Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда

Новая организация или работодатель, у которого не создана эффективная система управления охраной труда, в какой-то момент столкнется с необходимостью разработать минимум необходимых документов, чтобы не нарушить требования закона. Попробуем разобраться, с чего начать

Как с нуля начать вести документы по охране труда

При разработке локальных нормативных актов работодатель должен руководствоваться прежде всего требованиями Трудового кодекса РФ и Примерного положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н).

Начните подготовку с разработки Положения о системе управления охраной труда с опорой на Приказ № 776н.

Положение — это основной локальный нормативный акт, который регламентирует все процедуры по охране труда в организации. Все остальные документы по охране труда тесно взаимосвязаны с процедурами, отраженными в Положении о СУОТ.

Пример. Нельзя издать приказ о выдаче средств индивидуальной защиты, закупить их и выдать сотрудникам, если условия труда не предполагают выдачу СИЗ и в Положении о СУОТ это мероприятие не упоминается.

Приказ — это не локальный нормативный акт (ЛНА), это организационно-распорядительный документ (ОРД), поэтому он может утверждать состав комиссий или план мероприятий, положения о которых были упомянуты в регламентирующем документе — в Положении о СУОТ.Положение о СУОТ — единый документ, под крылом которого организуются все мероприятия по охране труда. Именно в Положении будет расписано, как происходит их планирование, функционирование и контроль исполнения.

Какие типы документов по ОТ бывают

Необходимо помнить, что система управления охраной труда — это единство:

  • структуры управления организации, которая предусматривает в том числе обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
  • мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
  • документированной информации, включая локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.

К регламентирующим документам по охране труда относятся документы, определяющие процедуры из раздела «Функционирование» Положения о СУОТ. Например, в этом разделе должно быть точно прописано, как должен проводиться медосмотр.

Второй тип документов — организационно-распорядительные. Например, при организации медосмотров таким документов будет приказ о назначении ответственного за поименный список и выдачу направлений. Назначенный сотрудник будет выполнять часть своих обязанностей, которая прописана в разделе «Функционирование» в подразделе «Проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников».

Есть еще и контрольно-учетные документы. Для медосмотров это будет Журнал учета выдачи направлений, который разрабатывает работодатель. Здесь и учет направлений, и возможность контролировать, чтобы каждому соискателю или работнику документ был выдан под подпись.

Что должно войти в Положение о СУОТ

Структура документа может выглядеть следующим образом:

Полезный вебинар

Внутренние документы: как не упустить главного и не делать лишнего

Смотреть запись

I. Общие положения

II. Разработка и внедрение СУОТ

III. Планирование

3.1. Политика (стратегия) в области охраны труда

IV. Обеспечение функционирования СУОТ

V. Функционирование, в том числе:

5.1. Как проводится в организации специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков

5.2. Как организовано проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников

5.3. Как организовано обучение и проверка знаний по охране труда

5.4. Как происходит обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а именно: нормы выдачи, порядок выдачи, хранения, ухода, заключения договора на стирку и ремонт, порядок действий при износе, порядок списания и утилизации

5.5. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений

5.6. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования

5.7. Как обеспечить безопасность при осуществлении технологических процессов

5.8. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации применяемых инструментов

5.9. Как обеспечить безопасность работников при применении сырья и материалов

5.10. Как обеспечить безопасность работников подрядных организаций

5.10. Как организовать санитарно-бытовое обеспечение работников

5.11. Как происходит в организации выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов или ЛПП

5.12. Как именно обеспечиваются режимы труда и отдыха

5.13. Как реализовано обеспечение социального страхования работников и возмещение средств из ФСС на предупредительные меры

5.14. Как происходит взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля

5.15. Как в организации обеспечено реагирование на аварийные ситуации, как расследуются несчастные случаи, профессиональные заболевания, микротравмы, как они фиксируются

VI. Оценка результатов деятельности

VII. Улучшение функционирования СУОТ

Приложение № 1. Перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ

Приложение № 2. Перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников

Что проверит инспектор ГИТ: как не плодить лишнее

Важнейшая особенность мероприятий по охране труда состоит в необходимости подтверждать их документально. При этом перечень обязательных документов, подлежащих проверке надзорных органов, не сформирован. Многое зависит от численности работающих, условий труда, уровней профессиональных рисков и пр.

