменять
правила в зависимости от групповой динамики и по своему усмотрению (сокращать,
если игроки устали, вводить новые правила для незанятых полей).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИГРЫ

«Лепешка» — игра
многофункциональная, она не только обучает навыкам коммуникации, соблюдению
правил, помогает снять накопившееся напряжение, агрессию, расширяет модели
поведения, учит справляться с фрустрацией, негативными эмоциями, но еще и
позволяет увидеть, и может быть, изменить отношение игроков к себе и к миру.

По правилам игры хозяин поля, на которое попала чужая фигурка должен
обвинить ее в каком-то поступке, затем выслушать ее извинения и после этого
решить, наказывать ее или нет. Данные социальные действия: обвинение, извинение
и наказание — важны именно в такой последовательности. Любое из действий может
вызвать затруднение у детей, да и у взрослых тоже, однако это действие
чрезвычайно важно, потому что дает возможность проявить агрессию не прямо, а
косвенно, указывая не на партнера по игре, а именно на его фигурку. При этом
нужно требовать от игрока именно словесного обвинения, просить назвать
проступок, который фигурка совершила.

Другим бывает сложно принять на
себя вину за вымышленный проступок и искренне извиниться. Это действие учит
детей защищаться, помогает осознать, что слова имеют в чем-то даже магическое
значение. С помощью слов действительно можно защитить свою фигурку, если,
конечно, ее хочется защитить, ведь можно играть роль разных животных: добрых,
злых, хитрых, простодушных. 

Ребенку, который в жизни
стремится быть только хорошим, можно предложить сыграть роль противного
животного, которое никогда не извиняется. 

Важно объяснить детям, что на
чужом поле нельзя дотрагиваться до своей фигурки, даже если ее «наказали» и
помяли или что-то оторвали, они должны потерпеть, пока не дойдут до своего
поля.

Умение выдержать, дождаться
своего хода учит ребенка и в жизни справляться с фрустрацией. Игра сама по себе
обладает целительным эффектом, но ведущему при этом важно поддерживать игроков
и просить их не бросать игру. Если ребенку все-таки тяжело справиться со своими
чувствами и не хочется продолжать, можно предложить ему хотя бы понаблюдать за
игрой.

Все сказанное вовсе не означает,
что «Лепешка» учит детей быть плохими, агрессивными, наоборот, она помогает в
игровой ситуации снять накопившееся напряжение и поразмыслить над тем, как
можно решать затруднения иным способом. Не стоит заставлять ребенка стремиться
к победе — превратиться в человека и попасть в Замок людей. Иногда детям нужно
поиграть много раз и пройти несколько кругов, наиграться вволю, прежде чем они
захотят закончить игру в Замке людей. В «Лепешку» можно и нужно играть
периодически, например, раз в неделю, этого времени как раз достаточно для
того, чтобы пофантазировать, каким животным еще можно побыть, какие еще
стратегии поведения можно использовать, какие обвинения, наказания и извинения
применить. 

Хорошим примером
целительного действия «Лепешки» может служить такая история. На еженедельные
групповые занятия с психологом привели мальчика В., которому не очень хорошо
удавалось справляться с собственными неудачами в учебе, принимать критику в
свой адрес, исправлять ошибки. Любая неудача вызывала гнев и слезы поэтому,
играя в «Лепешку», он не мог выдержать даже ‚малейшей трансформации своей
фигурки. Он сильно расстраивался, все бросил и не хотел продолжить игру.
Однако, через несколько недель при терпеливой поддержке ведущего у него
получилось побороть эмоции и исправить фигурку только во время своего ходи на
своем поле, а не хватать ее сразу после наказания. Он научился справляться со
своей агрессией и выдерживать травмирующие ситуации, позволял своей фигурке
быть неидеальной, сломанной. Через некоторое время мама с удивлением
обнаружила, что сын, чтобы с плачем рвать тетради при малейшей помарке,
старательно исправляет свои ошибки.

