Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета

Утверждена

Приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 31 октября 2000 г. N 94н

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н,

от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)

Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

(см. текст в предыдущей редакции)

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.

Счета бухгалтерского учёта – это эффективный инструмент, позволяющий регистрировать собранную и обобщенную информацию о состоянии имущества (капитала, обязательствах) в денежном эквиваленте. План счетов бухучёта и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ в приказе 94н от 31.10.2000г (последняя редакция – 8 ноября 2010 года).

Сфера применения

План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.

Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.

Структура

План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:

  • синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
  • субсчета – используются для получения детализированных данных.

Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:

  • активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
  • пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
  • активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.

Забалансовые счета

Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.

Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.

Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:

  • 001 — арендованные основные средства (ОС);
  • 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
  • 003 — материалы, принятые в переработку;
  • 004 — товары, принятые на комиссию;
  • 005 — оборудование, принятое для монтажа;
  • 006 — бланки строгой отчетности;
  • 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
  • 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
  • 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
  • 010 — износ ОС;
  • 011 — ОС, сданные в аренду;
  • 012 — земельные угодья.

Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета

Инструкция помогает упростить и систематизировать работу с Планом счетов. Ее использование позволяет:

  • получить базовые сведения о методологических принципах бухучета;
  • ознакомиться с краткой характеристикой синтетических и субсчетов;
  • разобраться в порядке учета типовых операций.

Оформление рабочего плана счетов организации в соответствии с положениями Инструкции дает возможность организовать единый стандартизированный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

Таблица счетов бухучета

Ниже приведена таблица с утвержденным перечнем счетов бухгалтерского учета. Каждая позиция содержит ссылку на страницу со справочной информацией, предоставляющей ответы на наиболее распространенные вопросы и позволяющей детально изучить специфику работы с конкретным счётом.

Счет бухучета Наименование счета
01. Основные средства
02. Амортизация основных средств
03. Доходные вложения в материальные ценности
04. Нематериальные активы
05. Амортизация нематериальных активов
07. Оборудование к установке
08. Вложения во внеоборотные активы
09. Отложенные налоговые активы
10. Материалы
11. Животные на выращивании и откорме
14. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
15. Заготовление и приобретение материальных ценностей
16. Отклонение в стоимости материальных ценностей
19. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
20. Основное производство
21. Полуфабрикаты собственного производства
23. Вспомогательные производства
25. Общепроизводственные расходы
26. Общехозяйственные расходы
28. Брак в производстве
29. Обслуживающие производства и хозяйства
40. Выпуск продукции (работ, услуг)
41. Товары
42. Торговая наценка
43. Готовая продукция
44. Расходы на продажу
45. Товары отгруженные
46. Выполненные этапы по незавершенным работам
50. Касса
51. Расчетные счета
52. Валютные счета
55. Специальные счета в банках
57. Переводы в пути
58. Финансовые вложения
59. Резервы под обесценение финансовых вложений
60. Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62. Расчеты с покупателями и заказчиками
63. Резервы по сомнительным долгам
66. Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67. Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68. Расчеты по налогам и сборам
69. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70. Расчеты с персоналом по оплате труда
71. Расчеты с подотчетными лицами
73. Расчеты с персоналом по прочим операциям
75. Расчеты с учредителями
76. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
77. Отложенные налоговые обязательства
79. Внутрихозяйственные расчеты
80. Уставный капитал
81. Собственные акции (доли)
82. Резервный капитал
83. Добавочный капитал
84. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86. Целевое финансирование
90. Продажи
91. Прочие доходы и расходы
94. Недостачи и потери от порчи ценностей
96. Резервы предстоящих расходов
97. Расходы будущих периодов
98. Доходы будущих периодов
99. Прибыли и убытки

Скачать таблицу с планом счетов бухгалтерского учета можно здесь.

Факты хозяйственной жизни организации — действия и события, приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, для целей бухгалтерского учета являются хозяйственными операциями. Каждая такая операция фиксируется на счетах бухгалтерского учета. Это фиксация осуществляется способом двойной записи. Его суть заключается в том, что стоимостная оценка хозяйственной операции одновременно показывается по дебету одного счета бухгалтерского учета и кредиту другого. Возникающая при этом взаимосвязь между ними называется корреспонденцией счетов бухгалтерского учета или бухгалтерской проводкой.

Примечание
Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абз. 4 ст. 1 Закона N 57-З).

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета называется планом счетов. План счетов организации содержит все основные счета бухгалтерского учета, субсчета, аналитические и забалансовые счета и именуется рабочим планом счетов. Он утверждается руководителем организации на основе типового плана счетов (ч. 1 п. 3 Инструкции N 50).

Примечание
План счетов организации является одной из составляющих учетной политики организации (абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в организациях осуществляет Минфин. Он же утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, обязательные для исполнения организациями. К ним относятся:

— юридические лица Республики Беларусь;

— филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс;

— представительства иностранных и международных организаций;

— холдинги;

— простые товарищества (участники договора о совместной деятельности) (абз. 2 и 3 подп. 4.32 п. 4 Положения N 1585, абз. 9 ст. 1 Закона N 57-З).

29 июня 2011 года Минфин установил план счетов бухгалтерского учета, действующий в 2021 году и обязательный для применения всеми организациями Республики Беларусь. Исключение составляют Нацбанк, банки, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», небанковские кредитно-финансовые организации, банковские группы, банковские холдинги и бюджетные организации (п. 1 Постановления N 50, п. 1 Инструкции N 50).

Примечание
Бюджетный план счетов установлен Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 N 50.

План счетов Республики Беларусь представляет собой таблицу, структурно состоящую из трех граф, восьми разделов, расположенных последовательно один за одним, и перечня забалансовых счетов. В первой графе приведены названия синтетических счетов (счета первого порядка), во второй — их двузначные номера от 01 до 99 и в третьей — субсчета (счета второго порядка). Не все 99 номеров задействованы. Имеются свободные счета, которые организация может использовать для введения дополнительных счетов, необходимых в связи со спецификой своей деятельности. Однако их введение требует согласования с Минфином. Что касается субсчетов, то организациям предоставлено право самостоятельно уточнять их содержание, исключать или объединять субсчета, а также вводить дополнительные (ч. 2, 3 п. 3 Инструкции N 50).

Примечание
Обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета называется синтетическим учетом, а их детализированное отражение на аналитических счетах — аналитическим учетом. Ведение аналитического учета должно обеспечить получение необходимых для составления бухгалтерской отчетности данных о наличии и движении объектов учета (абз. 3, 19 ст. 1 Закона N 57-З, ч. 4 п. 3 Инструкции N 50).

Счета первых пяти разделов бухгалтерского плана счетов предназначены для учета активов, сгруппированных в нем следующим образом: долгосрочные активы (раздел I), производственные запасы (раздел II), затраты на производство (раздел III), готовая продукция и товары (раздел IV), денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (раздел V). Обязательства учитываются на счетах раздела VI «Расчеты». Информация о наличии и движении собственного капитала организации обобщается на счетах раздела VII «Собственный капитал». Доходы и расходы отражаются на счетах раздела VIII «Финансовые результаты».

Правила применения типового плана счетов бухгалтерского учета установлены Инструкцией N 50. В ней дана краткая характеристика счетов каждого раздела типового плана и каждого счета бухгалтерского учета РБ и субсчета в отдельности, приведены типовые проводки по наиболее распространенным хозяйственным операциям (п. 1 Инструкции N 50).

Если говорить о месте типового плана счетов с пояснениями в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, то он служит основой, на которой базируются общие подходы к отражению хозяйственных операций, характерных для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы, масштаба и сферы деятельности. Особенности и всевозможные нюансы бухгалтерского учета отдельных объектов, их видов, операций, возникающих при исполнении тех или иных договоров, в различных отраслях экономики регламентируют специальные нормативные правовые акты. Кроме того, узкие вопросы Минфин раскрывает в своих письмах и разъяснениях. Положения Инструкции 50 применяют в совокупности с другими нормативными документами по бухгалтерскому учету. Поясним на примерах, как это происходит на практике и о каких документах идет речь.

В отношении целого ряда активов Минфином утверждены инструкции по бухгалтерскому учету соответствующего вида актива. В них прописана корреспонденция счетов по операциям, совершаемым с этими активами. Вот некоторые из этих инструкций:

— Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств;

— Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов;

— Инструкция по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации;

— Инструкция по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости;

— Инструкция по бухгалтерскому учету запасов;

— Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности;

— Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств.

Есть нормативные документы, устанавливающие правила отражения хозяйственных операций по отдельным видам обязательств. Так, Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)» определяет порядок бухгалтерских записей для сторон договора лизинга — лизингодателя и лизингополучателя. Подрядчик и заказчик в строительстве руководствуются Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда и Инструкцией о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете соответственно.

В части учета доходов и расходов по инвестиционной, финансовой и прочей текущей деятельности Инструкция N 50 лишь указывает счета и субсчета для их отражения. Чтобы не ошибиться при выборе счета бухучета, произведенные доходы и расходы необходимо грамотно классифицировать. Их состав содержит Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (п. 70, 71 Инструкции N 50).

Теперь возьмем такую хозяйственную операцию, как начисление амортизации. Согласно Инструкции N 50 она отражается по кредиту счетов 02 и 05 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, расходов на реализацию и других. Но этого недостаточно, чтобы правильно отразить, например, амортизацию при простое основных средств или по имуществу, переданному в лизинг, а также в других случаях изменения условий функционирования амортизируемого имущества. Эти случаи рассмотрены в Инструкции по амортизации, принятой Минфином совместно с другими государственными органами (ч. 4 п. 7, ч. 3 п. 10 Инструкции N 50).

Рассмотрим еще один пример. По поводу учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, Инструкция N 50 говорит, что они одновременно отражаются и в иностранной валюте, и в белорусских рублях. Однако на какие счета списать курсовые разницы, образующиеся при пересчете стоимости таких активов и обязательств в белорусские рубли, не сказано. Ответ на этот вопрос мы найдем в Национальном стандарте «Влияние изменений курсов иностранных валют». И даже в специальном нормативном правовом акте, которым является этот стандарт, невозможно предусмотреть все последующие изменения законодательства. Указ Президента, вступивший в силу после принятия стандарта, предоставил право организациям списывать курсовые разницы в отличном от установленного в нем порядке. Какую нужно составить проводку на курсовые разницы тем, кто воспользовался этим правом, Минфин разъяснил своим письмом о пересчете стоимости активов и обязательств (ч. 2 п. 38, ч. 2 п. 46 Инструкции N 50).

В заключение отметим, что никакими законами, инструкциями и разъяснениями не охватить всего многообразия хозяйственной жизни. Поэтому в Инструкции N 50 предусмотрено особое положение. В случае возникновения в процессе деятельности организации хозяйственных операций, типовые бухгалтерские проводки по которым не прописаны, организация может составлять их самостоятельно исходя из содержания хозяйственной операции. Это положение согласуется с более широкой нормой Закона о бухгалтерском учете, согласно которой, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения, такой порядок разрабатывается организацией с применением профессионального суждения и с учетом требований законодательства (п. 4 Инструкции N 50, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Название акта

О типовом плане счетов бухгалтерского учета

Вид акта, орган принятия, дата и номер принятия (издания)

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50

Регистрационный номер Национального реестра

8/24548

Дата включения в Национальный реестр

19.12.2011

Дата вступления в силу

01.01.2012

Источник(и) официального опубликования

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 143, 8/24548 (опубликован — 26 декабря 2011 г.)

Акты, изменяющие (дополняющие) документ

1.
Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 161.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46
( 8/29244 от 05.11.2014 )

2.
О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 71
( 8/28215 от 08.01.2014 )

3.
О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2013 г. № 11
( 8/27212 от 29.03.2013 )

4.
О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2012 г. № 77
( 8/26723 от 29.12.2012 )

5.
О некоторых вопросах бухгалтерского учета.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25
( 8/26354 от 31.08.2012 )

6.
Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26
( 8/26355 от 31.08.2012 )

7.
Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты», внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 164.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74
( 8/33714 от 29.12.2018 )

8.
Об установлении формы акта о списании имущества и учете остаточной (ликвидационной) стоимости имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 13 декабря 2019 г. № 74
( 8/35022 от 22.01.2020 )

9.
О бухгалтерском учете запасов.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2022 г. № 64
( 8/39296 от 03.01.2023 )


Текст правового акта в актуальном состоянии Вы можете посмотреть в информационно-поисковой системе ЭТАЛОН-ONLINE по следующей ссылке.

Какие инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета существуют

Российское законодательство предусматривает достаточно много разновидностей инструкций по применению плана счетов бухгалтерского учета.

Так, бухучет в коммерческих фирмах должен вестись согласно плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Данный НПА включает также инструкцию по применению соответствующего плана.

Бухгалтерская деятельность государственных и муниципальных организаций, в свою очередь, должна осуществляться в соответствии с планом, введенным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанный НПА также включает в себя инструкцию по применению плана счетов в бухучете бюджетными организациями.

Кроме того, есть ряд отраслевых инструкций, регламентирующих пользование планом счетов бухучета, а также аналогичные им источники. В частности, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П утвержден план счетов бухучета для банков, а также соответствующие ему правила ведения бухучета. 

Как при УСН сформировать учетную политику? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

О чем говорит инструкция, утвержденная приказом № 94н

Рассмотрим основные особенности «коммерческой» инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н.

На базе данного плана организации обязаны формировать собственный рабочий план счетов бухучета. В его структуре должны присутствовать основные синтетические счета, зафиксированные в приказе № 94н.

Подробнее о структуре рабочего плана бухучета читайте в статье «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2021 года».

Что касается субсчетов, а также аналитических счетов, налогоплательщик может задействовать и те, что предложены законодателем, и разработанные самостоятельно.

В качестве одной из ключевых целей инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н, рассматривается установление законодателем типовой схемы корреспонденций между различными синтетическими счетами. То есть фирма, осуществив ту или иную проводку по дебету одного счета, должна без труда найти ей соответствие по кредиту другого имеющегося в рабочем плане счета. Если бухучет организован фирмой в соответствии с инструкцией, то решение данной задачи сложностей не составит.

Минфин России также дает налогоплательщику право дополнять типовую схему корреспонденций собственными связками счетов при условии соблюдения единых подходов к формированию подобных схем, утвержденных указанной выше инструкцией.

Какие НПА корреспондируют с инструкцией из приказа № 94н

Существует ряд нормативно-правовых актов, корреспондирующих с приказом № 94н и утвержденной им инструкцией. Из них наиболее значимы для российского бухгалтера:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • информация Минфина России «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» № ПЗ-3/2015;
  • приказ Минфина России «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
  • ПБУ 1/2008.

1-й источник права устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в РФ в целом. В его юрисдикции — все налогоплательщики.

2-й документ регламентирует ведение бухучета в упрощенном порядке, в том числе в аспекте применения плана счетов, а также инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94 н.

Подробнее о ведении бухучета в упрощенном порядке читайте в статье «Уточнен перечень организаций, которые могут применять упрощенные способы ведения бухучета».

Приказ № 64н содержит положения рекомендательного характера, касающиеся ведения бухучета малыми предприятиями.

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008, введенное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, призвано эффективно дополнять вышеперечисленные источники права.

Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. Подготовить его вам поможет образец от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Кто должен использовать инструкцию из приказа № 94н

Рассматриваемый источник права должен по умолчанию применяться всеми организациями, которые в соответствии с законодательством должны вести бухучет методом двойной записи, то есть одновременного фиксирования хозяйственных операций по дебету и кредиту.

Инструкцию из приказа № 94н в соответствии с п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ могут не использовать:

  • ИП;
  • филиалы иностранных организаций.

Причина в том, что законодатель позволяет данным субъектам не вести бухучет в принципе.

Формально право не применять инструкцию к плану счетов из приказа № 94н имеют также микропредприятия и НКО, так как они могут не делать в процессе бухучета двойную запись (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Но на практике налогоплательщики не слишком активно пользуются данной преференцией, поскольку законодатель пока не публикует официальных разъяснений, методик и рекомендаций относительно ведения бухучета без двойной записи.

Что нового в инструкции из приказа № 94н

Поправки в приказ № 94н, принятый в 2001 году, вносились всего 3 раза: в 2003 году, 2006-м, а также в ноябре 2010-го. Данный НПА довольно долго не редактировался, и на сегодняшний день в официальных медиа, имеющих отношение к законотворчеству, какие-либо поправки в него не анонсируются. Таким образом, ничего нового за последние несколько лет в приказе № 94н не появилось.

Другое дело — подход законодателя к регулированию бухгалтерской деятельности в бюджетной сфере. Здесь государство практикует менее консервативные подходы. В чем это выражается, рассмотрим ниже.

Бухучет в бюджетной системе: инструкция № 157н к единому плану счетов

Ведение бухучета в бюджетной системе РФ регулируется приказом № 157н. Данным НПА утвержден единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций, а также инструкция к нему. Неофициально она именуется как инструкция № 157н.

В юрисдикции приказа № 157н, а значит, и соответствующей ему инструкции — все организации, тем или иным образом зависящие от бюджета РФ: автономные, казенные, бюджетные (в узком юридическом смысле) учреждения, органы власти, внебюджетные фонды и т.д.

