Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Министерства Внутренних Дел
Российской Федерации
от 28 декабря 1994 года N 437

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИГРАФА ПРИ ОПРОСЕ ГРАЖДАН

(извлечение)

1. Общие положения

1.1. Использование полиграфа* при опросе граждан является разновидностью оперативно-розыскного мероприятия -опроса граждан с использованием технических средств** и представляет собой проводимую по специальным методикам беседу с опрашиваемым лицом*** с фиксацией его психофизиологических параметров (реакций) на задаваемые вопросы.

* К полиграфам относятся приборы, используемые для фиксации психофизиологических параметров (реакций) человека посредством датчиков. Далее -«полиграф» или «полиграфное устройство».

** Далее -«опрос», если не оговорено иное.

*** Далее -«опрашиваемый».

В ходе опроса используются полиграфные устройства, которые не причиняют вреда жизни и здоровью человека. На полиграфные устройства должно быть в установленном порядке получено разрешение Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации о возможности их использования.

1.2. Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностный характер и только ориентирующее значение.

1.3. Опрос проводится по заданиям оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 13 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», ведомственными нормативными актами МВД России и настоящей Инструкцией.

1.4. Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами*.

* Далее -«специалист».

1.5. Проведение опроса с применением полиграфа способствует:

а) получению от опрашиваемого фактических данных, имеющих значение для своевременного проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, а также для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

б) осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших граждан;

в) оценке достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым;

г) проверке опрашиваемого на причастность к подготавливаемым или совершенным противоправным деяниям.

2. Порядок подготовки опроса

<…>

2.7. Место и условия проведения опроса определяются специалистом по согласованию с инициатором. На инициатора возлагается обязанность организационного и оперативного обеспечения проводимого опроса на всех его этапах.

3. Условия и порядок проведения опроса

3.1. Опрос проводится только на основании задания и с письменного согласия опрашиваемого.

3.2. Опрос в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого по уголовному делу проводится с согласия следователя, прокурора, суда или соответственно по их поручению, указанию, определению, направляемому в оперативные подразделения.

3.3. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть опрошены с использованием полиграфных устройств только по делам о тяжких преступлениях. Опрос в таких случаях осуществляется с согласия законных представителей несовершеннолетних в соответствии с требованиями, предъявляемыми УПК РСФСР к допросу несовершеннолетних.

3.4. В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.

3.5. В процессе опроса задаются только те вопросы, которые предварительно согласованы с опрашиваемым. При этом они должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность унижения чести и достоинства опрашиваемого.

При опросе с согласия опрашиваемого может осуществляться видео- или аудиозапись.

3.6. В ходе опроса вопросы задаются на родном языке опрашиваемого либо на языке, которым он уверенно владеет. Если специалист и опрашиваемый не могут общаться на одном языке, инициатор привлекает к проведению опроса переводчика.

3.7. Опрос может проводиться как в специально оборудованных для этих целей помещениях, так и в любых иных, обеспечивающих необходимые условия, местах.

3.8. В случаях, предусмотренных законом, при опросе могут присутствовать: педагог, законный представитель, близкие родственники, медицинские работники, следователь, прокурор, защитник и другие лица. При решении вопроса о присутствующих при опросе лицах учитывается мнение специалиста.

3.9. При проведении опроса специалист руководствуется настоящей Инструкцией и научно обоснованными методиками тестирования.

3.10. Из-за вероятности полученных необъективных результатов запрещается проводить опрос с использованием полиграфа в случаях:

а) физического или психического истощения опрашиваемого;

б) наличия у опрашиваемого психического заболевания или расстройства либо заболевания, связанного с нарушением сердечно-сосудистой или дыхательной систем;

в) регулярного употребления опрашиваемым наркотических средств или сильнодействующих лекарственных препаратов;

г) нахождения опрашиваемого в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

д) наличия данных о беременности.

<…>

5. Использование результатов опроса

5.1. Данные, полученные в ходе опроса, могут использоваться в качестве ориентирующей информации оперативными подразделениями в соответствии с Законом Российской Федерации от 13 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

О результатах опроса, проведенного по поручению следователя, указанию прокурора, определению суда, инициатором в установленном порядке уведомляются следователь, прокурор, суд.

На основании результатов опроса в отношении опрашиваемого не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные права и свободы.

5.2. Опрашиваемый по его просьбе может быть ознакомлен с результатами проведенного опроса. Ознакомление осуществляет инициатор. При необходимости в соответствии с настоящей Инструкцией может быть проведен повторный опрос.

5.3. В интересах дальнейшего совершенствования методов опроса и используемых полиграфных устройств инициатор обязан после подтверждения или неподтверждения результатов проведенного мероприятия в месячный срок уведомить об этом подразделение, в котором проводился опрос.

<…>

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
6 января 1995 года.
Регистрационный N 771

Приложение 1
к инструкции

                               ЗАЯВЛЕНИЕ 
           О ДОБРОВОЛЬНОМ СОГЛАСИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСА 
                    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА
 
   Мне, _________________________________________________________,
            (ф., и., о., проживающему(ей) по адресу)
вследствие сделанного     предложения    подвергнуться   опросу  с
использованием полиграфа     по   обстоятельствам,    связанным  с
_________________________________________________________________,
разъяснено, что:
   а) опрос с использованием полиграфа будет проведен только после
моего письменного согласия;
   б) перед  началом  опроса  я  буду  ознакомлен(а) с содержанием
вопросов, которые будут мне заданы;
   в) в  процессе  проведения  опроса  я имею право в любой момент
отказаться от ответа на заданный вопрос и от дальнейшего участия в
его проведении;
   г) результаты опроса  будут  использованы  только компетентными
органами в связи _________________________________________________
          (с проверкой материалов, расследованием уголовного дела)
   Причины отказа ________________________________________________
__________________________________________________________________
                             (если такие имеются)
   Свое решение принимаю добровольно
"____" __________ 199 __ г.          _______________________
                                             (подпись)
   Заявление получил и права разъяснил
 
________________________________ ________________ ________________
(должность, звание инициатора)      (подпись)       (ф., и., о.)

