Инструкции по отдельным видам деятельности

Глава 11 Документы, определяющие порядок осуществления определенного вида деятельности: инструкция, положение, регламент

Инструкция по виду деятельности – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления компанией какого-либо вида деятельности и применения в процессе его осуществления положений законодательных, нормативных правовых актов, других локальных нормативных актов компании.

Содержание инструкции по виду деятельности разрабатывается на основе типовых (примерных) текстов инструкций (по соответствующим направлениям деятельности), а в отсутствие таковых – на основе законодательных, нормативных правовых актов и нормативно-методических документов, регламентирующих осуществление соответствующего вида деятельности, и с учетом особенностей организационно-правовых условий его осуществления компанией. Текст документа излагается от третьего лица единственного (множественного) числа и делится на разделы, пункты и подпункты.

Разделы должны иметь названия и нумероваться римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами. Заголовок к тексту документа формулируется в дательном падеже, например, «Инструкция по обеспечению информационной безопасности», или в предложном падеже, например, «Инструкция о порядке проведения внутреннего [71] расследования случаев нарушения дисциплины».

Структуру документа образуют следующие разделы:

? общие положения;

? общая (типовая) технология осуществления деятельности;

? особенности осуществления деятельности (по этапам или (и) в зависимости от реальных условий ее осуществления);

? ответственность сотрудников за нарушение инструкции.

Проект инструкции по виду деятельности подписывают его ответственный исполнитель и руководитель (начальник) соответствующего структурного подразделения либо заместитель директора компании по соответствующему направлению деятельности, а утверждает директор компании. Оформление документа производится на соответствующем бланке.

Реквизитами документа являются:

? наименование вида документа;

? дата документа;

? регистрационный номер документа;

? место составления или издания документа;

? гриф утверждения документа;

? заголовок к тексту;

? текст документа;

? отметка о наличии приложения;

? подпись;

? отметка об исполнителе;

? идентификатор электронной копии документа.

Положение о порядке осуществления определенного вида (направления) деятельности – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления компанией какого-либо вида деятельности во взаимосвязи с другими видами деятельности.

Регламент [72] осуществления определенного вида деятельности – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления основной деятельности органа управления либо деятельности по исполнению соответствующим органом конкретной управленческой функции.

Требования к разработке положения и регламента в основном соответствуют вышеописанным.

Пример положения представлен ниже.

НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ) В СООТВЕТСТВИИ С УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

____________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОАО «Аверс»

подпись

Б. В. Горин

«00» месяца 2008 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящим положением определяется порядок проведения аттестации сотрудников … (наименование компании в соответствии с учредительными документами) (далее – Компания).

1.2. Целью аттестации является определение соответствия сотрудника своей должности (своему месту работы) на основе объективной оценки его профессиональной деятельности. Проведение аттестации призвано способствовать решению следующих задач:

1.2.1. Формирование персонала Компании определенной численности и квалификации.

1.2.2. Совершенствование уровня профессиональной подготовки сотрудников Компании.

1.2.3. Эффективное планирование деловой карьеры сотрудников Компании.

1.2.4. … (И т. д.)

1.3. Аттестация может быть плановой и внеплановой.

1.3.1. Плановая аттестация сотрудников проводится один раз в два года.

1.3.2. Не подлежат плановой аттестации сотрудники:

1.3.2.1. Проработавшие в Компании на фактически занимаемой должности менее шести месяцев.

1.3.2.2. Достигшие установленного в соответствии с законодательством пенсионного возраста.

1.3.2.3. Беременные, находящиеся в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

1.3.2.4. Находящиеся в командировках продолжительностью один год и более.

1.3.2.5. Направленные на повышение квалификации сроком на один год и более.

1.3.2.6. … (Ит. д.)

1.3.3. Сотрудники, относящиеся к категориям, указанным в пп. 1.3.2.3–1.3.2.4, подлежат аттестации по истечении шести месяцев после возвращения к исполнению полномочий в соответствии с трудовым договором.

1.3.4. В период между плановыми аттестациями в отношении отдельных сотрудников может проводиться внеплановая аттестация.

1.3.5. Проведение в отношении того или иного сотрудника внеплановой аттестации производится на основании мотивированного решения руководителя Компании в следующих целях:

1.3.5.1. Определение соответствия сотрудника занимаемой должности (выполняемой работе), если имеются документальные свидетельства, указывающие на его недостаточную квалификацию.

