Инструкции к невербальным тестам даются

Как
уже указывалось в части I,
гл.
2, одним из критериев классифи­кации
методик в отечественной психологической
диагностике явля­ется форма (характер)
стимульного материала. По этому критерию
выделяют вербальные
и
невербальные
тесты
интеллекта.

Первые
состоят из заданий, стимульный материал
которых пред­ставлен в языковой форме
— это слова, высказывания, тексты.
Со­держанием работы испытуемых
является установление логико-фун­кциональных
и ассоциативных связей в стимулах,
опосредованных языковой формой.
Невербальные
тесты
интеллекта
состоят
из зада­ний, в которых стимульный
материал представлен либо в наглядной
форме

виде графических-изображений, рисунков,
чертежей), либо
в предметной форме
(кубики,
части объектов и пр.). В этих тестах
зна­ние языка требуется только для
понимания инструкций, которые на­меренно
делаются простыми и по возможности
короткими.

Таким
образом, вербальные
тесты
интеллекта
дают
показатели словесного (понятийного)
логического мышления, а с помощью
невер­бальных тестов оценивается
наглядно-образное и наглядно-действен­ное
логическое мышление.

В зарубежной
психодиагностике иногда применяется
несколько от­личная от изложенной
классификация методик. Выделяются:

♦ тесты действия;

♦ неязыковые;

♦ невербальные
тесты [10, т. 1].

Тесты
действия (performance
tests)
требуют
операций с предметами при минимальном
использовании карандаша и бумаги или
выполне­ния заданий посредством
каких-либо движений на бумаге (рисование
фигуры, вычерчивание пути выхода из
лабиринта и пр.).

Неязыковые
тесты (nonlanguage
tests)
разрабатываются
так, что не требуют использования языка
ни от испытуемого, ни от диагноста.
Стимульный материал этих тестов
представлен в невербальной фор­ме, а
инструкции к ним осуществляются
непосредственным показом или жестами,
без использования речи (как устной, так
и письменной).

Невербальные
тесты (nonverbal
tests)
в
излагаемой классификации правильнее
называть, как указывает А. Анастази,
тестами, не требу­ющими умений читать
и писать [ 10, т. 1]. Их выполнение опирается
на применение устных инструкций и
общение с диагностом. В заданиях могут
быть использованы как предметы и
наглядные изображения, так и вербальное
содержание. Например, они
могут
быть
направлены на диагностику понимания
значений слов, предложений или коротких
абзацев, предъявляемых с помощью
изобразительных
средств
(с од­новременными устными указаниями
но каждому заданию). Поэтому в отличие
от неязыковых тестов невербальные (в
понимании некото­рых западных
психологов) непригодны для лиц, говорящих
на другом языке, а также для неслышащих
индивидов.

Тесты
действия, неязыковые и невербальные
тесты за рубежом обыч­но называют
тестами
для специфических популяций
[10,
т. 1]. Это свя­зано с тем, что перечисленные
тесты изначально разрабатывались и
применяются для диагностики индивидов,
которые не могли быть адекватно оценены
с помощью обычных, традиционных вербальных
тестов. Это:

♦ дети с неразвитой
речью;

♦ не умеющие
читать и писать;

♦ дети дошкольного
возраста с дефектами речи;

♦ дети с задержками
умственного развития;

♦ неграмотные и
не умеющие читать любого возраста;

♦ иностранцы;

♦ те, кто длительное
время находился в среде с дефицитом
обще­ния (заключенные).

Помимо перечисленных
групп испытуемых, тесты с невербальным
содержанием заданий применяются для
диагностики тех индивидов, в отношении
которых важно оценить уровень развития
наглядного мышления. Это, например,
могут быть профессиональные группы
(чер­тежники, конструкторы, художники
и пр.).

Рассмотрим некоторые
из широко применяемых (в том числе и в
на­шей стране) невербальных тестов
интеллекта.

Примером
теста действия является тест Доски
форм Сегена
(Seguin
Form Boards),
известный
в нашей стране под названием Тест
воспро­изведения прежнего порядка
на доске,
разработанный
французским врачом Э.
Сегеном
в
1866 г. [10, т. 1]. Он применяется для диагностики
детей с умственной отсталостью, начиная
с 2 лет. Другое название этой методики
— Доски форм Сегена — связано с характером
стимульного

материала, состоящего
из 5 досок с гнездами, в которых расположены
разные фигурки.

Диагностика
проводится индивидуально. Перед ребенком
располагают первую доску с вставленными
в гнезда фигурками и предлагают
вни­мательно рассмотреть ее. Через
10 сек. психолог переворачивает доску,
а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает,
после чего просит ребенка воспроизвести
прежний порядок (уложить все фигурки
на прежнее ме­сто). Делаются три пробы,
а показателем является самое короткое
вре­мя, потребовавшееся ребенку для
выполнения задания. Процедура по­вторяется
с каждой из четырех досок. Помимо времени
выполнения, фиксируются ошибки, отдельные
попытки и особенности действий ре­бенка,
его высказывания, а также характер
использования помощи пси­холога при
безуспешных попытках выполнить задания.

Методика Сегена,
являясь достаточно простой в использовании,
отличается хорошими дифференцирующими
возможностями (оцени­вает разные
уровни умственной отсталости) и широко
применяется в настоящее время в
клинической психодиагностике.

К
тестам действия относятся лабиринтные
тесты,
первый
из кото­рых был разработан в 1914 г. С.
Д. Портеусом (Porteus
Maze Test)
[10,
т. 1]. Эти тесты состоят из серий изображенных
линиями лабиринтов возрастающей
трудности. От испытуемого требуется
провести крат­чайший путь от входа
до выхода из лабиринта, не отрывая
карандаша от бумаги. Показателями в
этих тестах являются время выполнения
и число допущенных ошибок. Они довольно
широко используются для диагностики
как детей, так и взрослых.

Типичным
и
широко
распространенным невербальным тестом
ин­теллекта являются Прогрессивные
матрицы
(Progressive
Matrices),
разработанные
в Великобритании. Авторами первой
редакции, по­явившейся в 1936 г. и
предназначенной для диагностики детей,
были Л.
Пенроуз
и
Дж.
Равен.
Впоследствии
работу с тестовыми заданиями осуществлял
Дж. Равен, поэтому рассматриваемую
методику иногда называют тестом
Равена
(Raven’s
Progressive Matrices

RPM).
Пер­вый
вариант для взрослых появился в 1960 г.
[10, т. 1; 129].