Независимо от того, какие цели
проследуют участники в игре, какие из социальных навыков даются им труднее,
«Лепешка» дает им возможность побывать в искусственно созданной сложной,
опасной игровой ситуации, задействовать все свои творческие ресурсы для выхода
из этой ситуации, в конце концов справиться с ней и перенести полученные навыки
в жизнь. 

Если у вас возникли вопросы по
правилам «Лепешки», вы хотите узнать больше об этой и других играх Гюнтера
Хорна, пройти специальное обучение, которое требуется психологам для
психокоррекционной работы‚ заходите на сайт – www.kinderpsyche.com — и задавайте свои вопросы. Также можно заказать другие
варианты дизайна для большого количества игроков.

Елизавета Хеллингер, детский психотерапевт, официальный
соавтор игры на территории России и СНГ

 

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

• Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.

• Семь различных самоклеющихся цветных пленок (например D-Efix). Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. А кроме того для любого количества игроков:

голубого, коричневого и серебряного цветов для изготовления цветных полей согласно приведенной далее схеме.

• Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета).

• Один кубик.

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка». В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.

ЛЕПЕШКА

В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается. 

Цель игры — первым придти к конечному пункту — на «Небо людей». Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «хлев».

2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.

4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: «ты украл у меня мой бутерброд!»).

5.    После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.

6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку».

7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и «развить себя». Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего «дома». Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

8. Цель игры — стать человеком и попасть на «Небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет «расколдовать животное», превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.

9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно». Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако «человек» может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.

10.   Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно — забывшись или намеренно — раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в «хлев» и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.

11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

12. Последнее поле в игре — зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на «небо животных». Владелец поврежденной фигурки человека может «подлечить» себя на зеркальном поле. На «небо людей» неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число «I». Выигрывает тот, кто первым попадет на «небо людей». Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на «небо людей».

13. Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.

Краткая аннотация.

Для улучшения работы с детско-родительскими проблемами мы используем психологические игры, в которые играют – родитель, ребенок и психолог. Использование игр позволяет психологу увидеть специфику проблем данной семьи воочию и простроить коррекционную работу с данной семьей, родителю и ребенку – дает шанс на формирование новых взаимоотношений, тренировку определенных навыков. Важным, с нашей точки зрения, кажется то, что данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

«Психотерапия для ребенка – это таблетка, а игра – это хлеб». Гюнтер Хорн, Красноярск, 1999 год.

Проблема диагностики детско-родительских отношений в рамках психологического консультирования для родителей, не нова. Работая психологом в общеобразовательной школе, мы сталкиваемся с различными типами детско-родительских отношений и различным отношением со стороны родителей к этим проблемам.

Известно, что работа с детьми в рамках психологического консультирования качественно улучшается, если в ней активно участвует родитель, присутствие родителя и его включенность в совместную деятельность с ребенком, приносит хорошие результаты. Работая, в основном, с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, мы используем модификацию игры, автором которых является немецкий детский психоаналитик Гюнтер Хорн. Это авторская модификация игры «Лепешка».

Огромную роль при игровой деятельности родителя и ребенка имеют разговоры, которые актуализируются игрой. «Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания.» (Я.Л. Обухов) Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным фактором.

Применяя авторскую модификацию игры Гюнтера Хорна «Лепешка», как одну из форм совместной деятельности родителя и ребенка, нами были выявлены некоторые особенности игрового взаимодействия ребенка и родителя.

Обычно на прием к психологу приходит один из родителей, чаще всего мама. Для того, чтобы разнообразить игру родителя и ребенка мы начинали играть втроем (мама, ребенок и психолог). Показательным в этой совместной игре является все – выбор и изготовление героев; взаимодействие между ними; степень соблюдения правил как ребенком, так и родителем; включенность в игру, желание контактировать между собой; эмоциональный настрой и принятие действий другого.

