Инструкция 101 по аттестации педагогических работников

Нормативные документы

  • Квалификационная категория «учитель-методист»

Аттестация педагогов

  • Нормативные документы
  • Педагогические опыты
  • Мастер-класс
  • Примерные тестовые задания для педагогов
  • Программы квалификационных экзаменов на высшую категорию
  • Образцы заявлений, ходатайства, направлений
  • Психолого-педагогическое сопровождение
  • Повышение квалификации руководящих работников и специалистов

Главная

  • Информация об учреждении образования
  • Попечительский совет
  • Одно окно
  • Электронное обращение
  • Инновационная деятельность
  • Образовательные технологии
  • Методическая работа
  • Информация для родителей
  • Информация для учащихся
  • Профком
  • Вступительная кампания 2023
  • Платные услуги
  • Виртуальный кабинет профориентации
  • Межведомственное взаимодействие
  • Финансовая грамотность
  • Образовательный туризм
  • Электронные дневники
  • СППС
  • РАЙОННЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ВМЕСТЕ — К УСПЕХУ!» по подготовке к олимпиаде
  • Расписание
  • Дистанционное взаимодействие с обучающимися
  • Информационная безопасность
  • Порядок приема учащихся в I-е классы
  • Аттестация педагогов
  • Kids.pomogut.by
  • Проект «Родительский университет»
  • Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год
  • Военно-патриотическое воспитание
  • История, традиции, достижения учреждения образования
  • Профессиональное обучающееся сообщество «Сеть творческих педагогов»
  • Образцовый театр-студия «Глобус»
  • ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.
  • ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА 2 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • I ступень общего среднего образования
  • Лето 2023
  • Использование диагностического инструментарий и игровых технологий в работе педагогов-психологов по

Перевод

Поиск по сайту

Мы в Instagram

Школьная газета «ProФайлы»

Виртуальный кабинет физики

Виртуальный кабинет Пашковской Л.Е., учителя русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №13 г.Мозыря»

Сайт библиотеки

Блог Дворака С. Л., учителя физики ГУО «Средняя школа №13 г. Мозыря»

МО учителей иностранного языка

Изучаем английский вместе

Электронные версии учебников

Республиканская патриотическая акция «Цветы Великой Победы»

Беларусь помнит

Могилевский институт МВД Республики Беларусь

Добрые дороги Гомельщины

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

:: ::

Нормативные документы

Скачать файл: Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования от 22.08.2012 №101
(192.7 КБ)

[Постоянная ссылка]

Есть вопрос или комментарий?..

Ваше имя Электронная почта


Получать почтовые уведомления об ответах:

|
Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Вернуться в раздел Нормативные документы


Карта сайта | Мой сайт

Наша кнопка:
Средняя школа №13 г. Мозыря
Как установить?

Яндекс.Метрика

Конструктор сайтов lepshy.by

The LineAct Platform


Директор
Капнина Марина Петровна
8 (0236) 21-88-22

mozsh13@mozyrroo.by

Бульвар Юности, 47, 247760, г. Мозырь, Гомельская область, Республика Беларусь

Открыть контакты

Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Национальный институт образования

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Мозырский районный исполнительный комитет

Отдел образования Мозырского райисполкома

«Молодежь против наркотиков»

Детям об армии

Детский правовой сайт

БРСМ

МГПУ им.Шамякина

Гомельский областной профориентационный портал

Спасатели глазами детей

МЧС Беларуси

Год мира и созидания

KIDS.POMOGUT.BY

Проект направлен на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет

Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании

Волшебная книга МЧС

Акция «За безопасность вместе»

ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ – СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ

ДАДОМУ.by

Беларусь Библиотечная

Анкетирование педагогов

Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Бесплатная консультация психологов для подростков онлайн (14-19 лет)

Постановление Министерства образования

республики Беларусь от 22.08.2012г. №101

Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

ГЛАВА1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Данная Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников учреждений образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).
  2. Действия данной Инструкции распространяются на педагогических работников учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством разрешается осуществлять образовательную деятельность, а также на педагогических работников, что работают по трудовым или общественно-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешается осуществлять образовательную деятельность.
  3. Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, достижений педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников является коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

  1. Аттестация педагогических работников проводится на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий, подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение второй и первой квалификационных категорий в случаях, которые определены в части пятой пункта 5 данной Инструкции, а учителям, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, кроме того, — на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист».
  2. Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

   По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.