Во время плановой проверки или выездного рейда инспектор ГИТ проверит документы по чек-листу.

Разработке локальных нормативных актов по охране труда уделяется особое внимание: они не должны быть лишними и отнимать время у специалиста по охране труда, ведь это отвлекает его от главной задачи — предотвращать производственный травматизм. К сожалению, многие об этом забывают.

Все внутренние документы по охране труда должны отвечать следующим требованиям:

  • не противоречат нормативным правовым актам и не ухудшают положение работников;
  • не содержат избыточную информацию;
  • актуальны;
  • при наличии представительного органа (например, профсоюза) согласованы с ним;
  • утверждены работодателем;
  • доведены до сведения работников под подпись;
  • хранятся соответствующий срок, доступны для проверяющих.

Неисполнение одного из этих требований может привести к претензиям инспекторов по труду.

Итак, чтобы все нужные документы на проверке были, а лишних не было, откройте чек-листы Роструда. Они утверждены Приказом Роструда № 20 от 01.02.2022.

В шпаргалке ниже вы найдете чек-лист № 22, регламентирующий выдачу СИЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Проверив себя по чек-листу, вы убедитесь, что документов по таким важным мероприятиям, как выдача СИЗ и уход за ними, немного. Из них можно выделить:

  • регламентирующие — это подраздел «Порядок выдачи СИЗ» в Положении о СУОТ;
  • организационно-распорядительные — приказ о назначении ответственных за выдачу СИЗ;
  • контрольно-учетные — платежные поручения, журналы содержания СИЗ, договоры, акты, копии сертификатов.

Потратьте больше времени на старте, создайте единую систему в документах. Так будет гораздо проще организовывать и контролировать обязательные мероприятия, и вы сможете без штрафов пройти проверку со стороны ГИТ.

Что следует скорректировать в действующих документах, какие новые локальные акты придется составить и какие внутренние документы по охране труда разработать в связи с изменениями с 1 марта 2022 года, мы рассказывали на «Внутренние документы по охране труда‑2022: как не упустить главного и не делать лишнего». Вы можете посмотреть запись прямого эфира

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Чек‑лист № 22 по СИЗ
    406.5 КБ

Бухгалтеры постоянно сталкиваются с договорами

На курсе повышения квалификации мы даем самые нужные бухгалтеру знания: как использовать и формулировать условия договора

, определять подсудность, избегать вопросов налоговиков и обезопаситься от претензий контрагентов и силовых структур.

Программа курса «Работа с договорами: правовые навыки для бухгалтера».

Источник: Журнал «Отдел кадров коммерческой организации»

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя. Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 №428‑6‑1, от 31.10.2007 №4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

А в Письме Роструда от 15.05.2014 №ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Классификация локальных актов

Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);

  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);

  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;

  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению). К обязательным, в частности, относятся: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например Положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;

  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

К сведению

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

Обратите внимание

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Оформление локального нормативного акта

При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 №65‑ст).

Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;

  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);

  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;

  • место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Приведем пример структуры некоторых документов.

Положение об организации или о ее подразделении

Должностная инструкция

1. Общие положения

1. Общие положения

2. Задачи

2. Должностные обязанности

3. Функции

3. Права

4. Обязанности

4. Ответственность

5. Права

5. Связи по должности

6. Ответственность

7. Взаимоотношения с другими подразделениями

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.». На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: «Приложение № 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014».

Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

профсоюзного комитета

от 13.01.2014 № 1

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

УТВЕРЖДЕНО

приказом ООО «Юпитер»

от 15.01.2014 № 1

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «Юпитер»

Марсов,       А. В. Марсов

15.01.2014

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Изменение, отмена и хранение локальных актов

В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.

В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

  • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;

  • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;

  • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Отмену локального акта также следует оформить приказом, за исключением случаев, когда срок действия такого акта истек автоматически.

Обратите внимание

В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте – в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.

Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558. В соответствии с этим перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

* * *

В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 ноября 2008 г. № 176

О порядке разработки и принятия локальных правовых актов по охране труда

(в редакции Постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 128; от 30 апреля 2020 г. № 44) 

На основании абзаца восьмого части второй статьи 9 и части второй статьи 26 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 14 июля 1994 г. № 82 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1994 г., № 10).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 Министр В.Н.Потупчик 

СОГЛАСОВАНО
Министр здравоохранения
Республики Беларусь
В.И.Жарко
21.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр архитектуры
и строительства
Республики Беларусь
А.И.Селезнев
25.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр промышленности
Республики Беларусь
А.М.Русецкий
25.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр
по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь
Э.Р.Бариев
10.10.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр лесного хозяйства
Республики Беларусь
П.М.Семашко
28.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр жилищно-
коммунального хозяйства
Республики Беларусь
В.М.Белохвостов
24.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр транспорта
и коммуникаций
Республики Беларусь
В.Г.Сосновский
24.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр энергетики
Республики Беларусь
А.В.Озерец
18.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
С.Б.Шапиро
25.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Министра торговли
Республики Беларусь
М.И.Свентицкий
18.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр связи
и информатизации
Республики Беларусь
Н.П.Пантелей
18.11.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр обороны
Республики Беларусь
генерал-полковник
Л.С.Мальцев
24.11.2008


УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь
28.11.2008 № 176

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) (далее – инструкции по охране труда).

2. Исключен.

3. Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда».

4. Наниматель разрабатывает и принимает инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), выполнение которых осуществляется в организации работниками различных профессий рабочих и должностей служащих (погрузочно-разгрузочные работы, работы с электромеханическим инструментом, работы на высоте, земляные работы и иные).

Работодатели, в том числе не наделенные правом принятия локальных правовых актов, при отсутствии специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.

5. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, положений по охране труда, изложенных в технологической документации, эксплуатационных документах организаций-изготовителей к используемым в организации оборудованию, инструменту, механизмам и приспособлениям (далее – эксплуатационные документы), с учетом местных условий и специфики деятельности организации.

При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, технологической документации, эксплуатационных документах требований (положений) по охране труда для профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) наниматели разрабатывают и включают в инструкции по охране труда требования по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.

6. В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.

7. Положения инструкций по охране труда не должны противоречить нормативным правовым актам, в том числе техническим нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда.

8. Исключен.

9. Исключен.

10. Исключен.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

11. Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем инструкций по охране труда, который составляется с учетом профессий рабочих, содержащихся в штатном расписании организации, службой охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным нанимателем должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации.

Перечень инструкций по охране труда утверждается руководителем организации или его заместителем, ответственным за организацию охраны труда в организации.

12. Исключен.

13. Исключен.

14. Руководство работами по разработке инструкций по охране труда осуществляет руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда в организации.

Инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделений, управлений, отделов, служб, лабораторий и иных) с участием профессиональных союзов (далее – профсоюз), при их наличии, на основании приказов руководителя организации или иных локальных правовых актов и в установленные в них сроки.

15. Исключен.

16. Исключен.

17. Служба охраны труда организации (специалист по охране труда или уполномоченное нанимателем должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда, оказывает методическую помощь структурным подразделениям, содействует обеспечению их необходимыми нормативными правовыми актами, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза, типовыми инструкциями по охране труда, иными техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда.

18. Исключен.

19. Подготовительная работа, предшествующая разработке инструкций по охране труда, включает:

  • анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов), идентификации опасностей, оценки профессиональных рисков, а также причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имевших место с работниками соответствующих профессий рабочих или при выполнении соответствующих работ (услуг);
  • изучение информационных писем, приказов органов государственного управления, вышестоящих организаций в связи с имевшими место авариями, несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями и по другим вопросам охраны труда;
  • подбор и изучение нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, а также других документов, соответствующей технической литературы, учебных пособий и тому подобного;
  • определение вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для соответствующей профессии рабочего, вида работ (услуг), имеющих место при нормальном режиме работы, отклонениях от нормального режима, в аварийных ситуациях, мер и средств защиты от них;
  • определение средств индивидуальной защиты, обеспечивающих эффективную защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника при выполнении работ (услуг);
  • определение требований по охране труда к применяемому оборудованию, приспособлениям, инструменту, безопасных методов и приемов работы, последовательности выполнения работ, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих отражению в инструкции по охране труда.