" __ " _________ 199 __ г.

Главная
 → 
Информация о специальном психофизиологическом обследовании c использованием полиграфа

На СПФО кандидат должен придти  отдохнувшим, выспавшимся. Накануне обследования не разрешается употребление алкоголя, психотропных и других сильнодействующих лекарственных препаратов.

При себе кандидат должен иметь паспорт (или другой документ, его заменяющий).

СПФО проводит специалист, имеющий допуск на проведение обследования с использованием полиграфа.

Обследуемому следует знать, что:

а) опрос с использованием полиграфа будет проведён только после его(её) письменного согласия;

б) прибор соответствует по электробезопасности требованиям ГОСТ Р50267.0-92 и не причиняет вреда здоровью обследуемого лица;

в) перед началом опроса он(а) будет ознакомлен(а) с содержанием вопросов, которые будут заданы;

г) в процессе проведения опроса он(а) имеет право в любой момент отказаться от ответа на заданный вопрос и от дальнейшего участия в его проведении;

д) результаты опроса будут использованы только в связи с поступлением на работу;

е) в ходе опроса следует выполнять все требования специалиста, иначе специалист имеет право прекратить опрос с вынесением соответствующего заключения о поведении опрашиваемого;

з) в случае выявления у обследуемого наличия болевого синдрома, явлений простудного или аллергического характера (кашель, насморк) специалист имеет право прекратить опрос (или не проводить его совсем) в этот день, назначив повторное обследование в другой день (по согласованию с обследуемым). 

Продолжительность обследования 1.5 – 2.5 часа.

С данной информацией сотрудник кадрового аппарата знакомит кандидата на работу. Получив предварительное устное согласие на проведение СПФО, можно договариваться о времени его проведения с исполнителем по тел. 8 (3467) 39-82-41.

Последнее время часто встречаю на Закон.ру и других юридических порталах дискуссии о возможностях использования результатов исследования человека на полиграфе. Чаще всего такие дискуссии касаются использования полиграфа в уголовных процессах, работодателями при устройстве на работу либо во внутренних расследованиях. При этом у меня сложилось стойкое понимание (как аксиома, не требующая доказательств) того, что исследование на полиграфе в принципе не может являться доказательством по делу.

Тем не менее, недавно мне пришлось поставить этот вывод под сомнение – оппонент по делу и ответчик по иску о взыскании денежных средств по договору займа заявил ходатайство о проведении по делу психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа. Оппонент считает, что результаты такой экспертизы могут быть допустимым доказательством того, что его доверитель не брал деньги по договору (безденежность займа). Более того, оппонент уже провел такое внесудебное исследование, в котором не выявлены «реакции, свидетельствующие о том, что доверитель получал деньги».

Также сразу оговорюсь, что дело сначала было на рассмотрении в суде общей юрисдикции, где мы сразу заняли позицию о неотносимости и недопустимости такого исследования в качестве доказательства. Тогда суд общей юрисдикции сразу отказал в удовлетворении ходатайства и прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора судам общей юрисдикции.

Сейчас спор рассматривает арбитражный суд и вопросу о назначении психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа посвящено уже как минимум 3 (!) судебных заседания. Судья со всей серьезностью обязала оппонента перевести деньги на депозит суда, самостоятельно делает запросы в экспертные учреждения и предложила нам (стороне спора) представить кандидатуры экспертов. 

С целью формирования мотивированной позиции по ходатайствам (и удивляясь такому подходу судьи) мы изучили актуальную практику проведения подобного рода исследований и представления их результатов в качестве доказательств. Наша позиция сводится к следующему:

1. Мировой опыт применения экспертиз с использованием полиграфа свидетельствует о ее низком доказательственном значении.

Использование результатов исследования на полиграфе не получило однозначного разрешения в практике и теории на мировом уровне.

Например, в США вопрос о возможности использования результатов полиграфа в качестве доказательств в судебных процессах решается самостоятельно в юрисдикциях штатов[1]. В одном из дел Верховный Суд США подчеркнул, что по вопросу о надежности исследований на полиграфе до сих пор отсутствует консенсус. Несмотря на то, что некоторые судьи принимали в качестве доказательства результаты исследований на полиграфе, в целом судебная система выразила сомнения относительно научной непогрешимости такого рода исследований[2].

В Великобритании результаты исследований на полиграфе не используются (решение правительства о введении обязательной проверки было отрицательно принято сотрудниками спецслужб)[3].

В Германии с 1954 года судебным решением со ссылкой на Конституцию ФРГ было запрещено применение полиграфа в оперативно-розыскной деятельности и в судебных процессах[4].

При этом мировое сообщество выделяет в качестве главной особенности опроса с использованием полиграфа вероятностный характер выводов, сделанных по его результатам.

В большинстве стран мира данные, полученные с помощью полиграфа, не являются прямым доказательством в суде, в странах, где полиграф применяется, его результаты дают только ориентирующую информацию, позволяя выдвинуть дополнительные версии по обстоятельствам, подлежащим установлению.

2. Полиграф может быть использован органами государственной власти Российской Федерации как вспомогательное средство для проверки достоверности сведений в конкретных случаях.

Действительно, психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа может проводиться внутренними службами некоторых государственных органов РФ в целях проверки достоверности сведений, получаемых при приеме на службу, для подтверждения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, при проведении служебных проверок. При этом применение полиграфа в органах государственной власти регулируется ведомственными актами и не является основным способом получения информации.