1.3.5.2. Продление либо отказ в продлении срочного трудового договора.

1.3.5.3. Представление либо отказ в представлении сотрудника к назначению (переводу) на другую должность (другую работу).

1.3.5.4. Определение целесообразности применения в отношении сотрудника мер дисциплинарного воздействия (поощрений и наказаний).

1.3.5.5. Признание работника выдержавшим (не выдержавшим) испытание при приеме на работу.

1.3.5.6. … (И т. д.)

II. Подготовка и обеспечение аттестации

2.1. О порядке проведения аттестации в предстоящем календарном году руководитель Компании не позднее 1 ноября текущего календарного года издает приказ. Данным приказом:

2.1.1. Устанавливается персональный состав аттестационной комиссии.

2.1.2. Утверждается график аттестации.

2.1.3. Определяется список сотрудников, подлежащих аттестации.

2.1.4. Указывается перечень документов, необходимых для работы аттестационной комиссии, сроки их представления.

2.2. В состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные руководителем Компании сотрудники, при этом:

? председателем аттестационной комиссии, как правило, назначается один из заместителей руководителя Компании;

? заместителем председателя аттестационной комиссии, как правило, назначается начальник одного из структурных подразделений Компании либо один из главных специалистов компании;

? секретарем аттестационной комиссии, как правило, назначается сотрудник отдела кадров Компании, имеющий надлежащую подготовку в организационно-техническом обеспечении протокольных мероприятий;

? членами комиссии (в количестве от трех до семи человек) назначаются сотрудники, имеющие положительные аттестации и проработавшие в Компании не менее пяти лет.

2.3. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность принятия необъективных решений.

2.4. Все члены аттестационной комиссии наделяются равными правами по принятию или отклонению решений.

2.5. Руководство работой комиссии осуществляет председатель комиссии, а в периоды его отсутствия по уважительным причинам – заместитель председателя.

2.6. Ведение заседаний аттестационной комиссии поручается одному из ее членов по графику либо в соответствии с решением председателя комиссии.

2.7. Общий порядок проведения заседаний аттестационной комиссии определяется регламентом (приложение № 1 к настоящему положению) [73] .

2.8. График аттестации (приложение № 2 к настоящему положению) доводится до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до запланированной в соответствии с графиком даты аттестации.

2.9. Не позднее чем за две недели до запланированной в соответствии с графиком датой аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации сотрудником должностных полномочий (порученной работы) за аттестационный период.

2.10. Составлению отзыва предшествует индивидуальная беседа руководства соответствующего структурного подразделения с сотрудником.

2.11. Отзыв составляет непосредственный руководитель сотрудника, подлежащего аттестации, а подписывает начальник соответствующего структурного подразделения Компании. В отзыве (форма документа представлена в приложении № 3 к настоящему положению) указываются:

? основные персональные данные сотрудника: фамилия, имя, отчество, наименование должности (профессии, специальности), продолжительность работы в компании (в том числе в фактически занимаемой должности);

? краткое описание выполнявшихся сотрудником в аттестационном периоде должностных полномочий (порученной работы), основные результаты профессиональной деятельности сотрудника;

? мотивированная оценка деловых качеств и результатов профессиональной деятельности сотрудника.

2.12. В необходимых случаях к отзыву могут прилагаться материалы, содержащие более детальную информацию о выполнявшихся сотрудником в аттестационном периоде должностных полномочиях (порученной работе) и основных результатах его профессиональной деятельности.

2.13. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию, помимо документов, перечисленных в пп. 2.11, 2.12, представляется также аттестационный лист с данными предыдущей аттестации данного сотрудника.

2.14. Отдел кадров Компании не менее чем за неделю до запланированной в соответствии с графиком даты аттестации должен ознакомить под роспись каждого подлежащего аттестации сотрудника с содержанием представленного о нем отзыва.

2.15. Сотрудник не позднее чем за пять календарных дней до запланированной в соответствии с графиком даты аттестации вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за аттестационный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного начальника.

III. Проведение аттестации

3.1. Присутствие на заседании аттестационной комиссии подлежащего аттестации сотрудника и его непосредственного начальника является обязательным. В случае неявки вышеупомянутых лиц на заседание аттестация по решению председателя комиссии переносится на более поздний срок, не превышающий в общем случае одного месяца. За неявку без уважительной причины виновный привлекается к дисциплинарной ответственности.

