Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств

На основании абзаца пятого статьи 7 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении» Совмин принял постановление от 10.08.2020 N 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — Постановление N 470).

Как было до принятия Постановления N 470

Инструкция N 141 устанавливала порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

Для целей налогообложения прибыли расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов как до 1 января 2019 г., так и после указанной даты при налогообложении прибыли подлежат учету в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

Так, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК в редакции, действующей с 2019 года, и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

— затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— нормируемые затраты<*>.

К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными <*>.

Следовательно, применительно к 2019 году НК содержит однозначный алгоритм для учета при налогообложении прибыли расходов на оплату топлива.

Согласно п. 7 Инструкции N 141 предусмотрено, что нормы, установленные руководителем, действуют до момента установления норм в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев.

Таким образом, по совокупности норм ч. 2 подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК и п. 7 Инструкции N 141 применительно к 2019 году в отношении механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по которым отсутствуют нормы завода-изготовителя, законодательством было предусмотрено ограничение срока применения норм, установленных руководителем, — не более 6 месяцев. Затраты на топливо механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по истечении шестимесячного срока для применения утвержденных руководителем организации норм и до момента установления норм в порядке, определенном законодательством, не подлежали учету при налогообложении прибыли как сверхнормативные.

При наличии норм завода-изготовителя такие нормы могли использоваться в 2019 году без ограничений по срокам.

До 2019 года при налогообложении прибыли также не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

При этом МНС Письмом от 19.07.2019 N 2-2-10/Ас-01131 разъяснило, что нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника», не установлены Минтрансом, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, — и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, признавались сверхнормативными. До 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, также признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

Справочно
Нормы в области транспортной деятельности установлены следующими постановлениями Минтранса:
— от 06.01.2012 N 3;
— от 01.08.2019 N 44;
— от 14.11.2019 N 50;
— от 23.12.2019 N 54;
— от 10.02.2020 N 2;
— от 24.04.2020 N 13.

С 1 января 2020 г. вступил в силу Указ N 503, согласно которому затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат <*>.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона <*>.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли в 2020 году применяется Указ N 503.

При этом Письмо Минтранса и МНС N 08-02/10583/2-2-10/02529 разъяснило, что нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Согласно статье 1 Закона N 140-З транспортная деятельность — совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях. Из чего можно сделать вывод, что использование любого вида транспорта как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности относится к транспортной деятельности.

Учитывая изложенное, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Также актами законодательства определены полномочия соответствующих госорганов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций.

Анализ приведенного выше законодательства дает основания предположить, что Совмин в пределах предоставленных Законом «Об энергосбережении» полномочий принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.

Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Совмином. В случае отсутствия указания Совмина на принятие соответствующего нормативного правового акта нормы определяются самостоятельно.

Как стало в связи с принятием Постановления N 470

Постановлением N 470 установлено, что нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее — нормы расхода топлива) устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией <*>.

Для целей налогообложения прибыли данная норма схожа по содержанию с нормой, приведенной в ч. 1 п. 6 Указа N 503.

Республиканские органы государственного управления вправе определять требование о согласовании норм расхода топлива, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок такого согласования <*>.

Как уже говорилось выше, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Вышеназванные НПА Минтранса не содержали норм расхода топлива для многих автомобилей, и многие организации имеют только письма Транстехники с указанием норм, которыми нельзя пользоваться для целей налогообложения прибыли.

Особое внимание организациям следует обратить на нормы подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470.

Подпункт 1.3 п. 1 Постановления N 470 решил данную проблему. За период с 12.07.2015 до 13.08.2020 (дата вступления в силу Постановления N 470) допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, как в 2019 году, так и до 2019 года при налогообложении прибыли учитывались затраты на оплату стоимости топлива в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

Таким образом, установленные в соответствии с Постановлением N 470 руководителями организаций нормы применяются и для целей налогообложения прибыли за 2019 год и ранее (с 12.07.2015).