Например, в соответствии с п. 45 Приказа Федеральной таможенной службы от 25.09.2007 г. № 1196 «Об утверждении Временной инструкции о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации»:

Результаты ОИП (опросов с использованием компьютерного полиграфа) носят вероятностный характер и имеют для инициатора опроса ориентирующее значение, могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица.

Согласно п. 16 Приказа Минюста РФ от 25.05.2011 г. № 165 «Об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе»:

Результаты СПФИ (специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа) носят рекомендательный и вероятностный характер и используются инициатором только в качестве дополнительной информации.

Таким образом, в соответствии с ведомственными документами исследование с применением полиграфа носит рекомендательный и вероятностный характер и не может служить единственным доказательством подтверждения или опровержения факта.

Более того, в соответствии с п. 1.2. Инструкции «О порядке использования полиграфа при опросе граждан», утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.12.1994 года № 437 информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностный характер и только ориентирующее значение.

Таким образом, исследование с использованием полиграфа может быть проведено в отношении служащего в государственном учреждении либо иного лица, но оно не может (1) иметь определяющее значение при установлении какого-либо факта, (2) быть доказательством в суде[5].

3. Результаты исследования с использованием полиграфа не могут являться допустимым и относимым доказательством в арбитражном суде.

Данный вывод подтверждается судебной практикой, в которой была дана оценка проведенным внесудебным исследованиям с использованием полиграфа[6], например:

  • Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2009 г. № Ф10-772/09 по делу N А64-1603/08-9 (дело о взыскании займа): ссылка заявителя кассационной жалобы (Ответчика) на результаты психофизиологического исследования обоснованно не принята судами во внимание, поскольку, как верно указано в обжалуемых судебных актах, психофизиологическая экспертиза является опросом с применением полиграфа, регистрирующего психофизиологические реакции, на какой-либо вопрос, слово и т.п., и ее заключение не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства, соответствующего требованиям ст. 64 АПК РФ;
  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.2017 № Ф04-1399/2017 по делу № А46-9231/2015: Суд округа соглашается с выводом апелляционного суда о том, что заключение специалиста по результатам психофизиологического исследования с применением полиграфа от 04.04.2015 не является достаточным для опровержения изложенных в заключении выводов, исходя из того, что такое исследование не имеет отношения к разрешению вопроса о принадлежности подписи истцу на заявлении от 10.02.2015. 

4. Исследование с использованием полиграфа не может быть противопоставлено письменным доказательствам.

Проведенное судебное или внесудебное исследование на полиграфе в любом случае не может быть достаточным для противопоставления имеющемуся в материалах дела письменному доказательству (расписке о получении денег), не может опровергнуть наличие заемных отношений, оформленных распиской.

                                                                      __________________

К таким тезисам была сведена наша позиция об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении по делу психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа и об отказе в приобщении к материалам дела внесудебного исследования. Но по существу данные ходатайства оппонента судом еще не разрешены.

Коллеги, были ли в Вашей практике подобные ходатайства, а может и самостоятельные исследования? Как Вы считаете, полиграф теоретически может быть источником доказательств по арбитражному делу?


[1] Материал из «Википедии»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84#cite_note-11

[2]Гольцов А.Т. Проверка на детекторе лжи Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США // Журнал российского права, 2009, № 4.

[3] Журин С.И. практика и теория использования детектора лжи // М.: 2004.

[4]База данных информационно-аналитических материалов Государственной Думы РФ // http://iam.duma.gov.ru/node/8/4418/14415

[5] Тем не менее, в Проекте федерального закона № 478780-5 «О применении полиграфа» (проект так и не был принят) ст. 8 допускала использование результатов опроса с использованием полиграфа в качестве доказательства по делу в случае, если такой опрос выполнен в соответствии с процессуальным законодательством (!), т.е. в рамках судебной экспертизы. Другие исследования (вне процессуального законодательства) — носят ориентирующий характер и, в случае установления недостоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий. Такая позиция представляется крайне спорной и нелогичной, т.к. доказательством являются сведения о фактах (в объективной действительности), которые никак не могут зависеть от того, в рамках судебного дела произведен их сбор или нет.

[6] Дел, где была назначена судебная экспертиза с использованием полиграфа, я не нашла.

В интересах читателей, задействованных в сфере детекции лжи, либо просто интересующихся данной темой, публикуем Федеральный Закон «О применении полиграфа».

Скачать закон «О применении полиграфа»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  1. полиграф — техническое средство, предназначенное для регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и(или) цифровом виде;
  2. опрос с использованием полиграфа — нетравмирующая, безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;
  3. тестирование на полиграфе — составная часть опроса с использованием полиграфа, включающая в себя регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения;
  4. полиграфолог — специалист по опросам с использованием полиграфа, аттестованный в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
  5. ассистент полиграфолога — лицо, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении тестирования на полиграфе;
  6. опрашиваемое лицо — лицо, проходящее опрос с использованием полиграфа;
  7. инициатор опроса — физическое или юридическое лицо, инициирующее проведение опроса с использованием полиграфа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. представитель инициатора — лицо, представляющее интересы инициатора опроса, участвующее в организации опроса с использованием полиграфа и присутствующее при его проведении;
  9. обязательный опрос с использованием полиграфа — опрос, осуществление которого является обязательным для инициатора опроса и для опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;
  10. добровольный опрос с использованием полиграфа — опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;
  11. фактор риска — определяемое инициатором опроса в соответствии с принципами настоящего Федерального закона и нормами законодательства Российской Федерации основание, препятствующее поступлению лица на работу (службу) или продолжению выполнения лицом служебных обязанностей, либо препятствующее предоставлению лицу убежища или признанию его беженцем на территории Российской Федерации;
  12. согласие лица на прохождение опроса с использованием полиграфа зафиксированное в письменной форме решение лица о прохождении опроса с использованием полиграфа в сроки, предложенные инициатором опроса;
  13. отказ от прохождения опроса с использованием полиграфа — зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с использованием полиграфа, или полиграфологом решение указанного лица не проходить такой опрос;
  14. заявление об изменении сроков прохождения опроса с использованием полиграфа -письменное заявление лица о необходимости изменения сроков прохождения опроса с использованием полиграфа по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
  15. результат опроса с использованием полиграфа — письменное заключение полиграфолога на основе информации, полученной им от опрашиваемого лица в ходе проведения опроса;
  16. материалы опроса с использованием полиграфа — результат опроса с использованием полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы аудио- и видеозаписи.

