Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования

Данный документ вступает в силу с 01.09.2023 и действует до 31.08.2029 (пункт 4).

Зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2023 г. N 73696


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 марта 2023 г. N 196

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 1 и подпунктом 4.2.19 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до вступления в силу настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 г., регистрационный N 32408);

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 767 «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 января 2021 г., регистрационный N 62177).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 31 августа 2029 года.

Исполняющий обязанности Министра
А.А. КОРНЕЕВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 24 марта 2023 г. N 196

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация), применяется к педагогическим работникам (за исключением педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу), замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем замещения должностей педагогических работников в той же организации наряду с работой, определенной трудовым договором (наряду с работой руководителями организаций, их заместителями, другими работниками) (далее — педагогические работники).

2. Аттестация педагогических работников организаций (далее — аттестация педагогических работников, аттестация) проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационных категорий <1>.

<1> Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании).

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

а) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста;

б) определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;

в) повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

г) выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;

д) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

е) обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями <2> (далее — аттестационная комиссия организации).

<2> Часть 2 статьи 49 Федерального закона об образовании.

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя из числа работников организации и состоит не менее чем из 5 человек, в том числе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии организации.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, а при отсутствии такового — иного представительного органа (представителя) работников организации.

Руководитель организации в состав аттестационной комиссии организации не входит.

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя, содержащим список педагогических работников, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации.

9. Работодатель знакомит под подпись педагогических работников с распорядительным актом не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Проведение аттестации каждого педагогического работника осуществляется на основе представления работодателя, которое он вносит непосредственно в аттестационную комиссию организации (далее — представление работодателя).

11. В представлении работодателя содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением работодателя педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением работодателя составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление работодателя, а также дополнительные сведения педагогического работника, характеризующие его профессиональную деятельность (при их наличии).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится у работодателя вместе с представлениями работодателя, внесенными в аттестационную комиссию организации, дополнительными сведениями, представленными педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (при их наличии).

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, по которой проводилась аттестация, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под подпись в течение 3 рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника. Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку и (или) в сведения о трудовой деятельности не вносятся.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих <3> и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

<3> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

III. Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории

24. Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по их желанию.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными государственными органами, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций (за исключением педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральной территории «Сириус» <4>, и частных организаций, находящихся в федеральной территории «Сириус»), проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

<4> Часть 4 статьи 8 Федерального закона об образовании.

Проведение аттестации педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральной территории «Сириус», а также педагогических работников частных организаций, находящихся в федеральной территории «Сириус», осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми органами публичной власти федеральной территории «Сириус».

26. В состав аттестационных комиссий, указанных в пункте 25 настоящего Порядка (далее — аттестационные комиссии), входит не менее 7 человек, включая представителя соответствующего профессионального союза и специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (далее — специалисты).

27. Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационных категорий проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направленных в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ), либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ (далее — заявление в аттестационную комиссию).

28. В заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они желают пройти аттестацию.

29. Заявления в аттестационную комиссию подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности их работы в образовательной организации, в том числе в период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию.

31. Заявления в аттестационную комиссию рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально, а также осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроках, формах и способах проведения аттестации.

Педагогические работники имеют право не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направлять в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.

Проведение аттестации педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории по соответствующей должности осуществляется с учетом всестороннего анализа их профессиональной деятельности, проведенного специалистами (за исключением случаев, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта).

Проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах.

При аттестации педагогических работников, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, учитываются государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, полученные за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также результаты конкурсов профессионального мастерства.

32. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

33. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

34. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

35. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <5>;

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

36. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <6>;

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

выявления и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

37. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, соответствующих показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

38. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую квалификационную категорию, высшую квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

39. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении педагогическому работнику первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.

40. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория.

41. Педагогические работники, которым отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

42. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников органы, указанные в пункте 25 настоящего Порядка, издают соответствующие распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

На основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности.

43. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. Квалификационные категории (первая, высшая), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, а также являются основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.

IV. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»

45. Аттестация в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» проводится по желанию педагогических работников. К указанной аттестации допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию.

46. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» проводится аттестационными комиссиями, сформированными в порядке, предусмотренном пунктами 25 и 26 настоящего Порядка.

47. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» проводится на основании заявлений в аттестационную комиссию, подаваемых способами, указанными в пункте 27 настоящего Порядка.

48. В заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, об имеющейся высшей квалификационной категории, а также о квалификационной категории, по которой они желают пройти аттестацию.

К заявлению в аттестационную комиссию прилагается ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации (далее — ходатайство работодателя).

Ходатайство работодателя формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставничество, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового — с иным представительным органом (представителем) работников организации.

49. Сроки рассмотрения аттестационными комиссиями заявлений в аттестационную комиссию определяются в соответствии с абзацем первым пункта 31 настоящего Порядка.

Педагогические работники имеют право не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направлять в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие их методическую или наставническую деятельность.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника определяется в соответствии с пунктом 32 настоящего Порядка.

50. Квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

руководства методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активного участия в методической работе образовательной организации;

руководства разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;

методической поддержки педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;

участия в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;

передачи опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.

51. Квалификационная категория «педагог-наставник» устанавливается педагогическим работникам на основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности:

руководства практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;

наставничества в отношении педагогических работников образовательной организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной организации;

содействия в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;

распространения авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.

52. Оценка деятельности педагогических работников в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» осуществляется аттестационной комиссией на основе ходатайства работодателя, предусмотренного пунктом 48 настоящего Порядка, а также показателей, предусмотренных пунктами 50, 51 настоящего Порядка, характеризующих дополнительную деятельность педагогических работников, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации, не входящую в должностные обязанности по занимаемой в организации должности.

53. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить квалификационную категорию «педагог-методист», квалификационную категорию «педагог-наставник» (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении квалификационной категории «педагог-методист», квалификационной категории «педагог-наставник» (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

54. Решение аттестационной комиссией принимается в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 39 настоящего Порядка.

55. Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» при условии выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.

56. На основании решений аттестационных комиссий органы, указанные в пункте 25 настоящего Порядка, издают соответствующие распорядительные акты об установлении квалификационной категории «педагог-методист», квалификационной категории «педагог-наставник» в порядке, установленном пунктом 42 настоящего Порядка.

На основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности.

57. При принятии в отношении педагогического работника решения аттестационной комиссии об отказе в установлении квалификационной категории «педагог-методист» или квалификационной категории «педагог-наставник» проведение аттестации в целях установления таких квалификационных категорий осуществляется не ранее чем через один год после принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

58. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

59. Квалификационные категории («педагог-методист», «педагог-наставник»), установленные педагогическим работникам, сохраняются при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Официальное опубликование правовых актов

Официальное опубликование правовых актов

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ

  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196
«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
(Зарегистрирован 02.06.2023 № 73696)

Номер опубликования: 0001202306020031

Дата опубликования:
02.06.2023


Страница №1
из 19:
Увеличить
Отправить документ

Утверждён новый порядок аттестации педагогических работников

Утверждён новый порядок аттестации педагогических работников

С 1 сентября 2023 года вступает в силу Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196, которым утверждён НОВЫЙ ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 2 июня 2023 года.

Важные изменения в порядке прохождения аттестации:

— условия прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности сохранены;

— квалификационные категории устанавливаемые с 1 сентября 2023 года будут действовать бессрочно;

— убран срок 2 года для получения высшей квалификационной категории после получения первой категории;

— заявление на квалификационную категорию можно подать и после истечения срока ее действия, а получить высшую категорию можно по любой должности, вне зависимости от того по какой должности была получена первая категория;

— заявление на прохождение аттестации с целью установления квалификационных категорий можно подать дистанционно;

— работники имеющие государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, проходят аттестацию в упрощенном порядке;

— введены новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник;

— сведения об установленной квалификационной категории вносятся работодателем в трудовую книжку и (или) в сведения об их трудовой деятельности.

СКАЧАТЬ Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196

Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 августа 2012 года. № 101

Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2014 года. № 20 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/28651 от 07.05.2014 г.) <W21428651>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 ноября 2014 года. № 163 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/29333 от 05.12.2014 г.) <W21429333>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2015 года. № 131 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/30456 от 16.12.2015 г.) <W21530456>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 года. № 46 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/32073 от 29.05.2017 г.) <W21732073>

На основании подпунктов 4.6 и 4.26 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 года. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).

