Домино – развлекательная игра для взрослых и детей. Она способствует развитию памяти, логики и внимания. С ее помощью можно скоротать дождливые вечера и приятно провести время в компании. К счастью, достаточно легко научиться играть в домино, как в классический вариант, так и в более сложные разновидности.
Содержание
- 1 Разновидности игры в домино
- 2 Правила классического домино
- 2.1 Количество участников
- 2.2 Как ходить и отбиваться
- 3 Как играть в «Козла»
- 4 «Морской козел»
- 5 Подсчет очков
- 5.1 При рыбе
- 5.2 Пустышка и дубль пустышки
Разновидности игры в домино
Родиной домино принято считать Китай. В китайских игровых наборах 32 кости. В России распространено домино, в котором 28 костяшек.
Каждая фишка имеет прямоугольную форму и с одной стороны разделена на 2 половины. На каждой ее части нанесены от 0 до 6 точек, обозначающих баллы. В классическом наборе из 28 элементов встречается 7 дублей – фишек с одинаковым количеством очков на обеих половинках.
В России используют домино с 28 костяшками.
Основные материалы для изготовления фишек – пластик, дерево, металл и кость.
Есть также детское домино. Оно представляет собой прямоугольные фишки с изображением фруктов, овощей, игрушек и другого, что может заинтересовать ребенка.
Всего в мире насчитывается более 40 типов домино. Встречаются и самые доступные, которые подойдут для начинающих, и требующие определенные умения.
Помимо классического домино, наиболее популярными играми являются:
- «Спортивное домино»;
- «Козел»;
- «Морской козел»;
- «Чечевэ»;
- «Осел»;
- «Телефон»;
- «Генерал» («Генеральский козел»);
- «Колбаса»;
- «Семерка».
Различие игр в основном обусловлено количеством участников и способом набора очков. Можно играть в домино вдвоем, втроем или парами.
Правила классического домино
Классическое домино – наиболее распространенный вариант этой игры. Для партии понадобится набор, состоящий из 28 элементов.
Цель – построить цепочку из фишек, в которых совпадает количество очков.
Цель игры – построение последовательной цепочки из фишек таким образом, чтобы совпадало количество очков на прилегающих половинках. Ходы осуществляются по очереди по часовой стрелке.
Количество участников
В игре участвуют 2-4 человека. Играть можно как сам за себя, так и пара на пару. При этом различается количество костей, которые получают игроки:
- при игре один на один участники получают по 7 фишек;
- в парной игре – по 5.
Остальные камни уходят нераскрытыми в резерв, который называется базаром. Из него участники берут необходимые фишки для продолжения игры.
Как ходить и отбиваться
Право ходить первым имеет игрок, у которого на руках оказался дубль с самым большим значением (к примеру, 6-6). В случае отсутствия у играющих дублей право первого хода отдается участнику, имеющему кость с наибольшим количеством точек.
В дальнейшем играющие выстраивают цепочку из камней таким образом, чтобы количество точек на половинках разных фишек было одинаковым. К примеру, один конец цепочки заканчивается на 6 точек, другой конец – на 5. Нужно найти среди своих фишек те, у которых на половинке есть 6 или 5 точек, и подставить к соответствующему концу цепи.
…на половинке кости должно быть столько же точек, сколько на кончике цепочки.
Если у игрока нет необходимого элемента, он отправляется на базар и берет там фишки до тех пор, пока ему не попадется нужная или резерв не будет пуст. Если соответствующую кость найти не удалось, ход пропускается.
Конец игры наступает, когда у одного из соперников выходят все фишки либо отсутствует камень, необходимый для продолжения партии.
Играя в домино, необходимо быть внимательным и следить за каждым ходом противника. Имея на руках кости с разными значениями, продумывайте сразу следующий ход. Пытайтесь определить намерение конкурента. Отталкиваясь от этого, начинайте игру со слабых или сильных костей.
Как играть в «Козла»
Для игры в домино «Козел» понадобится классический комплект костей в количестве 28 штук. Число играющих – от двух до четырех человек.