Методика основана
на теории гештальтпеихологии. Каждое
задание рас­сматривается как
определенное целое, состоящее из ряда
взаимосвязан­ных элементов.
Предполагается, что вначале испытуемый
осуществляет глобальное оценивание
матрицы, а затем дифференцирует
изображение на отдельные элементы с
выделением принципа из интеграции. На
за­ключительном этапе выделенные
элементы включаются в целостный образ,
что и позволяет обнаружить недостающую
часть изображения.

Разработанный в
соответствии с традициями английской
школы изу­чения интеллекта, согласно
которым наилучшим способом его измере­ния
является выявление отношений между
абстрактными фигурами,

этот
тест многими британскими психологами
рассматривается как луч­ший из
существующих измеритель генерального
фактора (g-фактора).

Стимульным
материалом этой методики являются
матрицы — ком­позиции с пропущенным
элементом. Испытуемый должен выбрать
не­достающий элемент среди 6-8
предложенных вариантов. В настоящее
время используются три формы теста,
рассчитанные на разный возраст И разный
уровень интеллектуального развития. В
каждой из них одно­типные, но возрастающей
сложности задания организованы в
некоторое число серий, трудность которых
также повышается от первой к после­дующим.
Усложнение заданий как внутри каждой
серии, так и от серии к серии позволяет,
по мнению автора, осуществить принцип
прогрес­сивности (с ним связано и
название методики — Прогрессивные
мат­рицы). Он состоит в том, что
выполнение предшествующих заданий
яв­ляется подготовкой испытуемого к
выполнению последующих — идет процесс
обучения.

Проведение теста
не ограничено во времени, может быть
как инди­видуальным, так и групповым.
Психометрические параметры высоки и
получены на разных как по объему, так и
по характеру выборках [10, т. 1].

В группу невербальных
тестов включают тесты, разработанные
спе­циально для диагностики
представителей разных культурных групп.
Как уже сообщалось, связь тестирования
интеллекта с культурой опре­деленной
социальной группы ограничивает сферу
применения тестов. Они оказываются
неадекватными для обследования лиц,
принадле­жащих к иной культуре, нежели
та, в которой они создавались. По­этому
перед исследователями встала проблема
разработки таких ин­теллектуальных
тестов, которые были бы свободны от
влияния куль­туры.

При
их создании пытались исключить параметры,
по которым чаще всего различаются
культуры. Наиболее известный из них —
язык, дру­гой параметр — скорость
выполнения теста; еще одно различие
меж­ду культурами — наличие специфичной
информации, которая может предоставляться
лишь в некоторых культурах. Учет этих
параметров различий между культурными
группами привел к тому, что тесты,
«свободные от влияния культуры»
(culture-free,
culture-fair),
делали
невербальными, в них не использовали
информацию, специфичную для некоторых
культур и старались исключить влияние
скорости вы­полнения.

Первым тестом,
свободным от влияния культуры, считается
ар­мейский тест Бета, разработанный
в США в период первой мировой войны.

Еще
один тест такого типа — Нарисуй
человека
(Draw-a-Man
Test),
разработанный
американским психологом Ф.
Гудинаф
и
описанный

в 1926 г., был
предназначен для диагностики детей в
возрасте от 3 до 13 лет [10, т. 1].

Ребенка просили
изобразить на листе бумаги мужчину,
причем, сделать это как можно лучше.
Время рисования не ограничивалось.
Оценка уров­ня интеллектуального
развития осуществлялась на основе того,
какие части тела и детали одежды изображал
испытуемый, как учтены про­порции
фигуры, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф
разработала шкалу, по которой можно
оценить 51 элемент рисунка, а также
получила стати­стические нормы для
каждой возрастной группы.

Этот
тест применялся без изменений с момента
создания до 1963 г., когда Д. Харрис
пересмотрел его, расширил и опубликовал
под назва­нием Тест
рисования Гудинаф-Харриса
(Goodenough-Harris
Drawing Test)
[10,
т. 1].

В этом варианте
после завершения рисунка мужчины ребенку
предлага­лось рисовать женщину.
Выполнение оценивалось на основе учета
73 элементов рисунка (для изображения
мужчины) и 71 (для изображения женщины).
Наряду с оценкой рисунков по элементам
была предложена более простая обработка
— качественная оценка путем их
сопоставления с 12 образцами-эталонами
(по степени сходства). Нормы были получе­ны
для возрастов от 5 до 15 лет. Ретестовая
надежность Теста рисования выше, чем у
теста Гудинаф (порядка 0,80), а валидность
сохранилась на том же уровне. В России
эти методики не использовались.

Применение Теста
рисования для обследования разных
культур и этнических групп показало,
что его результаты в большей степени
за­висят от фактора культуры, чем это
предполагалось авторами. Про­анализировав
работы, относящиеся к этому тесту, Ф.
Гудинаф и Д. Хар­рис высказали мнение,
что «поиск теста, свободного от влияния
куль­туры, независимо от того, измеряет
ли он интеллект, художественные
способности, социально-личностные
характеристики или любые дру­гие
черты, является иллюзорным» [10, т. 1, с.
262].

Еще
один Интеллектуальный
тест, свободный от влияния куль­туры
(Culture-Fair
Intelligence Test),
был
разработан Р.
Б. Кеттеллом
[10,
т.1].

Он имеет три
варианта. Первый предназначен для детей
4-8 лет и ум­ственно отсталых взрослых;
второй — для детей 8-13 лет и взрослых,
не имеющих высшего образования; третий
для детей 10-16 лет и взрослых с высшим
образованием.

Тест состоит из
двух частей, каждая из которых включает
по 4 одина­ковых субтеста. Субтест
«Серии» состоит из заданий, требующих
выбо­ра завершающего серию элемента.
В заданиях субтеста «Классифика­ции»
следует найти элемент, не подходящий к
другим находящимся в ряду. В субтесте
«Матрицы» нужно отметить элемент,
правильно до­полняющий каждую матрицу.
В субтесте «Условия» требуется найти

среди предлагаемых
вариантов тот, для которого соблюдалось
условие, заданное в образце.

Все
задания представлены в графической
форме, а время их выпол­нения ограничено
3-4 мин. Первичные баллы переводятся в
шкальные оценки, по которым устанавливается
соответствие испытуемого статис­тической
норме (ее границы 84 и 116 IQ).

Коэффициенты
надежности и валидности этого теста
находятся на нижнем уровне допустимости,
а проверки на выборках из разных стран
Европы, Америки, Азии и Африки показали
зависимость его резуль­татов от
фактора культуры. Причины, по которым
влияние фактора культуры невозможно
устранить, будут обсуждены в Части IV,
гл.
2.

