Главная › Литература ›
Львовский мотозавод
› Мопед ЛМЗ-2.159 «Верховина-7». Руководство по эксплуатации
РЭ 37.506.052-80
Рига, 1971
Музей Мопедов примет в дар или купит мопедную литературу.
Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
Имя *
Email *
Сайт
Львовский мотозавод
Мотовелосипед В-902. Краткая инструкция по уходу и эксплуатации
Мотовелосипед МВ-042. Краткая инструкция
Мотовелосипед МВ-042М. Краткая инструкция
Легкий мопед МВ-044. Инструкция по уходу и эксплуатации
Мопед МП-043. Инструкция по уходу и эксплуатации
Запасные части к мопедам МП-043, Рига-1, Рига-3
Легкий мопед МП-047 «Тиса». Инструкция по уходу
Мопед модели МП-048 «Верховина-3» Инструкция по уходу
Запасные части к мопедам «Рига» 1-3-4-12-16, «Верховина» 4-5-6
Мопед ЛМЗ-2.159 «Верховина-7». Руководство по эксплуатации
Мопед ЛМЗ-2.159 «Верховина-7».
Руководство по эксплуатации
1971 год
КНИГИ В ФОРМАТЕ PDF ВЫСЫЛАЮТСЯ НА ЭЛ.ПОЧТУ, . ОПЛАТА НА QIWI-КОШЕЛЕК. Так же можно получить доступ ко всем книгам по тех.литературе которые я выложил или ВЫЛОЖУ. (в копилке более 200 книг!! ЖУРНАЛЫ мото, Журналы «моделист конструктор», альбомов-3, наборов плакат-1)
Интернет-ларек «Члем- всему голова!»(ГУГЛИ!). Олдовщина, Трэшъ и Рэтро! Древний, как постановление РСФСР #1092, мото экип и не только. И не только))) очечи, члемы, краги и пр. пр. пр. со складов и амбаров!отправка по России без проблем. за ее пределы-тоже могем) В данный момент доступны такие функции как, реставрация под заказ, выкупы на аукционах с реставрацией. В клиентах уже есть коллекционеры, тунцовое море реставраторов мото и авто техники и даже несколько музеев!) Для друзей админа, создателя и вседержителя предусмотрены бонусы, «за Шекель!»
ЛОТЫ С 1 и до 300 РУБЛей НЕ ОБЬЕДИНЯЮТСЯ ПРИ ОТПРАВКЕ.
после покупки-оплата в течении 3х дней. отправка в течении недели с оплаты почтой России, за работу почты ответственности не несу, но упаковку гарантирую хорошую. Стоимость почты расчитана для центральных регионов России, в удаленные бует расчитываться по новой, ибо дороже. считаю по калькулятору на сайте «Почты России». при проблемах с почтой окажу посильную помощь-если она возможна с моей стороны . Если условия по каким то причинам не устраивают, спрашивайте!! .Возможна отправка ТК СДЭК после оплаты товара, оплата доставки происходит при получении. ТОВАРЫ ВЫСТАВЛЕНЫ НА ДРУГИХ ПЛОЩАДКАХ, НЕ ВСЕГДА УДАЕТСЯ СРАЗУ РЕДАКТИРОВАТЬ.
На Верховину 7 никогда не ставили В-50. Хотя бы потому, что следующая модель, после Верховины7, это Карпаты 1 с мотором Ш62м. Даже переходными моторами тут и не пахнет.
Вот поспорить насчёт того, что Карпаты1 могли быть с В-50 можно.
Так как следующая модель, Карпаты2, были с мотором В-50.
Что же касаемо мотора Ш62.
Главное отличие это электронное зажигание и мощный генератор.
А за счёт чего подняли мощность? За счёт применения восьми магнитов, вместо четырёх, как у Ш58. Поэтому, при тех же оборотах, частота тока была выше, соответственно выросла и мощность. Поэтому на малых оборотах мы могли насладиться ярким светом фары. На больших оборотах напряжение ограничивал БКС, не давая лампочке в фаре перегореть.