2. Исключен.

3. Данное постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр С. А.Маскевич

УТВЕРЖДЕНО

Постановление 

Министерство образования 

Республики Беларусь

22.08.2012 № 101

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данная Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).

2. Действие данной Инструкции распространяется на педагогических работников учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, – организации системы образования), а также на педагогических работников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, – педагогические работники ИП).

3. Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специальной, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, осуществлении научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

4. Аттестация педагогических работников проводится на присвоение или подтверждение квалификационной категории (далее, если не установлено иное, – аттестация).

Аттестация проводится на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий, а учителей, реализующих образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее, если не установлено иное, – учителя учреждений общего среднего образования), кроме того, – на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

Аттестация проводится на подтверждение второй, первой, высшей квалификационных категорий, квалификационной категории «учитель-методист» в случаях, которые определены в части третьей пункта 5 данной Инструкции.

5. Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуального предпринимателя, которому в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее – ИП).

По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.

По инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования), ИП может проводиться аттестация на подтверждение квалификационной категории в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, который имеет перерыв в работе на педагогических должностях больше чем два года. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет, члены аттестационных комиссий, созданных в соответствии с пунктами 14 и 15 данной Инструкции. Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной.

Аттестация на подтверждение квалификационной категории не должна проводиться более чем один раз в пять лет.

6. Присвоение квалификационных категорий педагогическому работнику по каждой занимаемой должности осуществляется последовательно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 18, пунктами 19 и 201 данной Инструкции.

Квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности, для которой присвоение квалификационных категорий предусмотрено соответствующей квалификационной характеристикой.

7. Исключен.

8. Квалификационная категория, которая присвоена педагогическому работнику по должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.

9. Квалификационная категория в случаях и в порядке, которые установлены данной Инструкцией, может быть отменена.

10. Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия в порядке, установленном данной Инструкцией.

ГЛАВА 2

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ, ЕЕ СОСТАВ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

11. Аттестационная комиссия создается в организации системы образования, в управлении образования областного исполнительного комитета, в комитете по образованию Минского городского исполнительного комитета, отделе (управлении) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее, если не установлено иное, – аттестационная комиссия).

12. В состав аттестационной комиссии не включаются педагогические работники, которые планируют проходить аттестацию в период ее полномочий.

13. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты принятия приказа об определении ее состава.

14. Аттестационная комиссия организации системы образования создается для аттестации педагогических работников этих организаций, за исключением аттестации педагогических работников на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист», в составе не менее пяти человек и избирается на собрании коллектива педагогических работников путем тайного голосования (далее – голосование). На собрании должно присутствовать более половины педагогических работников организации. В комиссию могут быть избраны педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию или квалификационную категорию «учитель-методист». Избранными в аттестационную комиссию считаются педагогические работники, за которых проголосовало более 50 процентов от числа участников собрания.

Перед проведением выборов педагогических работников в состав комиссии из членов коллектива педагогических работников организации системы образования выбирается счетная комиссия в количестве не менее чем три человека (в составе председателя и членов комиссии), которая осуществляет тайное голосование, подсчет голосов и оформление протокола счетной комиссии с решением по итогам избрания аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии организации системы образования входит руководитель этой организации или по его решению другое уполномоченное им лицо, а также представитель профсоюзного комитета (при его наличии), уполномоченный соответствующим профсоюзным комитетом.

Состав аттестационной комиссии организации системы образования определяется приказом руководителя и до 1 октября текущего учебного года доводится до сведения педагогических работников.

В работе аттестационной комиссии могут принимать участие по одному уполномоченному представителю управления образования областного исполнительного комитета, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, отдела (управления) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее, если не установлено иное, – отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа) и вышестоящего профсоюзного органа.

Аттестационная комиссия выбирает председателя, заместителя председателя, секретаря из числа членов комиссии.