20. Требования нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, других документов, включаемые в инструкцию по охране труда, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника. Положения указанных документов, не требующие конкретизации, вносятся без изменений в инструкцию по охране труда.

21. Проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным нанимателем должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (при его наличии).

22. После рассмотрения поступивших замечаний и предложений проект инструкции по охране труда дорабатывается.

23. Проект инструкции по охране труда оформляется в соответствии с требованиями законодательства о делопроизводстве.

24. Проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения на лицевой стороне последней страницы инструкции по охране труда от правого края строки ниже текста инструкции по охране труда с указанием должности служащего, инициалов (инициала собственного имени) и фамилии и представляется на согласование:

  • службе охраны труда (специалисту по охране труда или уполномоченному нанимателем должностному лицу, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю), аккредитованного (аккредитованному) на оказание услуг в области охраны труда;
  • при необходимости, по усмотрению службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного нанимателем должностного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, – другим заинтересованным структурным подразделениям, руководителям и специалистам организации;
  • профсоюзу (при его наличии).

25. Утверждение инструкции по охране труда осуществляется руководителем организации или его заместителем, ответственным за организацию охраны труда в организации, либо приказом организации.

251. Утверждение инструкции по охране труда оформляется грифом утверждения, который располагается в правом верхнем углу первого листа. В грифе утверждения указываются:

  • слово «УТВЕРЖДЕНО» (прописными буквами);
  • должность руководителя (его заместителя), подпись, инициалы (инициал собственного имени) и фамилия руководителя (его заместителя), утвердившего инструкцию по охране труда, или вид утверждающего локального правового акта с прописной буквы в именительном падеже;
  • дата утверждения или принятия локального правового акта, утверждающего инструкцию по охране труда, и его регистрационный номер.
  • Отметка о согласовании инструкции по охране труда профсоюзом (при его наличии) оформляется в левом верхнем углу первого листа и содержит:
  • слово «СОГЛАСОВАНО» (прописными буквами);
  • дату и регистрационный номер протокола заседания руководящего органа профсоюза, которым согласован проект инструкции по охране труда.

Отметка о согласовании проекта инструкции по охране труда руководителем службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным нанимателем должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем), аккредитованного (аккредитованным) на оказание услуг в области охраны труда, а также руководителями иных структурных подразделений организации, руководителями и специалистами (при необходимости) оформляется на лицевой стороне последней страницы инструкции по охране труда от левого края строки ниже текста инструкции по охране труда и содержит:

  • слово «СОГЛАСОВАНО» (прописными буквами);
  • должность служащего, подпись, инициалы (инициал собственного имени) и фамилию руководителя (специалиста, индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда), название юридического лица, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, согласовавших инструкцию по охране труда.

26. Утвержденные инструкции по охране труда регистрируются в порядке, установленном в организации.

Утвержденные инструкции по охране труда выдаются руководителям структурных подразделений и уполномоченным нанимателем должностным лицам с внесением сведений в журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

В журнале учета выдачи инструкций по охране труда отражаются следующие сведения:

  • дата выдачи инструкции по охране труда;
  • название инструкции по охране труда и ее регистрационный индекс (номер);
  • структурное подразделение (работники), получившее инструкцию по охране труда с указанием должности служащего (профессии рабочего), инициалов (инициала собственного имени) и фамилии получателя;
  • количество выданных инструкций по охране труда.

Достоверность сведений о выдаче инструкций по охране труда подтверждается в журнале учета выдачи инструкций по охране труда подписью получателя.

27. Исключен.

ГЛАВА 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ по охране труда

28. Каждой инструкции по охране труда присваивается название и регистрационный индекс (номер).

В названии инструкции по охране труда указывается наименование профессии рабочего или вид работ (услуг), для которых она предназначена.

29. Исключен.

30. Требования инструкции по охране труда излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа.

31. Инструкция по охране труда должна содержать следующие главы, именуемые:

  • «Общие требования по охране труда»;
  • «Требования по охране труда перед началом работы»;
  • «Требования по охране труда при выполнении работы»;
  • «Требования по охране труда по окончании работы»;
  • «Требования по охране труда в аварийных ситуациях».