3.2. О назначении новой даты аттестации сотрудника, подлежащего аттестации, и его непосредственного начальника в рабочем порядке под роспись информирует секретарь комиссии.

3.3. В ходе заседания аттестационная комиссия:

3.3.1. Рассматривает представленные документы, делает предварительные выводы о деловых качествах сотрудника и результатах его профессиональной деятельности.

3.3.2. Заслушивает сообщения аттестуемого сотрудника, а в случае необходимости – его непосредственного начальника о профессиональной деятельности в течение аттестационного периода.

3.3.3. Проводит объективное и доброжелательное обсуждение профессиональной деятельности аттестуемого сотрудника.

3.3.4. Задает аттестуемому сотруднику и, если требуется, его непосредственному начальнику вопросы, касающиеся профессиональной деятельности в течение аттестационного периода.

3.3.5. Дает оценку деловым качествам аттестуемого сотрудника и результатам его профессиональной деятельности в течение аттестационного периода.

3.3.6. Вырабатывает рекомендации, направленные на обеспечение более полного и качественного выполнения аттестуемым сотрудником своих должностных обязанностей (порученной работы).

3.3.7. Формулирует и обсуждает предложения по дальнейшему деловому предназначению аттестуемого сотрудника.

3.3.8. Принимает решение об аттестации или неаттестации сотрудника, утверждает или не утверждает представленный на него отзыв.

3.4. При принятии решения об аттестации или неаттестации сотрудника учитываются:

3.4.1. Степень соответствия сотрудника квалификационным требованиям по фактически занимаемой должности (выполняемой работе).

3.4.2. Результаты участия сотрудника в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением компании задач.

3.4.3. Общая эффективность работы сотрудника за аттестационный период, его отношение к порученному делу.

3.4.4. Полнота и качество выполнения сотрудником рекомендаций предыдущей аттестации.

3.4.5. Полнота и качество выполнения сотрудником должностной инструкции (инструкции по виду деятельности), приказов и распоряжений руководства компании, указаний и поручений своего непосредственного начальника.

3.4.6. Наличие у сотрудника неснятых дисциплинарных взысканий, случаев привлечения к материальной ответственности.

3.4.7. Наличие у сотрудника специальных знаний, умений и навыков для надлежащего исполнения своих должностных полномочий (порученной работы).

3.4.8. Состояние здоровья сотрудника.

3.4.9. Отсутствие в отношении сотрудника ограничений, препятствующих надлежащему выполнению должностных полномочий (порученной работы).

3.4.10. … (И т. д.)

3.5. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее трех четвертей ее членов.

3.6. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника и его непосредственного начальника открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов право решающего голоса принадлежит председателю комиссии. Секретарь комиссии обладает совещательным голосом и в голосовании об аттестации (неаттестации) сотрудников не участвует.

3.7. В отношении аттестуемого сотрудника комиссией принимается одно из следующих решений:

3.7.1. Соответствует занимаемой должности (выполняемой работе).

3.7.2. Соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) и рекомендуется к включению в кадровый резерв Компании для замещения вакантной должности по результатам испытания, тестирования, квалификационного экзамена или конкурса.

3.7.3. Нуждается в прохождении профессиональной переподготовки или повышении квалификации с повторной аттестацией по окончании этих мероприятий.

3.7.4. Не соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации.

3.7.5. (И т. д.)

3.8. Результаты аттестации сообщаются аттестованному сотруднику непосредственно после подведения итогов голосования.

3.9. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (приложение № 4 к настоящему положению).

3.10. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Сотрудник знакомится с аттестационным листом под роспись. В случае отказа от ознакомления членами аттестационной комиссии составляется акт (форма документа представлена в приложении № 5 к настоящему положению).

3.11. Документы по аттестации хранятся до минования в них надобности с соблюдением мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним.

3.12. Ход заседания аттестационной комиссии фиксируется в протоколе. Ведение протокола возлагается на секретаря либо – по решению председателя комиссии – на одного из ее членов. Протокол заседания аттестационной комиссии (форма документа представлена в приложении № 6 к настоящему положению) подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

3.13. Документы по аттестации, требующие рассмотрения руководителем Компании, представляются ему не позднее чем через пять календарных дней после ее проведения.