15. Аттестационная комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа создается для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение или должны подтвердить квалификационную категорию «учитель-методист», педагогических работников организаций системы образования, в которых из-за малого количества педагогических работников невозможно создать комиссию в количестве, определенном в части первой пункта 14 данной Инструкции, педагогических работников ИП, а также для рассмотрения спорных случаев, которые связаны с аттестацией педагогических работников, в составе не менее семи человек.

Педагогические работники частных учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, педагогические работники ИП в случаях, предусмотренных частью первой данного пункта, проходят аттестацию в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту государственной регистрации или по месту нахождения структурного (обособленного) подразделения соответствующих частных учреждений образования, организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, ИП.

В состав аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа включаются педагогические работники организаций системы образования, имеющие первую, высшую квалификационную категорию или квалификационную категорию «учитель-методист», уполномоченные представители отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, а также соответствующего комитета профсоюза (при его наличии).

Состав аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа определяется приказом руководителя соответствующего отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа и не позднее 1 октября текущего учебного года доводится до сведения заинтересованных.

16. Перечень организаций системы образования, работники которых аттестуются комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – перечень учреждений), составляется ежегодно до 1 октября по предложению руководителей подведомственных учреждений образования, частных учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность.

17. Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, подает письменное заявление в аттестационную комиссию, которая принимает решение о допуске его к аттестации (отказе в допуске).

Решение о допуске или отказе кдопуске педагогического работника к аттестации принимается на очередном заседании аттестационной комиссии. Данное решение является основанием для издания приказа о проведении аттестации, содержание которого указаны в пункте 22 данной Инструкции.

18. Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

наличие стажа работы (кроме случаев, которые предусмотрены частями третьей–пятой и седьмой пункта 19, пунктами 20 и 201 данной Инструкции) в соответствии с частями первой, второй и шестой пункта 19 данной Инструкции;

освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, кроме случаев, которые предусмотрены частями третьей–шестой пункта 19 данной Инструкции, в сроки, предусмотренные законодательством.

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором–четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который обобщен и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

19. Претендовать на присвоение второй и первой квалификационных категорий могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее, если не установлено иное, – стаж работы), два года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

Мастера производственного обучения учреждений образования допускаются к аттестации с учетом стажа работы, который определен квалификационными требованиями.

Лица, которые получили диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.

Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее чем два года, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.

Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее чем четыре года, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.

Лица, которые имеют ученую степень и (или) ученое звание, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы один год, а высшей квалификационной категории – один год со дня присвоения первой квалификационной категории. При этом претендовать на первую квалификационную категорию они могут без присвоения второй квалификационной категории.

Педагогические работники, которым квалификационная категория присвоена в зарубежных странах, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.

В стаж работы, который определен в частях первой, второй и четвертой–шестой настоящего пункта, не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

20. При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы в качестве педагогических работников, который определен частью первой пункта 19 данной Инструкции, на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующие педагогические работники:

аккомпаниаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, музыкального руководителя, методиста, концертмейстера или педагога дополнительного образования;

преподаватели, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности учителя, учителя-дефектолога, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;

воспитатели, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, культорганизатора, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;

воспитатели-методисты, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования или мастера производственного обучения учреждения образования;

воспитатели дошкольного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, воспитателя-методиста, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, педагога социального, педагога-психолога или педагога-организатора;

инструкторы по физической культуре, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования;

руководители физического воспитания, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, методиста, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования или педагога-организатора;

концертмейстеры, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, методиста, аккомпаниатора, музыкального руководителя или педагога дополнительного образования;

мастера производственного обучения учреждения образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности учителя, преподавателя или методиста;

методисты, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, воспитателя-методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования или мастера производственного обучения учреждения образования;

музыкальные руководители, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниатора, культорганизатора, концертмейстера или педагога дополнительного образования;

учителя, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности преподавателя, учителя-дефектолога, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;

учителя-дефектологи, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности учителя, преподавателя или методиста;

педагоги социальные, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, культорганизатора, методиста, педагога-психолога, педагога-организатора или педагога дополнительного образования;

педагоги-организаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, культорганизатора, методиста, педагога-психолога или социального педагога;

педагоги-психологи, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, методиста, воспитателя дошкольного образования или воспитателя;

педагоги дополнительного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения учреждения образования, культорганизатора, методиста, инструктора по физической культуре, концертмейстера, аккомпаниатора или педагога-организатора.