В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии рабочих, вида работ (услуг) могут включаться иные главы, содержащие другие требования по охране труда.

32. В главе «Общие требования по охране труда» отражаются:

  • требования по охране труда по допуску работающих к работе по соответствующей профессии рабочего и (или) виду работ (услуг) с учетом возраста, пола, состояния здоровья, наличия необходимой квалификации, прохождения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и тому подобного;
  • обязанности работающих соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты, заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации, немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;
  • требования о недопустимости нахождения работающих в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на рабочем месте, курения в неустановленных местах;
  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;
  • перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам;
  • требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;
  • порядок уведомления работодателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
  • требования по личной гигиене, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы, оказании услуг.

33. В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражается порядок:

  • проверки годности к эксплуатации и применения средств индивидуальной защиты;
  • подготовки рабочего места, проверки комплектности и исправности оборудования, приспособлений и инструмента, эффективности работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и других);
  • проверки состояния исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий;
  • приемки рабочего места при сменной работе.

34. В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражаются:

  • способы и приемы безопасного выполнения работ (оказания услуг), использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;
  • требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
  • способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;
  • указания по безопасному содержанию рабочего места;
  • основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;
  • действия, направленные на предотвращение условий возникновения взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;
  • требования по применению работающими средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемой работы и обеспечивающих безопасные условия труда.

35. В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражаются:

  • порядок безопасного отключения (остановки), разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
  • порядок уборки рабочего места;
  • порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе – порядок передачи их по смене;
  • порядок извещения непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица работодателя о недостатках, влияющих на безопасность труда, выявленных во время работы.

36. В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются:

  • возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, а также причины, их вызывающие;
  • действия работающих при возникновении аварийных ситуаций;
  • действия по оказанию первой помощи потерпевшим при аварии, в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания;
  • порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве.

ГЛАВА 4
ИЗЛОЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

37. Изложение текста в инструкции по охране труда осуществляется с учетом требований, установленных к текстам документов законодательством о делопроизводстве.

38. Исключен.

39. В инструкцию по охране труда не включаются отсылочные нормы на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации. Требования по охране труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, воспроизводятся в инструкциях по охране труда применительно к местным условиям, специфике профессий рабочих и (или) видов работ (услуг), деятельности организации.

40. Исключен.

41. В тексте инструкции по охране труда следует избегать изложения требований в форме запрета. При необходимости следует определять цели установления требований.

42. В инструкции по охране труда не применяются слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (строго, категорически, безусловно и тому подобные), так как все нормативные предписания инструкции по охране труда должны выполняться работающими в равной степени.

43. Для наглядности отдельные требования инструкции по охране труда могут быть проиллюстрированы рисунками, схемами или чертежами, поясняющими смысл требований.

44. Если безопасность выполнения работ обеспечивается при соблюдении определенных количественных показателей (величина зазора, безопасное расстояние и иные), то они указываются в инструкции по охране труда.

45. Исключен.

46. Исключен.

47. Исключен.

ГЛАВА 5
актуализация ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

48. Актуализация инструкций по охране труда осуществляется руководителем структурного подразделения (разработчиком) с участием службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного нанимателем должностного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, и профсоюзов (при их наличии) с целью приведения их в соответствие с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда, путем внесения изменений.

Актуализация инструкции по охране труда включает:

  • анализ нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, которые были приняты или изменялись за период, прошедший после утверждения инструкции по охране труда;
  • мониторинг условий труда на рабочем месте работника;
  • решение вопроса о необходимости изменения инструкции по охране труда;
  • пересмотр инструкции.

49. Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а инструкций по охране труда для профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, а также инструкций по охране труда для работ с повышенной опасностью – не реже одного раза в три года.

50. Если в течение сроков, указанных в пункте 49 настоящей Инструкции, условия труда на рабочих местах и требования нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, использованных при составлении инструкции по охране труда, не изменились, то приказом по организации действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок, о чем делается запись: «Срок действия продлен. Приказ от __ № __» на первом листе инструкции по охране труда.

