Инструкция n 141 устанавливала порядок применения норм расхода топлива

На основании абзаца пятого статьи 7 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении» Совмин принял постановление от 10.08.2020 N 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — Постановление N 470).

Как было до принятия Постановления N 470

Инструкция N 141 устанавливала порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

Для целей налогообложения прибыли расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов как до 1 января 2019 г., так и после указанной даты при налогообложении прибыли подлежат учету в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

Так, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК в редакции, действующей с 2019 года, и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

— затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— нормируемые затраты<*>.

К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными <*>.

Следовательно, применительно к 2019 году НК содержит однозначный алгоритм для учета при налогообложении прибыли расходов на оплату топлива.

Согласно п. 7 Инструкции N 141 предусмотрено, что нормы, установленные руководителем, действуют до момента установления норм в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев.

Таким образом, по совокупности норм ч. 2 подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК и п. 7 Инструкции N 141 применительно к 2019 году в отношении механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по которым отсутствуют нормы завода-изготовителя, законодательством было предусмотрено ограничение срока применения норм, установленных руководителем, — не более 6 месяцев. Затраты на топливо механических транспортных средств, используемых в транспортной деятельности, по истечении шестимесячного срока для применения утвержденных руководителем организации норм и до момента установления норм в порядке, определенном законодательством, не подлежали учету при налогообложении прибыли как сверхнормативные.

При наличии норм завода-изготовителя такие нормы могли использоваться в 2019 году без ограничений по срокам.

До 2019 года при налогообложении прибыли также не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

При этом МНС Письмом от 19.07.2019 N 2-2-10/Ас-01131 разъяснило, что нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника», не установлены Минтрансом, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, — и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, признавались сверхнормативными. До 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, также признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

Справочно
Нормы в области транспортной деятельности установлены следующими постановлениями Минтранса:
— от 06.01.2012 N 3;
— от 01.08.2019 N 44;
— от 14.11.2019 N 50;
— от 23.12.2019 N 54;
— от 10.02.2020 N 2;
— от 24.04.2020 N 13.

С 1 января 2020 г. вступил в силу Указ N 503, согласно которому затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат <*>.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона <*>.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли в 2020 году применяется Указ N 503.

При этом Письмо Минтранса и МНС N 08-02/10583/2-2-10/02529 разъяснило, что нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Согласно статье 1 Закона N 140-З транспортная деятельность — совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях. Из чего можно сделать вывод, что использование любого вида транспорта как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности относится к транспортной деятельности.

Учитывая изложенное, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Также актами законодательства определены полномочия соответствующих госорганов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций.

Анализ приведенного выше законодательства дает основания предположить, что Совмин в пределах предоставленных Законом «Об энергосбережении» полномочий принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.

Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Совмином. В случае отсутствия указания Совмина на принятие соответствующего нормативного правового акта нормы определяются самостоятельно.

Как стало в связи с принятием Постановления N 470

Постановлением N 470 установлено, что нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее — нормы расхода топлива) устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией <*>.

Для целей налогообложения прибыли данная норма схожа по содержанию с нормой, приведенной в ч. 1 п. 6 Указа N 503.

Республиканские органы государственного управления вправе определять требование о согласовании норм расхода топлива, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок такого согласования <*>.

Как уже говорилось выше, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Минтрансом.

Вышеназванные НПА Минтранса не содержали норм расхода топлива для многих автомобилей, и многие организации имеют только письма Транстехники с указанием норм, которыми нельзя пользоваться для целей налогообложения прибыли.

Особое внимание организациям следует обратить на нормы подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470.

Подпункт 1.3 п. 1 Постановления N 470 решил данную проблему. За период с 12.07.2015 до 13.08.2020 (дата вступления в силу Постановления N 470) допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, как в 2019 году, так и до 2019 года при налогообложении прибыли учитывались затраты на оплату стоимости топлива в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

Таким образом, установленные в соответствии с Постановлением N 470 руководителями организаций нормы применяются и для целей налогообложения прибыли за 2019 год и ранее (с 12.07.2015).

При этом отметим, что если какие-либо организации не воспользуются предоставленным Постановлением N 470 правом по установлению руководителями организаций норм расхода топлива, то для таких организаций, по мнению автора, за 2019 год и ранее сохранится прежний порядок применения норм расхода топлива для целей расчета налога на прибыль, рассмотренный в разделе «Как было до принятия Постановления N 470» данной статьи.