   По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории. Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной.

   Обязательная аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится в отношении педагогического работника, который имеет высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист».

   Обязательная аттестация на подтверждение второй, первой квалификационных категорий может проводиться по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешается осуществлять образовательную деятельность, в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и его деятельность не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, который имеет перерыв в работе на педагогических должностях больше чем два года. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, которые имеют детей в возрасте до пяти лет.

  1. Присвоение квалификационных категорий педагогическому работнику по каждой занимаемой должности осуществляется последовательно, за исключением случаев, которые предусмотрены частью второй пункта 18 и 19 данной Инструкции.
  2. Аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» проводится один раз в пять лет. В этот период засчитываются периоды работы на соответствующей должности независимо от места работы и перерыва в работе, за исключением периода нахождения женщин в отпуске по беременности и родам, а также периода нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

Аттестация на подтверждение категории в случаях, предусмотренных частью пятой пункта 5 этой Инструкции, проводится не более чем 1 раз в пять лет.

  1. Квалификационная категория, которая присвоена педагогическому работнику на должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.
  2. Квалификационная категория в случаях и в порядке, который установлен этой Инструкцией, может быть отменена.
  3. Для проведения аттестации создаётся аттестационная комиссия в порядке, который установлен этой Инструкцией.

ГЛАВА 2

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ, ЕЁ СОСТАВ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

  1. Аттестационная комиссия создаётся в организации системы образования, в управлении образования областного исполнительного комитета, комитете по образованию Минского городского исполнительного комитета, отделе образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе.
  2. В состав аттестационной комиссии не включаются педагогические работники, которые планируют проходить аттестацию в период её работы.
  3. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты принятия приказа о её создании.
  4. Аттестационная комиссии организации системы образования создаётся для аттестации педагогических работников этой организации, за исключением аттестации педагогических работников на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист», в составе не менее 5 человек и выбираются на собрании коллектива педагогических работников путём тайного голосования. На собрании должны присутствовать более половины всего педагогического коллектива. В комиссию могут быть выбраны педагогические работники, которые имеют первую, высшую или квалификационную категорию «учитель-методист». Выбранными в аттестационную комиссию считаются педагогические работники, за которых проголосовало более 50% от количества участников собрания.

   Перед проведением выборов педагогических работников в состав комиссии из членов коллектива педагогических работников организации системы образования выбирается счётная комиссия в количестве не менее чем три человека, которая осуществляет тайное голосование, подсчёт голосов и оформление протокола счётной комиссии с решением по итогам избирания аттестационной комиссии.

   В состав аттестационной комиссии организации системы образования входит руководитель этой организации или по его решению другой представитель администрации, а также представитель профсоюзного комитета, уполномоченный профсоюзным комитетом.

   Состав аттестационной комиссии организации системы образования оформляется приказом его руководителя и до 1 октября учебного года доводится до сведения педагогических работников.

   В работе аттестационной комиссии могут принимать участие по одному уполномоченному представителю управления образования областного исполнительного комитета, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, отдела (управления) образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе и вышестоящего профсоюзного органа.

Аттестационная комиссия выбирает председателя, заместителя председателя, секретаря из числа членов комиссии.

  1. Аттестационная комиссия отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа создаётся для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение или должны подтвердить квалификационную категорию «учитель-методист», педагогических работников организаций системы образования, в которых из-за малой численности педагогических работников невозможно создать комиссию в количестве, отмеченной в части первой пункта 14 этой Инструкции, педагогических работников индивидуальных предпринимателей, а также для рассмотрения спорных моментов, которые связаны с аттестацией педагогических работников, в составе не менее как 7 человек.

   Педагогические работники частных учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, проходят аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту государственной регистрации соответственно частных учреждений образования, организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей.

   В состав аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа включаются педагогические работники организаций системы образования, которые имеют первую, высшую квалификационную категорию или квалификационную категорию «учитель-методист», уполномоченные представители отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, а также соответствующего комитета профсоюза.

   Состав аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа назначается приказом руководителя соответствующего отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа и не позднее 1 октября текущего учебного года доводится до сведения заинтересованных.