Статья 2. Цели и области применения опросов с использованием полиграфа

1. В Российской Федерации опросы с использованием полиграфа проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Оценка достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, осуществляется:

  1. при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим .государственную тайну;
  2. в ходе оперативно-розыскной деятельности;
  3. в ходе расследований или судебных разбирательств;
  4. при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений;
  5. при предоставлении убежища или при признании беженцем на территории Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа проведения опросов с использованием полиграфа

Правовой основой проведения опросов с использованием полиграфа являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Статья 4. Принципы проведения опросов, с использованием полиграфа

  1. Опросы с использованием полиграфа проводятся с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности, конфиденциальности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  2. Проведение опроса с использованием полиграфа не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.
  3. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение опроса с использованием полиграфа или прохождению такого опроса.
  4. Право проведения опросов с использованием полиграфа предоставляется специалистам, аттестованным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  5. Информация, содержащаяся в материалах опроса с использованием полиграфа, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Лица, проходящие опрос с использованием полиграфа

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, опрашиваемыми лицами могут являться:

  1. граждане Российской Федерации;
  2. иностранные граждане, находящихся на территории Российской Федерации;
  3. лица без гражданства, в том числе — прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении убежища, либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее — лица без гражданства).

Статья 6. Виды опросов с использованием полиграфа

В соответствии с настоящим Федеральным законом опросы с использованием полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.

Статья 7. Ограничения на проведение опросов с использованием полиграфа

Опрос с использованием полиграфа не проводится, если лицо, в отношении которого инициирован такой опрос, представляет письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что физическое и (или) психическое состояние данного лица может повлечь появление у него неадекватных реакций в ходе тестирования на полиграфе, с указанием срока действия данного заключения.

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 8. Лица, проходящие обязательные опросы с использованием полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации, соответственно, осуществляют обязательные опросы с использованием полиграфа:

  1. граждан Российской Федерации, получающих или имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  2. граждан Российской Федерации, поступающих на службу или проходящих службу в:
  • органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки,
  • органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ,
  • подразделениях службы судебных приставов органов юстиции, подразделениях службы исполнения наказаний, подразделениях министерства обороны, органах таможенного комитета, органах государственной охраны, органах прокуратуры.

3. граждан Российской Федерации, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу.

Статья 9. Случаи применения обязательных опросов с использованием полиграфа

1. Обязательные опросы с использованием полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия:

  1. при поступлении на работу (службу);
  2. при осуществлении периодического или выборочного контроля служебной деятельности.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни:

  1. должностей, на которые поступают или на которых работают (проходят службу) лица, подпадающие под действие статьи 8 настоящего Федерального закона;
  2. особо важных, режимных или опасных производственных объектов, на которых применяют обязательные опросы с использованием полиграфа в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Порядок проведения обязательных опросов с использованием полиграфа

  1. Порядок проведения органами государственной власти Российской Федерации обязательных опросов с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов.
  2. Порядок проведения негосударственными организациями обязательных опросов с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие частей 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Отказ от прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа

Отказ от опроса с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа

1. Основанием для изменения намеченного инициатором опроса срока проведения обязательного опроса с использованием полиграфа является заявление лица, в отношении которого инициирован опрос, об изменении срока прохождения опроса с указанием причин и предложением инициатору опроса желательного периода времени прохождения такого опроса. Выбор срока проведения обязательного опроса с использование полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, подлежащим такому опросу.

2. Допускается:

  1. двукратное изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
  2. однократное изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 2 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Количество переносов, инициируемых опрашиваемым лицом и превышающих требования части 2 настоящей статьи, расценивается как отказ от обязательного опроса с использованием полиграфа.

ГЛАВА 3. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 13. Лица, проходящие добровольные опросы с использованием полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с использованием полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия на проведение таких опросов и в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 14. Случаи применения добровольных опросов с использованием полиграфа

1. Органы государственной власти имеют право проводить добровольные опросы с использованием полиграфа:

  1. в ходе оперативно-розыскной деятельности;
  2. в ходе расследований или судебных разбирательств;

2. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации имеют право проводить добровольные опросы с использованием полиграфа:

  1. в ходе установления трудовых отношений при поступлении лиц на.работу (службу);
  2. в целях предупреждения правонарушений в рамках трудовых отношений;
  3. при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений.

3. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации в целях обеспечения защиты конфиденциальности информации имеют право проводить опросы с использованием полиграфа лиц, которые в соответствии с трудовым договором будут иметь или имеют доступ к конфиденциальной информации.

4. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений, имеют право проводить опросы с использованием полиграфа работников, если такая обязанность вытекает из трудового договора.

Статья 15. Проведение добровольных опросов с использованием полиграфа

1. Проведение в ходе расследований и судебных разбирательств добровольного опроса с использованием полиграфа в форме экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальными нормами Российской Федерации.

2. Проведение органами государственной власти добровольного опроса с использованием полиграфа лица моложе 14 лет осуществляется исключительно в форме экспертизы в соответствии с частью 1 настоящей статьи при согласии одного из родителей (опекунов, иных законных представителей) данного лица на прохождение такого опроса.