В целях детализации положений приказа № 157н, а также их оптимальной адаптации к специфике отдельных типов российских бюджетных организаций был издан ряд дополнительных НПА:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н — для автономных структур;
  • приказ от 06.12.2010 № 162н — для казенных учреждений.

При этом собственно бухгалтерский учет российский законодатель предписывает вести только бюджетным и автономным структурам. Казенные учреждения обязаны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).

Приказы №№ 174н, 183н и 162н включают отдельные инструкции к планам счетов бухгалтерского либо бюджетного учета. На основе данных НПА в соответствующих учреждениях (бюджетных, автономных, а также казенных) должны приниматься внутренние рабочие планы.

Получается, что на государственные и муниципальные структуры одновременно распространяется юрисдикция 2 официальных инструкций — утвержденной приказом № 157н, а также содержащейся в НПА, который коррелирует с типом учреждения.

Если проводить аналогию между инструкцией № 157н и аналогичной ей «коммерческой», из приказа № 94н, можно обнаружить между их положениями ряд принципиальных сходств.

Например, субъект ведения учета в бюджетной системе России может, как и бизнесы, использовать в дополнение к обязательным синтетическим счетам собственные аналитические счета (абз. 3 п. 1 инструкции № 157н).

Вместе с тем в «бюджетной» инструкции нет схем корреспонденции счетов по дебету и кредиту, как в инструкции для бизнеса. Однако необходимые корреспонденции согласно приказу № 157н предусмотрены приказами №№ 174н, 183н и 162н.

Кроме того, законодатель прямо предписывает бюджетным структурам вести бухучет с использованием двойной записи (п. 3 инструкции № 157н). В «коммерческом» же приказе Минфина двойная запись — причина, обуславливающая задействование соответствующей инструкции, а не следствие.

Эксперты КонсультантПлюс сделалии подборку судебных решений за 2020 и 2021 годы по ошибкам в учете учреждений, за которые оштрафовали главбухов. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в актуальную подборку.

В чем отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Выше мы отметили, что приказ № 157н разграничивает бухучет в госструктурах на бюджетный и бухгалтерский. В чем разница между ними?

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный отчет — это система сбора, регистрации, а также обобщения сведений о состоянии активов и обязательств РФ, субъектов РФ, МО и операций, коррелирующих с соответствующими активами и обязательствами.

Согласно п. 2 ст. 1 и ст. 5 закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет — это формирование систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, а также расходах субъекта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ проводимые налогоплательщиком операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, должны фиксироваться в рамках раздельного учета. К операциям 2-го типа относятся, в частности, бюджетные ассигнования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

С целью оптимизации раздельного учета, ведение которого предопределено нормами НК РФ, законодатель может классифицировать государственные и муниципальные учреждения как субъекты осуществления преимущественно налогооблагаемых операций либо тех, которые налогом не облагаются. К первым в большей степени относятся автономные и бюджетные организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ), ко вторым — казенные.

Таким образом, в тех структурах, где предполагается извлечение дохода (автономных и бюджетных учреждениях), законодатель предписывает вести классический бухгалтерский учет. В структурах, где бизнес, как правило, не ведется, то есть в казенных учреждениях, осуществляется бюджетный учет.

Выше мы упоминали, что консервативный подход к редактированию положений «коммерческой» инструкции по применению плана счетов заметно контрастирует с политикой законодателя в области регулирования бухучета в российской бюджетной системе.

Данный тезис подтверждается, в частности, внесением в положения инструкции № 157н регулярных корректировок.

Что нового в инструкции из приказа № 157н

Поправки к приказу № 157н в основном заключаются в изменении структуры счетов, содержащихся в едином плане. Последние НПА, посредством которых законодатель редактировал приказ № 157н, а также инструкцию к плану счетов, — приказы Минфина России от 06.08.2015 № 124н, от 01.03.2016 № 16н, от 16.11.2016 № 209н.

Спектр поправок в приказ № 157н достаточно широк:

  • добавление и исключение счетов;
  • корректировка наименований счетов;
  • предоставление организациям возможности самостоятельно принимать решение о возможности открывать дополнительные забалансовые счета.

Подробнее о бюджетном учете читайте в статьях:

  • «Составляем план счетов бюджетного учета — образец»;
  • «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел
  • Инструкция о порядке применения норм расхода топлива 2021 рб
  • Инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников республики беларусь
  • Инструкция о порядке применения бюджетной классификации рб
  • Инструкция о порядке приемки товаров по качеству