  1. Перечисление организаций системы образования, работники которых аттестуются комиссией отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, создаётся ежегодно до 1 октября по инициативе руководителей подведомственных учреждений образования, частных учреждений образования, других организаций , которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность.
  2. Педагогических работник, который изъявил желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории ,подаёт письменное заявление в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года, которая принимает решение о допуске его к аттестации (отказе в допуске).
  3. Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
  • соответствие образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случаев, которые предусмотрены пунктом 20 данной Инструкции) в соответствии с частями 1 – 4 п.19 этой Инструкции;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством;
  • обязательными условиями допуска для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в обзацах 2 -4 части первой данного пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или соответствующего опыта, который обобщён и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.
  1. Претендовать на присвоение второй квалификационной категории, могут педагогические работники,(кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), которые имеют стаж работы в должности, по которой аттестуются два года, первой, высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» — три года с момента присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

   Мастера производственного обучения учреждений образования допускаются к аттестации с учетом стажа работы, которые отмечены квалификационными требованиями.

   Лица, которые получили диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы, один год.

Лица, которым присуждена учёная степень и (или) присвоено учёное звание, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы один год, а на высшую квалификационную категорию – один год со дня присвоения первой квалификационной категории. При этом претендовать на первую квалификационной категории они могут без присвоения второй квалификационной категории.

В стаж работы, который обозначен в частях первой – третьей этого пункта, не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

  1. При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы, который обозначен частью первой пункта 19 этой Инструкции (только по одной должности) на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующим педагогическим работникам:

С должности (ей)

На должность

Учителя или преподавателя

Учителя-дефектолога, методиста, педагога-организатора, педагога социального, педагога-психолога, воспитателя, аккомпаниатора, мастера творческого обучения

Учителя-дефектолога, мастера творческого обучения (при обязательном наличии высшего образования по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшего образования и переподготовка по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование»)

Учителя или преподавателя

Мастера творческого обучения

Воспитателя, методиста

Учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования

Воспитатель-методист, методиста, воспитателя

Учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора

Воспитателя дошкольного образования

Воспитателя дошкольного образования

Педагога-психолога, педагога социального, педагога-организатора

Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниатора

Музыкального руководителя

Учителя или преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера творческого обучения, культорганизатора, методиста, аккомпаниатора, педагога-организатора

Педагога дополнительного образования

Учителя или преподавателя, музыкального руководителя

Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, педагога дополнительного образования

Руководителя физического воспитания

При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой этого пункта, педагогические работники, которые претендуют на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.

  1. Руководители организаций системы образования, которые осуществляют педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, проходят аттестацию в установленном этой Инструкцией порядке.
  2. Основанием для проведения аттестации является приказ руководителя организаций системы образования, которым определяются:
  • сроки проведения аттестации;
  • список педагогических работников, которые допущены к аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят обязательную аттестацию.
  • График аттестации (согласовывается с профсоюзным комитетом), который предусматривает дату аттестации (этапы аттестации) каждого аттестуемого с учётом сроков проведения квалификационного экзамена, порядок проведения которого установлены главой 3 этой Инструкции.

Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемых не позднее, чем за один месяц до её начала.

  1. Организационная работа по подготовке к аттестации, осуществляется уполномоченным руководителем организаций системы образования лицом с участием членов аттестационной комиссии, и включает следующие этапы:
  • Изучение педагогической деятельности аттестуемого (в том числе за последние два года – лица, которые претендуют на присвоение второй квалификационной категории, за последние три года — лица, которые претендуют на присвоение первой или высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»), и за последние пять лет – лица, которые проходят обязательную аттестацию;
  • Подготовку аналитической информации, которая содержит результаты изучения педагогической деятельности аттестуемого за период обозначенный во втором абзаце данной части, а также подробные сведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;
  • Составление характеристики педагогического работника, которая содержит оценку его профессиональных, деловых и личностных качеств.

   Характеристика согласовывается профсоюзным комитетом. Аналитическая информация и характеристика подписываются руководителем организации системы образования, индивидуальным предпринимателем.

   Аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой не позже чем за неделю, а в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа – не позднее, чем за две недели до начала его аттестации.

