Инструкции и артикулы военные российскому флоту

Лансере Е.Е. Флот Петра Великого

Лансере Е.Е. Флот Петра ВеликогоИсточник: История России : энциклопедия для детей. Москва : Аванта+, 1995. С. 501.

«Сие дело необходимо нужное есть Государству»: об истории появления Морского устава рассказывают материалы Президентской библиотеки

Александр III говорил, что во всем свете у России есть только два верных союзника – ее армия и флот. И если регулярная армия в нашем государстве сложилась примерно в XVI веке при Иване Грозном, то вот появлением «второго союзника» – флота – наша страна обязана Петру I. Он же стал автором первого российского Морского устава, который был принят 24 января 1720 года. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с раритетными изданиями устава, с исследовательскими материалами, раскрывающими историю, содержание и значение этого важного документа, проследить, какие документы предшествовали появлению устава.

Предпосылки создания Морского устава.

Интерес к морскому делу возник у Петра I в 1688 году, когда он, еще 16-летний царевич, в селе Измайлово нашел старенький ботик. Восстанавливая его, Петр Алексеевич увлекся кораблестроением – неслучайно этот ботик позднее назвали «дедушкой русского флота».

Устав о воисках морских, и о их арсеналах. Санкт-Петербург, 1715. 518, 9 [3] с.

Источник: Устав о воисках морских, и о их арсеналах. Людовика Четвертаго надесять короля французского и наварскаго. Санкт-Петербург, 1715. 518, 9 [3] с.

Попытки создать регулярный флот предпринимались еще в эпоху Алексея Михайловича. Тогда, в частности, был построен корабль «Орел», на котором был размещен красно-сине-белый флаг. Однако лишь Петр I стал последовательно заниматься созданием флота. Еще в конце XVII века в Воронеже была устроена первая верфь, здесь и началось строительство флота.

Во время Северной войны центр судостроения переместился в северо-западную часть страны. В период борьбы за выход к Балтийскому морю под руководством и при личном участии Петра I в России в самые сжатые сроки была создана мощная флотилия, позволившая стране обрести статус морской державы. Уже к 1725 году русский флот стал одним из сильнейших на Балтике.

Царь Петр понимал, что создание регулярного флота – это не только строительство кораблей, литье пушек, набор матросов и воспитание офицеров. Этот процесс требовал создания законодательной базы, без которой не может существовать ни армия, ни регулярный флот.

Источники Морского устава Петра I.

Генеральные сигналы надзираемые во флоте во время бою. Санкт-Петербург, 1916. 27 с.

Источник: Генеральные сигналы надзираемые во флоте во время бою. Санкт-Петербург, 1916. 27 с.

Поскольку своего морского устава в нашей стране не было, Петр I принялся изучать европейские документы. Среди источников, к которым обращался царь, был Морской устав Людовика ХIV, для Петра переводились и аналогичные английские документы по военно-морскому делу. Петр I подходил к делу основательно, накапливал опыт. Предвестником морского устава стали «Генералные сигналы, надзираемые во флоте, во время бою», «напечатанные повелением царского величества на российском и голландском языке» в 1708 году (в Президентской библиотеке представлено издание 1716 года). Это было практическое руководство, поскольку управление галерным флотом возможно только через сигналы.

Инструкции и артикулы военные, надлежащие к Российскому флоту. Москва, 1710. 32 с.

Источник: Инструкции и артикулы военные, надлежащие к Российскому флоту. Москва, 1710. 32 с.

В 1710 году появился новый документ – «Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту», в котором закрепляются дисциплинарные нормы. В 64 статьях расписаны обязанности чинов флота, а также наказания за проступки. Он издавался на русском и голландском языках.

Постепенно по мере необходимости появлялись все новые документы, и наконец в 1720 году был опубликован Морской устав, который начали разрабатывать еще в 1715 году. Интересно, что русский Балтийский флот к тому времени уже одержал знаменитую первую в истории России морскую победу – 9 августа 1714 года у мыса Гангут. Это указывает, в частности, на то, что документ был написан со знанием дела, с опорой на накопленный опыт.

Подготовка и написание Морского устава.

