Трудно перечислить все известные способы шнуровки, придуманные людьми с момента признания шнурков неотъемлемым атрибутом обуви 27 марта 1790 года. Каждый выбирает для себя наиболее удобный. Однако, несмотря на кажущуюся простоту процесса, задача научить ребёнка завязывать шнурки, подчас становится для родителей трудновыполнимой.
Мы все привыкли к тому, что детская обувь, в большинстве своём, выпускается с липучками. Но умение справляться со шнурками, для детей также необходимо, как умение читать и считать. Как научить ребёнка завязывать шнурки? Это всего лишь один, из длинного списка вопросов «как научить», которые в определённый момент встают перед всеми родителями.
Содержание
- Как выбрать время.
- Как подогреть интерес к обучению.
- Как подобрать шнурки.
- Какой способ шнуровки выбрать.
- Какие ошибки не допускать.
- Какие наглядные пособия могут помочь.
- Маленький совет в заключении.
1.Как выбрать время.
Чтобы научить ребёнка быть со шнурками на «ты», необходимо подготовить руки малыша. Любое умение ребёнка, связанное с работой пальцев, возможно только при достаточно высоком уровне развития мелкой моторики. Это один из главных показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики умеют логически рассуждать, у них хорошая память. В случае же с низким уровнем развития моторики, малыши быстро утомляются, их внимание быстро рассеивается.
Данное физиологическое свойство развивается естественным образом начиная с младенчества на базе общей моторики.
Способов для её развития большое множество. Совсем «юным» не одно поколение мам читало весёлые потешки сопровождаемые с игрой маленьких ручек – это и «Сорока-белобока», и «Идет коза рогатая», и любимые многими детишками «Ладушки». Многие из мам не задумывались над тем, что на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей.
Погремушки, прорезыватели для зубов, мягкие кубики и пирамидки — все это служит развитию у детей умения хватать и удерживать в кулачке предметы. Для детей постарше можно использовать игры с мелкими предметами, обязательно под наблюдением взрослых. Такие игры хорошо развивают моторику и тактильные ощущения. Детям очень нравится играть с крупными крупами насыпанными в тарелку. Смотреть, как она просачивается сквозь пальцы. Хорошо развивает моторику лепка. И здесь не важно – пластилин это или глина, подойдёт и «помощь маме» с тестом. Чтобы ребёнок, впервые сев шнуровать обувь, не считал шнурки чем-то «чуждым» и не известным, «подружите» их заранее. Начните со сворачивания из шнурков различных фигур, например с простого круга.
К 4 годам большинство детей готовы начать заниматься новой развивающей игрой — завязывать шнурки. В 5-6 лет почти все они уже осваивают это умение.
Однако стоит помнить, про индивидуальные особенности развития детей. Если мама начнёт рано и последовательно заниматься с малышом, то и результат можно будет получить рано — научить ребёнка завязывать шнурки в 3 года. Однако по мнению психологов лучшим временем для обучения детей этому навыку является период с 3,5 до 6 лет.
Конечно, большинство родителей считают идеальным приобретение навыка завязывания шнурков до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад. Но не отчаивайтесь если этого не случилось — начать никогда не поздно.
Ошибка некоторых родителей заключается в стремлении облегчить ребёнку жизнь, оградив его от использования обуви со шнурками. Они забывают, или не хотят задумываться над тем, что без этого навыка их ребёнку всё равно не обойтись, а осознание того, что он, в отличии от своих сверстников, не умеет чего-то делать, может существенно снизить его самооценку. О самооценке детей смотрите тут.
2.Как подогреть интерес к обучению
Чтобы сподвигнуть ребёнка к обучению, родители должны постараться вызвать у него интерес к этому занятию. Немаловажным является понимание ребёнком того, что ему это умение действительно нужно. Как вызвать у него такое желание? «Помогите» ему в магазине самому выбрать новую обувь, но обязательно со шнурками. Скажите, что теперь, он как взрослый, просто обязательно должен будет сам завязывать шнурки. Многие малыши сами начинают просить научить их завязывать шнурки, став обладателями кроссовок с любимыми героями на них. Можно купить коньки или ролики, которые также без шнуровки не обуешь.
Любое обучение детьми воспринимается быстрее и эффективнее, если оно обличено в форму игры. Игры про умение завязывать шнурки бантиком можно придумать самим или найти описания таких игр в интернете. Для примера вот некоторые из таких игр:
«Поймай змейку!». Скажите ребёнку, что шнурочки превратились в маленьких змеек, которых он должен поймать. Покажите как нужно «завязать змейку в узелок».
«Ушки зайчика». Согласитесь, что бантики шнуровки очень похожи на ушки зайчика. Ребёнку будет интересно делать маленькие ушки, чтобы они торчали или длинные, чтобы они свисали.
«Крылья бабочки». В другой раз попросите ребёнка представить бантики в виде крылышек бабочки.
«Шнурочки-дружочки». Можно представить шнурки в виде неразлучных приятелей.