А вот скрытые отличия, про которые не все знают. Если на Ш58 ось ведущей звезды и ось ведомой шестерни главной пары были совмещены, то в коробке Ш62 их разделили.
Теперь на оси ведомой шестерни главной передачи были ведущие шестерни коробки передач.
Сама коробка вращала ведущую шестерню цепной передачи.
Если Ш58 страдал большой ступенькой между первой и второй скоростями (Передаточные числа 1/1 вторая скорость и 1/2 первая, примерно, звёзды цепи 14/37), то Ш62 имел недостаток тяги на первой скорости и ту же ступеньку на второй скорости (1/1,64 первая скорость и 0,93/1 вторая скорость, звёзды 14/37)
Зато Ш62 можно по праву считать самым скоростным двигателем. Продувка как на ш58, передаточные числа уменьшенные. Там, где Ш58 на первой ехал 20 км в час, Ш62 мог с теми же оборотами ехать 30 км в час. И вторая скорость 1/1 на Ш58 и 0,93/1 на Ш62. 3-5 км в час в плюсе, как минимум. И электронное зажигание, которое тоже способствовало оборотам.
Но, как говорится, бесплатного сыра не бывает. Тяги у Ш62 было меньше всего. Ни на первой, ни на второй скорости.
Что же касается надёжности, то увы. Коленвалы первых выпусков для Ш62 были в основном бракованными, сворачивало палец НГШ, рассыпались ролики, не было балансировки.
Позже коленвалы стали более-менее качественные.
Далее по списку втулки в коробке. Обычно их ресурс не более 2000 км.
Сцепление тоже более 1000-2000 км не выдерживало. Пробуксовка, срезание шлицев, отделение звезды от корзины.
В той или иной мере все недостатки победили на В-50. Коробка самая удачная и по конструкции и по передаточным числам. Сцепление уже так быстро не уничтожает шлицы на коленвале. зато прибавились свои, характерные для В-50 проблемы. Но это уже будет не по теме.
Львовский моторный завод, который выпускал мопед «Верховина», изначально специализировался на изготовлении автомобильных прицепов. Разработка и производство опытных малокубатурных мокиков началось в 1958 году. Первыми образцами в этом направлении стали моторизованные велосипеды. Затем появилась «Верховина 3», которая сыграла значимую роль в развитии отечественной мототехники тех времен. Машина оснащалась двухтактным мотором объемом 50 кубических сантиметров. Мощность двигателя составила две лошадиные силы, а его динамика разгона позволяла набирать скорость порядка 50 км/ч. Начинка агрегата была характерной для своего класса, поэтому разработчики сделали акцент на улучшенном дизайне техники.
Характеристики
Отличительной от предшественников особенностью мопеда «Верховина 3» стали колеса меньшего диаметра, а также трубчатая рама сварного типа. Благодаря такой конструкции удалось повысить мощность агрегата и снизить его массу до 51 килограмма. На двухколесной технике появилась модернизированная передняя вилка, а также улучшилась посадка. Задняя вилка фиксировалась к раме при помощи резьбовых втулок и болтов. Это дало возможность снизить степень износа элемента при качании. На тормозных колодках появились защитные упоры с возможностью смены или пополнения компенсирующих шайб, что продлило рабочий ресурс узла.
На первых версиях топливный резервуар фиксировался на кронштейнах, а у мопеда «Верховина» он крепился за бурт. Данное решение позволило избежать появления трещин на крепежных элементах. Перед пуском в серию рассматриваемый мокик прошел ряд испытаний, преодолев в сумме более пяти тысяч километров. С 1972 по 1974 год были выпущены 4-я и 5-я серия этой техники. Они отличались параметрами двигателей и небольшими переделками дизайна.
Шестая версия
Особое внимание в рассматриваемой линейке стоит уделить мопеду «Верховина 6». Здесь уже можно говорить о кардинально иной категории. Во-первых, велосипедные педали заменили кик-стартером. Во-вторых, агрегат оборудовали двухтактным силовым агрегатом на 2,2 лошадиных силы, двухступенчатой коробкой передач с управлением на левой стороне руля и немного доработали экстерьер.