Справочно
В части вопросов контроля за соблюдением налогового законодательства проверки проводятся за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года (за исключением определенных случаев) <*>.

Действие подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 распространяется на отношения, возникшие с 12 июля 2015 г.

Обратим внимание организаций на то, что нормы расходы топлива, установленные за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 руководителями организаций, применяются при условии, что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину.

Отдельные организации интересует вопрос, вправе ли руководитель организации, выполняющей международные автомобильные перевозки, учитывая содержание подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470, в предыдущие периоды (до 01.01.2020), сам устанавливать нормы на используемые для оказания таких услуг автомобили, как это было установлено ч. 2 п. 2 Инструкции N 141, или нет? Данный вопрос возник в связи с тем, что Постановление N 470 имеет большую юридическую силу в сравнении с Инструкцией N 141.

Справочно
Нормативные правовые акты Совмина имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совмину <*>.

Как уже говорилось выше, допускается за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину <*>.

По мнению автора, при применении Постановления N 470 пересчитывать расход топлива при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, если нормы расхода топлива устанавливались руководителем организации и по таким автомобилям нормы расхода топлива установлены постановлениями Минтранса Республики Беларусь, которые ниже норм, установленных руководителем организации, нет необходимости. Это обусловлено тем, что за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 согласно подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 допускается применение норм расхода топлива, установленных в данный период руководителями организаций, при условии что такие нормы не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов государственного управления и иных государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или Совмину. Применение норм Постановления N 470 — право организации, а не обязанность, то есть организация вправе при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, использовать за период с 12.07.2015 до 13.08.2020 порядок, предусмотренный Инструкцией N 141.

Отметим, что акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического лица или юрлица, обратной силы не имеет <*>.

Обратим внимание организаций на то, что в подп. 2.1 — 2.7 п. 2 Постановления N 470 отменены полномочия по установлению норм расхода топлива, предоставленные отдельным госорганам.

Таким образом, можно сделать вывод, что Постановление N 470 решило проблему применения для целей налогообложения прибыли норм расхода топлива за прошлые отчетные периоды для многих марок автомобилей, для которых постановлениями Минтранса не были установлены нормы расхода топлива. При этом использование норм Постановления N 470 является правом организации.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Для автомобилей установлены следующие виды норм:

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

— базовая норма в киловатт-часах на 100 км (кВт*ч/100 км) пробега АТС с тяговым электроприводом в снаряженном состоянии;

(абзац введен распоряжением Минтранса России от 30.09.2021 N ВД-196-р)

— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;

— для автомобилей, приводимых в движение тяговым электроприводом — в киловатт-часах;

(абзац введен распоряжением Минтранса России от 30.09.2021 N ВД-196-р)

КонсультантПлюс: примечание.

Изменения в абз. 13 п. 4 внесены в строгом соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р. По-видимому, аббревиатура СНГ в словосочетаниях «л СНГ», «литрах СНГ» также должна измениться на «л СУГ», «литрах СУГ».

— для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ), — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

— для автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) — в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р в абз. 15 п. 4 слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже.

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, влияющих на расход топлив АТС (за исключением автомобилей с тяговым электроприводом) производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в пунктах 5 и 6 настоящих методических рекомендаций в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).

(в ред. распоряжений Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для автомобилей с тяговым электроприводом, дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы, влияющие на расход электроэнергии, определяются решением юридического лица или индивидуального предпринимателя и учитываются в виде процентов повышения исходного значения нормы (суммарной относительной надбавки), но не более 100%.

(абзац введен распоряжением Минтранса России от 30.09.2021 N ВД-196-р)

5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

свыше 5 млн. человек — до 35%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек — до 25%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 — 40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. — до 20%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования — до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%.

При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р в абз. 33 п. 5 слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.

на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

6. Норма расхода топлив может снижаться.

При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению N 2;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании.

(в ред. распоряжений Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Национальный реестр (карточка) |reestr

Название акта

Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования

Вид акта, орган принятия, дата и номер принятия (издания)

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 141

Регистрационный номер Национального реестра

8/20462

Дата включения в Национальный реестр

05.02.2009

Дата вступления в силу

01.03.2009

Источник(и) официального опубликования

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 56, 8/20462 (опубликован — 9 марта 2009 г.)

Газета «Рэспубліка» от 18 февраля 2009 г., № 30


Текст правового акта в актуальном состоянии Вы можете посмотреть в информационно-поисковой системе ЭТАЛОН-ONLINE по следующей ссылке.