«Бизиборд» – тренажёр в виде доски с размещёнными на ней элементами, помогающими развивать мелкую моторику у ребёнка. В нашем случае подойдёт бизиборд, содержащий верёвочки. Это может быть не обязательно, или не только, макет, имитирующий шнуровку, есть варианты с «пришиванием» пуговиц, с большими бусами. Это поможет ребёнку в игровой форме быстрее освоить навык завязывания «бантика».
Такую игрушку можно сделать и дома, подключив его изготовлению самого малыша. Обведите его ступню поставленную на картон, вырежьте и сделать дырочки для шнурков. А ребёнку поручить «самое ответственное задание» — раскрасить её так, как он сам захочет.
Тренироваться на таких тренажёрах детям намного удобнее. Во-первых, их обувь маленькая, а во-вторых, детям завязывать шнурки прямо на себе не очень удобно.
Ребёнка может увлечь яркая шнуровка на родительской обуви, и он захочет такую же. Мальчику, могут понравиться рассказы о футболистах, шнурующих бутсы, или о супергероях в «специальной обуви со шнурками». Возможно его простимулирует предложение о вознаграждении, за каждую удавшуюся попытку самостоятельную зашнуровать обувь.
3.Как подобрать шнурки.
Если мы решили, что процесс обучения – это игра, то не маловажная роль отводится и самим «игрушкам». Здесь мелочей не бывает и важен каждый параметр шнурков:
- Лучше, если шнурки будут яркими, это уже вызовет у ребёнка интерес.
- Они должны быть приятными на ощупь.
- Шнурки не должны быть скользкими и тонкими, чтобы не выскальзывать из рук и хорошо держать узел.
- Плохо зарекомендовали себя толстые и круглые шнурки.
- Важно правильно подобрать длину шнурков. Слишком длинные могут путаться и будут слишком «болтаться», а из коротких тяжело завязать узел с петлями.
- В начале обучения хорошо помогают шнурки с разноцветными концами. Можно самим окрасить кончик шнурка в другой цвет. Ребёнку будет и легче понимать какой кончик поместить сверху, и интересней играть в различные потешки про «заячьи ушки»
4.Какой способ шнуровки выбрать.
Не зависимо от того какой способ шнуровки вы начнёте осваивать, учить ребёнка лучше, сев позади него. Ребёнок не должен видеть зеркальное отображение вашего наглядного примера, чтобы не путаться.
Как в любом обучении нужно идти «от простого к сложному.» Начинать нужно с понятий «Лево» и «Право», потом осваивать сложение петелек, и в заключении переходить к бантикам.
В качестве первого способа шнуровки подойдут «бантики». Первым шагом является завязывание простого узла, а вторым — сложение кончиков шнурков в «заячьи ушки» и повторении узла.
Это простой в освоении способ, но, как правило, недолговечный и приводит к быстрому развязыванию. Но для начала вполне подойдёт.
Хорошую помощь родителям в обучении могут оказать занимательные стишки или, например, вот такие истории:
- «Жили на свете два братика, и звали их Левый и Правый» — под эти слова взять в руки оба кончика шнурка.
- «Позвал как-то Левый своего брата гулять» — сделать из левого кончика петлю.
- «Правый очень обрадовался, и стали они обниматься» — продеть правый шнурочек в петельку левого, и левый конец завести за правый.
- Потянув затянуть узелок.
Для второго этапа можно продолжить историю:
- Сделав из шнурков петли, представьте их: «Повстречали братики двух зайчиков.
- И пошли они гулять вместе взявшись за руки». Перекрестите петельки.
- Одну из петель пропустите в получившуюся арку.
- Затяните получившийся бантик.
Среди множества способов, есть ещё один, который можно использовать для начала обучения. Большинство людей завязывают шнурки «бабушкиным» способом, этот способ не отличается надежностью, но его разновидность «Рифовый узел» гораздо крепче. Эти узлы очень похожи и оба состоят из двух полу узлов, только в случае рифового, второй полу узел вяжется в сторону, противоположную первому:
- Завяжите простой узел.
- Сделайте петлю из одного кончика, приговаривая: «Зайчик на опушке, навострил ушки».
- Оберните другим конечком вокруг петли примерно посередине приговаривая: «Зайчик кустик обошёл, и домой к себе зашёл».
- Просуньте второе «ушко» в получившуюся петельку между двумя концами шнурков.
- Затяните бантик.
Хорошо запоминается ещё один стишок:
«Раз шнурок и два шнурок. Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы. Разбежались молодцы.
Спинки сделали дугой. Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались. И опять узлом связались».
Не зависимо от того какой способ вы выберете, можно воспользоваться ещё одним нехитрым правилом. Чтобы ребёнок делал петли нужного размера, сделайте на шнурках пометки, например фломастером, или сделав узелки. Малышу всегда будет видно, в каких местах нужно складывать петли.
5.Какие ошибки не допускать.
Иногда, задаваясь вопросом «Как научить ребёнка завязывать шнурки» родители при обучении допускают некоторые ошибки. Постарайтесь не допускать подобного:
- Если уделять им время «от случая к случаю», малыш ко второму занятию может успеть забыть чему научился на первом. Занятия должны быть регулярными. Лучше всего заниматься понемногу, но каждый день.