Все фишки переворачиваются изнаночной стороной и хорошо перемешиваются. Каждый участник берет себе 7 или 5 камней. Брать фишки необходимо таким образом, чтобы другие игроки не видели число очков, указанных на камнях.
Козел – самый популярный вид домино в России.
Первый ход делает участник, имеющий наименьший дубль либо наименьшее количество очков, например 1-1, 1-2. Далее соперники ходят по очереди, выстраивая цепочку из подходящих элементов.
Игра заканчивается, когда один из участников выкладывает все свои фишки или складывается ситуация, когда у соперников есть камни, однако продолжение игры невозможно (она называется рыбой). При этом дубль не может считаться последним камнем.
«Морской козел»
В играх «Козел» и «Морской козел» правила похожие. В партии принимает участие то же количество игроков. Кости раздаются по тому же принципу. Первым в игру вступает камень, имеющий наибольшее число дублей или точек.
Однако существуют некоторые различия:
- Игра заканчивается, когда у одного игрока набирается 125 очков.
- Очки начисляются проигравшему, но только в случае набора больше 25 балов. Остальные участники игры не фиксируют проигрыш.
- Если у одного игрока оказывается 5 или больше дублей, то фишки перемешиваются и пересдаются.
- Если у участника есть сразу два дубля, которые подходят на разные концы цепи, их можно выставить за 1 ход.
- Когда в конце партии на руках остается дубль 0-0, начисляют 25 очков. При 6-6 – 50 балов. Если сразу оба дубля на руках одного игрока, то он получает, соответственно, 75 очков.
- При окончании партии дублем 0-0 участник, выставивший эту кость, автоматически становится победителем. Такой розыгрыш называется «Лысый козел».
«Морской козел» не сильно отличается от сухопутного, но правила сложнее.
Ход костью со значение 6-6 – «ход на сто». Участник, который пошел этим дублем и закончил раунд первым, является победителем. Если же при розыгрыше партии у него остаются фишки со значением более 25, его считают проигравшим.
Подсчет очков
На подсчет очков влияет вид игры. В классическом домино подсчет ведется в пользу игрока, набравшего наименьшее количество баллов.
В играх «Козел» и «Морской козел» очки считаются участнику или паре играющих, набравших наибольшее количество баллов. При этом очки начисляются только при наборе не менее 25 баллов. Если при окончании раунда у играющего остался дубль 0-0, то он дополнительно получает 25 очков. Кость со значением 6-6 добавляет 50 баллов. Партия играется по договоренности игроков (100, 200, 300 или 500 очков).
При рыбе
Участника, закончившего партию рыбой, называют рыбаком. У него автоматически появляется право первого хода в следующем раунде. При рыбе партия не заканчивается ничьей. Победу одерживает игрок, у которого после подсчета очков оказалось наименьшее количество точек на камнях.
Пустышка и дубль пустышки
Фишка, на которой отсутствуют точки, – пустышка. Дубль пустышки называют также нулевым дублем или мылом. Делать первый ход дублем пустышки правилами запрещено. Участнику, сохранившему по окончании партии этот камень, прибавляется 10 очков.
Легче всего научиться играть в домино – в процессе самой игры, если у вас есть опытный учитель. Сложнее всего разобраться именно в подсчете очков и запретах, а сам принцип игры прост и понятен. На любительском уровне можно научиться играть за один вечер, а вот для игры на профессиональном уровне придется потратить годы на тренировки.
Правила игры в домино
Оценка пользователей 5 из 5 (всего 42 голосов)
Для игры в домино вам понадобятся двадцать восемь прямоугольных фишек, которые разделены полосой на две половины. В каждой из них расположено определенное количество точек от одной до шести или пустое поле. Фишки для игры в Домино еще называют кости, костяшки, камни, карты.
Правила игры в домино просты и понятны даже новичкам. Количество игроков, от двух до четырех. Участники получают по семь костяшек, оставшиеся фишки находятся в резерве, именуемом Базаром.
