Инструкция как найти члены предложения

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,678
  • гуманитарные
    33,657
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,176
  • разное
    16,909

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

В предыдущей статье мы говорили о том, что предложение – это место работы частей речи. Представьте себе огромную компанию. Все в ней подчинено строжайшему порядку. У каждого члена предложения есть свое место.

Самый главный член предложения – сказуемое.

Споры о том, есть ли предложения без сказуемого, длятся до сих пор. И это тема для отдельной статьи. В любом случае значимость сказуемого это не отменяет. А потому при синтаксическом разборе мы гордо подчеркиваем сказуемое 2 чертами. Мне же сказуемое представляется королем.

Как определить сказуемое

У короля есть королева.

Она тоже главная и стоит на одном уровне с королем. Это подлежащее. Его мы подчеркиваем одной чертой.

Как найти подлежащее

Но, отбросив все метафоры, давайте спросим себя – почему же они на одном уровне? Для языка это означает, что мы можем задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.

Как определить подлежащее

Кто прыгает? Бабушка
Бабушка что делает? Прыгает.

Двустороннюю связь подлежащего и сказуемого мы обозначаем двойной стрелкой. Они как будто держатся за руки.

Давайте теперь рассмотрим второстепенные члены предложения.

Это члены предложения, которые зависят от главных или других второстепенных членов, подчиняются им. Это означает, что зависимое слово будет отвечать на вопрос, который мы задаем от главного слова, и примет форму, которую требует от него главное слово.

Как у королевы обычно есть служанка, которая ей помогает одеваться, украшать себя, так и у подлежащего тоже может быть «служанка», которая его украшает – определение.

Как-определить-члены-предложения-в-тексте

Поэтому и линия определения в синтаксическом разборе красивая, волнистая, похожая на ленточку. Например,

Как определить определение в предложении

Слово «грустная» выступает в роли определения. Оно зависит от подлежащего «бабушка». То есть от подлежащего мы задаем вопрос какая?, и слово «грустная» принимает форму, которую от него требует подлежащее «бабушка». Мы не можем сказать «грустный бабушка» или «грустном бабушка», мы поставим зависимое слово «грустная» в именительный падеж единственного числа.

Определение может зависеть не только от подлежащего, но и от дополнения, и от обстоятельства. Оно обозначает признак предмета, поэтому легче всего найти существительные и проверить, есть ли у них зависимые слова, отвечающие на вопрос какой? чей?.

Попробуйте найти определения в предложении:
Лохматый дедушка катается на разбитом самокате по зеленому газону.

Итак, нашей королеве с прислугой не повезло. Больше от нее не зависит никто.
Зато от короля-сказуемого могут зависеть два члена предложения: дополнение и обстоятельство. Почему так? Потому что и дополнение, и обстоятельство связаны именно с действием, которое выполняется в предложении. Оба они, безусловно, занимают военные посты в королевстве.

Дополнение похоже на агента тайной полиции.

Как-найти-дополнение-в-предложении

Оно готово рассказать о всех существах и предметах. Ему надо тайно, косвенно выяснить всю информацию, поэтому оно отвечает на вопрос косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Линия дополнения прерывистая, похожая на шифровку.

Как определить дополнение в предложении

Дополнение может зависеть от другого дополнения, как и у агента тайной полиции может быть помощник.

Бывает, что дополнение очень похоже на подлежащее. Например,

Бульдог проглотил ботинок.
проглотил (что?) ботинок.

Чтобы не перепутать, мы задаем вопрос: кто выполняет действие? Кто проглотил: бульдог или ботинок? В данном предложении действие выполняет бульдог. Слово отвечает на вопросы кто? что?, стоит в именительном падеже и является подлежащим. А ботинок подвергается этому действию, над ним его совершают. Слово отвечает на вопросы кого? что? и стоит в винительном падеже. Чтобы в этом убедиться, мы можем заменить «ботинок» одушевленным существительным.

Например,
проглотил (кого?) соседа
Винительный падеж – падеж косвенный, а значит, это дополнение.

Обстоятельство – настоящий бравый генерал на полях брани.

Ему важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому оно отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и готово вести войска в нужном направлении с нужными задачами.

Как определить обстоятельство в предложении

Подчеркиваем мы обстоятельство штрихпунктирной линией, похожей на азбуку Морзе, которые используют военные для передачи сведений с полей.