Помогали Петру I в подготовке Устава сын его воспитателя Никиты Зотова – капитан Конон Никитич Зотов – и сподвижник царя Петр Шафиров. Об этом и о других обстоятельствах создания документа рассказал в видеолекции «Морской устав Петра Великого и военное законодательство петровского времени» (в рамках проекта «Видеолекторий Президентской библиотеки „Знание о России“») доцент СПбГУ Николай Рогулин.

Устав начинается с обращения к доброхотному читателю, которое составлено крупнейшим деятелем петровского времени Феофаном Прокоповичем. Это предисловие рассказывало об истории отношений Руси с морем со времен Рюрика и далее, вплоть до Северной войны. Предисловие подводит читателя к мысли о необходимости флота для России: «Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (По оной присловице: что всякий Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.) того ради сей Воинской Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность и неведением никто б не отговаривался».

Содержание Морского устава. Книга 1.

Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе Военно-морского флота. Здесь же уделялось внимание морально-этическим качествам начальника: «всяк командующий Аншеф должен блюсти себя от лихоимства», потому как часто «интересы государственные через сие зло потеряны бывают». Осуждается и «похлёбство», когда, «дабы от людей любовь получить», начальство пренебрегает, например, наказанием за серьезные нарушения. Нравственные установки становятся важной частью устава. «Ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда» – подчеркивал царь.

Содержание Морского устава. Книги 2 и 3.

Следующие книги устава включали в себя постановления о старшинстве чинов, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых», организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц.

В третьей книге самая объемная глава – обязанности капитана. О том, как он должен уважать офицеров, заботиться о провианте, о починке корабля рассказано в этой части. Здесь также вводятся нравственные понятия. Петр пишет: «…никого не иметь за доброго матроса, ежели не был на море 5 лет (и не 20 лет от роду), а мичман – ранее 7 лет, разве какой чрезвычайный случай будет»; «Капитан должен выбирать людей в унтер офицеры из добрых матросов, без похлёбства»; «Капитан должен прилежание иметь, дабы гардемарины обучались наукам… и крепко радеть о их обучении, дабы по времени они офицерами могли быть» (с капитанов, которые поленятся следить за этим, велено строго спрашивать, поскольку они по сути «пренебрегают пользой государству»).

Содержание Морского устава. Книга 4.

В четвертой книге подробно описаны правила поведения на судне, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения вознаграждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет.

Содержание Морского устава. Книга 5.

Пятая книга «О штрафах» представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы.

Петр I понимал, что без нравственного стержня, каким может быть православная вера, никакие разговоры о дисциплине не работают. «Хотя всем христианам надлежит христиански честно жить…», люди военные к этому должны относиться с особой ревностью и вниманием, потому что их «Бог в такое состояние определил, в котором не сравнительно чаще других смертным страхам себя подвергать должность имеют, неотложно исполняя службу государя и отечества», – подчеркивал Петр в главе «О благом поведении на кораблях».

Специально оговаривались здесь вопросы социальной поддержки пострадавшим в бою или состарившимся морякам (например: «Ежели кто изувечен будет в бою или во время службы своей, … того к магазинам, в гарнизоны или в штатскую службу употребить, повысив чином»). Вдовам и детям погибших на службе причиталась часть жалования моряка.

Редакции Морского устава в XVIII веке.

По царскому указу Морской устав был напечатан отдельным изданием. Устав Петра I стал важнейшим законодательным документом российского флота. После доработки он был переиздан в 1724 году и с незначительными изменениями действовал до 1797 года. Затем этот петровский Морской устав был заменен новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя, однако многие положения позднейших редакцией Морского устава опираются именно на принципы, заложенные Петром I.

Материал предоставлен Пресс-службой Президентской библиотеки

История создания морского флота Росси

Этот сайт использует файлы cookies и другие технологии для улучшения качества предоставляемых услуг ПодробнееПонятно

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

< ВЭ

Перейти к навигации
Перейти к поиску

← Артикул краткий Артикулы российскому флоту
Военная энциклопедия (Сытин, 1911—1915)
Артикульные грамоты →

Словник: Аральская флотилия — Афонское сражение. Источник: т. 3: Аральская флотилия — Афонское сражение, с. 74 ( commons )

  • Другие редакции
    • В дореформенной орфографии
  • Википроекты
    •  Википедия (поиск)
    •  Данные

АРТИКУЛЫ РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ (инструкции и артикулы российскому флоту) 1710 года, первый печатный морской военно-уголовный кодекс, составленный при Петре I под влиянием морских артикулов Вильгельма Оранского. Действовал до издания морского устава 1720 г. Помещен в Полн. Собр. Зак.