Право ходить первым принадлежит обладателю дубля 1-1. Если этой фишки при раздаче у игроков не оказалось, то ходит владелец дубля 2-2 и так далее, по возрастанию. Начинать сражение с пустого камня запрещается. Иногда бывает так, что дублей в начале сражения у партнеров на руках не оказалось, в таком случае поединок начинает владелец кости с наименьшим числом точек, например, 1-0. В дальнейшем участники осуществляют ходы в порядке очереди по часовой стрелке.
По правилам игры в домино к первой костяшке партнеры добавляют свои фишки таким образом, чтобы количество точек на двух половинах разных камней было одинаковым. Если игроку нечем ходить, он тянет один камень из базара. Игрок будет тянуть камни до тех пор, пока ему не попадется необходимый или пока базар не опустеет.
В игре можно менять количество фишек, которые остаются на Базаре неприкосновенными. Для этого при создании игры достаточно выбрать нужный параметр Базар: Весь, Без одной, Без двух.
Тот, кто раньше соперников выложил свои фишки на игровое поле, объявляется победителем. Ему не начисляются очки. Остальным участникам игры записывается сумма очков оставшихся на руках костей.
Цель игры
Основная цель участника — в каждой партии первым избавляться от костяшек.
Рыба в домино
Во всех разновидностях домино присутствует такое понятие, как Рыба. Это ситуация, при которой ни у одного из партнеров нет возможности продолжить поединок. Например, если с двух сторон цепи оказались кости с числом три, а все фишки с этим количеством точек уже были использованы. Рыба означает, что сражение подошло к концу и участникам необходимо посчитать набранные очки. В такой ситуации победа остается за тем, у кого на руках оказались фишки с меньшим числом очков.
Рыба может быть объявлена, если дубль не был выставлен, а остался на руках или на Базаре. Для этого нужно выбрать конвенцию Рыба С дублем, Без дубля.
При создании заявки на игру, можно изменять способ записи очков при Рыбе.
Если в настройках игры был выбран параметр «Свои на проигравшего», то игроку или команде, набравшей наибольшее количество баллов при Рыбе, записывается своя сумма очков оставшихся костей.
Если в настройках игры был выбран параметр «Свои», то каждому из участников записывается сумма очков оставшихся у них костей.
В случае, если был включен параметр «Все на проигравшего», сумма очков всех игроков записывается тому, кто набрал больше очков.
Подсчет очков
Проигравшим игрокам на счет записываются все баллы, имеющиеся на руках. Кости дают столько баллов, сколько точек на них изображено, кроме дубля 0, за который дается десять баллов. Правила Домино предусматривают, что сражение заканчивается, когда сумма очков одного из соперников перевалит за сто.
Правила игры в различные виды домино
Разновидностей этой игры много, но среди любителей наиболее популярны Козел и Осел. Отличаются они друг от друга лишь некоторыми нюансами.
Рассмотрим самые известные виды:
- Козел. В поединке принимают участие от 2-х до 4-х игроков, каждый из которых получает по 7 камней. Начинает сражение обладатель наименьшего дубля. Если у партнера есть необходимость, он идет на Базар, откуда берет по одной фишке, пока не появится нужная. После окончания розыгрыша противники ведут подсчет очков. Баллы записываются, если игрок набрал минимум тринадцать очков. Баллы каждого раунда, где игрок набрал менее 13 очков, суммируются и запоминаются. Они записываются тогда, когда игрок набрал 13 и более очков за раздачу. Если игрок выиграл очередной раунд, то все его запомненные очки обнуляются. Вторую партию начинает игрок, выигравший в предыдущей игре. Проигрывает участник, чья сумма баллов первой превысит порог в 100 очков.
- Козел командный. В него играют вчетвером два на два. Очки в игре записываются не каждому игроку, а суммируются для команды. Очки проигравшей команды суммируются, а команде победителю не пишется ничего, даже если у одного игрока остались кости. Играют традиционно до 101 очка. Правила Рыбы такие же, как в игре, где каждый за себя.
- Осел. Изюминка его состоит в том, что после первого хода остальные игроки имеют право прикладывать камни ко всем четырем сторонам дубля, таким образом на игровом поле образуется крест. У участника, выставившего дубль, есть право его закрыть, просто перевернув. После этого ставить камни с той же стороны нельзя. Подсчет очков в данной разновидности ведется так же, как и в Козле.