Высокий руль и увеличенное сиденье гарантировали комфортную и мягкую посадку. При этом широкие шины и мягкая обновленная подвеска отвечали за удобство перемещения по сложным дорогам. Багажник остался на своем месте, выдерживал без проблем нагрузку в 15 кг.
Новый мокик стал тяжелее более чем на три килограмма, однако это не сказалось на его маневренности и скоростных параметрах. В 1981 году появилась седьмая версия, оснащенная мотором с бесконтактным узлом зажигания, новым карбюратором и мощным генератором. Несмотря на все новшества, скорость этого агрегата составила всего 40 км/ч. Из изменений можно отметить усовершенствованные фонари и вынесение контрольных приборов на руль.
Обзор мопедов «Верховина». Полная история
«Верховина» — это название марки советских мопедов, мотовелосипедов и мокиков, сошедших когда-то с конвейера Львовского мотозавода (ЛМЗ). Первые опытные образцы этой модели были представлены в 1958 году во Львове. А уже концу того же года было выпущено около 50 тыс. аппаратов с названием «Верховина-3». Выпуску мопедов марки «Верховина» на Львовском мотозаводе предшествовали такие модели, как: мотовелосипед В-902 и В-905 «Белка»; лёгкий мопед МВ-042 «Львовянка», МВ-043, МП-044, МП-045, МП-046, МП-047 «Тиса» и др.
Вкратце рассмотрим модели марки «Верховина».
Мопед «Верховина-3» или модель МП-048 имеет 50-кубовый двухтактный двигатель внутреннего сгорания (Ш-51К) мощностью в 2 л.с. Максимальная скорость — 50 км/час.
Мопед Верховина 1970 годаОтличительной особенностью мопеда «Верховина-3″ от предшественников является трубчатая сварная рама, поднявшая прочность конструкции и снизившая массу мопеда до 51 кг, удобная посадка, модернизированная передняя и задняя вилка. Задняя вилка закреплена к раме резьбовыми втулками и болтами, что уменьшает степень ее износа при колебании. Тормозные колодки оснащены защитными упорами.
Мопед «Верховина-4» был выпущен в 1972 году. Данный аппарат оснащен уже двигателем Ш-57 мощностью 2.2 л.с. Масса мопеда составляла 52 кг, а вот скоростной предел остался таким же – 50 км/ч. Немного изменен бак и вид седла уже «мопедный».
Мопед «Верховина-5» была произведена в 1974 году. Здесь уже наблюдаются значительные изменения внешнего вида: горизонтальный бак, обновленная передняя вилка, видоизменен багажник. Двигатель такой же, как и 4-той модели (Ш-57).
Наибольший интерес в линии данных аппаратов вызывает мопед «Верховина-6», сошедший с конвейера в 1978 году и принадлежащий уже к другой категории мототехники. Велосипедные педали заменены кикстартером, двигатель двухтактный Ш-58 мощностью в 2.2 л.с., двухступенчатая коробка передач. Комфортность посадки обеспечивается высоким рулем и удлиненным сиденьем, а сложные участки дороги помогают преодолеть широкие шины и мягкая подвеска. Хотя вес мопеда и увеличился по сравнению с 5-ой моделью на 3.5 кг, но на скоростных характеристиках и манёвренности это не отразилось, все те же 50 км/ч.
Мопед «Верховина-7» произведен в апреле 1981 года. Данный агрегат приобрел новый карбюратор, двухтактный двигатель Ш-62 с электронной системой зажигания и более мощный генератор. Предельная скорость поменьше, чем у 6-ой модели, всего лишь 40 км/час. Внешнее преображение данной модели произошло благодаря контрольным приборам, перенесенным на руль, видоизмененной фаре и заднему фонарю со стоп-сигналом.
В ряду мопедов Львовского мотозавода были также представлены такие продвинутые для тех лет мопеды, как: «Верховина-Спорт» и «Верховина-Турист».
Мопед «Верховина-Спорт» выделяется увеличенным колесом, выведенным наверх глушителем и ножным переключателем скоростей. Мопед же «Верховина-Турист» модифицирован ветровым стеклом и багажными отсеками для мототуризма.
Параметры
Ниже приведены технические характеристики мопеда «Верховина» шестой серии:
- Тип силового агрегата – бензиновый карбюраторный двухтактный мотор.
- Рабочий объем – 49.8 кубических сантиметра.
- Компрессия – 8.5.
- Ход поршня – 44 мм при диаметре 38 мм.
- Тип питания – бензин, смешанный с маслом.
- Показатели мощности – 2.2 лош. силы при 5200 оборотах в минуту.
- Зажигание мопеда «Верховина» – контактного типа, агрегирующие с генератором переменного тока.
- Трансмиссия – механическая коробка передача на два диапазона с цепным редуктором.
- Длина/ширина/высота – 1,77/0,72/1,2 м.
- Клиренс – 10 см.
- Тормозная система – барабанного типа.
- Подвеска – спереди – телескоп, сзади – маятниковый блок с пружинами.
- Вес – 53.5 кг.
- Расход горючего на 100 км – около 2.2 л.
Так получилось, что данный экземпляр почти 40 лет пролежал на чердаке в частном доме. Этой осенью хозяева затеяли ремонт крыши, и мастера случайно обнаружили под завалами мопед в первозданном виде и с пробегом 835 км. Достали его, отмыли, накачали колеса, залили бензин. И … он заработал. А нам он сегодня позволит перенестись в далекие 70-е, когда «Верховина-6» была культовой моделью, о которой мечтали подростки всей страны.
Собственно, выбор в те времена был не велик: либо мопеды Рижского мотозавода, либо львовская «Верховина». Были еще мотовелосипеды типа ЗИФ, но это уже считалось не так круто.
Данный экземпляр ЛМЗ-2.158-1 «Верховина-6», благодаря чердачному сохрану, оказался в очень неплохом состоянии. Следов коррозии почти нет, а небольшой период эксплуатации способствовал сохранению его в первозданном виде. Кто привык смотреть обзоры в видеоформате — специально снял такой. Текстовую версию читайте ниже.
Давайте же рассмотрим находку.
Для начала немного истории. «Верховина-6» — это первый серийный мопед с запуском от кикстартера Львовского мотозавода. Именно по этому его правильно называть мокик, а не мопед. Хотя в те времена всю подобную малокубатурную технику называли мопедами, и я дальше также буду его именовать мопедом. Так привычнее.
Модель ЛМЗ-2.158 «Верховина-6» появилась в 1977 году и стала продолжением идеи мопеда, как мотоцикла в миниатюре, заложенной еще в «Верховина-5». Здесь уже был горизонтально установленный бак увеличенной емкости (7,5 л), с которым можно было совершать поездки на большие расстояния. Также с предыдущей модели перекочевало и удобное полуторное сидение и багажник грузоподъемностью 15 кг. У «Верховина-6» был немного другой дизайн накладок на баке, что делало мопед визуально более легким.
Верховина-5 еще имела педали велосипедного типа
Главное же отличие было в новом двигателе Ш-58 ковровского завода. Львовский мото окончательно уходил от педального привода для запуска, а на мопедах появился кик-стартер. С 1980 года на «Верховина-6» ставили и двигатель шауляйского завода Š-58, с которым они шли, преимущественно, на экспорт.
Характеристики этих двигателей были примерно одинаковы: рабочий объем 48 см3, мощность 2,2 л.с. Коробка передач — 2-скоростная, с приводом на руле. Мопед Верховина-6 имел максимальную скорость 50 кмч, хотя особо отчаянные утверждали, что им удавалось «положить стрелку за 60» — максимальный показатель на крохотном спидометре мопеда.
Эмблема линейки Верховин и Карпат напоминает Peugeot
Новый дизайн и отсутствие необходимости получать права, и регистрировать мопед — способствовало огромной популярности «Верховина-6» у молодежи. Именно на «Верховину-6» приходится выпуск 2000000-ого мопеда с начала работы Львовского мотозавода. Подростки уже лет с 12-и начинали теребить родителей просьбами: «Купи, купи». И особо настойчивым, в конце концов, удавалось их сломать.