Источник — https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=ВЭ/ВТ/Артикулы_российскому_флоту&oldid=4594153

Категории:

  • ВЭ:ВТ
  • ВЭ:ВТ:А

Скрытые категории:

  • 00%
  • Ссылка из Викиданных:Викитека
  • Ручная ссылка:Википедия
  • Ссылка из Викиданных:Викиданные
  • Викиданные:Страницы с элементами
  • Викиданные:Страницы с элементами без указания элемента темы
  • ВЭ:

Центральная военно-морская библиотека хранит много ценных и редких изданий, которые являются гордостью не только библиотечного фонда, но и национальным историко-культурным достоянием. В отдельную коллекцию собраны книги гражданской печати и несколько рукописных, изданные при жизни императора Петра I, переведенные по его повелению и опубликованные в последующие годы после его смерти. Это небольшое (около 50 книг) собрание получило наименование «Петровская коллекция». Большинство книг – по военному и морскому делу, истории, дипломатии, учебники математики. Это и переводные труды, и первые учебные пособия на русском языке по судостроению и навигации, уставы морской и воинский, регламенты и инструкции, первый русский трактат по международным отношениям и ряд других уникальных изданий.

Например, книга амстердамского картографа и гравера Карла Алярда «Новое галанское карабелное строение глашающее совершенно чинение карабля, со всеми его внешними частми, числами объявлено; как спускают карабль…» (М., 1709) по велению Петра I была переведена в 1709 г. на русский язык и одной из первых отпечатана гражданским шрифтом. Книга эта состоит из нескольких разделов, каждый из которых представляет собою сборник практических сведений по соответствующим отраслям морского дела того времени: кораблестроению, кораблевождению, артиллерии, метеорологии и морской тактике; с приложением сигналов, флагов, командных слов и многочисленных рисунков. Книга прекрасно иллюстрирована, а в экземпляре из фонда ЦВМБ гравюры раскрашены вручную.

Также в Петровской коллекции среди наиболее ценных книг можно выделить первый русский учебник математики «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная учителем математики Леонтием Магницким» (М., 1703), один из разделов которого был посвящен навигационной и морской астрономии.

Одним из раритетов ФГКУ ЦВМБ является рукописный учебник «Наука навигаторская» (СПб., [172-]), который, по нашему мнению, использовался в процессе обучения гардемаринов Морской академии в Санкт-Петербурге. 

В составе коллекции особое место занимают книги по артиллерии «Новейшее основание и практика артилерии Ернеста Брауна, капитана артилерии во Гданьске 1687 года» (М., 1709) и «Описание артиллерии» капитана Томаса Бринка (М., 1710). Появление этих трудов было обусловлено необходимостью подготовки специалистов по вопросам фортификации и артиллерии в условиях Северной войны.

Среди военно-морской литературы в коллекцию входит целый комплекс нормативно-регламентирующих документов: «Инструкции и артикулы военные надлежащие к Российскому флоту» (М., 1710), «Генеральные сигналы надзираемые во флоте во время боя» (СПб., 1714-1720) в нескольких переизданиях, «Книга устав воинский» (СПб., 1719), «Книга устав морской» (СПб., 1720), «Регламент шхиперам и прочим приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства» (СПб., 1721), «Регламент о управлении Адмиралтейства и Верфи и о должностях Коллегии адмиралтейской» (СПб., 1722) и др. 

В коллекцию включена историческая литература: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (СПб., 1722) Феофана Прокоповича; «Введение в гисторию Европейскую через Самуила Пуффендорфия на немецком языке сложенное» (СПб., 1723) известного немецкого юриста в области международного права, историка и философа С. Пуффендорфа. Феофан Прокопович – проповедник, государственный деятель, выдающийся писатель и публицист, сподвижник Петра I, в своей книге «Правда воли монаршей» объяснял и обосновывал право императора распоряжаться будущим государства. 

