Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 242 человека из 64 регионов
- Сейчас обучается 29 человек из 22 регионов
- Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Инструкция – это тоже
текст-повествование,
в котором говорится
о действиях в том порядке,
в котором их следует выполнять.
Инструкция — свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь. -
3 слайд
Рассмотрим ряд задач:
распланировать свой день;
испечь торт;
как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;
решить задачу на компьютере;
тронуться с места на автомобиле (велосипеде);
Что важно при решении этих задач?
Важно – с чего начинать?
Важен порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели.
Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать. -
4 слайд
Алгоритм – система точных и понятных команд о последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа.
-
5 слайд
Инструкция является документом, в котором изложены правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности и отношений учреждений, должностных лиц, например:
«Инструкция о порядке разработки…»,
«Инструкция о внедрении…» -
6 слайд
ТЕКСТ -ПОВЕСТВОВАНИЕ
Инструкция, кулинарный рецепт
Зарисовка эпизода (по наблюдению)
История (рассказ о событии, происшедшем в жизни) -
7 слайд
Примеры текстов-инструкций.
Например: рецепт для изготовления лекарств, который выписывает врач для фармацевта, инструкция загрузки компьютера, инструкция пользования электроприбором, рецепт приготовления напитка или блюда.
А где вы еще пользуетесь инструкциями? (Во время игр, изготовление различных поделок, решения задач, уравнений, подготовке к переводу, работы над ошибками и т. п)
Вывод. Чтобы правильно выполнить работу, следует придерживаться последовательности выполнения действий (т.е. инструкции). А если хотим чему-то научить других, то самим составлять порядок выполнения задания. -
8 слайд
Виды инструкций бывают:
Инструкция по строительству или сборке чего-либо;
Инструкция по применению чего-либо;
Медицинская инструкция;
Инструкция из разряда «Как сделать…»;
Инструкция по приготовлению пиши (рецепт); -
9 слайд
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2. Порядок действийважную роль играют глаголы повелительного наклонения.
стоят в начале предложения (1,2 место)
употребляются в одной форме
ПРИМЕР: Склей, достань, возьми …. -
10 слайд
СОСТАВЛЕНИЕ КУЛИНАРНОГО РЕЦЕПТА
рецепт –текст, состоящий из 2 частей:
I часть – наличие ингредиентов (и их количество)
II часть – пошаговый процесс приготовления
-
11 слайд
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. Доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. Пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.
5. Ждите пока свариться суп.
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов. -
-
13 слайд
СЫРНИКИ ЖАРЕНЫЕ
500 г творога
4 яйца
2/3 стакана сметаны
1/2 стакана сахара
2/3 стакана муки
1/2 стакана изюма без косточек
соль, сливочное масло по вкусуСлова-помощники: протереть, смешать, посолить, добавить, перемешать, сформировать, жарить, поворачивать, подать.
-
14 слайд
Примерный текст
Творог протереть, смешать с сырыми яйцами, сметаной, сахаром, мукой и посолить. Добавить
распаренный изюм, перемешать, сформировать из
полученной массы круглые лепёшки и жарить,
переворачивая, на масле 8-10 минут.
Отдельно подать сметану, сгущёное молоко.ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
-
15 слайд
Инструкция
Используем глаголы:
ПРИГОТОВЬ
НАРЕЖЬ
СКЛЕЙ
ВСТАВЬ
ПРОДОЛЖАЙ -
16 слайд
ПРИМЕР: как склеить красивую ёлочную цепь
Инструкция
Приготовь цветную бумагу, клей, ножницы, линейку, карандаш.
Нарежь полоски из цветной бумаги.
Склей колечко.
Вставь полоску другого цвета в кольцо.
Продолжай, пока не закончатся цветные полоски. -
17 слайд
Объявления. Это определённый тип текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Они могут быть письменными и устными. Самое важное выделяется цветом или шрифтом: ПОТЕРЯН, НАЙДЕН, ПРОДАЁТСЯ, МЕНЯЮ…
Заметка. Где обычно печатаются заметки? (В газетах, журналах, в научно-популярных изданиях, в энциклопедиях). Краткое сообщение в печати.
Рекламный текст мы и без подсказок все знаем. Откуда и что это такое? Все высказывания можно свести к одной фразе: «Покажи товар лицом»… Оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей. Вот, послушайте, как важна реклама. Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал».
Заявление с просьбой взять вас в следующую экспедицию, путешествие. Заявление – это официальное сообщение в устной или письменной форме.
ТИПЫ ТЕКСТОВ -
18 слайд
Правила написания статьи-инструкции:
Ведь главная задача инструкции — решить проблему читателя. -
19 слайд
Инструкция должна быть подробной
А выполнить это правило написание статьи можно лишь в одном случае: если вы когда-нибудь делали то, что описываете. Тогда вы затронете нюансы, дадите советы и убережете от ошибок.
Отсюда вывод→
3. Инструкция должна быть экспертной
Как измерить удава — задача для эксперта -
20 слайд
Инструкция должна быть наглядной
Используйте фотографии, видеоролики, скриншоты, иллюстрации. Главное, чтобы читателю было предельно ясно и понятно.
Не забывайте про списки и подзаголовки.
Как это забыли про картинки?
Не будем писать про незнакомые вещи -
21 слайд
Что обозначает повелительное наклонение глагола?
Побуждение собеседника или нескольких лиц к действию выражается с помощью разных речевых формул:
пожелания (будьте здоровы);
просьбы (запиши-ка, присядьте);
приказа (стой! молчите!)
запрета (не курите, не звони больше);
призыва (да здравствует свобода!)
совета (принимайте по чайной ложке).
(что делай?) ты смотри фильм — (что делайте?) вы смотрите фильм;
(что сделай?) ты нарисуй пейзаж — (что сделайте?) вы нарисуйте пейзаж.
ре́зать — они ре́жут — ре́жь
прове́рить — они прове́рят — проверь . -
22 слайд
КЛАССНАЯ РАБОТА:
Составьте инструкцию-указание, чтобы в ней были глаголы в повелительном наклонении (на выбор).
Руководящее указание «Осторожно! Окрашено»
Инструкцию по эксплуатации утюга.
2. Спиши текст. Обозначь время глаголов.
Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие низкие облака. Все закружилось, смешалось. Захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, Вот – вот молнии ослепят огнистой зеленью, стрельнет как из пушки, отрывистый гром.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 312 607 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 07.06.2020
- 331
- 0
- 07.06.2020
- 525
- 1
- 07.06.2020
- 315
- 6
- 07.06.2020
- 261
- 1
- 07.06.2020
- 193
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
Слайд 2
Инструкция – это тоже
текст-повествование,
в котором говорится
о действиях в том порядке,
в котором их следует
выполнять.
Инструкция — свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения
чего-нибудь.
Слайд 3
Рассмотрим ряд задач:
распланировать свой день;
испечь торт;
как добраться до
пункта назначения, если известен маршрут;
решить задачу на компьютере;
тронуться с
места на автомобиле (велосипеде);
Что важно при решении этих задач?
Важно –
с чего начинать?
Важен порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели.
Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.
Слайд 4
Алгоритм – система точных и понятных команд о последовательности выполнения
конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного
типа.
Слайд 5
Инструкция является документом, в котором изложены правила, регулирующие
организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности
и отношений учреждений, должностных лиц, например:
«Инструкция о порядке разработки…»,
«Инструкция
о внедрении…»
Слайд 6
ТЕКСТ -ПОВЕСТВОВАНИЕ
Инструкция, кулинарный рецепт
Зарисовка эпизода (по наблюдению)
История (рассказ
о событии, происшедшем в жизни)
Слайд 7
Примеры текстов-инструкций.
Например: рецепт для изготовления лекарств, который выписывает
врач для фармацевта, инструкция загрузки компьютера, инструкция пользования электроприбором,
рецепт приготовления напитка или блюда.
А где вы еще пользуетесь инструкциями?
(Во время игр, изготовление различных поделок, решения задач, уравнений, подготовке к переводу, работы над ошибками и т. п)
Вывод. Чтобы правильно выполнить работу, следует придерживаться последовательности выполнения действий (т.е. инструкции). А если хотим чему-то научить других, то самим составлять порядок выполнения задания.
Слайд 8
Виды инструкций бывают:
Инструкция по строительству или сборке чего-либо;
Инструкция
по применению чего-либо;
Медицинская инструкция;
Инструкция из разряда «Как сделать…»;
Инструкция по
приготовлению пищи (рецепт);
Слайд 9
План написания инструкции:
1. Что необходимо приготовить для работы.
2.
Порядок действий
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
стоят в начале
предложения (1,2 место)
употребляются в одной форме
ПРИМЕР: Склей, достань, возьми ….
Слайд 10
СОСТАВЛЕНИЕ КУЛИНАРНОГО РЕЦЕПТА
рецепт –текст, состоящий из 2 частей:
I
часть – наличие ингредиентов (и их количество)
II часть –
пошаговый процесс приготовления
Слайд 11
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)
Для
приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свёкла, картофель,
капуста, лук.
1. Налейте воды в кастрюлю.
2. Доведите воду до
кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
3. Пока варите мясо, почистите свёклу, картофель.
4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свёклу, картофель.
5. Ждите пока сварится суп.
Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.
Слайд 13
СЫРНИКИ ЖАРЕНЫЕ
500 г творога
4 яйца
2/3 стакана сметаны
1/2 стакана
сахара
2/3 стакана муки
1/2 стакана изюма без косточек
соль, сливочное масло
по вкусу
Слова-помощники: протереть, смешать, посолить, добавить, перемешать, сформировать, жарить, поворачивать,
подать.
Слайд 14
Примерный текст
Творог протереть, смешать с сырыми яйцами, сметаной,
сахаром, мукой и посолить. Добавить
распаренный изюм, перемешать, сформировать
из
полученной массы круглые лепёшки и жарить,
переворачивая, на масле
8-10 минут.
Отдельно подать сметану, сгущёное молоко.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
Слайд 15
Инструкция
Используем глаголы:
ПРИГОТОВЬ
НАРЕЖЬ
СКЛЕЙ
ВСТАВЬ
ПРОДОЛЖАЙ
Слайд 16
ПРИМЕР: как склеить красивую ёлочную цепь
Инструкция
Приготовь цветную бумагу,
клей, ножницы, линейку, карандаш.
Нарежь полоски из цветной бумаги.
Склей
колечко.
Вставь полоску другого цвета в кольцо.
Продолжай, пока не закончатся цветные
полоски.
Слайд 17
Объявления. Это определённый тип текстов, которые строятся по
чётким структурным схемам. Они могут быть письменными и устными.
Самое важное выделяется цветом или шрифтом: ПОТЕРЯН, НАЙДЕН, ПРОДАЁТСЯ, МЕНЯЮ…
Заметка.
Где обычно печатаются заметки? (В газетах, журналах, в научно-популярных изданиях, в энциклопедиях). Краткое сообщение в печати.
Рекламный текст мы и без подсказок все знаем. Откуда и что это такое? Все высказывания можно свести к одной фразе: «Покажи товар лицом»… Оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей. Вот, послушайте, как важна реклама. Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал».
Заявление с просьбой взять вас в следующую экспедицию, путешествие. Заявление – это официальное сообщение в устной или письменной форме.
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Слайд 18
Правила написания статьи-инструкции:
Ведь главная задача инструкции — решить проблему читателя.
Слайд 19
Инструкция должна быть подробной
А выполнить это правило написание статьи
можно лишь в одном случае: если вы когда-нибудь делали
то, что описываете. Тогда вы затронете нюансы, дадите советы и
убережете от ошибок.
Отсюда вывод→
3. Инструкция должна быть экспертной
Как измерить удава — задача для эксперта
Слайд 20
Инструкция должна быть наглядной
Используйте фотографии, видеоролики, скриншоты, иллюстрации. Главное,
чтобы читателю было предельно ясно и понятно.
Не забывайте про списки
и подзаголовки.
Как это забыли про картинки?
Не будем писать про незнакомые
вещи
Типы речи – какие они бывают, как их правильно различать и не путать на экзамене
Их три: повествование, описание, рассуждение.
16 466
В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего три:
- Повествование – дает информацию о происшедших событиях.
- Описание – описывает то, что человек видит перед собой.
- Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.
Давайте знакомиться с этими типами подробнее. Сразу дам вам лайфхак, который прокомментирую в статье. Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание – когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.
Повествование
Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой (семь)».
Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.
Некоторые учителя говорят, что в повествовании преобладают глаголы. Да, но их может быть не меньше и в других типах речи. Лучше всего обращать внимание именно на то, сколько «картинок» перед глазами.
Про основные композиционные элементы повествовательного текста вы, я думаю, знаете:
- Завязка – когда происходит что-то, что «запускает» все дальнейшие действия.
- Развитие действия.
- Кульминация – основной момент, перелом в повествовании.
- Завязка – когда все заканчивается.
Описание
Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.
Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».
Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».
Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.
Описываться могут самые разные вещи:
- Местность.
- Внешний вид человека.
- Характер человека.
- Душевное состояние человека.
- Животное.
- Интерьер комнаты.
- Предмет искусства.
В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.
Структура описания чаще всего такая:
- Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
- Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
- Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».
Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.
Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».
Рассуждение
Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.
«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.
Большинство рассуждений строится по такой схеме:
- Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать.
- Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.
- Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.
Смешанные стили
Проблема в том, что в большинстве текстов стили смешиваются. Если налицо несколько стилей – надо понять, какой из них преобладает и сказать: «Стиль такой-то с элементами такого-то».
Например, смотрите: «Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. Один раз я садился на поезд и увидел на станции сорокалетнего мужчину. У него на майке было что-то написано по-английски. Я всмотрелся и перевел: «Не торопись взрослеть. Поверь мне, это ловушка». Поезд тронул. Я сидел в вагоне и эти слова не шли у меня из головы. Мне было 22».
Вот смотрите. Тут основной стиль – рассуждение. Потому что весь текст написан ради того, чтобы порассуждать о взрослости. Но в нем есть повествование, потому что есть сменяемые картинки: я садился на поезд, увидел мужчину, прочитал надпись на майке, перевел, поезд тронул. Несколько сменяющих друг друга картинок.
И еще тут есть описание. В этом описании одна картинка: мужчина, сорокалетний, стоит на станции, у него майка, на ней английская надпись. Повествуя о чем-то, я добавляю небольшое описание.
Получается, что перед нами «рассуждение с элементами повествования и описания».
Полезные материалы по теме
Вот вам картинка, сохраните себе на телефон.
Вот еще хорошее видео по теме. Разбираются типы речи в рамках 22 задания из ЕГЭ.
Подпишитесь на мою рассылку. Скоро будет много новых статей по русскому языку, причем я постараюсь написать тексты на «практические» темы: как делать разборы разных видов, как объяснять основные орфограммы. Планирую также сделать статьи с разборами отдельных заданий в ЕГЭ и ОГЭ.
Обязательно загляните в четыре моих подборки с курсами по русскому языку:
- Курсы подготовки к ЕГЭ.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ВПР.
- Общие курсы по русскому для школьников, взрослых и иностранцев.
Советую вам пробежаться глазами вот по этим статьям. Они по темам, с которыми вы постоянно будете встречаться в школе.
- Что такое орфограмма – как правильно объяснять и выделять каждую орфограмму.
- Предложение – общая статья с ссылками на тексты про типы предложений и их основные характеристики.
- Лексика. Внутри статьи вы найдете много ссылок на другие тексты, например про омонимы, многозначные слова, синонимы и пр.
- Способы словообразования. В ней ссылки на статьи про все морфемы.
- Лексическое значение слова.
Я очень вам рекомендую приобрести учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс» (ссылка ведет сразу на Лабиринт). Он хорош тем, что в нем собрана вся теория за пять лет школьного обучения, а практические упражнения вынесены в отдельные пособия. Это замечательный справочник для подготовки к ЕГЭ.
Я его рекомендую даже взрослым людям, которые приходят ко мне на курс по копирайтингу.
Заключение
Уважаемые читатели. Смог ли я объяснить вам разницу между типами речи в русском языке? Поняли ли вы принцип «картинок», сможете ли теперь легко определять типы речи?
Напишите, пожалуйста, была ли эта статья вам полезна. Скажите мне обо всех ее недостатках, чтобы я мог их доработать и учесть на будущее.
Спасибо, хороших вам оценок.
( 16 оценок, среднее 4.75 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Толковый словарь
ж.
1. Свод указаний, правил, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
2. Руководящее указание.
ИНСТРУ́КЦИЯ — сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? инстру́кции, чему? инстру́кции, (вижу) что? инстру́кцию, чем? инстру́кцией, о чём? об инстру́кции; мн. что? инстру́кции, (нет) чего? инстру́кций, чему? инстру́кциям, (вижу) что? инстру́кции, чем? инстру́кциями, о чём? об инстру́кциях
1. Инструкция — это правило, которое объясняет вам, как пользоваться чем-либо, делать что-либо.
Соблюдать инструкцию. | В метро инструкцию опаснее всего нарушать на эскалаторе. | Точно следуйте инструкции, которая расположена над таксофоном. | К кофеварке приложена инструкция на нескольких языках.
2. Инструкциями являются указания к определённым действиям.
Дать подробные инструкции. | Получить инструкции.
инструкцио́нный прил.
Толковый словарь Ушакова
ИНСТРУ́КЦИЯ, инструкции, жен. (лат. instructio). Руководящие указания, подробное наставление, свод правил для выполнения чего-нибудь. Дать точные инструкции кому-нибудь. Получить инструкцию. Инструкция о торговле крепкими напитками. Действовать по инструкции.
Толковый словарь Ожегова
ИНСТРУ́КЦИЯ, -и, жен.
1. Свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-н. И. министерства.
2. Вообще указания. Давать, получать инструкции.
| прил. инструкционный, -ая, -ое.
Толковый словарь Даля
ИНСТРУКЦИЯ — жен., лат. правила, руководство, наставление, наказ.
Словарь существительных
ИНСТРУ́КЦИЯ, -и, ж
Текст, представляющий собой свод правил, определяющих порядок и способ осуществления, выполнения чего-л.;
Син.: указание.
На столбе сильно подержанная временем листовка «Инструкция по проведению пролетарских революций в городских кварталах» (В. Акс.).
Энциклопедический словарь
ИНСТРУ́КЦИЯ -и; ж. [лат. instructio — наставление]
1. Свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-л. И. по технике безопасности. Составить инструкцию.
2. Руководящие указания, наставления. Дать подробные инструкции.
◁ Инструкцио́нный, -ая, -ое (1 зн.). И-ые правила.
* * *
инстру́кция (от лат. instructio — наставление, устройство), 1) подзаконный акт, регламентирующий выполнение какого-либо рода деятельности (составление бухгалтерского отчёта, технические вопросы взимания налогов, подсчёта доходов и т. п.). 2) Указание о порядке выполнения какой-либо работы, пользования машиной и т. д.
* * *
ИНСТРУКЦИЯ — ИНСТРУ́КЦИЯ (от лат. instructio — наставление, устройство),
1) подзаконный акт, регламентирующий выполнение какого-либо рода деятельности (составление бухгалтерского отчета, технические вопросы взимания налогов, подсчета доходов и т. п.).
2) Указание о порядке выполнения какой-либо работы, пользования машиной и т. д.
Большой энциклопедический словарь
ИНСТРУКЦИЯ (от лат. instructio — наставление — устройство), 1) подзаконный акт, регламентирующий выполнение какого-либо рода деятельности (составление бухгалтерского отчета, технические вопросы взимания налогов, подсчета доходов и т. п.)
2)] Указание о порядке выполнения какой-либо работы, пользования машиной и т. д.
Академический словарь
-и, ж.
Руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-л.
Инструкция по технике безопасности.
◊
Дубенко приказал Макарову немедленно выехать машиной к заместителю наркома для получения инструкций. В. Попов, Сталь и шлак.
[От лат. instructio — наставление]
Сборник слов и иносказаний
инструкция — наставление для руководства, правила
Ср. Житков тоже потерялся… никакого совета не преподал… Кицинский, видя, что никаких инструкций ему не добиться, доложил… матушке, что… он попытается (остановить разрушительные действия Карлова)…
Тургенев. Степной король Лир. 25.
Ср. Instruction (instruire, наставлять) — наставление.
Ср. Instructio (instruere, устроить, наставлять) — устройство, указание.
См. потеряться.
Орфографический словарь
Формы слов для слова инструкция
инстру́кция, инстру́кции, инстру́кций, инстру́кциям, инстру́кцию, инстру́кцией, инстру́кциею, инстру́кциями, инстру́кциях
Синонимы к слову инструкция
сущ., кол-во синонимов: 28
1. письменная: наставление, руководство, памятка
2. см. указание
сущ.
1.
руководство
наставление
памятка
2.
указание
директива
предписание
установка
ИНСТРУКЦИЯ
ИНСТРУКЦИЯ, наставление, памятка, руководство, устав
Тезаурус русской деловой лексики
1.
Syn: руководство, наставление (редк.), директива (оф.), предписание, установка, указание
2.
Syn: устав, правила, руководство, справочник, описание
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Методические термины
ИНСТРУ́КЦИЯ (от лат. instructio — наставление).
Вид речевого сообщения, указание о порядке выполнения работы, действий, пользования аппаратом, прибором и др. Ср. аргументация, объяснение, описание, повествование.
Этимологический словарь
Польское — instrukcja.
Латинское — instructio (наставление).
Слово известно русскому языку с начала XVIII в. Исследователи считают, что наиболее вероятными языками, из которых было заимствовано слово, являются голландский (instructie) и польский (instrukcja). Слово «инструкция» в современном русском языке употребляется в значении «свод правил, определенные указания».
Производные: инструктор, инструкционный, инструктивный.
Заимств. в XVII в. из польск. яз., где instrukcja < лат. instructio «наставление», суф. производного от instruere «наставлять, обучать».
инстру́кция
начиная с Петра I (1703 г.); см. Христиани 30. Через польск. instrukcja из лат. instrūctiō; см. Смирнов 121.
Словарь галлицизмов русского языка
ИНСТРУКЦИЯ и, ж. ИНСТРУКЦИОН instruction f. , нем. Instrucction, пол. instrukcya <, лат. instructio устройство, наставление.
1. Наказ, наставление. Сл. 18. Инструкция. 1656. ДАИ 6 455. // Сл. 17. Статьи, из инструкцыи написанные к пресветлейшему престолу царского величества, .. которую ныне наипаче после учиненного союза со всею речью посполитою святцки додержать обещается. ПБП 3 595. Вы объявите мне вашу инструкцию. Никанор 40. Наказ значил то; что после ввели чуждое речение инструкция, по наказу кого посылать. РМ 2 530. // Сл. 18. ♦ Дать, учинить, объявить, взять, получить .. инструкцию. Взять инструкции от интенданта. УВМ 39. Смотреть накрепко.. за подъячими, дабы оные свое управление по данному инструкциону исполняли. ПБП 5 628. На следующий день Тема с надлежащими инструкциями был отправлен в гимназию уже один. Гарин Детство Темы. Дать точные инструкции кому-н. Получить инструкцию. Уш. 1934.