Первым толчком для использования игры «Лепешка» в качестве диагностического средства детско-родительских отношений явилась коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим проблемы с общением (отказ от взаимодействия со сверстниками, учителями, замкнутость, молчаливость). К нам обратилась мать ребенка 8 лет с жалобами на нежелание ребенка контактировать с другими людьми, со слов матери, с нею контакт у ребенка был, не по возрасту тесный (симбиотическая связь). На первом занятии ребенком было сказано только одно слово «да».

На втором занятии нами была предложена игра «Лепешка». Мальчик сказал маме на ухо, что он будет фишкой-«деревом», на наш вопрос о том, как это дерево будет с нами договариваться, он ответил, что будет качать ветками. «Дерево» качало ветками, когда это требовала игра, шелестело «листьями» в ответ на наши с мамой просьбы, но самое главное событие произошло в середине игры.

Мама мальчика слепила для себя фишку-«уточку», немного времени побыв «деревом» и пожив в своем домике, ребенок вдруг весь эмоционально переменился, он смял свою фигурку, начал размахивать руками, и только после долгих уговоров мамы, объяснил, что он не хочет быть «деревом» и жить в своем доме, он тоже хочет быть «уточкой», «такой как мама» и жить с мамой в одном домике, так мы и закончили эту игру – две одинаковые «уточки» жили в одном домике. На лицо симбиотическая связь ребенка и матери, но уже не со слов мамы, а как подтвержденный факт. Важность данного события еще и в том, что мама зрительно увидела эту позицию.

Здесь мы смеем предположить, что для ребенка такого возраста, с сохранным интеллектом, и его родителя, зрительно увидеть некоторые ситуации, значит – осознать их. Впоследствии, во время этой игры нами были «увидены» многие другие проблемы этого ребенка (сильная оральная фиксация, страхи, и т.д.).

Таким образом, игра выявила и подтвердила многие наши предположения. Неоднократно используя эту игру, в качестве диагностического средства в психологическом консультировании и коррекционно-развивающей работе с семьей, мы пришли к выводу, что она вскрывает не только проблемы детей, но и проблемы родителей.

Приведем еще один пример. К нам обратилась мама ребенка с жалобами на гиперактивность ребенка, неадекватность его поведения, агрессивность, при этом сама мать представляла себя как «идеальную, любящую» своего ребенка. Во время первого занятия с ребенком и его мамой мы предложили им поиграть в «лепешку». На третьем ходу мама делает из фигурки ребенка лепешку. На основании этого хода игры можно сделать много выводов о проблемах мамы (о личностной незрелости, агрессии против ребенка, неумении позитивно контактировать, и т.д.). Впоследствии эта мать перестала посещать совместные занятия с ребенком, по причине «недостатка времени».

Одним из важных моментов этой игры является изготовление фигурки. Некоторые дети придают этому процессу очень большое значение, один из наших клиентов делал свою фигурку дома, бережно приносил ее и хранил до следующей игры, другой ребенок брал готовые фигурки и прилеплял к ним сделанные из пластилина детали (вымя лошади). То, как ребенок относиться к своей фигурке тоже очень показательно.

Еще один фактор, влияющий на психологическое поле игры это кубик сделанный из пластилина, агрессивные дети, дети не умеющие играть в игры по правилам, проявляют свои негативные эмоции и по отношению к кубику, делая и из него «лепешку». Другие дети украшают кубик, взаимодействуют с ним как с одушевленным объектом.

В ходе многих занятий игра «Лепешка» из игры по правилам превращалась в режиссерскую игру, обрастая множеством деталей (подарками одного героя другому, мебелью и домашней утварью, и т.д.). Один из наших маленьких клиентов перед игрой договаривался с другими игроками «а кто сегодня будет вредный», другой превращал поле игры в загадочную зону с перемещениями пространства и приносил из дома рисунки для этих перемещений, то есть у некоторых детей игра в «Лепешку» заменяет игровую терапию.

