Детская развивающая игра «Один-много» и правила ее проведения в разных возрастных дошкольных группах
Дидактическая игра «Один-много» — средство разностороннего развития дошкольников 3–4 лет. Но при незначительном изменении правил проведения она может использоваться и в других возрастных группах детского сада. Игра предназначена для совершенствования интеллектуальных и речевых способностей ребенка, закрепления математических знаний.
Цель дидактической игры «Один-много»
Цель игры — обучение количественному сравнению двух групп с неравным числом составляющих элементов, формирование представления о единичных и множественных объектах.
Задачи:
- закрепление понятий «один» и «много», тренировка навыка их различения;
- обучение умению правильно употреблять существительные с окончаниями единственного и множественного числа;
- тренировка умения отвечать на вопросительные предложения, содержащие слово «Сколько?»;
- активизация индивидуального тематического словаря;
- совершенствование грамматического речевого строя;
- улучшение памяти, мыслительных способностей, концентрации внимания;
- обучение математическому счету;
- воспитание самостоятельности, организованности.
Дидактическая игра «Один-много» в младшей группе
Для игры необходимо распечатать попарные карточки, изображающие единичные и множественные объекты.
В младшей группе применяется простой вариант организации игры. Педагог перемешивает карточки, затем просит воспитанника рассортировать изображения. В правую сторону ребенок кладет карточки, изображающие один объект, в левую — картинки с несколькими такими же объектами.
Дидактическая игра «Один-много» в средней группе
Для ребят 4–5 лет игру можно немного усложнить. Пусть дошкольники учатся образовывать родительный падеж существительных во множественном числе.
Педагог кладет перед воспитанником две картинки: например, с одним яблоком и с несколькими яблоками. Спрашивает, указывая на первую карточку: «Сколько?». Ребенок отвечает: «Одно яблоко». Затем воспитатель указывает на вторую картинку, задает тот же вопрос. Воспитанник отвечает: «Много яблок». Аналогично строится диалог при рассмотрении других картинок.
Старшая группа
Для дошкольников старшей и подготовительной группы игру можно еще больше усложнить. Для работы нужно подготовить 48 картинок объектов, изображенных в единственном экземпляре и множественном количестве. Педагог перемешивает карточки. Ребята разбирают игровые поля.
Воспитатель объясняет правила: на определенном игровом поле могут размещаться картинки лишь определенной категории. Например, животные, транспорт, одежда, посуда или прочее. Ребята закрывают поля по следующей схеме: один объект — два объекта — много объектов. Затем воспитанник должен вслух проговорить свою цепочку. Например: «Одна вилка — две вилки — много вилок» или «Один диван — два дивана — много диванов». Воспитатель следит за правильностью произношения, при необходимости корректирует воспитанников.
Дидактическая игра «Один — много» в группе младшего дошкольного возраста
Аннотация:
Дидактическая игра «Один — много» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, мышления. С помощью данной игры ребенок учится считать, тренирует внимание и логику, самостоятельную деятельность ребенка.
Цель: учить образовывать существительные единственного и множественного числа.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
— развивать внимание, мышление, речь и память.
- понимать вопрос «сколько?»
- различать понятия «много», «один»
- сравнивать две неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов.
ОО «Речевое развитие»
- активизировать речевой словарь за счет слов: один, много, не одного.
ОО «Социально — коммуникативное развитие»
- воспитывать желание доводить начатое до конца.
Материал: парные карточки с изображением одного и множеством предметов.
Ход игры: воспитатель просит ребенка положить карточки с одним предметом слева, а с множеством предметов справа.
Дидактическая
игра «Один — много»
Дидактическая
игра «Один — много» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие
памяти, внимания, мышления. С помощью данной игры ребенок учится считать,
тренирует внимание и логику, самостоятельную деятельность ребенка.
Цель: учить
образовывать существительные единственного и множественного числа.
Задачи:
«Познавательное
развитие»
—
развивать внимание, мышление, речь и память.
· понимать
вопрос «сколько?»
· различать
понятия «много», «один»
· сравнивать
две неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов.
«Речевое
развитие»
· активизировать
речевой словарь за счет слов: один, много, не одного.
«Социально
— коммуникативное развитие»
· воспитывать
желание доводить начатое до конца.
Материал:
парные карточки с изображением одного и множеством предметов.
Ход
игры: воспитатель просит ребенка положить карточки с одним предметом
слева, а с множеством предметов справа.