   Аттестационные материалы педагогического работника, который проходит аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, направляются в комиссию не позднее, чем за 10дней до начала аттестации.

Срок подготовки аттестационных материалов не должен превышать двух месяцев с даты:

  • Подачи заявления – касающегося педагогического работника, который проходит аттестацию на присвоение второй или первой квалификационной категории;
  • Предоставления справки о сдаче квалификационного экзамена — касающегося педагогического работника, который проходит аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» или подтверждения высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Срок подготовки аттестационных материалов (три месяца) касающегося педагогического работника, который проходит аттестацию на подтверждения квалификационной категории в случаях, предусмотренных частью пятой пункта 5 этой Инструкции, отсчитывается от даты, когда информацию об обязательной аттестации довели до сведения аттестуемого.

  1. Аттестация на присвоение квалификационной категории проводится в форме:
  • Аттестационной беседе – для претендентов на присвоение второй и первой квалификационной категории;
  • Квалификационного экзамена и аттестационной беседы – для претендентов на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».
  1. Обязательная аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» проводится в форме квалификационного экзамена и аттестационной беседы. Квалификационный экзамен проводится в форме защиты собственного опыта или защиты авторской методики преподавания учебного предмета по выбору аттестуемого.
  2. Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории проводится в форме аттестационной беседы.
  3. Квалификационный экзамен предшествует аттестационной беседе.
  4. Итоги квалификационного экзамена оцениваются отметкой «сдал» или «не сдал».
  5. В случаи, когда аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») получил отметку «сдал», но аттестационная комиссия не приняла решение о присвоении ему квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию в форме аттестационной беседы на протяжении трёх лет с даты сдачи квалификационного экзамена.

В случае, если аттестуемый по итогам квалификационного экзамена  при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» получил отметку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится.

    В случаи, когда аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») получил отметку «сдал», но аттестационная комиссия не подтвердила ему квалификационную категорию, или аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении такой аттестации получил отметку «не сдал», квалификационная категория ему снижается.

  1. От обязательной сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей категории освобождаются:
    1. Педагогические работники, которые имеют государственные награды РБ (БССР), бывшего Союза ССР, а также государств – участниц СНГ, присвоенные за достижения в сфере образования.
    2. Педагогические работники, которые имеют учёную степень и (или) учёное звание;
    3. Учителя или преподаватели – авторы учебников, учебных пособий, которые официально утверждены или допущены в качестве основного вида учебного издания Министерством образования РБ;
    4. Педагогические работники, которые стали победителями областного (Минского городского) или победителями или лаурятами заключительного этапа республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
    5. Педагогические работники, которые подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад, заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам среди учащихся учреждений образования, которые осваивают содержание образовательных программ базового образования, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, профессионально-технического образования, которое обеспечивает получение рабочего (служащего) и общего среднего образования, профессионально-технического образования, которое обеспечивает получение рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных предметов на повышенном уровне, среднего специального образования на основе общего базового образования, а также республиканкой олимпиады профессионального мастерства учащихся, курсантов учреждений, которые реализуют образовательные программы среднего специального образования, победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов профессионального мастерства учащихся учреждений профессионально-технического образования, международных фестивалей технического и художественного творчества учащейся молодёжи, а также официальных спортивных соревнований, которые проводятся в соответствии с республиканскими календарными планами, международных спортивных соревнований;
    6. Педагогические работники – победители конкурса учителей, научно-педагогических работников и других лиц, которые внесли личный вклад в формирование новой, более эффективной системы образования, разработку современных методик развития способностей одарённой молодёжи в области науки, техники, передовых технологий, которым вручено свидетельство специального фонда Президента РБ по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов.
  2. Аттестационная беседа проводится в соответствии с графиком аттестации на заседании аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационные материалы, представленные на педагогических работников, которые проходят аттестацию.

   По результатам рассмотрения аттестационных материалов по каждому аттестуемому аттестационная комиссия принимает путём открытого голосования решение, предусмотренное подпунктами 46.1 – 46.4 пункта 46 этой Инструкции.

   Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в котором подробно фиксируется содержание аттестационной беседы (в том числе рекомендации, которые даются аттестуемому). Протокол подписывается председателем и всеми членами аттестационной комиссии, которые принимали участие в голосовании.