- Командная игра Осел. В нее играют вчетвером пара на пару. Игроки стараются подыгрывать своему партнеру, пытаясь угадать его камни. После розыгрыша очки записываются только проигравшей команде, а при Рыбе запись очков зависит от предварительной договоренности.
Несмотря на то, что в игре многое зависит от везения, существуют некоторые хитрости, которые могут увеличить шансы участника. Правильно выбранная тактика обязательно принесет положительный результат. Поэтому изучение возможных стратегий игры и применение их на практике положительно отразится на мастерстве игрока.
Отзывы
Осталось символов:
Домино одна из самых простых игр, тут точно париться не нужно. Но поинтереснее многих других между прочим.
понятно что правила домино Козел знают все. Но вот с Ослом уже посложнее. Многие про такой вид даже не слыхали. Поэтому написать их действительно было не лишним.
Жаль, что костей в домино всего 28. Изза этого получается ограниченное количество игроков, четыре максимум. а вот было бы 40 костей, уже большее количество людей могли бы побороться. Думаю это было бы тоже интересно. Ну это так, мечты, мечты)))
oMain.isReviewPage = 1;
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Домино — целый вид популярных настольных игр для 2-4 игроков, для игры используются костяшки с особой разметкой. Самая популярная из игр — домино, служит также основой для других игр вида. Читайте дальше и вы узнаете, как в нее играть.
-
1
Приобретите комплект домино. Стандартный комплект содержит 28 прямоугольных костяшек с количеством точек от 0 до 6 на обоих концах лицевой стороны. На обратной стороне ничего нет. Комплекты домино стоят совсем недорого, многие также для удобства транспортировки продаются с футляром.
- Дешевый набор для игры проще всего найти в магазине подержанных товаров или на блошином рынке. Время практически не властно над костяшками, так что не волнуйтесь насчет возраста набора.
- Набор необязательно покупать, можно просто одолжить у друзей или родственников.
- Существуют и более крупные наборы с номерами от 0 до 12 или более, вплоть до 18. Игра, однако, играется так же, вне зависимости от номеров. В этой же статье рассматривается игра стандартным набором с номерами от 0 до 6.
-
2
Выберите место для игры. Для домино требуется довольно большая и ровная поверхность, лучше всего подойдет большой стол.
- При игре возникаем легкий шум от клацающих костяшек, учтите это при выборе места.
-
3
Перемешайте костяшки. Переверните все костяшки лицевой стороной вниз, передвигайте их руками, не переворачивая. Перемешав, отодвиньте все костяшки в сторону, чтобы их не было на игровом поле.
- Перемешанные костяшки называют базаром.
Реклама
-
1
Наберите начальные костяшки. Возьмите из базара семь костяшек и поставьте их так, чтобы противник не видел лицевой стороны.
-
2
Определите порядок игры. Есть несколько способов; выберите наиболее удобный для вас и партнера. Наиболее популярны следующие:
- Каждый игрок берет из базара по одной дополнительной костяшке. Тот, на котором общее число больше, и ходит первым.
- Оба смотрят свои костяшки, первым ходит тот, у кого костяшка с наибольшим общим числом.
- Каждый показывает дубль (костяшку с одним числом на обоих концах), первым ходит тот, у кого больше дубль.
- Бросают монетку.
-
3
Положите первую костяшку. Принято начинать с дубля, если возможно, а если его нет, то можно использовать любую костяшку. Расположение костяшки не имеет значения.
-
4
По очереди добавляйте костяшки. Используйте имеющиеся у вас костяшки, добавляйте их к узкому концу самой первой. Добавить костяшку можно, только если число на одном из ее концов совпадает с числом на конце всей конструкции. Например, если первая костяшка 4-4, то добавить можно только костяшку с 4 на одном из концов. Костяшки надо прикладывать друг к другу так, чтобы концы с одинаковыми номерами соприкасались.
- Когда костяшка приложена к концу, она сама становится концом.
- В игре не может быть более двух концов, которыми являются концы цепи костяшек.