При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой данного пункта, педагогические работники, претендующие на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.

20.1. В исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или ИП или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника управления образования областного исполнительного комитета (председателя комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета).

21. Исключен.

22. Основанием для проведения аттестации является приказ руководителя организации системы образования (отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа) (далее, если не установлено иное, – руководитель), которым определяются:

сроки проведения аттестации;

список педагогических работников, которые допущены к аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят аттестацию на подтверждение квалификационной категории (далее, если не установлено иное, – аттестуемые);

график аттестации (согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом), который предусматривает дату аттестации (этапов аттестации) каждого аттестуемого с учетом сроков проведения квалификационного экзамена, порядок проведения которого установлен главой 3 данной Инструкции.

Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемых в течение трех рабочих дней со дня его издания.

Срок проведения аттестации педагогического работника на присвоение второй и первой квалификационных категорий, подтверждение второй и первой квалификационных категорий не должен превышать трех месяцев с даты ознакомления аттестуемого с приказом о проведении аттестации.

Срок проведения аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» не должен превышать четырех месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола заседания квалификационной комиссии (далее, если не установлено иное, – выписка из протокола) о сдаче квалификационного экзамена этим педагогическим работникам.

В сроки, которые определены в частях третьей и четвертой настоящего пункта, не учитываются периоды временной нетрудоспособности и трудового и (или) социального отпуска педагогического работника.

23. Организационная работа по подготовке к аттестации осуществляется лицом, уполномоченным руководителем организации системы образования, с участием членов аттестационной комиссии и включает следующие этапы:

изучение педагогической деятельности аттестуемого;

подготовку аналитической информации, которая содержит результаты изучения педагогической деятельности аттестуемого, а также подробные сведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;

составление характеристики педагогического работника (далее – характеристика), которая содержит оценку его профессиональных, деловых и личных качеств.

Характеристика согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом (при его наличии). Аналитическая информация и характеристика (далее – аттестационные материалы) подписываются руководителем организации системы образования, ИП.

Аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой не позднее чем за неделю, а в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа – не позднее чем за две недели до начала аттестационной беседы.

Аттестационные материалы педагогического работника, который проходит аттестацию в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, направляются в комиссию не позднее чем за 10 дней до начала аттестации.

Срок подготовки аттестационных материалов не должен превышать двух месяцев с даты:

ознакомления педагогического работника с приказом о проведении аттестации – в отношении педагогического работника, который проходит аттестацию на присвоение (подтверждение) второй или первой квалификационной категории;

выдачи педагогическому работнику выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена – в отношении педагогического работника, который проходит аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») или подтверждение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист»).

24. Аттестация проводится в форме:

аттестационной беседы – при присвоении (подтверждении) второй и первой квалификационных категорий;

квалификационного экзамена и аттестационной беседы – при присвоении (подтверждении) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

25. Исключен.

26. Исключен.

27. Квалификационный экзамен предшествует аттестационной беседе.

28. Результаты квалификационного экзамена оцениваются отметками «сдал» или «не сдал».

29. В случае, если аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») получил отметку «сдал», но аттестационная комиссия не приняла решение о присвоении ему квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию в форме аттестационной беседы в течение трех лет с даты сдачи квалификационного экзамена.

В случае, если  по итогам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») получил оценку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится.

В случае, если аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») получил отметку «сдал», но аттестационная комиссия не подтвердила ему квалификационную категорию, или аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении такой аттестации получил отметку «не сдал», квалификационная категория ему снижается.

30. От сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории освобождаются:

30.1. педагогические работники, которые имеют государственные награды Республики Беларусь (БССР), бывшего Союза ССР, а также государств – участников СНГ, присвоенные за достижения в сфере образования;

30.2. педагогические работники, имеющие ученую степень и (или) ученое звание;

30.3. педагогические работники – авторы учебников, учебных пособий, которые официально утверждены или допущены в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь;

30.4. педагогические работники, которые стали победителями областного (Минского городского) или победителями или лауреатами заключительного этапа республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;

30.5. педагогические работники, которые за последние пять лет подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад, заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам среди учащихся учреждений образования, которые осваивают содержание образовательных программ базового образования, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификациирабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных предметов на повышенном уровне, среднего специального образования на основе общего базового образования, а также республиканской олимпиады профессионального мастерства учащихся, курсантов учреждений, реализующих образовательные программы среднего специального образования, победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов профессионального мастерства учащихся учреждений профессионально-технического образования, международных фестивалей технического и художественного творчества учащейся молодежи, победителей (Гран-при, первое, второе, третье место, дипломы I, II, III степени) и (или) призеров международных и республиканских фестивалей, конкурсов, выставок, пленэров, иных художественно-творческих соревнований, теле — и радиопроектов, которые проводятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также официальных спортивных соревнований, которые проводятся в соответствии с республиканскими календарными планами, международных спортивных соревнований, победителей международных (республиканских) фестивалей (конкурсов) среди воспитанников учреждений дошкольного образования;

30.6. педагогические работники – победители конкурса учителей, научно-педагогических работников и других лиц, а также лица, которому вручено свидетельство специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов или специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи;

30.7. педагогические работники, под руководством которых непрофессиональным (любительским) коллективам художественного творчества присвоено (подтверждено) наименование «народный» («образцовый») или звание «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь».

31. Аттестационная беседа проводится в соответствии с графиком аттестации на заседании аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационные материалы, представленные на педагогических работников, проходящих аттестацию.

По итогам рассмотрения аттестационных материалов по каждому аттестуемому аттестационная комиссия принимает путем открытого (тайного) голосования решение, предусмотренное подпунктами 46.1–46.4 пункта 46 настоящей Инструкции.

Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в котором подробно фиксируется содержание аттестационной беседы (в том числе рекомендации, которые даются аттестуемому). Протокол подписывается председателем и всеми членами аттестационной комиссии, которые принимали участие в голосовании.

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

32. Квалификационный экзамен (далее – экзамен) проводится в целях независимой экспертной оценки научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.

33. Основными задачами экзамена являются:

стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы;

овладение передовым опытом;

включение в исследовательскую деятельность;

определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории.

34. Экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и подтверждение высшей квалификационной категории проводится в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», учреждении образования «Республиканский институт профессионального образования», государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы», государственном учреждении образования «Институт культуры Беларуси», учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки», учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры», государственном учреждении образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», областных (Минском городском) институтах развития образования.

Экзамен при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» проводится в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования».

Распределение педагогических работников для сдачи квалификационного экзамена среди учреждений образования осуществляется в соответствии с приложением.

35. Методическое обеспечение экзамена, который проводится при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и подтверждение высшей квалификационной категории в государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы», в государственном учреждении образования «Институт культуры Беларуси», учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки», учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры», государственном учреждении образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» определяется этими учреждениями.

Методическое обеспечение аттестации (за исключением аттестации преподавателей учебных предметов (учебных дисциплин) профессионального компонента и мастеров производственного обучения учреждения образования) определяет государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» совместно с учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Методическое обеспечение аттестации преподавателей учебных предметов (учебных дисциплин) профессионального компонента и мастеров производственного обучения учреждения образования определяет учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования».

36. С программой и формами экзамена педагогический работник имеет право ознакомиться в учреждении образования из числа тех, которые указаны в пункте 34 данной Инструкции, где он сдает экзамен (далее – учреждение образования), а также на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет данного учреждения и выбрать одну из форм экзамена.

37. Для проведения экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и подтверждение высшей квалификационной категории, на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» сроком на один год в учреждениях образования, которые указаны в пункте 34 данной Инструкции, создаются квалификационные комиссии по направлениям педагогической деятельности (далее, если не установлено иное, – комиссии), в состав которых включаются педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, дополнительного образования взрослых, учителя учреждений общего среднего образования, которым присвоена высшая квалификационная категория (квалификационная категория «учитель-методист»), преподаватели учреждений профессионально-технического, среднего специального образования. В составе комиссии определяется председатель.

Комиссии создаются по направлениям педагогической деятельности решением руководителя учреждения образования к 1 декабря.

38. Сроки проведения экзамена устанавливаются приказом руководителя учреждения образования и доводятся до сведения заинтересованных.

39. К сдаче экзамена допускаются лица, имеющие направление организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 настоящей Инструкции, – отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту прохождения аттестации.

40. Для сдачи экзамена в учреждении образования из числа педагогических работников формируются, как правило, группы. Наполняемость групп составляет 10-12 человек.

41. На экзамене педагогическому работнику выдается экзаменационный лист со штампом учреждения образования, в котором он делает записи.

42. По итогам экзамена на присвоение высшей категории (подтверждение высшей категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение квалификационной категории «учитель-методист») педагогическому работнику решением большинства членов комиссии, принимающих участие в заседании, выставляется соответствующая оценка. Решение комиссии считается правомочным при наличии на заседании двух три членов этой комиссии.

43. Результаты экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости, которая подписывается председателем квалификационной комиссии и ее членами. Срок хранения экзаменационных ведомостей – пять лет.

44. По итогам сдачи экзамена на присвоение высшей категории (подтверждение высшей категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение квалификационной категории «учитель-методист») аттестуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии за подписью руководителя учреждения образования (далее – выписка из протокола). Выписка из протокола представляется педагогическим работникам в ту аттестационную комиссию, в которой он аттестовывался.

В случае, если педагогический работник проходит аттестацию в соответствии с частью первой пункта 29 данной Инструкции у другого нанимателя, выписка из протокола по желанию педагогического работника направляется в аттестационную комиссию той организации системы образования (отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа), где он проходит аттестацию, поее запроса. В организации системы образования (отделе (управлении) образования местного исполнительного и распорядительного органа), которая направляет выписку из протокола, хранится ее копия, которая заверяется этой организацией (отделом (управлением) образования).

45. На период полномочий квалификационных комиссий по направлениям педагогической деятельности в учреждении образования решением ее руководителя создается апелляционная комиссия. В состав апелляционной комиссии не включаются члены квалификационных комиссий.

При несогласии педагогического работника с отличием по итогам экзамена он имеет право обратиться в апелляционную комиссию в день сдачи экзамена. Апелляция рассматривается комиссией в день обращения аттестуемого.

Решение апелляционной комиссии объявляется педагогическому работнику в письменной форме не позднее чем через пять дней после его обращения.

ГЛАВА 4

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ

46. На основании итогов аттестационной беседы аттестационная комиссия решает:

46.1. присвоить (отказать в присвоении) соответствующую квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестовывался);

46.2. подтвердить квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестовывался);

46.3. снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестовывался);

46.4. отменить квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестовывался).

47. При принятии решения об отмене педагогическому работнику второй квалификационной категории, по которой он проходит аттестацию на подтверждение, данная квалификационная категория отменяется.

При принятии решения о снижении педагогическому работнику первой (высшей) квалификационной категории или квалификационной категории «учитель-методист», по которой он проходит аттестацию на подтверждение, за ним сохраняется соответственно вторая (первая) или высшая квалификационная категория.

48. Если при проведении аттестации на присвоение квалификационной категории аттестационной комиссией установлено нарушение требований законодательства при присвоении педагогическому работнику предварительной квалификационной категории, она принимает решение отказать в присвоении квалификационной категории, на которую претендует педагогический работник. При наличии основания для сохранения у него квалификационной категории, которую он имеет, с согласия педагогического работника аттестационная комиссия принимает решение о ее подтверждении, а при отсутствии основания для сохранения в педагогического работника этой квалификационной категории или его ответе на ее подтверждение – решение об отмене этой квалификационной категории.

49. Если при проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории аттестационной комиссией установлено нарушение требований законодательства при присвоении педагогическому работнику этой квалификационной категории, то при наличии основания для присвоения педагогическому работнику данной квалификационной категории комиссия принимает решение о ее подтверждении, а при отсутствии основания для присвоения данной квалификационной категории – решение о ее отмене.

Если педагогический работник отказался от прохождения аттестации на подтверждение квалификационной категории или не явился на квалификационный экзамен или аттестационную беседу без уважительных причин, решением аттестационной комиссии данная категория снижается (отменяется).

