Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно розыскной деятельности органу дознания

Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013
«Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Действовавшая с 2007 года Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная совместным приказом руководителей федеральных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации от 17.04.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147 утратила силу.

С 24 декабря 2013 года действует новая Инструкция, утвержденная совместным приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27.09.2013 №776/703/509/507/1820/42/535/398/68.

При этом стоит отметить, что в число лиц, ее утвердивших включен руководитель федерального государственного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства – Председатель Следственного комитета Российской Федерации.

Новая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам), то есть органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении ОРМ по уголовным делам и материалам сообщений, находящимся в их производстве; исполнения требований суда о предоставлении документов по жалобе лица, располагающего фактами о проведении в отношении него ОРМ и при этом были нарушены его права.

Действовавшей ранее Инструкцией результаты оперативно-розыскной деятельности помимо перечисленных органов могли представляться дознавателю и прокурору, а также в порядке выполнения указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Установленный новой Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется также при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств. Ранее применялся аналогичный порядок исполнения запросов, но с условием, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Согласно Инструкции при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В отличие от ранее действовавших положений, в новых прямо указано, что такое постановление выносится в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия – к материалам номенклатурного дела.

Стоит отметить, что Инструкцией предусмотрено новое требование об обязательном приложении бумажного носителя записи переговоров к представляемой уполномоченным должностным лицам (органам) фонограмме, полученной при проведении ОРМ.

Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным лицам (органам), а также процедура представления результатов ОРД остались прежними.

Официальный текст Инструкции опубликован в «Российской газете» от 13.12.2013.

​​​​​​​

Совместным приказом руководителей федеральных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность утверждена новая Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Действовавшая с 2007 года Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная совместным приказом руководителей федеральных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации от 17.04.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147 утратила силу.

С 24 декабря 2013 года действует новая Инструкция, утвержденная совместным приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27.09.2013 №776/703/509/507/1820/42/535/398/68.

При этом стоит отметить, что в число лиц, ее утвердивших включен руководитель федерального государственного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства – Председатель Следственного комитета Российской Федерации.

Новая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам), то есть органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении ОРМ по уголовным делам и материалам сообщений, находящимся в их производстве; исполнения требований суда о предоставлении документов по жалобе лица, располагающего фактами о проведении в отношении него ОРМ и при этом были нарушены его права.

Действовавшей ранее Инструкцией результаты оперативно-розыскной деятельности помимо перечисленных органов могли представляться дознавателю и прокурору, а также в порядке выполнения указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Установленный новой Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется также при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств. Ранее применялся аналогичный порядок исполнения запросов, но с условием, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Согласно Инструкции при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В отличие от ранее действовавших положений, в новых прямо указано, что такое постановление выносится в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия – к материалам номенклатурного дела.

Стоит отметить, что Инструкцией предусмотрено новое требование об обязательном приложении бумажного носителя записи переговоров к представляемой уполномоченным должностным лицам (органам) фонограмме, полученной при проведении ОРМ.

Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным лицам (органам), а также процедура представления результатов ОРД остались прежними.

Официальный текст Инструкции опубликован в «Российской газете» от 13.12.2013.

​​​​​​​

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, предоставляет результаты ОРД в целях их последующего использования в уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее — Инструкция). Данный межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении следующего комплекса документов.

1. Постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд, наличие которого предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД и п. 10, 11 приложения 2 к Инструкции.

Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела. Данное постановление позволяет представить результаты ОРД для их проверки дознавателем, органом дознания, следователем и судом и принятия ими процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к материалам уголовного дела.

Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания вынесения постановления.

Описательная часть базируется на требованиях закона и подзаконных ведомственных актов (ст. 11 Закона об ОРД, п. 10 Инструкции). В ней отражаются следующие данные: в результате каких ОРМ получены материалы, какие конкретно, для каких целей они предоставляются, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению.

Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов. Он должен показать, что результаты ОРД вполне надежны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использования в гласном уголовном процессе.

К предоставляемым результатам ОРД могут прилагаться копии постановлений о проведении отдельных ОРМ: а) проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен: б) оперативного эксперимента (п. 11 Инструкции). Кроме того, при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, должны прилагаться копии решений об их проведении (п. 13 Инструкции).

Пленум Верховного Суда РФ, проанализировав судебную практику в части оценки и использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел, констатировал, что результаты ОРМ, связанные с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь в том случае, если на их проведение получено разрешение суда и они проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

2. Рапорты об обнаружении признаков преступления или сообщении о результатах ОРД (п. 7 Инструкции)1В соответствии с ч. 2 ст. 474 УИК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом, а также в рукописном виде.. К указанным документам могут прилагаться полученные в ходе ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты, видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественным доказательством.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется оперативным сотрудником и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Процедура предоставления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: 1) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей; 2) оформление необходимых документов на фактическую передачу результатов ОРД.