- Если вы не можете приложить костяшку ни к одному из концов — теряете ход.
- Если вы выкладываете дубль, то принято (но необязательно) выкладывать его перпендикулярно к предыдущей костяшке. Вне зависимости от расположения дубля к нему можно приложить лишь одну костяшку.
- Если не хватает места, можно приложить костяшку к стороне предыдущей и «повернуть», это не имеет никакой стратегической ценности и делается только для экономии места.
-
5
Завершите раунд и подсчитайте очки. Выигрывает тот, кто первым сыграет свои 7 костяшек, он получает количество очков, равное сумме всех точек на оставшихся костяшках противника.
- Если ни один из игроков не смог закончить, то оба открывают свои костяшки и подсчитывают сумму оставшихся очков, выигрывает тот, у кого эта сумма меньше, сумма выигрыша равна разности сумм игроков.
- В случае ничьей победа присуждается тому игроку, у которого есть костяшка с наименьшим значением.
- Игра заканчивается, когда достигается заранее определенное количество очков (обычно 100 или 200).
Реклама
- Если ни один из игроков не смог закончить, то оба открывают свои костяшки и подсчитывают сумму оставшихся очков, выигрывает тот, у кого эта сумма меньше, сумма выигрыша равна разности сумм игроков.
Советы
- Чтобы сделать игру увлекательнее, попробуйте несколько простых вариантов:
- Дро — игрок, которому нечем ходить, вытаскивает случайную костяшку из базара.
- Маггинс — очки начисляются, когда сумма на свободных половинках кратна пяти. За каждую пятерку игроку считается 5 очков.
- Множество других разновидностей можно найти в книгах или в интернете.
- Домино является социальной игрой, принесите набор в школу или на встречу выпускников, так вы сможете найти новых компаньонов по игре.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 27 818 раз.
Была ли эта статья полезной?
Известная многим настольная игра «Домино» ведет свою многовековую историю из азиатских стран. Европейцы познакомились с ней лишь в 18 столетии, немного изменив правила игры и придумав новое название. Несмотря на свой почтенный возраст, домино остается распространенным и популярным развлечением, у которого масса поклонников из самых разных возрастных категорий.
- Как выглядит классическое домино
- Основные понятия домино
- Правила игры классического домино
- Маленькие хитрости или как всегда побеждать
- Необычные разновидности домино
- Как можно играть в домино
- Морской козел
- Осел
- Колбаса
- Генеральский козел
- Маггинс
- Чечевэ
- Видео-советы, как играть в домино
Как выглядит классическое домино
Стандартный комплект домино представляет собой набор из 28 прямоугольных фишек, хотя встречаются и варианты из 32 костяшек. Каждая фишка разделена напополам вертикальной линией на два квадрата. На обеих половинках нанесено несколько точек в количестве от одной до шести. Иногда поле оставляют пустым, что равно нулевому значению.
Сами фишки часто называют костями, костяшками. Они могут быть как черного, так и белого цвета. На фишках черного цвета точки белые, соответственно на белых костяшках точки черные.
Основные понятия домино
Истинные знатоки домино и любители дворовых турниров свободно ориентируются в главных терминах игры. А вот для новичков они не всегда бывают понятны, поэтому перед изучением правил начинать нужно со знакомства с терминологией.
Дубль
Так называется фишка, где на каждой половинке поля нанесено одинаковое количество точек: 1:1, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5, 6:6. Иногда его называют «дупель», откуда идет понятие «отдуплиться», что значит скинуть парную фишку.
Пустышка
Это фишка, на которой отсутствуют точки. Данная костяшка в обиходе может иметь несколько вариантов названий: пусто, пустой, голый, лысый, ноль.
Рыба
Это один из вариантов окончания игры, когда у игроков не находится кость с нужным значением, и резерв также отсутствует. Рыба означает полную блокировку игры, однако никак не ничью. Чтобы узнать победителя, необходимо каждому подсчитать количество очков, сложив все значения костяшек. Суммировать следует по количеству точек на оставшихся фишках. У кого меньше это значение, тот и победитель.
