Инструкция 141 нормы расхода топлива с изменениями на 2022 год беларусь

Линейные нормы расхода топлива

Справочник линейных норм расхода топлива аудиторской компании АудитКомСервис ОООСправочник линейных норм расхода топлива разработан на основании:

  • постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (с учетом дополнений и изменений);
  • постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.08.2019 № 44, от 14.11.2019 № 50, от 23.12.2019 № 54, от 10.02.2020 № 2, от 24.04.2020 № 13 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (применяются с 11.04.2016).

Представленная справочная информация также используется в автоматическом режиме при оказании аудиторских услуг с использованием собственного разработанного программного обеспечения Документирование аудита.

В случае отсутствия в справочнике нормы расхода топлива, а также по вопросам разработки норм расхода топлива ознакомьтесь, пожалуйста, с консультациями по теме
Нормы расходы топлива.

На основании абзаца пятого статьи 7 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении» Совмин принял постановление от 10.08.2020 N 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — Постановление N 470).

Как было до принятия Постановления N 470

Инструкция N 141 устанавливала порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

Для целей налогообложения прибыли расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов как до 1 января 2019 г., так и после указанной даты при налогообложении прибыли подлежат учету в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

Так, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК в редакции, действующей с 2019 года, и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

— затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— нормируемые затраты<*>.

К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными <*>.

Следовательно, применительно к 2019 году НК содержит однозначный алгоритм для учета при налогообложении прибыли расходов на оплату топлива.

Согласно п. 7 Инструкции N 141 предусмотрено, что нормы, установленные руководителем, действуют до момента установления норм в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев.

Таким образом, по совокупности норм ч. 2 подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК и п. 7 Инструкции N 141 применительно к 2019 году в отношении механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по которым отсутствуют нормы завода-изготовителя, законодательством было предусмотрено ограничение срока применения норм, установленных руководителем, — не более 6 месяцев. Затраты на топливо механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по истечении шестимесячного срока для применения утвержденных руководителем организации норм и до момента установления норм в порядке, определенном законодательством, не подлежали учету при налогообложении прибыли как сверхнормативные.

При наличии норм завода-изготовителя такие нормы могли использоваться в 2019 году без ограничений по срокам.

До 2019 года при налогообложении прибыли также не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

При этом МНС Письмом от 19.07.2019 N 2-2-10/Ас-01131 разъяснило, что нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника», не установлены Минтрансом, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, — и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, признавались сверхнормативными. До 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, также признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

Справочно
Нормы в области транспортной деятельности установлены следующими постановлениями Минтранса:
— от 06.01.2012 N 3;
— от 01.08.2019 N 44;
— от 14.11.2019 N 50;
— от 23.12.2019 N 54;
— от 10.02.2020 N 2;
— от 24.04.2020 N 13.

С 1 января 2020 г. вступил в силу Указ N 503, согласно которому затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат <*>.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона <*>.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли в 2020 году применяется Указ N 503.

При этом Письмо Минтранса и МНС N 08-02/10583/2-2-10/02529 разъяснило, что нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Согласно статье 1 Закона N 140-З транспортная деятельность — совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях. Из чего можно сделать вывод, что использование любого вида транспорта как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности относится к транспортной деятельности.

Учитывая изложенное, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Также актами законодательства определены полномочия соответствующих госорганов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций.

Анализ приведенного выше законодательства дает основания предположить, что Совмин в пределах предоставленных Законом «Об энергосбережении» полномочий принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.

Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Совмином. В случае отсутствия указания Совмина на принятие соответствующего нормативного правового акта нормы определяются самостоятельно.

Как стало в связи с принятием Постановления N 470

Постановлением N 470 установлено, что нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее — нормы расхода топлива) устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией <*>.

Для целей налогообложения прибыли данная норма схожа по содержанию с нормой, приведенной в ч. 1 п. 6 Указа N 503.

Республиканские органы государственного управления вправе определять требование о согласовании норм расхода топлива, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок такого согласования <*>.

Как уже говорилось выше, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Вышеназванные НПА Минтранса не содержали норм расхода топлива для многих автомобилей, и многие организации имеют только письма Транстехники с указанием норм, которыми нельзя пользоваться для целей налогообложения прибыли.

Особое внимание организациям следует обратить на нормы подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470.

Подпункт 1.3 п. 1 Постановления N 470 решил данную проблему. За период с 12.07.2015 до 13.08.2020 (дата вступления в силу Постановления N 470) допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, как в 2019 году, так и до 2019 года при налогообложении прибыли учитывались затраты на оплату стоимости топлива в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

Таким образом, установленные в соответствии с Постановлением N 470 руководителями организаций нормы применяются и для целей налогообложения прибыли за 2019 год и ранее (с 12.07.2015).

При этом отметим, что если какие-либо организации не воспользуются предоставленным Постановлением N 470 правом по установлению руководителями организаций норм расхода топлива, то для таких организаций, по мнению автора, за 2019 год и ранее сохранится прежний порядок применения норм расхода топлива для целей расчета налога на прибыль, рассмотренный в разделе «Как было до принятия Постановления N 470» данной статьи.

Справочно
В части вопросов контроля за соблюдением налогового законодательства проверки проводятся за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года (за исключением определенных случаев) <*>.

Действие подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 распространяется на отношения, возникшие с 12 июля 2015 г.

Обратим внимание организаций на то, что нормы расходы топлива, установленные за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 руководителями организаций, применяются при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину.