51. До истечения сроков, указанных в пункте 49 настоящей Инструкции, инструкции по охране труда пересматриваются в случаях:

  • принятия новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, или внесения в них изменений;
  • внедрения новой техники и технологий;
  • применения новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента, изменения технологического процесса или условий работы. В данном случае пересмотр инструкции по охране труда производится до введения указанных изменений;
  • возникновения аварийной ситуации, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вызвавших необходимость внесения изменения в инструкцию по охране труда.

52. Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций по охране труда такой же, как и вновь разработанных.

В этой статье подробно расскажем, как подготовить документы по охране труда и какие документы по ОТ должны быть в каждой организации. Начнём со списка нормативно-правовых актов, касающихся деятельности организации.

Содержание статьи:

  • 1 Список нормативно-правовых актов
  • 2 Типы документов по охране труда
  • 3 Основной список документов по охране труда
    • 3.1 Приказы
    • 3.2 Положения
    • 3.3 Инструкции
    • 3.4 Программы
    • 3.5 Протоколы
    • 3.6 Журналы
    • 3.7 Перечни
    • 3.8 Карточки учета
  • 4 Отдельный список документов по ОТ
    • 4.1 СОУТ (специальная оценка условий труда)
    • 4.2 ОПР (оценка профессиональных рисков)
    • 4.3 Пожарная безопасность

Список нормативно-правовых актов

Прежде всего нужно начинать с изучения списка законов, которые относятся к деятельности вашей организации.

Список НПА, касающихся деятельности организации

Вне зависимости от сферы деятельности организации в ваш перечень НПА войдут такие документы как:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 апреля 2022 г. N 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»;
  • Постановление правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
  • Приказ Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам »;
  • Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (с 1 сентября 2023 года вступает в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», однако Типовыми нормами выдачи СИЗ разрешено пользоваться до 31 декабря 2024 года);
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»(с 1 сентября 2023 года вступает в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» вместе с Едиными нормами выдачи смывающих средств, однако Типовыми нормами выдачи СИЗ разрешено пользоваться до 31 декабря 2024 года);
  • Приказ от 31 декабря 2020 г. № 988н/142он «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»;
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
  • Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», а так же отраслевые типовые нормы выдачи СИЗ для вашей сферы деятельности (с 1 сентября 2023 года вступает в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» вместе с Едиными нормами выдачи СИЗ, однако Типовыми нормами выдачи СИЗ разрешено пользоваться до 31 декабря 2024 года);
  • Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

Это основной список нормативно-правовых актов, которые действуют на текущий момент. Он применим для большинства организаций широкого профиля деятельности.

Помимо этого списка вам может быть полезен такой инструмент, как Реестр обязательных требований — https://ot.gov.ru/ В этом Реестре прописаны абсолютно все требования, предъявляемые к какой-либо организации, в том числе и образовательной.

Реестр показывает абсолютно все требования по списку, которые должны выполняться в вашей организации. Чем это удобно? Тем, что он выдает такие запросы, как Роспотребнадзора, Госпожнадзора, т.е. МЧС, Роструда, лицензирующих органов и т.д. Таким образом вы можете в одном реестре посмотреть все требования к своей организации. Вам по сути не нужно изучать всю нормативно-правовую базу, если вы не разбираетесь, открыли реестр, выборочно посмотрели требования, выявили несоответствие  — значит, надо начинать работу по актуализации документов и по их подготовке.

Типы документов по охране труда

  • Приказы;
  • Положения;
  • Инструкции;
  • Программы;
  • Протоколы;
  • Журналы;
  • Правила НТД;
  • Перечни;
  • Карточки учета.

Весь перечень документов вытекает как раз-таки из списка документов, нормативно-правовых актов, которые распространяются на организацию.

Основной список документов по охране труда

Итак, основной список документов по охране труда.

Приказы

  • о назначении ответственных лиц за:
    — организацию работы по охране труда в организации;
    — безопасное производство работ;
    — контроль условий труда;
    — пожарную безопасность в организации;
    — электробезопасность;
    — инструктаж (вводный, на рабочем месте);
  • об утверждении документов;
  • о создании комиссии по проверке знаний по охране труда;
  • другие.