- Не торопитесь с помощью, ждите когда вас попросят о ней. Больше давайте ребёнку заниматься со шнурками самостоятельно.
- Старайтесь меньше делать замечаний и ругать ребёнка за ошибки в учёбе. Это вряд-ли положительно скажется на обучении, но может сильно снизить его самооценку.
- Если ваш сын или дочь нашли новый способ завязывать шнурки – похвалите за изобретательность, а не настаивайте на своём методе, пусть и более удобном с вашей точки зрения.
- Когда ребёнок сам проявит желание научиться, найдите время для занятий, а не откладывайте «на потом».
- Не пытайтесь научить ребёнка овладеть всеми способами сразу: пусть сначала освоит самый простой.
- Может случиться, что у ребёнка не сразу начнёт всё получаться – лучше перенести занятия. Сделать перерыв необходимо если заметите, что он устал.
6.Какие наглядные пособия могут помочь.
Какому малышу не будет интересно прервать обучение, и посмотреть мультфильм. В современных мульсериалах есть серии на самые различные темы, есть среди них и про то, как научить ребёнка завязывать шнурки. Покажите ему как завязывают шнурки герои его любимых мультфильмов. Например 17 серия «Барбоскиных» под названием «Шнурок». Дракоша Тоша – «Узелковая страна» или «Узлы» из сериала «Фиксики».
Или вот мультик с песенкой про шнурки
О том насколько тема обучения детей завязыванию шнурков важна для родителей, может рассказать видеоролик выложенный сначала на Facebook, а затем на youtu.be. Жительница США, сняла видео где её пятилетний сын, спокойно и просто справляется со шнурками.
Его способ оказался довольно оригинальным. В начале мальчик кончики шнурков вставил в шнуровые отверстия на кроссовках, получившиеся петли он просто дважды завязал на узел и освободил кончики шнурков.
Видео набрало более 2 млн просмотров и почти 2,5 тыс. комментариев. В большинстве комментариев были благодарности за очень полезный ролик, благодаря которому многие дети тут же научились также завязывать шнурки.
7.Маленький совет в заключении.
Умение завязывать шнурки нельзя назвать жизненно необходимым навыком. Некоторые родители считают, что ребёнок вполне может прожить, не умея зашнуровывать обувь, и носить обувь на липучке. Однако уметь завязывать шнурки – это не просто «уметь завязывать шнурки». Это и развитие мелкой моторики у детей, которая действительно жизненно необходима. Большинство психологов во всём мире бьют тревогу: год от года растёт количество детей с отставанием развития моторных навыков, а это ведёт к отставанию речи и мышления. Чем больше навыков будет иметь ваш ребёнок, тем легче ему будет ориентироваться и в школьной, и обычной жизни.
Как научиться завязывать шнурки детям легким способом
Повседневная детская обувь чаще всего фиксируется на ноге с помощью текстильных застежек-липучек. В результате встречаются малыши, которые даже в младшем школьном возрасте не умеют завязывать и развязывать шнурки. А без этого навыка не справиться с ботинками для лыж и катания на роликах, многими видами повседневной обуви. Информация о том, когда и как научить ребенка завязывать шнурки, рано или поздно пригодится всем родителям.
В каком возрасте начинать обучение
Легко осваивают этот навык малыши с хорошо налаженной мелкой моторикой рук. Данное физиологическое свойство развивается с первых месяцев жизни в процессе игр с вещами различной формы и фактуры.
Малышам от года полезно давать мешочки с зашитыми в них крупами, песком, мелкими камушками, использовать различные пособия, где кроха учится перебирать, ощупывать, крутить мелкие элементы. После двух лет карапузам интересны несложные конструкторы, мягкие пазлы, деревянные разборные игрушки. Отлично развивают моторику крошечных пальчиков занятия лепкой из глины и пластилина, аппликацией, рисование.
Обычно к 3-4–летнему возрасту малыш, хорошо владеющий различными навыками, готов обучиться и умению завязывать шнурки. Это занятие станет для него отличной развивающей игрой. Важно научить малыша определять, какая нога и рука у него — левая, а какая — правая. К 5-6 годам освоить простой метод шнуровки необходимо, особенно если есть подобная обувь.
Это интересно! Считается, что первые шнурки для обуви появились в 1790 году.
До этого шнуровка использовалась преимущественно в одежде. Прообразом шнурка служила веревка с металлическими конусами на концах.
Упражнения для мелкой моторики
Чтобы упрямые шнурки были подвластны маленьким пальчикам, нужны тренировки. Забавные упражнения не только укрепят мышцы, но и разовьют творческие способности, научат логически мыслить, улучшат координацию движений:
Соедини точки. В продаже есть много развивающих изданий, в которых изложена задача для малыша — обвести контур по точкам так, чтобы получилось изображение.
Мозаика. Умение выкладывать узор из мелких элементов в определенной последовательности — первый шаг к освоению азов математики.