Проблема детско-родительских отношений, психологической коррекции и психотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста может решаться многими средствами. Одним из этих средств являются детские игры, в которые ребенок играет вместе с родителями. «Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни». ( Г.Хорн)

Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо, прежде всего, доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и «эмоциональной» компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и «эмоциональной» компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

На существующем рынке детских игр почти не существует игр, имеющих психологическую направленность. Большинство детских игр – это игры с означенными героями, в которых пропадает развивающая часть игры, связанная с развитием воображения, то есть непременно присутствующая в настоящей игре «мнимая ситуация». В игре «Лепешка» «мнимая ситуация» присутствует, поэтому наряду с наработкой социальных навыков общения, эта игра развивает и воображение.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребенок принимает, а от каких-то отказывается.

Таким образом, представляя наш опыт по использованию авторской модификации игры Гюнтера Хорна в рамках психологического консультирования и психотерапии детей младшего школьного и дошкольного возраста мы хотели показать большие возможности и многогранность результатов применения этой игры. Думаем, что другие психологи и психотерапевты найдут в этой игре свои грани. Мы же, на основании своего опыта, позволим сделать некоторые выводы:

  1. Использование игры позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения.
  2. Игра обладает выраженным психотерапевтическим эффектом.
  3. Игра развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность.
  4. Эта игра способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.
  5. Для многих семей игра становиться семейной традицией, помогающей решению возникающих проблем.

В статье использованы материалы семинара проходившего в городе Красноярске в 1999году с участием Гюнтера Хорна (Германия) и Якова Обухова (Россия).

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

  • Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см. (на худой конец лист ватмана)
  • Семь или меньше, различных самоклеющихся цветных пленок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. Поле длительного использования.
  • Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету.
  • Один кубик ( можно изготовить кубик из пластилина).

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками, ( зигзагом, змейкой, по кругу).

Лепешка

В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку», что по нашим наблюдениям, происходит очень редко. Это не цель игры. В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры – первым придти к конечному пункту – «Финишу» Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома.

Игра проводится по следующим правилам:

  1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «Старт».
  2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома.
  3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета.
  4. Игрок, который по ходу игры попал на поле другого цвета, должен упросить хозяина домика впустить его в свой домик, иногда хозяин домика ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати и т.д.
  5. Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, то гость остается в домике хозяина безнаказанно, если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать гостя, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку».
  6. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть.
  7. Цель игры – дойти до «Финиша».
  8. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняясь ими, устанавливая дополнительные правила (сегодня мы будем добрыми или злыми, или упрямыми и т.д.)

Ковель Марина Юрьевна,
Лицей раздельного обучения № 103, педагог – психолог
e-mail: bogdan@sch103.krasnoyarsk.su

Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:

  • К вопросу о волевых качествах спортсменов
  • Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде
  • Особенности понимания художественного текста экстравертами
  • Московский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения
  • Анализ эффективности применения методов психологической саморегуляции в индивидуальных видах спорта
  • Феноменология страха смерти в зависимости от пола
  • Введение
  • Методы изучения представлений о страхе
  • Особенности взаимосвязи характера человека и его имени
  • Воздушно – шариковое самоуправление душевным равновесием

Участники  выставки -конкурса:

Васильева Дарья Сергеевна,

педагог-психолог

МАУДО «Детский сад №9», г.Ялуторовск

«Психотерапия для ребенка –

это таблетка, а игра – это хлеб»

 Гюнтер Хорн

 Пояснительная записка

Я представляю модификацию известной социально-психологической игры детского психотерапевта из Германии Гюнтера Хорна«Лепёшка» («Эмоции»). Играть с детьми может как воспитатель и психолог, так и родители.

Игра «Лепешка» предназначена для взрослых и детей старше 5 лет.

В нее может играть от трех и более человек. Взрос­лый, играющий с детьми, может и сам быть одним из игроков, или сопровождать процесс игры, наблюдать за игрой, помогать детям. Игра может прово­диться неоднократно с одними  и теми же участниками. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняясь ими, устанавливая дополнительные правила.Участников игры выбирает ведущий или предостав­ляет право выбрать для себя «соседей по полю» одному из детей, или участники могут быть выбраны посредством лоте­реи, жребия или любого другого способа.