При этом отметим, что если какие-либо организации не воспользуются предоставленным Постановлением N 470 правом по установлению руководителями организаций норм расхода топлива, то для таких организаций, по мнению автора, за 2019 год и ранее сохранится прежний порядок применения норм расхода топлива для целей расчета налога на прибыль, рассмотренный в разделе «Как было до принятия Постановления N 470» данной статьи.

Справочно
В части вопросов контроля за соблюдением налогового законодательства проверки проводятся за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года (за исключением определенных случаев) <*>.

Действие подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 распространяется на отношения, возникшие с 12 июля 2015 г.

Обратим внимание организаций на то, что нормы расходы топлива, установленные за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 руководителями организаций, применяются при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину.

Отдельные организации интересует вопрос, вправе ли руководитель организации, выполняющей международные автомобильные перевозки, учитывая содержание подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470, в предыдущие периоды (до 01.01.2020), сам устанавливать нормы на используемые для оказания таких услуг автомобили, как это было установлено ч. 2 п. 2 Инструкции N 141, или нет? Данный вопрос возник в связи с тем, что Постановление N 470 имеет большую юридическую силу в сравнении с Инструкцией N 141.

Справочно
Нормативные правовые акты Совмина имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, допускается за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

По мнению автора, при применении Постановления N 470 пересчитывать расход топлива при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, если нормы расхода топлива устанавливались руководителем организации и по таким автомобилям нормы расхода топлива установлены постановлениями Минтранса Республики Беларусь, которые ниже норм, установленных руководителем организации, нет необходимости. Это обусловлено тем, что за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 согласно подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину. Применение норм Постановления N 470 — право организации, а не обязанность, то есть организация вправе при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, использовать за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 порядок, предусмотренный Инструкцией N 141.

Отметим, что акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического лица или юрлица, обратной силы не имеет <*>.

Обратим внимание организаций на то, что в подп. 2.1 — 2.7 п. 2 Постановления N 470 отменены полномочия по установлению норм расхода топлива, предоставленные отдельным госорганам.

Таким образом, можно сделать вывод, что Постановление N 470 решило проблему применения для целей налогообложения прибыли норм расхода топлива за прошлые отчетные периоды для многих марок автомобилей, для которых постановлениями Минтранса не были установлены нормы расхода топлива. При этом использование норм Постановления N 470 является правом организации.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Национальный реестр (карточка) |reestr

Название акта

Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования

Вид акта, орган принятия, дата и номер принятия (издания)

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 141

Регистрационный номер Национального реестра

8/20462

Дата включения в Национальный реестр

05.02.2009

Дата вступления в силу

01.03.2009

Источник(и) официального опубликования

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 56, 8/20462 (опубликован — 9 марта 2009 г.)

Газета «Рэспубліка» от 18 февраля 2009 г., № 30


Текст правового акта в актуальном состоянии Вы можете посмотреть в информационно-поисковой системе ЭТАЛОН-ONLINE по следующей ссылке.

Нормы списания ГСМ 2023 в таблице – Минтранс РФ. Норма расхода топлива по маркам автомобилей

Бухгалтерия

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Норму расхода бензина утвердил Минтранс. Эти стандарты используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — норму расхода топлива по маркам автомобилей (Распоряжение № АМ-23-р от 14.03.2008). Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Распоряжение № АМ-23-р устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Распоряжение № АМ-23-р определяет нормы списания ГСМ в 2023 году по видам транспорта в РФ для всех организаций. Но использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Образец приказа об утверждении норм расхода топлива

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2023 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ (СУГ) — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ (КПГ) — сжатый природный газ.