Сортировка мелких предметов. В школах, обучающих детей по методу Марии Монтессори, активно используются прищепки, пуговицы, крупы и другая мелочь. На занятиях малыши нанизывают бусы, сортируют элементы по различным признакам, перекладывают их из одной чаши в другую.
Раскраски с наклейками. Задача малыша — не только раскрасить понравившуюся картинку, но и найти соответствующее изображение и аккуратно наклеить его на нужный фрагмент листа.
Пальчиковые игры. Два в одном: гимнастика для маленьких ручек и заучивание веселых стихотворений.
Рисование на песке, манке. Настоящий простор для творчества: можно учить буквы, цифры, рисовать тематические картинки или просто пересыпать теплый песок руками.
Как заинтересовать обучением
Малыш и сам может попросить научить его завязывать шнурки, увидев новые кеды с изображением героев любимого мультика или при выборе роликовых коньков. Нужно объяснить ему, насколько важно правильно стянуть обувь по ноге: этого требуют правила безопасности. Шнурки имеют свойство предательски развязываться в самый неподходящий момент, зацепившись за них, можно упасть.
Увлекает ребенка и вид оригинальной яркой шнуровки на папиных кроссовках или маминых ботильонах. Если в семье есть старшие дети, их тоже можно подключить к процессу.
Мальчику, возможно, будут интересны рассказы о представителях профессий, которые носят обувь на шнуровке: военных, полицейских, спортсменах, пожарных. Девочек процесс переплетения ярких веревочек и так интересует, достаточно обратить внимание на то, какие красивые виды комбинаций можно использовать.
Предложите малышу вознаграждение: если он сам зашнурует кеды или ботинки, то пойдет в парк или цирк, за покупкой чего-то желанного для него.
Прежде чем приучать тренироваться на настоящей обуви, купите или сделайте пособие из картона, фанеры, на котором с помощью веревочки элементы прикрепляются к изображению.
На каких шнурках лучше учиться
От выбранной модели зависит многое. В процессе обучения важна каждая мелочь, поэтому оптимальным вариантом станут такие шнурки:
- Яркие, приятные на ощупь, не слишком скользкие, с твердыми эглетами (наконечниками).
- Не слишком тонкие: они обычно так и норовят выскользнуть и плохо держат узел. Толстые завязывать малышам неудобно.
- Желательно плоские: из них проще формировать петли.
- С длиной около 30 сантиметров, более длинные шнурки будут постоянно путаться, слишком короткие не дадут завязать узел с петлями.
Пошаговые способы завязывать шнурки
Первое занятие лучше провести, расположившись позади малыша, если он будет напротив зеркально повторять движения, то быстро запутается. Можно и присесть рядом с ним, слева или справа, в зависимости от того, правша или левша ребенок. Обучать желательно, никуда не торопясь и не отвлекаясь по мелочам. А если еще рассказать увлекательную сказку или стишок, то успех несомненен.
Сначала предложите крохе завязать начальный узел под забавную историю:
- «Жили-были два братца — Левый и Правый» — формируем узелок (левый шнурок заводим за правый).
- «Левый позвал Правого на прогулку» — левый конец шнурка пополам складываем в петлю.
- «Правый с радостью согласился» — перевязываем левый конец шнурка за правую петлю.
- Затягиваем полученный узелок.
Потом освойте простой способ фиксации бантиком. Поэтапный инструктаж:
- Вытяните оба конца шнурка, возьмите их в руки. Начните сказку: «Жили-были два червячка: Бим и Бом».
- Скрестите их между собой: «Пошли гулять?», «Пошли!»
- Кончик одного шнурка вытащите вниз: «Червячки взялись за ручки. Идут и веселятся». (Помашите шнурками).
- Стяните оба конца и сделайте петельки-ушки: «Встретились им зайчики Тима и Тема. Позвали они червячков в гости пить чай».
- Перекрестите петельки: «Все берутся за ручки и бегут в норку».
- Одну петельку пропускаем в получившуюся арку.
- Потяните за концы в разные стороны, чтобы бантик затянулся.
Или спойте веселую песенку Спанч Боба, которого любят многие малыши:
Ты хочешь завязать шнурки,
Не бойся, это пустяки.
Берешь шнурок, петля, крючок,
О чудо, вышел узелок!
Сначала нужно их стянуть,
Потом продеть и захлестнуть.
Петля, крючок, и вот
Ботинок не спадет.
Еще один вариант простой связки, или, в просторечии, «бабушкин узел»:
- Завяжите узел, как в предыдущем варианте (см. картинку ниже)
- Сделать одну петельку из конца одного шнурка, приговаривая: «Зайчик-душка, у него есть ушко».
- Перекрутить один конец вокруг петли и сказать: «Зайчик кустик обошел, в норочку свою зашел».
- Просунуть «ушко» в дырочку.
- Затянуть бантик.
Посмотрите еще один интересный и модный сейчас способ завязывать шнурки.
Скажите ребенку, что важно уметь не только шнуровать, но и снимать шнурки с обуви, и покажите, каким образом это делать.
Это интересно! Как-то ученые с помощью компьютерного метода подсчитали, сколько вариантов шнурования может получиться, если взять один шнурок и кроссовок с двенадцатью отверстиями. Получилось два триллиона вариантов.
Посмотрите видео, на котором показано как научить ребенка завязывать шнурки всего за 5 минут.
Полезные советы
- Окрасьте половину шнурка в другой цвет: так у малыша не будет рябить в глазах, и он быстрее поймет, какую петлю легче разместить сверху: левую или правую. Особенно это важно, если у родителя доминирующая рука — правая, а ребенок — левша или амбидекстер.
- Разместите «тренажеры» в виде тесемочек или веревочек на различных предметах в доме: ручках шкафов, ножках стула, на игрушках, чтобы малыш мог упражняться в завязывании банта.
Девочкам можно предложить плести косы куклам.
- Отметьте день, когда ребенок смог впервые самостоятельно надеть обувь на шнуровке.
Не допускайте эти ошибки
- Если занятия с малышом будут регулярными, овладеть новым навыком он сможет уже через 1-2 недели. Если тренироваться раз в неделю, ребенок быстро забудет все, чему научился.
- Помогайте и советуйте только в том случае, если кроха требует помощи. Со временем он постепенно всему научится.
- Ругать и критиковать можно только, если вы намерены взрастить в ребенке букет комплексов, нарушить доверие и отбить желание к процессу обучения.
- Малыш нашел свой способ завязывать шнурки? Отлично, у него незаурядные творческие способности. Не настаивайте на своем методе, даже если вам он кажется более удобным.
- Не сравнивайте и не торопите малыша.
- Если ребенок горит желанием научиться, не откладывайте дело в долгий ящик. Выделите время и начните занятия.
- Не стремитесь показать все способы сразу: пусть кроха освоит хотя бы один, самый простой. Повторяйте каждый раз одни и те же действия, поясняющие слова, чтобы он не запутался.
- Если у малыша совсем ничего не получается, отложите занятия на некоторое время. Если он устал, прервите занятия.
- Отмечайте вместе успехи на каждом этапе, радуйтесь им.
Конечно, ребенок вполне может прожить, не умея зашнуровывать и развязывать собственный кроссовок, или постоянно носить обувь на липучке, которую проще застегивать. Психологи всего мира бьют тревогу: все больше детей с отставанием развития моторных навыков, а это значит, отстают и речь, и мышление. Чем больше умеет ребенок, тем лучше он ориентируется в школьной и обычной жизни.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zavyazivat_shnurki.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Умение завязывать шнурки – признак самостоятельности ребенка. Конечно, можно купить ребенку обувь на липучках. Это проще, удобнее, экономит время. Но рано или поздно малышу придется столкнуться со шнурками. И как же кроха будет себя чувствовать, столкнувшись с этой проблемой? Что он ответит на вопрос типа: «А ты умеешь, маленький, шнуровать?» «Шнурки» нужно пройти всем родителям, чтобы ребенок мог как можно быстрее адаптироваться к реалиям окружающего мира.
Содержание
- В каком возрасте начинать обучение
- С чего начать
- Как заинтересовать ребенка процессом завязывания шнурков
- Простые упражнения для подготовки пальчиков
- На каких шнурках лучше учиться
- Техника завязывания
- Пошаговая инструкция
- Сделайте тренажер
- Используйте двухцветные шнурки
- Возьмите жесткие шнурки
- Подберите длинные шнурки
- Фиксируйте петли
- Сделайте на шнурках пометки
- Завязывание узла
- Начальный узел
- Одной петлей
- Бантик
- Освоение техники шнуровки
- Примеры игр со шнурованием
- Стихи
- Список игрушек-тренажеров
- Не допускайте ошибок:
В каком возрасте начинать обучение
Уметь самостоятельно шнуровать ребенок должен к годам 5. Но только при одном условии – если моторика рук хорошо развита. Развитием моторики родителям стоит заниматься с самого рождения. Для этого существуют различные упражнения, пальчиковые игры, игрушки, тренажеры. К 3-4 годам малыши обычно уже умеют хорошо держать карандаш в руках, кисточку, продевать шнурок через отверстие, собирать мозаику и играть в конструктор. Все это говорит о том, что в 4 – 5 лет можно начинать осваивать шнурки.
С чего начать
Перед тем, как научить своего ребенка завязывать шнурки, стоит настроить его психологически и замотивировать. Второе, на что нужно обратить внимание – развитие моторики. Повысить уровень ее развития помогут следующие несложные действия:
-
Складывание пазлов. Начинать нужно с крупных картинок, постепенно уменьшая их размер. Родителям стоит поддерживать ребенка и радоваться его успеху.
-
Рисование по номерам, точкам, штрихование рисунка. Задание должно быть интересным и увлекательным. Дети берут в руки карандашик и, соединяя, точки друг с другом получают удивительный рисунок. Чтоб они не запутались, конечно же, нужна помощь и поддержка со стороны взрослых. Штрихование сделают пальцы более подвижными, а само рисование позволит малышу быть более аккуратным при выполнении более сложных задач.