Каждый участник делает фишку для себя из пластилина и ходит ей по игровому полю. Эту фишку он ассоциирует с образом «Я» и переживает, если игроки  в ходе  игры лепят из неё новую фигурку или лепешку.

В оригинальном варианте игры одним из условий является формули­ровка обвинения и объяснения своего поступка, а также обращение к рефлек­сии собственных чувств и переживаний в различных ситуациях, способствуют развитию самосознания. В игре происходит сравнение «образа Я» с не­которым эталоном. При этом вся группа принимает участие в обсуждении. Это дает участнику возможность сравнить еще и свое представление о себе с мнением других, с «образом Я глазами других». А сам процесс выбора качеств помогает формированию «Я идеального».  В данном случае игра провоцирует про­явление у игроков агрессии ( игроки могут превратить фишку партнера в лепешку или изменить по своему усмотрению).  В конце игры проводится общая  рефлексия, а с некоторыми игроками необходимо провести психологическое консультирование и коррекцию.

Процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом,

Данный вариант игры имеет как психологическую составляющую, так и педагогическую.

В ходе игры выявляется эмоциональное состояние игроков и  его причины.  Игра может стать инструментом для диагностики эмоционального состояния  участников и его коррекции. Игра может показать родителям переживания детей, их эмоциональное состояние в той или иной жизненной ситуации и стать источником для коррекции родительских установок в общении со своим ребенком.Такая форма работы педагога-психолога с семьейорганично вписывается  в детскую жизнь, не оставляя следа от специально организованной психолого-коррекционной работы  с ребенком.

Игра обладает большим развивающим потенциалом: развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность, способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.

Изучив эту игру, я адаптировала её для детей старшего дошкольного возраста и разработала  новые пра­вила, не требующие от игрока обвинения по отношению к гостю. В основе игры «Лепешка» («Эмоции») — понимание детьми своих эмоциональных состояний.

Цель игры для детей — как можно быстрее прийти в домик и пригласить в гости остальных игроков, придумать повод для приглашения в гости. Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле.

В ходе игры педагог-психолог или родитель может проследить, какие вопросы вызывали затруднение. В ответах ребёнка может содержаться важная информация, которая раскроет, почему ребёнок часто плачет в детском саду «Мне грустно, потому что я скучаю по маме».  Ответы  ребёнка могут указать на возможные проблемы, связанные с внутрисемейными отношениями или материальными трудности. Ответы ребёнка могут   дать неадекватную реакцию на вопрос «Мне весело, когда кто-то упал». Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что данная игра поможет ребёнку научиться не только различать свои эмоции, но  и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями, т.е. будет эффективна в работе педагога-психолога. Также сами родители, используя данную игру, смогут понять, на что в отношениях с ребёнком стоит обратить внимание.

Вариантом усложнения данной игры  может стать игра с приемами диагностики «Социометрия», когда участник  приглашают (или не приглашает) к себе игроков в гости и объясняет свой выбор. При этом количество игроков можно увеличить.

Еще один вариант — коррекция детско родительских отношений. В данном случае ребенок вместе с родителями и психологом играют в игру, и в качестве одной темы выбирается какая-либо жизненная ситуация, в которой находятся родители и ребенок.

Как вариант — игра с агрессивными (или тревожными) детьми. Здесь предлагается изменять фигуры и объяснять причину, выяснять эмоциональное состояние игроков.

Данная игра может применяться и в работе с педагогическим коллективом как способ показать эмоциональное состояние детей и помочь педагогам принять и понять своих воспитанников.

Конспект социально-психологической игры «Лепёшка» («Эмоции»)

Цель: понимание детьми своих эмоциональных состояний с помощью соотношения с определёнными событиями, происходящими в их жизни.