Цена базовой версии начиналась с 220 рублей, а вариант «Люкс» с хромированными ободами, щитками колес и багажником стоил 226 рублей.
Новенький мопед был предметом особой гордости и билетом в мотоциклетный мир для мальчишек. А обладатель «Верховины-6» был первым парнем во дворе или на селе.
Ребята тут же принимались модернизировать свои мопеды: поднимали глушитель, укрепляли рамы, ставили другие амортизаторы. А каких только украшательств на них не навешивали?
Верховина-6. Спорт
К слову, идею мототюнинга уловили и на Львовском мотозаводе. В конце 1978 года изготовили опытные партии (по 500 машин) двух новых модификаций мопеда «Верховина-6». Специально для молодежи запустили модель «Верховина-6. Спорт». В отличие от базовой, она оснащена поднятым вверх глушителем с предохранительным щитком, сумкой для хранения туристской карты, рулем кроссового типа с перемычкой, а также поднятым щитком переднего колеса. Идея оказалась очень удачной и «Верховина-6. Спорт» моментально была раскуплена. Цена такой версии была всего 228 рублей.
Версия Верховина-6. Турист
Вторая же модификация – «Верховина-6. Турист» предназначалась для рыбаков и путешественников. Ее отличал ветровой щиток и сумки-кофры по бокам. Но повторить успех «Верховины-6. Спорт» она не смогла.
Львовский мото с 1977 по 1981 год, когда ее сменила на конвейере следующая модель — «Верховина-7», ставшая последней из «линейки» «Верховин». А уже с 1982 года завод перешел на выпуск мопедов «Карпаты».
Услышать характерный звук той самой «Верховина-6» можно на видео.
Скажем прямо, особой динамикой «Верховина-6» не блистала. Да и не могла, так как ее ориентировали на подростков, которые ездили без прав. Но особо отчаянные ребята умудрялись цеплять на «Верховины» 125-кубовый двигатель от мотоцикла «Минск» и тем самым превращали их в «ракеты». Инспекторы ГАИ предпочитали не обращать внимание на мопедистов. Что с них взять? Прав нет, номеров нет, кому принадлежит – не проверить. Но за явное нарушение ПДД все же тормозили.
Для многих «Верховина-6» стала билетом в мир техники, первой ступенькой. Удивительно, но этот простенький мопед способен был подарить такие эмоции, которых ребятам хватало на десятилетия. На то время — это был iPhone, MacBook, сигвей, гироскутер в одном проявлении. А когда такой желанный мопед выкатывали из магазина «Спорттоваров» — не было в тот момент человека счастливее на Земле!
Мопед «Карпаты»
«Верховина» получила достойного конкурента весной 1981 года. В этом сезоне вышла одна из самых значимых моделей — «Карпаты». Мокик оснащался трубчатой рамой, вилкой-телескопом с пружинной амортизацией, а также задней подвеской маятникового типа и взаимозаменяемыми колесами.
Новый агрегат оборудовался мотором Ш-58, объемом 50 кубических сантиметров и мощностью, равной двум лошадям, или усовершенствованным аналогом Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Предел скорости данной техники составил 45 км/ч. «Карпаты» очень были похожи в конструктивном плане на рижскую «Дельту».
Верховина-6 Спорт — первый советский скремблер
Многие полагают, что в СССР особое место на рынке занимали только автомобили, которые нельзя было приобрести просто так, как сегодня. На самом деле, определенная ниша на рынке принадлежала мопедам, которые тоже пользовались широким спросом. Те, кто застал эти времена, могут рассказать, о чем мечтала молодежь в СССР.