В заключение
следует отметить, что по данным многих
тестологов валидность тестов,
разрабатываемых как «свободные от
влияния куль­туры», низка в любой
культуре. Это объясняется тем, что
пытаясь ис­ключить из заданий тестов
специфичное содержание и оставить
толь­ко равно известное представителями
разных культур, диагносты из­меряют
с их помощью тривиальные функции, не
всегда соотносимые с показателями
интеллектуального развития. По существу,
устранение культурных различий из
тестов интеллекта означает исключение
из них интеллектуальных компонентов.
Как отметил Дж. Брунер, «сво­бода от
культуры» есть просто «свобода от
интеллекта» [109].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    30.03.201610.64 Mб45Алямовский А.А. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике. dnl1441.djvu

  • #
  • #

невербальные тесты

Невербальные тесты на способности и мышление
[Онлайн примеры и подготовка]

07 сентября 2020

Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Навыки работы с информацией работодатели оценивают не из любопытства. По результатам исследований, невербальные тесты достоверно предсказывают эффективность работы сотрудника еще на стадии собеседования, что экономит ресурсы компании, повышая её прибыль. Эти наблюдения подтверждает и международный опыт.

О тестировании

Если упражнения по анализу текста оценивают показатели словесного логического мышления, то невербальные – наглядно действенное и образное мышление. Навыки, связанные с анализом абстрактной информации также говорят об уровне интеллектуальных способностей кандидата.

Повсеместно распространенные задачи на интеллект, состоят из вербальных и невербальных заданий, например, тест Векслера, Кеттелла, КОТ.

Вербальный, невербальный тест на интеллект, и ситуационное тестирование используют не только при трудоустройстве, но и на различных кадровых конкурсах. Например, на «Лидерах России». На нем, уже который год подряд, используются испытания от SHL.

Как выглядят задания

Чаще всего, невербальное тестирование проходит в дистанционном формате. Ссылку на тестирование HR высылает по электронной почте. Проходной балл устанавливается, в зависимости от результатов контрольной группы или от результатов других кандидатов. Если человеку удалось пройти, его приглашают на очное собеседование. Иногда тестирование проходит в очном формате, в присутствии экзаменатора, на компьютере или на бумаге. Порядок и правила процедуры зависят от политики компании. Рекомендуется заранее узнавать подробности у HR. У него же узнают разработчика.

Задания бывают следующих видов:

  • числовые;
  • логические;
  • тесты на понимание механики;
  • комбинированные, на определения уровня интеллекта.

Логические

тест на невербальную логику

Невербальный тест на логику (онлайн):

Задания на логику, используемые при приеме на работу – это наследники психологических испытаний на IQ. Разработчики задач, например, SHL или TalentQ адаптируют классические задания с учетом вакансии, компании и новых методик отбора.

Тестирование на определение логических способностей позволяет также оценить обучаемость кандидата, остроту его ума и навыки решения задач.

Чаще всего проблемы вызывает невербальная логика — тесты с ответами по таким задачам не помогут при подготовке. Чтобы натренироваться, нужны расширенные руководства: в них собраны типичные задачи и даются подсказки по решению.

Испытание состоит из 15-20 вопросов. Варианты ответов представлены в графическом виде. Типичный вопрос: продолжить графическую или числовую последовательность.

На понимание механики

невербальные тесты с ответами

Невербальный тест интеллекта на механику:

Тестирование на понимание механики используется для технических и инженерных должностей, а также для тех, кто ремонтирует или выполняет диагностику механизмов.

Оно позволяет оценить наличие логического мышления у кандидата и оценить, насколько он понимает, как «работает окружающий мир».

Работники производств и инженерных профессий ежедневно сталкиваются с механизмами и применением физических законов, поэтому должны понимать, к каким последствиям приведут те или иные действия, или решения.

Иногда подобное тестирование используется и для «офисных должностей», как дополнение к заданиям на интеллект. Таким образом, работодатель оценивает общий уровень знаний, образование, обучаемость и даже мотивацию человека.

Испытание состоит из 15-20 вопросов с иллюстрациями и нескольких вариантов ответов.

Числовые

невербальные тесты онлайн

Тест невербальных (числовых) способностей:

Основа дистанционного тестирования – числовые тесты. Они применяются при отборе на вакансии, связанные с расчетами (как техническими, так и финансовыми) и анализом числовой информации. Кандидату недостаточно выполнить последовательность математических действий. Нужно анализировать данные, интерпретировать их и сделать верные выводы.

Как правило, типичная задача — это:

  • таблица, график или их комбинация;
  • вопрос;
  • варианты ответов.

Замечание:

Никаких формул или теорем вспоминать не придется. Определять, чему равна площадь треугольника – тоже.

При решении используются лишь базовые математические действия:

  • Умножение, деление, сложение, вычитание;
  • Пропорции;
  • Проценты, доли.

Основная особенность и сложность состоит в необходимости быстро анализировать большой объем графической и числовой информации за малый промежуток времени. Само решение займет не больше 10-15 секунд.

Разработчики невербальных тестов

Времена, когда в практике работодателей использовались вопросы из области клинической психологии прошли. Сегодня подобные задачи разрабатывают консалтинговые и кадровые агентства. В их создании участвуют как психологи, так и кадровые консультанты, HR, инженеры и специалисты по ассессменту.

Для каждой компании, заказавшей создание тестирования или внедрение комплексной системы отбора, задания разрабатываются в соответствии с требованиями вакансии или профессии.

Чаще всего работодатели используют испытания от:

  • SHL;
  • TalentQ;
  • OnTarget;
  • Saville consulting.

Достоинства

  1. Тест на невербальные способности достоверно оценивает кандидатов, вне зависимости от языковых навыков, культурных или расовых различий. Работодателям важно понимать, сможет ли кандидат справляться с поставленными задачами, принося пользу компании.
  2. Разработанные матрицы оценки допускают проведение оценочных испытаний людьми без психологического образования.
  3. Мгновенный результат.
  4. Минимальная чувствительность к колебаниям настроения кандидата.

Недостатки

  1. Стоимость создания и внедрения.
  2. Дополнительные сложности для соискателей

Контроль

Проходя испытание онлайн, у соискателей возникает соблазн сжульничать: найти невербальные тесты с ответами в интернете, просить помощи знакомых. Разработчики это предусмотрели.

Наиболее действенным способом борьбы с нечестным подходом считается ретест: после того, как кандидат успешно сдает дистанционную часть, его приглашают на очное собеседование.

На нем в присутствии экзаменатора ему задают те же вопросы, но в случайном порядке. Если окажется, что проходя испытание из дома, он набрал 75%, а в присутствии экзаменатора 25%, его дисквалифицируют.

Кроме ретеста, для контроля валидности используют:

  • Запись аудио и видео;
  • Запись рабочего стола;
  • Контроль запущенных процессов и открытых вкладок браузера.

Целесообразность

Психометрические тесты давно признаны международным сообществом действующим способом предсказать продуктивность работы сотрудников. И если выгода для работодателей очевидна, то соискатели не всегда знают, как использовать результаты в свою пользу.