Базар
Базаром называют оставшийся после раздачи резерв фишек. Если нет возможности сделать ход из имеющихся на руках фишек, тогда игрок ищет нужную костяшку в общем резерве.
В некоторых случаях при подобной блокировке действуют другие правила. Игрок, который заблокировал игру, объявляется рыбаком. Так как он виноват, на него списываются все очки других участников игры.
При суммировании пустая фишка, как ни удивительно, дает сразу 10 баллов. Потому игроки, как правило, имея ее на руках, пытаются побыстрее использовать костяшку в игре.
Правила игры классического домино
Домино — это коллективная игра, где борются друг с другом как минимум двое игроков. Стандартное количество играющих — от 2-х до 4-х человек. Если в игре принимают участие двое, то при первой раздаче они получают по 7 костяшек, при большем числе участников — по 4-5. После раздачи обязательно должен остаться резерв.
Для игры потребуется, желательно, ровная и довольно просторная поверхность. Важно учесть, что костяшки при перемешивании клацают и издают шум, поэтому относительной тишины не будет. Игроки располагаются по возможности напротив друг друга, чтобы исключить возможность видеть фишки соперника.
Каковы основные правила?
- Участники перемешивают фишки и набирают себе нужное количество костяшек, не показывая их остальным игрокам. Резерв остается чуть поодаль лицевой стороной вниз.
- Если при раздаче у одного игрока на руках все фишки оказались дублями, кости раздают заново.
- Игра начинается с дубля 1:1. Если у игроков такая кость отсутствует, ищут наименьший по значению дубль, однако с пустой фишки ходить запрещено. Бывает, что у игроков не находится ни одного дубля, в этом случае игра начинается с наименьшего значения 0:1 и т.д.
- Следующий игрок по определенной очередности выставляет фишку, чтобы она соприкасалась с предыдущей равным количеством точек.
- Выкладывать кости можно по обе стороны от начальной кости.
- Если выкладывается дубль, его прикладывают перпендикулярно к общей цепочке.
- Для экономии пространства можно поворачивать цепочку в другом направлении.
- Если на руках отсутствует фишка с нужным значением, игрок отправляется на «базар» и ищет ее там. Чем больше он возьмет костяшек, пока не найдет необходимую, тем хуже для него. От большого количества костяшек избавиться будет сложнее.
- Если на руках отсутствует фишка с нужным значением, игрок отправляется на «базар» и ищет ее там. Чем больше он возьмет костяшек, пока не найдет необходимую, тем хуже для него. От большого количества костяшек избавиться будет сложнее.
- За один ход от каждого участника используется только одна кость.
- Игра прекращается в тот момент, когда у одного из игроков заканчиваются все кости. Если это не дворовый вариант игры, а настоящий турнир в несколько этапов, оставшиеся с картами игроки подсчитывают свое количество очков и заносят их в турнирную таблицу.
Маленькие хитрости или как всегда побеждать
У опытных игроков в домино обязательно найдутся свои секреты и стратегии, позволяющие им практически всегда оставаться в победителях.
Для удачного исхода игры можно придерживаться следующих рекомендаций:
- Возьмите под контроль ход игры. Подмечайте, при каких позициях соперник вынужден идти на «базар», чтобы почаще подкидывать ему подобные сюрпризы.
- При игре в классического «козла» старайтесь как можно скорее избавляться от фишек с наибольшим значением. Если игра вдруг закончится «рыбой», это даст возможность не остаться в проигравших.
- Лучше начинать игру первым. Это означает, что игрок раньше закончит свои ходы, если у него не будет необходимости посещать «базар».
- Если у вас имеются дубли на обе стороны цепочки, вы можете поставить сразу две фишки за один ход. Данная возможность значительно приблизит вас к победе. Однако не спешите избавляться от них сразу, лучше подождать пару ходов.
- Наблюдайте за мимикой и настроением своего партнера, при каких комбинациях он нервничает, а когда ведет себя уверенно и свободно. Подобная тактика позволит выставлять фишки, неудобные сопернику.
Стратегия обороны или нападения во многом зависит от того, какие кости у вас в наличии. При большом разнообразии значений можно выбрать тактику атаки, загоняя противника в угол неудобными фишками. При неудачной раздаче костяшек следует разумно использовать ходы, предпочитая стратегию защиты.
Необычные разновидности домино
Домино дало начало целой серии увлекательных логических головоломок, направленных на развитие стратегического мышления:
Квадромино или квадратное домино
Игра представляет собой набор из 24 или 36 разноцветных двусторонних фишек с нанесенными на них цифрами. Необходимо также строить логическую цепочку, соединяя квадраты с одинаковыми цветами и подсчитывая очки. В детском варианте игре в комплектацию входят дополнительно карточки с орнаментом, на которых по подобию puzzle нужно выложить изображение.
Тетрамино
В набор входят разноцветные геометрические фигуры, условно разделенные на квадраты. Основная задача — построение из полученных фишек заданного прямоугольника. Игра напоминает настольную версию тетриса. Для малышей производители предлагают объемное тетрамино, из фигурок которого ребенок должен сложить разноцветный куб.
Тримино
Единственное отличие от домино — это треугольные костяшки, по углам которых написаны цифры. Таких фишек всего 56. Игра ведется до 400 очков, проходит в несколько раундов. Счет каждого раунда суммируется до финального значения.
На двоих игроков раздается по 9 фишек, на трех-четырех — по 7 деталей. Игра также начинается с фишки наименьшей ценности. Общий резерв в тримино называется колодцем, а не базаром.
Для детей дополнительно предлагается домино с картинками. Изображения на костяшках обычно нанесены по тематическому признаку: растения, животные, продукты, овощи, фрукты и т.д.
Как можно играть в домино
Классический вариант игры в домино известен в народе как «козел», правила которого всегда неизменны. Обычно их описывает любая инструкция к набору костяшек. Однако это далеко не единственный способ, существует масса популярных игр на основе домино.
Морской козел
Игра более длительная по времени, где играет либо пара соперников, либо две пары друг против друга. Раунд начинается с дубля 2:2 или с фишки наименьшего значения. Далее цепочка выстраивается по общему принципу домино.
Мнение эксперта
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
По правилам «Морского козла» безоговорочным победителем становится тот, кто закончил раунд дублем «пустышкой».
Побеждает тот, у кого закончились костяшки. Проигравший подсчитывает сумму оставшихся фишек. Если это число больше 25, оно записывается в турнирную таблицу. Турнир не заканчивается, пока один из игроков не наберет в итоге 125 очков. Он в этом случае признается проигравшим.
Осел
Основное отличие — возможность прикладывать свои фишки со всех четырех сторон дубля. В итоге на игровом поле складывается не просто логическая цепочка, а своеобразный крест из костяшек. Если игрок выставляет дубль, у него есть право перевернуть свою фишку. Таким образом он блокирует соперникам возможность продолжать цепочку с данной стороны. Правила подсчета общего количества баллов совпадает с традиционными рекомендациями.
Колбаса
Данный способ игры предусматривает только двух соперников. При раздаче каждый получает по 14 фишек, которые игроки выкладывают на поле. Основная задача играющих — построить две параллельные линии и помешать партнеру сделать то же самое. Для этого важно использовать дубли, которые отрезают «колбасу» и не дают возможности сопернику достроить цепочку. Побеждает тот, у которого заканчиваются костяшки.
Генеральский козел
Игра проходит между двумя парами. Партнеры должны сидеть по диагонали друг от друга. Они имеют право подавать знаки о наличии нужных костяшек. Основная цель игры — закончить раунд дублем 0:0 либо 6:6. Обычно счет каждого кона не ведется, важным является только количество победителей в команде. Звание генерала присуждается проигравшему игроку. Особая степень мастерства — закончить игру сразу двумя дублями 0:0 и 6:6.
Маггинс
Это английская версия игры, где раунд может начинаться абсолютно с любой фишки. Когда в игру вступает первый дубль, он открывает возможность строить 4-хстороннюю цепочку. Остальные дубли можно ставить не обязательно перпендикулярно, а так, как выгодно на данный момент самому игроку. Счет игры идет до 200 очков.
Чечевэ
Название игры имеет отношение к аббревиатуре ЧЧВ, что означает «человек человеку волк». Даже при большом количестве игроков каждый здесь играет сам за себя. Общий резерв в такой игре быстро заканчивается, и тогда игрок имеет право пропустить ход. В таком случае он просто стучит костяшками по столу. Если по исходу кона у игрока остается дубль пустышка, он автоматически считается проигравшим. Размешивает кости обычно проигравший, а победитель получает право первого хода.
Существуют и другие способы игры в домино, которые в большинстве своем отталкиваются от классического варианта. Иногда игроки могут самостоятельно задавать определенные задачи игры, финальный счет, направления логической цепочки фишек.
Домино считается классикой настольных игр, прошедшей через поколения. Существуют даже специальные клубы поклонников игры, а на мировом уровне проходят международные турниры. Но и, если это обычное хобби, оно обязательно подарит массу позитивных эмоций и станет отличной зарядкой для ума.
Видео-советы, как играть в домино
Сейчас «Домино» перекочевало из дворов в квартиры и стало больше домашней игрой. И хоть в рейтинге развлечений оно немного сдало свои позиции, но увлекательность и простые правила помогают ему находить все новых и новых поклонников как среди детей, так и взрослых, ведь эта игра вне возраста!
ЦЕЛЬ
Суть «Домино» – выстроить цепочку из костяшек таким образом, чтобы они соприкасались друг с другом одинаковым количеством точек. Так, к двойке прикладываем двойку, к тройке – тройку и т.д.
В классическом наборе 28 фишек домино, их еще называют камнями или костями. Эти прямоугольники разделены на 2 части, на каждой отмечены точки от 0 до 6.
В партии могут принимать участие от двух до четырех человек. Если играют вдвоем, то раздают по 7 костей, если втроем или вчетвером – по 5.
ПРАВИЛА И ХОД
Все игроки получают плашки. То, что осталось, откладывают в сторону – это общий «базар» или «котел». Отсюда участники будут брать кости в случае их нехватки для продолжения игры.
Первым ходит игрок, которому достался дубль, то есть костяшка с одинаковыми цифрами на обеих половинках.
Принято, что это сочетание 6-6 или любое другое из имеющихся у собравшихся. Если дубля нет ни у кого, ходят самой «дорогой» костью – с наибольшим числом очков. А вот с нуля раунд начинать нельзя.
К первой положенной дощечке участники начинают выкладывать свои по очереди.
Ставить можно и по вертикали, и по горизонтали, работает главное правило: камни должны соприкасаться равными сторонами. В случае если у игрока, чтобы продолжить ход, не оказывается подходящей фишки, он берет ее из «базара», вытягивая по одной, пока не попадется нужная.
При этом, чем чаще соперник ходит на «базар», тем дальше он от победы. В «Домино» не выгодно иметь много фишек. Ведь победителем становится тот, кто первым выложит на стол все свои костяшки и окажется с пустыми руками.
Но есть и другой вариант окончания игры – это «рыба». Так называется расклад костей, когда у игроков есть на руках фишки, но никто из них не может подобрать нужную половинку и продолжить цепочку.
Победа тогда определяется следующим образом: у всех участников подсчитывается набранная сумма очков – складываются между собой числа всех плашек. У кого оказалась наименьшая цифра, тот и побеждает.
Игра, как правило, длится несколько раундов – до того, как один из сидящих за столом наберет заранее определенное количество очков. Например, по договоренности можно вести счет до 100, 200 или 300. Если победитель выложил все камни, то ему присуждается сумма баллов, которые остались у его соперников. При «рыбе» выигравший получает разность очков: из общей суммы вычитается набранное им самим число.
Опытные игроки в «Домино» утверждают, что проводить партию вдвоем гораздо сложнее, чем группой, потому что просчитать все варианты комбинаций, имеющихся у одного соперника практически нереально. А вот играя большим составом, можно дать волю своему логическому мышлению, вычисляя в уме все возможные виды расклада. Однако при любом варианте игры «Домино» прекрасно развивает внимательность и математические навыки.