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

  1. Квалификационный экзамен проводится в целях независимой экспертной оценки научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.
  2. Основными задачами экзамена являются:
  • Стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы;
  • Овладение передовым опытом;
  • Включение в исследовательскую деятельность;
  • Выявление уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после предшествующей категории.
  1. Экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист» и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» проводится в ГУО «Академия последипломного образования», УО «Республиканский институт профессионального образования», ГУО «Республиканский институт высшей школы».

   Экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в учреждениях образования, которые перечислены в части первой этого пункта, а также в областных (Минском городском) институтах развития образования.

  1. Методическое обеспечение, формы экзамена, которые отмечены в пунктах 24 и 25 данной Инструкции, при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», методическое обеспечение экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» определяют ГУО «Академия последипломного образования», УО «Республиканский институт профессионального образования», УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
  2. С программой и формами экзамена педагогический работник имеет право познакомиться в учреждении образования из числа тех, которые указаны в пункте 34 этой Инструкции, где он сдаёт экзамен и выбрать одну из форм экзамена.
  3. Для проведения экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и подтверждение высшей квалификационной категории, на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» сроком на один год В учреждениях образования, которые указаны в пункте 34 данной Инструкции, создаются квалификационные комиссии по направлениям педагогической деятельности, в состав которых включаются педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, дополнительного образования взрослых, учителя учреждений общего среднего образования, которым присвоена высшая квалификационная категория, квалификационная категория «учитель-методист», преподаватели учреждений профессионально-технической, среднего специального образования. В состав комиссии выбирается председатель.

Комиссия для проведения экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» создаётся решением Министра образования РБ до 1 ноября. Предложения по персональному составу комиссий представляются учреждениями образования, которые перечислены в части первой пункта 34 этой Инструкции, не позднее чем 20 октября года, в котором заканчивается срок полномочий комиссии.

Комиссии для проведения экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» создаются решением руководителя учреждений образования в определённые им сроки.

  1. Срок проведения экзамена определяется приказом руководителем учреждения образования и доводятся до сведения заинтересованных.
  2. К сдаче экзамена допускаются лица, которые имеют направление организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 этой Инструкции, — отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту прохождения аттестации.
  3. К сдаче экзамена в учреждении образования из числа педагогических работников формируются, как правило, группы. Наполняемость групп составляет 10 – 12 человек.
  4. На экзамене педагогическому работнику выдаётся экзаменационный лист со штампом учреждения образования, в котором он делает записи.
  5. По результатам экзамена на присвоение высшей категории (подтверждение высшей категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение квалификационной категории «учитель-методист») педагогическому работнику решением большенства членов комиссии, которые принимают участие в заседании, выставляется соответствующая отметка. Решение комиссии считается правомочным при наличии на заседании 2/3 членов этой комиссии.
  6. Результаты экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости, которая подписывается председателем квалификационной комиссии и её членами. Срок хранения экзаменационной ведомости – пять лет.
  7. По результатам сдачи экзамена на присвоение высшей категории (подтверждение высшей категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение квалификационной категории «учитель-методист») аттестуемому выдаётся выписка из протокола заседания квалификационной комиссии за подписью руководителя учреждения образования. Выписка из протокола предоставляется педагогическим работником в ту аттестационную комиссию, в которой он аттестуется.

В случае, когда педагогический работник проходит аттестацию в соответствии с частью первой пункта 29 этой Инструкции у другого нанимателя, выписка из протокола по желанию педагогического работника направляется в аттестационную комиссию той организации системы образования, где он проходит аттестацию, по её запросу. В организации системы образования, которая направляет выписку из протокола, сохраняется её копия, которая заверяется этой организацией.

  1. На период правомочия квалификационных комиссий по направлениям педагогической деятельности в учреждении образования решением её руководителя создаётся аппеляционная комиссия. В состав аппеляционной комиссии не включаются члены квалификационных комиссий.

При несогласии педагогического работника с отметкой по результатам экзамена он имеет право обратиться в аппеляционную комиссию в день сдачи экзамена. Аппеляция рассматривается комиссией в день обращения аттестуемого. Решение аппеляционной комиссии объявляется педагогическому работнику в письменной форме не позднее чем через пять дней после его обращения.