3. Работодателю предоставляется право инициировать добровольные опросы с использованием полиграфа лиц, нанимаемых на работу (службу), и проводить такие опросы в случаях, когда:

  1. обязанность прохождение опроса предусмотрена трудовым договором;
  2. проведение опроса инициировано опрашиваемым лицом.

4. Проведение добровольных опросов с использованием полиграфа лиц без гражданства осуществляется компетентными органами государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Отказы от прохождения добровольного опроса с использованием полиграфа

  1. Последствия отказов граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, для которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа в форме экспертизы, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
  2. Отказы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства от добровольных опросов с использованием полиграфа, проведение которых в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследований или судебных разбирательств инициировано органами государственной власти (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи), не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав.
  3. Отказы лиц без гражданства, в отношении которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи) являются основанием для отказа в предоставлении им убежища либо в признании их беженцами на территории Российской Федерации.
  4. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа при установлении и осуществлении трудовых отношений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, являются основанием для отказа в установлении с ними таких отношений.
  5. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений, не могут являться основанием для отказа им в допуске к исполнению служебных обязанностей и не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав за исключением случаев, когда прохождение опроса с использованием полиграфа вытекает из трудового договора.

Статья 17. Изменение срока прохождения добровольного опроса с использованием полиграфа

  1. Выбор срока проведения добровольного опроса с использованием полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, в отношении которого этот опрос инициирован.
  2. Изменение намеченного инициатором опроса срока проведения добровольного опроса с использованием полиграфа не влечет за собой ущемления законных интересов и прав лица, в отношении которого инициирован опрос, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, когда обязанность прохождения опроса с использованием полиграфа вытекает из трудового договора.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 18. Структура и технические средства опроса с использованием полиграфа

1. При выполнении опроса с использованием полиграфа полиграфологом осуществляются следующие основные действия:

  • подготовка к работе с опрашиваемым лицом;
  • работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение по усмотрению полиграфолога послетестовой беседы);
  • анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;
  • оформление результатов опроса с использованием полиграфа.

2. Для проведения опросов с использованием полиграфа применяют технические средства, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Полиграфологи, применяющие в ходе опросов полиграфы, не соответствующие требованиям части 2 настоящей статьи, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

4. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, допускается осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом с уведомлением его об этом. Решение о целесообразности осуществления
такой записи принимает инициатор опроса.

5. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица,
подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом проводится при наличии его гасьменного добровольного согласия.

Статья 19. Лица, присутствующие при проведении опроса с использованием полиграфа

1. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 14, части 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:
1) представитель инициатора опроса,
2) ассистент полиграфолога (с разрешение полиграфолога),
3) переводчик (по желанию опрашиваемого лица либо по решению инициатора опроса).

2. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие пункта 2 части 1 статьи 14 и частей 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога, в помещении имеют право присутствовать:
1) представитель инициатора опроса,
2) адвокат (защитник) (в порядке, установленном процессуальным законодательством),
3) родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица, если последнему менее 14 лет,
4) ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога),
5) переводчик (в порядке, установленном процессуальным законодательством).

3. Присутствие при проведении опроса с использованием полиграфа лиц, не упомянутых в частях 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Статья 20. Язык, на котором проводится опрос с использованием полиграфа

1. Опрос с использованием полиграфа проводится на родном для опрашиваемого лица языке или ином языке, которым, по утверждению опрашиваемого лица, он уверенно владеет.

2. Если полиграфолог и опрашиваемое лицо не могут в ходе опроса с использованием полиграфа общаться на одном языке, инициатор опроса по заявлению полиграфолога или опрашиваемого лица обязан привлечь переводчика к такому опросу.

Статья 21. Требования к полиграфологу

1. Опросы с использованием полиграфа осуществляют полиграфологи, аттестованные в соответствии с требованиями настоящей статьи

2. Полиграфолог должен отвечать следующим требованиям:
1) быть гражданином Российской Федерации;
2) иметь высшее образование;
3) иметь возраст не менее 22 лет.

3. Полиграфолог, выполняющий опросы с использованием полиграфа, должен пройти подготовку по специальности в порядке установленном статьей 31 настоящего
Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон, допускает установление органами государственной власти дополнительных требований к отбору и подготовке полиграфологов, выполняющих опросы с использованием полиграфа лиц, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

5. Лица, получившие квалификацию полиграфолога в соответствии с настоящим Федеральным законом, прохдят:
1) регистрацию в Государственной комиссии по опросам с использованием полиграфа;
2) переподготовку не реже одного раза в два года.

6. В случаях выполнения опросов с использованием полиграфа в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона полиграфолог обязан иметь соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

7. Лица, не получившие квалификацию полиграфолога или не прошедшие переподготовку в соответствии с настоящим Федеральным законом и выполняющие опросы с использованием полиграфа, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности, права и ответственность инициатора опроса

1. Инициатор опроса с использованием полиграфа обязан:
1) предоставить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;
2) предоставить полиграфологу перечень факторов риска;
3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса с использованием полиграфа, в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;
4) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти опрос с использованием полиграфа, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;
5) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение опроса с использованием полиграфа;
6) уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с использованием полиграфа за исключением случаев, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, когда применение полигафа осуществляется при выявлении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений;
7) гарантировать в письменном виде опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе опроса с использованием полиграфа информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица, за исключением случаев, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи;
8) ознакомить опрашиваемое лицо с результатами опроса с использованием полиграфа;
9) организовать-проведение повторного опроса с использованием
полиграфа в случаях и в порядке, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

2. Инициатор имеет право:
1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;
2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах опроса с использованием полиграфа;
3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него опроса с использованием полиграфа;
4) инициативно передать результаты опроса с использованием полиграфа компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;

3. Инициатор опроса несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Обязанности, права и ответственность полиграфолога