Для сотрудника результаты тестирования – это, в первую очередь, показатели его профессионального роста. Это — наглядный результат его прогрессивной работы, который используют в качестве аргумента при разговоре о повышении.

Для соискателя – это возможность выделиться из толпы и лично повлиять на решение о приеме на работу. Понравится ли резюме работодателю или нет – это фактор, на который кандидат повлиять не может. А на подготовку и свой результат ему повлиять под силу. Такой человек обойдет своих конкурентов, даже если у них больше опыта или рекомендаций.

Если завалить

Поскольку цель онлайн этапа – отсеять недостаточно квалифицированных кандидатов, если завалить его, шансов получить работу почти не останется. Если в компании используется полноценная система оценки соискателей, первоначальный отбор проводят сотрудники HR. Опыт работы и технические навыки они оценивают номинально. До тех пор, пока кандидат не пройдет этот этап, он не попадет на собеседование с техническим директором. Поэтому рассчитывать на то, что отрицательную оценку на тестировании удастся компенсировать за счет опыта или рекомендаций не стоит.

Как подготовиться

Поскольку для каждой компании разрабатываются уникальные задания, пытаться учить ответы бессмысленно. Подготовка к тестам на невербальное мышление сводится к двум составляющим:

  1. Решать тренировочные невербальные тесты онлайн.
  2. Изучению методических указаний и руководств.

Главная проблема тестов на невербальную коммуникацию – время, выделенное на каждую задачу. Как правило, это не больше 1 минуты.

За это время придется сориентироваться в условии, понять вопрос, выбрать стратегию и приступить к решению. Для неподготовленного человека этого времени недостаточно. Хотя задания не повторяются, созданы они по одним и тем же принципам.

Решая тренировочные задания, кандидат не только улучшает скорость реакции и учится быстро ориентироваться в вопросах, но и знакомится с типичными задачами.

Для большинства задач созданы методические указания и бесплатные руководства по их решению, в которых даются советы, как правильно организовать время и показать достойный результат. Также в них рассматриваются типичные вопросы с примерами решения и комментариями.

Вторым фактором, влияющим на успех, считается время на подготовку. Поскольку подготовка к испытаниям связана с выработкой навыков, для их закрепления нужно время. Готовиться за день до тестирования бессмысленно — для этого нужна, как минимум, неделя.

Вывод

Несмотря на частую критику, сегодня невербальные тесты — это один из самых достоверных способов оценить квалификацию человека. Это подтверждается не только исследованиями, но и опытом российских и зарубежных компаний. Поэтому число работодателей, использующих ассессмент при приеме на работу, с каждым годом будет только увеличиваться. Для соискателей это означает, что подготовка к собеседованию будет занимать все больше времени и сил. Но тем, кто идет в ногу со временем и готовится к испытаниям, бояться нечего. Для таких людей эта тенденция открывает новые возможности карьерного роста.

Оцените статью

средняя оценка 5,00 (2 голосов)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Загрузка…

Онлайн-доступ и подготовка к невербальным тестам:

Full (Все тесты сайта)


207 тестов 3030 вопросов + 7 кейсов и 2 пособия

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

1 месяц доступа

890 рублей

Числовые тесты


30 тестов, 600 вопросов

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

1 месяц доступа

340 рублей

Получите доступ к тестам всего за 3 минуты

Шаг 1

Оплата

Выберите пакет тестов, оплатите удобным для Вас способом. Укажите свою электронную почту.

Шаг 2

Письмо

В течение 2-х минут получите письмо на указанный e-mail с логином и паролем.

Шаг 3

Доступ

В 1 клик переходите в личный кабинет с тестами и инструментами. Наслаждайтесь подготовкой.

Приобретая тесты у нас Вы получаете

Удобный
личный кабинет

Подробные
решения всех тестов

Моментальный
доступ к тестам

Работа
на любом устройстве

История
пройденных тестов

Режим практики
(без таймера)

Имитация
реального теста

Статистика
результата тестов

Похожие статьи

Видеопрезентация нашего сервиса

1:17

Отзывы о нашем сервисе

Прекрасная Онлайн подготовка! Очень удобный интерфейс для подготовки к тестам, а самое главное тесты дают полное представление о реальном тестировании, что очень порадовало. Спасибо вам ребята за удобный и качественный ресурс!

Testonjob.ru отзывы

Анна, 24 года

Выпускник РАНХиГС

Приобретала числовые тесты. Тесты сами по себе похожи на те, что мне прислал работодатель. Хорошо что можно готовиться Онлайн и с телефона, очень удобно и видно свои успехи в сравнении с другими. Решения все есть.

Онлайн кабинет понравился, тесты очень и могут серьезно помочь в подготовке к собеседованиям и тестированию разной сложности и разной направленности. Разъяснения после прохождения тестов очень помогают вовремя понять свои ошибки, детально их разобрать и поработать над ними.

Вербальные и невербальные тесты интеллекта

Важнейший критерий для классификации методик в отечественной психологической диагностике представлен формой (характером) стимульного материала. В соответствии с данным критерием выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта.

Вербальные тесты (испытания) включают задания, стимульный материал для которых составляется в языковой форме (тексты, слова, высказывания). Эффект от работы с испытуемыми проявляется в формировании логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, которые опосредованы в языковой форме. Невербальные тесты интеллекта представляют собой задания со стимульным материалом в наглядной форме (графические изображения, рисунки, чертежи), в предметной форме (кубик, часть объекта и др.). Подобные тесты требуют знаний языка исключительно для подачи простых и по возможности коротких инструкций.

Замечание 1

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

Особенности невербальных методик

Зарубежная психодиагностика часто использует несколько отличную от изложенной классификацию невербальных методик. Выделяют:

  • тесты действия,
  • неязыковые тесты,
  • невербальные тесты.

Для тестов действия (performance tests) необходимы операции с предметами при минимальном использовании карандашей и бумаги или выполнения заданий с помощью определенных движений на бумаге (рисование фигуры, найти путь выхода из лабиринта и др.).

Неязыковые тесты (nonlanguage tests) не требуют использования языка как со стороны испытуемого, так и со стороны диагноста. Стимульный материал подобного теста представлен в невербальном виде, а инструкция к ним осуществляется непосредственно жестом, без использования речи (устной и письменной).

Невербальные тесты {nonverbal tests) рассматриваемой классификации по определению А. Анастази можно назвать тестами, которые не требуют умения читать и писать. Они основаны на использовании устных инструкций и общении с диагностом. В качестве элементов заданий выступают предметы и наглядные изображения, вербальное содержание. Тест может диагностировать понимание значений слов, предложений или небольших абзацев, которые предъявляются через изобразительные средства (одновременно дается устное указание по каждому заданию). Невербальные тесты отличаются от неязыковых тем, что они не используются для лиц, которые говорят на другом языке, а также для индивидов, у которых нет слуха.