Первый трактат по международным отношениям – «Рассуждение какие законные причины его царское величество Петр I … к начатию войны против короля Карла XII, Шведского 1700 году имел …» (СПб., 1722) вице-канцлера Петра Павловича Шафирова – сочинение выдающегося российского дипломата и государственного деятеля, сподвижника Петра Великого. Создание трактата было инициировано самим Петром I, уполномочившим Петра Шафирова написать труд, отражающий позицию России на международной арене.

Коллекция вызывает большой интерес не только среди исследователей-историков, но и среди обычных пользователей библиотеки и ее посетителей – книги регулярно экспонируются на выставках. Важно, чтобы эпоха Петра ассоциировалась для наших современников не только с «окном в Европу», но и пониманием того, как много было в то время сделано для развития системы государственного управления, законодательства, экономики, политического положения и международного престижа страны.

Как в России появился первый устав военного флота

24 января 1720 года Петр I подписал манифест о введении «Устава морского о всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море»
Появлением полноценного военно-морского флота Россия обязана своему первому императору — Петру I. Но в этом утверждении есть немалая доля образности: ведь не своими же руками царь строил каждый новый военный корабль! А вот в словах о том, что наша страна обязана ему и первым военно-морским уставом, никакой натяжки нет. Петр I работал над этим документом по 14 часов в сутки и фактически был его основным автором.

Нельзя сказать, чтобы до Петра в России не предпринимались усилия построить военный флот — так же, как и попытки создать российский морской устав. Первым опытом и того и другого были действия царя Алексея Михайловича. По его повелению на специально созданной ради этого верфи на Оке был построен первый русский военный корабль — знаменитый «Орел», а его первый капитан, голландец Давид Бутлер, составил «Корабельного строя письмо». Представленный в Посольский приказ документ, написанный голландцем, фактически был кратким, но весьма емким вариантом морского устава — такого, который вполне годился для одного-единственного корабля. По сути это «Письмо» представляло собой экстракт из голландского морского устава и касалось почти исключительно боеготовности корабля и боя. Для настоящего военно-морского флота, который должен был стать серьезной силой для России, такого документа было явно мало. Так же, как и двух других: написанного опять-таки Петром I «Указа по галерам о порядке морской службы» (1696 год) и созданных по его приказу вице-адмиралом Корнелиусом Крюйсом «Правил службы на судах» (1698 год). В 1710 году на основе устава Крюйса появились «Инструкции и артикулы военные российскому флоту». Но и этот документ, фактически исполнявший роль морского устава, не был им в полной мере, поскольку не охватывал всех важных вопросов морской службы. И лишь через десять лет Россия обрела свой первый настоящий морской устав.

На титульном листе первого издания Устава морского красовалась надпись «Книга устав морской, на российском и галланском языках, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море. Напечатася повелением царскаго величества в санктпитербургской Типографии Лета Господня 1720, Апреля в 13 день». А открывал издание январский манифест Петра, в котором говорилось, что «И понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякой Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет), того ради сей воинской морской устав учинили, дабы всякой знал свою должность и неведением никто б не отговаривался… Все чрез собственный наш труд учинено и совершено в Санкт-Петербурге , 1720 году, Генваря в 13 день».

За царским манифестом, в котором, как это часто удавалось сделать Петру Великому, цели и задачи, а также необходимость создания и введения в России Морского устава были сформулированы ясно и четко, следовало «Предисловие к доброхотному читателю», в котором весьма подробно, с многочисленными отступлениями и цитатами из Святого писания рассказывалось об истории формирования русской армии и необходимости создания русского военного флота.

Издание первого морского устава. Фото: polki.mirpeterburga.ru


После предисловия, занимавшего десяток страниц — со второй по одиннадцатую, — начинался собственно текст Устава морского, состоящего из пяти частей, или книг. Первая из них открывалась указанием о том, что «Должен каждой, как вышней, так и нижней во флоте нашем, в службу приходящей прежде учинить присягу в верности как следует: и когда оное учинит, тогда он в службу нашу принят будет». Ниже размещался текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, которому предпосылалось уточнение, «каким образом присягу или обещание чинить»: «Положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты» (то есть указательным и средним пальцами).