Как найти обстоятельство в предложении

Очень часто обстоятельствами работают существительные с предлогом. Нам очень хочется задать вопрос на чем? Как же нам понять, обстоятельство перед нами или дополнение. Помните, обстоятельству важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому, когда мы встречаемся со словом, в первую очередь задаем вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? В данном случае на кровати обозначает место и отвечает на вопрос где? Значит, это обстоятельство.

Может так случиться, что ни один из этих вопросов нам не подойдет и мы сможем задать только падежный вопрос, например прыгает с чем? С тарелкой. «С тарелкой» – это точно не место, не время, не образ действия, не причина и не цель. Значит, это дополнение.


Рекомендуем:
Сочинительная и подчинительная связь. Примеры

Сочинительная и подчинительная связь. Примеры


Итак, инструкция по поиску членов предложения выглядит так

  • Ищем сказуемое. Задаем себе вопрос: какое действие происходит в этом предложении? В начальной школе сказуемое выражено глаголом. Это наша подсказка. Подчеркиваем сказуемое 2 чертами.
  • Ищем подлежащее. Кто или что выполняет это действие? Подчеркиваем подлежащее одной чертой.
  • Теперь будем искать свиту короля-сказуемого. Начнем с обстоятельств. Задаем вопросы от сказуемого: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Проверяем, обозначает ли найденное слово место, время, образ действия, причину, цель. Подчеркиваем обстоятельство штрихпунктирной линией.
  • Теперь ищем дополнение. Ищем слова, к которым от сказуемого мы можем задать вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Подчеркиваем дополнение прерывистой линией.
  • Ищем определения. Для этого находим существительные и задаем от них вопросы: какой? чей? Подчеркиваем определения волнистой линией.

_________________
ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ в этом предложении все члены и обозначьте, от какого слова каждый из них зависит.
Вечером грустная бабушка и лохматый дедушка весело пьют лимонный чай с ароматными плюшками на широком подоконнике.

Оксана Левченко

Левченко Оксана,
филолог, преподаватель русского языка и литературы, монтессори-педагог, редактор блога «Книжный шкаф детям»

1️⃣ Все статьи автора читайте здесь >>

2️⃣ Подписаться на анонс занятий и новые статьи по русскому языку можно на канале Telegram «КШД русский язык»

Просмотры: 214

1. Внимательно прочитай предложение, уясни его содержание.

2. Выдели в предложении подлежащее. Оно обозначает предмет/объект, о котором приводится информация, и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?» Подлежащее подчёркивается одинарной сплошной линией.

3. Определи сказуемое, которое обозначает то, что говорится о предмете, чаще всего отвечает на вопросы глаголов. Сказуемое подчёркивается двойной сплошной линией.

4. Найди слова, к которым ставятся вопросы от подлежащего (они относятся к нему,  зависят от него). Это неглавные, второстепенные члены предложения.

5. Найди слова, к которым ставятся вопросы от сказуемого (они относятся к нему,  зависят от него). Это также второстепенные члены предложения.

6. Обрати внимание, что от второстепенных членов предложения могут ставиться вопросы к другим словам, которые также исполняют роль второстепенных членов предложения.

Обрати внимание!

Второстепенные члены предложения будут изучаться тобой в следующем классе, поэтому сейчас подчёркивай их условной линией (например, волнистой).

Пример устного разбора предложения по членам

Кусочек хлеба лежал на столе.

Что? — кусочек. Это подлежащее, обозначает предмет и подчёркивается одинарной сплошной линией.

Кусочек — что делал? — лежал. Это сказуемое, обозначает то, что говорится о подлежащем, и подчёркивается двойной сплошной линией.

Кусочек — чего? — хлеба. Это второстепенный член предложения и подчёркивается пунктирной линией.

Лежал — на чём? — на столе. Это второстепенный член предложения и подчёркивается штрих-пунктирной линией.

Пример письменного разбора предложения по членам

Кусочек  хлеба  лежал  на столе.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены  поясняют главные и другие члены предложения.

Рассмотрим, что такое главные и второстепенные члены предложения, на какие вопросы отвечают, как их правильно определить и подчеркнуть в предложении.

Начнем с того, что в предложении объединяются по смыслу и грамматически оформляются несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Алеша учит английский язык.

Все эти слова, из которых складывается предложение, являются его членами. Каждый член предложения выполняет определенную роль. В зависимости от этого в русском языке в предложении различают главные и второстепенные члены.