ГЛАВА 4

РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ИТОГАМ АТТЕСТАЦИИ

  1. На основании результатов аттестационной беседы аттестационная комиссия решает:
    1.  присвоить (отказать в присвоении) соответствующую квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется);
    2.  подтвердить квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется);
    3.  снизить квалификационную категорию, которая была присвоена раньше (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется);
    4.  отменить квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется).
  2. При принятии решения о снижении (отмене) педагогическому работнику квалификационной категории, по которой он проходит аттестацию на подтверждение квалификационной категории, за ним сохраняется предыдущая квалификационная категория, в том числе в случае, который предусмотрен частью третьей пункта 19 этой Инструкции.
  3. Когда при проведении аттестации на присвоение квалификационной категории аттестационной комиссией установлено нарушение требований законодательства при присвоении педагогическому работнику предыдущей квалификационной категории, она принимает решение отменить присвоение квалификационной категории, на которую претендует педагогический работник. При наличии основания для сохранения у него квалификационной категории, которую он имеет, с согласия педагогического работника аттестационная комиссия принимает решение об ее подтверждении, а при отсутствии основания для сохранения у педагогического работника этой квалификационной категории или отказе его на её подтверждение – решение об отмене этой квалификационной категории.
  4. Когда при проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории аттестационной комиссией установлено нарушение требований законодательства при присвоении педагогическому работнику этой квалификационной категории, то при наличии основания для присвоения педагогическому работнику этой квалификационной категории комиссия принимает решение об её подтверждении, а при отсутствии основания для присвоения данной квалификационной категории – решение об отмене этой квалификационной категории.
  5. Решение аттестационной комиссии считается правомочным, когда за него проголосовало больше 50% от количества участников голосования и при наличии на заседании 2/3 членов этой комиссии. При ровном количестве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

С решением аттестационной комиссии аттестуемого знакомят непосредственно после аттестации под роспись.

  1. Решение аттестационной комиссии организации системы образования оформляется приказом руководителя организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 этой Инструкции, — отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа и вступает в силу со дня подписания приказа.
  2. В случае, когда по результатам аттестации принято решение об отмене в присвоении квалификационной категории, снижения или её отмене, а также в случае, который предусмотрен частью второй пункта 29 данной Инструкции, педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории не раньше чем через один год после принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.
  3. Аттестационные материалы, заявление, протоколы заседания аттестационной комиссии хранятся пять лет в организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 этой Инструкции, — отделе образования местного исполнительного и распорядительного органа.
  4. При нарушении процедуры аттестации, которая установлена этой Инструкцией, выявленном аттестационной комиссией организации системы образования, педагогический работник в десятидневный срок со дня ознакомления с решением аттестационной комиссии имеет право обратиться с заявлением в аттестационную комиссию отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, а при нарушении, выявленном аттестационной комиссией отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, – в вышестоящий отдел образования местного исполнительного и распорядительного органа, кроме случаев, когда нарушения были допущены в отношении педагогического работника, который аттестуется в аттестационной комиссии управления образования областного исполнительного комитета.

    При выявлении нарушений процедуры аттестации, которая установлена данной Инструкцией, аттестационная комиссия отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа имеет право отменить решение аттестационной комиссии организации системы образования и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которого были допущены нарушения.

   В случаях, когда нарушения были допущены в отношении педагогического работника, который аттестуется в аттестационной комиссии управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), по обращению педагогического работника для его повторной аттестации создается другая аттестационная комиссия управления образования областного исполнительного комитета. В состав данной комиссии не могут быть включены лица, которые принимали решение в отношении педагогического работника при предыдущей аттестации.

   Решение аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, которое принято в случаях, предусмотренных частями второй и третьей пункта 54, считается окончательным, объявляется приказом его руководителя и доводится до сведения руководителя организации системы образования.

  1. Споры, которые связаны с аттестацией педагогических работников, рассматриваются в порядке, установленном законодательством РБ.

Утверждён новый порядок аттестации педагогических работников

Утверждён новый порядок аттестации педагогических работников

С 1 сентября 2023 года вступает в силу Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196, которым утверждён НОВЫЙ ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 2 июня 2023 года.