-
Игры с мелкими предметами – фасоль, горох, кофе. Можно с малышами делать аппликации из данных предметов, нарисовать рисунок с элементами аппликации или просто перекладывать фасолинки с места на место.
-
Пальчиковые игры – идеальный вариант для развития моторики. Ребенок будет в восторге, если к пальчиковой игре добавить занимательный сюжет и яркие красочные игрушки (пальчиковый театр).
-
Рисование манкой, солью, песком – любым сыпучим материалом, по которому ребенок может свободно проводить пальчиками, выводя различные интересные картинки.
Как заинтересовать ребенка процессом завязывания шнурков
Начинать обучение стоит с объяснения, что почему стоит учиться завязывать шнурки. Но только вот длинные и скучные объяснения о том, как это важно уметь делать малыш навряд ли будет слушать. Чтобы заинтересовать ребенка «шнурками» есть несколько простых уловок:
1. Приобрести новую обувь со шнурками. Расхвалить ее и показать, что у этой пары кроссовок или кед есть одно замечательное свойство – шнурки. Чтобы носить эти классные кеды, конечно же, нужно научиться их завязывать.
2. Предложить сыну или дочке покататься на коньках. Но у коньков тоже есть одна отличительная особенность в виде шнурков. Чтобы в полной мере ощутить, как это классно кататься на коньках, нужно сказать ребенку: «Учимся завязывать шнурки!»
3. В качестве игрушек приобрести специальные тренажеры для завязывания шнурков. Впрочем, такие тренажеры легко сделать дома самостоятельно. Например, нарисовать контур кроссовок на картоне или плотной бумаге. Сделать дырочки для продевания шнурков – и тренажер готов. Кроссовки малыш может раскрасить на свое усмотрение, а потом тренироваться сколько душе угодно.
4. Подогреть интерес к завязыванию шнурков можно различными историями о морских пиратах и их знаменитых морских узлах, футболистах и их бутсах со шнурками. После впечатляющих историй можно приступить к объяснениям, как научиться завязывать шнурки самостоятельно.
5. Показать детям мультфильмы про завязывание шнурков – «Узлы», «Шнурок» и пр.
Процесс обучения завязывания шнурков – очень длительный и трудоемкий. Условно его можно разбить на этапы:
-
Развитие моторики и подготовка рук (самый длительный этап).
-
Игра с ленточками, веревочками, нитками.
-
Собственный пример.
-
Придумывание интересного сюжета, сказки, проговаривание всего процесса в стихотворной форме.
-
Закрепление достигнутых результатов.
Простые упражнения для подготовки пальчиков
Перед тем, как научить ребенка завязывать шнурки, рекомендуется потренироваться и выполнить несколько простых упражнений в виде игр со шнурком:
-
Кружок, квадратик, дорожка и пр. Ребенок берет в руки веревочку, шнурок, толстую нитку и выкладывает из нее на ровной поверхности кружок, линию, домик и пр.
-
Бусы. Малыш самостоятельно должен попытаться нанизать бусинки на веревочку.
-
«Дорисуй картинку». Ребенок при помощи шнурка или нитки дорисовывает недостающий элемент на картинке – колесо от машины, окно в домике, лучики солнышка и т.д.
На каких шнурках лучше учиться
Не все шнурки подойдут для обучения. Для оптимального выбора шнурков лучше придерживаться нескольких рекомендаций:
-
Лучше всего для игры-обучения выбирать яркие и приятные на ощупь шнурки. Дети, как правило, любят все красочное, мягкое, нежное, поэтому и обучение пойдет гораздо быстрее.
-
Не стоит использовать тонкие шнурки. Их тяжелее удержать в руке, и узел они слабо держат. Слишком толстые тоже не подойдут ребенку. Их очень сложно завязывать, особенно маленьким детям. Лучше остановится на чем-то среднем.
-
Идеально подойдут плоские шнурки, потому что из них очень просто сделать петлю, бантик, узелок.
-
Шнурок не должен быть длиннее 30 см. Иначе он начнет путаться, и ребенку будет неудобно с ними справляться.
Техника завязывания
Прежде чем приступить непосредственно к обучению, следует изучить наиболее популярные техники завязывания шнурков.
-
Самый легкий и быстрый способ завязывания называется «два узелка»: каждый кончик шнурка накладывается один на одного. Тот конец, который окажется наверху продеть снизу вверх и получиться узелок. Операцию следует повторить.
-
«Бабушкин узел» (метод одной петли) — наиболее распространенный способ завязывания шнурков. Подойдет для тех родителей, которые каждый день ломают голову над тем, как как быстро научить ребенка завязывать шнурки.
-
«Бантик» — один из самых интересных способов шнуровки. В результате получается красивый и аккуратный бантик.
-
Сложные техники шнуровки
Эти способы освоить ребенку легко. После этого можно приступать к остальным техникам завязывания шнурков.
Пошаговая инструкция
Многих родителей охватывает паника при мысли, как научить ребенка зашнуровать свои ботинки или кроссовки. Не стоит паниковать. Существует ряд полезных инструкций, как научить ребенка завязывать шнурки.