При наличии в пользовании или собственности предприятия автомобильного средства расход топлива производится согласно установленных линейных норм расхода топлива.

Нормы устанавливаются приказом руководителя организации на основании норм постановления Минтранса Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 (далее – инструкция № 3), а также нормами Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее инструкция № 1).

Временная норма расхода топлива

В случае отсутствия установленных норм расхода топлива необходимо руководствоваться п. 7 инструкции 141, который гласит следующее

в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более шести месяцев.

Под временной нормой в данном случае подразумевается объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом)-изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации (абз. 9 п. 3 инструкции 141).

В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

Временная норма применяется до момента установления нормы расхода топлива РУП БелНИИТ «Транстехника» либо законодательно, но не более 6 мес.

Международные автомобильные перевозки

Согласно ч. 2 п. 2 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования № 141 от 31.12.2008 г.  При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 5 Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании настоящей Инструкции.       

Повышение линейных норм расхода топлива.

Предусмотрено повышение нормы расхода топлива в при эксплуатации:

  • механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10% (ч. 1 п. 10.1. Инструкции 141).

Примечание: Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется. (ч. 2 п. 10.1. Инструкции 141).

  • автомобиля в городах с численностью населения:

от 100 до 300 тысяч человек — не более 5%;

от 300 тысяч до 1 миллиона человек — не более 10%;

от 1 до 3 миллионов человек — не более 15%;

свыше 3 миллионов человек — не более 25% (п. 10.2 инструкции 141).

  • автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на один километр пробега) — не более 10% (п. 10.3 инструкции 141);
  • автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам (по полю во время проведения сельскохозяйственных или лесозаготовительных работ, строительстве и обслуживании линий электропередачи и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и тому подобное) — не более 20% (п. 10.4 инструкции 141);
  • автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь — по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), — не более 35% (п. 10.5 инструкции 141);
  • автомобиля по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движущегося со скоростью до 20 км/ч — не более 10% (п. 10.6 инструкции 141);
  • автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством по улицам города или населенного пункта, — не более 20%. При этом нормы подпунктов 10.2, 6 настоящего пункта не применяются (п. 10.7 инструкции 141);
  • автомобиля в горной местности, имеющей высоту над уровнем моря:

от 500 до 1500 м — не более 5%;

от 1501 до 2000 м — не более 10%;

от 2001 до 3000 м — не более 15%;

свыше 3000 м — не более 20% (п. 10.8 инструкции 141);

  • автомобиля на дорогах, имеющих подъемы от четырех и более процентов, — не более 10% (п. 10.9 инструкции 141);
  • автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/ч, — не более 5% (п. 10.10 инструкции 141);
  • автомобиля оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также механических транспортных средств, сопровождаемых ими, — не более 20% (п. 10.11 инструкции 141);
  • автомобиля, задействованного в оперативно-розыскной деятельности на основании статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности» или задействованного в охране правопорядка, — не более 10% (п. 10.12 инструкции 141);
  • механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, — не более 7% (п. 10.13 инструкции 141);
  • автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (далее — АКПП), — не более 6% (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется (п. 10.14 инструкции 141);
  • нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега — не более 10% (п. 10.15 инструкции 141);
  • нового или прошедшего капитальный ремонт трактора, машины на первые шестьдесят машино-часов работы — не более 10% (п. 10.16 инструкции 141);
  • механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. N 186 — не более 8% (п. 10.17 инструкции 141).
  • При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15% (за исключением учебной езды) (п. 12 инструкции 141).
  • При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5% (п. 13 инструкции 141).

Остальные случаи дополнительного расхода топлива устанавливаются п. 16-24 инструкции 141.

Обновление законодательства.

Правомерно применение линейных норм расхода топлива согласно действующего законодательства. Соответственно в случае внесения изменений и дополнений необходим пересмотр применяющихся в организации линейных норм расхода на факт соответствия законодательству.

Как отразить списание ГСМ в бухгалтерском учете

Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (с учетом последних изменений от 27.06.2011 № 41) (далее – Инструкция № 141)

Установлен порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций (п. 2).

Инструкцией определен порядок повышения (понижения) норм расхода топлива, который утверждается приказом руководителя организации.

Руководитель организации вправе понижать нормы расхода топлива, установленные Минтрансом Республики Беларусь (п. 6).

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (с учетом последних изменений от 30.04.2012 № 26)

К запасам относятся в т.ч. ГСМ |*|. Бухгалтерский учет ГСМ организации ведут на счете 10 «Материалы» по видам ГСМ, местам хранения и материально ответственным лицам. При этом могут быть открыты следующие субсчета: «Топливо на складах», «Топливо в баках транспортных средств».

* Как списать непригодный осадок топлива, образовавшийся при хранении топлива

Основанием для записей по кредиту субсчета «Топливо на складах» являются ведомость учета выдачи ГСМ, требование, лимитно-заборная карта, товарно-транспортная накладная (п. 77).

Данные о наличии остатка ГСМ в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков (п. 66).

Стоимость ГСМ, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10, субсчет «Топливо в баках транспортных средств», в зависимости от направления их использования.

Основанием для списания ГСМ на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период (п. 83).

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»

При осуществлении транспортной деятельности автомобильные перевозки выполняются без оформления путевых листов (подп. 4.5 п. 4).

От редакции

Обращаем внимание, что накопительные ведомости, в которых собирается информация о фактическом расходе ГСМ, формировались на основании данных путевых листов (см. предыдущий документ). Организации вправе использовать в этих целях самостоятельно разработанный документ, хотя многие по-прежнему используют путевые листы.

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (с учетом последних изменений от 22.12.2018 № 74)

Как правило, стоимость ГСМ включается в состав косвенных затрат |*|, формирование которых связано с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг. Такие затраты включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг путем распределения пропорционально определенной базе. В отдельных случаях ГСМ может включаться в состав прямых материальных затрат, если их стоимость может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг (пп. 9–12).

* Какие расходы включаются в общепроизводственные затраты

Устанавливаем нормы расхода ГСМ

Положение о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 985

Минтранс в соответствии с возложенными на него основными задачами разрабатывает и утверждает нормы в области транспортной деятельности.

Приведем даты утверждения следующих постановлений Минтранса в части установления норм расхода топлива:

– от 06.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативно-правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;

– от 20.01.2016 № 1 «Об установлении рекомендуемых норм расхода топлива в области транспортной деятельности»;

– от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (далее – постановление № 44);

– от 14.11.2019 № 50 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (далее – постановление № 50);

– от 23.12.2019 № 54 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» (далее – постановление № 54).

Постановления № 44, № 50 и № 54 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г.

Налоговый учет: хронология событий

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в редакции от 28.02.2020 № 84)

С 1 января 2020 г. затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (п. 6).

Публикации в журнале «Главный Бухгалтер»

Сузанский В. «Нормы расхода топлива и налог на прибыль: 2019 и 2020 годы во всех подробностях» (2020, № 4, с. 77–81)

В течение 2019 г. активно обсуждался вопрос со списанием ГСМ по транспортной деятельности. Автор материала подробно рассматривает хронологию событий и разъясняет, как следует учитывать при налогообложении прибыли стоимость израсходованных ГСМ в различных обстоятельствах. В статье автор делает ссылку на следующие документы:

– Налоговый кодекс Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З), которым определено, что «к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными» (подп. 1.2 п. 1 ст. 171);

письмо МНС Республики Беларусь от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах».

В названном письме разъясняется, что п. 7 Инструкции № 141 предусмотрено, что нормы, определенные руководителем, действуют до момента установления норм в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев.

Таким образом, для возможности включения в затраты, учитываемые при налогообложении, организации принимают расходы на топливо в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, при отсутствии таких норм – в пределах норм, определенных заводом-изготовителем. В случае, когда отсутствуют и те, и другие нормы, – в пределах норм, установленных руководителем организации, которые действуют в течение 6-месячного срока.

Затраты на топливо по истечении 6-месячного срока и до момента установления норм в порядке, предусмотренном законодательством, не будут учитываться при налогообложении прибыли. Затраты на топливо будут считаться сверхнормативными;

письмо МНС Республики Беларусь от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131 «О рассмотрении обращения».

В письме сказано, что нормирование расходов стоимости видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с Инструкцией № 141.

Следовательно, если нормы расхода топлива|*|, разработанные РУП «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (далее – БелНИИТ «Транстехника»), не установлены Минтрансом, они не являются нормами, определенными в соответствии с законодательством. Следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными.

* Как установить норму расхода топлива, если автомобиль работает на газу

Согласно подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных законодательством.

Таким образом, и до 2019 г. расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция musescore 3 на русском языке
  • Инструкция multitronics sl 50 gazel
  • Инструкция oregon scientific bar388hg инструкция по эксплуатации
  • Инструкция oral b smart 4 4000
  • Инструкция optigo op10 инструкция на русском