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Вид топлива

ВАЗ-1111 «Ока»

6,5

Б

ВАЗ-11113 «Ока» (ВАЗ-11113-2L-0,75-35-4М)

5,6

Б

ВАЗ-11183 «Калина» (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5М)

8,0

Б

ВАЗ-2104

8,5

Б

ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М)

9,1

Б

ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М)

8,3

Б

ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М)

9,0

Б

ВАЗ-2105, -21051, -21053

8,5

Б

ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М)

8,5

Б

ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М)

9,0

Б

ВАЗ-21061

9,0

Б

ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4L-1,77-82-5М)

9,0

Б

ВАЗ-2107 (ВАЗ-2103-4L-1,45-72,5-4М)

8,6

Б

ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М)

8,9

Б

ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М)

8,5

Б

ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5М)

8,9

Б

ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083, -2109

8,0

Б

ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М)

7,7

Б

ВАЗ-21093; -21099 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М)

7,5

Б

ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М)

7,8

Б

ВАЗ-2110 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М)

7,4

Б

ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5М)

7,8

Б

ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М)

7,5

Б

ВАЗ-21103 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М)

7,7

Б

ВАЗ-21104 (ВАЗ-21124-4L-1,596-90-5М)

8,4

Б

ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М)

7,6

Б

ВАЗ-21112-00 1.6 (ВАЗ-21114-4L-1,596-80-5М)

8,3

Б

ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М)

7,8

Б

ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М)

7,7

Б

ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М)

7,9

Б

ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5М)

7,4

Б

ВАЗ-2120 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М)

10,7

Б

ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М)

12,5

Б

ВАЗ-2121, -21211

12,0

Б

ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5М)

11,5

Б

ВАЗ-21213Б брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М)

12,1

Б

ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-21214.10-4L-1,689-82-5М)

10,9

Б

ВАЗ-21218 (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М)

11,9

Б

ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М)

12,3

Б

ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М)

10,5

Б

ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М)

11,3

Б

ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М)

11,5

Б

ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М)

12,4

Б

ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М)

11,4

Б

ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М)

11,5

Б

ГАЗ-13

20,0

Б

ГАЗ-14

22,0

Б

ГАЗ-24, -24-10, -24-60

13,0

Б

ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т

13,5

Б

ГАЗ-24-02, -24-04

14,0

Б

ГАЗ-24-07

16,5

СНГ

ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10)

13,5

Б

ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10)

14,0

Б

ГАЗ-24-17, -24-25

16,5

СНГ

ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10)

13,0

Б

ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M)

10,7

Б

ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M)

11,2

Б

ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М)

12,5

Б

ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М)

12,0

Б

ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А)

13,8

Б

ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М)

13,5

Б

ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М)

13,9

Б

ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М)

13,1

Б

ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M)

11,5

Б

ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М)

11,5

Б

ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 — 4L-2,445-100-4М)

13,0

Б

ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 — 4L-2,445-90-4М)

13,5

Б

ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М)

13,7

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М)

13,0

Б

ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М)

10,7

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М)

12,2

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М)

11,4

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M)

13,0

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M)

12,1

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M)

11,5

Б

ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M)

10,6

Б

ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M)

11,5

Б

ЗАЗ-1102

7,0

Б

ЗИЛ-114

24,0

Б

ЗИЛ-117

23,0

Б

ЗИЛ-4104

26,0

Б

ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3А)

26,5

Б

ИЖ-2125, -21251, -2126

10,0

Б

ЛуАЗ-1302

11

Б

Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации)

10,0

Б

Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» (Renault-4L-1,998-113- 5M)

8,6

Б

Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4L-1,7-85-5М)

9,4

Б

Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4L-2,0-91-5М)

9,6

Б

Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4L-1,478-72-5М)

8,5

Б

Москвич-21412-01 (УЗАМ-3313-4L-1,815-85-5М)

9,0

Б

Москвич-214145 «Святогор» (Renault-4L-1,998-113-5M)

8,8

Б

Москвич-2142 «Князь Владимир» (Renault-4L-1,988-113-5M)

8,9

Б

Москвич-2142 «Иван Калита» (Renault-4L-1,988-145-5M)

10,2

Б

УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,45-90-4М)

15,5

Б

УАЗ-31512 (ЗМЗ-40260F-4L-2,445-100-4М)