Задачи:

  1. Познакомить детей с пятью эмоциональными состояниями «Радость», «Грусть», «Гнев», «Удивление» и «Страх».
  2. Помочь детям осознать посредством игры, в каких случаях они выражают данные эмоции.
  3. Научить детей различать эмоции.

Правила игры:

  1. Каждый игрок ходит по игровому полю «фишкой» своего цвета, которую он вылепил из пластилина (она может представлять собой что угодно).
  2. Игроки бросают игральный кубик по очереди, в зависимости какая цифра выпала на столько клеток они перемещаются вперёд.
  3. Если игрок встал в клетку своего цвета, то он отдыхает и может как-то видоизменить свою «фишку».
  4. Если игрок попал на клетку другого игрока, т.е. с отличным цветом от своей «фишки», то в этом случае он выполняет задание хозяина клетки. Хозяин клетки задаёт вопрос, связанный с однимиз пяти эмоциональным состояние, например, радость, грусть, злость, удивление или страх. Вопрос звучит следующим образом«Когда тебе было грустно (ты грустил)?», «Когда ты радовался (был рад)?», «Когда ты удивлялся?», «Когда ты злился (сердился)?», «Когда тебе было страшно?».
  5. Если игрок не отвечает на вопрос хозяина, то последний, т.е. хозяин,  вправе превратить «фишку» игрока в лепёшку, или  видоизменить её (приклеить к ней часть из пластилина своего цвета).
  6.  Тот,кто приходит к домику-финишу, становится его хозяином, оставшиеся игроки – гостями. Хозяин приглашает остальных игроков в домик говоря «Я приглашаю тебя в гости, потому что…». Гость отвечает «Я приду в гости, потому что…».

Ход игры

Педагог-психолог: сегодня я вам предлагаю поиграть в интересную игру, у которой смешное название «Лепешка». На игровом поле квадраты 4 цветов, поэтому в игре могут принимать участие не более четырех игроков. Выберите себе кусочек пластилина, из которого вы вылепите свою фишку. Пластилин соответствует цвету квадратов.

Дети выбирают пластилин соответствующего цвета по желанию и лепят фигурку фишки, которой они будут ходить по игровому полю.

Педагог-психолог: С помощью жребия (или другим способом) выберем, кто из вас будет ходить первым, вторым, третьим и четвертым.

Дети с помощью жребия определяют очередность ходов

Педагог-психолог: поставьте фигурки на старт. Ход делает первый игрок.

Дети ставят фигурки на старт, первый участник бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, на столько клеток он перемещается вперед.

Педагог-психолог: (Обращаясь к «хозяину»  клетки) Задай  вопрос игроку, который пришел на твою клетку, связанный с однимиз пяти эмоциональных состояний: грусть, радость, страх, удивление, злость.

Педагог-психолог показывает детям карточки-символы пяти эмоциональных состояний человека и помогает сформулировать вопрос в случае затруднений у ребенка.Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не придет к финишу-домику.

Педагог-психолог: (обращаясь к игроку в домике) Пригласи ребят к себе в домик.

Пример приглашение хозяина может звучать так «Варя, я приглашаю тебя в гости, потому что мне очень хочется, чтобы ты пришла поиграть со мной».

Ответ гостя может быть таким «Таня, я приду в гости, потому что мне тоже хочется поиграть с тобой, и я обязательно возьму свою новую игру».

Педагог-психолог: наша игра закончилась. Что в игре для вас было трудным? Что понравилось больше всего?

Педагог-психолог спрашивает каждого игрока о впечатлениях от игры, для себя делает выводы об эмоциональном состоянии детей

Литература:

  1. http://psylist.net/avtor/lep.htm

видеоролик организации игры


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Игра коварный лис инструкция как играть
  • Игра коварный лис видео инструкция
  • Игра йога настольная ссср инструкция
  • Игра женское счастье трансформационная инструкция
  • Игра дубль найди пару инструкция