Львовский мотоциклетный завод за все время существования выпускал много моделей. Одной из знаковых стала Верховина-6 Спорт. Во Львове еще в 1970-х годах начали практиковать регулярные исследования мнений потребителей. И происходило это в форме настоящего опроса. Кроме того, специалисты предлагали прислать личные пожелания и мнения через прессу на завод. После этого ответы систематизировали и получали результаты. Модель Верховина-6 Спорт стала одним из результатов такого исследования. В конце 1970-х годов сильно поменялся портрет потенциального покупателя такой техники. Если в 60-х годах на мопеды обращали внимание мужчины 25-50 лет для того, чтобы каждый день передвигаться до работы, то к 80-м годам образовалось сразу две группы. Первая — подростки до 20 лет, вторая — дачники-пенсионеры, которые не желали покупать автомобиль. Первая группа активно росла, из-за чего отмечался высокий спрос. В результате во Львове решили разработать такой мопед, который мог бы удовлетворять потребности подростков.
В качестве основы взяли стандартную модель ЛМЗ-2. 158 Верховина-6 — специалисты постарались применить в ней современные на тот момент элементы тюнинга, которые сами подростки нередко использовали на старых мопедах. Модель получила поднятый вверх глушитель, у которого был защитный экран, поднятый щиток переднего колеса, перемычку на руле. Багажник из конструкции решили убрать, а вот на бак вынесли специальную сумку, в которую можно было помещать карту местности — вот такой навигатор по тем временам. Известно, что и двигатель, и ходовую трогать не стали. В оснащении предусматривался мотор Ш-58 на 49.8 см3, мощность которого составляла 2.2 л.с. В паре функционировала 2-ступенчатая коробка передач, которая имела ручное управление на руле. Не сильно отличалась и максимальная скорость — все те же 50 км/ч.
Впервые информация о модели появилась в 1978 году в журнале. Производитель сообщил о том, что планирует выпустить 500 экземпляров. Выпуск мопедов начался в 1979 году, а первую партию моментально раскупили. Фактически это был первый советский скремблер. Он сочетал в себе стиль и технические параметры. Спрос на модель превысил даже ожидания сотрудников завода. Выпускали ее в период с 1978 по 1982 год. В то время на конвейере уже появилась Верховина-7, но старичок все еще не покидал рынок. Верховина-6 Спорт выпускался не в одном виде. Модификации отличались в зависимости от годов выпуска — всего было 2 генерации. В современное время такие мопеды восстанавливаются и попадают в частные коллекции.
Итог. Мопед Верховина-6 Спорт — мечта всех подростков СССР. Выпускать модель начали, благодаря регулярным опросам потребителей. Продержался мокик на конвейере почти 4 года.
Сравнительный обзор
Среди основных отличий между «Верховиной» и «Карпатами» стало наличие у последнего мокика измененной формы топливного резервуара, глушителя и боковых кожухов. Конструкторы увеличили гарантийный период пробега до 8 тысяч километров, тогда как у «Верховины» он не превышал 6 тысяч. Рабочий ресурс возрос на 3 тысячи километров до первого капитального ремонта.
Невзирая на устаревшие советские технологии, рассматриваемая техника на то время была флагманом в своем классе и отличалась приличными характеристиками. Еще одним плюсом является то, что ремонт мопеда «Верховина» можно было выполнить своими руками, без использования специальных приспособлений. Чаще всего в этом нуждался «движок», который умельцы перебирали, модернизировали и использовали снова. Благо проблем с запчастями не было.
В завершение
Уже в 1989 году число выпущенной малокубатурной техники на двух колесах от Львовских производителей составило почти 140 тысяч единиц. Это с учетом того, что в 80-х годах прошлого столетия комбинат сократил выпуск этих машин практически вдвое, по причине падения спроса. Для привлечения покупателей стали разрабатываться новые модели для любителей быстрой езды («Спорт») или мототуризма («Турист» с ветровым стеклом). После развала Союза завод практически прекратил свое существование и выпуск легкомоторной техники.
-
nekesha
- Администратор
- Сообщения: 1668
- Зарегистрирован: 17 дек 2014, 03:43
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 6 раз
Верховина
Сообщение nekesha » 11 мар 2018, 18:16
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту Верховина
- Модельній ряд: Верховина 4/5/6/7
- Язык: Русский
Формат: Djv
Размер: 4,2 Мб
Скачать документацию Верховина
для распаковки используйте пароль — avtoproblem-net.ru