1.При проведении опроса с использованием полиграфа полиграфолог обязан:
1) проводить опрос только при наличии согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;
2) ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;
3) выполнять требования методического и нормативного характера, установленные Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;
4) не проводить опрос с использованием полиграфа при наличии основания, указанного в статье 7 настоящего Федерального закона;
5) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;
6) представить инициатору опроса результаты опроса с использованием полиграфа;
7) оказать помощь инициатору опроса в принятии решения о передаче результатов опроса с использованием полиграфа исполнительным органам государственной власти, если такие результаты содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или в совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
8) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением опроса с использованием полиграфа, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон допускает установление органами государственной власти дополнительных обязанностей полиграфологов, выполняющих опросы с использованием полиграфа в отношении лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 2 статьи 2, статьи 8, части 1 и пункта 3 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Полиграфолог не имеет права:
1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, касающиеся расовой
или этнической принадлежности опрашиваемого лица, его религиозных или политических убеждений и взглядов, сексуальной жизни и ориентации, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
3) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении опроса с использованием полиграфа;
4) высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний.

4.Полиграфолог имеет право:
1) знакомиться с имеющимися у инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован опрос с использованием полиграфа,
2) отказаться от проведения опроса:
а) при непредставлении инициатором опроса материалов, указанных в пункте 1 части 4-настоящей статьи;
б) при отсутствии, по его мнению, достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом.

5.Полиграфолог несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Права и обязанности опрашиваемого лица

1. При проведении опроса с использованием полиграфа опрашиваемое лицо имеет право:
1) быть ознакомленным в-письменном виде с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;
2) в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;
3) знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания
4) отказаться от участия в проведении опроса с использованием полиграфа, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
5) представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что его физическое и (или) психическое состояние может повлечь неадекватные реакции в ходе тестировании на полиграфе
6) подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с
использованием полиграфа в соответствии со статьями 12 и 17 настоящего Федерального закона;
7) обратиться в суд за защитой своих прав в случае нарушения полиграфологом или инициатором опроса положений настоящего Федерального закона;
8) требовать в инициативном порядке проведения опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;
9) требовать проведения повторного опроса тем же или иным полиграфологом при несогласии с результатами проса с использованием полиграфа.

2. Повторный опрос, инициированный опрашиваемым лицом, проводится за счет этого лица за исключением случаев, при которых проведение повторного опроса определено судебным решением и подпадает под действие пункта 8 части 1 настоящей статьи.

З.При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.

4. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения опроса с использованием полиграфа и влекут за собой последствия, определенные, соответственно, статьями 11 и 15 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Обязанности и ответственность ассистента полиграфолога

1. Ассистент полиграфолога не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

2. Ассистент полиграфолога несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Обязанности, права и ответственность переводчика

1. Переводчик в ходе предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы руководствуется обязанностями, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Переводчик не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

Статья 27. Права, обязанности и ответственность представителя инициатора опроса

1. Представитель инициатора имеет право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы.

2. Представитель инициатора обязан, строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не имеет права вмешиваться в его действия при проведении опроса с использованием полиграфа, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Представитель инициатора опроса несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Права и обязанности адвоката (защитника) и иного законного представителя опрашиваемого лица

1. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица имеют право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица обязаны строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям, не имеют права вмешиваться в его действия при выполнении тестирования на полиграфе, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица несут ответственность за разглашение информации, ставшей им известной при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Порядок использования результатов опроса с использованием полиграфа

1. Право использования результатов опроса с использованием полиграфа принадлежит его инициатору.

2. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие статьи 8 настоящего Федерального закона:
1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных данным лицом;
2) могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица;
3) дают право инициатору опроса до завершения указанных мероприятий приостановить исполнение,этим лицом его служебных обязанностей.

3. Результаты опроса с использованием полиграфа лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, могут являться доказательством по делу в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие пункта 4 части 2 статьи 2 и части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи:
1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных этим лицом;
2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;
3) являются основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

5. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона:
1) не могут являться основанием для отказа в допуске данного лица к исполнению им служебных обязанностей за исключением случаев, когда такой отказ вытекает из трудового договора;
2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;
3) могут служить основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

Статья 30. Порядок хранения материалов опроса с использованием полиграфа

1. Материалы опроса с использованием полиграфа подлежат обязательному хранению в течение трёх лет, если инициатором опроса не установлен больший срок хранения.

2. Материалы опроса с использованием полиграфа хранятся у инициатора опроса и(или), с его разрешения, у полиграфолога.

3. Условия хранения материалов опроса с использованием полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения, или несанкционированного доступа к ним.

4. В случаях, если нормативными правовыми актами органов государственной власти или трудовым договором предусмотрено проведение периодических опросов с использованием полиграфа, срок хранения материалов опроса должен быть не менее установленного срока проведения последующего опроса.

5. Сроки хранения материалов опросов с использованием полиграфа, выполненных в процессуальных условиях, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Государственная комиссия по опросам с использованием полиграфа

1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с использованием полиграфа органами государственной власти и негосударственными организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок подготовки полиграфологов для указанных органов и организаций определяет и контролирует Государственная комиссия по опросам с использованием полиграфа.

2. Положение о Государственной комиссии по опросам с использованием полиграфа утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 32. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона наступает дисциплинарная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Прокурорский надзор за проведением опросов с использованием полиграфа

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при проведении опросов с использованием полиграфа и законности принимаемых решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 34. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты его принятия.

Президент Российской Федерации В.В.Путин

В настоящее время в России использование полиграфа законом не запрещено. Получение лицензии на его приобретение и использование не требуется.

Проведение полиграфных обследований как при расследовании и раскрытии преступлений, чрезвычайных происшествий, так и при решении кадровых вопросов законодательно обосновано.

Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу, исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности.

Кроме этого, ТК РФ предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника — информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (Глава 14, ст. 85-90). В этой же главе впервые вводится понятие о персональных данных работника, дается определение процедурам обработки данных (ст. 85 ТК РФ): «Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника». Сюда же относятся данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе.
В ст. 86 ТК РФ (п.п.1, 3, 4, 5, 8) установлены ограничения в постановке вопросов, касающихся политических, религиозных убеждений, частной жизни, ответы на которые работодатель получает с помощью обработки персональных данных. ТК РФ предусматривает добровольность предоставления работником таких данных, ознакомление с ними, письменное согласие на передачу таких данных работодателю, запрещение получать такие данные через третьих лиц без письменного согласия работника.

Получение персональных данных работника, как это видно из статей ТК РФ, осуществляется от него самого, и необходимо работодателю для решения вопросов о «…трудоустройстве, …продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, …обеспечения сохранности имущества».
Согласно комментарию к новому Трудовому кодексу РФ, метод тестирования (которым, по сути, и является проверка на полиграфе), признается одним из современных методов организации подбора и расстановки кадров (глава 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»).

Стандарт СТО РАЭБУР

51-02-99 Торгово-промышленной палаты РФ «Порядок проведения опросов с использованием полиграфа»

Предисловие
1. Стандарт СТО РАЭБУР 51-02-99 разработан авторским коллективом в составе:
Фесенко А. В., докт. техн. наук, проф., Холодный Ю. И., канд. психол. наук, с.н.с — (руководители разработки), Самыкин С. С., член-корр. РАЕН, канд. юр. наук, Майоров А. В., Степанов Н. М., Сошников А. П.
2. Принят и введен в действие решением Совета директоров Российского агентства экономической безопасности и управления рисками от 25 марта 1999 г. № 4.
3. Введен впервые.
4. Стандарт соответствует законам Российской Федерации «О стандартизации», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уставам Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками, СТО ТПП 10-01-97 «Основные положения системы стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации» и СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)».
5. Информация о стандарте внесена в базы данных государственных стандартов, стандартов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без надлежащим образом оформленного разрешения Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.

«Порядок проведения опросов с использованием полиграфа»

1. Область применения
Настоящий стандарт определяет порядок проведения опросов с использованием полиграфа в интересах негосударственных организаций и учреждений.
Положения настоящего стандарта применяются торгово-промышленными палатами в Российской Федерации и территориальными дирекциями Российского агентства экономической безопасности и управления рисками (РАЭБУР), другими организациями и учреждениями, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности на добровольной основе.

2. Нормативные ссылки
Настоящий стандарт разработан на основании действующей в ФСБ России «Инструкции о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием полиграфа», одобренной Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции и здравоохранения Российской Федерации в мае 1997 г.
При подготовке стандарта учтен зарубежный опыт правового регулирования выполнения опросов с использованием полиграфа в интересах обеспечения экономической безопасности и защиты коммерческой и банковской тайны (в частности, положения федерального закона США «О защите прав служащих при проверке на полиграфе» («Employee polygraph protection act»)).
Стандарт ориентирован на действующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Стандарт может быть дополнен и/или изменен в установленном порядке.

3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Полиграф — многоцелевой прибор, предназначенный для одновременной регистрации дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т. п.) и других физиологических процессов. Применяется в клинической медицине, медико-биологических и психологических исследованиях.
Специализированный полиграф (синонимы: полевой полиграф, «детектор лжи») — полиграф, предназначенный для целей выявления возможно скрываемой человеком информации путем контроля его физиологических реакций в ответ на задаваемые вопросы. Приборы этого класса, в силу их конструктивных особенностей, не используют в медицинской (клинической) практике и эпизодически применяют в психологии или психиатрии в исследовательских целях.
Опрос с использованием полиграфа (ОИП) — частная форма опроса, осуществляемая исключительно с добровольного согласия опрашиваемого лица, с применением безвредных для здоровья технических средств, направленная на выявление у человека возможно скрываемой им информации.
Полиграфолог (синоним: оператор полиграфа) — аттестованный специалист по ОИП.
Работодатель — юридическое или физическое лицо, поручившее полиграфологу выполнение ОИП и являющееся пользователем (владельцем) информации, полученной в итоге ОИП.

4. Условия проведения и прикладные возможности опросов с использованием полиграфа
4.1. Выполнение ОИП в интересах отбора кадров способствует своевременному выявлению нежелательных (с точки зрения работодателя) наклонностей у нанимаемого на работу лица или скрываемых этим лицом фактов биографии.
4.2. Выполнение ОИП в интересах проверки работающего персонала или иных лиц способствует выявлению фактов нарушения установленных работодателем норм поведения или деяний, наносящих ущерб законным интересам работодателя.
4.3. ОИП проводится в случаях, когда работодатель в определенный период времени не располагает иной возможностью оценить достоверность сообщаемых опрашиваемым лицом сведений. ОИП не используется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица.
4.4. Работодатель, применяющий ОИП при отборе кадров (по п. 4.1), обязан:
а) уведомить кандидата на работу о возможности или обязательности прохождения процедуры ОИП;
б) разъяснить кандидату на работу его права и сущность предстоящей процедуры;
в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП.
В случае отказа от прохождения ОИП работодатель оставляет за собой право отказать кандидату в приёме на работу.
4.5. Работодатель, не применяющий ОИП при отборе кадров (по п. 4.1), в случае применения ОИП для проверки конкретного лица (по п. 4.2) обязан:
а) уведомить (не менее чем за сутки) данное лицо о необходимости прохождения процедуры ОИП;
б) разъяснить этому лицу его права и сущность предстоящей процедуры ОИП;
в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП (приложение 2).
Категорически запрещается применение угроз, насилия или иных мер воздействия с целью получения от конкретного лица согласия на проведение ОИП.
Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом или его причастности к совершению деяний, наносящих ущерб работодателю, и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.
4.6. ОИП запрещается проводить в случаях:
а) физического или психического истощения опрашиваемого лица;
б) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы;
в) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
г) нахождения женщины во второй половине периода беременности;
д) если возраст опрашиваемого лица менее 14 лет.
4.7. Право выполнения ОИП в интересах работодателя (организаций и учреждений торгово-промышленных палат Российской Федерации и территориальных дирекций РАЭБУР, иных организаций или физических лиц) имеют полиграфологи, аттестованные в соответствии со Стандартом СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)» и располагающие действующим «Свидетельством» о присвоении (или подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.
4.8. В ходе ОИП никакие вопросы не могут быть заданы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом. Необходимые по методике ОИП вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появление чувства унижения или оскорбления у опрашиваемого лица.
4.9. В ходе ОИП категорически запрещается применять вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную или военную тайну либо касающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.
4.10. При проведении ОИП в помещении присутствуют полиграфолог, опрашиваемое лицо и, при необходимости, представитель работодателя. Присутствие иных лиц при проведении ОИП допускается только по усмотрению и с разрешения полиграфолога.
4.11. При подготовке к проведению ОИП работодатель обязан предоставить полиграфологу все имеющиеся у него в наличии материалы об опрашиваемом лице.