Если говорим про приказы – это приказы о назначении ответственных лиц, за безопасное производство работ, за контроль условий труда, пожарную безопасность, электробезопасность. По всем направлениям деятельности должны быть назначены ответственные (иначе всю ответственность несет руководитель организации, однако законодатель дает ему возможность «делегировать» эту ответственность, распределив ее среди лиц, непосредственно занимающихся вопросами безопасности в организации, на производстве, в отделах и подразделениях).

Приказ «Об утверждении документов». Все документы должны быть утверждены и введены в действие соответствующими приказами руководителя организации.

Касаемо вопросов по обучению работников, начните с того, что изучите нормативно-правовую базу об обучении (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464), определитесь можете ли вы организовать обучение только в форме инструктажей или вам необходимо еще обучать своих работников по программам обучения, каких работников вы можете обучать у себя в организации, а каких – только в Учебном центре.

В зависимости от этого формируйте приказ «Об организации обучения по охране труда» и расписывайте в нем те моменты, которые необходимо в нем отразить в соответствии с вышеназванным Постановлением.

Положения

  • о системе управления охраной труда;
  • положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда;
  • положение об уполномоченном по охране труда.

Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) – это основной документ в организации, который регламентирует организацию работы по охране труда, распределение обязанной и ответственности. Это Положение должно быть в организации обязательно.

О наличии других положений вы смотрите уже на ситуацию, которая у вас есть, нужно вам регламентировать процессы в отдельном документе или нет. Можно прописать все процессы в одном положении — Положении о СУОТ, и всё, и на этом весь вопрос по положениям будет закрыт. Но мы, например, в своих комплектах делаем достаточно много этих положений, чтобы так как считаем, что в случае изменений, например, нормативной документации, проще внести изменение в конкретное положение, чем постоянно и часто править Положение о СУОТ.

Резюмируем, можно обойтись одним Положением о системе управления охраной труда и прописать туда все процессы по охране труда в организации, можно для каждого процесса разработать свое положение.

Инструкции

  • инструкции по профессиям;
  • инструкции по видам работ.

Инструкции мы разрабатываем по видам работы и по профессиям.

Так же в организации обязательно должны быть еще такие инструкции, как «Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим», «Инструкция по безопасному передвижению работников», «Инструкция для персонала 1 группы по электробезопасности».

Инструкции для посетителей, а тем более для учащихся и воспитанников, мы не относим к охране труда. Для учащихся и воспитанников , есть отдельный раздел документов —  детская безопасность . Если это практиканты, то ещё возможно, но если это учащиеся, то, соответственно, это уже будут какие-то правила безопасности либо инструкция по безопасному поведению.

Программы

  • программа вводного инструктажа;
  • программа инструктажей на рабочем месте;
  • программы обучения и билеты для проверки знаний;
  • программы стажировки.

В организации обязательно должна быть программа вводного инструктажа.

Программы инструктажей на рабочем месте для тех работников, которых мы не можем освободить от него (запомните, если у вас  не проведена специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков (или не проведено хотя что-то одно) вы не можете освобождать от инструктажа на рабочем месте никого). Если они проведены, нужно смотреть на их результаты и определять, кому инструктаж на рабочем месте необходим. Смотрите Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464). В программы инструктажей обязательно включаем инструкции, по которым этот инструктаж и проводится.

Программы обучения должны составляться так же для тех должностей и профессий, которые мы не можем освободить от обучения по охране труда. Они должны разрабатываться на основании тем, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, и включать вопросы безопасного выполнения работ. Обязательно разрабатываются вопросы (билеты) для проверки знаний согласно составленной программы.

Программы стажировки разрабатываются в обязательном порядке только для работников, которые выполняют работы повышенной опасности. Что это за работы смотрите в Примерном положении о СУОТ, утв. Приказом N 776н от 29 октября 2021 г. и в правилах по охране труда, которые относятся к вашей организации.

Протоколы

  • протоколы поверки знаний по охране труда

Протоколы проверки знаний по охране труда не могут существовать без билетов и программ обучения.

Журналы

  • журналы вводного инструктажа по охране труда;
  • журнал инструктажа на рабочем месте;
  • журнал регистрации несчастных случае;
  • журнал учета микропровреждений (микротравм) работников;
  • журнал учета присвоения I группы по электробезопасности неэлетротехническому персоналу;
  • журнал регистрации выдачи направлений на медицинские осмотры.

Здесь можно добавить очень много всего, но это самый-самый минимум, который должен быть в любой организации.

Правила, НТД

  • комплект нормативно-правовых документов.

Правила, нормативно-техническая документация различная – это комплект государственно нормативно-правовых актов, которые есть у вас. Либо они в формате Word хранятся у вас на компьютеры, либо распечатанные, кто-то книги покупает с этими сборниками этих документов. Но покупать книги просто с законами, я не вижу смысла. Сейчас все есть на компьютере, вы можете это прочитать, посмотреть и даже оттуда копировать ссылки, т.е. все это удобно. Но почему-то в магазинах я вижу до сих продажи этих книжечек с правилами по охране труда. Зачем они нужны, если есть компьютер?

Перечни

  • Нормы выдачи СИЗ;
  • Нормы выдачи смывающих средств;
  • Перечини лиц, подлежащих проведению инструктажей на рабочем месте и освобожденных от них;
  • Перечни лиц, подлежащих обучению по охране труда и освобожденных от него;
  • Перечни лиц, которым необходимо проведение стажировки на рабочем месте и освобожденных от нее;
  • Список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам;
  • Список работников, подлежащих периодическим осмотрам;
  • Поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам;
  • Перечень профессий и должностей работников, требующих присвоения I группы по электробезопасности

Перечни разрабатываются на основании соответствующей нормативной документации и должны быть актуальны со штатным расписанием вашей организации.

Карточки учета

  • карточки учета выдачи СИЗ;
  • карточки выдачи смывающих средств.

Обычно ведутся лицом, ответственным за выдачу СИЗ и смывающих средств. Именно они являются подтверждением фактического вашего исполнения обязанности по выдачи СИЗ и смывающих.

Отдельный список документов по ОТ

Помимо основного списка документов, у нас есть ряд еще вопросов, которые затрагивают другие процессы. Это, например, специальная оценка условий труда, оценка профрисков и пожарная безопасность.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

  • отчет о проведении СОУТ;
  • карты СУОТ на каждое рабочее место;
  • декларации соответствия условий труда.

По специальной оценке условий труда необходимо иметь сам отчет о проведении СОУТ, карты с ее результатами и другие материалы входящие в комплект по СОУТ.

Также не забываем про декларацию соответствия условий труда, то, что вы ее должны составлять и отправлять после утверждения отчета о проведении СОУТ. Вы должны провести ознакомление всех работников с результатами специальной оценкой условий труда, а также следить за новыми рабочими местами в вашей организации, это тоже важно. Ведь по закону отводится 12 месяцев со дня образования нового рабочего места для проведения внеплановой СОУТ.

ОПР (оценка профессиональных рисков)

  • перечень (реестр) опасностей;
  • методика оценки уровня риска;
  • карты оценки рисков;
  • перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Нельзя пренебрегать этим процессом, так как теперь законодательно построение системы управления охраной труда должен строиться с обязательным использование результатов оценки профессиональных рисков.

Пожарная безопасность

  • документы, отражающие организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  • журнал эксплуатации систем противопожарной защиты с приложениями;
  • предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности надзорных органов МЧС России или акты проверки в случае отсутствия нарушений требований пожарной безопасности.

По пожарной безопасности блоки документов, которые нужно подготовить, это:

  • документы, отражающие организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, т.е. это различные приказы, инструкции и т.д.;
  • основной журнал систем противопожарной защиты с приложениями соответствующих документов;
  • и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, т.е. либо какие-то акты, либо предписания о том, что у вас нарушения отсутствуют.

Все вышеперечисленные документы, которые я обозначал здесь, есть в наших справочниках документов. Мы все наши наработки собрали в один пакет документов и это является отличным решением для проблем с подготовкой документации вашего учреждения или организации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел
  • Инструкция о порядке применения норм расхода топлива 2021 рб
  • Инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников республики беларусь
  • Инструкция о порядке применения бюджетной классификации рб
  • Инструкция о порядке приемки товаров по качеству