3.14. В течение десяти календарных дней после рассмотрения документов по аттестации руководитель Компании дает начальнику отдела кадров поручение о подготовке в отношении аттестованных сотрудников тех или иных представлений, а также проектов соответствующих приказов (распоряжений).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

6.3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

6.3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на международный рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом в этой сфере

Глава 2 Элементы учетной политики, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и его организацию

Глава 2
Элементы учетной политики, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и его организацию

2.1. Основные нормативные документы
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

14.3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14.3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ежегодно до 15 апреля организации должны подтверждать в отделении ФСС России по месту своей регистрации основной вид своей деятельности.Основным считается тот вид деятельности, который имеет наибольший удельный вес в общем

13.3. Учет доходов и расходов от основного вида деятельности

13.3. Учет доходов и расходов от основного вида деятельности
Учет доходов и расходов от основного вида деятельности осуществляется на балансовом счете 90 «Продажи».На сельскохозяйственных предприятиях основным видом деятельности признается производство

124. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

1. Сущность бухгалтерского дела
Бухгалтерский учет на предприятии – важнейшее звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации

52. Порядок осуществления полномочий уполномоченным представителем налогоплательщика

52. Порядок осуществления полномочий уполномоченным представителем налогоплательщика
Уполномоченный представитель налогоплательщика или плательщика сборов организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном

2.3. Порядок осуществления перевода денежных средств в Российской Федерации

2.3. Порядок осуществления перевода денежных средств в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации порядок осуществления перевода денежных средств регламентируется Положением Банка России № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных

51. Порядок осуществления амортизационных отчислений

51. Порядок осуществления амортизационных отчислений
В части затрат на амортизацию основных фондов отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и

4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности

4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности
Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, важным является учет следующих факторов.При принятии решения о целесообразности выхода на внешний рынок необходимо определить

21. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур

21. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур
Внешнее управление имуществом должника осуществляется с помощью арбитражного управляющего. В его полномочия входят меры по восстановлению платежеспособности предприятия—должника и дальнейшему

Порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае применения бланков

Порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае применения бланков
В случае применения бланков наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт осуществляются в следующем порядке:1) при оплате услуг наличными денежными средствами

Глава 13 Акты, определяющие порядок осуществления полномочий сотрудниками (определенными категориями сотрудников): должностная инструкция, рабочая инструкция, должностной регламент

Глава 13 Акты, определяющие порядок осуществления полномочий сотрудниками (определенными категориями сотрудников): должностная инструкция, рабочая инструкция, должностной регламент
Должностная инструкция – локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы

2.1. Документы, определяющие структуру и штат предприятия

2.1. Документы, определяющие структуру и штат предприятия

2.1.1. Структура и штатная численность
Структура и штатная численность организации, предприятия – это документ, в котором закрепляется список структурных подразделений в порядке их важности для жизнедеятельности

Глава 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Глава 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Для организации любого бизнеса одним из самых животрепещущих вопросов является изучение правового поля будущей деятельности. Бизнес в сфере

61 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ

61 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
В организации поведение человека может быть представлено с двух позиций:1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением;2) с позиции организации, в состав которой входит большое количество

Свобода выбора вида деятельности

Свобода выбора вида деятельности
Отличительной чертой экономического строя Федеративной Республики Германия являются относительно либеральные положения Промыслового устава (Gewerbeordnung), основанного на принципе свободы выбора вида деятельности. Согласно § 1, абз.

Инструкции по охране труда разработанные для отдельных видов работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.) называются инструкциями по видам работ. В данном разделе представлены для просмотра и свободного скачивания инструкции по видам работ.

Межотраслевая инструкция по охране труда

Межотраслевая инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования охраны труда при выполнении работ в различных отраслях производства. В правилах межотраслевой инструкции указаны требования при производстве работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где выполняются служебные обязанности.

Межотраслевые инструкции по охране труда утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами, осуществляющими надзор в соответствующей отрасли производства.

Инструкции по технике безопасности

Под техникой безопасности на предприятии подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве. В связи с этим, все работники должны быть обеспечены инструкциями по технике безопасности на предприятии. За это отвечает руководство предприятия. Очень важно, насколько внимательно сами трудящиеся относятся к этому вопросу, ведь в первую очередь от их поведения зависят их жизнь и здоровье.

Чтобы уберечься от несчастного случая, работники должны внимательно изучать инструкции по технике безопасности и постоянно соблюдать их. На нашем сайте Вы найдете множество инструкций по технике безопасности для различных видов производств.