ИГРА – «ОДИН — МНОГО»
ИГРА – «СЛОВА НАОБОРОТ»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово наоборот и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Антонимы – существительные
Набор для первого раза |
Набор для второго раза (закрепление) |
ночь – день друг – враг зима – лето мама – папа грязь – чистота жара – холод добро – зло польза – вред брат – сестра радость – грусть, печаль пол – потолок кошка – собака земля – небо запад – восток листок – тетрадь/альбом краски – карандаши светло – темно круг – квадрат огонь – вода растение – животное молчание – звук | север – юг богач – бедняк шум – тишина тепло – прохладно ясно – пасмурно карандаш – ручка шарик – кубик стол – стул дедушка – бабушка юбка – брюки нога – рука вода – лёд/снег ложка – вилка утро – вечер взрослый – ребёнок камень – песок лужа – море/океан кисло – сладко слёзы – улыбка мир – война, ссора осень – весна |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
ИГРА – «СЛОВА НАОБОРОТ»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово наоборот и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Антонимы – прилагательные
Набор для первого раза |
Набор для второго раза (закрепление) |
сильный – слабый богатый – бедный левый – правый больной – здоровый чистый – грязный глубокий – мелкий горький – сладкий смелый – трусливый громкий – тихий молодой – старый близкий – далёкий высокий – низкий прямой – кривой мягкий – твёрдый тяжёлый – лёгкий быстрый – медленный весёлый – грустный жаркий – холодный тёмный – светлый большой – маленький | толстый – тонкий черный – белый добрый – злой кривой – прямой прямой – кривой колючий – пушистый белый – чёрный круглый – квадратный пасмурный – ясный громкий – тихий новый – старый приятный – противный мокрый – сухой южный – северный острый – тупой аккуратный – небрежный радостный – печальный мирный – враждебный пустой – полный худой – толстый |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
ИГРА – «СЛОВА НАОБОРОТ»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово наоборот и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Антонимы – глаголы
Набор для первого раза |
Набор для второго раза (закрепление) |
гасить – зажигать греть – охлаждать помогать – мешать ложиться – вставать смеяться – плакать удаляться – приближаться говорить – молчать делать – лениться/ бездельничать мёрзнуть – греться засыпать – просыпаться закапывать – выкапывать пачкать – очищать, вытирать мочить – сушить говорить – молчать накрывать – убирать расстилать – застилать обувать – разувать надевать – раздевать одеваться – раздеваться строить – рушить | приносить – уносить собирать – разбирать клеить – отклеивать кипятить – остужать вкручивать/закручивать – выкручивать залезать – вылезать/ слезать сесть – встать написать/нарисовать – стереть работать – отдыхать есть – пить кушать/питаться – голодать медлить – спешить идти – бежать летать – плавать/ходить болеть – выздоравливать ломать – делать повернуться – отвернуться читать – писать/слушать поджигать – тушить |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
ИГРА – «ОДИН — МНОГО»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово во множественном числе (когда много) и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Набор для первого раза |
Набор для второго раза (закрепление) |
Один шар, а пять … (шаров) Один цветок, а много…(цветов) Одна ложка, а семь … (ложек) Одна пуговица, а десять … (пуговиц) Одно ухо, а два…(уха), но много… (ушей) Одно зеркало, а семь… (зеркал) Одно печенье, а много(печенья) Один гусь, а три … (гуся) Одни брюки, а много… (брюк) Одно дерево, а шесть… (деревьев) Одно плечо, а много… (плечей) Один бельчонок, а четверо … (бельчат) Один во рон, а много…(в о ронов) Одна вор о на, а четыре (вор о ны) Один лоб, а семь… (лбов) Одно кафе и много…(кафе) Один ребёнок, а много…(детей) Одно занятие, а девять(занятий) Одна машина, а восемь (машин) Одна рука, а много…(рук) |
Одна ложка, а много…(ложек) Одна капля, а семь … (капель) Одна корова, а восемь…(коров) Один стул, а пять …(стульев) Одно стекло, а десять (стёкол) Один носок, а много…(носков) Один котёнок, а пятеро … (котят). Одна свеча, а много…(свечей) Одна берёза, а три … (берёзы) Один кедр, а два…(кедра) Одно окно, а много…(окон) Один человек – а много (людей) Один телёнок, а восемь (телят) Один глаз, а два … (глаза), но много… (глаз) Один стул, а семь…(стульев) Одна Луна, а много…(Лун) Одна земля, а много …(земли) Одна Земля, а много …(Земель) Один дом, а много…(домов) Один трансформер, а два …(трансформера) Одна кукла, а три… (куклы) |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
Дидактические игры и упражнения на формирования морфологического строя речи
Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.
1. Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал:
— У меня красный шар. — А у меня красные шары (ребенок).
2. Игра «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал:
— В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); — В лесу растет одна сосна? — В лесу растет один гриб?
3. Игра «У кого похожая картинка?».
Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая.
— На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?
4. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.
Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.
1. Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».
2. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.
Речевой материал:
— У кого большой хобот? — У кого пушистый хвост? — У кого нос пяточком? — У кого длинные уши? — У кого есть копыта?
3. Играем в сказку «Колобок».
Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.
Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).
Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.
1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и ботинок.
— Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал:
Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков), И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).
2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».
Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.
3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»
Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.
Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.
1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.
б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.
Речевой материал:
— Я дам конфету девочкам; — Я дам книгу мишкам.
2. Игра «Гости».
Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.
Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по игрушки, у экспериментатора зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного:
— Орехи я дам белке; — Мед я дам медведю.
Дидактические игры на формирование винительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
— Я вижу стол, окно, стул … — Я вижу столы, окна, стулья…
2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».
Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.
Речевой материал:
— Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); — Цени что? (труд, забота, дружба); — Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); — Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).
Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?
Речевой материал:
— Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
2. Игра «Что чем делают?».
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».
3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».
Цель: закрепить форму творительного падежа.
а) Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года, и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».
б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.
Игры для уточнения формы предложного падежа.
1. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».
Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.