Отдельные организации интересует вопрос, вправе ли руководитель организации, выполняющей международные автомобильные перевозки, учитывая содержание подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470, в предыдущие периоды (до 01.01.2020), сам устанавливать нормы на используемые для оказания таких услуг автомобили, как это было установлено ч. 2 п. 2 Инструкции N 141, или нет? Данный вопрос возник в связи с тем, что Постановление N 470 имеет большую юридическую силу в сравнении с Инструкцией N 141.

Справочно
Нормативные правовые акты Совмина имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, допускается за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

По мнению автора, при применении Постановления N 470 пересчитывать расход топлива при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, если нормы расхода топлива устанавливались руководителем организации и по таким автомобилям нормы расхода топлива установлены постановлениями Минтранса Республики Беларусь, которые ниже норм, установленных руководителем организации, нет необходимости. Это обусловлено тем, что за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 согласно подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину. Применение норм Постановления N 470 — право организации, а не обязанность, то есть организация вправе при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, использовать за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 порядок, предусмотренный Инструкцией N 141.

Отметим, что акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического лица или юрлица, обратной силы не имеет <*>.

Обратим внимание организаций на то, что в подп. 2.1 — 2.7 п. 2 Постановления N 470 отменены полномочия по установлению норм расхода топлива, предоставленные отдельным госорганам.

Таким образом, можно сделать вывод, что Постановление N 470 решило проблему применения для целей налогообложения прибыли норм расхода топлива за прошлые отчетные периоды для многих марок автомобилей, для которых постановлениями Минтранса не были установлены нормы расхода топлива. При этом использование норм Постановления N 470 является правом организации.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

В редакции Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившей в силу с 01 января 2022 года, в очередной раз уточнен порядок налогового учета затрат на топливо.

Про изменения 2022 года — читайте чуть ниже в статье.

В 2021 году порядок учета затрат на топливо также изменялся (в основу изменений были положены, полагаем, нормы Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (далее – Указ №503), регулировавшие порядок учета расходов топлива в налоговом учете в 2020 году).

В НК РБ — 2021были внесены изменения:

  • в части учета топлива у организаций — введен пп.1.2.1 ст.171 НК, при этом часть вторая пп.1.2 ст.171 исключена;
  • в части учета расходов на топливо у ИП — внесены изменения в п.21.5 ст.205 НК.

Рассмотрим, чем же следует руководствоваться при работе с нормами расхода топлива и отражении расходов на топливо в бухгалтерском и налоговом учете.

В настоящей статье мы публикуем наше мнение по порядку наиболее правильного и безопасного с точки зрения налоговой безопасности учета расходов на топливо в налоговом учете.

СТАТЬЯ АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ РАЗЪЯСНЕНИЙ ГОС.ОРГАНОВ / ПРИНЯТИЯ НОВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Изменения 2022 года

В пп.2.11 ст.170 НК-2022 закреплена норма, предусматривающая включение в полном объеме без учета нормирования в состав затрат по производству и реализации расходов на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды.

При этом, как и ранее, в состав нормируемых затрат (т.е. учитываемых в пределах установленных норм) на основании пп.1.2 ст.171 НК-2022 подлежат включению затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

В остальном в 2022 году по сравнению с 2021 годом — без изменений.

Учет топлива в 2021 году

НК-2021 устанавливает, что:

1. затраты на оплату стоимости топлива учитываются у организаций в составе нормируемых затрат (это такие затраты, которые учитываются при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль только в пределах установленных норм; сверхнормативный расход топлива не включается ни в состав затрат, ни в состав внер.расходов) в пределах норм, устанавливаемых руководителем организации.

По организации руководителем организации должен быть издан соответствующий приказ.

Руководитель организации вправе установить нормы расхода топлива:

  • либо самостоятельно
  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»)

2. индивидуальные предприниматели также праве включать в состав своих расходов (при ведении учета доходов и расходов ИП) стоимость топлива, израсходованного в пределах норм расхода топлива, установленных ИП:

  • либо самостоятельно
  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»)

Индивидуальному предпринимателю целесообразно закрепить установленные им нормы расходы топлива в решении ИП.

Обратите внимание!

Законодательство в рамках налогового учета топлива предоставляет право устанавливать нормы расхода топлива самостоятельно и учитывать расходы на топливо в пределах этих норм.

Однако не забывайте, что затраты, учитываемые при налогообложении в налоговом учете, должны быть экономически обоснованными.

Для того, чтобы у контролирующих органов не было вопросов по установленным у Вас нормам — необходимо эти «самостоятельно» установленные нормы как-то обосновать.

Именно с этой целью далее в настоящей статье мы приводим наиболее безопасный, с нашей точки зрения, порядок установления норм расхода топлива.

Дополнительно отметим следующее:

Налоговый учет топлива по установленным руководителем нормам осуществляется без 6-месячного ограничения, многим известным по Постановлению МинТранса от 31.12.2008 №141 (в пределах 6-месячного ограничения действуют «временные» нормы, устанавливаемые в соответствии с указанным Постановлением МинТранса — подробнее про эти «временные» нормы читайте далее в статье).

Чем руководствуемся при установлении и применении в работе норм расхода топлива

Нормы расхода топлива необходимы
для:

  • учета топлива (в бухгалтерском учете, при списании топлива, путевых листов / карточек учета топлива)
  • налогового учета (учет расходов на оплату топлива в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли)

НК-2021 установил, что с 01.01.2021 затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, включаются в состав нормируемых затрат.

Рассмотрим возможность включения расходов на топливо в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (налоговый учет).

Итак, затраты (расходы) на оплату топлива относятся в состав нормируемых затрат (ст. 171 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК РБ; т.е. при налогообложении затраты на топливо учитываются только в пределах установленных норм. Если норм нет (приказа нет), то расходы на топливо в составе затрат не учитываются).

Какими нормами расхода топлива следует руководствоваться при их утверждении приказом руководителя организации или решением ИП?

Если имеются установленные МинТрансом нормы расхода топлива

Если имеются законодательно установленные нормыруководствуемся ими.

Также, полагаем, целесообразно при установлении норм расхода топлива руководствоваться нормами Постановления МинТранса от 31.12.2008 №141. В том числе отражать в приказе руководителя / решении ИП повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые в соответствии с Постановлением №141 к линейным нормам, устанавливаемым МинТрансом.

Нормы расхода топлива устанавливает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (устанавливаются так называемые «линейные» нормы расхода топлива).

Руководствуемся (документы, принятые Минтрансом в 2019 и 2020 годах распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11.04.2016 — это дата вступления в силу последних изменений в Постановление Минтранса от 06.01.2012 №3):

  • Постановлением МинТранса от 24.04.2020 №13обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 10.02.2020 №2 обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 23.12.2019 №54 обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 14.11.2019 №50 — обязательные нормы
  • Постановлением МинТранса от 01.08.2019 №44 — обязательные нормы
  • Постановлением МинТранса от 06.01.2012 №3  обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 20.01.2016 №1рекомендуемые нормы (мы не все пункты проверяли, но по тем позициям, что просмотрели – все эти позиции перенесены в обязательные нормы в Постановление от 01.08.2019 №44 и последующие постановления)
  • Приказом МинТранса от 10.09.2012 №467-Ц «Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование» (норм топлива для легковых автомобилей там нет).

Расходы на топливо в пределах установленных руководителем норм включаем в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

Обратите внимание!

Информация актуальна для 2019 и 2020 годов

Обязательные нормы, утвержденные Минтрансом в 2019 и 2020 годах, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 года.

В этой связи, полагаем, необходимо пересчитать размер затрат на топливо, включенных в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, за период начиная с 11.04.2016 года в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом в 2019 и 2020 годах.

Если в нормативных актах МинТранса нужного транспорта нет

То есть если нормы расхода топлива законодательно не установлены.

Для механических транспортных средств

Налоговый учет топлива - автомобильСправочник линейных норм расхода топлива разработан на основании:

  • постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (с учетом дополнений и изменений);
  • постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.08.2019 № 44, от 14.11.2019 № 50, от 23.12.2019 № 54, от 10.02.2020 № 2, от 24.04.2020 № 13 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (применяются с 11.04.2016).

Представленная справочная информация также используется в автоматическом режиме при оказании аудиторских услуг с использованием собственного разработанного программного обеспечения Документирование аудита.

В случае отсутствия в справочнике нормы расхода топлива, а также по вопросам разработки норм расхода топлива ознакомьтесь, пожалуйста, с консультациями по теме
Нормы расходы топлива.

На основании абзаца пятого статьи 7 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении» Совмин принял постановление от 10.08.2020 N 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — Постановление N 470).

Как было до принятия Постановления N 470

Инструкция N 141 устанавливала порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

Для целей налогообложения прибыли расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов как до 1 января 2019 г., так и после указанной даты при налогообложении прибыли подлежат учету в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

Так, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК в редакции, действующей с 2019 года, и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

— затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— нормируемые затраты<*>.

К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными <*>.

Следовательно, применительно к 2019 году НК содержит однозначный алгоритм для учета при налогообложении прибыли расходов на оплату топлива.

Согласно п. 7 Инструкции N 141 предусмотрено, что нормы, установленные руководителем, действуют до момента установления норм в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев.

Таким образом, по совокупности норм ч. 2 подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК и п. 7 Инструкции N 141 применительно к 2019 году в отношении механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по которым отсутствуют нормы завода-изготовителя, законодательством было предусмотрено ограничение срока применения норм, установленных руководителем, — не более 6 месяцев. Затраты на топливо механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по истечении шестимесячного срока для применения утвержденных руководителем организации норм и до момента установления норм в порядке, определенном законодательством, не подлежали учету при налогообложении прибыли как сверхнормативные.

При наличии норм завода-изготовителя такие нормы могли использоваться в 2019 году без ограничений по срокам.

До 2019 года при налогообложении прибыли также не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

При этом МНС Письмом от 19.07.2019 N 2-2-10/Ас-01131 разъяснило, что нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника», не установлены Минтрансом, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, — и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, признавались сверхнормативными. До 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, также признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

Справочно
Нормы в области транспортной деятельности установлены следующими постановлениями Минтранса:
— от 06.01.2012 N 3;
— от 01.08.2019 N 44;
— от 14.11.2019 N 50;
— от 23.12.2019 N 54;
— от 10.02.2020 N 2;
— от 24.04.2020 N 13.

С 1 января 2020 г. вступил в силу Указ N 503, согласно которому затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат <*>.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона <*>.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли в 2020 году применяется Указ N 503.

При этом Письмо Минтранса и МНС N 08-02/10583/2-2-10/02529 разъяснило, что нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Согласно статье 1 Закона N 140-З транспортная деятельность — совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях. Из чего можно сделать вывод, что использование любого вида транспорта как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности относится к транспортной деятельности.

Учитывая изложенное, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Также актами законодательства определены полномочия соответствующих госорганов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций.

Анализ приведенного выше законодательства дает основания предположить, что Совмин в пределах предоставленных Законом «Об энергосбережении» полномочий принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.

Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Совмином. В случае отсутствия указания Совмина на принятие соответствующего нормативного правового акта нормы определяются самостоятельно.

Как стало в связи с принятием Постановления N 470

Постановлением N 470 установлено, что нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее — нормы расхода топлива) устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией <*>.

Для целей налогообложения прибыли данная норма схожа по содержанию с нормой, приведенной в ч. 1 п. 6 Указа N 503.

Республиканские органы государственного управления вправе определять требование о согласовании норм расхода топлива, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок такого согласования <*>.

Как уже говорилось выше, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Вышеназванные НПА Минтранса не содержали норм расхода топлива для многих автомобилей, и многие организации имеют только письма Транстехники с указанием норм, которыми нельзя пользоваться для целей налогообложения прибыли.

Особое внимание организациям следует обратить на нормы подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470.

Подпункт 1.3 п. 1 Постановления N 470 решил данную проблему. За период с 12.07.2015 до 13.08.2020 (дата вступления в силу Постановления N 470) допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, как в 2019 году, так и до 2019 года при налогообложении прибыли учитывались затраты на оплату стоимости топлива в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

Таким образом, установленные в соответствии с Постановлением N 470 руководителями организаций нормы применяются и для целей налогообложения прибыли за 2019 год и ранее (с 12.07.2015).

При этом отметим, что если какие-либо организации не воспользуются предоставленным Постановлением N 470 правом по установлению руководителями организаций норм расхода топлива, то для таких организаций, по мнению автора, за 2019 год и ранее сохранится прежний порядок применения норм расхода топлива для целей расчета налога на прибыль, рассмотренный в разделе «Как было до принятия Постановления N 470» данной статьи.

Справочно
В части вопросов контроля за соблюдением налогового законодательства проверки проводятся за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года (за исключением определенных случаев) <*>.

Действие подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 распространяется на отношения, возникшие с 12 июля 2015 г.

Обратим внимание организаций на то, что нормы расходы топлива, установленные за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 руководителями организаций, применяются при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину.

Отдельные организации интересует вопрос, вправе ли руководитель организации, выполняющей международные автомобильные перевозки, учитывая содержание подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470, в предыдущие периоды (до 01.01.2020), сам устанавливать нормы на используемые для оказания таких услуг автомобили, как это было установлено ч. 2 п. 2 Инструкции N 141, или нет? Данный вопрос возник в связи с тем, что Постановление N 470 имеет большую юридическую силу в сравнении с Инструкцией N 141.

Справочно
Нормативные правовые акты Совмина имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, допускается за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

По мнению автора, при применении Постановления N 470 пересчитывать расход топлива при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, если нормы расхода топлива устанавливались руководителем организации и по таким автомобилям нормы расхода топлива установлены постановлениями Минтранса Республики Беларусь, которые ниже норм, установленных руководителем организации, нет необходимости. Это обусловлено тем, что за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 согласно подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину. Применение норм Постановления N 470 — право организации, а не обязанность, то есть организация вправе при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, использовать за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 порядок, предусмотренный Инструкцией N 141.

Отметим, что акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического лица или юрлица, обратной силы не имеет <*>.

Обратим внимание организаций на то, что в подп. 2.1 — 2.7 п. 2 Постановления N 470 отменены полномочия по установлению норм расхода топлива, предоставленные отдельным госорганам.

Таким образом, можно сделать вывод, что Постановление N 470 решило проблему применения для целей налогообложения прибыли норм расхода топлива за прошлые отчетные периоды для многих марок автомобилей, для которых постановлениями Минтранса не были установлены нормы расхода топлива. При этом использование норм Постановления N 470 является правом организации.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

В редакции Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившей в силу с 01 января 2022 года, в очередной раз уточнен порядок налогового учета затрат на топливо.

Про изменения 2022 года — читайте чуть ниже в статье.

В 2021 году порядок учета затрат на топливо также изменялся (в основу изменений были положены, полагаем, нормы Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (далее – Указ №503), регулировавшие порядок учета расходов топлива в налоговом учете в 2020 году).

В НК РБ — 2021были внесены изменения:

  • в части учета топлива у организаций — введен пп.1.2.1 ст.171 НК, при этом часть вторая пп.1.2 ст.171 исключена;
  • в части учета расходов на топливо у ИП — внесены изменения в п.21.5 ст.205 НК.

Рассмотрим, чем же следует руководствоваться при работе с нормами расхода топлива и отражении расходов на топливо в бухгалтерском и налоговом учете.

В настоящей статье мы публикуем наше мнение по порядку наиболее правильного и безопасного с точки зрения налоговой безопасности учета расходов на топливо в налоговом учете.

СТАТЬЯ АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ РАЗЪЯСНЕНИЙ ГОС.ОРГАНОВ / ПРИНЯТИЯ НОВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Изменения 2022 года

В пп.2.11 ст.170 НК-2022 закреплена норма, предусматривающая включение в полном объеме без учета нормирования в состав затрат по производству и реализации расходов на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды.

При этом, как и ранее, в состав нормируемых затрат (т.е. учитываемых в пределах установленных норм) на основании пп.1.2 ст.171 НК-2022 подлежат включению затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

В остальном в 2022 году по сравнению с 2021 годом — без изменений.

Учет топлива в 2021 году

НК-2021 устанавливает, что:

1. затраты на оплату стоимости топлива учитываются у организаций в составе нормируемых затрат (это такие затраты, которые учитываются при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль только в пределах установленных норм; сверхнормативный расход топлива не включается ни в состав затрат, ни в состав внер.расходов) в пределах норм, устанавливаемых руководителем организации.

По организации руководителем организации должен быть издан соответствующий приказ.

Руководитель организации вправе установить нормы расхода топлива:

  • либо самостоятельно
  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»)

2. индивидуальные предприниматели также праве включать в состав своих расходов (при ведении учета доходов и расходов ИП) стоимость топлива, израсходованного в пределах норм расхода топлива, установленных ИП:

  • либо самостоятельно
  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»)

Индивидуальному предпринимателю целесообразно закрепить установленные им нормы расходы топлива в решении ИП.

Обратите внимание!

Законодательство в рамках налогового учета топлива предоставляет право устанавливать нормы расхода топлива самостоятельно и учитывать расходы на топливо в пределах этих норм.

Однако не забывайте, что затраты, учитываемые при налогообложении в налоговом учете, должны быть экономически обоснованными.

Для того, чтобы у контролирующих органов не было вопросов по установленным у Вас нормам — необходимо эти «самостоятельно» установленные нормы как-то обосновать.

Именно с этой целью далее в настоящей статье мы приводим наиболее безопасный, с нашей точки зрения, порядок установления норм расхода топлива.

Дополнительно отметим следующее:

Налоговый учет топлива по установленным руководителем нормам осуществляется без 6-месячного ограничения, многим известным по Постановлению МинТранса от 31.12.2008 №141 (в пределах 6-месячного ограничения действуют «временные» нормы, устанавливаемые в соответствии с указанным Постановлением МинТранса — подробнее про эти «временные» нормы читайте далее в статье).

Чем руководствуемся при установлении и применении в работе норм расхода топлива

Нормы расхода топлива необходимы
для:

  • учета топлива (в бухгалтерском учете, при списании топлива, путевых листов / карточек учета топлива)
  • налогового учета (учет расходов на оплату топлива в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли)

НК-2021 установил, что с 01.01.2021 затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, включаются в состав нормируемых затрат.

Рассмотрим возможность включения расходов на топливо в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (налоговый учет).

Итак, затраты (расходы) на оплату топлива относятся в состав нормируемых затрат (ст. 171 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК РБ; т.е. при налогообложении затраты на топливо учитываются только в пределах установленных норм. Если норм нет (приказа нет), то расходы на топливо в составе затрат не учитываются).

Какими нормами расхода топлива следует руководствоваться при их утверждении приказом руководителя организации или решением ИП?

Если имеются установленные МинТрансом нормы расхода топлива

Если имеются законодательно установленные нормыруководствуемся ими.

Также, полагаем, целесообразно при установлении норм расхода топлива руководствоваться нормами Постановления МинТранса от 31.12.2008 №141. В том числе отражать в приказе руководителя / решении ИП повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые в соответствии с Постановлением №141 к линейным нормам, устанавливаемым МинТрансом.

Нормы расхода топлива устанавливает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (устанавливаются так называемые «линейные» нормы расхода топлива).

Руководствуемся (документы, принятые Минтрансом в 2019 и 2020 годах распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11.04.2016 — это дата вступления в силу последних изменений в Постановление Минтранса от 06.01.2012 №3):

  • Постановлением МинТранса от 24.04.2020 №13обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 10.02.2020 №2 обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 23.12.2019 №54 обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 14.11.2019 №50 — обязательные нормы
  • Постановлением МинТранса от 01.08.2019 №44 — обязательные нормы
  • Постановлением МинТранса от 06.01.2012 №3  обязательные нормы;
  • Постановлением МинТранса от 20.01.2016 №1рекомендуемые нормы (мы не все пункты проверяли, но по тем позициям, что просмотрели – все эти позиции перенесены в обязательные нормы в Постановление от 01.08.2019 №44 и последующие постановления)
  • Приказом МинТранса от 10.09.2012 №467-Ц «Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование» (норм топлива для легковых автомобилей там нет).

Расходы на топливо в пределах установленных руководителем норм включаем в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

Обратите внимание!

Информация актуальна для 2019 и 2020 годов

Обязательные нормы, утвержденные Минтрансом в 2019 и 2020 годах, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 года.

В этой связи, полагаем, необходимо пересчитать размер затрат на топливо, включенных в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, за период начиная с 11.04.2016 года в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом в 2019 и 2020 годах.

Если в нормативных актах МинТранса нужного транспорта нет

То есть если нормы расхода топлива законодательно не установлены.

Для механических транспортных средств

Налоговый учет топлива - автомобиль
Налоговый учет топлива автомобилей и других механических транспортных средств

Не забывайте, что затраты должны быть экономически обоснованы.

Поэтому:

Если в нормативных актах МинТранса нужного транспорта нет, то:

Для механических транспортных средств (это то, что с двигателем и предназначено для движения по дорогам, в т.ч. легковые автомобили):

а) руководствуемся нормами расхода топлива, установленными заводом изготовителем

б) если таких норм тоже нет
руководствуемся нормами, установленными руководителем:

  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»)
  • либо самостоятельно (в крайнем случае — если информации для установления норм расхода топлива просто нет)

Расходы на оплату стоимости топлива в пределах норм, установленных заводом-изготовителем либо руководителем, включаем в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, до момента утверждения МинТрансом обязательной нормы (без 6-ти-месячного ограничения в обоих случаях).

После утверждения норм МинТрансом — корректируем приказом нормы, принятые в организации без пересчета истекших отчетных (налоговых) периодов (часть 7-ая пункта 2.2. письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.02.2019 №2-2-10/00460).

Немного поясним:

В соответствии с Постановлением МинТранса от 31.12.2008 №141 (далее – Инструкция №141) есть «временные» нормы расхода топлива.

«Основная» временная норма — это норма, установленная организацией (заводом)-изготовителем (п.3 Инструкции №141).

Если отсутствует такая «основная» временная норма, то руководителем организации или ИП устанавливается «вторичная» временная норма расхода топлива (ч.2 п.7 Инструкции №141).

«Временные» нормы в соответствии с Инструкцией Минтранса №141 действуют не более 6 месяцев (ч.1 п.7 Инструкции №141).

Далее.

В 2019 году НК РБ (ч.2 пп.1.2 ст.171) указывал нам, что:

— по «основной» временной норме (т.е. норме расхода топлива, установленной заводом-изготовителем) расходы на топливо учитываются при налогообложении прибыли без ограничения по срокам (без 6-месячного ограничения)

— по «вторичной» временной норме (т.е. норме, установленной руководителем организации) расходы на топливо учитываются в налоговом учете не более 6 месяцев. А далее такие расходы на топливо признаются сверхнормативными и в налогообложении прибыли не участвуют.

Однако ч.1 п.6 Указа №503 «О налогообложении» установил, что в 2020 году (и в 2021 году согласно НК-2021) затраты на оплату стоимости топлива, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации либо самостоятельно, либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (т.е. учитываются при налогообложении прибыли в пределах установленных норм без 6-месячного ограничения по времени).

Обратите внимание!

Обязательные нормы, утвержденные Минтрансом в 2019 и 2020 годах, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 года.

В этой связи, полагаем, необходимо пересчитать размер затрат на топливо, включенных в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, за период начиная с 11.04.2016 года в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом в 2019 и 2020 годах.

При этом в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 №470 (вступило в силу с 13.08.2020) за период с 12.07.2015 (дата вступления в силу Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении») по 12.08.2020 при условии отсутствия норм расхода топлива, установленных (а мы такой случай как раз и рассматриваем):

  • актами законодательства
  • локальными актами республиканских органов государственного управления
  • локальными актами иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь

допускается применение норм расхода топлива, установленных руководителем организации либо ИП (без 6-месячного ограничения по «временным» нормам):

  • либо самостоятельно
  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»)

Для машин, механизмов, оборудования и судов

Учет топлива оборудования и судов
Налоговый учет топлива судов, машин, механизмов и оборудования

в 2021 году

Все также, как и для механических транспортных средств.

Нормы расхода топлива устанавливаются руководителем:

  • либо самостоятельно
  • либо путем обращения в БелНИИТ «Транстехника»

При «самостоятельном» установлении норм расходов:

  1. сначала руководствуемся нормами МинТранса (если они есть; при этом для машин, механизмов и оборудования применяем нормы Инструкции №141 МинТранса)
  2. если норм от МинТранса нет — изучаем документацию от завода-изготовителя и берем нормы оттуда (если документации нет или не сохранилась — сделайте запрос на завод-изготовитель)
  3. если и таких норм нет — обращайтесь за нормами БелНИИТ «Транстехника»
  4. на время, пока испытательная лаборатория нормы Вам не предоставила — устанавливаем нормы самостоятельно.

в 2020 году

Информация далее была актуальна для учета топлива в 2020 году

В 2020 году, прежде всего необходимо было руководствоваться нормами Указа №503.

Пункт 6 Указа №503 позволяет учитывать в составе затрат при налогообложении прибыли затраты на оплату стоимости топлива в пределах норм, установленных руководителем организации (без 6-месячного ограничения по времени, предусмотренного пунктом 7 Инструкции №141).

Нормы Указа №503 имели превалирующее значение над нормами НК-2020. Однако, приведем наше мнение по поводу норм НК.

Подпункт 1.2. пункта 1 статьи 171 НК РБ-2020 отсылает нас к нормам, установленным в соответствии с законодательством (и далее по тексту НК РБ-2020 речь идет о механических транспортных средствах, но не о машинах, механизмах, оборудовании и судах).

Часть первая пункта 7 Инструкции, утвержденной Постановлением №141 определяет, что если установленной нормы расхода топлива нет (а ведь мы рассматриваем именно такой случай) – то в течение 6-ти месяцев следует руководствоваться временной нормой.

А временная норма прежде всего – это норма, установленная организацией (заводом)-изготовителем (п.3 Инструкции №141).

И только если отсутствует норма, установленная заводом-изготовителем, то временная норма устанавливается руководителем организации или ИП (часть вторая п.7 Инструкции №141).

Получается, что норма, установленная заводом-изготовителем машины, механизма или оборудования, — это «основная» временная норма. Но относить на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, по этой норме можно по-прежнему лишь не более 6-ти месяцев.

А дальше следует руководствоваться нормами, установленными МинТрансом. Но
ведь их по-прежнему может не быть.

Со своей стороны, полагаем, что у налоговых органов не должно быть вопросов, если при отсутствии установленной МинТрансом нормы расхода топлива в отношении машины, механизма, оборудования, на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, будут относиться расходы на оплату стоимости топлива (без 6-месячного ограничения) по норме, установленной руководителем организации (в соответствии с пунктом 6 Указа №503, т.к. Указ имеет превалирующее правовое значение над нормами и НК РБ, и Инструкции №141):

  • либо самостоятельно (в идеале – по норме, установленной заводом-изготовителем, т.к. затраты должны быть экономически обоснованы)
  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»)

Обратите внимание!

Принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 №470 (вступило в силу с 13.08.2020).

В соответствии с подпунктом 1.3 указанного Постановления №470 за период с 12.07.2015 по 12.08.2020 при отсутствии норм расхода топлива, установленных законодательно (а мы такой случай как раз и рассматриваем), допускается применение норм расхода топлива, установленных руководителем организации либо ИП (без 6-месячного ограничения по «временным» нормам):

  • либо самостоятельно
  • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ «Транстехника»).

Таким образом, на основании норм подпункта 1.3 пункта 1 Постановления № 470 с 12 июля 2015 года (дата вступления в силу Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении») нормы расхода топлива, установленные руководителями организаций самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, в отношении которых нет актов законодательства или локальных актов, приравнены к установленным законодательно, и соответственно стоимость топлива, израсходованного в пределах таких норм, с 12.07.2015 подлежит включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.09.2020 №2-2-10/01946-1).

Учет топлива при УСН

Достаточно распространенные вопросы:

Нужно ли вести учет топлива при УСН?

Для организаций — нужно!
Если организация применяет УСН с ведением бухгалтерского учета, то ведение учета топлива при УСН — это такая же обязанность, как и ведение других участков бухгалтерского учета.
На налоговый учет организации при УСН расходы, понесенные на оплату топлива, не учитываются (на сумму налога при УСН понесенные организацией расходы влияния не оказывают).
Однако в силу НК РБ:
— ведение учета в КУДиР не освобождает плательщиков налога при УСН от составления и хранения первичных учетных документов (ПУД);
— организации признаются налоговыми агентами в отношении доходов своих работников (физических лиц).
А силу норм главы 18 НК РБ при отсутствии ПУД на списание топлива (рекомендуем оформлять путевые листы / справки (как подтверждение пробега автомобиля) и акты на списание топлива / ведомости данных путевых листов (как основание списания топлива на счета учета затрат)) расходы на оплату топлива могут (а по нашему мнению — должны) признаваться доходами с физических лиц — работников организации (с уплатой подоходного налога).

Что делать с НДС по топливу?

Организации на УСН без НДС относят стоимость «входного» НДС по приобретаемому топливу на стоимость топлива (п.14 ст.132 НК РБ).
Организации на УСН с НДС вправе:
— либо принять НДС к вычету (про порядок такого принятия читайте в разделе про учет НДС)
— либо отнести на увеличение стоимости топлива (без отражения на счетах НДС; п.11 ст. 132 НК РБ)

Учет НДС по топливу

НДС по приобретенному топливу организациям и ИП, применяющим режимы налогообложения с уплатой НДС, можно принимать к вычету.

Для этого необходимо иметь:

  • первичный учетный документ (ПУД), в котором будет выделены ставка и сумма НДС по приобретенному топливу
  • ЭСЧФ (электронный счет-фактуру), полученную от продавца и подписанную ЭЦП организации или ИП, приобретших топливо (если топливо приобретается за наличный расчет подотчетным лицом, то для того, чтобы получить от продавца ЭСЧФ, необходимо в 30-дневный срок с даты покупки топлива заявить продавцу в произвольной форме требование о выставлении ЭСЧФ в адрес покупателя топлива)

В качестве ПУД необходимо иметь:

  • либо ТН / ТТН от продавца топлива (но их оформление в соответствии с п.1 Постановления МинФина №58 при приобретении топлива через АЗС не является обязательным, хотя и возможным)
  • либо единолично составленный ПУД, оформленный в соответствии с требованиями законодательства на основании кассового чека (не товарного чека, а именно кассового чека). В соответствии с п.5 ст.10 Закона о бухучете ПУД составляется при совершении хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после её совершения. Форму такого единоличного первичного учетного документа (ПУД) не забудьте внести в учетную политику.

Сам по себе кассовый чек не является ПУД, однако платежный документ, формируемый кассовым оборудованием (кассовый чек), необходим для целей налогового учета для вычета НДС (п.5.8 ст.132 НК РБ).

Не забудьте, что для принятия НДС по топливу к вычету кассовый чек должен содержать сведения о ставке и сумме НДС.

Эти сведения на кассовом чеке могут (п.4 ст.130 НК РБ):

  • либо отражаться автоматически в качестве реквизита платежного документа
  • либо отражаться вручную (заверяется штампом / печатью продавца топлива + подписью или руководителя, или глав буха, или уполномоченного им лица)

При сверхнормативном расходе топлива следует рассмотреть необходимость восстановления суммы НДС, принятой к вычету в части сверхнормативного расхода (порядок такого рассмотрения отражен в вопросе 2 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.03.2017 №2-1-10/00584 «О корректировке налоговых вычетов по НДС в случае порчи, утраты товаров»; порядок восстановления НДС — в пп.24.15 п.24 ст.133 НК РБ).

Бухгалтерский учет топлива — кратко

Расчеты с поставщиками / подотчетными лицами по приобретаемому топливу в зависимости от способа приобретения топлива отражаются по дебету счетов 60, 76 (55), 71 в корреспонденции с кредитом счетов 50, 51, 55.

Бухгалтерский учет топлива ведется на субсчете 10-3 «Топливо» — на нем учитываются наличие и движение горюче-смазочных материалов (п.16 Инструкции о МинФина от 29.06.2011 №50).

Особенности бух учета ГСМ установлены пп. 76-83 Инструкции МинФина от 12.11.2010 №133.

Если складские запасы топлива у организации отсутствуют (автомобили заправляются на АЗС), то бухгалтерский учет топлива ведется на субсчете «Топливо в баках транспортных средств».

Основанием для оприходования топлива на субсчет 10-3 «Топливо» являются ПУД, которыми в зависимости от способа приобретения топлива могут являться:

  • ТТН (при этом в соответствии с абз.7 ч.8 п.1 Инструкции МинФина от 30.06.2016 №58, при купле-продаже ТМЦ через АЗС накладные формы ТТН-1 и ТН-2 могут не заполняться);
  • справка-акт о реализации, отчет о количестве и стоимости отпущенных нефтепродуктов и иные аналогичные документы;
  • ПУД, составленный участником хозяйственной операции единолично на основании кассового чека на приобретение топлива, справки-акта о реализации топлива и других аналогичных документов (при необходимости).

Разработанные организацией формы ПУД отражаются в Положении об учетной политике организации.

Данные о наличии остатка топлива в баках транспортных средств на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков.

Учет НДС по приобретенному топливу, выделенного в первичных учетных документах (в случае его выделения), ведется с использованием счета 18.

Стоимость топлива, фактически израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, списывается в зависимости от направления использования транспортных средств с кредита субсчета 10-3 «Топливо» в дебет счетов 20, 26, 44 и других (в соответствии с учетной политикой).

В случае, если фактический расход топлива транспортного средства в отчетном периоде превышает установленный в соответствии с требованиями законодательства нормативный расход топлива (см. ранее в настоящей статье), то стоимость топлива, израсходованного сверх норм, отражается с использованием счета 94.

Основанием для списания топлива с кредита субсчета 10-3 «Топливо» являются ПУД, которыми могут выступать:

  • накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов;
  • карточки учета расхода топлива за отчетный период;
  • акты списания топлива и т.п.

С уважением, Бухгалтерский центр «Арденна»


(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Для автомобилей установлены следующие виды норм:

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

— базовая норма в киловатт-часах на 100 км (кВт*ч/100 км) пробега АТС с тяговым электроприводом в снаряженном состоянии;

(абзац введен распоряжением Минтранса России от 30.09.2021 N ВД-196-р)

— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;

— для автомобилей, приводимых в движение тяговым электроприводом — в киловатт-часах;

(абзац введен распоряжением Минтранса России от 30.09.2021 N ВД-196-р)

КонсультантПлюс: примечание.

Изменения в абз. 13 п. 4 внесены в строгом соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р. По-видимому, аббревиатура СНГ в словосочетаниях «л СНГ», «литрах СНГ» также должна измениться на «л СУГ», «литрах СУГ».

— для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ), — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

— для автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) — в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р в абз. 15 п. 4 слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже.

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, влияющих на расход топлив АТС (за исключением автомобилей с тяговым электроприводом) производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в пунктах 5 и 6 настоящих методических рекомендаций в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).

(в ред. распоряжений Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для автомобилей с тяговым электроприводом, дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы, влияющие на расход электроэнергии, определяются решением юридического лица или индивидуального предпринимателя и учитываются в виде процентов повышения исходного значения нормы (суммарной относительной надбавки), но не более 100%.

(абзац введен распоряжением Минтранса России от 30.09.2021 N ВД-196-р)

5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

свыше 5 млн. человек — до 35%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек — до 25%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 — 40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. — до 20%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования — до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%.

При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р в абз. 33 п. 5 слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.

на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

6. Норма расхода топлив может снижаться.

При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению N 2;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании.

(в ред. распоряжений Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В предыдущей статье мы писали о  том, что МНС РБ считает неправомерным отнесением на затраты предприятий расходов на ГСМ по нормам, разработанным Транстехникой.

МНС письмом № 2-2-10/Ас-01131 от 19.07.2019 за подписью Первого заместителя Министра И.Н. Клепчи конкретно разъяснило, что «если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными».

29 июля 2019 года Минтранс РБ разъяснило свою позицию о порядке применения норм расхода топлива причем прямо противоположную МНС РБ. 

По мнению Минтранса, «затраты на топливо, рассчитанные в соответствии с нормами расхода топлива, разработанными аккредитованными лабораториями, в частности БелНИИТ «Транстехника», не относятся к сверхнормативным». Министерство транспорта РБ также сообщило, что в настоящее время принимаются меры по пересмотру и актуализации норм расхода топлива в области транспортной деятельности и  что соответствующие разъяснения направлены в адрес Министерства по налогам и сборам.»

Плательщикам остается ждать — кто победит в данном споре. Хотелось бы, чтобы Минтранс. 

Читайте разъяснение  на сайте Минтранса.

ВНИМАНИЕ: по состоянию на 28.02.2020 информация обновлена. На всеобщее обсуждение вынесен Проект Совмина

2019-07-31

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция 136 и цб рф для кассира банка
  • Инструкция 1105 ржд читать онлайн
  • Инструкция 107н по бюджетному учету
  • Инструкция 107н заполнение платежных поручений 2023 года
  • Инструкция 107 о порядке ведения кассовых операций в новой редакции