Поскольку предоставляемые материалы в последующем приобщаются к уголовному делу, к ним предъявляются особые требования с точки зрения сохранения в тайне источников и методов их получения. Такие материалы могут быть несекретными, либо рассекреченными, либо передаваться с соблюдением правил обращения с соответствующими документами.

3. Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (п. 15 Инструкции), на основании которых рассекречиваются сведения, содержащиеся в материалах, отражающих результаты ОРД. В иных случаях данные результаты пред оставляются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне» обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам власти, предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 27) является наличие у них допуска или лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Сопроводительные документы на фактическую передачу результатов (пересылку по почте, передачу нарочным и т.п.) оформляются в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

При пересылке и передаче материалов оперативными сотрудниками должны приниматься необходимые меры по их сохранности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.).

Порядок предоставления результатов ОРД упрощается, если предметы и документы подучены в ходе ОРМ, проводимых по поручению следователя, прокурора (суда). Уголовно-процессуальные права следователя на дачу поручений закреплены в п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

При предоставлении результатов ОРД достаточно остро стоит вопрос об обязательности и пределах сообщения следователю сведений о технических характеристиках средств, использующихся при проведении ОРМ. Следует отметить, что без этих сведений обойтись трудно, поскольку применение при осмотре в рамках уголовного дела технических средств с иными характеристиками может привести к искажению фактов и обстоятельств, запечатленных на соответствующих носителях, и, как следствие, возникнут затруднения в определении их значимости для уголовного дела.

Полученные из оперативного подразделения материалы в течение 10 дней, а в неотложных случаях незамедлительно изучаются, анализируются и оцениваются следователем с точки зрения достаточности имеющихся в них данных для возбуждения уголовного дела. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Для принятия решения о возможности их дальнейшего использования следователем также учитываются следующие обстоятельства:

  • наличие данных о том, от кого документ исходит и каким образом он приобщен к материалам уголовного дела (сопроводительное письмо, рапорт, протокол и т.п.);
  • наличие в документах обязательных реквизитов и подписей уполномоченных лиц;
  • указание на источник и обстоятельства получения зафиксированных данных;
  • насколько полно задокументированы отдельные эпизоды преступления; особенное внимание обращается на наличие основания к возбуждению уголовного дела;
  • достаточно ли собранных материалов для проведения расследования.

Материалы передаются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в различные следственные территориальные органы с учетом требований к подследственности, предусмотренных

ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Существенная роль в расследовании преступлений отводится следователям Следственного комитета РФ.

Дальнейшее использование результатов ОРД для возбуждения уголовного дела и производства предварительного следствия осуществляется по совместному плану, утвержденному руководителями органа дознания и всесторонне оценивают собранные материалы и определяют порядок и направления их использования.

В системе МВД России взаимодействие оперативного сотрудника со следователем в процессе раскрытия и расследования преступлений регламентируется ведомственными подзаконными актами.

В случае невозможности использования результатов ОРД следователь возвращает материалы с подробным обоснованием причин такого решения, которые могут излагаться письменно в виде справки. При этом он указывает факты, обстоятельства, которые необходимо дополнительно проверить, и документы, которые нужно истребовать. Если начальник оперативного аппарата не согласен с решением следователя, все материалы с его возражениями в письменном виде направляются начальнику вышестоящего органа предварительного следствия.

Если решение об использовании результатов ОРД принимается, то решаются также вопросы недопустимости разглашения сведений о времени и месте проведения ОРМ, силах и средствах, задействованных при их проведении, и т.п. В ряде случаев на стадии возбуждения уголовного дела с частью оперативной информации могут быть ознакомлены руководители следственных подразделений, следователи, которым непосредственно предстоит расследовать преступление.

Главная задача оперативного сотрудника, получившего указанные результаты ОРД, не только в их своевременном и качественном оформлении, а прежде всего в создании предпосылок для их надлежащей легализации или трансформации в доказательства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно розыскной деятельности — гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное постановление № 22-6901/16 от 07.12.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

проведении вышеуказанных мероприятий является не обоснованным. По его мнению, выводы суда о нарушении УПК РФ и Федерального закона от <…> № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон № 144-ФЗ), ввиду отсутствия в материалах ОРМ «Проверочная закупка» в отношении < Ф.И.О. >2 и < Ф.И.О. >1 указаний о применении специальных технических средств видео-аудио записей, источниках их получения, необходимости информирования об их использовании представителей общественности, закупщиков наркотических средств, поскольку Закон № 144-ФЗ, Инструкция «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденная приказом МВД России <…>, Минобороны России <…>, ФСБ России <…>, ФСО России <…>, ФТС России <…>, СВР России <…>, ФСИН России <…>, ФСКН России <…>, СК России 3 68 от <…> не содержат обязательных требований о внесении в материалы ОРД вышеуказанных данных и информирования об их применении, наименовании участников проверочного мероприятия. При этом все исследованные в судебном заседании материалы ОРМ, в том