За текстом присяги располагалось краткое пояснение «О флоте», начинавшееся словами «Флот есть слово французское. Сим словом разумеется множество судов водных вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких». В том же пояснении говорилось о составе военного флота, вводились понятия командиров эскадр различного флага, а также расписывалась табель комплектации кораблей различных классов — в зависимости от числа пушек на каждом. Эта роспись именовалась «Регламент учиненный по рангам кораблей, сколько каких чинов людей надлежит быть на корабле какого ранга». Примечательно, что согласно этой табели капитаны — а под этим словом тут понимался чин, а не должность — могли служить только на кораблях, имевших не менее 50 орудий. 32-пушечными командовали капитан-лейтенанты, а 16- и 14-пушечными — лейтенанты. Кораблей с меньшим числом орудий в табели и вовсе предусмотрено не было.

После пояснения «О флоте» и «Регламента» шли основные положения первой книги устава — «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба, а также статьи, определяющие тактику эскадры. Книга вторая делилась на четыре главы и содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых…». Именно в этой, второй книге содержалась и знаменитая норма, которую последователи Петра I трактовали и трактуют как прямой запрет на спуск русского военно-морского флага перед кем бы то ни было: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вимпели и марсели, под штрафом лишения живота».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Она открывалась главой «О капитане» (командире корабля), а заканчивалась главой «О профосе», которая была 21-й. Между ними располагались главы, определявшие права и обязанности подавляющего большинства корабельных чинов, имевших в своей ответственности нечто большее, чем просто выполнение приказов вышестоящих начальников — от капитан-лейтенанта до купора и плотника, от корабельного лекаря до корабельного священника. Определяя их обязанности, устав также определял и тактику корабля в бою, причем не в одиночном, а в составе эскадры, прежде всего в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: «О благом поведении на корабле», «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит», «О раздаче провианта на корабле» «О награждении» («Дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу награжден будет»), а также «О разделении добычи» и «О разделении добычи из призов не воинских». Книга пятая называлась «О штрафах» и состояла из 20 глав, представляя собой судебный и дисциплинарный уставы под одной обложкой.

Два года спустя, 16 апреля (5 апреля по старому стилю) в Петербурге увидела свет «Часть вторая регламента морскаго, в которой определено о всем что касается добраго управления в бытность флота в порте, також о содержании портов и рейдов», дополнившая первоначальный текст Устава морского. Обе части оставались в силе с 1720 по 1797 годы безраздельно, а до 1853 года — наряду с принятым в конце XVIII века «Уставом военного флота». За это время устав переиздавался 15 раз: дважды — в 1720 году, затем в 1722 году (вместе со второй частью), в 1723, 1724, 1746, 1763, 1771, 1778, 1780, 1785, 1791, 1795, 1804 и наконец в 1850 году, когда была отдельно издана «Часть вторая регламента морского». Печатались все эти переиздания в типографии Морского шляхетного кадетского корпуса и Академии наук.

Так что можно смело утверждать, что петровский Устав морской определил судьбу и действия российского флота на полтора столетия вперед: вплоть до печально знаменитой Крымской войны. То есть вся история парусного флота России — это история и Устава морского, написанного его создателем, Петром Великим.

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Добавить в
закладки

Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Инструкции и артикулы военные

    Инструкции и артикулы военные

    Читать

    Скачать pdf

    Скачать
    marc21-запись

    Инструкции и артикулы военные

    Читать

    Скачать pdf

    Скачать marc21 -запись

    апр. 1710

    Год издания

    В Москве

    Место издания

    О произведении

    Издательство

    Московский Печатный двор

    Ответственность

    Напечатаны повелением царского величества

    Библиотека

    Российская государственная библиотека (РГБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Другие издания

    • с онлайн-версией

    • по всем записям

    Издание 16 марта 1714 года

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Открыть

    Издание Апр. 1710 года

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Открыть

    Издание Апр. 1710 года

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Открыть

    Издание Май 1710 года

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Открыть

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкции для учеников внутренней группы блаватская скачать
  • Инструкции на английском языке примеры
  • Инструкции для учеников внутренней группы блаватская купить
  • Инструкции на английском для урока
  • Инструкции для терапевтического консультирования могут носить в песочной терапии