Рассмотренные виды тестов за рубежом часто называются тестами для специфических популяций, поскольку их изначально предполагалось разрабатывать и использовать для диагностики индивидов, которых не представляется возможным в полной мере оценить посредством традиционного вербального теста. Это дети:

  • с неразвитой речью;
  • не умеющие читать и писать;
  • дошкольного возраста с дефектами речи;
  • с отсталым умственным развитием.

Также сюда можно отнести людей любого возраста, неграмотных и не умеющих читать; иностранцев; тех, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (например, заключенные).

Кроме рассмотренных групп испытуемых, тесты с невербальными заданиями часто применяют в диагностике тех лиц, по отношению к которым важна оценка уровня развития наглядного мышления (профессиональные группы, в том числе чертежники, конструкторы, художники и др.).

Примеры невербальных тестов интеллекта

Пример теста действия представлен тестом «Доски форм Сегена», который разработал врач из Франции Сеген Э. В России тест известен под названием «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске». Его используют для диагностики детей с 2 лет с умственной отсталостью. Другое название этого метода связано с характером стимульного материала, который включает 5 досок с гнездами, где располагаются разные фигурки.

Первая доска состоит из десяти фигур, вторая из двух. Каждая из них в свою очередь состоит из двух частей. На третьей доске располагаются две фигуры, одна из которых включает четыре, а другая шесть частей. Четвертая доска включает пять фигур, состоящих из двух или трех частей, пятая — четыре фигуры, включающие две и четыре части.

Диагностику проводят индивидуально, располагая перед ребенком первую доску с вставленными в гнезда фигурами и предлагая внимательно рассмотреть ее. Спустя 10 секунд диагност переворачивает доску, перемешивая выпавшие из гнезд фигуры. После этого он просит ребенка воспроизвести прежний порядок, то есть расположить все фигуры по своим местам. Происходит 3 пробы, а показатель засчитывается самым коротким временем, которое потребовалось испытуемому для выполнения теста. Процедуру повторяют со всеми досками. Кроме времени выполнения, происходит фиксация ошибок, отдельных попыток и особенностей действий ребенка, его высказываний, а также характера использования помощи диагноста в случае безуспешной попытки выполнить задание. Виды помощи могут быть разными, их необходимо оказывать в определенной последовательности с установленным интервалом (например, через одну минуту). В первую очередь используют организующую (стимулирующую) помощь, далее следуют словесные подсказки, в последнюю очередь подсказки действиями (вкладывание определенной части фигуры).

Методика Сегена представляет собой простой в использовании тест, который отличается хорошими дифференцирующими возможностями, поскольку происходит оценка разной степени умственной отсталости. Этот тип теста нашел широкое применение в клинической психодиагностике.

Тесты действия также включают лабиринтные тесты, первый из которых был разработан С. Д. Портсусом в 1914 году. Тест состоит из серий изображенных линиями лабиринтов увеличивающейся сложности. Испытуемому необходимо провести самый короткий путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаш от бумаги. Показатель выполнения этого теста — время и количество ошибок. Тесты используются для диагностики как ребенка, так и взрослого человека.

Типичный и широко распространенный невербальный тест интеллекта представлен также Прогрессивными матрицами (Progressive Matrices). Их разработал в Великобритании в 1999 году Дж. Равен.

Л. Пенроуз и Дж. Равен — авторы первой редакции (1936 год). Они предполагали использование теста для диагностики детей. В дальнейшем работу с тестовыми заданиями осуществлял только Дж. Равен, по этой причине методика часто называется тестом Равена. Первый вариант для взрослых появляется в 1960 году.

Методика в своей основе имеет теорию гештальтпсихологии. Каждое задание необходимо рассматривать как определенное целое, которое включает ряд взаимосвязанных элементов. Предполагается, что сначала испытуемый глобально оценит матрицу, дифференцируя изображение на отдельные элементы с выделением принципа их интеграции. В заключении выделенные элементы будут представлять собой целостный образ, что даст возможность найти недостающую часть изображения.

Замечание 2

Тест разработан в соответствии с традициями английской школы исследования интеллекта. В соответствии с этой школой оптимальным способом измерения интеллекта является процесс выявления отношений между абстрактными фигурами. Данный тест многие британские психологи предпочитают рассматривать в качестве лучшего из существующих измерителя генерального фактора (g фактор).

Стимульный материал этого метода представлен матрицами, то есть композициями с пропущенным элементом. Испытуемые должны выбрать недостающий элемент из нескольких (от 6 до 8) вариантов. Сегодня применение нашли 3 формы теста, которые предназначены для разного возраста (разный уровень интеллектуального развития). В каждой форме существуют однотипные задачи с возрастающей сложностью. Происходит их организация в некоторое число серий, трудность которых растет от первой к последующим. Усложнение заданий как в составе каждой серии, так и от серии к серии, по мнению автора, дает возможность вступить в действие принципу прогрессивности, который заключается в том, что выполнение предшествующих заданий — подготовка испытуемых к выполнению последующих, то есть идет процесс обучения.

Первой формой теста считаются Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы, используемые для диагностики лиц от 8 до 65 лет. Материал этой формы включает 60 матриц, которые разбиты на 5 серий (А, В, С, D, Е). Первая серия предполагает умение дифференцировать компоненты структуры, а последующие, более трудные, предполагают использование мышления по аналогии, перестановок, умение понимать принципы сложных изменений фигур и прочих мыслительных действий.

Другой, более легкой, формой теста являются Цветные прогрессивные матрицы, применяемые для диагностики детей от 5 до 11 лет, а также лиц пожилого возраста (60—89 лет) и умственно отсталых взрослых. Материал рассматриваемой формы включает 36 матриц, которые разбиты на три серии. Задание требует дополнить недостающую часть изображения, используя точность различения и мышление по аналогии.

Третьей формой являются Прогрессивные матрицы повышенной сложности, специально созданные для тестирования взрослых людей и лиц подросткового возраста с высоким уровнем развития интеллекта.

Тест не ограничивается временным интервалом, проводится как индивидуально, так и в группах. Психометрические параметры высоки и могут получаться на различных выборках, в зависимости от объема или характера. Значение показателя ретестовой надежности должно находиться в пределе 0,7—0,8, гомогенность составляет 0,8—0,9. Корреляции с вербальным и невербальным тестом различны в диапазоне 0,4—0,75. Используя в качестве внешнего критерия успешности учебную деятельность, прагматическая валидность будет немного ниже, чем в вербальных тестах интеллекта.