Сделайте тренажер
Процесс обучения шнурования – длительный, трудоемкий и требует многократных повторений. Чтобы его немного облегчить начать следует с тренажера. Взрослая обувь на подойдет малышам для тренировки – она большая, «вертится», шнурки длинные и неудобные, к тому же нечаянно можно испортить. На своей (детской) обуви тоже не очень удобно тренироваться, поскольку малышу трудно усесться так, чтобы было комфортно, и сосредоточиться на самом процессе.
Тренажер можно сделать самостоятельно, как описывалось выше – нарисовать силуэт обуви и проделать дырочки в соответствующих местах. Вдобавок к нему лучше нарисовать пошаговую схему для того, чтобы ребенок мог упражняться самостоятельно.
Используйте двухцветные шнурки
Чтобы ребенок не запутался, лучше использовать разноцветные шнурки. Их можно купить в продаже или сделать самому. Купить две пары шнурков разных цветов и «перемешать» их между собой. Разноцветные шнурки готовы!
Возьмите жесткие шнурки
Для тренировок идеально подходят жесткие и плоские шнурки. Но не всегда их можно найти в продаже. Вместо них можно использовать ленточки и веревки. В обувь их, конечно, невозможно зашнуровать, но для деревянной модели вполне подойдут. Некоторые мамы с малышами тренируются завязывать узлы, используя скакалку.
Подберите длинные шнурки
Чтобы ребенку было удобнее тренироваться, шнурки должны быть не слишком короткие. Очень часто у ребенка не получается зашнуровать ботинки только потому, что шнурок заканчивается. В свою очередь, слишком длинные шнурки будут путаться и мешать малышу сосредоточиться. Поэтому оптимальная длинна шнурка – около 30 см.
Фиксируйте петли
Бывает так, что ребенку проблематично удерживать петли руками. Они съезжают, выскальзывают, и надо все начинать сначала. В этом случае можно использовать фиксаторы – скрепки, прищепки. Но такой способ подойдет только для домашних тренировок.
Сделайте на шнурках пометки
Порой у ребенка петли получаются то слишком маленькие, то слишком большие. Из-за этого весь процесс шнуровки частенько срывается. И бедному малышу приходится опять начинать все сначала. Чтобы ему помочь, можно сделать фломастером пометки на шнурках. Так ребенок будет видеть, в каком месте делать петлю, где их нужно удерживать и продевать. Этот способ значительно облегчить процесс многократных тренировок.
Завязывание узла
Завязывание узла – основа всего дальнейшего процесса обучения. Для этого рекомендуется использовать деревянные, картонные модели обуви или различные тренажеры, в том числе сделанные своими руками. Две яркие ленточки, веревочки или шнурка, хорошее настроение и желание научить своего ребенка завязывать шнурки. А какой малыш откажется от соблазна потыкать в дырочки разноцветными ленточками?
Начальный узел
Начальный узел – самый основной. Малыш прежде всего должен научиться делать именно его. Два разноцветных шнурка следует перекрестить. Один из них подогнуть (сверху вниз) и протянуть снизу. Оба конца затянуть и сделать петлю. Все действия необходимо сопровождать красочным рассказом, занимательным сюжетом. Шнуркам лучше дать какие-нибудь имена и представить их в виде зверюшек, необычайных человечков. Так обучение пойдет быстрее.
Одной петлей
Следующий этап – завязывание одной петлей. Из одного шнура складывается петелька. Другой шнурок огибает петлю, вторая петля вытягивается из середины и создается узел. Не стоит забывать про интересное сопровождение процесса обучения – рассказ, стишки, занимательные истории. Для развития интереса к процессу можно дать шнурочкам имена любимых героев из мультфильмов или сказок.
Бантик
Бантик – самый быстрый способ обучения завязывания шнурков. Из двух шнурков делаются две петельки, словно ушки зайчика. Они между собой перекрещиваются, одна «уходит» под другую и становится на место другой петельки. Важно на этом этапе дать возможность ребенку самостоятельно сделать бантик, аккуратно поправляя его, если что-то пойдет не так. Завязывание бантиком – очень увлекательный метод. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения.
5 простых схем завязывания узлов
Освоение техники шнуровки
После того, как малыш овладел методом одной петли, завязыванием начального узла и бантика, можно приступать к изучению более сложных методов завязывания шнурков. Например, можно начать с техники крест-накрест. Этот метод очень прост: из двух шнурков надо сделать две петельки. Одна «уходит» под другую и получается красивый узелок. Тренажеры, хорошее настроение, желание научить ребенка завязывать шнурки – все, что нужно для успеха в этом новом для малыша деле.
Схемы шнуровки
Примеры игр со шнурованием
Шнурование – длительный, трудоемкий процесс с многократным повторением. Чтобы его облегчить родителям рекомендуется использовать игры со шнурками. Игра – основной вид деятельности дошкольника, поэтому любой малыш с удовольствием поиграет со шнурками.