2023 год приготовил для специалистов по охране труда новую порцию работы по актуализации нормативных актов. Очередь дошла и до вопроса переработки инструкций по охране труда. Что это за документы  — работники знают и зачастую откладывают в сторону их изучение, ошибочно думая, что опыт работы и осторожность с лихвой перекроет содержание любой инструкций. А ведь каждый специалист по охране труда твердит – эти правила написаны кровью. Рассмотрим же все по порядку.

Содержание статьи:

  • 1 Что такое инструкция по охране труда?
  • 2 Основание для разработки инструкций по охране труда
  • 3 Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда
  • 4 Цель требований по разработке инструкций по охране труда
    • 4.1 Рассмотрим Приказ подробнее
  • 5 Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений
  • 6 Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда
  • 7 Приказ 772н вступает в силу. Что делать работодателям?
  • 8 Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?

Что такое инструкция по охране труда?

Инструкция по охране труда – это некий свод правил, которые должен соблюдать работник при выполнении своих трудовых обязанностей. В инструкции прописаны основные требования к возрасту, компетенции работника, что необходимо выполнить перед началом выполнения работ, при их выполнении, по завершению и что делать в аварийных ситуациях. Конечно, многие правила по охране труда описаны языком, сложным для восприятия, но донесение их сути (возможных рисков, опасностей и защите от них), т.е. основных требования безопасности – главная цель в любой организации.

Основание для разработки инструкций по охране труда

Статья 214 Трудового кодекса РФ гласит, что работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. К таким локально-нормативным актам по охране труда относятся и инструкции по охране труда. Количество инструкций по охране труда, в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой своей деятельности.

Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда

Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос:  «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?». Скачать письмо Министерства труда и социальной защиты № 15-2/ООГ-3549 от 27.12.2021 (формат PDF).

Цель требований по разработке инструкций по охране труда

В связи с вступлением в силу с 01.03.2022, Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем” (далее – Приказ) инструкции (правила) по охране труда должны разрабатываться в соответствии с новыми требованиями.

Рассмотрим Приказ подробнее

Обновленный документ, как мы видим уже в названии, устанавливает основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. Основной целью данных требований является обеспечение безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. Для достижения данной цели перед работодателем стоит нелегкая задача в установлении оптимальных требований безопасности, которые будут оценены в установленных уровнях профессиональных рисков и при этом не будут противоречить государственным нормативным требованиям охраны труда (п.3, п.7 Приказа). В каком количестве будут разработаны инструкции по охране труда или правила предприятия отдается на откуп работодателю (п.4 Приказа). Относительно правил по охране труда, инструкции по охране труда должны быть разработаны и утверждены.

Разработанные  документы должны быть всегда актуальными, соответствовать специфике организации, организационным и структурным изменениям (п.5 Приказа).  Разработанные инструкции, как правило, вводятся в действие единым перечнем приказом по организации. Пример представлен ниже:

Перечень действующих инструкций - пример

Перечень действующих инструкций — пример

Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений

  1. Важным моментом стало появление Правил по охране труда, требования по разработке к которым ранее не предъявлялись. Более подробная информация касаемо требований к содержанию и оформлению указана ниже.
  2. Разработка Правил и Инструкций по охране труда должна основываться на проведенном анализе (оценке) профессиональных рисков, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, результатах специальной оценки условий труда (п.8 Приказа). Оценка профессиональных рисков отныне общий тренд в нашем законодательстве по охране труда, более подробно о них вы можете узнать здесь.
  3. С введением нового Приказа исчезнет периодичность в пересмотре инструкций по охране труда раз в пять лет. С 01.03.2022 инструкции по охране труда должны постоянно содержаться в актуальном состоянии.
  4. Для определения актуальности в Приказе указаны случаи пересмотра инструкций по охране труда: — когда произошли изменения условий труда; — было внедрено новое оборудование или изменился технологический процесс; — проведено расследование причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний или по требованию надзорных органов (п.30 Приказа).
  5. При необходимости допускается разработка временных инструкций по охране труда в случаях внедрения нового оборудования или проведения работ по реконструкции. Срок действия таких инструкций будет ограничен – до введения в эксплуатацию нового (реконструируемого) оборудования (п.27 и п.28 Приказа).
  6. Появилось разделение на Правила по охране труда и Инструкции по охране труда. К каждому из них определены основные требования по содержанию и оформлению. Отступать от данных требований не допускается. Рассмотрим их по отдельности:

Правила по охране труда

Требования к содержанию
Наименование главы Что должно содержаться
Общие требования а) определение сферы действия Правил; б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.
Требования охраны труда работников при организации и проведении работ а) требования охраны труда, предъявляемые к работникам; б) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий; в) требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии); г) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей; д) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования; е) способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ; ж) меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций.
Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников Включаются положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ, в том числе: а) запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств; б) содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе — очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами; в) наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах — местной вентиляции; г) наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время; д) иные требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.
Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников а) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению; б) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков); в) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников; г) мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании.
Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников а) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения; б) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников; в) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны; г) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов.
№ п/п Требования к оформлению
1 Разработанные Правила должны включать лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы работодателя (при наличии), руководителем службы охраны труда (при его отсутствии — лицом, выполняющим функции специалиста по охране труда), лицом, ответственным за разработку Правил. При этом по воле работодателя количество согласующих лиц может быть расширен при необходимости. (п.15 Приказа).
2 Если организация использует в своей работе электронный документооборот, то лист согласования Правил подписывается с учетом настроек маршрута согласования. (п.15 Приказа).
3 Правила должны быть утверждены работодателем или его уполномоченным лицом с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации (или уполномоченного работниками представительского органа (при наличии).
4 По желанию разработчиков в Правила могут быть включены ссылки на государственные нормативные акты.

Инструкции по охране труда

Требования к содержанию
Наименование раздела Что должно содержаться
Общие требования охраны труда а) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
б) требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ;
в) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;*
г) перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт;
д) порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылку на локальный нормативный акт);
е) правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
Требования охраны труда перед началом работы а) порядок подготовки рабочего места;
б) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии);
в) порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования;
г) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
Требования охраны труда во время работы а) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
б) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
в) указания по безопасному содержанию рабочего места;
г) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
д) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях а) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
б) процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае;
в) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
г) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).
Требования охраны труда по окончании работы а) действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования;
б) последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
в) действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
г) требования соблюдения личной гигиены;
д) процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
* Нередко возникает вопрос «На основании чего составлять перечень профессиональных рисков и опасностей?»
Мы придерживаемся такого подхода – этот перечень должен браться из результатов проведения оценки профессиональных рисков (ОПР): для инструкций по профессиям – из карты ОПР для конкретного рабочего места, для инструкций по видам работ – так же на основании ОПР, но характерные для данного вида работ, исходящие от конкретного оборудования и т.п.
Если же ОПР в вашей организации не проведена, то для инструкций до ее проведения можете воспользоваться Приложением №1 к «Примерному положению о системе управления охраной труда», утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Но вы должны понимать, что проведение ОПР – в настоящее время обязательный процесс, на основании которого строятся остальные процедуры в системе управления охраной труда. 

Общие требования по содержанию

Применимость (принадлежность) (п.18 Приказа). Инструкция по охране труда для работников разрабатывается исходя из их должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Инструкции могут быть разработаны как для каждой профессии/должности, так и для групп «однотипных» работников (например, для руководителей и специалистов, работников производственно-технической лаборатории и т.п.)

Расширенные основания для разработки (п.19 Приказа) – введены впервые Проведенный анализ (оценка): — трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда; — результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — требований соответствующих профессиональных стандартов; — определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ; — определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
Эксплуатационные требования безопасности используемого оборудования (п.20 Приказа) При разработке инструкций по охране труда необходимо учесть данные требования безопасности, указанные в эксплуатационной (ремонтной) документации заводов-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.
№ п/п Требования к оформлению
1 Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) (п.29 Приказа).
2 В инструкциях по охране труда должен быть учтен объем выдаваемых работнику СИЗ – либо в виде перечисления данных СИЗ, либо в указании ссылки на внутренний нормативный акт (нормы выдачи СИЗ, приказ выдачи СИЗ и т.д.) или на пункт типовых норм выдачи СИЗ.

В конце каждой инструкции по охране труда необходимо указать лист ознакомления. Например, как представленный ниже.

Лист ознакомления

Лист ознакомления

Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда

Два пути решения «проблемы» остаются неизменными:

  • внести изменения в действующие Правила (инструкции) по охране труда путем утверждения распорядительным документом (например, приказом) изменений;
  • полностью произвести актуализацию инструкций по охране труда с учетом всех требований Приказа.