Группа невербальных тестов также представлена тестами для исследования лиц из различных культурных групп. Отношение тестирования интеллекта к культуре определенной социальной группы способно ограничивать область использования тестов. Они могут оказаться неадекватными в ходе обследования лиц, относящихся к иной культуре, чем та, в которой они формировались. По этой причине перед исследователями появилась проблема разработки интеллектуальных тестов, свободных от воздействия культуры.

В процессе их создания была попытка исключить параметры, по которым в большинстве случаев различаются культуры. Самым известным параметром является язык, другой параметр — скорость выполнения тестов. Еще одна разница между культурами заключается в наличии специфической информации, предоставляемой только некоторыми культурами. Учет данных параметров различия культурных групп приводит к тому, что тесты, «свободные от влияния культуры» делали невербальными. Они не использовали информацию, специфическую для определенных культур и старались исключить воздействие скорости исполнения.

Первый тест, свободный от влияния культуры, представляет собой армейский тест Бета. Он был создан в США в период Первой мировой войны.

Еще один тест такого типа называется «Нарисуй человека». Его создал и описал в 1926 году американский психолог Флоренс Гудинаф. Тест диагностирует детей от 3 до 13 лет. Ребенок должен изобразить мужчину, при этом сделать это как можно лучше (без ограничения времени на рисование). Оценка степени интеллектуального развития производилась на основе тех частей тела и деталей, которые рисовал испытуемый. К учету принимались пропорции фигуры, перспектива и др. Именно детальность рисунка представляет собой основной показатель интеллекта детей. Основой данного подхода являлась гипотеза о том, что рисунок предмета отражает его значимые черты, которые испытуемый выделяет в качестве представителя соответствующего класса предметов. Рассмотрение рисунка происходило, как выражаемое графической формой понятия о предмете. Ф. Гудинафом была разработана также шкала, оценивающая 51 элемент рисунка. Она включает статистические нормы по каждой возрастной группе. Психометрические показатели задания являются относительно высокими: показатель ретестовой надежности — 0,68, гомогенность — 0,89, валидность — 0,5.

Данный тест использовался без изменений с момента создания и до 1963 года. После этого Д. Харрис пересмотрел его, расширив и опубликовав под названием Тест рисования Гудинаф — Харриса. Это вариант предполагал после завершения рисунка мужчины, создание рисунка женщины. Оценка выполнения происходила на основе учета 73 частей (рисунок мужчины) и 71 (изображение женщины). За присутствие каждого элемента происходило начисление 1 балла. Было сформировано 10 категорий информативных признаков:

  • часть тела, детали лица;
  • степень объемности нарисованных частей тела;
  • связь между частями тела;
  • следование пропорциям;
  • точное изображение одежды, включая детали;
  • точность изображения фигуры в профиль;
  • степень владения карандашом, твердые и уверенные прямые линии;
  • произвольность владения карандашом в процессе рисования;
  • особенности техники рисования (для старших детей);
  • выразительная передача движений фигуры.

Вместе с оценкой рисунков в соответствии с элементами, автор теста предложил более простую обработку в виде качественной оценки с помощью сопоставления с 12 образцами-эталонами (в зависимости от сходства). Были сформированы нормы для возраста от 5 до 15 лет. Ретестовая надежность рассматриваемого теста выше, чем у Теста Гудинаф (около 0,80), а показатель валидности сохранился на таком же уровне. В нашей стране данные методики не получили распространение.

Замечание 3

Использование Теста рисования для изучения различных культур и этнических групп показывает, что его результаты в максимальной степени зависят от фактора культуры, чем это предполагали авторы.

После анализа работ, относящихся к данному тесту, Ф. Гудинаф и Д. Харрис предположили, что «поиск теста, свободного от влияния культуры, независимо от того, измеряет ли он интеллект, художественные способности, социально-личностные характеристики или любые другие черты, является иллюзорным».

Р. Б. Кеттелл разработал Интеллектуальный тест, который был свободен от влияния культуры. Его исполнение предполагало 3 варианта. Первый использовался в диагностике детей в возрасте от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых. Второй тест диагностировал детей от 8 до 13 лет и взрослых без высшего образования. Третий предназначался для детей от 10 до 16 лет и взрослых, закончивших высшее образование.

Первый вариант включает в себя 8 субтестов, из которых только 4 автор обозначил «свободными от влияния культуры». Второй и третий варианты отличала только степень сложности заданий. Они включают 2 части, каждая из которых состоит из 4 одинаковых субтестов. Субтест «Серии» включает задания, которые требуют выбрать завершающий серию элемент. Задания субтеста «Классификация» предполагали поиск элемента, который не подходил к другим элементам ряда. Субтест «Матрица» требует выделение элемента, который правильно дополняет каждую матрицу. Субтест «Условия» требует поиск среди нескольких вариантов того, для которого соблюдалось условие, сформулированное в образце.

Вся система заданий представлена в графической форме. Существует время, ограничивающее выполнение задания (3—4 минуты). Первичные баллы необходимо перевести в шкальные оценки, которые устанавливают соответствие испытуемых статистическим нормам (границы нормы — 85 и 115 IQ).

Надежность и валидность рассматриваемого теста находится на нижнем уровне допустимости, а проверки на выборке жителей Европы, Америки, Азии и Африки отражают зависимость результата теста от фактора культуры.

Необходимо отметить, что в соответствии с данными многих тестологов, валидность тестов «свободных от влияния культуры» низкая для любой культуры. Это можно объяснить тем, что в попытке исключить из задания теста специфическое содержание, оставляя только равно известное представителям разных культур, диагност измеряет с их помощью тривиальные функции, которые не всегда соотносятся с показателями интеллектуального развития. Процесс устранения культурных различий из тестов интеллекта значит исключение из них интеллектуальных компонентов. Как полагал Дж. Брунер, «свобода от культуры» представляет собой просто «свободу от интеллекта».

Наглиери Д. в 2006 году, опираясь на тест Д. Векслера, создал Невербальную шкалу способностей Векслера. Она была предназначена для возрастного диапазона от 4 лет до 21 года. Ее задания не имели вербального содержания, поэтому авторы полагали, что его выполнение в меньшей мере зависит от образования, знания языка, развития речи, культурной принадлежности. Помимо этого, применение этой шкалы было апробировано на слабослышащих людях, лицах, имеющих проблемы с моторикой и на людях с нарушениями цветового зрения (исключая тех, кто не различал желтый и голубой цвета, а также не воспринимал цвет вообще).

В ходе разработки теста, использовались инновации, самой существенной из которых было применение инструкций в форме рисунков с последовательной иллюстрацией действий испытуемых при решении заданий. Например, инструкция для субтеста Матрицы выглядит так: на первом рисунке диагност показывает испытуемому на матрицу, второй рисунок изображает то, что диагност показывает на варианты ответов, а испытуемый смотрит на них и обдумывает. Третье изображение показывает испытуемого, который нашел правильный ответ. Подобная иллюстрированная инструкция может сочетаться со стандартными инструкциями, включающими простые предложения. Оценка инструкций происходила с помощью экспертов, в том числе психологов, которые работали с представителями различных культур, а также с неслышащими и слабослышащими лицами. Этот подход к инструктированию в сочетании с гибкой поддержкой испытуемых (включает дополнительные пояснения), способен обеспечивать понимание заданий и вариантов их выполнения представителями соответствующих культур без знания языка.

Тест включает 6 субтестов.

  1. Матрицы представлены композициями с пропущенным элементом. Его нужно найти среди предложенных вариантов ответов.
  2. Кодирование включает задания, в которых испытуемые должны скопировать символы в ключе в парах с простыми геометрическими фигурами (числами) с ограничением по времени.
  3. Сборка объектов включает задания из частей, используемых для складывания фигур.
  4. Узнавание, включающее задания, где испытуемый должен посмотреть в течение 3 секунд на геометрическую фигуру и идентифицировать ее с фигурой среди 4—5 вариантов ответов.
  5. Заполнение пространства предполагает, что испытуемый укладывает серии блоков в зависимости от того, что показывает психолог. При «Заполнении вперед» он повторяет последовательность складываемых блоков в таком порядке, как показывал психолог. При «Заполнении назад» испытуемые укладывают блоки в обратном порядке.
  6. Раскладывание картинок. Эти задания требуют раскладывание картинок в логической последовательности для составления связного рассказа.

Обследование предполагает использование батарей из четырех или двух субтестов. Они представляют собой различные сочетания из перечисленных 6 субтестов, которые зависят от возраста испытуемого и цели диагностики. Время на обследование батарей из четырех субтестов составляет 45 минут, из двух — около 20 минут. Далее диагност переводит сырые баллы в Т-оценки, при этом общий суммарный показатель по тесту составляет 100 ± 15.

Проверка и стандартизация теста происходила на специфических популяциях США и Канады. Показатель гомогенности — от 0,90 до 0,91, показатель ретестовой надежности — высокий, но различен для субтестов. Показатель теоретической валидности, которая определялась по сопоставлению как с невербальными, так и смешанными тестами — от 0,60 до 0,82 для батарей из 4 субтестов и 0,43—0,71 для батарей из 2 субтестов. Высокой является корреляция со степенью учебных достижений, экспертными оценками учителя.

В России данные тесты не используются.

Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологическихразличий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

Формы психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Еще одно преимущество группового тестирования — относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор, пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной   диагностики,   ориентированной   на   определенный   критерий.   В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить матема-тико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно:

время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Классификация тестов по содержанию

 По форме тесты могут быть индивидуальные и
групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и
компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные
тесты
 – это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора
и испытуемого происходит один на один. Преимущества:

·                    
возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой,
непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией
высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию;

·                    
отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Индивидуальная
диагностика необходима при работе с детьми раннего и дошкольного возраста, в
клинике – для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими
нарушениями, людей с физическими недостатками. Опираясь на уровень
подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест
другим. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на
проведение эксперимента и в этом смысле они менее экономичны по сравнению с
групповыми.

Групповые
тесты
 – это такой тип методик, который позволяет одновременно
проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).
При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий
проведения эксперимента.

Недостатки:

·                    
меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым,
пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством;

·                    
труднее выявить болезнь, утомление, тревожность и другие состояния
испытуемого, влияющие на выполнение заданий;

·                    
испытуемые, не знакомые с такой процедурой, покажут более низкие
результаты, чем при индивидуальном тестировании.

Тесты
могут различаться по форме ответа на устные и письменные. Устными чаще бывают
индивидуальные тесты, письменными – групповые.

Бланковые,
предметные, аппаратурные, компьютерные тесты
 различаются по
материалу, который используется при тестировании.

В предметных
тестах
 материал тестовых заданий представлен в виде реальных
предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов
технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения
фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова.

Вербальные
и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных
тестах
 основным содержанием работы испытуемых являются операции с
понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.
Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в
их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в
языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям.
Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов
достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные
тесты
 – это такой тип методик, в которых тестовый материал
представлен либо в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических
изображений и т.п.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания
инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими, само
же выполнение заданий опирается не перцептивные и моторные функции. Самым
известным невербальным тестом являются прогрессивные матрицы Равена.
Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания.
Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха
или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при
оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных
субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных
способностей, тесты достижений.

Таким
образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного)
логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается
наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

В
зарубежной психодиагностике иногда применяется несколько отличная от изложенной
классификация методик. Выделяются:

·                    
тесты действия,

·                    
неязыковые,

·                    
невербальные тесты.

Тесты
действия
 требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша
и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге
(рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта и пр.).

Неязыковые
тесты
 разрабатываются так, что не требуют использования языка ни
от испытуемого, ни от диагноста. Стимульный материал этих тестов представлен в
невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом
или жестами, без использования речи (как устной, так и письменной).

Невербальные
тесты
 правильнее называть тестами, не требующими умений читать и
писать. Их выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с
диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные
изображения, так и вербальное содержание. Например, они могут быть направлены
на диагностику понимания значений слов, предложений или коротких абзацев,
предъявляемых с помощью изобразительных средств (с одновременными устными
указаниями по каждому заданию). Поэтому в отличие от неязыковых тестов
невербальные непригодны для лиц, говорящих на другом языке, а также для
неслышащих.

Тесты
действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами
для специфических популяций. Это связано с тем, что перечисленные тесты
изначально разрабатывались и применяются для диагностики индивидов, которые не
могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов.
Это:

·                    
дети с неразвитой речью;

·                    
не умеющие читать и писать;

·                    
дети дошкольного возраста с дефектами речи;

·                    
дети с задержками умственного развития;

·                    
неграмотные и не умеющие читать любого возраста;

·                    
иностранцы;

·                    
те, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения
(заключенные).

Помимо
перечисленных групп испытуемых, тесты с невербальным содержанием заданий
применяются для диагностики тех индивидов, в отношении которых важно оценить
уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть
профессиональные группы (чертежники, конструкторы, художники и пр.).

Рассмотрим
некоторые из широко применяемых (в том числе и в нашей стране) невербальных
тестов интеллекта.