Игры со шнурованием:
-
Прелестная бабочка. Петельки из шнурочков представляются в виде крылышек бабочки. Их можно уменьшать и увеличивать, выбирать цвет и пр.
-
Ушки зайки. Как и в предыдущем примере, петельки можно представить в виде ушек маленького зайки и дальше обыгрывать ситуацию.
-
Друзья-шнурки. Шнурки – два неразлучных друга, которые все время то ссорятся, то мирятся, то путаются между собой.
-
Поймай змейку. В этом случае шнурочек – маленькая быстрая змейка, которая ползает из дырочки в дырочку. Параллельно с этим можно рассказывать ребенку о том, как правильно завязывать шнурки.
-
Бизиборд. Игрушка в виде доски с яркими элементами, один из которых имеет шнуровку. Прекрасная возможность потренироваться малышу в любое время.
Стихи
Яркие красочные стишки – неотъемлемая часть обучения для малышей. Благодаря ритму, ребенок лучше усваивает объяснения. Существует большое количество забавных стишков, например:
-
«Червячки» – веселый стишок про двух веселых червячков, которые все время путаются между собой.
-
«Мышиный хвостик» – забавный стишок, про мышиные хвостики, которые запутались между собой, и в результате получился бантик.
-
«Ссора» — стихотворение о дружбе, где два друга-шнурка, то ссорятся, то мирятся между собой.
Список игрушек-тренажеров
Самый лучший тренажер – новые красивые кроссовки или кеды. Но чтобы их обуть на улицу, надо научиться завязывать шнурки. Ребенок замотивирован, можно начинать обучение!
Отлично для тренажера подойдет бизиборд с яркими элементами шнуровки. Малыш может тренировать на нем, сколько его душе угодно.
В детских магазинах продаются специальные игрушки со шнурками – плоские деревянные домики, деревья, животные с дырочками, в которые нужно продеть яркую веревочку и тем самым дополнить недостающий элемент.
Наконец, тренажер можно сделать самому. Это могут быть нарисованные на плотной бумаге кеды, как описывалось выше, кроссовки, узорчатые ковры, платки, железная дорога и пр. Фантазия родителей здесь ничем не ограничена.
Не допускайте ошибок:
-
Редкие занятия, реже 1 раза в неделю. В этом случае малыш быстро потеряет усвоенные навыки.
-
Все время ребенка опекать, указывать на его ошибки, поправлять, лишать самостоятельности.
-
Выражать недовольство ребенком, упрекать его, ругать.
-
Заставлять заниматься через силу.
Уметь завязывать шнурки должен каждый ребенок. Чем он быстрее научится это делать, тем быстрее пройдет его социальная адаптация.
Как научить ребенка завязывать шнурки: тренажеры, видео и веселый стишок
,
выпускающий редактор
Обновлено
28 сен 2021
Самое трудное для детей, которые учатся самостоятельно одеваться — научиться завязывать шнурки. Для нас, взрослых с развитой мелкой моторикой, эта задача кажется простой. А вот для неловких детских пальчиков превращается в настоящую проблему.
В каком возрасте ребенок должен уметь завязывать шнурки
Как правило, этот навык дети осваивают в 4–6 лет. Однако девочки могут научиться этому раньше, чем мальчики — даже в 3–3,5 года.
Как бы то ни было, родителям нужно проявить терпение и с пониманием отнестись к тому, что у малыша пока не получается завязать шнурки самостоятельно. Ребенок может научиться делать узелок, а вот сложить две петельки из свободных концов и сделать из них бантик у него получится далеко не сразу.
Мы покажем разные способы, один из которых наверняка подойдет вашему сыну или дочке. Кому-то будет легче со шнуровками, другим понравится стишок-помощник, третьи вдохновятся возможностью шнуровать ботинки разными интересными способами. Итак…
Пошаговая инструкция для взрослых, которая поможет объяснить все малышу
Прежде всего вы сами должны понять технику завязывания узелка:
- Первым делом нужно взять свободные концы шнурков за кончики.
- Затем перекрестить их.
- Далее — завести один за другой, как бы оборачивая один конец шнурка вокруг другого.
- И потянуть за концы, затягивая узелок.
Бантик делается сложнее:
- Положите концы шнурков на ботинки так, чтобы они располагались параллельно друг другу.
- Возьмите один свободный конец шнурка и потяните его к крайней дырочке на ботинке, как бы складывая вдвое. У вас получится петелька.
- Петельку нужно взять чуть выше конца шнурка двумя пальцами и поднять вверх, чтобы она не лежала на ботинке — теперь она готова к завязыванию бантика.
- Точно так же нужно сделать петельку из второго свободного конца шнурка.
- Ура! Теперь можно повторить те же действия, что и при завязывании узелка — и получится бантик. Главное — сделать это так, чтобы ни одна из петелек не распалась.
Знаете, для чего мы так подробно расписали каждый шаг? Чтобы вы увидели всю сложность этой, казалось бы, рядовой задачки. Вы уже умеете завязывать шнурки, и действия «на автомате» не дают оценить, сколько этапов нужно выполнить для того, чтобы прийти к конечному результату.
Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.