Приложение 5
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения в 1-4 классах
Цели и задачи
1.Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения.
2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
— темп чтения, при котором осознается текст;
— навык осознанного чтения в определенном темпе;
— чтение без ошибок.
3 Проведение проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля три раза в год:
— в начале года (вводный контроль);
— в декабре (текущий контроль);
— в конце года (итоговый контроль).
Требования к уровню сформированности навыка чтения
- Способ чтения – чтение целыми словами;
- Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Классификация ошибок, влияющих на снижение отметки:
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
- слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценивания уровня сформированности навыка чтения в 1-4 классах.
Класс |
на начало года |
на конец I полугодия |
на конец II полугодия |
1 кл. |
не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту |
на 2 — менее 15слов |
|
2 кл. |
на 2 — менее 15слов |
на 2 — менее 25 слов |
на 2 — менее 40 слов |
3 кл. |
на 2 — менее 40 слов |
на 2 — менее 40 слов |
на 2 — менее 65 слов |
4 кл. |
на 2 — менее 65 слов |
на 2 — менее 65слов на 3 — 65-74 слова |
на «2» — менее 85 на «5» — 100 и более |
1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения в 1классе может не проверяться.
При проверке техники чтения начале года, показатель скорости чтения должен соответствовать показателю норм чтения прошлого года.
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения
1. Проверка сформированности техники чтения у обучающихся проводится в течение одного дня.
.2. В кабинете, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, один – на которого возлагаются обязанности экзаменатора, и другой – учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли ассистента.
3. Ассистент обеспечивает дисциплину в классе, наблюдает за порядком проведения мониторинга.
4. Экзаменатор предоставляет обучающемуся необходимый материал на отдельном листе без пометок и подсчета количества слов, второй экземпляр текста находится у экзаменатора (именно по нему ведется подсчет количества прочитанных за минуту слов и отслеживаются ошибки и недочеты в чтении учащегося).
5. Обучающимся, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
6. Текст, предлагаемый для чтения, обучающийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение по истечении 1 минуты.
7. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает обучающемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения обучающегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки (приложение №1, приложение №2). По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
8. После прочтения обучающимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
9. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор производит подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
Приложение 1
Проверка техники чтения в 1- 4 классах
20… — 20… учебный год
Класс………………………… Учитель…………………………………
Диагностическая карта
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Способ чтения: слоговое, целыми словами |
Правильность: повтор, искажение, орфоэпические ошибки |
Темп чтения: слов в минуту |
осознанность |
выразительность |
оценка |
||
ниже нормы |
норма |
выше нормы |
|||||||
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
Приложение 2
Рекомендации по оцениванию техники чтения
1. В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения обучающихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения (приложение №1, приложение №2), которая заполняется сразу после каждого обучающегося, читавшего текст.
2. Параметры:
- Способ чтения (определяется во время чтения) у учащихся начальной школы.
- Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
- Правильность чтения (определяется во время чтения).
- Выразительность чтения (определяется во время чтения).
- Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
3. В ходе проверки техники чтения в таблице (приложение №1, приложение №2) необходимо поставить отметку (+-), чтобы отметить способ чтения каждого учащегося. Отметка итоговая ставится исходя из вышеперечисленных критериев оценки техники чтения.
4. Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту. Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на осмысление читаемого.
5. Группы типичных ошибок:
- искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими;
- наличие повторов (слогов и слов);
- нарушение норм литературного произношения:
- орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
- ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.
6. Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается знаками (+-).
7. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы. Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
— не более двух неправильных ударений;
— отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
— осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
— неточности при формулировке основной мысли произведения;
— нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Осознание прочитанной информации предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
— значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
— содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
— предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
— основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
8. Вывод экзаменатора о том, что для данного обучающегося характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.
Работа учителя
На основании приложений №1 и №2 учитель анализирует результативность техники чтения класса в целом, выявляет учащихся, не владеющих навыком беглого осознанного чтения, формулирует задачи и составляет план работы по улучшению показателей техники чтения. Краткий самоанализ работы помещается учителем в приложение №3 (выводы о том, произошло ли повышение/понижение % качества и % выполнения данной работы по сравнению с предыдущей проверкой и какие объективные причины этому предшествовали).
Приложение 3
Анализ техники чтения
Класс………….. Учитель………………………
от……………………………..
- Количество учащихся в классе — ……..
- Число проверенных учащихся — ………..
- Цели: выявить навыки чтения:
Понимание слов: ключевых; употребленных в переносном смысле. Понимание предметного плана: о чем, о ком или что говорится в этой части, в тексте, осознание смысла предметного плана, что всем этим хотел сказать автор. Осознание основной мысли произведения.
Способ чтения
- Читаю по буквам — …………..учащихся
- Читают по словгам — …………учащихся
- Читают по слогам и целыми словами — …………….учащихся
- Читают целыми словами — ………….учащихся
Правильность чтения
- Без ошибок – ………….учащихся
- С 1-2 ошибками — …….учащихся
- С 3 и более ошибками — учащихся
- Пропуск, замена, искажение букв, слогов — ………учащихся
- Повторы слов, слогов — ……..учащихся
- Постановка ударения — ……….учащихся
- Ошибки в окончании слов — ………учащихся
Темп чтения
- Ниже нормы — ……..учащихся
- В норме — …………учащихся
- Выше нормы — ………учащихся
Выразительность чтения
- Использование основных средств выразительность (пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание –
…………… учащихся.
- Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации — ……учащихся
______________________
Техника чтения
В школе принято проверять технику чтения учащихся. Ребенку дается текст, который он читает в течение одной минуты, а затем подсчитывается количество прочитанных слов. Учитывая, что навыки чтения формируются постоянно, проверка техники чтения проводится 5 раз в год.
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения
-
Проверка сформированности техники чтения у учащихся начальной школы может проводиться в течение нескольких дней.
-
В аудитории, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя начальных классов, один из которых – учитель, преподающий в данном классе, на которого возлагаются обязанности организатора, и другой – учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли экзаменатора.
-
Организатор заводит по одному учащемуся в аудиторию для прохождения процедуры проверки техники чтения, предоставляет учащемуся необходимый материал (бланк с текстом для чтения), а также обеспечивает порядок очерёдности прохождения учащимися данной процедуры.
-
Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
-
Текст, предлагаемый для чтения, учащийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение учащегося по истечении 1 минуты.
-
Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
-
После прочтения учащимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.
-
Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем-экзаменатором, содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя.
-
При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
-
По окончании беседы по содержанию прочитанного текста ученик покидает аудиторию в сопровождении организатора, а учитель-экзаменатор в это время может произвести подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполнить таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
-
Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной, спокойной атмосфере.
-
Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся, выставлять оценки по окончании чтения (устно или в журнал).
Рекомендации по оцениванию техники чтения
В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Перечислим данные параметры.
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Способ чтения может быть разным:
-
слоговым чтением,
-
чтение слогами и целыми словами,
-
чтением целыми словами,
-
чтением словосочетаниями и синтагмами.
В ходе проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо поставить плюс (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося.
Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.
В следующей таблице приведены нормы чтения, принятые Министерством образования РФ в 1998 году. При проведении мониторинга техники чтения необходимо определять результаты исходя из данных нормативов:
Класс |
Нормы техники чтения (слов в минуту) на конец учебного года принятые Министерством образования РФ нормативы чтения (1998 г.) |
для чтения вслух: |
|
1 класс |
25-30 слов |
2 класс |
45-50 слов |
3 класс |
65-70 слов |
4 класс |
90 слов |
При заполнении таблицы результатов проверки техники чтения в графах раздела «Темп чтения» следует делать пометки, исходя из следующих правил: если количество прочитанных слов в 1 минуту меньше (больше) нормы не более, чем 5 слов, то такой темп чтения относить к норме. (Например, в 4 классе ученик прочитал текст темпом 93 слова в 1 минуту при норме 90 слов, то результат его чтения вноситься в графу «норма».)
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
-
искажение звукобуквенного состава:
-
пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
-
перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
-
вставка произвольных элементов в единицы чтения;
-
замена одних единиц чтения другими;
-
наличие повторов (слогов и слов);
-
нарушение норм литературного произношения:
-
орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
-
ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов .
Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы.
Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
— не более двух неправильных ударений;
-
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-
неточности при формулировке основной мысли произведения;
-
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Понимание (осмысленность) чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
В данном мониторинге берется во внимание первый уровень осознания прочитанной информации.
Первый уровень предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
• значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
— непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
— неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
— неумение выделить основную мысль прочитанного;
— неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
— нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.
Анализ проверки техники чтения (№___)
Класс ____ Норма слов _______. Преподаватель: _______________
Предмет: «Литературное чтение» Дата проведения: ________________
Материал для проверки: ___________________________________________________________Объём текста: ______________
№ |
Ф.И.уч-ся |
Результаты чтения |
Способ чтения |
Без ошибок |
Кол-во ошибок |
Характер ошибок |
Понимание прочитанного |
Выразительность |
Примечание |
Оценка |
|||||||||||
Темп чтения — вход |
Конец 1 чт. |
Конец 2 чт. |
Конец 3 чт. |
конец 4 чт. |
Слог |
Слог + целое слово |
Целое слово |
Пропуск |
Замена |
Искажение |
Ударение |
Окончания |
Повторы |
||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||||||||
16 |
|||||||||||||||||||||
17 |
|||||||||||||||||||||
18 |
|||||||||||||||||||||
19 |
|||||||||||||||||||||
20 |
|||||||||||||||||||||
Итого |
Выводы: В классе __ человек, проверено — ___ чел.
Рекомендации:
В школьной программе достаточно чётко сформулированы требования к навыку чтения, которыми ребёнок должен овладеть на определённом отрезке времени в каждом классе.
Содержание
- Нормы чтения в начальной школе по ФГОС по четвертям
- Что важно учитывать при проверке техники чтения?
- Требования к текстам для проверки техники чтения
- Тексты для проверки техники чтения в 1 классе
- Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
- Тексты для проверки техники чтения в 3 классе
- Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
- Как правильно проверить технику чтения?
- Таблица и график техники чтения ребенка
- Тренажер для проверки скорости чтения
Нормы чтения в начальной школе по ФГОС по четвертям
Данные по 1 классу тоже указаны с оценками для того, чтобы можно было реально оценить возможности ребенка на данный момент. Естественно, что в 1 классе учитель производит проверку техники чтения без выставления оценок.
К тому же надо учитывать, что если ребенок обучается в лицее или гимназии, то нормативы будут выше.
При проверке техники чтения учитываются следующие параметры:
- скорость;
- способ чтения;
- понимание;
- выразительность;
- правильность
Наиболее важными из перечисленных пунктов являются: темп чтения и осознанность прочитанного материала. Ребёнок должен понимать о чём он читает!
Все мы разные. Некоторые дети испытывают необъяснимое волнение во время проверки техники чтения. Отсюда часто показывают результат хуже, чем могли бы. Поэтому я решила рассказать все тонкости данного процесса, чтобы родители могли грамотно проверить технику чтения своего ребёнка дома.
Во-первых, вы увидите реальные проблемы и будете знать, на что нужно обратить внимание.
Во-вторых, ребёнок потренируется и перестанет волноваться.
Тексты для проверки техники чтения
При проверке техники чтения нужно использовать подходящие тексты. Нельзя использовать первый попавшийся под руку рассказ или отрывок. Результаты оценки окажутся неверными.
К текстам предъявляются вполне конкретные требования:
- ребёнок должен видеть его впервые;
- текст должен соответствовать возрасту;
- предложения должны быть достаточно короткими, без сложных конструкций;
- лучше, если в нем не будет диалогов;
- не должно быть иллюстраций;
- текст должен помещаться на одну страницу;
- быть напечатан удобным для чтения крупным шрифтом.
Тексты для проверки техники чтения в 1 классе
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных. (38 слов) (По К. Ушинскому)
Лесной оркестр
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова) (По В. Бианки)
Хитрая рыба
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов) (По Э. Шиму)
Летучие мыши
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой. Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово) (По Ю. Дмитриеву)
Лето
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки. Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Живая шляпа
Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу. Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (63 слова) (По Н. Носову)
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шёл вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов) (По К. Паустовскому)
Лебеди
Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди — кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться. Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб. Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук. (70 слов)
Белка
В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, — где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы. (70 слов ) (По В. Чаплиной)
Муравьиная тропа
Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать? Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек. (72 слова)
Тексты для проверки техники чтения в 3 классе
Сказка в лесу
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко. Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78 слов) (По К. Паустовскому)
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок. (74 слова) (По Н Сладкову)
Лесной лакомка
Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум. Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни. Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину. Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула. Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для Медведя. (79 слов)(По Вл. Арсеньеву)
Антарктида
Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов. Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины. Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли На карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом. Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов) (Из журнала «Мурзилка»)
Утренние лучи
Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи будить землю. Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку. Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. (86 слов) (По К. Ушинскому)
Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Журавль
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях. Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый. Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши. Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля. Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов) (По С. Аксакову)
Яблонька
Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось. Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко. Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю. (97 слов) (По К. Ушинскому)
Котёнок
Один раз дети пошли гулять на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались, глядя на него. Вдруг они увидели, что скачет охотник, а впереди него две собаки. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его. Охотник подскакал и отогнал собак. (99 слов) (По Л. Толстому)
Разноцветные кораблики
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: желтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно, И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра… Большой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена который красуется на берегу. (118 слов) (По Д. Кайгородову)
На дне снежного моря
Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках. Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом. На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом — вроде как выезжают зимой на дачу. (120 слов) (По В. Бианки)
Лисья школа
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком. Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору. Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами. Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа. Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак. Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова) (По А. Бостром)
У кого домик лучше всех
Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех. Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы. Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе. Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи. Самое, уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда. (150 слов) (По В. Бианки)
Как правильно проверить технику чтения?
- Выбрать подходящее время.
- Устранить все отвлекающие факторы: телевизор, компьютер, мобильный телефон.
- Приготовить все необходимое: песочные часы на 1 минуту (это лучше, чем просто секундомер в телефоне) и текст.
- Посадить ребёнка за стол и положить перед ним распечатанный текст (лучше 14 шрифтом).
- Сесть рядом и положить песочные часы.
- Сказать «Начали». В этот момент ребенок начинает читать, а вы переворачиваете часы.
- Следить за временем и в это же время нужно внимательно слушать, отмечая для себя допущенные ошибки.
- Сказать «Стоп», когда пройдёт ровно минута.
- Задать ребёнку вопросы по тексту. Хотя бы спросить о том, что он понял.
Как оценить скорость чтения?
Скорость или темп чтения определяется количеством слов, которые ребенок успел прочитать за минуту. При подсчёте слов необходимо учитывать все предлоги и союзы.
В критерий правильности входит не только верное прочитывание каждого слова, но и правильная постановка ударения. Также следует обращать внимание на повторы слов или предложений. Это тоже считается ошибкой. Но! Нельзя останавливать ребенка во время проверки и указывать ему на эти ошибки. С ними разберетесь уже после того, как проверка завершится. Вернитесь к «ошибочным» словам и прочитайте их еще раз.
Осознанность прочитанного текста. Необходимо не только бегло читать, но и понимать, о чем речь. То есть читать осознанно. Для проверки осознанности задайте ребенку два или три вопроса по тексту. Пересказывать ничего не надо. Ответов на ваши вопросы будет достаточно. процесс понимания прочитанного во многом зависит от объёма внимания вашего ребёнка.
Обращайте внимание на выразительность, наличие интонационных пауз, логических ударений.
Для себя можете отметить способ чтения: по слогам, слоги+целые слова или чтение целыми словами.
При выставлении оценки особое внимание уделяется трём критериям: скорость, осознанность, правильность.
Таблица для проверки техники чтения
При желании вы можете использовать специальную таблицу, которой пользуются учителя начальных классов при проверки техники чтения. В ней учитываются все необходимые параметры, а именно: скорость и правильность чтения, выразительность, осознанность и способ чтения. Можно фиксировать в ней результаты ребёнка с указанием даты. Будет хорошо виден прогресс юного читателя.
Скачать таблицу для проверки техники чтения
График построения скорости чтения
Иногда, для еще большей наглядности прогресса в чтении, хорошо использовать индивидуальный график прироста скорости чтения. На нём каждую четверть отмечается точка, соответствующая числу прочитанных за минуту слов. Точки, по мере появления, соединяются между собой. Кривая роста скорости чтения обязательно будет расти вверх! Ребёнок будет видеть свой результат. Создается ситуация успеха, которая вдохновит юного читателя покорять новые вершины.
Скачать график построения скорости чтения
Тренажер для проверки техники чтения
Для проверки техники чтения можно воспользоваться также специальным интерактивным тренажером. Его легко скачать себе на компьютер. Он очень прост в использовании. Ребенок может легко проверить скорость своего чтения самостоятельно. Тренажер снабжен секундомером, все тексты разделены по классам и по четвертям.
Скачать интерактивный тренажёр для проверки скорости чтения
можно БЕСПЛАТНО. Но он не решает вопрос улучшения техники чтения.
А технику чтения нужно тренировать!
Для этого существует достаточно много приемов. Некоторые из них вы можете найти в статье про скорочтение.
Достичь значительного результата вам поможет тренинг по скорочтению. Специальным образом сформированные тексты и упражнения помогут в короткие сроки повысить скорость чтения, понимание прочитанного, развить речь и внимание.
Пройдя тренинг ребенок начнёт читать, как минимум, в 2-3 раза быстрее и учебные показатели улучшатся.
Скачать ТРЕНИНГ по скорочтению и развитию речи
И получить
ПОДАРОК
СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И СКОРОЧТЕНИЯ
Подарите своему ребенку шанс стать более успешным и уверенным!
Также вы можете приобрести БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.
Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.
Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
В книге вы найдете:
- Зашумленные тексты с вопросами;
- Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
- Методику работы с зашумленными текстами;
- Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
- Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.
В результате у ребенка:
- увеличивается скорость чтения;
- развивается внимание и память;
- вырабатываются навыки осознанного чтения;
- развиваются навыки самоконтроля;
- развивается речь;
- уменьшается количество ошибок при письме;
- облегчается процесс написания изложений и сочинений;
- улучшение учебных показателей.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.
Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.
Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.
Желательно проработать по всем трем уровням сложности.
Уровень 1
Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.
Уровень 2
Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.
Уровень 3
Количество слов в текстах 45-95. Сложная шумовка.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Рекомендации по оцениванию техники чтения
Техника чтения в 1 классе
Умение читать – одно из самых важных навыков,
способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике
чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в
этот период и формируется темп чтения.
Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1
классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников
проверяется:
—
сформировался ли способ чтения по слогам;
—
насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
—
понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
—
соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.
Требования
к чтению
В 1 полугодии технику чтения можно не проверять.
На конец 2 полугодия у ребенка должно быть
сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым
словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость
чтения в 1 классе должна составлять:
в 1 полугодии – 20-25 слов в минуту
во 2 полугодии – 40-45 слов в минуту.
Особенности
проверки:
В 1 классе оценки не ставятся, ученик либо
«справился», либо «не справился» с заданием.
Для проверки техники чтения необходимо заранее
подготовить незнакомый ребенку текст. Предложения в тексте должны быть простые
и короткие. Картонок быть не должно, чтобы ученик не отвлекался. Важно
настроить ребенка на быстрое чтение.
В процессе чтения первоклассник должен следить по
тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Когда ребенок начал читать, не
следует останавливать его, даже если он ошибся в прочтении слова или в
постановке ударения. После чтения необходимо задать ребенку несколько вопросов
по тексту.
Навыки
и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период крайне
важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, с целью оказания им
своевременной помощи в случае отставания (Приложение 1).
1
класс (вторе полугодие)
Мурзик
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села
ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона
испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло.
Он провалился в пушистый снег.
(40 слов)
А. Мусатов
1.Какой был кот Мурзик?
2.Куда прыгнул котенок?
3.Над чем пролетела ворона?
4.Куда провалился Мурзик?
Павлин
Собрались
птицы себе царя выбирать. Распустил павлин хвост и стал проситься в цари. Все
птицы выбрали его за красоту царём. Сорока говорит: — Скажи, павлин, когда ты
царём будешь, как станешь нас от ястреба защищать?
Павлин
не знал, что ответить. И все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин. И
не взяли его царём, а взяли орла.
(58 слов)
По Л. Толстому
Вопросы:
1. Для чего
собрались птицы?
2. Какая птица
стала проситься в цари?
3. Почему птицы
задумались, хорош ли будет царь павлин?
4. Кого они взяли
в цари?
Техника чтения во 2 классе
Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается
с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим
предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во
втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.
У
второклассников проверяется:
·
насколько сформировано умение читать
целыми словами и словосочетаниями;
·
осознается ли школьником смысл содержания
текста;
·
умеет ли ребенок использовать паузы,
соответствующие знакам препинания в тексте;
·
используются ли при прочтении интонации,
передающие особенности героев.
Требования к чтению
В
1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами.
Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.
Во
2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны
также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение
нежелательно.
Нормы техники
чтения во втором классе
Техника
чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:
В 1 полугодии —
45-55 слов в минуту;
Во 2 полугодии —
55-60 слов в минуту.
Оценивание техники
чтения во втором классе:
Оценка |
1 |
2 |
«5» |
45-55 |
55 |
«4» |
36 |
44- |
«3» |
27 |
33-43 |
«2» |
Менее |
Менее |
При оценивании техники чтения во втором классе следует
снижать отметку на один балл, если ученик допустил 1-2 грубых ошибки (ошибку в
окончании, искажение, пропуск, замену) и 1 негрубую ошибку (повтор, ударение)
и на два балла, если ученик допустил 3-4 грубых ошибок при чтении и 1 негрубую
ошибку.
От
скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики
обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному
— читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно (Приложение
1).
.
2 класс (первое полугодие)
Барсуки
Светило
яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук.
Вот
зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были
маленькие и жирные.
Барсучата
стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький
барсучонок был самый веселый.
(47 слов)
И. Аксенов
Вопросы:
1. Где
была барсучья нора?
2.
Какими были барсучата?
3.
Как играли зверьки?
4.
Кто из барсучат был самым веселым?
Чудесная
елка
Ребята
устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку
ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам
прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты.
Утром
прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками.
Вечером
под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной
капустой и сладкой морковью.
(61 слово)
Г. Скребицкий, В.
Чаплина
Вопросы:
1. Что решили
устроить ребята в лесу?
2. Как дети
украсили елку?
3. Где уместился
кочан капусты?
4. Кто угощался
детскими подарками?
2 класс (второе полугодие)
Утята и стрекоза
Каждое утро
хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле
куста, а сама уходила.
Как только утята
подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно
стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их
всех перекусает.
А злая стрекоза
садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже
целый день не подходили к тарелке.
68 слов
По Б. Житкову
1.
Чем кормила утят хозяйка?
2.
Кто пугал утят?
3.
Действительно ли стрекоза была злой?
4.
Почему утята ее боялись?
Белка
В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое,
закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было
забраться. Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на
дерево прыгает, — где ягоду сорвёт, где еловую шишку.
А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То
грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот
и пригодятся белке припасы.
(70 слов)
В. Чаплина
1.Где белка устроила гнездо?
2. Когда начинает белка готовить запасы на зиму?
2.Какие запасы готовит белка на зиму?
Техника
чтения в 3 классе.
Навык чтения во многом определяет эффективность
обучения по другим предметам. Именно поэтому очень важно отслеживать развитие
навыка чтения у каждого ученика, проводить необходимую работу по
совершенствованию техники чтения.
Контроль техники чтения в 3 классе осуществляется не
реже одного раза в полугодие.
У учащихся третьих классов проверяется:
·
умение читать целыми словами;
·
осмысление содержания прочитанного текста;
·
использование основных средств
выразительности (интонации, пауз, логических ударений).
Требования
к чтению
На конец обучения в третьем классе у детей должно быть
сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение
целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению
предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством
которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
Нормы
техники чтения в третьем классе
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость
чтения в 3 классе должна составлять:
·
в 1 полугодии — 55-60 слов в минуту;
·
во 2 полугодии — 60-70 слов в минуту.
Оценивание
техники чтения по нормативам ФГОС
При выставлении оценок за технику чтения в 3 классе,
необходимо придерживаться определенных критериев:
·
чтение по слогам или слово полностью,
·
наличие ошибок при чтении,
·
количество слов в минуту,
·
выразительность,
·
осознанность.
Оценки за технику
чтения 3 класс:
Оценка |
1 |
2 |
«5» |
55 |
60-70 |
«4» |
44- |
48 |
«3» |
33-43 |
36 |
«2» |
Менее |
Менее |
* При оценивании техники чтения в третьем классе
следует снижать отметку на один балл, если ученик допустил 1-2 грубых ошибки (ошибку
в окончании, искажение, пропуск, замену) и 1 негрубую ошибку (повтор,
ударение), и на два балла, если ученик допустил 3-4 грубых ошибок при чтении и
1 негрубую ошибку.
Следует
заметить, что сама процедура проверки техники чтения в 3 классе вызывает у
многих детей стресс и чувство страха, которое, конечно же, сказывается и на
результатах. Поэтому важно настроить ребенка на предстоящую работу, успокоить
его, чтобы он не волновался и не переживал (Приложение
1).
.
3
класс (первое полугодие)
Лесной
лакомка
Шли охотники через
тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.
Молодой медведь
возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть
лапу в дупло мешали камни.
Пчелы жалили
воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь
утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.
Медведь
протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа
затрещала и рухнула.
Теперь добыть мед
было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро
меду. Остался мед и для медведя.
(79
слов.)
По
Вл. Арсеньеву
1. Кто назван лакомкой?
2. Почему медведь
назван лакомкой?
3. Про кого, кроме
медведя, рассказал нам писатель?
4. Что вы узнали о
медведе?
5. Из чего видно,
что медведь был сообразительный?
Сказка
в лесу
Великий сказочник
Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он
вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под
одним восковой цветок, под другим – наперсток. Здесь – пряник, там – яблоко.
Утром сказочник
привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она
находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки
горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78
слов.)
По
К. Паустовскому.
1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?
2. Сколько лет
было девочке?
3. Что находила
девочка на поляне?
4. Как сказано про
радость девочки?
5. Чему поверила
малютка?
3
класс (второе полугодие)
Кто
сажает лес?
За рекой росли
одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь?
Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их
кто-то здесь сажает. А кто?
Однажды осенью шел
я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый
пень. И улетела.
Я подошел к пню.
Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.
Так вот откуда
молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где
спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)
По
Г. Снегиреву
1. Почему охотников заинтересовало
появление дубков за рекой?
2. Что было
необыкновенного в поведении сойки?
3. Кто же сажает
дубки?
4. Объясните смысл
выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.)
Липа
Ночью ветер
повалил липу. Вчера еще люди отдыхали под тенью ее раскидистой кроны. Они с
наслаждением вдыхали ее душистый медовый запах. А теперь многие проходили мимо,
топтали листья, ломали сучья, не оказывали ей никакой помощи. И только один
человек сказал:
– Ее можно спасти.
Ствол липы
обвязали тряпками, обложили узкими досками. И длинный лубок готов. А в трех
местах его густо обмотали проволокой.
Подняли липу.
Обрезали лишние и слабые ветки. Ежедневно поливали водой. Она теперь стояла,
как и прежде.
И опять под ее
раскидистой кроной отдыхали люди. (86 слов.)
По
Б. Павлову.
1. Что случилось с липой?
2. Кто пришел на
помощь?
3. Что обозначает
выражение «повалил липу»?
Техника
чтения в 4 классе
Одним из важнейших факторов, влияющим на успеваемость
школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Именно поэтому
крайне важно в начальной школе отслеживать развитие навыка чтения. Осуществлять
проверку техники чтения в 4 классе следует как минимум один раз в полугодие.
У учащихся четвертых классов проверяется:
·
Сформированность умения читать
словосочетаниями и синтагмами;
·
Осмысленность чтения текста;
·
Выразительность чтения по книге и наизусть
как подготовленного, так и неподготовленного текста;
·
Самостоятельный выбор элементарных средств
выразительности, в зависимости от характера произведения.
Требования
к чтению
На момент завершения начального образования, у детей
должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с
соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности
устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание
смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Осуществление
самостоятельной подготовки к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя
любого по объему и жанру текста. Установка на постепенное увеличение скорости
чтения.
Нормы
техники чтения в четвертом классе
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость
чтения в 4 классе должна составлять:
в 1 полугодии — 75-80 слов в минуту;
во 2 полугодии — 85-90 слов в минуту.
Оценивание
техники чтения в четвертом классе:
Оценка |
1 |
2 |
«5» |
75-80 |
85-90 |
«4» |
60-74 |
68 |
«3» |
45 |
51 |
«2» |
Менее |
Менее |
* При оценивании техники чтения в четвертом классе
следует снижать отметку на один балл, если ученик допустил 1-2 грубых ошибки
(ошибку в окончании, искажение, пропуск, замену) и 1 негрубую ошибку (повтор,
ударение) и на два балла, если ученик допустил 3-4 грубых ошибок при чтении и 1
негрубую ошибку.