По какому пути лучше всего двигаться решает лицо, ответственное за переработку инструкций по охране труда. Если в организации имеются технологические процессы, не имеющие технически сложного оборудования или не требующие специальной подготовки, то достаточно будет внести изменения.

Приказ 772н вступает в силу. Что делать работодателям?

С 1 января 2023 года возобновил свое действие Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». Напомним, что изначальной датой его вступления в силу было 1 марта 2022 года, но в целях снижения нагрузки для работодателей его действие было приостановлено на основании Приказа Минтруда России от 17.03.2022 N 140н «О неприменении приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 772н …»

Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?

Согласно ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда.

К локальным нормативным актам по охране труда относятся положения, приказы, программы обучения, инструктажей, стажировки (при необходимости), нормы выдачи спецодежды и смывающих средств и др. документы, в том числе и инструкции по охране труда и правила по охране труда, разрабатываемые работодателями.

Требования к разработке инструкций по охране труда прописаны в правилах по охране труда. Например,

Правила по охране труда Требование к разработке инструкций по охране труда
«Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2020 г. N 753н 2. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (далее организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
«Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 ноября 2020 г. N 835н 5. На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
«Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н 4. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.

На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее — организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос:  «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?»

Законодательных требований обязательной разработки работодателем своих внутренних правил по охране труда – нет.

Таким образом считаем, что правила по охране труда разрабатываются по желанию работодателя при наличии такой необходимости. Такая необходимость объективно может возникать у больших производственных организаций, с разнообразными технологическими процессами, различными условиями выполнения работ в производственные подразделениях и т.п. Например, в строительно-монтажной организации при организации работ повышенной опасности. Действие таких правил по охране труда можно распространить на действие всей организации или определенных подразделений, в том числе на деятельность подрядных и субподрядных организаций.

А вот, например, в детском саду подобных работ нет, и не такое большое количество процессов и видов выполняемых работ – вряд ли есть требования безопасности, которые необходимо оформить именно в правилах по охране труда самой организации. А дублировать меры безопасности и в инструкциях, и в правилах по охране труда – нет смысла.

Это же мнение высказывается в письме Минтруда от 27 декабря 2021 г. N 15-2/ООГ-3549:
«При этом обязанности работодателя по разработке правил по охране труда локальным нормативным актом трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Полагаем достаточным, в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников обеспечить разработку инструкций по охране труда в установленном порядке с учетом требований правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России

Но, опять же, если вы хотите разработать правила по охране труда дополнительно к инструкциям – это не запрещено. Однако, зачем?

Читайте также:

  • Новые проверочные листы по охране труда на 2023 год
  • Обучение по охране труда по-новому с 2023 года
  • Изменения в законодательстве по охране труда в 2023 году

Подпишитесь на ежемесячную рассылку

Получайте уведомления с анонсами свежих материалов раздела полезной информации

Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности

Оставить комментарий:

Читайте также:

Инженер специалист по охране труда

Инженер/специалист по охране труда

Специалист по охране труда – это лицо, обеспечивающее соответствие условий работы в организации нормативным требованиям охраны труда. Схожее понятие, такое […]

Документы по гражданской обороне

Какие документы по гражданской обороне должны быть в организации?

Во-первых, отметим то, что единый перечень документов по гражданской обороне не существует.  Необходимость наличия того или другого документа регламентируется различными […]

Противопожарные инструктажи в организации

Противопожарные инструктажи: виды, порядок проведения, периодичность

Руководители организаций любой направленности обязаны обеспечить проведение инструктажей по пожарной безопасности для всех сотрудников. Противопожарные инструктажи проводятся с целью доведения […]

Для защиты вашей информации мы ввели строгую политику и определенные меры безопасности.

При вводе личной информации на нашем сайте, вы разрешаете нам обрабатывать и использовать предоставленную информацию в соответствии с данной политикой конфиденциальности.

Мы обязуемся не передавать вашу личную информацию третьим лицам.

Ваши контактные данные будут использоваться только для связи с Вами, в том числе для направления уведомлений об изменении статуса заявки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкции по от для работников жкх
  • Инструкции по от в школе по новым требованиям 2023
  • Инструкции по от в школе по новым требованиям 2022
  • Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств
  • Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан