Инструкция и описание памяток для педагогов по различным видам девиантного поведения


Проект «Навигатор профилактики девиантного поведения» — победитель XXIV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2022 года в номинации «Психологический инструмент года».


В мае-июне 2018 года в рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации (ранее Министерства образования и науки Российской Федерации) коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий — «Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся».

В 2022 году коллектив экспертов ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского разработал обновленную усовершенствованную версию методического инструмента «Навигатор профилактики» и памятки по признакам различных видов девиантного поведения. Среди новых форм добавлены признаки рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определенный цвет и номер, что позволяет достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру, а также применить общий или специализированные алгоритмы действий. Изменена структура «Навигатора»: по-новому представлена последовательность видов девиантного поведения, акцентирующая наиболее опасные из них. 

Пакет разработок включает в себя: 

Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения. 

0. Навигатор профилактики.

1. Памятка по социально-психологической дезадаптации. 

2. Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению.

3. Памятка по агрессивному поведению.

4. Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.

5. Памятка «Риск нападения обучающимся на образовательную организацию».

6. Памятка по делинквентному поведению.

7. Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению

8. Памятка по рискованному поведению.

Навигатор профилактики. 

Памятка по социально-психологической дезадаптации. 

Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению. 

Памятка по агрессивному поведению.

Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.

Памятка «Риск нападения обучающимся на образовательную организацию».

Памятка по делинквентному поведению.

Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению

Памятка по рискованному поведению.

Коллектив разработчиков:

  • Богданович Н.В., к.психол.н., доцент кафедры юридической психологии и права, заместитель декана по внеучебной работе факультета Юридической психологии
  • Вихристюк О.В., к.психол.н., руководитель центра экстренной психологической помощи
  • Дворянчиков Н.В., к.психол.н., декан факультета Юридической психологии, профессор кафедры клинической и судебной психологии
  • Делибалт В.В., доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии
  • Дозорцева Е.Г., д.психол.н., профессор кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии, руководитель лаборатории детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава РФ 

Рецензии:

  • Начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, капитан полиции Бурцев А.О.
  • Доктор психологических наук, академик РАО, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени МВ. Ломоносов заслуженный профессор Московского университета Иванников В.А.
  • Заместитель директора по психолого-педагогическому сопровождению ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», кандидат педагогических наук Працун Э.В.
  • Главный  эксперт отдела психологических экспертных исследований ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр»,  Кандидат психологических наук, Гурина О.Д.
  • Ведущий научный сотрудник Отдела организации психиатрических служб ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», кандидат психологических наук, доцент Ошевский Д.С.
  • Руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета Российской Федерации, генерал-майор юстиции Минаева Е.В.
  • Исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация образования России» Леонова О.И.

Ссылка для цитирования: Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся / Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., М.Г., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г.: — МГППУ, — 2022 г.

Навигатор профилактики девиантного поведения — 2018

Подходы
к профилактике и коррекции девиантного поведения

*   
Семейная профилактика девиантного поведения:

— психолого-педагогическое просвещение родителей; 

— индивидуальное и семейное психологическое
консультирование — помощь в разрешении личностных и семейных проблем родителей
.

*      Организация
«альтернативной деятельности»:
вовлечение детей и подростков в спортивные
секции, организация работы творческих и трудовых мастерских, походов,
тренингов-испытаний и т.п.

*     
Профилактика подростковой суицидальности:
неукоснительное
соблюдение педагогической культуры, раннее выявление контингента риска,
активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся «группы риска»,
неразглашение факторов суицидальных случаев, организация проведения тактичной
консультации подростка с врачом-психиатром, педагогом-психологом, формирование
понятий «ценность человеческой жизни».

*     
Укрепление здоровья:
внедрение
в образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий, проведение массовых
общешкольных профилактических мероприятий — тематических лекций и.

*      Информирование:
предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных
и правовых последствиях проблемного поведения  — правонарушений, курения,
употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.

*      Создание
сети социальной поддержки для подростков и их родителей
:
структуры, способной оказать человеку помощь. Содействовать в получении
необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, оказываемой
смежными организациями.

         
          

ЛГ МАОУ ДО «Детская
школа искусств»

Профилактика и коррекция девиантного
поведения

подростков

памятка для педагогов

2022

Секреты
успеха классного руководителя в работе с «трудным» подростком

Уважаемые классные руководители!

1.Создавайте
благоприятные условия для развития личности «трудного» подростка.

2.Работа
по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов,
если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях.
Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности.

3.Проводите
работу по изучению личности «трудного» подростка. Для этого во время бесед с
родителями Вам необходимо понять, каковы особенности среды, в которой
воспитывается ребёнок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с
ним, каково его положение в семье, каковы наследственные черты характера.

4.Изучая
личность подростка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, стремитесь
понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, так как
неблагоприятное положение ребёнка может привести к появлению психических
комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под
угрозу его здоровье, а значит, и его развитие

5.Изучив
особенности общения ребенка, очень тактично помогите ему в разрешении
коммуникативных проблем, создайте условия для коррекции отношений ученика с
одноклассниками, взрослыми, самоутверждения в коллективе. Если вы хотите
достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия
поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем
самом.

6.
Постоянно отслеживайте пробелы в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся.
Изучите индивидуальные учебные возможности подростка, особенности его учебной
мотивации. Организуйте совместную работу с учителями-предметниками по оказанию
помощи учащемуся. Снимите синдром неудачника.

7.Окажите
помощь подростку в организации интересного и разумного досуга.

Изучите
его потребности, интересы путём индивидуальных бесед, наблюдений на переменах,
в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу,
друзей, из бесед с родителями. Выявив индивидуальные интересы подростка, его
возможности, окажите помощь в выборе кружков, секций, клубов.

8.Не
изолируйте подростка от школьной жизни, давайте ему общественные поручения.
Досуг — важнейшая сфера развития личности учащегося.

9. Оказывайте педагогическую помощь родителям «трудного»
школьника. Учите их понимать ребёнка, опираться на его положительные качества,
контролировать его поведение и занятия в свободное время.

10.Участвуйте
в формировании положительной Я-концепции. Способствуйте созданию обстановки
успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Замечайте положительные
результаты деятельности ученика, поощряйте его достижения. Уходите от
авторитарной педагогики, стремитесь к педагогике сотрудничества и заботы.

Рекомендации педагогам для работы с учащимися девиантного поведения

/составила Жутикова Л.С. — педагог-психолог МБОУ гимназии г. Советский/

«Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова».

Василий Порфирьевич Вахтеров

В заключении предлагаю прочитать притчу о перевёрнутом камне.

«Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности — в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: «Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем».

Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций человек перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать.

Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения.

Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки. Они чаше всего обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими расстройствами.

Девиантное поведение — это трудности развития ребенка. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении. В какие же сложные ситуации попадает ребенок с нарушением интеллекта, что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, оскорбляющие самолюбие, насмешки над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликтная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует), все случаи депривации и многие другие причины.

Девиантное поведение можно рассмотреть также как результат неправильного, недостаточного воспитания. Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует то, что оно видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше.

Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:

  • Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
  • Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в преступности, которое приобретает особенное распространение в молодежной среде, алкоголизме (70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет), наркомании, проституции, самоубийстве и др.
  • Противоправное поведение,  представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:

  • клептомания;
  • игровая и компьютерная зависимость у подростков,
  • пищевая зависимость (булимия, анорексия);
  • сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия),
  • агрессия у подростков,
  • низкий уровень интеллекта,
  • отрицательное отношение к учебе,
  • конфликты в семье,
  • убегание из дома,
  • мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Вот почему коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать.

А к этому пока есть только два пути:

  • или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно.
  • Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.

Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве такого мотива может выступать стремление школьника к одобрению взрослого, желание сделать приятное другому человеку.