Апелляционное определение № 22-310/19 от 28.02.2019 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

в присутствии понятых Жидков А.Ю. показал, где именно он собрал листья конопли. В ходе осмотра были изъяты части растений для проведения экспертизы. Обо всех действиях были составлены протоколы. В справке о результатах ОРМ «Наблюдение» от 03.08.2017 г. зафиксированы все действия, о которых в своих показаниях указывали свидетели П.А.Ю. и О.А.Ю. (т. 1 л.д. 54). Вопреки доводам жалобы осужденного, Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27.09.2013 г., не содержит требований об обязательной фото или видеосъемке оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение», а также о проведении иных действий о которых указывает в жалобе Жидков А.Ю. Приведенные показания и результаты ОРМ объективно подтверждаются заключением экспертизы № 452, согласно выводам, которой вещество растительного происхождения, изъятое у Жидкова А.Ю., является наркотическим средством — каннабис (марихуана), масса которого в высушенном состоянии составляет 2 279,1 г (т. 1

Апелляционное определение № 22-119/2014 от 16.01.2014 Смоленского областного суда (Смоленская область)

о преступлении в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ. Указывает, что, несмотря на то, что М. было достоверно известно, что Кутров является жителем г.Смоленска, она сообщила о том, что он якобы занимается незаконным сбытом наркотиков в РОВД по … району, и впоследствии настояла на том, чтобы Кутров отвез ее назад в с…. и именно там передал ей наркотик, что, по мнению защиты, также свидетельствует о наличии провокации. Считает, что сотрудниками полиции была нарушена Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности , поскольку в материалах дела имеется лишь рапорт дежурного Леонтьева, который принял сообщение о том, что неустановленное лицо сбыло наркотическое вещество в с…., а также постановление о проведении проверочной закупки у Кутрова, с приведением его анкетных данных, а рапорт об установлении лица, причастного к незаконному сбыту наркотиков, в деле отсутствует, свидетель М. также сообщила сотрудникам полиции только имя Кутрова, с которым познакомилась незадолго до этого. Также сведения, полученные от М., о

Апелляционное определение № 22-3292 от 11.12.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

чрезмерной суровости. Указывает, что рапорты, постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» и акт проведения оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» датированы 23 января 2014 года, а зарегистрированы 24 января 2014 года, в связи с чем оперативно-розыскные мероприятия являются незаконными, и незаконно возбуждено уголовное дело. Данным обстоятельствам в приговоре оценка не дана, что привело к вынесению незаконного и необоснованного приговора. В ходе предварительного и судебного следствия нарушены нормы УПК РФ, закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности и конституционные права Субботина С.А. Судом не учтено, что Субботин С.А. сообщил правоохранительным органам о лицах, занимающихся незаконным оборотом наркотиков на территории г.Сарапула и участвовал в проведении ОРМ «проверочная закупка» в роли покупателя, не учтено полное признание им вины, положительные характеристики, наличие <данные изъяты>, отсутствие судимостей, активное способствование раскрытию другого преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, явка с повинной, сотрудничество со следствием, тем самым назначено чрезмерно суровое наказание. Суд указал

Кассационное определение № 22-5387 от 29.11.2011 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

не согласна с приговором суда. Указывает, что уголовное дело возбуждено без повода и основания, так как поводом для возбуждения уголовного дела явился рапорт от оперуполномоченного К.Ж.К., у которого отсутствовали какие-либо материалы проверки так как ревизия со стороны ООО ЧОП «Кристалл» не проводилась. Считает, что специалист У.М.Б. не мог в акте от ДД.ММ.ГГГГ ссылаться на документы, которые были предоставлены ему ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым считает документы, составленные сотрудниками ОРМ фальсифицированными, при этом нарушена Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и суду. Просит признать эти доказательства недопустимыми, и исключить их из числа доказательств. Указывает, что в постановлении о возбуждении уголовного дела отсутствует отметка о том, что данное постановление вручено прокурору. Считает незаконным постановление о продлении срока предварительного следствия от ДД.ММ.ГГГГ, так как решение о возбуждение и само постановление было вынесено старшим следователем М.А.Ш. и им же продлевается срок предварительного следствия. Указывает, что кроме Нилова Е.А. должностным

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах
  • Инструкция о порядке предоставления окон ржд
  • Инструкция о порядке пользования устройствами сцб на железнодорожной станции
  • Инструкция о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности
  • Инструкция о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промбезопасности 2021