Смысловым  центром, ядром любого предложения являются его главные члены.


Определение

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.


Подлежащее и сказуемое — равноправные члены предложения, которые не зависят друг от друга.

Все остальные члены предложения являются второстепенными. Они зависят от главных и других членов предложения и поясняют их.

Главные и второстепенные члены предложения

Главные члены предложения

Подлежащее

Подлежащее обозначает действующее лицо или предмет, который выполняет действие или испытывает определенное состояние.

Подлежащее это

Чтобы определить главный член предложения подлежащее, выясним, о чем идет речь в высказывании и зададим вопросы:

о ком или о чём говорится в предложении? Кто или что выполняет действие?

На ночном небе зажглись звёзды.

В этом предложении сообщается о звёздах, которые зажглись на ночном небе.

(Что?) звёзды — это подлежащее.


Определение

Подлежащее — это главный член предложения, который выполняет действие или испытывает определенное состояние и отвечает на вопросы кто? что?


В предложении подлежащее принято подчёркивать одной чертой. Выделим подлежащее в предложениях:

На траву выпала утренняя роса. Что? роса.

На стадионе ребята играют в футбол. Кто? ребята.

В лесу громко щебечут птицы. Кто? птицы.

Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или личным местоимением в форме именительного падежа, но может быть обозначено и другими частями речи в роли имени существительного.

Способ Пример
1. Имя существительное в и. п. Собака играла с костью.
2. Имя числительное Семеро одного не ждут.
Шесть делится на три.
3. Местоимение в именительном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) Грубить — плохая привычка.
5. Субстантивированное причастие, прилагательное Взрослые отправили детей спать.
Вошедший приветствовал присутствовавших.
6. Любая часть речи в значении существительного Наше завтра туманно.
Грянуло ура.
7. Различные сочетания слов:
а) составные географические названия;
Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль.
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; В стране активно развивается сельское хозяйство.
в) количественно-именные сочетания; Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках.
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; На площади собралось множество народа.
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; Что-то черное зашевелилось в углу.
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребенком шли впереди.

Сказуемое

Главный член предложения сказуемое обозначает действие или состояние подлежащего. Сказуемое поясняет его в предложении. От подлежащего ставим вопрос к сказуемому:

звёзды (что сделали?) зажглись.


Определение

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? каков?


В предложении сказуемое подчёркивается двумя параллельными линиями.

Определим сказуемое в предложениях:

Дождь (что делает?) льёт с самого утра.

Солнце (что сделало?) спряталось за тучу.

Наш малыш (каков?) болен.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

В большинстве случаев сказуемое выражается глаголом в любой грамматической форме, но может быть обозначено и другой самостоятельной частью речи. Наглядно представим способы выражения сказуемого в таблице.

Часть речи Примеры
Существительное Солнце — это звезда.
Прилагательное В озере вода синяя.
Местоимение Эта книга моя.
Числительное Счастливое число — семь.
Глагол Дети бегут наперегонки.
Её любимое занятие — это петь.
Причастие Арбуз разрезан на части.
Наречие У Вити куртка нараспашку.
Категория состояния На дворе морозно.
Неделимое сочетание Она сделала из мухи слона.

Рассмотрим типы сказуемого в зависимости от того, чем оно выражено. В русском языке в предложении различают сказуемые

  • глагольные
  • именные.

Глагольные сказуемые бывают простые и составные.

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в любой грамматической форме.

Солнце встает из-за леса.

Волна докатилась до самого берега.

Завтра мы соберем спелую малину.

Обратим внимание, что простое глагольное сказуемое может состоять из нескольких слов, если, например, выражено глаголом в форме будущего времени или сочетанием глагола и существительного, выражающего значение сказуемого:

Лена будет поступать в колледж.

Врач-педиатр вела прием детей в возрасте до года. (Вела прием = принимала).

Составное глагольное сказуемое выражается сочетанием глагола-связки с фазисным (начать, продолжить, закончить) или модальным значением (желать, стремиться), кратким прилагательным (должен, согласен) и смысловым глаголом в неопределенной форме.

Матвей продолжал шутить.

Эта ученица желает ответить на вопрос.

Я всегда рада вам помочь.

Составное именное сказуемое — это сочетание глагола-связки (быть, есть) в личной форме и именной части. Именная часть сказуемого выражается существительным, прилагательным, числительным. местоимением, наречием, причастием.

Виды Способ выражения Примеры
П
Г
С
Выражено глаголом в форме
одного из наклонений
Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов)
Ещё я долго буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспомогательного слова
(выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола
(выражает основное лексическое значение)
По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выражает грамматическое значение)
и именной части
(выражает основное лексическое значение)
Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин)
Слово — серебро, молчание — золото. (Поговорка)

Второстепенные члены предложения

Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, рассмотрим высказывание:

На площадке веселые дети играют с мячом.

Сначала определим главные члены предложения:

  • (кто?) дети — это подлежащее;
  • дети (что делают?) играют — это сказуемое.

В этом предложении, кроме главных членов, употребляются другие слова, которые поясняют их:

  • дети (какие?) весёлые;
  • играют (с чем?) с мячом;
  • играют (где?) на площадке.

Слова «веселые», «с мячом», «на площадке» — это второстепенные члены предложения. Они зависят от главных членов, от которых к ним ставятся определенные вопросы.


Определение

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют главные и другие члены предложения.


В предложении различают второстепенные члены предложения:

  • определения
  • дополнения
  • обстоятельства.

Что такое определение?

В рассматриваемом предложении слово «весёлые» поясняет подлежащее (дети), обозначает его признак и отвечает на вопрос какие? Это второстепенный член предложения определение.

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определение чаще всего выражается именем прилагательным, но может быть обозначено местоимением (ваш дом),  порядковым числительным (двадцатая страница), причастием (высохший лист), существительным (дом с колоннами).

В предложении определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение

Слово «с мячом» обозначает предмет, с которым выполняется действие, обозначенное  сказуемым «играют». Это второстепенный член предложения дополнение.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

В отличие от подлежащего этот второстепенный член предложения обозначает предмет, на который направлено действие, зависит от сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнение обычно выражено именем существительным или местоимением в форме любого падежа, кроме именительного.

Дополнение в предложении подчеркнем пунктирной линией.

Обстоятельство

В предложении от сказуемого «играют» зависят слова «на площадке», которые обозначают место действия и отвечают на вопрос где? Это второстепенный член предложения обстоятельство. В предложении обстоятельства обозначают время, место, способ, причину, условия действия и пр.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как? зачем? и пр.

Обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах.

Обстоятельство подчеркивается линией «черточка-точка-черточка-точка».

В итоге подчеркнем второстепенные члены предложения соответствующими линиями:

На площадке веселые дети играют с мячом.

Итак, в предложении второстепенные члены являются зависимыми словами. Определение зависит от подлежащего, а дополнение и обстоятельство — от сказуемого.

Упражнение

Поупражняемся в определении главных и второстепенных членов предложения.

За столом Андрюша ест гречневую кашу.

С детства мой друг увлекается теннисом.

Вечером я собираюсь встречать усталую маму.

Смелые воины отважно защищают свою Родину.

В синем небе стремительно растет чёрная грозовая туча.

Румяные дети катаются на санках с ледяной горки.

Это чётное число делится на два.

Видео «Главные и второстепенные члены предложения (3 класс)»

Видео «Какие бывают главные и второстепенные члены предложения (4 класс)»

Ответ:

1. Внимательно прочитай предложение

2.  Найди о ком или о чём идет речь в предложении

3. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы подлежащего: кто? или что? Если да, то подчеркни это слово одной чертой.

4. Найди слово, обозначающее действие этого предмета.

5. Проверь, отвечает ли оно на вопросы сказуемого: Что (с)делает? или Каков? Если да. подчеркивай двумя чертами.

6. Далее находишь второстепенные члены предложения. Для этого сначала найди слова, к которым можно найти вопрос от подлежащего ( это можеть быть определение ( какой? чей?))

7. Потом найди слова, к которым можно найти вопрос от сказуемого ( обычно это дополнение (кого? чего? и тд) и обстоятельство( где? когда? куда? и тд))

Объяснение:

Вот, пожалуй, и всё, Сам Самыч ;)


Like this post? Please share to your friends:
  • Инструкция как найти на телевизоре смарт приложение плей маркет
  • Инструкция как найти информацию в интернете
  • Инструкция как надуть фольгированный шар
  • Инструкция как мальчикам пользоваться туалетом
  • Инструкция как мальчикам писать в туалете