Несомненно,
важно одно: чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью
чтения. Ведь именно этот фактор является залогом дальнейшего успешного обучения
в средней и старшей школе (Приложение 1).
.
4
класс (первое полугодие)
Случай на охоте
Со мной на охоте
такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на
дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней
высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я
случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц.
Глядит он на меня, не шевелится.
Стыдно мне стало.
Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел
прочь и собак отозвал.
(95
слов).
По Г. Скребицкому
Вопросы:
1. Почему собаки не могли найти зайца?
2. Почему охотник не стрелял?
3. Как вы понимаете выражение «гоняют по лесу»? (Бегают, носятся в
разных направлениях.)
4. Какие слова передают крайнее изумление охотника и испуг зайца?
Яблоко
Дед был на рынке и купил себе яблоко. Хотел съесть, да
раздумал.
—
Занесу домой, детей угощу.
Дома
дед отдал яблоко внучке Нине.
—
Ой, какое яблоко большое! – обрадовалась она.
Только
хотела откусить, как пришла с работы мать.
—
Мамочка, — сказала Нина. – Ты устала. Возьми, съешь яблоко. Я угощаю тебя.
Мать
поблагодарила Нину, взяла яблоко, полюбовалась им.
—
Я Мишу угощу. Он у нас самый маленький, — сказала мама.
И
когда Миша вернулся из детского сада, отдала яблоко ему.
Миша
очень обрадовался, когда ему дали яблоко. Он достал из стола ножик, посмотрел
на деда, на маму, Нину и разрезал яблоко на четыре части.
—
Это, дедушка, тебе, это маме, а это мне и Нине, — поровну поделил он. – Я
угощаю.
Вкусное
было яблоко. Сладкое, сочное. Одного на всех хватило.
(119 слов)
По В. Хомченко
Вопросы:
1.
Почему дед решил не есть яблоко?
2.
О ком вспомнила Нина, прежде чем съесть
яблоко?
3.
Кого решила угостить яблоком мама?
4.
Как Миша разделил яблоко?
4
класс (второе полугодие)
Страшный мостик.
Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик.
Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала.
У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой
приподнимется и ударит по коленке.
«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по
мостику шла, другой стороны держалась.
Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не
упали.
— Вот противный мостик, — рассердились мальчики.— Придется теперь
речку вброд переходить.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей,
знакомых предупредили:
— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут,
ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется…
(116 слов.)
По Ю. Ермолаеву
1. Какой был на речке мостик?
2. Почему Таня чуть не упала?
3. Что она подумала о мостике?
4. Почему рассердились мальчики?
5. О чем рассказали дети в поселке?
Цветок или волчья пасть?
Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Миколка.
Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница.
Он получил пятерку.
А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка
отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать
маме о его плохой учебе.
Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло
белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:
— Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу.
Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.
Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка.
Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на
кого-то броситься.
Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.
120 слов
По В. Сухомлинскому
1. Почему Сергейке было весело?
2. О чем грустил Миколка?
3. Какой был день?
4. Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?
5. Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой
пастью?
6. Что обозначает слово «загляделся»?
Какой текст выбрать?
При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.
Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.
Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.
Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:
В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
Отсутствие диалогов;
Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
Без рисунков;
Содержание должно быть понятно ребенку.
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.
Подготовьте секундомер или песочные часы!
Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.
Закончили читать. Теперь пусть проверяемый ответит на несколько вопросов по тексту типа «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Наша цель – выяснить, понял ли он прочитанное.
Считаем слова
Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:
Предлоги и союзы также подсчитываем;
Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.
Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.
Нормы техники чтения в начальных классах
Первый класс.
Читаем по слогам
Второй класс.
В начале года
Правильно ставим ударения.
По слогам читаем только большие слова
К концу года:
Читаем целыми словами, соблюдаем ударения и паузы.
Третий класс.
В начале года:
Осознанное чтение.
Ударения, интонации.
К концу года:
Чтение с выражением.
Пересказ содержания.
Четвертый класс
В начале года:
Осмысление прочитанного.
Своя точка зрения.
К концу года :
Чтение с выражением.
Анализ и свое личное отношение к прочитанному.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.
Источник: http://my-day.pro/kak-schitat-slova-pri-proverke-tekhnik/