15,4

Б

УАЗ-31512 (УМЗ-4178-4L-2,445-76-4М)

15,1

Б

УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4М)

16,7

Б

УАЗ-31514 (ЗМЗ-40210L-4L-2,445-81-4М)

15,5

Б

УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L-2,445-76-4М)

15,8

Б

УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L-2,445-74-4М)

15,6

Б

УАЗ-31517 (HR 492 НТА фирмы «VМ»-4L-2,393-100-4М)

11,0

Д

УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М)

14,5

Б

УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М)

15,9

Б

УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-98-4М)

14,9

Б

УАЗ-315195 (ЗМЗ-4090011-4L-2,693-128-5М)

13,5

Б

УАЗ-315195 Hunter (ЗМЗ-40900G-4L-2,693-128-4М)

13,8

Б

УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218-10 -4L-2,89-98-4М)

16,6

Б

УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М)

15,4

Б

УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4L-2,7-133-5М)

16,5

Б

УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5М)

15,3

Б

УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5М)

13,2

Д

УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4М)

16,0

Б

УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5М)

13,7

Б

УАЗ-3163-10 «Патриот» (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5М)

13,5

Б

Расчет для легковых автомобилей

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

Учет пробега для исчисления нормативных значений ведется исключительно по путевым листам. Это специальный первичный документ, который заполняют организации, эксплуатирующие транспорт. О форме и правилах заполнения читайте в статье «Инструкция: заполняем путевой лист легкового автомобиля».

Расчет для автобусов

Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где:

  • Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
  • S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
  • Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
  • T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.

Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.

Расчет для грузовиков

Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
  • S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
  • Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.

Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:

Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,

где:

  • Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
  • Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
  • Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
  • Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
  • W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу.

Подробнее: заполняем новый путевой лист грузового автомобиля

Корректировочные коэффициенты

Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива — таких показателей несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.

Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.

Когда нормативы повышаются

Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.

Основания для повышения норм расхода топлива:

  • работа в зимний период — 5-20%;
  • эксплуатация в горной местности — 5-20%;
  • дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
  • передвижение в городских зонах — 5-35%;
  • необходимость частых технологических остановок — 10%;
  • необходимость низкой скорости движения — 15-35% в среднем;
  • для обкатки нового авто — до 10%;
  • по длительности эксплуатации — 5-10%.

Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 (ред. от 20.09.2018).

Когда нормативы понижаются

Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:

Критерий

Коридор значения коэффициента

Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов

До 15%

При работе в пригородной зоне

Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах

В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Вместе с эти материалом часто ищут:

Как отозвать доверенность, выданную юридическим лицом:

  1. Сообщить об отзыве поверенное лицо и тех, кто требовал документ (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
  2. Забрать оригинал (п. 3 ст. 89 ГК РФ).
  3. Если невозможно оповестить всех, отозвать через нотариуса (п. 1 ст. 189 ГК РФ).

27 января 2020

Простой по вине заказчика — это время, в течение которого подрядчик не может исполнять принятые по договору обязанности, потому что его контрагент не предоставил необходимых материалов либо не выполнил условия, обеспечивающие возможность работы.

15 августа 2019

Закон о порядке регистрации уставов муниципальных образований — это 97-ФЗ от 21.07.2005. В нем прописаны все правила и требования по процедуре.

15 июня 2020

Муниципальная пенсия — это ежемесячная выплата, которую получает служащий, когда покидает службу и уходит на заслуженный отдых. Она назначается при длительной работе в органах местной власти и соблюдении некоторых других условий. Помимо нее, гражданин вправе оформить страховую выплату по старости.

29 января 2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкцией о порядке обращения с информацией составляющей коммерческую тайну предусматривается сдо
  • Инструкцией минздрава рф об определении критериев живорождения мертворождения перинатального периода
  • Инструктор спасатель в бассейне должностная инструкция
  • Инструктор по труду в школе должностная инструкция
  • Инструктор по трудовой терапии должностная инструкция