Примером
теста действия является тест Доски форм Сегена, разработанный
французским врачом Э. Сегеном в 1866 г. Он применяется для диагностики детей с
умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Название этой методики связано с
характером стимульного материала, состоящего из 5 досок с гнездами, в которых
расположены разные фигурки. Диагностика проводится индивидуально. Перед
ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и
предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает
доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка
воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются
три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку
для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо
времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности
действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи
психолога при безуспешных попытках выполнить задания. Методика Сегена, являясь
достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими
возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко
применяется в настоящее время в клинической психодиагностике.

Типичным
и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивные
матрицы Равена
, разработанные в Великобритании. Авторами первой редакции,
появившейся в 1936 г. и предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз
и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен,
поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена. Первый вариант
для взрослых появился в 1960 г.

Методика
основана на теории гештальтпсихологии. Каждое задание рассматривается как
определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов.
Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание
матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением
принципа из интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются
в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения.

В
ходе работы испытуемый должен выявлять отношения между абстрактными фигурами.
Распространены два варианта теста — черно-белый и цветной; черно-белый
предназначен для обследования испытуемых 8—14 и 20—65 лет, цветной — 5—11 лет.

В
черно-белом варианте испытуемый последовательно работает с 60 узорами или
композициями, где отсутствует часть узора или один из элементов; необходимо
отобрать отсутствующую деталь из предложенных вариантов. Задания сгруппированы
по пять серий. В первой серии необходимо найти недостающую часть изображения,
во второй — аналогии между парами фигур, в третьей — принцип развития,
изменения фигур, в четвертой — принцип перестановки фигур, в пятой —
закономерности взаимоотношений и взаимодействий между фигурами по горизонтали и
вертикали. Внутри каждой серии сложность заданий возрастает. Усложнение заданий
как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора,
осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики —
Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий
является подготовкой испытуемого к выполнению последующих — идет процесс
обучения.

Проведение
теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым.
Психометрические параметры высоки и получены на разных как по объему, так и по
характеру выборках.

По содержанию тесты обычно
делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты
способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня
интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными
психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом
измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего
те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению,
памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми
и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и
компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида
в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких
деятельностей.

Принято выделять общие и
специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими
видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому
часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные
способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В
соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных
способностей.

По своей форме тесты
способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и
письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля
успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки
степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения
человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты
достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие
индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются
для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим
объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений
являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в
компьютерном варианте.

Профессиональные тесты
достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или
действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых
компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений
(в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в
определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют
неинтеллектуальные проявления.

Виды психологических
тестов:

·                    
тесты интеллекта,

·                    
тесты способностей,

·                    
тесты достижений,

·                    
тесты личности,

·                    
критериально-ориентированные
тесты

Тесты интеллекта

Тесты интеллекта, или
тесты общих способностей,
 предназначены
для измерения уровня интеллектуального развития чело­века. Понятие интеллекта
еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения
со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности.

Интеллект традиционно
исследовался в рамках двух основных направлений:

·                    
тестологического и

·                    
экспериментально-психологического.

Суть тестологического
направления
 заключается в том, что
под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно
совокупность познавательных способностей.

Кризис в этом направлении
заключается в том, что понятие »интеллект»’ было подменено понятием
«способность к учению». Неотестологические теории интеллекта признают
IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие,
память, мышление и т.д. (см. ниже).

Экспериментально-психологическое
направление
 как реакция на
неконструктивность тестологических теорий представлено теориями Ж.Пиаже (идея
генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его
онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных
факторов на развитие интеллекта).

Кроме вышеназванных
существует структурный подход
 к
исследованию интеллекта как пример отечественного исследования, направленного
на изучение интеллекта как психической реальности.

Полученные с помощью тестов
интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта
(IQ).

Итак, под интеллектом как
объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных
свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков,
формирующаяся во взаимо­действии с ними.

Тесты способностей

В тестировании способностей
выделяют тесты специальных способностей, тесты общих способностей
(тесты интеллекта), комплексные батареи способностей.

Тесты специальных способностей
направлены на измерение способ­ностей к определенным видам деятельности.
Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.

В зарубежной литературе
принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям:

1) по видам психических
функций (моторные, сенсорные),

2) по видам деятельности
(технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной
профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами
разрабатываются методы диагностики.

Комплексные батареи
способностей направлены на измерение относительно независимых способностей.
Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно
при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или
профессии.

Тесты достижений обычно дают
конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной
интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему
времени».

Тесты достижений

Выделяют две группы тестов
достижений: широкоориентированные тесты достиженийтесты
достижений по конкретным учебным предметам.

Широкоориентированные тесты
достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения
(например, тесты на понимание научных принципов).

Тесты достижений по конкретным
предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения
элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например,
счетными).

Такие тесты выполняют
несколько функций:

·                    
выступают как средство оценки
знаний,

·                    
выявляют недостатки обучения,

·                    
подсказывают направление
последующего обучения,

·                    
обеспечивают мотивацию
учащегося,

·                    
помогают приспособить обучение
к потребностям индивида,

·                    
дают информацию об уровне
знаний, усвоенных учащимися.

Тесты действия и ситуационные
тесты

Тесты личности делятся
на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты
действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение
какой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не
просят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цель
этих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действий
оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом их
принципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках.
Большинство тестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при
которой он должен стараться дать «правильный» ответ (в отличие от
проективных методик, в которых любой ответ «хорош»).

Существует несколько
подходов в рамках тестов действия:

·                    
исследование когнитивного
стиля (типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления,
запоминания),

·                    
исследование эстетических
вкусов, юмора, оценка пословиц, оценка интересов и установок.

Ситуационные тесты
предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни
или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих
тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на
стресс).

Критериально-ориентированные
тесты (КОТ)

Критериально-ориентированные
тесты
 отличаются от
традиционных тестов тем, что в традиционных оценка осуществляется путем
соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на
статистическую норму), а в критериально-ориентированных — оценка осуществляется
путем соотнесения индивидуальных результатов с некоторым критерием. В качестве
такого критерия выступает уровень владения навыком, умениями, знаниями.

КОТ используются в
образовании. Цель тестирования с помощью КОТ — оценка владения навыком.
Итоговый показатель фиксирует степень владения навыком и не включает в себя
индивидуальные различия, что является слабым местом КОТ. Поэтому их
использование возможно для оценки элементарных навыков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкции к наборам лего техник
  • Инструкции к лекарственным препаратам официальный сайт
  • Инструкции для пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей 2021
  • Инструкции для построек в майнкрафте
  • Инструкции для помощника воспитателя в доу по новому санпину