Кого можно считать трудным подростком.   Признаки трудных детей

Уклонение от учёбы в следствие:

  • неуспеваемости по большинству предметов
  • отставания в интеллектуальном развитии
  • ориентации на др. виды деятельности
  • отсутствия познавательных интересов

Общественно-трудовая активность:

  • отказ от общественных поручений
  • пренебрежительное отношение к делам класса
  • демонстративный отказ от участия в трудовых делах
  • пренебрежение к общественной собственности, её порча

Негативное проявление:

  • употребление спиртных напитков
  • употребление психотропных и токсичных веществ
  • тяга к азартным играм
  • курение
  • нездоровые сексуальные проявления

Негативизм в оценке явлений действительности

Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

  • грубость
  • драки
  • прогулы
  • пропуски занятий
  • недисциплинированность на уроках
  • избиение слабых, младших
  • вымогательство
  • воровство
  • нарушение общественного порядка
  • немотивированные поступки
  • жестокое обращение к животным

Отношение к воспитательным мероприятиям:

  • равнодушное
  • скептическое
  • негативное
  • ожесточённое

Педагогическая реабилитация (выводы относительно причин отклоняющего поведения и возможные пути их устранения).

Профилактика девиантного поведения :

1. Диагностика девиантного поведения подростков.

2. Профилактика девиантного поведения подростков.

3. Обучение родителей проявлению чувств родительской любви, внимания, иначе у детей формируется отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими; эмоциональная неустойчивость; повышенная чувствительность, отставание или задержка психического развития и т.д.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.

        Так как количество детей, требующих внимания со стороны педагогов, социально-психологической службы с каждым годом растет, этому вопросу в школе должно уделяться пристальное внимание. При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы должна считаться организация работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.

Главное в работе с детьми девиантного  поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. В заключении предлагаю прочитать притчу о перевёрнутом камне. Притча о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности — в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: «Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем».

Советы классному руководителю, педагогам

  • Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени.
  • Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса.
  • Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.
  • Быть активным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана.
  • Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.
  • Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника.
  • Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним.
  • Будьте оптимистом и открыто выражайте  надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
  • Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению, своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
  • Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не замечать».

Рекомендации учителям. 

  • Определите сферу интересов ребёнка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.
  • Определите обязанности ребёнка в классе следите за их исполнением.
  • Создайте ребёнку ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы.
  • Посоветуйте ребёнку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т.д., руководителем которого является мужчина.
  • Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвяшённую этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т.д.
  • Создайте такую атмосферу в классе, чтобы ошибки были нормальным явлением. Каждый человек имеет право на ошибку. Не надо сильно заострять на них внимание с негативной стороны, а наоборот, показывать ценность ошибки, как попытки.  
  • Формируйте веру в успех, т.е. подчёркивайте любые улучшения, отмечайте сильные стороны учеников, демонстрируйте свою веру в них.  
  • Анализируйте, повторяйте и закрепляйте прошлые достигнутые успехи.  
  • Признавайте трудность заданий, которые вы предлагаете классу, и ограничивать время на их выполнение.  
  • Обязательно отмечайте даже маленькие достижения, используя различные способы (аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки и т.д.)  

В заключение хотелось бы отметить, что воспитание ребенка является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких — либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам и родителям найти подход к «трудному» ребенку.

Рекомендации учителю для работы

с детьми девиантного поведения на уроке

При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
  • ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкультминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • необходимо делать акцент на положительные моменты в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.

Главное в работе с детьми девиантного  поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: «Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем».

Loading…

Уважаемые коллеги!


Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО МГППУ) разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся 

 Пакет разработок включает в себя:

1. Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения.
2.
 Навигатор профилактики.
3. 
Памятка по социально-психологической дезадаптации.
4.
 Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению.
5. 
Памятка по рискованному поведению.
6. 
Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.
7. 
Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению.
8. 
Памятка по агрессивному поведению.
9.
 Памятка по делинквентному поведению.

Данные материалы рекомендованы для использования при проведении педагогических советов, психолого-медико-педагогических консилиумов, организации работы Советов профилактики и размещения в учительских и методических кабинетах.

Pamiatka_pedagogam_Uchityvat_riski.pngАлгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети интернет

Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетних в состоянии опьянения или употребления ПАВ

Контакты


Российская Федерация, 396311 Воронежская область, Новоусманский район,с. Новая Усмань, ул. Школьная,11 а

8(47341) 5-74-18 — директор 8(47341) 5-73-66 — зам. директора по УВР

sosh2.nusm@govvrn.ru

На сайте обнаружена ошибка

Текст с ошибкой

Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция и инструктаж в чем разница
  • Инструкция зубр зпт 210 1400
  • Инструкция зу 90м инструкция по применению
  • Инструкция зпу 135 как пользоваться
  • Инструкция зодак в каплях для детей от аллергии 2 года