2. Свод каких-л. правил. Сл. 18. Дав им <кораблям> по своему разсмотрению инстрюкцию. 2. 5. 1713. Что найдется по инструкциону неисправное в том от них чистого оправдания требовать. Инструкция воеводам 1719. Межевая инструкция. Щербатов Поврежд. нравов 2 55. Без министерских инструкций, до чего чья власть простирается и где она разделяется с другой властию, произойдет путаница. Держ. 6 256. Переезд от Марселя до Лиона устроен варварски, а потому, если вам придеться ехать, я напишу целую инструкцию, как можно брать места и куда. 6. 6. 1851. Герц. — жене. Инструкция по торговле спиртными напитками. Уш. 1934. Инструкционный ая, ое. Инструкционные требования. БАС-1. Работой своей <лесным уставом> я был очень доволен, потому что это был первый опыт разграничения статей инструкционных от чисто законодательных . Шелгунов Восп. 1 102. — Лекс. Сл. 18: инструкция (-цыя, ция, инъст-, -стрюкция); инструкцион 1719; БАС-1: инструкцио/нный.
Словарь иностранных слов
ИНСТРУКЦИЯ (лат., этим. см. предыд. слово). Наставление, объяснение обязанностей, изложение правил.
Сканворды для слова инструкция
— Письменная указка.
— … по применению.
— Правила сборки.
— Указание.
— Свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо.
— Официальное издание со строго нормируемой структурой.
— Скажите по-латыни «наставление».
— Латинское «наставление».
Полезные сервисы
Название, содержание этапа урока
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1.Мотивация к учебной деятельности.
Настроить на успешную работу.
Приветствует класс, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Учатся волевой саморегуляции.
2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.
Создать проблемную ситуацию, зафиксировать новую проблемную задачу.
Организует деятельность учащихся по повторению типов текстов на платформе Яндекс.Учебник и создает проблемную ситуацию с инструкцией.
Пытаются решить задачу, фиксируют проблему.
Отвечают на вопросы педагога, формулируют учебную проблему, строят речевое высказывание, понятное окружающим.
Определяют границу своего знания и незнания, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Учатся точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов.
3.Выявление места и причины затруднений.
Найти решение учебной задачи.
Организует устный анализ изложенной учебной задачи (прочитайте текст на слайде (текст из упр. 117 стр. 57), определите тип текста), фиксирует предложенные учениками гипотезы, корректирует их обсуждение.
Анализируют информацию.
Строят речевые высказывания, рефлексируют.
Принимают новую информацию.
Формируют мыслительные операции.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Фиксация разновидностей текста-инструкции: по изготовлению, по применению.
Организует взаимодействие учеников по поиску понятия «текст-инструкция».
-Как будем действовать? (Можно обратиться ко взрослому, посмотреть в учебнике, посмотреть в интернете. Дети используют все варианты. (Чей эффективнее?)
Подсказка учителя: несколько коробок с инструкциями внутри (например, лекарство, Лего…) .
Фиксируют разновидность текста-инструкции по изготовлению.
Воспринимают ответы обучающихся.
Осуществляют самоконтроль.
Учатся структурировать знания.
5.Реализация построенного проекта.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения структуры (начало, основная часть, заключение) и признаков этого текста (большое количество глаголов в неопределенной форме)
(Работа на любой доске.)
Проводят коллективное исследование, формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания и улучшении материала.
Осуществляют самоконтроль.
Учатся вырабатывать УУД: оценка, контроль, коррекция.
6.Самостоятельная работа и проверка.
Первичный контроль правиль-ности самостоя-тельного выполнения.
Организует самостоятельную работу (индивидуально, в парах, в группах).
Осуществляют работу по составлению текста-инструкции.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль (Приложение 1)
Учатся выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
7. Включение в систему знаний и повторений.
Коррекция отработки способа действий.
Организует диагностическую работу в парах (Приложение 2).
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат
Учатся объяснять свои действия собеседнику
Осуществляют самоконтроль и взаимный контроль.
Учатся контролировать и оценивать учебный процесс.
8.Рефлексия.
Домашнее задание.
Анализ результатов учебной деятельности.
Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает высказать свое мнение.
Объясняет домашнее задание:
1.Создать свой текст-инструкцию по изготовлению чего-либо на выбор ребенка.
2.Самостоятельно изучить тексты-инструкции по применению и составить свою.
Называют основные моменты усвоенного материала.
Формулируют результат своей работы на уроке.
Соотносят достигнутый результат с поставленными целями.
Учатся определять результативность образовательной де