5. Порядок проведения и применение результатов опросов с использованием полиграфов
5.1. Полиграфолог использует в своей работе общепринятые методики, тесты и приёмы проведения ОИП.
5.2. Полиграфолог берет на себя обязательство строго соблюдать этические нормы и методические принципы, установившиеся в мировой и отечественной практике выполнения ОИП, и положения пп. 4.6, 4.7, 4.8 и 4.9 настоящего Стандарта.
5.3. Контроль за деятельностью полиграфологов, имеющих право выполнения ОИП (п. 4.7), осуществляет Квалификационная комиссия РАЭБУР (Стандарт СТО РАЭБУР 51-01-99, п. 4.7.3.2). В случае нарушения положений п. 5.2 настоящего Стандарта полиграфолог может быть лишен «Свидетельства» о присвоении (подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.
5.4. При проведении ОИП полиграфолог использует технические и программные средства, приобретенные у фирм, обладающих лицензиями Федерального центра ФСБ России по лицензированию и защите государственной тайны на производство или сбыт полиграфов.
5.5. Результаты выполненного ОИП полиграфолог предоставляет работодателю в письменном виде в удобной для последнего форме.
В итоговом документе полиграфолог обязательно указывает, что результаты ОИП носят вероятностный характер, имеют для работодателя ориентирующее значение и не могут являться доказательствами.
Полиграфолог не имеет права без письменного разрешения работодателя, составляемого последним в удобной для него форме, сообщать третьим лицам какие-либо сведения, ставшие ему известными в процессе подготовки или проведения ОИП.
5.6. При отборе кадров (по п. 4.1) и при проверке работающего персонала или иных лиц (по п. 4.2) работодатель, исходя из собственных интересов, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности учета ориентирующей информации, полученной в итоге ОИП.
Вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами выполненного ОИП работодатель принимает самостоятельно, исходя из собственных интересов.
При проверке работающего персонала или иных лиц (в соответствии с п. 5.5) на основании только результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные интересы или права.
5.7. При несогласии опрашиваемого лица с результатами ОИП и требовании им проведения повторного ОИП, решение о целесообразности повторной процедуры принимает работодатель.

Памятка для лиц, которым предстоит опрос с использованием полиграфа

Если Вам предстоит пройти опрос с использованием полиграфа (ОИП), Вы обязаны знать следующее:
1. ОИП представляет собой нетравмирующую и безвредную для жизни и здоровья, организованную по особым правилам процедуру опроса, в ходе которой с помощью полиграфа осуществляется регистрация и оценка физиологических реакций опрашиваемого человека.
2. ОИП будет проведен только в том случае, если Вы письменно дадите добровольное согласие (по установленной форме) на эту процедуру.
3. Если Вы поступаете на работу, ОИП поможет Вам подтвердить достоверность сообщенной Вами информации и отсутствие у Вас нежелательных для работодателя наклонностей или скрываемых фактов биографии.
4. Если Вы проходите проверку на полиграфе по месту работы, ОИП поможет подтвердить Вашу лояльность и снять в отношении Вас необоснованные подозрения в нарушении установленных на работе норм поведения или в совершении каких-то деяний, нанесших ущерб работодателю.
5. Перед началом каждого из тестов ОИП Вы будете ознакомлены с теми вопросами, которые Вам затем будут заданы при включенном полиграфе.
6. В ходе ОИП Вам не будут задавать вопросов, касающихся политических, религиозных или расовых взглядов, а также направленных на получение от Вас (возможно известных Вам по предыдущим местам работы или службы) сведений, составляющих государственную или военную тайну либо кающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.
7. Полученные в итоге ОИП результаты носят вероятностный характер и имеют ориентирующее значение для работодателя, который самостоятельно принимает решение о целесообразности или нецелесообразности чета ориентирующей информации, полученной с помощью полиграфа.
Помните: если при проведении опроса специалист по ОИП (полиграфолог) нарушил положения пп. 2, 5 или 6, Вы имеете право узнать у полиграфолога регистрационный номер его «Свидетельства» и сообщить о замеченных нарушениях в Российское агентство экономической безопасности и управления рисками Торгово-промышленной палаты (РАЭБУР ТПП) Российской Федерации, которое осуществляет контроль за работой аттестованных полиграфологов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке изъятия учета хранения и передачи вещественных доказательств
  • Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота приказ 840 мвд рф
  • Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств
  • Инструкция о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности
  • Инструкция о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета