Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц

Документы Совета министров внутренних дел
государств — участников СНГ (1992 — 2008 годы)

г. Алма-Ата,
23 — 24 апреля 1992 года

Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью

г. Чолпон-Ата,
3 августа 1992 года

Регламент Совещания министров внутренних дел

Соглашение между министерствами внутренних дел о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и изделиями специальной техники

Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией

г. Киев,
21 — 22 октября  1992 года

Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

г. Ереван,
12 — 13 мая 1993 года

Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности

г. Волгоград,
23 — 24 сентября
1993 года

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

г. Ашгабат,
16 — 17 февраля
1994 года

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью

Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу

Соглашение о сотрудничестве в области сопровождения и охраны органами внутренних дел (полиции) ценных и специальных грузов, перевозимых по территории других государств

г. Минск,
14 — 18 февраля 1995 года

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения

Типовое соглашение о порядке взаимодействия  органов внутренних дел приграничных регионов

г. Тбилиси,
14 — 16 июня
1995 года

Решение Совещания министров внутренних дел государств — участников СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Решение о Соглашении о сотрудничестве в борьбе  с преступностью в сфере экономики

Соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения пожарной безопасности

г. Ереван,
24 — 25 октября 1995 года

Решение о проведении совместных научных исследований

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте

Решение по вопросу о деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, штатной численности и сметы расходов на 1996 год

г. Душанбе,
16 — 18 апреля 1996 года

Решение о взаимодействии в борьбе с терроризмом

г. Кишинев,
12 — 14 марта 1997 года

Решение о едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска в рамках СНГ

Решение о мерах по совершенствованию взаимодействия министерств внутренних дел государств — участников СНГ в борьбе с международными организованными преступными группами, занимающимися хищениями автотранспортных средств и совершающими посягательства на автотранспорт

Решение об издании Информационного бюллетеня по проблемам борьбы с преступностью в государствах — участниках СНГ

Решение о проекте Положения о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств, его структуре и штатах

Решение о представителе Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ при Исполнительном Секретариате СНГ

Временное положение о представителе Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств при Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств

г. Баку,
10 — 12 сентября 1997 года

Решение об утверждении Положения о представителе Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств при Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств

Положение о представителе Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств при Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств

Решение об утверждении Инструкции о порядке представления информации в специализированный банк данных БКБОП и обработке запросов

Решение об утверждении Инструкции по ведению финансово-хозяйственной деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ

Решение об утверждении Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц

Временная инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц

Решение об издании Информационного бюллетеня по проблемам борьбы с преступностью в странах СНГ

Соглашение о сотрудничестве в сфере организации исполнения уголовных наказаний

г. Ташкент,
2 — 4 июня 1998 года

г. Москва,
16 — 18 декабря 1998 года

Решение об утверждении Регламента Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств

Регламент Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств

Решение о взаимодействии в борьбе с правонарушениями экстремистского характера, совершаемыми на религиозной основе

Решение об укреплении сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

Решение о ходе реализации Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 года

Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности

г. Астана,
4 — 5 июня 1999 года

Соглашение о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции

г. Киев,
30 сентября — 1 октября 1999 года

Решение об утверждении структуры и штатов Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ

г. Москва,
10 марта 2000 года (внеочередное)

Решение о повышении эффективности сотрудничества министерств внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма

г. Чолпон-Ата,
8 сентября 2000 года

О проекте Соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом

О проекте Инструкции о порядке и формах запросов в государственные информационные системы и базы данных правоохранительных органов государств — участников СНГ

Отчет директора БКБОП о проделанной работе с июня 1998 года по июль 2000 года

О рассмотрении проекта Межгосударственной программы совершенствования и развития автоматизированной системы информационного обмена между государствами — участниками СНГ в свете реализации Концепции межгосударственной подсистемы информационного обмена между органами внутренних дел государств — участников СНГ

О проекте Основ этических норм сотрудников милиции (полиции) государств — участников Содружества Независимых Государств

г. Баку,
6 — 7 сентября 2002 года

О повышении эффективности сотрудничества по противодействию терроризму

Об активизации взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

О Директоре БКБОП

О первом заместителе Директора БКБОП

г. Ереван,
20 — 23 июня 2001 года

г. Тбилиси,
3 апреля 2003 года

О состоянии борьбы с преступностью в государствах — участниках СНГ и актуальных проблемах взаимодействия по различным направлениям оперативно-служебной деятельности (общая дискуссия)

О ходе выполнения решения Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ от 7 сентября 2002 года «О повышении эффективности совместных мер по противодействию терроризму»

О взаимодействии в борьбе с незаконной миграцией

О повышении эффективности взаимодействия в борьбе с преступностью в сфере экономики

г. Киев,
30 сентября 2004 года

О коллективных мерах борьбы с международным терроризмом в государствах — участниках СНГ

О Концепции сотрудничества министерств внутренних дел государств — участников СНГ в условиях новых вызовов и угроз (во исполнение решения СМВД от 16 июня 2004 года «О совершенствовании форм и методов сотрудничества министерств внутренних дел государств — участников СНГ»)

О развитии сотрудничества в сфере подготовки кадров и повышения квалификации специалистов

О повышении эффективности взаимодействия в розыске лиц, без вести пропавших

О Директоре Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (БКБОП). О первом заместителе Директора БКБОП

г. Москва,
25 декабря 2004 года

Решение Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств о совместных мерах борьбы с терроризмом (План Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств по противодействию терроризму на 2005 год)

Заявление Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств об укреплении сотрудничества в борьбе с терроризмом

Обращение к Председателю Совета глав государств Содружества Независимых Государств

г. Минск,
21 апреля 2005 года

О состоянии борьбы с преступностью в государствах-участниках СНГ, совместных мерах по противодействию транснациональной организованной преступности и международному терроризму и ходе выполнения Плана Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 годы, Программы государств — участников СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2005-2007 годы и Плана Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ по противодействию терроризму на 2005 год.

О проекте Концепции развития сотрудничества министерств внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2010 года (во исполнение Решения СМВД от 30 сентября 2004 года).

О результатах изучения договорно-правовой и организационной базы сотрудничества министерств внутренних дел государств — участников СНГ.

О результатах выполнения Решения СМВД от 30 сентября 2004 года «О создании в составе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ структурного подразделения по координации борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также региональной оперативной группы в Центрально-Азиатском регионе».

О развитии сотрудничества в сфере подготовки кадров и повышения квалификации специалистов.

Об организации совместной работы по розыску лиц, без вести пропавших.

О Представителе СМВД государств — участников СНГ при Исполнительном комитете СНГ.

О первом заместителе директора БКБОП.

г. Ереван,
29 — 30 сентября 2005 года

О ходе выполнения Плана СМВД государств — участников СНГ по противодействию терроризму на 2005 год.

О результатах работы по изучению договорно-правовой и организационной базы сотрудничества МВД государств — участников СНГ

О внесении изменений в Инструкцию о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденную решением СМВД от 31 января 2002 года.

О создании периодического печатного издания Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ

г. Душанбе,
21 — 22 апреля
2006 года

Решение об утверждении «Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц».

Решение о периодическом печатном издании Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ «Содружество министерств внутренних дел государств — участников СНГ».

Одобрен проект Программы сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми.

г. Астана
28 – 30 сентября
2006 года

О выполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях СМВД.

О состоянии и перспективах сотрудничества МВД
государств – участников СНГ.

Об организации взаимодействия органов внутренних дел (полиции) государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных технологий.

О порядке обращения в МВД государств – участников СНГ при командировании сотрудников органов внутренних дел (полиции) для присутствия при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, находящихся в межгосударственном розыске.

Отчет директора БКБОП.

О месте и времени проведения очередного заседания СМВД.

г. Санкт-Петербург
15 – 16 июня
2007 года (внеочередное заседание)

О мерах по повышению эффективности сотрудничества министерств внутренних дел государств – участников СНГ в  сфере противодействия незаконной миграции

г. Баку
6 – 7 сентября
2007 г.

О повышении эффективности деятельности СМВД государств – участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам (общая дискуссия)

О проекте Соглашения «Об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью»

О повышении эффективности сотрудничества в борьбе с  преступностью в сфере информационных технологий

Об информационном взаимодействии министерств внутренних дел государств – участников СНГ по формированию, ведению и использованию централизованных и перспективах совершенствования обмена статистической информацией

О сотрудничестве органов внутренних дел  (полиции) государств – участников СНГ в сфере подготовки кадров

О результатах  изучения договорно-правовой  и организационной базы сотрудничества министерств внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств

Об утверждении Плана организационно-технических мероприятий по реализации задач по созданию единой сети автоматизированных банков данных дактилоскопических следотек, пулегильзотек и телекоммуникационных систем связи министерств внутренних дел  государств – участников СНГ

Об утверждении новой редакции Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц

О Представителе СМВД государств – участников СНГ при Исполнительном комитете СНГ

г. Батуми
28 июня 2008 г.

Решение «О проекте Соглашения между государствами – участниками Содружества Независимых Государств об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью»

Решение «О внесении изменений и дополнений в Положение о Совете министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств»

Решение «О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств»

Решение «О первом заместителе Руководителя Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств»

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Прокурор разъясняет

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений или осужденных судом иностранного государства, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора представляет собой важнейший вид международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, позволяющий обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания, социальную реабилитацию осужденных лиц.

  Особое значение институты выдачи и передачи таких лиц приобретают в условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности.

Международное сотрудничество в сфере выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора направлено на соблюдение баланса между осуществлением борьбы с преступностью и обеспечением прав и свобод запрошенного к выдаче лица.

  Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, принимается Генеральной прокуратурой Российской Федерации по результатам экстрадиционной проверки, основанием для проведения которой служит задержание либо установление на территории Российской Федерации гражданина, находящегося в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства.

  Обязательным условием для задержания иностранного гражданина является наличие сведений о том, что в иностранном государстве за совершение преступления ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и отсутствуют данные, исключающие выдачу лица иностранному государству.

В целях соблюдения прав иностранного гражданина составляется протокол задержания в соответствии с требованиями ст. 92 Уголовно­-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), с отметкой о разъяснении задержанному лицу его прав, а также уведомления о задержании согласно ст. 96 УПК РФ посольств или консульств иностранных государств на территории Российской Федерации о задержании их граждан либо подданных. Задержанному лицу разъясняются основания задержания, право получить копию протокола задержания, давать объяснения, в том числе на родном языке, по вопросам, связанным с процедурой выдачи, или отказаться от дачи объяснений, заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных применимыми международными договорами Российской Федерации и ст. 464 УПК РФ, пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания и помощью переводчика, знакомиться с решением компетентного органа иностранного государства о заключении его под стражу или приговором суда, приносить жалобы на действия (бездействие) прокуроров, других должностных лиц и решения суда, защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

  После задержания на территории Российской Федерации гражданина, в отношении которого имеются сведения о его нахождении в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства, органом внутренних дел обеспечивается незамедлительное уведомление инициатора розыска о задержании лица.

  В соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК РФ срок задержания до избрания задержанному судом меры пресечения в виде заключения под стражу в общем случае не может превышать 48 часов.

  В случае подтверждения инициатором розыска намерения направить запрос о выдаче лица и представления постановления о заключении под стражу, просьбы о временном задержании, о взятии под стражу до получения запроса о выдаче, прокурором принимаются меры к заключению задержанного под стражу в судебном порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ.

  При непоступлении указанных документов в срок, установленный для задержания, задержанное лицо подлежит освобождению.

  В соответствии со ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления до 6 или 12 (в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений) месяцев.

  Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается (продлевается), если имеются сведения об уклонении разыскиваемого лица от правоохранительных органов и суда иностранного государства, и применяется в целях обеспечения возможной выдачи лица запрашивающему государству в случае удовлетворения запроса о выдаче.

В рамках проводимой прокурором экстрадиционной проверки подлежат выяснению все обстоятельства, которые могут повлечь отказ в выдаче.

  Препятствия к выдаче изложены как в международных договорах Российской Федерации, так и в национальных нормативных правовых актах.

В частности, Российская Федерация, наряду с Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее — Минская конвенция) и Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957 (далее — Европейская конвенция о выдаче), которая также ратифицирована Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией.

Статьей 57 Минской конвенции, ст.ст. 3-11 Европейской конвенции о выдаче, ст. 464 УПК РФ предусмотрены как общие, так и частные обстоятельства, при наличии которых разыскиваемое лицо не подлежит выдаче запрашивающему государству или в его выдаче может быть отказано.

Так, выдача лица не допускается, если:

  лицо, выдача которого требуется, является гражданином Российской Федерации;  

на момент получения запроса о выдаче уголовное преследование согласно законодательству Российской Федерации не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;  

в отношении лица, выдача которого требуется, на территории Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;  

преступление в соответствии с законодательством запрашивающей стороны или Российской Федерации преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) — ст. 57 Минской конвенции;  

преступление, в отношении которого запрашивается выдача, рассматривается Российской Федерацией в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением, либо имеются существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин — ст. 3 Европейской конвенции о выдаче;  

лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям — ст. 464 УПК РФ;  

имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации — ст. 464 УПК РФ;  

деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением — ст. 464 УПК РФ.  

В выдаче лица может быть отказано, если:

  деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;  

за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;  

преступление по законам запрашивающей стороны наказывается смертной казнью, а по законам Российской Федерации смертная казнь за данное преступление не предусмотрена, если запрашивающая сторона не предоставит гарантий того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение — ст. 11 Европейской конвенции о выдаче.  

При рассмотрении запроса о выдаче в обязательном порядке учитывается, что выдача осуществляется, если деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым в соответствии с законодательством обоих государств и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в случае выдачи для уголовного преследования), либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в случае выдачи для исполнения приговора).

В силу ч. 4 ст. 462, ч. 1 ст. 463 УГ1К РФ решение о выдаче находящегося на территории Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, и может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, в течение 10 суток с момента получения выдаваемым лицом соответствующего уведомления.

  В случае если Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение об отказе в выдаче, содержащееся под стражей лицо, выдача которого запрашивалась иностранным государством, подлежит освобождению.

В соответствии с п. 22 Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной Решением Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств 06.09.2007, п. 39 Регламента компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц, утвержденного Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 30.10.2015, розыск лица, в выдаче которого запрашиваемым государством отказано, на территории данного государства прекращается, о чем информируется государство, являющееся инициатором розыска.

  Розыск в целом может быть прекращен только компетентными органами государства, в котором он объявлен, при наличии оснований, предусмотренных национальным законодательством.

  Разъясняет прокуратура Хабаровского края

​​​​​​​

Порядок выдачи задержанных на территории Российской Федерации иностранных граждан, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений или осужденных судом иностранного государства, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора представляет собой важнейший вид международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, позволяющий обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания, социальную реабилитацию осужденных лиц.

  Особое значение институты выдачи и передачи таких лиц приобретают в условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности.

Международное сотрудничество в сфере выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора направлено на соблюдение баланса между осуществлением борьбы с преступностью и обеспечением прав и свобод запрошенного к выдаче лица.

  Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, принимается Генеральной прокуратурой Российской Федерации по результатам экстрадиционной проверки, основанием для проведения которой служит задержание либо установление на территории Российской Федерации гражданина, находящегося в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства.

  Обязательным условием для задержания иностранного гражданина является наличие сведений о том, что в иностранном государстве за совершение преступления ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и отсутствуют данные, исключающие выдачу лица иностранному государству.

В целях соблюдения прав иностранного гражданина составляется протокол задержания в соответствии с требованиями ст. 92 Уголовно­-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), с отметкой о разъяснении задержанному лицу его прав, а также уведомления о задержании согласно ст. 96 УПК РФ посольств или консульств иностранных государств на территории Российской Федерации о задержании их граждан либо подданных. Задержанному лицу разъясняются основания задержания, право получить копию протокола задержания, давать объяснения, в том числе на родном языке, по вопросам, связанным с процедурой выдачи, или отказаться от дачи объяснений, заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных применимыми международными договорами Российской Федерации и ст. 464 УПК РФ, пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания и помощью переводчика, знакомиться с решением компетентного органа иностранного государства о заключении его под стражу или приговором суда, приносить жалобы на действия (бездействие) прокуроров, других должностных лиц и решения суда, защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

  После задержания на территории Российской Федерации гражданина, в отношении которого имеются сведения о его нахождении в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства, органом внутренних дел обеспечивается незамедлительное уведомление инициатора розыска о задержании лица.

  В соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК РФ срок задержания до избрания задержанному судом меры пресечения в виде заключения под стражу в общем случае не может превышать 48 часов.

  В случае подтверждения инициатором розыска намерения направить запрос о выдаче лица и представления постановления о заключении под стражу, просьбы о временном задержании, о взятии под стражу до получения запроса о выдаче, прокурором принимаются меры к заключению задержанного под стражу в судебном порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ.

  При непоступлении указанных документов в срок, установленный для задержания, задержанное лицо подлежит освобождению.

  В соответствии со ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления до 6 или 12 (в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений) месяцев.

  Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается (продлевается), если имеются сведения об уклонении разыскиваемого лица от правоохранительных органов и суда иностранного государства, и применяется в целях обеспечения возможной выдачи лица запрашивающему государству в случае удовлетворения запроса о выдаче.

В рамках проводимой прокурором экстрадиционной проверки подлежат выяснению все обстоятельства, которые могут повлечь отказ в выдаче.

  Препятствия к выдаче изложены как в международных договорах Российской Федерации, так и в национальных нормативных правовых актах.

В частности, Российская Федерация, наряду с Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее — Минская конвенция) и Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957 (далее — Европейская конвенция о выдаче), которая также ратифицирована Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией.

Статьей 57 Минской конвенции, ст.ст. 3-11 Европейской конвенции о выдаче, ст. 464 УПК РФ предусмотрены как общие, так и частные обстоятельства, при наличии которых разыскиваемое лицо не подлежит выдаче запрашивающему государству или в его выдаче может быть отказано.

Так, выдача лица не допускается, если:

  лицо, выдача которого требуется, является гражданином Российской Федерации;  

на момент получения запроса о выдаче уголовное преследование согласно законодательству Российской Федерации не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;  

в отношении лица, выдача которого требуется, на территории Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;  

преступление в соответствии с законодательством запрашивающей стороны или Российской Федерации преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) — ст. 57 Минской конвенции;  

преступление, в отношении которого запрашивается выдача, рассматривается Российской Федерацией в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением, либо имеются существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин — ст. 3 Европейской конвенции о выдаче;  

лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям — ст. 464 УПК РФ;  

имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации — ст. 464 УПК РФ;  

деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением — ст. 464 УПК РФ.  

В выдаче лица может быть отказано, если:

  деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;  

за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;  

преступление по законам запрашивающей стороны наказывается смертной казнью, а по законам Российской Федерации смертная казнь за данное преступление не предусмотрена, если запрашивающая сторона не предоставит гарантий того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение — ст. 11 Европейской конвенции о выдаче.  

При рассмотрении запроса о выдаче в обязательном порядке учитывается, что выдача осуществляется, если деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым в соответствии с законодательством обоих государств и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в случае выдачи для уголовного преследования), либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в случае выдачи для исполнения приговора).

В силу ч. 4 ст. 462, ч. 1 ст. 463 УГ1К РФ решение о выдаче находящегося на территории Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, и может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, в течение 10 суток с момента получения выдаваемым лицом соответствующего уведомления.

  В случае если Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение об отказе в выдаче, содержащееся под стражей лицо, выдача которого запрашивалась иностранным государством, подлежит освобождению.

В соответствии с п. 22 Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной Решением Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств 06.09.2007, п. 39 Регламента компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц, утвержденного Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 30.10.2015, розыск лица, в выдаче которого запрашиваемым государством отказано, на территории данного государства прекращается, о чем информируется государство, являющееся инициатором розыска.

  Розыск в целом может быть прекращен только компетентными органами государства, в котором он объявлен, при наличии оснований, предусмотренных национальным законодательством.

  Разъясняет прокуратура Хабаровского края

​​​​​​​

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска — гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное постановление № 22К-3589/19 от 12.11.2019 Омского областного суда (Омская область)

отсутствует предмет рассмотрения в порядке ст. 125 УПК РФ. В апелляционной жалобе Сенин Н.Н. не соглашается с решением суда. Указывает, что лейтенант ОДС Центрального РОВД <…> Х. действовал в порядке ст. 210 УПК РФ наряду с Конвенцией «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», соглашением «О взаимодействии министерств внутренних дел государств – участников СНГ в сфере борьбы с преступностью», договором государств-участников СНГ «О межгосударственном розыске лиц», инструкцией «О едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц». С учетом чего, считает, что бездействие по отбиранию обязательства о явке в соответствии с требованиями ст. 112 УПК РФ обжалуется именно в Центральный районный суд г. Омска, а не г. Минска. Отмечает, что заявитель не был направлен и в суд г. Минска. Считает, что бездействие должностного лица по отбиранию обязательства о явке создало состояние правовой неопределенности для Пахтеева О.О., процессуально не обязало его явиться ОП № <…> УМВД России по

Апелляционное постановление № 22-1829/19 от 04.10.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

из ходатайства следователя в обоснование своих доводов об изменении меры пресечения с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу следователь указал о том, что обвиняемый объявлен в межгосударственный розыск. Таким образом, выводы суда, изложенные в судебном решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, как не отвечающее требованиям ст. 7 УПК РФ. Кроме того, согласно п. 14 « Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц», для органов внутренних дел РФ отдельного объявления разыскиваемых лиц в межгосударственный розыск не требуется, так как данная процедура осуществляется при существующей системе объявления федерального розыска и не подменяет собой международный розыск. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», суд апелляционной

Постановление № 22-1287/20 от 14.08.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении К.И.В. отвечает требованиям ст.108 УПК РФ, возбуждено перед судом лицом, в производстве которого находится уголовное дело, представлено в суд с согласия надлежащего должностного лица, в установленные уголовно-процессуальным законом сроки. В соответствии с п.13 Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной на заседании Совета министерств внутренних дел государств СНГ 06.09.2007г., для органов внутренних дел Российской Федерации отдельного объявления разыскиваемых лиц в межгосударственный розыск не требуется, так как данная процедура осуществляется при существующей системе объявления федерального розыска и не подменяет собой международный розыск. Согласно п.39 приказа №117дсп/40дсп/88н/82дсп/11дсп/17дсп от 01.03.2018г. «Об утверждении Положения об организации и осуществления розыска и идентификации лиц», утвержденного совместным приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Министра обороны

Апелляционное постановление № 22К-5357/2022 от 27.10.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

отношении него мера пресечения в наибольшей степени гарантирует обеспечение задач уголовного судопроизводства, охрану прав и законных интересов всех участников процесса, надлежащее завершение расследования уголовного дела и судебного разбирательства. Согласно представленным материалам, ФИО14 скрылся, его нахождении на территории Российской Федерации не установлено, сведения о том, что обвиняемый выбыл за пределы Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем, он в установленном законом порядке следователем был объявлен в федеральный розыск. Согласно п. 14 » Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц», для органов внутренних дел РФ отдельного объявления разыскиваемых лиц в межгосударственный розыск не требуется, так как данная процедура осуществляется при существующей системе объявления федерального розыска и не подменяет собой международный розыск. Таким образом, требования ч.5 ст.108 УПК РФ, устанавливающие условия рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в отсутствие обвиняемого, объявленного в межгосударственный розыск, соблюдены. Следователем вынесено постановление о привлечении ФИО14 в качестве обвиняемого по ч.3

Официальное опубликование правовых актов

Официальное опубликование правовых актов

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ

  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

Указ Президента Российской Федерации от 13.07.2016 № 332
«О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц»

Номер опубликования: 0001201607130020

Дата опубликования:
13.07.2016


Страница №1
из 2:
Увеличить
Отправить документ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о документационном обеспечении управления в учреждениях банка россии
  • Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений утверждена
  • Инструкция о деятельности овд по предупреждению преступлений утверждена
  • Инструкция о действиях работников суда при обнаружении подозрительных предметов
  • Инструкция о действиях работников при угрозе совершения или совершении террористического акта