Важные изменения в порядке прохождения аттестации:

— условия прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности сохранены;

— квалификационные категории устанавливаемые с 1 сентября 2023 года будут действовать бессрочно;

— убран срок 2 года для получения высшей квалификационной категории после получения первой категории;

— заявление на квалификационную категорию можно подать и после истечения срока ее действия, а получить высшую категорию можно по любой должности, вне зависимости от того по какой должности была получена первая категория;

— заявление на прохождение аттестации с целью установления квалификационных категорий можно подать дистанционно;

— работники имеющие государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, проходят аттестацию в упрощенном порядке;

— введены новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник;

— сведения об установленной квалификационной категории вносятся работодателем в трудовую книжку и (или) в сведения об их трудовой деятельности.

СКАЧАТЬ Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

В связи с поступающими вопросами по проведению аттестации педагогических работников на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий Министерство образования Республики Беларусь разъясняет.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция).

Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования и распространяется на педагогических работников учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность вне зависимости от отраслевой принадлежности (далее – организации).

При организации проведения аттестации педагогических работников руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСДС).
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ).
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации).
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818).

Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, которые устанавливает Инструкция (пункты 11-15), проводится собрание коллектива педагогических работников организации. Принятые решения оформляются протоколами. В состав аттестационной комиссии входят: руководитель организации или по его решению другое уполномоченное лицо, представитель профсоюзного комитета и, как правило, не менее 5 (пяти) избранных членов из числа педагогических работников, квалификационная категория которых не ниже первой.

В управлении образования облисполкома, комитете по образованию Мингорисполкома, отделе (управлении) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – управление (отдел) образования) создается аттестационная комиссия для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист», педагогических работников организаций, в которых из-за малого количества педагогических работников нельзя избрать комиссию в количестве, определенном Инструкцией, а также педагогических работников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность. Аттестационная комиссия отдела (управления) образования рассматривает спорные вопросы, которые возникают при аттестации педагогических работников в организациях.

Состав аттестационной комиссии организации определяется приказом ее руководителя и до 1 октября текущего учебного года доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты принятия приказа о ее создании.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление до 31 марта текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию. Рассмотрение заявлений претендентов на присвоение квалификационной категории осуществляется на заседании аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске к прохождению аттестации.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации являются (пункт 18 Инструкции):

  1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС.

Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования, соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы».

Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, (далее – Общие положения) определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования».

Обращаем внимание, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 № 26 внесены изменения в ЕКСДС. Квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель» изложены в новой редакции.

  1. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями пункта 19 Инструкции.

Данное требование не учитывается в случаях, предусмотренных пунктами 20, 20-1 Инструкции. Стаж работы по занимаемой должности (далее – стаж работы) и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы. Так, например, иными документами, содержащими сведения о периодах работы, подтверждается стаж работы по совместительству, если сведения о работе по совместительству не вносились в трудовую книжку, а также в случаях прохождения аттестации по месту работы по совместительству (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству).

По общему правилу претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением является присвоение педагогическому работнику второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год. К таким педагогическим работникам относятся лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. При этом Инструкцией не предусмотрено требование о соответствии специальности, полученной на II ступени образования, специальности I ступени образования. Однако, согласно пункту 20 Общих положений, специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации). Таким образом, претендовать на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год имеют право педагогические работники, у которых специальность, полученная на II ступени образования (магистратура), соответствует специальности I ступени образования.

  1. Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, которое предусмотрено Положением о повышении квалификации. Подтверждается освоение содержания образовательной программы повышения квалификации документом установленного образца. В соответствии с Положением о повышении квалификации педагогические работники учреждений образования, реализующие образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодежи проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Переподготовка, стажировка, получение образования в заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.

В соответствии с частью четвертой пункта 20 Общих положений специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, в том числе на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях. При этом в стаж работы могут засчитываться периоды выполнении педагогической нагрузки не менее чем 0,25 штатной единицы (ставки).

Пунктом 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, установлен порядок внесения в трудовую книжку работника сведений о работе по совместительству. Данные сведения вносятся нанимателем по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В связи с тем, что данным нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок внесения сведений о присвоении работнику квалификационной категории не по месту основной работы, полагаем возможным вносить такие сведения в трудовую книжку в аналогичном порядке.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а именно:

наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;

публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения;

опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации. В данном случае заявление от аттестуемого не требуется. Основанием для аттестации на подтверждение квалификационной категории является приказ руководителя организации.