50. Решение аттестационной комиссии считается правомочным, если за него проголосовало более 50 процентов от количества участников голосования и при наличии на заседании двух три членов этой комиссии. При равном количестве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

С решением аттестационной комиссии аттестуемого знакомят непосредственно после аттестации, под роспись.

51. Решение аттестационной комиссии организации системы образования в 5-дневный срок оформляется приказом руководителя организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 настоящей Инструкции, – отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа и вступает в силу со дня подписания приказа.

52. В случае, если по результатам аттестации принято решение об отказе в присвоении квалификационной категории, снижении или ее отмене, а также в случае, который предусмотрен частью второй пункта 29 данной Инструкции, педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории не ранее чем через один год после принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

53. Аттестационные материалы, заявление, протоколы заседания аттестационной комиссии хранятся пять лет в организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 настоящей Инструкции, – отделе (управлении) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

54. При нарушении процедуры аттестации, которая установлена настоящей Инструкцией, выраженным аттестационной комиссией организации системы образования, педагогический работник в десятидневный срок со дня ознакомления с решением аттестационной комиссии имеет право обратиться с заявлением в аттестационную комиссию отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, а при нарушении, выявленном аттестационной комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, – в вышестоящий отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа, кроме случаев, когда нарушения были допущены в отношении педагогического работника, который аттестовывался в аттестационной комиссии управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета).

При выявлении нарушений процедуры аттестации, которая установлена настоящей Инструкцией, аттестационная комиссия вышестоящего отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа имеет право отменить решение аттестационной комиссии организации системы образования (отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа) и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которого были допущены нарушения.

В случае, если нарушения были допущены в отношении педагогического работника, который аттестовывался в аттестационной комиссии управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), по обращению педагогического работника для его повторной аттестации создается другая аттестационная комиссия управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета). В состав данной комиссии не могут быть включены лица, которые принимали решение в отношении этого педагогического работника при предыдущей аттестации.

Решение аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, которое принято в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящего пункта, считается окончательным, объявляется приказом его руководителя и доводится до сведения руководителя организации системы образования (отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа).

55. Споры, которые связаны с аттестацией педагогических работников, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Приложение

к Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)

Распределение педагогических работников для сдачи квалификационного экзамена среди учреждений образования

№п/п Название учреждения Педагогические работники, которые сдают квалификационный экзамен

1 Областные (Минский городской) институты развития образования, Педагогические работники организаций системы образования, педагогические работники ИП, за исключением педагогических работников, определенных в пунктах 3-8 данного приложения, и методистов

2 Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Педагогические работники организаций системы образования, в том числе методисты областных (Минского городского) институтов развития образования, государственного учреждения «Академия последипломного образования», научно-методического учреждения «Национальный институт образования», педагогические работники ИП, за исключением педагогических работников, определенных в пунктах 3-8 данного приложения

3 Государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» Педагогические работники учреждений образования и других организаций системы здравоохранения

4 Государственное учреждение образования «Институт культуры Беларуси» Педагогические работники учреждений образования в сфере культуры, за исключением педагогических работников, реализующих содержание образовательных программ по учебным предметам (учебным дисциплинам) общеобразовательного компонента 

5 Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» Педагогические работники учреждений высшего образования, других организаций, которые реализуют содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых 

6 Учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки» Педагогические работники учреждений образования в сфере культуры, гимназий-колледжей искусств, за исключением педагогических работников, реализующих содержание образовательных программ по учебным предметам (учебным дисциплинам) общеобразовательного компонента

7 Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» Руководители физического воспитания, инструкторы по физической культуре, учителя и преподаватели учебного предмета (учебной дисциплины) «Физическая культура и здоровье», педагоги дополнительного образования, которые реализуют содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (туристско-краеведческих, спортивно-технических, физкультурно-спортивных профилях)

8 Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» Педагогические работники учреждений образования системы профессионально-технического образования, системы среднего специального образования, за исключением педагогических работников, реализующих содержание образовательных программ по учебным предметам (учебным дисциплинам) общеобразовательного компонента, педагогические работники организаций системы образования, которые реализуют содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников рб 2022
  • Инструкция о порядке приобретения перевозки хранения учета отпуска использования уничтожения
  • Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда
  • Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета
  • Инструкция о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов мвд