До 1 сентября 2017 года обязательную процедуру аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории должны пройти педагогические работники, которым данная квалификационная категория было присвоена более пяти лет назад.

Согласно постановлению № 818 руководителям и их заместителям по основной деятельности, руководителям структурных подразделений по основной деятельности (их заместителям по основной деятельности) учреждений образования, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на районном (городском, областном) уровне устанавливаются надбавки за наличие квалификационных категорий педагогических работников.

В соответствии с положениями ЕКСДС по таким должностям, как руководитель, директор (начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) не предполагается присвоение квалификационных категорий («категорирования»). Следовательно руководители не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории по занимаемой должности.

Осуществление руководителем в рабочее время оплачиваемой педагогической деятельности в части реализации образовательных программ (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26) не наделяет его правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в связи с тем, что он не занимает «категорируемую» должность педагогического работника на условиях трудового договора.

Вместе с тем в случаях выполнения руководителями на условиях совместительства работы в должностях, по которым в соответствии с положениями ЕКСДС предусматривается категорирование (например, должность учителя), данные педагогические работники обладают правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории. В указанных случаях присвоение (подтверждение) категории производится по должности, которую руководители занимают на условиях совместительства, и регламентируется Инструкцией.

Педагогические работники, которые получили высшую квалификационную категорию до вступления в силу Инструкции, могут претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории без учета требований, изложенных в пункте 18 Инструкции.

Если педагогический работник отказался от прохождения обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории либо не явился на квалификационный экзамен или на аттестационное собеседование без уважительных причин, решением аттестационной комиссии данная квалификационная категория снижается (отменяется).

Законодательство не содержит перечня уважительных причин. Уважительность причин является оценочной категорией. Поэтому наниматель вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются те или иные причины неявки уважительными.

Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационную категорию, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.

Аналитические материалы готовятся на основании посещенных занятий (уроков, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий; анализа методических разработок учебных занятий и материалов к занятиям; результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования; участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п.; анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле); результатов самооценки педагогической деятельности работника; результатов самообразования педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности; результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг.

Анализ посещенных мероприятий, другие материалы позволят объективно оценить успехи педагогического работника, а также позволят аттестационной комиссии предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства аттестуемого.

Одной из составляющей аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен.

Пунктом 30 Инструкции определен перечень педагогических работников, которые освобождаются от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории.

Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30 Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет … подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие Положения о проведении конкурса, фестиваля, выставки и иного мероприятия, в котором указывается принадлежность мероприятия к той или иной категории.

Например, аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30 Инструкции может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса указано, что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т. д.

Квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 20 Инструкции.

Например, педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». С текущего учебного года он по совместительству стал работать педагогом дополнительного образования. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» в соответствии с данным пунктом без учета стажа работы в этой должности и без сдачи квалификационного экзамена.

Пунктом 20-1 Инструкции предусмотрена возможность прохождения аттестации без учета стажа работы и наличия предыдущей квалификационной категории педагогическими работниками, достигшими значительных результатов в педагогической деятельности, имеющими высокие личные профессиональные достижения. В случае получения согласия Министра образования на допуск педагогического работника к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, аттестация проводится в порядке, установленном инструкцией.

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в том числе освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с пунктами 20, 20-1 Инструкции.

Инструкцией не предусмотрено признание присвоенной на территории иностранного государства квалификационной категории. Такая квалификационная категория может быть признана, если это предусмотрено международным договором, участницей которого является Республика Беларусь.

Для проведения квалификационных экзаменов на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории разработаны программы, которые размещены на сайтах учреждений образования, в которых созданы соответствующие квалификационные комиссии:

государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»;

учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования»;

государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»;

учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция 10 бухгалтерского учета в строительстве с изменениями
  • Инструкция 1 08 по применению дезинфицирующего средства аква хлор
  • Инструкция 1 07 по применению средства жавельон новелти хлор
  • Инструкция 06 17 по применению средства дезинфицирующего таблетки хлорные номер 1
  • Инструкция 059 11 астрадез лайт